Зкратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2023. Том 8. Выпуск 5. С. 555-560 | 2023. Volume 8. Issue 5. P. 555-560
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Наставничество как ресурс становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя
Исаев Е. А.
Аннотация. Цель исследования - определить особенности применения наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации студентов педагогических вузов. В статье раскрывается сущность культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя, представлена практика наставничества как ресурс ее становления; описаны педагогические средства практики наставничества, повышающие культуру профессиональной самоорганизации будущего учителя (педагогическое чтение, методика тайм-менеджмента, технология педагогической пробы). Научная новизна заключается в том, что расширены педагогические знания о возможностях становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя ресурсами наставничества; раскрыты сущность и содержание педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы как педагогических средств наставнической практики, ориентированных на становление культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя. В результате доказано, что практика наставничества может быть эффективно реализована куратором в педагогическом вузе с целью становления культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей с помощью таких педагогических средств, как педагогическое чтение, методика тайм-менеджмента и технология педагогической пробы.
EN
Mentoring as a resource of developing the future teacher's culture of professional self-organization
Isaev E. A.
Abstract. The purpose of the research is to define the features of using mentoring for the development of professional self-organization of pedagogical university students. In the article the essence of the professional self-organization culture of a future teacher is revealed. The mentoring practice is presented as its development resource; the pedagogical means of mentoring practice that increase the professional self-organization culture of a future teacher such as pedagogical reading, time-management methods, technology of pedagogical test are described. The scientific novelty consists in the extending of pedagogical knowledge about the possibilities of developing professional self-organization culture of a future teacher with the help of mentoring resources; the essence and content of pedagogical reading, time-management methods and technology of pedagogical test are introduced with the pedagogical means of mentoring practice aimed at the development of professional self-organization culture of a future teacher. As the result, it is proved that a curator can actively use the mentoring practice in pedagogical university to develop professional self-organization culture of a future teacher with the help of pedagogical reading, time-management methods and technology of pedagogical test.
Введение
Современное общество ставит перед педагогическим вузом задачу подготовки учителей, обладающих высокой культурой профессиональной самоорганизации, т. е. «способных адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, готовых самостоятельно приобретать знания и эффективно применять их на практике, критически мыслить, организовывать свою деятельность в труде и отдыхе» (Ишков, 2004, с. 2).
Анализ работ по самоорганизации личности показал, что изучены психологические особенности самоорганизации личности (Ишков, 2004; Уваров, 2007); специфика формирования самоорганизации студентов в условиях информатизации образования (Куликова, 2008), в системе непрерывного профессионального
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230079
© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
образования (Амирова, 1995), с применением технологии тайм-менеджмента (Низамова, 2021; Реуно-ва, 2013); особенности развития самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности (Шемереко, 2020). При этом проблема становления культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей не была отдельным предметом исследования.
По мысли А. Д. Ишкова, «студенты с высокой успеваемостью имеют более высокий уровень самоорганизации, чем менее успешные студенты» (2004, с. 3). А. А. Еремина добавляет, что «способствовать успеху в учебе и будущей профессии может именно наставник» (2022, с. 64). Поэтому делаем вывод, что практика наставничества выступает действенным ресурсом становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя.
Отметим, что в отечественной педагогике наставничество изучается в разных аспектах: содержательном (Тарасова, Пастухова, Чигрина, 2020); психолого-педагогическом (Долгушева, Кадневский, Сергиенко, 2013). И. В. Круглова (2007) рассматривает принципы реализации наставничества с позиции непрерывного педагогического образования. При этом не раскрыта специфика реализации практики наставничества как средства повышения культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена двумя аспектами: важностью теоретико-методологического осмысления сущности культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей и необходимостью разработок педагогических средств практики наставничества, нацеленных на повышение уровня самоорганизации личности.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя;
- охарактеризовать особенности реализации практики наставничества кураторами при подготовке будущих учителей в педагогическом вузе;
- выявить эффективность применения педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы в практике наставничества кураторами в процессе подготовки будущих учителей в вузе для повышения уровня их профессиональной самоорганизации.
Теоретической базой исследования являются: идеи, раскрывающие сущность культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя (Амирова, 1995; Ишков, 2004; Куликова, 2008; Уваров, 2007; Шеме-реко, 2020); теоретические аспекты наставничества как ресурса развития профессиональной культуры будущих педагогов (Еремина, 2022; Илалтдинова, Фролова, 2016; Осипова, 2015; Полонников, Король, Корчало-ва, 2020; Пшеничная, 2017); исследования технологических основ профессиональной самоорганизации личности (Мечик, Пудовкина, 2016; Низамова, 2021; Осипова, 2015; Полонников, Король, Корчалова, 2020; Реунова, 2013; Сметанкина, 2018).
Для решения поставленных задач использован комплекс методов сбора и обработки информации: теоретические методы (анализ и синтез отечественного и зарубежного опыта, обобщение, конкретизация); эмпирические методы (анкетирование, опрос); методы математической статистики (обработка результатов исследования).
Практическая значимость работы состоит в том, что описанные и апробированные педагогические средства практики наставничества в целях повышения культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей (педагогическое чтение, методика тайм-менеджмента и технология педагогической пробы) могут являться организационно-методическим ресурсом для студентов педагогических вузов.
Обсуждение и результаты
Культура профессиональной самоорганизации учителя многоаспектна. Она отражает деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя в профессии; организацию учителем собственных трудовых действий, своего времени в процессе труда и отдыха; резерв повышения эффективности и результативности, таким образом, очевидно, что профессиональная самоорганизация - это критерий зрелости специалиста, совокупность врожденных и социально приобретенных качеств личности.
Становление культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя означает освоение и реализацию универсальной системы профессиональных знаний и умений в области целеполагания, осознания поставленных задач извне, прогнозирования, планирования, проектирования, оценивания, корректировки своей педагогической деятельности, а также способности действовать в профессии самостоятельно, инициативно, критично. При этом на сегодняшний день существуют и содержательные, и нормативные основания рассматривать институт наставничества как действующий инструмент становления культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей, в ходе которой активностью самого субъекта создается, воспроизводится или совершенствуется организация себя в профессиональной деятельности. Наставничество, как отмечает Т. Ю. Осипова (2015, с. 142), - сложно структурированная синергетическая система, направленная на самоорганизацию субъектов образовательного пространства средствами персонифицированного взаимодействия.
Е. Ю. Илалтдинова, С. В. Фролова (2016) подчеркивают тот факт, что наставничество является неотъемлемым элементом новой модели целевой подготовки будущего педагога как самоорганизующейся системы. Кроме того, большое значение наставничества отмечено во многих федеральных документах: посланиях и указах, проекте «Учитель будущего» (URL: https://edu54.щ/upload/Шes/2016/03/Федеральный%20проект% 20Учитель%20будущего^Г), национальной системе учительского роста, профессиональном стандарте
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (URL: https://base.garant.ru/70535556/Tysclid4atfjwu3d9817522103/). Также учрежден знак отличия «За наставничество» (URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71791182/?ysclid=latfncfh5c317229871/), а 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
Ключевой задачей наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя является моделирование и мониторинг педагогических ситуаций, передающих социальные и/или профессиональные ценности формирующемуся специалисту и обеспечивающих преемственность поколений (Пшеничная, 2017, с. 48).
В данной связи Т. Ю. Осипова говорит о том, что «результатом наставничества становится подготовка высококвалифицированного педагога, личности с всесторонне развитой культурой самоорганизации» (2015, с. 144). Действительно, применение практики наставничества не только окажет влияние на эмоциональный фон студента за счет освоения новых знаний, обогащения своего опыта, но и поможет сформировать умения анализа, синтеза, оценки своей педагогической деятельности.
Практика наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя -это работа, ориентированная на подготовку студентов к эффективной организации и самоорганизации своей будущей профессиональной деятельности. По мнению А. А. Ереминой, «в основе практики наставничества лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого. И в этом отношении деятельность наставника близка педагогической поддержке, сущность которой состоит в том, чтобы оказать помощь студенту в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть» (2022, с. 65).
Таким образом, общим признаком практики наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя является не только педагогическая поддержка студента в области его синерге-тического развития, но и устранение внутренних образовательных дефицитов самостоятельности сопровождаемого, способностей по автономному построению траектории своей будущей профессиональной деятельности.
Практика наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя реализуется в следующих формах:
- индивидуальной, где наставник осуществляет персонализированное сопровождение студента с учетом его индивидуальных образовательных дефицитов самоорганизации;
- групповой, предполагающей наставничество студенческой группы;
- коллективной, организующей наставничество культуры профессиональной самоорганизации большой группы обучающихся (курса, потока и т. д.);
- взаимной, предполагающей взаимную поддержку обучающихся по расширению знаний, способностей в области проектирования, реализации, рефлексии и саморефлексии будущей профессиональной деятельности.
Педагогические средства наставнической деятельности в области становления культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей отличаются своим разнообразием. Это связано с тем, что в работе наставника, в зависимости от формы и особенностей конкретной ситуации, могут быть использованы методы, развивающие умения в области целеполагания, прогнозирования, планирования, проектирования, оценивания, корректировки своей педагогической деятельности, а также способности действовать в профессии самостоятельно, инициативно, критично.
Ниже описаны особенности применения педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы в целях становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя.
Педагогическое чтение
Педагогическое чтение - это технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает студентов конкретными приемами/заданиями для смыслового понимания и рецепции историко-педагогического наследия. Данное средство формирует активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору как транслятору передового опыта, а также помогает осмыслить информацию с целью ее включения в собственный контент жизнедеятельности. Ученые определяют самостоятельность как основной элемент такого чтения, который обеспечивает самоорганизацию личности в любой деятельности, включая самоконтроль, самоутверждение, профессиональную инициативность, коммуникативность, ответственное отношение к делу (Мечик, Пудовкина, 2016, с. 72-74).
Н. Н. Сметанкина добавляет, что «профессионально-специализированное чтение считается залогом успешной будущей карьеры, поскольку оно в основном глубокое, интеллектуальное, смысловое, тематически ограниченное сферой профессиональной деятельности» (2018, с. 37).
В основе педагогического чтения лежит теория критического мышления (critical thinking). В трудах зарубежных ученых (Glaser, 1941; Golding, 2011; Halpern, 2014; Lipman, 2007; Mulnix, 2012) представлено большое количество уже разработанных техник, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности, развитие критического мышления обучающихся в процессе чтения. К наиболее эффективным можно отнести такие, как «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Оценка текста», «Задай вопрос», «Кубик Блума», «Составь задание», «Составь вопросы к тексту», «Пометки на полях», «Аналитик», «Составь карту к тексту», «Сделай подписи к иллюстрациям учебника», «Драмогерменевтика» и др. (Полонников, Король, Корчалова, 2020).
Условно работу наставника по реализации практики педагогического чтения можно разделить на три этапа: мотивационный, когнитивно-смысловой и рефлексивный. На мотивационном этапе куратор стимулирует студентов к педагогической профессии в целом, подготавливая обучающегося к чтению оригинального
педагогического труда и его рецепции. На данном этапе организуется просмотр фильма о жизнедеятельности известного педагога, знакомство с его биографией с помощью разных технологических решений, изучение периодики на предмет его цитирования, наличия статей, посвященных его творчеству и т. п. Второй этап реализации практики педагогического чтения (когнитивно-смысловой) заключается в непосредственном чтении и анализе под руководством наставника педагогического труда с применением различных техник и приемов. Заключительный, рефлексивный, этап предполагает руководство наставником работой по применению студентом полученного опыта в действии.
Технология педагогической пробы Педагогическая проба выступает как системообразующий фактор становления культуры профессиональной самоорганизации студентов, поскольку формирует у них способность разбираться в сложившихся трудовых обстоятельствах, анализировать свой успех и ошибки, проектировать и систематизировать педагогическую деятельность, воздействовать на собеседника, управлять коммуникацией и ее участниками. Также проба себя в педагогической роли интегрирует знания студентов о своей профессии, психологических особенностях деятельности ученика, практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств.
Сущность технологии педагогической пробы заключается в погружении студента в педагогическую деятельность. Студенту дается возможность под руководством куратора организовать и провести какое-либо педагогическое мероприятие (урок, фрагмент урока, занятие, воспитательную беседу, классный час и т. п.) в группе с младшими курсами, со школьниками в школах, имеющих хоздоговорные отношения с кафедрой, в психолого-педагогических классах и др.
Методика тайм-менеджмента Очевидно, что профессиональная самоорганизация личности включает в себя умение эффективно спланировать свою работу, рационально расходуя время. Поэтому методика тайм-менеджмента является естественным инструментом обучения студентов самоорганизации в будущей профессии. Для этого можно использовать временной потенциал кураторских часов, на которых куратор сможет познакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами тайм-менеджмента.
Сущность данной методики заключается в развитии у студентов первичных умений и навыков тайм-менеджмента. К ним относятся: целеполагание (научить пользоваться целевыми стратегиями, методами достижения успеха, формулировать цели, упражняться в «декларации жизненных целей»); планирование (научить составлять годовое/месячное/недельное/дневное планирование, контекстное планирование, вести ежедневник; пользоваться принципами временного менеджмента, пирамидой Франклина); расстановка приоритетов (освоить матрицу Эйзенхауэра, АБВ-анализ, принцип Парето; придерживаться распорядка своего дня, вести график продуктивности, соблюдать биоритм); самоконтроль, анализ, коррекция (научиться контролировать образовательный процесс, достижение поставленных целей, промежуточных результатов, уметь сделать обзор итогов истекшего дня, коррекцию ошибочных действий, освоить метод «пяти пальцев»); отдых и самомотивация (научиться максимальному переключению, смене контекста); информация и коммуникация (освоить рациональное чтение, приемы тайм-менеджмента и самоменеджмента, рациональное использование личного и учебного времени) (Низамова, 2021; Реунова, 2013).
Как известно, в вузах нет наставников как отдельной должности, однако современный педагогический вуз обладает таким мощным социальным инструментом, как институт кураторства. Мы считаем, что именно куратор может и должен реализовывать практику наставничества в становлении культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей, поскольку кураторство - это особый вид организационно-воспитательной деятельности, связанный с созданием условий для успешного формирования, развития личности студента, ее самореализации и самосовершенствования в будущей профессии.
Педагогическое чтение, методику тайм-менеджмента и технологию педагогической пробы мы применяли во время проведения кураторских часов в группе, включающей в себя 24 студента факультета иностранных языков Воронежского государственного педагогического университета в течение первого семестра 2022-2023 учебного года. Опыт работы показывает, что применение педагогических средств практики наставничества дает возможность положительно влиять на динамику профессиональной самоорганизации будущего учителя. Данный вывод мы сделали на основе результатов математических подсчетов с помощью опросника «Диагностика особенностей самоорганизации», созданного А. Д. Ишковым и Н. Г. Милорадовой (Способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека: патент № 2252700. URL: https://ru-club.org/self-organization-test). Отметим, что у примененной диагностической методики следующая структура: интегральная шкала, которая показывает общий уровень самоорганизации студента; пять шкал, которые характеризуют функциональные компоненты самоорганизации студента: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль в профессиональной деятельности; и еще одна шкала, отражающая такой личностный компонент самоорганизации студента, как волевые усилия студента.
Диагностика проводилась в два этапа: первый этап (выявление исходных показателей) - до начала применения вышеназванных педагогических средств, в начале семестра; второй этап (определение конечных показателей) - после внедрения в практику работы педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы, в конце первого семестра 2022-2023 учебного года. Результаты проведенного опроса представлены в Таблице 1.
Исходные показатели говорят о том, что уровень самоорганизации студентов недостаточно высок, средний процент исходных показателей - 55,1. Конечные показатели подтверждают эффективность примененных
средств, средний процент прироста составляет 67,7. То есть средняя разница между исходными и конечными показателями - 12,6.
Таблица 1. Диагностика профессиональной самоорганизации студента
Критерии Исходные показатели (в процентах) Конечные показатели (в процентах) Показатель прироста (в процентах)
Целеполагание 48,1 60,5 12,4
Анализ ситуации 57,2 63,8 6,6
Планирование 45,9 62,9 17
Самоконтроль 56,3 70,1 13,8
Волевые усилия 61,2 73,9 12,7
Общий уровень самоорганизации 62 75 13
Исходя из Таблицы 1, мы видим, что по всем критериям показатели профессиональной самоорганизации студента имеют положительную динамику. Средний прирост за семестр составил 10,9. Это свидетельствует о том, что практика наставничества с применением педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы эффективна в становлении культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- культура профессиональной самоорганизации будущего учителя представляет собой универсальную систему профессиональных знаний и умений в области целеполагания, осознания поставленных задач извне, прогнозирования, планирования, проектирования, оценивания, корректировки своей педагогической деятельности, а также способности действовать в профессии самостоятельно, инициативно, критично;
- практика наставничества в целях становления культуры профессиональной самоорганизации студентов в педагогическом вузе - это педагогическая поддержка куратором своего студента в области его синерге-тического становления, включающего устранение внутренних образовательных дефицитов самостоятельности сопровождаемого, развитие способностей по автономному построению траектории своей будущей профессиональной деятельности. Практика наставничества может реализовываться в индивидуальной, групповой, коллективной и взаимной формах с применением разных педагогических средств, таких, к примеру, как педагогическое чтение, методика тайм-менеджмента и технология педагогической пробы;
- эффективность применения педагогического чтения, методики тайм-менеджмента и технологии педагогической пробы для повышения культуры профессиональной самоорганизации будущих учителей подтверждена экспериментально и заключается в возможности с их помощью развить умения в области целепо-лагания, осознания поставленных задач извне, прогнозирования, планирования, проектирования, оценивания, корректировки своей будущей педагогической деятельности, а также способности действовать в будущей профессии самостоятельно, инициативно, критично.
Перспективами дальнейшего исследования считаем поиск, разработку и внедрение в практику наставничества альтернативных педагогических средств, повышающих культуру профессиональной самоорганизации будущих учителей.
Источники | References
1. Амирова С. С. Самоорганизация обучающегося и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: автореф. дисс. ... д. пед. н. Казань, 1995.
2. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4.
3. Еремина А. А. Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого учителя // ИНСАЙТ. 2022. № 4 (12).
4. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
5. Ишков А. Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2004.
6. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дисс. ... к. пед. н. М., 2007.
7. Куликова С. С. Формирование умений самоорганизации будущих педагогов в условиях информатизации образовательной деятельности: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2008.
8. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технология продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. 2016. № 5.6 (109.6).
9. Низамова Ч. И. Развитие самоорганизации студентов в учебной деятельности с применением технологии тайм-менеджмента: автореф. дисс. ... к. пед. н. Казань, 2021.
10. Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. № 3.
11. Полонников А. А., Король Д. Ю., Корчалова Н. Д. Образовательное чтение: опыт дидактического исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207).
12. Пшеничная В. В. Роль наставника в развитии профессиональных компетенций молодых педагогов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (08).
13. Реунова М. А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: автореф. дисс. ... к. пед. н. Оренбург, 2013.
14. Сметанкина Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения // Высшее образование сегодня. 2018. № 3.
15. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М.: Перспектива, 2020.
16. Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной активности: автореф. дисс. ... д. психол. н. СПб., 2007.
17. Шемереко А. С. Развитие самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2020.
18. Glaser E. M. An Experiment in the Development of Critical Thinking. N. Y.: Teacher's College, Columbia University, 1941.
19. Golding C. Educating for Critical Thinking: Thought-Encouraging Questions in a Community of Inquiry // Higher Education Research & Development. 2011. Vol. 30. Iss. 3.
20. Halpern D. F. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. 5th ed. N. Y.: Psychology Press, 2014.
21. Lipman M. Education for Critical Thinking // Philosophy of Education: An Anthology / ed. by R. Curren. Maiden: Blackwell Publishing Ltd, 2007.
22. Mulnix J. W. Thinking Critically about Critical Thinking // Educational Philosophy and Theory. 2012. Vol. 44. No. 5.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Исаев Евгений Анатольевич1, к. пед. н., доц. 1 Воронежский государственный педагогический университет
Isaev Evgeny Anatolevich1, PhD
1 Voronezh State Pedagogical University
1 evg77237009@yandex.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 26.03.2023; опубликовано (published): 19.05.2023.
Ключевые слова (keywords): практика наставничества; куратор; педагогические средства практики наставничества; культура профессиональной самоорганизации; студенты педагогических вузов; mentoring practice; curator; pedagogical means of mentoring practice; culture of professional self-organization; pedagogical university students.