ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
А. А. Попов
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3. С. 156-164. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 3. P. 156-164.
Научная статья УДК 37.08
doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-156-164.
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Т. А. Яндукова
Андрей Алексеевич Попов1, Татьяна Анатольевна Яндукова2
1 Областная гимназия им. Е. М. Примакова, Московская обл., Россия
2 Школа № 107, Самара, Россия 1 [email protected] 2уап^коуа@Н$1 ги
Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы рассматривается понятие «наставничество». Оно интерпретируется авторами как поддержка будущих учителей в контексте становления и развития личности педагога в профессиональной деятельности. Охарактеризованы основные функции педагога-наставника (профессионально-образовательная, воспитательная, самообразовательная), а также показано влияние авторитета наставника на личность будущего учителя. Выделены задачи наставничества над будущими учителями: ознакомление с общеобразовательной организацией, помощь в удовлетворении профессиональных интересов, формировании собственного стиля педагогической деятельности, подготовка молодых специалистов к применению знаний, умений, навыков в условиях общеобразовательных организаций, определение степени готовности
© А. А. Попов, 2022 © Т. А. Яндукова, 2022
студента к педагогической практике. Раскрывается содержание педагогической практики, реализуемой в АНОО «Областная гимназия им. Е. М. Примакова» как ряд этапов: инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности, ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка; составление и реализация плана-графика прохождения практики; индивидуальное задание на практику. Каждым этапом обусловлены формы взаимодействия педагога-наставника и будущего учителя-предметника. Особое внимание уделяется чек-листу посещения урока, который служит ориентиром в оценивании профессиональной деятельности педагогов, а также памяткой, с помощью которой урок легко структурируется, а учитель рассчитывает время той или иной деятельности обучающихся. Авторы выделили основные методы работы педагогов-наставников с будущими учителями, а также отметили профессиональные качества педагога, значимые во взаимодействии с обучающимися. Также в контексте рассматриваемой проблемы обозначен ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения.
Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, будущий учитель
Для цитирования: Попов А. А., Яндукова Т. А. Роль наставничества в подготовке будущих учителей-предметников в условиях общеобразовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 156-164. аок 10.24412/2224-0772-2022-84-156-164.
Original article
The Role of Mentoring in the Training of Future Subject Teachers in General Education
Andrey A. Popov1, Tatiana A. Yandukova2
1 Primakov Regional Gymnasium, Moscow region, Russia
2 School № 107, Samara, Russia 1p op [email protected]
Abstract. The article deals with the concept of "mentoring" based on the analysis of scientific literature. Mentoring is interpreted by the authors as a support for future teachers in the context of the further formation and development of the teacher's personality in professional activity. The main functions of a teacher-mentor (professional-educational, educational, self-educational, influence of authority) are considered, the tasks of mentoring are highlighted (acquaintance with a general educational organization, meeting the personal needs of future teachers, developing their own style of pedagogical activity, preparing of future teachers for the practical application of knowledge, skills in the real conditions of educational organizations, determination of the stu-
dent's readiness for teaching practice). The authors reveal the content of the pedagogical practice implemented in the Primakov Regional Gymnasium, through the following stages: briefing on familiarization with the requirements of labor protection, safety, fire safety, internal labor regulations, drawing up and implementing a schedule for practice; individual task for practice. Each stage includes forms of interaction between the teacher-mentor and the future teacher. Particular attention is paid to the checklist for attending a lesson, which acts as a guideline for evaluating the professional activities of teachers, also as a reminder with which the lesson is easily structured, and the future teacher calculates the time of a particular activity of students. The authors highlighted the main ways in which teacher educators work with future teachers and the professional qualities of the teacher that are important in their interaction with students. It should be noted that in the context of the problem under consideration, there are a number of issues that require further study.
Keywords: mentoring, teacher-mentor, future teacher
For citation: Popov A. A., Yandukova T. A. The role of mentoring in the training of future subject teachers in general education // Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(3): 156-164. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-84-156-164.
Практико-ориентированный характер обучения в педагогических вузах России и привлечение для этого возможностей общеобразовательных организаций обеспечивают целостность процесса подготовки будущих учителей-предметников. Следовательно, актуальным становится введение наставничества как системы, имеющей большое значение в формировании профессиональных компетенций будущих учителей: развитии профессиональных способностей, совершенствовании педагогического мастерства, управлении процессом подготовки студентов. Мы согласны с позицией З. Ю. Дипломатовой, В. Н. Иванова, Г. А. Александровой, состоящей в том, что поддержка наставником молодого учителя заключается в оказании теоретической и практической помощи на рабочем месте [2]. В связи с этим подготовку будущих учителей-предметников в условиях общеобразовательных организаций целесообразно вести под руководством опытных специалистов.
Существуют различные подходы к определению наставничества. Наиболее обобщенную формулировку предлагают О. Н. Мамонова, И. А. Сосунова, О. В. Юрченко — как метод обучения и развития [8]. Н. А. Криволапова, О. Т. Кулешова, В. Д. Ячменев интерпретируют это понятие применительно к системе образования как разновидность
индивидуальной учебной и воспитательной работы с педагогическими работниками, имеющими опыт работы в образовательных организациях от 0 до 3 лет [5]. Г. Р. Ахтиева, М. Г. Ермолаева, О. Н. Шилова видят в наставничестве востребованный метод обучения и развития сотрудников, важный элемент корпоративной культуры [1]. По мнению И. В. Кругловой, такое содействие молодым специалистам активизирует их профессиональное развитие, формирование у них мотивации к совершенствованию и успешному становлению в профессии [7]. Более того, как отмечает Л. А. Кочемасова, наставничество — двусторонний, взаимообогащающий процесс, необходимый наставнику не меньше, чем наставляемому [4].
Отталкиваясь от приведенных определений, мы фокусируем внимание на конкретном объекте профессионального сопровождения — фигуре педагога на этапе вузовского обучения. В связи с этим под наставничеством понимаем поддержку будущего учителя-предметника в его установках на развитие своего потенциала, навыков, приоритеты и пути становления в профессиональной деятельности. Наставник со своей стороны делится знаниями, опытом, поддерживает наставляемого результативными и эффективными способами, а также выступает «проектировщиком, навигатором, аналитиком, консультантом» [3]. Отметим, что «наставничество является примером педагогики сотрудничества, суть которой заключается в гуманном и уважительном отношении к подопечному, обеспечению его права на выбор» [6].
Рассмотрим основные функции педагога-наставника в общеобразовательной организации: профессионально-образовательную (помощь в профессиональном совершенствовании, повышение уровня методической и общенаучной подготовки, развитие педагогического такта и наблюдательности); воспитательную (активное влияние на формирование ценностных ориентиров, навыков самоорганизации); самообразовательную (педагог-наставник непрерывно учится сам и ищет новое содержание, методы и формы работы с обучающимися, чтобы, в числе прочего, в дальнейшем поделиться опытом с будущими учителями). Изучив способности, склонности, интересы, отношение к себе со стороны учеников и коллег, педагог-наставник стремится стать авторитетом для молодого специалиста, способствует активизации его саморазвития.
Мы согласны с А. В. Криворучко в том, что наставничество подразумевает «выполнение ряда задач, таких как знакомство с возможным
местом педагогической практики и будущим местом работы, помощь в удовлетворении профессиональных интересов, формирование собственного стиля педагогической деятельности (обучение составлению планов-конспектов уроков, помощь в разработке и подборе дидактического материала, применении различных форм, методов и средств обучения, внедрении и совершенствовании собственной методики оценивания учебных результатов), подготовка молодых специалистов к применению знаний, умений, навыков в реальных условиях общеобразовательных организаций, определение степени готовности студента к педагогической практике» [6].
Наставничество также включает в себя оказание помощи будущим учителям в изучении Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовых актов, выполнение норм которых предписано федеральным государственным надзором в сфере образования. Отдельное направление наставничества — инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности, ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка; совместный с будущим учителем анализ учебных программ, учебников, методических пособий, передового педагогического опыта отечественных и зарубежных общеобразовательных организаций; просвещение наставляемого в области новых психологических и педагогических исследований; сопровождение в совершенствовании теоретических и практических умений, педагогического мастерства.
Опыт работы в АНОО «Областная гимназия им. Е. М. Примакова» дает возможность рассмотреть содержание проводимой в данной образовательной организации педагогической практики: 1) инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности, ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка; 2) составление и реализация плана-графика практики, в котором для студента предусмотрены следующие виды деятельности: участие в установочной конференции, согласование плана-графика; посещение уроков; разработка конспектов уроков и внеурочного мероприятия; проведение уроков по предмету; решение профессиональных задач; подготовка отчета о практике; участие в итоговой конференции; 3) индивидуальное задание (оно соответствует основным этапам и разделам практики) — комплекс поручений, сверх рабочей программы практики, отвечающих ее целям и задачам.
Результаты педагогической практики оформляются будущими учи-
телями в виде отчета по мере прохождения соответствующих разделов программы и представляются сразу по окончании практики. Отчет должен содержать анализ выполненной работы, вытекающие из него выводы и предложения, отличаться самостоятельностью суждений. В частности, должна быть отображена информация о приобретенных умениях, сформированных навыках. В качестве приложения приобщаются материалы, собранные в период практики или предоставленные организацией, методические разработки и т.п. Отчет принимают руководители практики по месту ее прохождения, а также кураторы со стороны вуза.
Особую важность имеет первый этап, включающий разработку и проведение уроков. В исследовании Ф. А. Сальковой говорится, что учителя отмечают посещение уроков как один из ключевых критериев, входящих в понятие «наставничество» [9].
В АНОО «Областная гимназия им. Е. М. Примакова» разработан и активно используется чек-лист посещения урока (его содержание представлено в Таблице 1). Он служит опорой для планирования и проведения занятий, их методического анализа, выявления точек роста молодого специалиста, а следовательно — повышения качества образовательного процесса в целом.
Таблица 1
Чек-лист посещения урока
Критерии оценивания Содержание
Организационно-технические условия проведения урока Готовность учителя и обучающихся к уроку, использование ТСО / наглядных пособий / дидактического материала, организация образовательного пространства, наличие плана урока / технологической карты, санитарное состояние класса
Методическая грамотность построения урока Постановка цели, соответствие преподаваемой темы рабочей программе, логика и структура урока, вариативность видов учебной деятельности и учебных заданий, использование образовательных технологий, качество образовательного контента, soft skills на уроке, реализация дифференцированного и индивидуального подходов к обучающимся, наличие межпредметных связей
Общекультурные компетенции учителя Речь учителя (устная, письменная), комфортность психологической атмосферы, имидж преподавателя
Информационные компетенции учителя Навыки работы с различными источниками информации; поиск, анализ, систематизация, отбор необходимой информации; умение выделять главное и применять информационные технологии для решения учебных задач
Взаимодействие участников образовательной деятельности Педагогически обоснованное поведение учителя на уроке, активность обучающихся, их культура поведения, соотношение на уроке рационального и эмоционального, темп и ритм образовательного процесса, соблюдение единого орфографического режима
Применение здоро-вьесберегающих технологий Знание, соблюдение норм здорового образа жизни; понимание опасности для здоровья вредных привычек; знание основ физической культуры обучающихся
Система оценивания деятельности обучающихся Оценка учебных достижений обучающихся должна быть комплексной (охватывать знания, умения, навыки), объективной (обоснованной, аргументированной), непрерывной и разнообразной (оценивание на каждом уроке вербальными средствами, жестами, мимикой), открытой (обучающийся должен быть информирован о критериях и правилах оценивания), доступной для понимания школьником
Домашнее задание Сообщение домашнего задания во время урока
Рефлексивный анализ Анализ учителем собственных мыслей, эмоций, поведения, проявленных на уроке
Соблюдение временного регламента Ведение урока в соответствии с запланированным распорядком
Самоанализ урока Осознание учителем целей и задач урока, его результатов, оценка содержания и т.д.)
Общие выводы/рекомендации по итогам урока Выводы и рекомендации сформулированы
В нижней части чек-листа указывается уровень профессионального мастерства учителя в целом: очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий.
Взаимодействие педагогов-наставников с будущими учителями следует считать результативным при условии, если оно обеспечит адаптацию к профессии и интеграцию в нее [10]. Этому способствует комплекс методов, применяемых в наставничестве: беседа на методические темы; обсуждение различных форм, методов, приемов организации занятий; проектирование и детальный анализ уроков; консультирование будущего учителя по возникающим вопросам и координация его работы; поддержка творческого начала, самостоятельности, инициативности.
Кроме того отметим профессионально значимые качества, необходимые будущим учителям для общения с аудиторией: умение управлять своим голосом, мимикой, телом, чувствами, мыслями, настроением; способность к неподготовленной (спонтанной) коммуникации, умение предвидеть педагогические ситуации и их последствия; наличие вербальных способностей (развитость речи, включая богатый лексикон), готовность к педагогической импровизации.
Таким образом, наставничество представляет собой взаимовыгодную форму взаимодействия между будущими учителями и учителями-наставниками. Следует учесть, что сделанные наблюдения и выводы не отменяют ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения: преимущества и недостатки дистанционного (онлайн) наставничества в условиях общеобразовательных организаций, оценка качества реализуемых программ наставничества в условиях общеобразовательных организаций, риски организации наставничества, современный образ педагога-наставника глазами будущих учителей. Резюмируя основные положения статьи, необходимо отметить, что наставничество расширяет профессиональные умения и навыки, создает условия для профессионального саморазвития и самореализации будущих учителей, обеспечивает включенность лучших выпускников вуза в профессию учителя.
Список источников
1. Ахтиева Г. Р., Ермолаева М. Г., Шилова О. Н. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 202-209.
2. Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 131-140.
3. КанищеваЕ. В. Современное наставничество в условиях реализации ФГОС СОО как фактор развития профессиональных компетенций учителя гимназии // Кубанская школа. 2021. № 1. С. 67-71.
4. Кочемасова Л. А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 67-75.
5. Криволапова Н. А. Кулешова О. Т., Ячменов В. Д. Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества: сб. метод. рекомендаций для руководителей и пед. работников образов. организаций. Курган, 2019. 56 с.
6. Криворучко А. В. Роль педагогического наставничества в подготовке будущих учителей химии к оцениванию учебных достижений учащихся // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 120-122.
7. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2007. 27 с.
8. Мамонова О. Н., Сосунова И. А., Юрченко О. В. Наставничество в науке как индикатор социального измерения модернизации и научно-технологического развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. № 5-1. С. 1060-1062.
9. Салькова Ф. А. Образы педагогов-наставников в восприятии будущих педагогов //
Colloquium-journal. 2022. № 2 (125). С. 46-47.
10. Шалагина Е. В., Прямикова Е. В. Проблемы профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов: способы поддержки // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С.111-119.
References
1. Ahtieva G. R., Ermolaeva M. G., Shilova O. N. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya insti-tuta nastavnichestva molodyh uchitelej // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 4 (57). S. 202-209 [In Rus].
2. Diplomatova Z. Yu., Ivanov V. N., Aleksandrova G. A. Nastavnichestvo v obrazovatel'noj organiza-cii kak uslovie kar'ernogo rosta uchitelya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. 2021. № 1 (110). S. 131-140 [In Rus]..
3. KanishchevaE. V. Sovremennoe nastavnichestvo v usloviyah realizacii FGOS SOO kak faktor razvitiya professional'nyh kompetencij uchitelya gimnazii // Kubanskaya shkola. 2021. № 1. S. 67-71 [In Rus]..
4. Kochemasova L. A. Nauchnoe nastavnichestvo kak istoriko-pedagogicheskij resurs podgotovki budushchego uchitelya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 3. S. 67-7[In Rus].5.
5. Krivolapova N. A. Kuleshova O. T., Yachmenov V. D. Tekhnologiya nastavnichestva: opyt ispol'-zovaniya variativnyh modelej nastavnichestva: sb. metod. rekomendacij dlya rukovoditelej i ped. rabotnikov obrazov. organizacij. Kurgan, 2019. 56 s [In Rus]..
6. Krivoruchko A. V. Rol' pedagogicheskogo nastavnichestva v podgotovke budushchih uchitelej hi-mii k ocenivaniyu uchebnyh dostizhenij uchashchihsya // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2012. № 4-2. S. 120-122 [In Rus]..
7. Kruglova I. V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. M., 2007. 27 s [In Rus]..
8. Mamonova O. N., Sosunova I. A., Yurchenko O. V. Nastavnichestvo v nauke kak indikator social'nogo izmereniya modernizacii i nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya // Bol'shaya Evraziya: raz-vitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. 2022. № 5-1. S. 1060-1062 [In Rus]..
9. Sal'kova F. A. Obrazy pedagogov-nastavnikov v vospriyatii budushchih pedagogov // Colloquium-journal. 2022. № 2 (125). S. 46-47 [In Rus]..
10. Shalagina E. V., Pryamikova E. V. Problemy professional'noj adaptacii i integracii molodyh pedagogov: sposoby podderzhki // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022. № 1. S. 111-119. [In Rus].
Информация об авторах
А. А. Попов—кандидат педагогических наук, учитель математики
Т. А. Яндукова — кандидат педагогических наук, учитель начальных классов, заместитель директора по начальной школе
Information about the authors
A. A. Popov — PhD (Education), Math Teacher
T. A. Yandukova — PhD (Education), Primary School Teacher, Deputy Director
Статья поступила в редакцию 04.04.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 04.05.2022. The article was submitted 04.04.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 04.05.2022.