Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«НАСТАВНИЧЕСТВО» / «НАСТАВНИК» / «НАСТАВЛЯЕМЫЙ» / «НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА» / «БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Валентина Мехридиновна

В статье определена актуальность внедрения наставнической практики в структуру подготовки будущих педагогов, ее важность и необходимость для профессионального становления будущих педагогов; раскрыто содержание научных дефиниций «наставничество», «наставническая практика»; рассмотрены цель, объект, предмет, задачи и принципы реализации наставнической практики. В статье делается вывод о том, что наставническая практика имеет огромные возможности для профессионально-педагогической поддержки будущих педагогов, если работа будет организована совместно с работодателями. Использование наставнической практики позволяет будущим педагогам быстро адаптироваться к работе, приобрести уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонова Валентина Мехридиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING PRACTICE IN THE STRUCTURE OF TRAINING FUTURE TEACHERS

The article defines the relevance of the introduction of mentoring practice in the structure of the training of future teachers, its importance and necessity for the professional development of future teachers; reveals the content of scientific definitions «mentoring», «mentoring practice»; considers the purpose, object, subject, tasks and principles of the implementation of mentoring practice. The article concludes that mentoring practice has great opportunities for professional and pedagogical support of future teachers, if the work is organized jointly with employers. The use of mentoring practice allows future teachers to quickly adapt to work, gain confidence in their own abilities, make sure of the correctness of the professional choice, learn to interact fruitfully with all participants in the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

2. Минобрнауки заявило о планах отказаться от Болонской системы // РБК - [сайт], 2022. - URL: https://www.rbc.ru/society/24/05/2022/628d070a9a79476c3892ec27 (дата обращения 24. 06. 2022)

3. Почему CLIL? // Гёте-Институт. - [сайт], 2022 - URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/mag/21558433.html (дата обращения 24. 06. 2022)

4. Прошина, З.Г. Контактная вариантология английского языка (World Englishes Paradigm): Проблемы теории: учебное пособие / З.Г. Прошина - Москва: Флинта, 2017. - 208 с.

Педагогика

УДК 37.013.2: 005.963.2

старший преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий Агафонова Валентина Мехридиновна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье определена актуальность внедрения наставнической практики в структуру подготовки будущих педагогов, ее важность и необходимость для профессионального становления будущих педагогов; раскрыто содержание научных дефиниций «наставничество», «наставническая практика»; рассмотрены цель, объект, предмет, задачи и принципы реализации наставнической практики. В статье делается вывод о том, что наставническая практика имеет огромные возможности для профессионально-педагогической поддержки будущих педагогов, если работа будет организована совместно с работодателями. Использование наставнической практики позволяет будущим педагогам быстро адаптироваться к работе, приобрести уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса.

Ключевые слова: «наставничество», «наставник», «наставляемый», «наставническая практика», «будущие педагоги».

Annotation. The article defines the relevance of the introduction of mentoring practice in the structure of the training of future teachers, its importance and necessity for the professional development of future teachers; reveals the content of scientific definitions «mentoring», «mentoring practice»; considers the purpose, object, subject, tasks and principles of the implementation of mentoring practice. The article concludes that mentoring practice has great opportunities for professional and pedagogical support of future teachers, if the work is organized jointly with employers. The use of mentoring practice allows future teachers to quickly adapt to work, gain confidence in their own abilities, make sure of the correctness of the professional choice, learn to interact fruitfully with all participants in the pedagogical process.

Key words: «mentoring», «mentor», «mentored», «mentoring practice», «future teachers».

Введение. На нынешнем этапе развития образования в России происходят определённые изменения, вызванные изменившимися социокультурными реалиями, выхода России из Болонского соглашения и др.

Всё это детерминирует необходимость очередной перестройки системы образования, смещения акцентов, реализацию новых образовательных технологий, а так же возвращение к технологиям и подходам прошлых лет, которые положительно себя зарекомендовали себя и иногда были незаслуженно забыты.

Эффективной стратегией, которая отвечает современным тенденциям и будет способствовать решению поставленных перед системой образования задач - это применение в образовательной практике наставничества, в рамках которого осуществляется комплексная поддержка учащихся различных возрастных групп и ступеней образования [1-3].

Изложение основного материала статьи. В условиях динамичного развития социума во многих образовательных учреждениях отмечается возрождение института наставничества, который расстраивается в качестве ресурса для решения различных задач, связанных с повышением эффективности профессионально-личностного развития педагогических кадров.

Ещё в XX веке, начинающим профессиональную деятельность специалистам помогали освоиться, постичь секреты мастерства опытные наставники в учебных заведениях, в учреждениях, на производстве. В конце 90-х - начале 2000-х годов эта практика потеряла популярность, но в настоящее время данная форма сотрудничества становится актуальной о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», который планируется провести в 2023 году [7].

Анализ опыта наставничества в России демонстрирует, что многие образовательные и бизнес организации рассматривают наставничество как стратегически важный элемент системы. Первоначальной является задача развитие у обучающихся способности адекватно использовать полученные благодаря образованию знания, умения и навыки, а также способности самостоятельно формировать у себя новые метакомпетенции.

В этой связи наблюдается изменение общепринятой модели наставничества: меняется сам процесс взаимодействия, а так же круг решаемых проблем на основе наставничества в соответствии с новыми задачами, которые поставлены в рамках национального проекта «Образование» [4].

Как отмечает И.В. Круглова [2], в процессе решения задачи адаптации молодых педагогических кадров к профессиональным условиям системе наставничества принадлежит существенная роль. Данная система, по мнению автора, с которым мы солидарны, способна существенно повысить процесс профессионального становления начинающих педагогов и способствовать формированию профессиональной мотивации, основанной на стремлении к наиболее полной самореализации, а так же самосовершенствованию и саморазвитию.

Вследствие этого меняются увеличивается возможный состав участников наставнических отношений, сферы применения наставничества, сам.

Наставничество является технологией, направленной, прежде всего, на передачу личного опыта, профессиональных знаний на основе неформального общения, которое априори основано на взаимодоверии и партнерстве [1].

Наставничество имеет свою специфику.

В образовании наставник выполняет следующие функции:

- осуществляет поддержку начинающему педагогу;

- создаёт условия для повышения профессиональной мотивации;

- помогает молодому педагогу полнее раскрыть свой потенциал;

- помогает сформировать свой индивидуальный стиль взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями учащихся;

- позволяет выявить дополнительные возможности для повышения профессиональной компетентности молодого педагога.

Наставник должен обладать следующими качествами:

- критичностью мышления;

- гибкостью мышления;

- коммуникативными способностями;

- толерантностью;

- рефлексивностью;

- эмпатией;

- эмоциональной устойчивостью.

Совокупность этих профессионально-значимых качеств создают предпосылки для осуществления наставнической деятельности. Однако, главным фактором является сформированная мотивация этой деятельностью заниматься и наличие определённых знаний.

Эти качества крайне необходимы для дальнейшей работы в роли наставника, более того - отсутствие каких-то из этих качеств может создать серьёзные барьеры в процессе реализации педагогического наставничества.

Тем самым специфические особенности наставничества определяют необходимость обучения будущих педагогов наставнической деятельностью. Одной из форм обучения наставничеству будет являться наставническая практика.

Практика в образовательном процессе является для студентов возможностью реальной пробы сил в педагогической деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [8] выделяют следующие виды практик:

- учебная;

- производственная.

В свою очередь учебная практика делится на следующие типы:

- ознакомительная практика;

- технологическая (проектно-технологическая) практика;

- научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

Производственная практика имеет следующие типы:

- педагогическая практика;

- технологическая (проектно-технологическая) практика;

- научно-исследовательская работа.

Также исходя из ФГОС «Организация: вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик», в связи с этим и опираясь на новые требования общества целесообразным нам видится введение в практическую подготовку будущих педагогов такого типа практики, как «наставническая практика».

Наставническую практику мы рассматриваем как тип производственной практики, реализуемой для обучающихся педагогических профессий, направленной на формирование у студентов первоначального опыта в профессиональной деятельности учителя, создания условий для начального развития лидерских и трудовых функций.

Целью наставнической практики направлена на формирование определённых профессиональных компетенций, которые необходимы педагогу-наставнику.

Задачи наставнической практики:

1. Обеспечить условия успешной адаптации будущих педагогов к продуктивной наставнической деятельности.

2. Способствовать раскрытию профессионального потенциала будущих педагогов на основе изучения и внедрения передового педагогического опыта.

3. Подготовить педагогов к продуктивной наставнической деятельности.

4. Способствовать раскрытию необходимых качеств и способностей на основе разработанной индивидуальной образовательной / профессиональной траектории [5].

Обозначим ведущие принципы реализации наставнической практики:

- системности, который подразумевает необходимость реализации комплексной программы наставнической практики на основе согласованности всех её компонентов;

- легитимности, которая подразумевает под собой реализацию наставнической практики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- стратегической целостности предполагает наличие единой целостной стратегии реализации наставнической практики на единой концептуальной основе;

- аксиологичности, направленный на формирование у будущих наставников уважения, прежде всего, к государству, к личности коллег - молодых специалистов, коллег коллектива образовательного учреждения, учащихся на основе общечеловеческих ценностей.

- многоаспектности подразумевает комплекс различных аспектов профессиональной деятельности в процессе реализации наставнической практики;

- индивидуализации, который предполагает реализацию наставнической практики с учетом гендерных, национальных, возрастных, культурных, религиозных и других особенностей молодых специалистов;

- личной ответственности - подразумевает ответственность наставника в процессе передачи опыта молодым специалистам;

- равенства. Этот принцип предполагает, что наставническая практика реализуется в тесном взаимодействии с другими людьми имеющими различные национальные, религиозные культурные, гендерные, а также другие личностные особенности.

Выводы. Таким образом, наставническая практика имеет огромные возможности для профессионально-педагогической поддержки будущих педагогов, если работа будет организована совместно с работодателями на основе вышеобозначенных принципов.

В целом, использование наставнической практики позволяет будущим педагогам:

- быстро адаптироваться к работе,

- убедиться в верности профессионального выбора,

- приобрести уверенность в собственных силах,

- научиться эффективно взаимодействовать со всеми субъектами педагогического процесса.

Литература:

1. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18.

2. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский // Директор школы. - 2002. - №7. - С. 16-50.

3. Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф дисс к.п.н. / Круглова Ирина Викторовна - Москва, 2007 - 23 с.

4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 29.06.2022).

5. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс] http://vchtxenter/wp-content/uploads/2020/02/Rasporyazheшe-Mmprosveshheшya-Rossii-ot-25Л2.2019-N-R-145-Ob.pdf (дата обращения: 29.06.2022).

6. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [Электронный ресурс] https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9d45e0a0/ (дата обращения: 29.06.2022).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 29.06.2022).

Педагогика

УДК 378

аспирант Алексеева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); аспирант Сушилин Михаил Владимирович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе Ярычев Насруди Увайсович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика развития личностных особенностей студентов СПО, обучающихся на творческих специальностях. Авторы показывают противоречивость развития личности студентов в этот период, которая определяется тем, что влияние подросткового возраста определяет наличие поведенческой незрелости, с другой стороны - в этот период происходит активное взросление как процесс жизненного и профессионального самоопределения юношества. Авторы пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью, определяющей направление развития студентов современных организаций СПО, осваивающих творческие специальности, является профессиональная учеба, а центральным психическим новообразованием - развитие специальных способностей в различных видах активности, являющихся компонентами будущей профессиональной деятельности. Немалое значение при этом имеет развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимым является проведение целенаправленной работы по его формированию.

Ключевые слова. студенты СПО. личность, развитие, преподаватели, креативность, ценностные ориентации, творческий потенциал.

Annotation. The article deals with the specifics of the development of personal characteristics of students of vocational education, studying in creative specialties. The authors show the inconsistency of the development of the personality of students during this period, which is determined by the fact that the influence of adolescence determines the presence of behavioral immaturity, on the other hand, during this period there is an active maturation as a process of life and professional self-determination of youth. The authors came to the conclusion that the leading activity that determines the direction of development of students of modern ACT organizations mastering creative specialties is professional training, and the central mental neoplasm is the development of special abilities in various types of activity that are components of future professional activity. Of considerable importance in this case is the development of the creative potential of students. It is necessary to carry out purposeful work on its formation.

Key words. students. personality, development, teachers, creativity, value orientations, creative potential.

Введение. В настоящее время большинство авторов солидарны во мнении, что духовно-нравственные ценности личности формируются, прежде всего, в юношеском возрасте. То есть, возраст учащегося учреждения системы СПО является важнейшим с точки зрения развития данной стороны личности. Соответственно, для наиболее полного раскрытия темы настоящей магистерской диссертации необходимо исследование наиболее значимых его особенностей.

Изложение основного материала статьи. Многие исследователи отмечают, что юность представляет собой определенный этап в развитии человека, переходный от детства к взрослости. При этом, однако, до сих пор нет единства среди исследователей касательно определения его хронологических границ [1-3]. При этом большинство авторов выделяет два этапа юности (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы юности

Этап Возраст, лет

Ранняя юность 15-17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственно юность 17-21 [15]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.