МРНТИ 14.35.01
ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Е.Н. Агранович
Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан
elenkaagr@mail.ru
Статья посвящена исследованию самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования. В исследовании раскрыты теоретические основы самоорганизации учебной деятельности студентов, рассматриваются различные подходы учёных к понятию «самоорганизация учебной деятельности», дана характеристика данного явления с точки зрения педагогической науки, рассмотрены педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент» в самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов. Автором обоснованы теоретико-методологические основы самоменеджмента студента. Самоорганизация учебной деятельности выступает в качестве интегративного качества личности студента, необходимость формирования которого обусловлена социально-экономической и образовательной системами. Технология «тайм-менеджмент» представлена в качестве организации жизни студента, направленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения и профессиональное становление.
Ключевые слова: самоорганизация учебной деятельности, управление временем, технология «тайм-менеджмент», самоменеджмент студента, профессиональная подготовка педагогов, бюджет времени студентов.
В докладе Global Education Futures и WorldSküls были провозглашены «требования к новым типам специалистов», перед которыми «будут стоять задачи, требующие творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта» [1; 6-7]. «Необходимо пересмотреть существующий подход к обучению, в котором во главу угла ставятся прикладные навыки, подразделяющиеся на «мягкие» и «жесткие» навыки (hard skills и soft skills). К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, самоорганизация, управление временем (тайм-менеджмент) и способность эффективно взаимодействовать с людьми [1; 74-76].
В связи с чем, в нашем исследовании представлена проблема самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования на основе технологии «тайм-менеджмент».
Понятие «самоорганизации учебной деятельности» по-разному представлено в научных работах современных зарубежных и отечественных исследователей.
Согласно Н.С. Копеиной, самоорганизация представляет «осознанную совокупность мотиваци-онно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности» [2; 139], [3; 50-59]. В работе К.К. Платонова самоорганизация определяется как «деятельность и способность личности, связанная с умением организовать себя» [4; 13]. По мнению С.С. Амировой, «Самоорганизация - осознанная работа человека над собой в целях совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на разрешение общественно и личностно значимых задач» [5; 74]. Н.В. Кузьмина трактует самоорганизацию как «организацию человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха», Н.А. Заенутдинова - как «процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленный на организацию и управление самой себя» [6; 11].
Обобщая различные мнения учёных, считаем, что наиболее содержательная трактовка дана в работе С.С. Котовой, которая под самоорганизацией учебной деятельности понимает «деятельность студента, побуждаемую и направляемую целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемую посредством системы интеллектуальных операций, ориентированных на решение задач самостоятельной рациональной организации своего учебного труда» [7; 4].
Таким образом, «самоорганизация учебной деятельности - деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя. Она проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга» [8; 11-16].
Рассматривая проблему самоорганизации учебной деятельности студентов, большинство исследователей выделяют такие основные её структурные составляющие как:
- мотивация (Т.О. Гордеева, Н.С. Копеина, О.П. Кучина, Т.А. Егорова, Г.В. Коган, Т.Н. Харланова, Е.В. Шорохова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, Э.Дэси, Р.Райан, Ч. Гболилли, Х.П. Кеаму и др.)
- целеполагание, планирование, контроль (О.П. Кучина, И.А. Зимняя, М.А.Пахмутова, С.С.Котова, О.Н.Шахматова, Н.А.Заенутдинова, В.И. Моросанова Р.Р. Сагиев, Я.О. Устинова, З.А. Решетова, Ишков А.Д. и др.);
- программирование (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, О.А.Конопкин, Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов, Р.Х. Шакуров и др.);
- волевые усилия (М.А.Пахмутова, Е.В. Шорохова, Т.А. Егорова и др.).
Однако, на наш взгляд, важными составляющими самоорганизации учебной деятельности также являются проектирование, включающее моделирование и конструирование учебного процесса, коммуникативные связи, в которые вступает обучающийся в период профессиональной подготовки, а также контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) и рефлексивное мышление.
В связи с этим нами предложены следующие компоненты самоорганизации учебной деятельности:
- целеполагание и мотивация;
- планирование и проектирование;
- коммуникация;
- контроль и оценка;
- рефлексивное мышление;
- коррекция.
Для эффективной самоорганизации учебной деятельности необходимо в образовательный процесс вносить изменения, связанные с рациональным использованием инновационных технологий. Проектирование педагогических технологий предполагает выбор оптимальных для конкретных условий систем педагогических технологий. От применения конкретной педагогической технологии и степени её актуальности во многом зависит качество обучения [9].
Благодаря своей направленности на самоорганизацию, самоуправление собственного жизненного процесса технология «тайм-менеджмент» является наиболее востребованной в организации самостоятельной учебной деятельности студентов.
Педагогическая технология «тайм-менеджмент», в данном случае, будет функционировать и в качестве способов деятельности, предлагающей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. «Тайм-менеджмент - это технология позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями, основными принципами которой являются: ориентация на время как ценность, самостоятельная работа, индивидуальность решения, необходимость отслеживания собственной эффективности, мышление, направленное на эффективность, достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности» [10; 967].
Реализация учебно-воспитательного процесса в университете на основе технологии «тайм-менеджмент», направленная на совершенствование умений самоорганизации, позволяет повысить ответственность студентов, развить навыки управления учебным и личным временем и рефлексии собственной деятельности будущих педагогов начального образования.
Тайм-менеджмент студента - это последовательное и целенаправленное использование испытанных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью оптимального использования своего времени.
Исследователи рассматривают следующие действия по организации времени жизни в период обучения, требующие от студента собственной перестройки жизнедеятельности:
1. «Смысловое планирование, включающее целеполагание - выделение целей, подцелей, задач собственной деятельности с точки зрения их смысловой значимости для личности, упорядочение их по степени важности».
2. «Текущий контроль - порядок и последовательность решаемых задач с учетом темпа, ритма, затрат времени на выполнение всех задач и целей».
3. «Вероятностное прогнозирование - соотнесение ближайших и отдаленных задач во временной перспективе дня, недели, месяца, года» и т. д.
4. «Исполнительный контроль порядка, скорости, числа задач» [5; 77].
Рассматривая тайм-менеджмент в учебном процессе бакалавриата, необходимо выделить его две составляющие: менеджмент со стороны вуза, направленный на профессиональное становление, и самоменеджмент обучающегося.
Первый вид более специализирован, направлен на решение профессиональных задач и определяется содержанием образовательной политики вуза, образовательных программ специальности и регламентируется учебным планом, расписанием лекционных, практических занятий, а также практикой.
Второй вид менеджмента (самоменеджмент) осуществляется с опорой на парадигму личностного управления собственной жизнедеятельности [11].
Самоменеджмент студента строится на бюджете времени, которое состоит из времени, отводимого на сон, аудиторные занятия, СРСП (самостоятельную работу студента с преподавателем), СРС (самостоятельную работу) и свободное время.
Грамотная организация самоменеджмента даёт возможность студенту равносильно распределять свои умственные и физические возможности в течение учебного дня и всего периода обучения. Она основывается на сформированности таких личностных качеств как:
- признание учебно-познавательной деятельности как важнейшей жизненной задачи, постоянная готовность к её реализации;
- эффективное восприятие реальности, которая заключается в готовности преодоления жизненных и профессиональных проблем;
- овладение способами целеполагания, планирования, принятия решений в определенных жизненных ситуациях;
- наличие развитой рефлексии, критериев оценки самого себя.
Вместе с тем, тайм-менеджмент нельзя представлять как наличие у студента ряда определенных навыков, это, прежде всего, комплексная характеристика организации индивидуальной жизнедеятельности [12; 40].
Рассматривая педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент», нами определены показатели, характеризующие компетентность будущих педагогов в эффективном использовании бюджета времени (самоменеджмента), которые значительно повышают успешность, комфортность жизни, уровень самостоятельной учебно-познавательной деятельности, профессиональное становление [13]. Структура организации самоменеджмента студента:
- ценностное отношение ко времени;
- целенаправленность учебной деятельности, мотивация;
- рациональное распределение физической и умственной нагрузки;
- контроль и оценка результатов учебной деятельности;
- коррекция самоорганизации жизнедеятельности.
В соответствии с данной структурой самоменеджмента студента было проведено эмпирическое исследование на основе авторского опросника «Бюджет времени студента» и «Самофотографии рабочего дня» (К.Гастев), был определен недельный бюджет времени студентов специальности 5В010200 - Педагогика и методика начального обучения (2-4 курсов) КазНПУ им. Абая и Каз-НацЖенПУ.
КГ
эг
■ Сон
■ Подъем, гиг меролр. завтрак
■ Аудиторные занятия
■ Обед, общение, отдых, хобби
■ Самостоятельная учебная деятельность
Соц.сети. просмотр телев, общение
Ужин, спорт, прогулки
Диаграмма 1 - Распределение суточного времени студентов по различным видам деятельности в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап; КГ - КазНПУ им.Абая, ЭГ - Каз-НацЖенПУ)
Данные диагностическаие методики позволили определить примерный распорядок дня студентов дневного отделения, количество времени, отводимого на различные виды учебной и внеучебной деятельности.
Как показывает анализ результатов, студенты большую часть суточного времени уделяют таким видам деятельности как: сон, аудиторные занятия и самостоятельная учебная деятельность. Небольшая часть времени уходит на питание, занятия спортом, хобби и общение. Несмотря на схожие результаты в контрольной и экспериментальной группах, всё же есть небольшие различия ввиду того, что в экспериментальной группе около 90% проживают в вузовских общежитиях и организованно питаются в студенческой столовой. В связи с тем, что данная группа студентов не затрачивает много времени на дорогу в ВУЗ, организацию питания, у них есть возможность чуть больше времени уделять отдыху, хобби, общению с друзьями и родственниками («живому» и в соцсетях). Также следует отметить, что каждый студент, как в контрольной, так и в экспериментальной группах указал на наличие поглотителей времени (социальные сети, компьютерные игры или игры в мобильных приложениях), больше половины респондентов заявили, что не владеют эффективными техниками релаксации для снятия физического и эмоционального напряжения.
Таким образом, большое количество времени, уделяемое самостоятельной подготовке к учебным занятиям, недостаточное время для сна и отдыха, говорит об отсутствии планированного распорядка дня, наличии поглотителей времени, неумении ставить цели и следовать им.
В связи с чем, была разработана программа реализации технологии «тайм-менеджмент» по формированию умений самоорганизации и самоменеджмета у будущих учителей начальной школы, включающая:
^ внедрение и апробацию элективной дисциплины в образовательную программу «Педагогика и методика начального обучения»;
^ разработку учебно-методического комплекса дисциплины «Основы тайм-менеджмента», учебно-методического пособия «Основы тайм-менеджмента»; ^ разработку индивидуального бюджета времени студентов; ^ дневник самоменеджмента студента;
^ использование инструментов тайм-менеджмента: интеллект-карт, мобильных приложений и компьютерных программ: онлайн органайзеров, планировщиков задач, сервисов напоминания и др.
^ систему релаксации: специальные упражнения, средства арттерапии.
Для проверки эффективности разработанной программы проводилась повторная диагностика, результаты которой отражены в диаграмме.
■ Сон
■ подмм.гиг.ихеоле, завтрак
■ Аудиторные замятия
■ Обед общение, отдых,
хобби
■ Самостоятельная учебная
деятельность Ужин, спорт, прогулки
■ Сйц мти, шиюлотетм«, общшие
Диаграмма 2 - Распределение суточного времени студентов (%) по различным видам деятельности в контрольной и экспериментальной группе (контрольный этап)
В результате анализа данных обеих групп, отмечаем, что в контрольной группе не произошло существенных изменений в образе жизни студентов. В экспериментальной группе, несмотря на большую учебную нагрузку и значительное количество времени, уделяемого студентами на учебную самостоятельную работу, наличие поглотителей времени, всё-таки заметны изменения в положительную сторону, студенты стали:
- достаточно времени уделять сну и отдыху;
- ежедневно анализировать бюджет суточного времени, определяя факторы потери времени;
- ставить цели и стараться последовательно достигать их;
- использовать различные средства тайм-менеджмента, позволяющие не только анализировать бюджет суточного времени, но и составлять план коррекции режима дня (блокноты-планировщики, мобильные приложения-планеры дел и т.д.);
- внимательнее относиться к своему физическому и эмоциональному здоровью, образу жизни, вырабатывая полезные привычки (соблюдать режим дня, труда и отдыха, использовать комплексы упражнений для релаксации).
Всё перечисленное говорит о наличии планированного распорядка дня и сформированном умении постановки жизненных целей.
Технология «тайм-менеджмент» функционирует в вузе в качестве организации жизни студента, нацеленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения, самопознание, самосовершенствование и профессиональное становление. Как педагогическая технология «тайм-менеджмент» строится на тесном взаимодействии педагога и студента. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» является современной моделью организации деятельности студента, включающей проектирование, организацию и реализацию учебного процесса и самостоятельной познавательной деятельности студента
[14].
Современные технологии организации учебной деятельности представляют собой совокупность методов и средств поиска, обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а также воздействие преподавателем на обучающегося с использованием технических и информационных средств [15]. На сегодняшний день большой интерес представляет технология «тайм-менеджмент» в педагогической деятельности. Благодаря своей направленности на самоорганизацию, самоуправление собственного жизненного процесса технология «тайм-менеджмент» является наиболее востребованной в организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Большинство исследователей самоорганизации учебной деятельности отмечают у обучаемых постоянный дефицит времени, недостаточное владение навыками правильного распределения рабочего и свободного времени, а также умения конструировать учебную самостоятельную деятельность [16]. От того, насколько студент умеет организовать свое учебное и личное время, зависит его успешность в жизнедеятельности и будущей профессии
[17].
В целом, следует отметить, что технология «тайм-менеджмент» в учебной работе со студентами вуза позволяет отработать навыки эффективной организации профессиональной деятельности будущего специалиста. Эффективное распределение времени позволит педагогам и обучаемым достичь устойчивых результатов, реализовать свои цели, а также будет способствовать самосовершенствованию и личностному росту.
Список литературы
1. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. (2017) Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М.: Global Education Future, Future Skills, WorldSkills Russia. - 92 с.
2. Князькова О. Н. (2014) Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента// Человек и образование. №3 (40). С.139-143
3. Копеина Н. С. (1988) Самоорганизация в становлении индивидуальности// Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты: межвузов. сб. науч. тр. / отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПИ. С. 50-59.
4. Дьяков С. И. (2016) Самоорганизация в системе психологических критериев определения человека как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. 2016. № 59. С. 6-21, DOI: 10.17223/17267080/59/1.
5. Ишков А. Д. (2004) Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. М.: Издательство АСВ. - 224 с.
6. Заенутдинова Н. А. (2000) Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. - 159 с.
7. Котова С. С. (2012) Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та. - 208 с.
8. Левченко Т. А., Агранович Е. Н. (2018) Самоорганизация учебной деятельности студентов посредством реализации самостоятельной работы в вузе// Эффективные инструменты современных наук - 2018: сборник XIV Международной научно-практической конференции, Publishing House "Education and Science". Прага. 124 с.
9. Jamil, M. G., Isiaq, S.O. (2019). Teaching technology with technology: approaches to bridging learning and teaching gaps in simulation-based programming education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16:25, https://doi.org/10.1186/s41239-019-0159-9
10. Кузнецова Т. И. (2015) Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов // Молодой ученый. №8. С. 966-969. URL https://moluch.ru/archive/88/17323/ (дата обращения: 19.03.2020).
11. Covey S. (2004) The 8th Habit: From Effectiveness to Greatness (ISBN 0-684-84665-9)
12. Максимова А. А., Митичева Е. В., Феоктистова Е. А. (2014) Технология «тайм-менеджмент» в организации учебной деятельности студентов университета// Приволжский научный вестник № 12-4 (40). С.37-40
13. Agranovich Ye., Amirova A. Ageyeva L., Lebedeva L., Aldibekova Sh., Uaidullakyzy E. (2019). The Formation of Self-Organizational Skills of Student's Academic Activity on the Basis of 'Time Management' Technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 14(22), 95-110. https://online-journals.org/index.php/i-jet/arti-cle/view/11755/ https://doi.org/10.3991/ijet.v14i22.11755
14. Nikolaevna V., Vladimirovna D., Valentinovich R., Konstantinovna S., Viktorovna Y. (2019). Designing an independently installed educational standard for 'Teacher Education'. Cypriot Journal of Educational Sciences, 14(2), 294-302. https://doi.org/10. 18844/cjes.v14i2.4240
15. Chemsi G., Sadiq M., Radid M., Talbi M. (2020) Study of the Self-Determined Motivation among Students in the Context of Online Pedagogical Activities. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 15(05), 1729 https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/11392/6653/https://doi.org/10.3991/ijet.v15i05.11392
16. Chai C. S., Jong M. S.-Y., Yin H.-B., Chen M., Zhou W. (2019) Validating and Modelling Teachers' Technological Pedagogical Content Knowledge for Integrative Science, Technology, Engineering and Mathematics Education. Educational Technology & Society, 22 (3), 61-73. https://www.j-ets.net/collection/published-issues/22 3
17. Реунова М. А. (2013) Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург. - 222 с.
Тайм-менеджмент технологиясы студенттердщ оку удерюн ездМнен уйымдастырудьщ куралы ретшде
Е.Н. Агранович
Абай атындагы Казак улттык педагогикалъщ университет^ Алматы, Казакстан
elenkaagr@mail.ru
Макала болашак бастауыш мектеп окушыларыныц оку YДерiсiн ездтнен уйымдастыру мэселелерше арналган. Зерттеу жумысында студенттердщ оку YДерiсiн ездшнен уйымдастырудыц теориялык непздер^ «оку Yдерiсiн ездтнен уйымдастыру» угымына бершген галымдардын пiкiрлерi карастырылган, педагогикалык гылым тургысынан аталган угымга сипаттама бершген, «тайм-менеджмент» технологиясыныц болашак педагогтардыц оку YДерiсiн ездшнен уйымдастырудыц педагогикалык мYмкiндiктерi карастырылган. Автормен студенттщ езiндiк менеджментiнiн теориялык-эдютемелш негiздерi негiзделген. Оку ю-эрекетшщ езiн-езi уйымдастыру элеуметпк-экономикалык жэне бiлiм беру жYЙелерiмен шартталган студент тулгасыныц интегративтi сапасы ретiнде эрекет етедi. Тайм-менеджмент» технологиясы студент емiрiн уйымдастыруга, кэсiби калыптасуына жэне оку YДерiсiн утымды жоспарлауга багытталган.
Туйш свздер: езiндiк оку iс-эрекетi, уакытты баскару, «тайм-менеджмент» технологиясы, педагогтардын кэаби даярлыгы, студенттердiн езiн-езi баскару, ЖОО-ныц оку-тэрбие YДерiсi, студенттiн бюджет уакыты.
Time management technology as a means of self-organization of students' educational activities
Y.N. Agranovich
Abay Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan elenkaagr@mail.ru
This article is devoted to the study of self-organization of future primary education teachers' educational activities. The study reveals the theoretical foundations of self-organization of students' educational activities, examines various approaches of scientists to the concept of "self-organization of educational activities", describes this phenomenon from the point of view of pedagogical science, considers the pedagogical possibilities of the "time management" technology in the self-organization of future teachers' educational activities. The author substantiates the theoretical and methodological foundations of the student's self-management. The self-organization of educational activities acts as an integrative quality of the student's personality, the need for the formation of which is due to the socio -economic and educational systems. Time management technology is presented as an organization of the student's life, aimed at the most rational planning of the learning process and professional development.
Keywords: self-organization of educational activities, time management, technology "time management", students' self-management, professional training of teachers, time budget of students.
Поступила в редакцию 14.01.2020