Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» / САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агранович Е. Н.

Статья посвящена исследованию самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования. В исследовании раскрыты теоретические основы самоорганизации учебной деятельности студентов, рассматриваются различные подходы учёных к понятию «самоорганизация учебной деятельности», дана характеристика данного явления с точки зрения педагогической науки, рассмотрены педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент» в самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов. Автором обоснованы теоретико-методологические основы самоменеджмента студента. Самоорганизация учебной деятельности выступает в качестве интегративного качества личности студента, необходимость формирования которого обусловлена социально-экономической и образовательной системами. Технология «тайм-менеджмент» представлена в качестве организации жизни студента, направленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения и профессиональное становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агранович Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME MANAGEMENT TECHNOLOGY AS A MEANS OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS’ EDUCATIONAL ACTIVITIES

This article is devoted to the study of self-organization of future primary education teachers’ educational activities. The study reveals the theoretical foundations of self-organization of students’ educational activities, examines various approaches of scientists to the concept of "self-organization of educational activities", describes this phenomenon from the point of view of pedagogical science, considers the pedagogical possibilities of the "time management" technology in the self-organization of future teachers’ educational activities. The author substantiates the theoretical and methodological foundations of the student's self-management. The self-organization of educational activities acts as an integrative quality of the student’s personality, the need for the formation of which is due to the socio-economic and educational systems. Time management technology is presented as an organization of the student’s life, aimed at the most rational planning of the learning process and professional development.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

МРНТИ 14.35.01

ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е.Н. Агранович

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

elenkaagr@mail.ru

Статья посвящена исследованию самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования. В исследовании раскрыты теоретические основы самоорганизации учебной деятельности студентов, рассматриваются различные подходы учёных к понятию «самоорганизация учебной деятельности», дана характеристика данного явления с точки зрения педагогической науки, рассмотрены педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент» в самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов. Автором обоснованы теоретико-методологические основы самоменеджмента студента. Самоорганизация учебной деятельности выступает в качестве интегративного качества личности студента, необходимость формирования которого обусловлена социально-экономической и образовательной системами. Технология «тайм-менеджмент» представлена в качестве организации жизни студента, направленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения и профессиональное становление.

Ключевые слова: самоорганизация учебной деятельности, управление временем, технология «тайм-менеджмент», самоменеджмент студента, профессиональная подготовка педагогов, бюджет времени студентов.

В докладе Global Education Futures и WorldSküls были провозглашены «требования к новым типам специалистов», перед которыми «будут стоять задачи, требующие творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта» [1; 6-7]. «Необходимо пересмотреть существующий подход к обучению, в котором во главу угла ставятся прикладные навыки, подразделяющиеся на «мягкие» и «жесткие» навыки (hard skills и soft skills). К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, самоорганизация, управление временем (тайм-менеджмент) и способность эффективно взаимодействовать с людьми [1; 74-76].

В связи с чем, в нашем исследовании представлена проблема самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования на основе технологии «тайм-менеджмент».

Понятие «самоорганизации учебной деятельности» по-разному представлено в научных работах современных зарубежных и отечественных исследователей.

Согласно Н.С. Копеиной, самоорганизация представляет «осознанную совокупность мотиваци-онно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности» [2; 139], [3; 50-59]. В работе К.К. Платонова самоорганизация определяется как «деятельность и способность личности, связанная с умением организовать себя» [4; 13]. По мнению С.С. Амировой, «Самоорганизация - осознанная работа человека над собой в целях совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на разрешение общественно и личностно значимых задач» [5; 74]. Н.В. Кузьмина трактует самоорганизацию как «организацию человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха», Н.А. Заенутдинова - как «процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленный на организацию и управление самой себя» [6; 11].

Обобщая различные мнения учёных, считаем, что наиболее содержательная трактовка дана в работе С.С. Котовой, которая под самоорганизацией учебной деятельности понимает «деятельность студента, побуждаемую и направляемую целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемую посредством системы интеллектуальных операций, ориентированных на решение задач самостоятельной рациональной организации своего учебного труда» [7; 4].

Таким образом, «самоорганизация учебной деятельности - деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя. Она проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга» [8; 11-16].

Рассматривая проблему самоорганизации учебной деятельности студентов, большинство исследователей выделяют такие основные её структурные составляющие как:

- мотивация (Т.О. Гордеева, Н.С. Копеина, О.П. Кучина, Т.А. Егорова, Г.В. Коган, Т.Н. Харланова, Е.В. Шорохова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, Э.Дэси, Р.Райан, Ч. Гболилли, Х.П. Кеаму и др.)

- целеполагание, планирование, контроль (О.П. Кучина, И.А. Зимняя, М.А.Пахмутова, С.С.Котова, О.Н.Шахматова, Н.А.Заенутдинова, В.И. Моросанова Р.Р. Сагиев, Я.О. Устинова, З.А. Решетова, Ишков А.Д. и др.);

- программирование (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, О.А.Конопкин, Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов, Р.Х. Шакуров и др.);

- волевые усилия (М.А.Пахмутова, Е.В. Шорохова, Т.А. Егорова и др.).

Однако, на наш взгляд, важными составляющими самоорганизации учебной деятельности также являются проектирование, включающее моделирование и конструирование учебного процесса, коммуникативные связи, в которые вступает обучающийся в период профессиональной подготовки, а также контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) и рефлексивное мышление.

В связи с этим нами предложены следующие компоненты самоорганизации учебной деятельности:

- целеполагание и мотивация;

- планирование и проектирование;

- коммуникация;

- контроль и оценка;

- рефлексивное мышление;

- коррекция.

Для эффективной самоорганизации учебной деятельности необходимо в образовательный процесс вносить изменения, связанные с рациональным использованием инновационных технологий. Проектирование педагогических технологий предполагает выбор оптимальных для конкретных условий систем педагогических технологий. От применения конкретной педагогической технологии и степени её актуальности во многом зависит качество обучения [9].

Благодаря своей направленности на самоорганизацию, самоуправление собственного жизненного процесса технология «тайм-менеджмент» является наиболее востребованной в организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Педагогическая технология «тайм-менеджмент», в данном случае, будет функционировать и в качестве способов деятельности, предлагающей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. «Тайм-менеджмент - это технология позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями, основными принципами которой являются: ориентация на время как ценность, самостоятельная работа, индивидуальность решения, необходимость отслеживания собственной эффективности, мышление, направленное на эффективность, достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности» [10; 967].

Реализация учебно-воспитательного процесса в университете на основе технологии «тайм-менеджмент», направленная на совершенствование умений самоорганизации, позволяет повысить ответственность студентов, развить навыки управления учебным и личным временем и рефлексии собственной деятельности будущих педагогов начального образования.

Тайм-менеджмент студента - это последовательное и целенаправленное использование испытанных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью оптимального использования своего времени.

Исследователи рассматривают следующие действия по организации времени жизни в период обучения, требующие от студента собственной перестройки жизнедеятельности:

1. «Смысловое планирование, включающее целеполагание - выделение целей, подцелей, задач собственной деятельности с точки зрения их смысловой значимости для личности, упорядочение их по степени важности».

2. «Текущий контроль - порядок и последовательность решаемых задач с учетом темпа, ритма, затрат времени на выполнение всех задач и целей».

3. «Вероятностное прогнозирование - соотнесение ближайших и отдаленных задач во временной перспективе дня, недели, месяца, года» и т. д.

4. «Исполнительный контроль порядка, скорости, числа задач» [5; 77].

Рассматривая тайм-менеджмент в учебном процессе бакалавриата, необходимо выделить его две составляющие: менеджмент со стороны вуза, направленный на профессиональное становление, и самоменеджмент обучающегося.

Первый вид более специализирован, направлен на решение профессиональных задач и определяется содержанием образовательной политики вуза, образовательных программ специальности и регламентируется учебным планом, расписанием лекционных, практических занятий, а также практикой.

Второй вид менеджмента (самоменеджмент) осуществляется с опорой на парадигму личностного управления собственной жизнедеятельности [11].

Самоменеджмент студента строится на бюджете времени, которое состоит из времени, отводимого на сон, аудиторные занятия, СРСП (самостоятельную работу студента с преподавателем), СРС (самостоятельную работу) и свободное время.

Грамотная организация самоменеджмента даёт возможность студенту равносильно распределять свои умственные и физические возможности в течение учебного дня и всего периода обучения. Она основывается на сформированности таких личностных качеств как:

- признание учебно-познавательной деятельности как важнейшей жизненной задачи, постоянная готовность к её реализации;

- эффективное восприятие реальности, которая заключается в готовности преодоления жизненных и профессиональных проблем;

- овладение способами целеполагания, планирования, принятия решений в определенных жизненных ситуациях;

- наличие развитой рефлексии, критериев оценки самого себя.

Вместе с тем, тайм-менеджмент нельзя представлять как наличие у студента ряда определенных навыков, это, прежде всего, комплексная характеристика организации индивидуальной жизнедеятельности [12; 40].

Рассматривая педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент», нами определены показатели, характеризующие компетентность будущих педагогов в эффективном использовании бюджета времени (самоменеджмента), которые значительно повышают успешность, комфортность жизни, уровень самостоятельной учебно-познавательной деятельности, профессиональное становление [13]. Структура организации самоменеджмента студента:

- ценностное отношение ко времени;

- целенаправленность учебной деятельности, мотивация;

- рациональное распределение физической и умственной нагрузки;

- контроль и оценка результатов учебной деятельности;

- коррекция самоорганизации жизнедеятельности.

В соответствии с данной структурой самоменеджмента студента было проведено эмпирическое исследование на основе авторского опросника «Бюджет времени студента» и «Самофотографии рабочего дня» (К.Гастев), был определен недельный бюджет времени студентов специальности 5В010200 - Педагогика и методика начального обучения (2-4 курсов) КазНПУ им. Абая и Каз-НацЖенПУ.

КГ

эг

■ Сон

■ Подъем, гиг меролр. завтрак

■ Аудиторные занятия

■ Обед, общение, отдых, хобби

■ Самостоятельная учебная деятельность

Соц.сети. просмотр телев, общение

Ужин, спорт, прогулки

Диаграмма 1 - Распределение суточного времени студентов по различным видам деятельности в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап; КГ - КазНПУ им.Абая, ЭГ - Каз-НацЖенПУ)

Данные диагностическаие методики позволили определить примерный распорядок дня студентов дневного отделения, количество времени, отводимого на различные виды учебной и внеучебной деятельности.

Как показывает анализ результатов, студенты большую часть суточного времени уделяют таким видам деятельности как: сон, аудиторные занятия и самостоятельная учебная деятельность. Небольшая часть времени уходит на питание, занятия спортом, хобби и общение. Несмотря на схожие результаты в контрольной и экспериментальной группах, всё же есть небольшие различия ввиду того, что в экспериментальной группе около 90% проживают в вузовских общежитиях и организованно питаются в студенческой столовой. В связи с тем, что данная группа студентов не затрачивает много времени на дорогу в ВУЗ, организацию питания, у них есть возможность чуть больше времени уделять отдыху, хобби, общению с друзьями и родственниками («живому» и в соцсетях). Также следует отметить, что каждый студент, как в контрольной, так и в экспериментальной группах указал на наличие поглотителей времени (социальные сети, компьютерные игры или игры в мобильных приложениях), больше половины респондентов заявили, что не владеют эффективными техниками релаксации для снятия физического и эмоционального напряжения.

Таким образом, большое количество времени, уделяемое самостоятельной подготовке к учебным занятиям, недостаточное время для сна и отдыха, говорит об отсутствии планированного распорядка дня, наличии поглотителей времени, неумении ставить цели и следовать им.

В связи с чем, была разработана программа реализации технологии «тайм-менеджмент» по формированию умений самоорганизации и самоменеджмета у будущих учителей начальной школы, включающая:

^ внедрение и апробацию элективной дисциплины в образовательную программу «Педагогика и методика начального обучения»;

^ разработку учебно-методического комплекса дисциплины «Основы тайм-менеджмента», учебно-методического пособия «Основы тайм-менеджмента»; ^ разработку индивидуального бюджета времени студентов; ^ дневник самоменеджмента студента;

^ использование инструментов тайм-менеджмента: интеллект-карт, мобильных приложений и компьютерных программ: онлайн органайзеров, планировщиков задач, сервисов напоминания и др.

^ систему релаксации: специальные упражнения, средства арттерапии.

Для проверки эффективности разработанной программы проводилась повторная диагностика, результаты которой отражены в диаграмме.

■ Сон

■ подмм.гиг.ихеоле, завтрак

■ Аудиторные замятия

■ Обед общение, отдых,

хобби

■ Самостоятельная учебная

деятельность Ужин, спорт, прогулки

■ Сйц мти, шиюлотетм«, общшие

Диаграмма 2 - Распределение суточного времени студентов (%) по различным видам деятельности в контрольной и экспериментальной группе (контрольный этап)

В результате анализа данных обеих групп, отмечаем, что в контрольной группе не произошло существенных изменений в образе жизни студентов. В экспериментальной группе, несмотря на большую учебную нагрузку и значительное количество времени, уделяемого студентами на учебную самостоятельную работу, наличие поглотителей времени, всё-таки заметны изменения в положительную сторону, студенты стали:

- достаточно времени уделять сну и отдыху;

- ежедневно анализировать бюджет суточного времени, определяя факторы потери времени;

- ставить цели и стараться последовательно достигать их;

- использовать различные средства тайм-менеджмента, позволяющие не только анализировать бюджет суточного времени, но и составлять план коррекции режима дня (блокноты-планировщики, мобильные приложения-планеры дел и т.д.);

- внимательнее относиться к своему физическому и эмоциональному здоровью, образу жизни, вырабатывая полезные привычки (соблюдать режим дня, труда и отдыха, использовать комплексы упражнений для релаксации).

Всё перечисленное говорит о наличии планированного распорядка дня и сформированном умении постановки жизненных целей.

Технология «тайм-менеджмент» функционирует в вузе в качестве организации жизни студента, нацеленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения, самопознание, самосовершенствование и профессиональное становление. Как педагогическая технология «тайм-менеджмент» строится на тесном взаимодействии педагога и студента. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» является современной моделью организации деятельности студента, включающей проектирование, организацию и реализацию учебного процесса и самостоятельной познавательной деятельности студента

[14].

Современные технологии организации учебной деятельности представляют собой совокупность методов и средств поиска, обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а также воздействие преподавателем на обучающегося с использованием технических и информационных средств [15]. На сегодняшний день большой интерес представляет технология «тайм-менеджмент» в педагогической деятельности. Благодаря своей направленности на самоорганизацию, самоуправление собственного жизненного процесса технология «тайм-менеджмент» является наиболее востребованной в организации самостоятельной учебной деятельности студентов. Большинство исследователей самоорганизации учебной деятельности отмечают у обучаемых постоянный дефицит времени, недостаточное владение навыками правильного распределения рабочего и свободного времени, а также умения конструировать учебную самостоятельную деятельность [16]. От того, насколько студент умеет организовать свое учебное и личное время, зависит его успешность в жизнедеятельности и будущей профессии

[17].

В целом, следует отметить, что технология «тайм-менеджмент» в учебной работе со студентами вуза позволяет отработать навыки эффективной организации профессиональной деятельности будущего специалиста. Эффективное распределение времени позволит педагогам и обучаемым достичь устойчивых результатов, реализовать свои цели, а также будет способствовать самосовершенствованию и личностному росту.

Список литературы

1. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. (2017) Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М.: Global Education Future, Future Skills, WorldSkills Russia. - 92 с.

2. Князькова О. Н. (2014) Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента// Человек и образование. №3 (40). С.139-143

3. Копеина Н. С. (1988) Самоорганизация в становлении индивидуальности// Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты: межвузов. сб. науч. тр. / отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПИ. С. 50-59.

4. Дьяков С. И. (2016) Самоорганизация в системе психологических критериев определения человека как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. 2016. № 59. С. 6-21, DOI: 10.17223/17267080/59/1.

5. Ишков А. Д. (2004) Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. М.: Издательство АСВ. - 224 с.

6. Заенутдинова Н. А. (2000) Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. - 159 с.

7. Котова С. С. (2012) Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Левченко Т. А., Агранович Е. Н. (2018) Самоорганизация учебной деятельности студентов посредством реализации самостоятельной работы в вузе// Эффективные инструменты современных наук - 2018: сборник XIV Международной научно-практической конференции, Publishing House "Education and Science". Прага. 124 с.

9. Jamil, M. G., Isiaq, S.O. (2019). Teaching technology with technology: approaches to bridging learning and teaching gaps in simulation-based programming education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16:25, https://doi.org/10.1186/s41239-019-0159-9

10. Кузнецова Т. И. (2015) Педагогический потенциал технологии «тайм-менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов // Молодой ученый. №8. С. 966-969. URL https://moluch.ru/archive/88/17323/ (дата обращения: 19.03.2020).

11. Covey S. (2004) The 8th Habit: From Effectiveness to Greatness (ISBN 0-684-84665-9)

12. Максимова А. А., Митичева Е. В., Феоктистова Е. А. (2014) Технология «тайм-менеджмент» в организации учебной деятельности студентов университета// Приволжский научный вестник № 12-4 (40). С.37-40

13. Agranovich Ye., Amirova A. Ageyeva L., Lebedeva L., Aldibekova Sh., Uaidullakyzy E. (2019). The Formation of Self-Organizational Skills of Student's Academic Activity on the Basis of 'Time Management' Technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 14(22), 95-110. https://online-journals.org/index.php/i-jet/arti-cle/view/11755/ https://doi.org/10.3991/ijet.v14i22.11755

14. Nikolaevna V., Vladimirovna D., Valentinovich R., Konstantinovna S., Viktorovna Y. (2019). Designing an independently installed educational standard for 'Teacher Education'. Cypriot Journal of Educational Sciences, 14(2), 294-302. https://doi.org/10. 18844/cjes.v14i2.4240

15. Chemsi G., Sadiq M., Radid M., Talbi M. (2020) Study of the Self-Determined Motivation among Students in the Context of Online Pedagogical Activities. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 15(05), 1729 https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/11392/6653/https://doi.org/10.3991/ijet.v15i05.11392

16. Chai C. S., Jong M. S.-Y., Yin H.-B., Chen M., Zhou W. (2019) Validating and Modelling Teachers' Technological Pedagogical Content Knowledge for Integrative Science, Technology, Engineering and Mathematics Education. Educational Technology & Society, 22 (3), 61-73. https://www.j-ets.net/collection/published-issues/22 3

17. Реунова М. А. (2013) Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург. - 222 с.

Тайм-менеджмент технологиясы студенттердщ оку удерюн ездМнен уйымдастырудьщ куралы ретшде

Е.Н. Агранович

Абай атындагы Казак улттык педагогикалъщ университет^ Алматы, Казакстан

elenkaagr@mail.ru

Макала болашак бастауыш мектеп окушыларыныц оку YДерiсiн ездтнен уйымдастыру мэселелерше арналган. Зерттеу жумысында студенттердщ оку YДерiсiн ездшнен уйымдастырудыц теориялык непздер^ «оку Yдерiсiн ездтнен уйымдастыру» угымына бершген галымдардын пiкiрлерi карастырылган, педагогикалык гылым тургысынан аталган угымга сипаттама бершген, «тайм-менеджмент» технологиясыныц болашак педагогтардыц оку YДерiсiн ездшнен уйымдастырудыц педагогикалык мYмкiндiктерi карастырылган. Автормен студенттщ езiндiк менеджментiнiн теориялык-эдютемелш негiздерi негiзделген. Оку ю-эрекетшщ езiн-езi уйымдастыру элеуметпк-экономикалык жэне бiлiм беру жYЙелерiмен шартталган студент тулгасыныц интегративтi сапасы ретiнде эрекет етедi. Тайм-менеджмент» технологиясы студент емiрiн уйымдастыруга, кэсiби калыптасуына жэне оку YДерiсiн утымды жоспарлауга багытталган.

Туйш свздер: езiндiк оку iс-эрекетi, уакытты баскару, «тайм-менеджмент» технологиясы, педагогтардын кэаби даярлыгы, студенттердiн езiн-езi баскару, ЖОО-ныц оку-тэрбие YДерiсi, студенттiн бюджет уакыты.

Time management technology as a means of self-organization of students' educational activities

Y.N. Agranovich

Abay Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan elenkaagr@mail.ru

This article is devoted to the study of self-organization of future primary education teachers' educational activities. The study reveals the theoretical foundations of self-organization of students' educational activities, examines various approaches of scientists to the concept of "self-organization of educational activities", describes this phenomenon from the point of view of pedagogical science, considers the pedagogical possibilities of the "time management" technology in the self-organization of future teachers' educational activities. The author substantiates the theoretical and methodological foundations of the student's self-management. The self-organization of educational activities acts as an integrative quality of the student's personality, the need for the formation of which is due to the socio -economic and educational systems. Time management technology is presented as an organization of the student's life, aimed at the most rational planning of the learning process and professional development.

Keywords: self-organization of educational activities, time management, technology "time management", students' self-management, professional training of teachers, time budget of students.

Поступила в редакцию 14.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.