МРНТИ 14.35.01
МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ»
Е.Н. Агранович
докторант, специальность 6D010200-Педагогика и методика начального обучения Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан
email: elenkaagr@mail.ru
В данной статье раскрыты теоретико-методологические основы проблемы самоорганизации учебной деятельности студентов, выявлена сущность и структура учебной деятельности студентов вуза, а также определены педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент» в развитии умений самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования. На основе глубокого анализа автором предложена структурно-содержательная модель самоорганизации учебной деятельности студентов, включающая теоретические и практические блоки, в которых определены цели, функции, принципы, компоненты самоорганизации учебной деятельности; разработаны критерии и показатели уровней сформированное™ умений самоорганизации учебной деятельности будущих учителей начальной школы; обобщены компоненты технологии «тайм-менеджмент», формы организации учебной деятельности, реализующие принципы тайм-менеджмента на практике, а также определены средства тайм-менеджмента для рациональной организации учебной и внеучебной деятельности бакалавров начального образования.
Ключевые слова: самоорганизация учебной деятельности, технология «тайм-менеджмент», бюджет времени студентов, профессиональная подготовка педагогов, учебно-воспитательный процесс вуза.
Модернизация системы образования Республики Казахстан затрагивает многие аспекты развития системы высшего образования, в том числе профессиональную подготовку будущих педагогов. Современное профессиональное педагогическое образование в Республике Казахстан ставит перед вузами задачу подготовки учителей начальной школы, способных гибко адаптироваться к совершенствованию содержания образовательных программ; самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для успешной подготовки высококвалифицированных педагогов начального образования необходима такая организация учебной деятельности студентов, которая бы обеспечивала овладение мировой и отечественной культурой, понимание тенденции общественного прогресса, осознание ключевых идей развивающегося общества, овладение современными педагогическими технологиями. Приоритетное значение получают те образовательные результаты, которые связаны с овладением обучающимися педагогической компетентностью, инструментами самоорганизации учебно-познавательной деятельности. В связи с чем, возникает необходимость внедрения в систему вуза средств активизации образовательного процесса посредством внедрения инновационных технологий. Одним из направлений повышения качества высшего образования является применение в профессиональной подготовке в вузе современной системы развития умений самоорганизации студента, в том числе самоорганизации его времени.
Самоорганизация учебной деятельности студентов университета определяется как осознанная работа по организации своей деятельности, планированию этой деятельности, рациональному использованию своего учебного и внеучебного времени, самостоятельному приобретению и использованию знаний из различных источников для решения практических задач, совершенствованию способов мыслительной деятельности, а также самоконтролю, рефлексии и коррекции своей деятельности [1; 125].
Эффективность самоорганизации учебной деятельности зависит от потребностей и интересов, системы ценностей, мотивов и целей студента и коллектива. Студенческий возраст является сензитивным периодом для развития самоорганизации учебной деятельности. В связи с чем, развитие процессов самоорганизации студентов является важным условием как для развития личности, успешно проявляющей себя в повседневной деятельности вуза, так и для формирования личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста [2].
На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы, нами разработана структурно-содержательная модель самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования на основе технологии «тайм-менеджмент» (Рисунок 1).
о П Социальный заказ общества на подготовку педагогов начального образования Требования к компетенциям педагога начального образования
£ » § «3
Цель: формирование умений самоорганизации учебной деятельности студентов на основе технологии «тайм-менеджмент»
а "
£1 Функции самоорганизации учебной деятельности: информационно-обучающая, развивающая, воспитывающая, ориентирующая (стимулирующая) и исследовательская
Теоретические основы:
-теоретические положения аксиологического, системного, деятельностного, технического, интегрального и личностно-ориентированного подходов;
- психолого-педагогические теории деятельности и развития личности;
- теории и модели самоорганизации;
- теории профессионального развития педагогов;
- теории профессиональной подготовки специалистов;
- исследования тайм-менеджмента.
Принципы: прообраза будущей профессиональной деятельности, субъектности, индивидуальности и системности.
Компоненты самоорганизации учебной деятельности на основе технологии
«тайм-менеджмент»
Аксиологический Когнитивный Деятельностный Рефлексивный
8 & Мотивационно- Информационно- Организационно- Контрольно-
Н & целевой понятийный конструктивный оценочный
-мотивация к -интеграция базовых и -способность поставить -способность управлять
самопознанию и специальных знаний цели, устойчиво их своей
2 саморазвитию; самоменеджмента и достигать; жизнедеятельностью,
Ч -мотивация к его возможностей в -эффективная анализировать
н я самообразованию и успешном организация реализованные цели;
м личностному росту; профессиональном собственной -умения выражать свои
о -мотивация к успеху становлении; деятельности ; чувства, переживания,
и в учебной -овладение основами -самореализация (умение их смену, причины;
деятельности; методологии научного на основе самопознания -экспертирование,
-мотивация к познания в устанавливать рецензирование и
самоменеджменту педагогическом ориентиры и достигать анализ результатов
процессе их посредством самоорганизации
выполнения) учебной деятельности
Рисунок 1 - Структурно-содержательная модель самоорганизации учебной деятельности студентов на
основе технологии «тайм-менеджмент».
Разработанная модель раскрывает интеграцию теоретических и методических основ формирования умений самоорганизации учебной деятельности студентов на основе технологии «тайм-менеджмент».
Функционально-целевой блок определяет цель модели самоорганизации учебной деятельности, вытекающую из социального заказа общества и требований к профессиональным компетенциям педагога; её функции.
Важнейшей составляющей профессионального становления будущего учителя начальной школы принято считать его педагогическую компетентность. Обобщённые требования к уровню теоретической и практической компетентности бакалавра содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получающего специальность «Педагогика и методика начального обучения».
Компетентность педагога представляет собой единство общей компетенции, присущей специалисту любой педагогической профессии т.е. компетенции в области начального образования.
Профессия учителя начальной школы требует овладения общетеоретическими и специальными знаниями в объёме, необходимом для решения научно-методических, учебно-воспитательных, организационно-управленческих задач [3; 34-35].
Компетентность в самоорганизации учебной деятельности включают в себя знание основ научной организации жизнедеятельности, которая складывается из умений планировать своё время и находить оптимальные способы её организации, умений самоконтроля, самоанализа и самооценки её результатов.
Иначе говоря, организация самостоятельной учебной деятельности требует от студента овладения гностическими, прогностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативными, рефлексивными и аналитическими умениями.
Самоорганизация учебной деятельности выполняет ряд функций: информационно -обучающая, развивающая, воспитывающая, ориентирующая (стимулирующая) и исследовательская (Ю.К. Бабанский, Н.М. Пейсахов, Ю.Н. Кулюткин, В. Граф, В.Н. Донцов, В.Я. Ляудис и др.) [4; 231].
Методологической основой построения структурно-содержательной модели самоорганизации выступили аксиологический, личностный, системный, деятельностный и технический подходы [5; 32], [6; 35-36].
Исходя из теоретико-методологических подходов были выделены и обоснованы принципы самоорганизации учебной деятельности студентов: прообраза будущей профессиональной деятельности, субъектности, индивидуальности и системности [7; 107].
Теоретико-методологический блок представлен основными компонентами самоорганизации учебной деятельности студентов, их критериями и показателями.
Основными компонентами самоорганизации учебной деятельности студентов на основе технологии «тайм-менеджмент» нами выделены аксиологический, когнитивный, деятельный и рефлексивный компоненты [8], [9], [10; 110-113], [11; 202].
Содержательно-процессуальный блок включает элементы технологии «тайм-менеджмент», организационные формы обучения и средства тайм-менеджмента.
Для эффективной самоорганизации учебной деятельности студентов на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы нами определены следующие элементы технологии «тайм-менеджмент»:
• ценностное отношение ко времени;
• целенаправленность учебной деятельности, самоменеждмент;
• рациональное распределение физической и умственной нагрузки;
• контроль и оценка результатов учебной деятельности;
• коррекция самоорганизации жизнедеятельности [12; 54-56].
Соблюдение следующих условий учебно-воспитательного процесса позволит более эффективно использовать учебное и внеучебное время студентов:
1) организация учебного процесса, нацеленного на формирование профессиональных компетенций посредством самоорганизации учебной деятельности студентов;
2) ориентация студентов на рациональную организацию бюджета времени;
3) внедрение в повседневную деятельность студентов различных форм самоорганизации и самоменеджмента учебной деятельности;
4) система организации учебных и внеучебных занятий, комплекс заданий СРС и СРСП;
5) внедрение в учебный процесс различных форм организации контроля и самоконтроля учебных достижений студента.
Рассматривая организацию учебной деятельности в высшей школе следует отметить её такие основные формы как аудиторные и внеаудиторные занятия, имеющие теоретическую и практическую взаимосвязь (лекции, практические работы, СРС, СРСП, педагогическая практика).
В процессе лекционных занятий осуществляется подача учебного материала путем логически построенного, систематически последовательного и ясного изложения. Для активной мыслительной работы в процессе учебного занятия студенту необходима предварительная самостоятельная подготовка, обеспечивающая успешное усвоение знаний, излагаемых педагогом. Это вырабатывает у студентов критическое отношение к существующим научным положениям, позволяет выполнять предлагаемые им мыслительные операции самостоятельно вникать в сущность изучаемого. Предварительная подготовка к лекционным занятиям обеспечивает хорошее усвоение формулировок законов, правил, принципов, определений.
Практические занятия требуют большой самостоятельной работы студентов, включающей выполнение определённых практических действий, решения педагогических ситуаций, анализа, обобщения и принятия педагогических решений [13; С.9-14].
Данная форма учебных занятий требует не только обязательной проработки теоретических вопросов изучаемой темы, но выполнения внеаудиторных самостоятельных творческих заданий.
С 2002 года вузы РК перешли на кредитную систему образования, одной из основных задач которой является повышение роли самостоятельной работы студентов. Поэтому системообразующим фактором в осуществлении подготовки педагога является ориентация процесса обучения на усиление роли самостоятельной работы будущих специалистов. Это связано с необходимостью формирования творческого педагога, способного справиться со сложными педагогическими задачами и найти разнообразные способы их решения. Самостоятельная учебная деятельность способствует развитию у студентов профессионального критического мышления, ценностного отношения к педагогической профессии и творческого потенциала.
Являясь резервом эффективности высшего образования, самостоятельная работа студентов по объему варьируется от 100 % при дистанционном обучении до, примерно, 50-60 % очной форме обучения.
Для осуществления такого учебного процесса требуется продуманная система организации аудиторных и внеаудиторных занятий, включающих выполнение творческих заданий, направленных на развитие критического мышления, формирование мотивационной и волевой сфер, профессиональное становление будущего педагога.
Организация самостоятельной деятельности обучаемых, предполагает гибкую систему, позволяющую приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому. В связи с эти ставится задача формирования коммуникативных навыков, умений добывать знания из разнообразных источников, обрабатывать, хранить, оперативно обмениваться ею с помощью современных компьютерных технологий.
Самостоятельная познавательная деятельность студентов осуществляется в различных видах учебной деятельности. При этом особая роль в рабочем учебном плане педагогических специальностей отводится на СРС и СРСП.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это спланированные педагогом специально разработанные задания для студентов, выполняемые по определенной теме при методическом руководстве преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) - это планируемая педагогом работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, с его непосредственным участием.
Данные виды самостоятельной работы предполагают включение студентов в анализ теоретических положений, обучают научному поиску, ориентируют на научное объяснение педагогических процессов, формирует исследовательский подход к теоретическому изучению целостного педагогического процесса и к разработке путей применения педагогических технологий на практике.
Включение студентов в самостоятельную работу на теоретических занятиях и педагогической практике формирует самосознание, профессиональную рефлексию и самостоятельность, именно те качества, которые являются основополагающими в профессиональной деятельности педагога. Посредством творческих аналитических заданий теоретического и практического характера создается система подготовки педагога, в которой представлены различные виды совместной деятельности студентов и преподавателя.
Для успешной организации СРС и СРСП необходимо их планирование с учетом спецификации образовательной программы специальности.
Данные формы обучения должны решать следующие задачи:
• научить студента получать знания из новейших источников;
• формировать навыки самостоятельного планирования и организации культуры собственного труда;
• развивать способность максимально использовать личностный потенциал, применяя различные формы и способы познавательной деятельности. Данные задачи возможно реализовать только при совместном творческом взаимодействии педагога и студента [14; 54-56].
Практика, как вид учебной деятельности, позволяет сочетать теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях и направлена на совершенствование профессиональных навыков в самостоятельной педагогической деятельности.
Заключительным этапом обучения студентов в вузе является выполнение дипломной работы, которая направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и их применение при решении конкретных научных педагогических задач. Дипломное проектирование развивает навыки ведения самостоятельной работы, исследования и экспериментирования при решении актуальных вопросов педагогики начального образования. Позволяет выявить подготовленность студентов для самостоятельной работы в условиях современной начальной школы.
Вышеописанные формы обучения на практике реализуются с помощью определенного комплекса средств технологии «тайм-менеджмент», который в модели самоорганизации учебной деятельности представлен следующими составляющими:
^ учебно-методический комплекс дисциплины «Основы тайм-менеджмента»; ^ разработка индивидуальной траектории профессионального становления посредством самоорганизации учебной деятельности;
^ разработка индивидуального бюджета времени студентов; ^ дневник самоменеджмента студента; ^ графические системы: диаграммы, интеллект-карты;
^ мобильные приложения и компьютерные программы: онлайн органайзеры, электронные ежедневники, хронокарты, планировщики задач, сервисы напоминания и др.
^ система релаксации: аутотренинги, занятия йогой, специальные упражнения
Критериально-оценочный блок разработанной модели направлен на выявление уровня развития у будущих педагогов умений самоорганизации учебной деятельности посредством технологии «тайм-менеджмент».
В настоящее время оценка рассматривается как основной направляющий элемент учебного процесса в вузе, она помогает определить педагогу, что студент считает важным, как проводит своё время, как они определяют себя в качестве студента и позже в качестве выпускника [15]. Основополагающим условием эффективного оценивания является наличие продуманной системы критериев и показателей. Критерии и показатели развитых умений самоорганизации учебной деятельности были разработаны на основе раскрытых методологических положений в специальных литературных источниках зарубежных и отечественных исследователей по проблемам организации учебного процесса вуза и технологии «тайм-менеджмент».
Для осуществления контроля и оценки были определены четыре уровня развития самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования: ситуативно-традиционный, репродуктивно-исполнительский, поисково-аналитический, результативно-творческий. Каждый из уровней раскрывает мотивационно-целевую установку, его теоретические и практические знания учебных дисциплин, понимание значения оптимального использования своих возможностей и рационального планирования времени, самооценки собственной учебной деятельности.
В заключении необходимо отметить, что одним из условий активизации процесса самоорганизации личности на этапе профессионального обучения становится учебно-воспитательный процесс студентов, включающий различные виды деятельности. Профессиональное становление педагогов начального образования сопровождается формированием индивидуального стиля деятельности. При этом сформировавшиеся к моменту поступления в высшее учебное заведение личностные качества и способности оказывают влияние на успешность самоорганизации учебной деятельности студента.
Педагогическая технология «тайм-менеджмент» является современной моделью организации обучения в вузе, включающей проектирование, организацию и реализацию учебного процесса и самостоятельной познавательной деятельности студента; функционирует в вузе в качестве организации жизни студента нацеленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения, самопознание, самосовершенствование и профессиональное становление на основе взаимодействия педагога и студента.
Таким образом, разработанная модель самоорганизации учебной деятельности студентов на основе технологии «тайм-менеджмент» представляет собой последовательную взаимосвязанную систему учебного процесса вуза, которая может быть основанием для дальнейших разработок в области организации учебной деятельности студентов; применения инновационных технологий; при совершенствовании умений самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов; а также исследования навыков самоменеджмента студентов-бакалавров.
Список литературы
1. Агранович Е.Н. Самоорганизация учебной деятельности студентов средствами RP-технологий взаимодействия // Вестник Казахского государственного женского педагогического университета.- Алматы, Издательство «Кыздар университет!», 2018: №4 (76)
2. Shmurygina N. et al. Self-Organization Activities of College Students: Challenges and Opportunities // Look Academic Publishers. Open Access. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, VOL. 11, NO. 17, 9981-9989 p.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
4. Луцева И.Ю. Самоорганизация учебной деятельности студента // Science Time. - Казань, 2014 (№7), С.229-233
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. -576 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. Издание 2-е, доп., исправл. и перераб. - Москва: Логос, 2007. - 384 с.
7. Мандель Б.Р. Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре/ Б.Р. Мандель. - М.-Берлин: Директ Медиа, 2016. - 341 с.
8. Ryan R. M. and Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being. // American psychologist, 2000, vol. 55, N 1, p. 68-78.
9. Chng, V.L.L. & Coombs, S.J. (2001). The Application of Self-Organised Learning for Educators and Students in a Knowledge-Based Economy: A Reflective Experience. In C. Montgomerie & J. Viteli (Eds.), Proceedings of ED-MEDIA 2001--World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications (pp. 1063-1068). Norfolk, VA USA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). Retrieved November 16, 2018 from https://www.learntechlib.org/p/8654
10. Таубаева Ш. Введение в методологию и методику педагогического исследования. Учебное пособие. -«Т^ран» баспасы, ТYркiстан: 2007. - 190 с.
11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
12. Реунова М.А. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2013. - 222 с.
13. Арыдин В.М., Атанов Г.А. Учебная деятельность студентов / Справочное пособие для абитуриентов, студентов, молодых преподавателей. — Донецк, «ЕАИ-пресс», 2000. - 80 с.
14. Тойбаев А.Ж., Левченко Т.А., Агеева Л.Е., Агранович Е.Н. Диагностика качества учебных достижений студентов педагогических специальностей. Методическое пособие для преподавателей вуза, магистрантов, студентов/ - Алматы, Издательство «Кыздар университета» 2018. - 108 с.
15. Brown, G., Bull, J. and Pendlebury, M. (1997) Assessing Student Learning in Higher Education. Routledge, London.1997. - 317 p.
«ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» ТЕХНОЛОГИЯСЫН ЖГЗЕГЕ АСЫРУ НЕГ1З1НДЕ СТУДЕНТТЕРДЩ 6З1НД1К ОЦУ ЭРЕКЕТ1Н ¥ЙЫМДАСТЫРУДЬЩ МОДЕЛ1
Е.Н. Агранович
PhD докторант, Абай атындагы Казак ^лттык педагогикалыц университет^ Алматы, Кдзакстан
email: elenkaagr@mail.ru
Макалада студенттердiн взiндiк оку эрекетiнiн теорияльщ-эдюнамальщ негiздерi караст^1рылган, ЖОО студенттерi оку эрекетшщ к¥рылымы жэне манызы аныкталган, сонымен катар болашак бастауыш мектеп педагогтарыныц взiндiк оку эрекетiн ^йымдастыру дагдыларын жетiлдiруде «тайм-менеджмент» технологиясынын педагогикалык мYмкiндiктерi аныкталган. Терен талдау негiзiнде автор теориялык жэне практикалык блоктарды камтитын студенттердiн оку iс-эрекетiн вздтнен ^йымдастырудын к¥рылымдык-мазм^нды моделiн ^сынды, онда оку iс-эрекетiнiн максаты, функциялары, принциптерi, к¥рамдас бвлiктерi ан^1кталган; бастауыш мектептщ болашак мратмдершщ оку кызметш взiн-взi ^йымдастыру бiлiктiлiгiнiн калыптасу денгешнщ влшемдерi мен кврсеткiштерi эзiрлендi; "тайм-менеджмент" технологиясынын компоненттер^ практикада тайм-менеджмент принциптерш iске асыратын оку кызметiн ^йымдастыру формалары жинакталFан, сондай-ак бастауыш бшм беру бакалаврларынын оку жэне окудан тыс кызметiн угымды ^йымдастыру Yшiн тайм-менеджмент к¥ралдары аныкталFан.
Туйш свздер: вз1нд1к оцу iс-эрекетг, «тайм-менеджмент» технологиясы, студенттщ бюджет уацыты, педагогтардыц кэсiби даярлыгы, ЖОО-ныц оцу-тэрбие Yдерiсi
MODEL OF SELF-ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY "TIME MANAGEMENT"
Ye.N. Agranovich PhD student
Abay Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan email: elenkaagr@mail.ru
This article reveals the theoretical and methodological foundations of the problem of self-organization of students' educational activities, reveals the essence and structure of educational activities of university students, and defines the pedagogical capabilities of the time management technology in developing the skills of self-organizing educational activities of future primary school teachers. Based on an in-depth analysis, the author proposed a structural and informative model of the self-organization of students' learning activities, including theoretical and practical blocks, which define the goals, functions, principles, components of the self-organizing learning activities; criteria and indicators have been developed for the level of development of skills for self-organization of educational activities of future primary school teachers; components of the time management technology, forms of organization of educational activities that implement the principles of time management in practice are summarized, and time management tools for the rational organization of educational and extracurricular activities of bachelors of primary education are defined.
Key words: self-organization of educational activities, time management technology, students time budget, teacher training, educational process of the University
Поступила в редакцию 12.04.2019.