МРНТИ 14.35.01
САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ RP-
ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е.Н. Агранович
докторант, специальность 6D010200-Педагогика и методика начального обучения Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан, email: elenkaagr@mail.ru
В статье освещаются особенности модернизации казахстанского педагогического образования, профессиональные компетенции современного педагога. В исследовании даётся обоснование проблемы, доказывается её актуальность и необходимость самоорганизации учебной деятельности студентов. Основу профессиональной компетентности педагога составляет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается из умения планировать свою деятельность, правильно распределять своё время и находить оптимальные способы её организации. Автором обоснована проблема самоорганизации учебной деятельности студентов средствами RP-технологий взаимодействия, что подтверждается практическими примерами самостоятельной работы по дисциплине «Артпедагогика» у студентов 1 курса специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Ключевые слова: самоорганизация учебной деятельности, профессиональная подготовка педагогов, самостоятельная работа, инновационные технологии, планирование
Основная цель профессионального педагогического образования - подготовка квалифицированных педагогов, компетентных, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной педагогической деятельности на уровне мировых стандартов, готовых к социальной и профессиональной мобильности.
Модернизация образования включает формирование новых отношений между педагогом и обучающимися, отношений партнерства и сотрудничества в образовательном процессе, основанном на принципах:
^ учет и развитие индивидуальных особенностей студентов в процессе взаимодействия с ними (обучения и воспитания);
^ саморазвитие личности (интеллектуальной, коммуникативной, волевой, эмоциональной, сенсорно-двигательной сферы);
^ увеличение доли самостоятельной учебной деятельности студентов на основе эффективной самоорганизации;
^ гибкость образовательных программ, форм обучения;
^ взаимодействие традиционных и инновационных технологий образования.
В условиях постоянно возрастающей и ужесточающейся конкуренции на рынке труда гораздо больше перспектив и возможностей имеют выпускники активные, творческие, обладающие помимо знаний и высокой классификацией, способностью к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности[1; 6].
Проблема самоорганизации учебной деятельности в научной литературе раскрыта довольно широко в работах (Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, С.А. Ломина, А.В. Зосимовского, Т.Е. Конниковой, А.М. Новикова, Д.А. Новикова, Н.М. Пейсахова, Т.Н. Мальковской, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.)
Так, например, в исследованиях научно-технического направления самоорганизация представляет собой «процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия» [2;135].
В понимании Н.М. Пейсахова она выступает как «сознательное упорядочение состава, нахождение и выстраивание подсистем и элементов в наилучшем порядке, возможном для данных условий» [3; 74].
В работе С.А. Ломина предложено следующее определение данного понятия: «Самоорганизация - принцип организации личного труда руководителя или специалиста, заключающийся в необходимости использования в повседневной работе рациональных приемов и методов планирования и распределения рабочего времени» [4; 135-136].
124
По мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова, самоорганизация выступает «как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы» [5; 150].
В социальных науках самоорганизация выступает неким показателем зрелости человека в совокупности природных и социально-приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях интеллекта, воли, мотивах поведения и реализуемой деятельности [6; 135-136].
Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности («силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях [6].
И.А. Зимняя рассматривает самоорганизацию учебной деятельности как самостоятельную работу, имеющую собой не только учебное, но и личностное и общественное значение [7; 150].
Все вышеизложенные определения самоорганизации учебной деятельности не исключают, а взаимодополняют друг друга. В своём исследовании придерживаемся следующей трактовки данного понятия: «самоорганизация учебной деятельности — деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя. Проявляется в обоснованности мотивации, целеустремленности, быстроте принятия решений и ответственности за них, активности, планировании своей деятельности, самостоятельности, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга» [8; 329].
Проблема самоорганизации учебной деятельности студентов возникает с первых дней обучения в вузе. Как показывает практика, студенты-первокурсники сталкиваются с целым рядом трудностей, связанных с организацией учебной деятельности и личного времени. В частности:
S отсутствие навыков распределения бюджета времени;
S несоблюдение гигиенических требований к режиму дня (недостаточно времени
уделяют отдыху, занятиям спорту, правильному питанию);
S нерациональная организация самостоятельной учебной и досуговой деятельности
(чередование умственного и физического труда);
S чрезмерное увлечение современными гаджетами, вследствие чего возникает
отсутствие чувства реального времени [9; 11-16].
Специфика умений самоорганизации студентов-первокурсников определяется как осознанная работа по организации своей деятельности, планированию этой деятельности, рациональному использованию своего времени на учебу и дела, самостоятельному приобретению и использованию знаний из различных источников для решения практических задач, совершенствованию способов мыслительной деятельности, а также контролю и адекватной оценке своей деятельности [6].
Самостоятельная познавательная деятельность студентов осуществляется в различных видах учебной деятельности. При этом особая роль в рабочем учебном плане отводится на самостоятельную работу студентов и самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, с его непосредственным участием.
СРСП предполагает включение студентов в анализ теоретических положений, обучает научному поиску, ориентирует на научное объяснение педагогических процессов, формирует исследовательский подход к теоретическому изучению целостного педагогического процесса и к разработке путей применения педагогических технологий на практике.
Включение студентов в анализ теоретических положений и педагогической практики формирует самосознание, самостоятельность и профессиональную рефлексию, т.е. именно те качества, которые являются основополагающими в профессиональной деятельности педагога. Посредством творческих аналитических заданий теоретического и практического характера создается система подготовки педагога, в которой представлены различные виды совместной деятельности студентов и преподавателя.
Приобретение навыков самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса обеспечивает успешную адаптацию к обучению в вузе.
Организация самостоятельной работы позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов: инертность, неспособность распределять внимание,
неспособность действовать в ситуации лимита времени, неуверенность в собственном потенциале. Возникает возможность максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации.
По мнению А.О. Кошелева, благодаря самоорганизации происходит становление обучающегося как личности через постоянное «обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития, развитие представлений обучающихся об учебном процессе как о процессе личностного становления, а также происходит развитие самооценки обучающихся и достижение индивидуальной зрелости в различных видах деятельности в вузе (учебной, научно-исследовательской, общественно-социальной)» [10; 184].
Vivien Lee Looi Chng, Steven John Coombs также утверждают, что самоорганизация учебной деятельности обеспечивает гибкость и эффективность обучения. Рационально распределяя цели обучения, формулируя задачи просто и ясно, студенты могут взять на себя контроль над своим обучением. Выполняя посильные учебные задания поэтапно, обучающиеся строить собственную траекторию профессионального становления[П; 1063-1068].
Педагогическое взаимодействие в процессе самоорганизации учебной деятельности студентов должно строиться в условиях перехода от репродуктивных форм обучения к продуктивным. Как отмечает О.А.Козырева, активизация самоорганизации учебной деятельности студентов наиболее эффективно осуществляется посредством использования RP-технологий педагогического взаимодействия (от R - репродуктивный, P - продуктивный, т.е. RP-технологии - репродуктивно-продуктивные технологии).
Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (изучение нового материала; закрепление; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, по развитию креативных способностей, результатом которой является определенный продукт мыслетворчества студента.
Под RP-уровнями понимается система заданий, которые представляют собой два противоположных уровня, взаимодополняющих друг друга.
R - репродуктивный уровень предполагает использование различных форм, методов, средств, репродуктивного обучения и контроля (например, воспроизведение информации, реферат, доклад, тесты разного вида, проверочные работы, выполнение работы по образцу, по алгоритму и другое). Задания данного уровня, как правило, состоят в форме инструкции, а не в форме задачи и указывается лишь состав и последовательность действий, которые требуется произвести. Источником содержания данных заданий является исключительно объект изучения без опоры на развитие и стимулирование мыслительных процессов, без применения студентом эвристики и логики доказательств. Такой подход к определению заданий для студентов не предусматривает развитие интеллектуальных способностей, не формирует интеллект и креативность мышления.
P - продуктивный уровень строится на применении форм, методов и средств, направленных на повышение культуры самостоятельной работы, мотивации учебной деятельности и активности студентов (например, дискуссия, защита презентации, мозговой штурм, круглый стол, кейс-методы, портфолио, эссе, проект, решение педагогических ситуаций, деловая игра, задания на выявление общих закономерностей, выбор признаков, критериев классификации, конструирование объекта из элементов, самостоятельная формулировка проблемы, анализ педагогического процесса, его функциональных элементов и целостности, обобщение и систематизация материала, анализ опыта работы отечественных и зарубежных педагогов-новаторов, недописанный тезис и др. Продуктивные уровень предоставляет огромный потенциал для развития мышления студентов, который способствует приобщению к самостоятельному поиску решения, организации самостоятельных способов учебного познания, творческой самореализации и развития форм самоуправления и самоорганизации. В процессе подготовки будущего педагога это еще и необходимое условие для профессионального самоопределения и развития профессионального самосознания [10; 91-94].
Особую значимость здесь приобретают наблюдение и контроль за ходом выполнения работы, прогнозирование возможных успехов и неудач, своевременное их предупреждение и тщательный анализ.
Эффективность реализация RP-технологий в развитии навыков самоорганизации учебно-познавательной деятельности подтверждается на примере учебного курса «Артпедагогики» у студентов 1 курса КазГосЖенПУ специальности 5В010200 - «Педагогика и методика начального обучения».
Реализация СРСП по данной дисциплине строится на соблюдении следующих условий: четкое определение объема работы, формы отчетности, сроков предоставления результатов, определения форм учебного взаимодействия педагога и обучаемого (обучение в диалоге, обсуждение результатов проектной деятельности и др.), видов и форм контроля и критериев оценки.
Условия, обеспечивающие успешное самостоятельное выполнение заданий:
1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
2. Четкая постановка познавательных задач.
3. Алгоритм, метод выполнения, знание студентом способов её выполнения.
4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объёма работы.
5.Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
6. Критерии оценки, отчетности и т.п.
7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.п.) [12; 126].
Реализация данных заданий предполагает поэтапное совершенствование и продвижение от
репродуктивных к продуктивным видам самостоятельной деятельности: изучение, анализ и систематизация, обобщение и оценка, планирование и моделирование, проектирование. Причем в каждом последующем активность и самостоятельность в деятельности обучаемых нарастает.
_Проектирование
творческой
-Планирование, деятельности
моделирование
_ Обобщение и
оценка
_Анализ и
Изучение систематизация
Рисунок 1 - Этапы перехода от репродуктивных к продуктивным видам самостоятельной деятельности в процессе СРСП.
Технология репродуктивных видов деятельности (изучение, анализ и систематизация, обобщение и оценка) нацелена на восприятие и осмысление фактов, оценку, выводы. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. задание выполняется по инструкциям, правилам, в соответствие с образцом. Переход на продуктивный вид самостоятельной деятельности направлен на активизацию мышления, возбуждения интереса к познанию, инициативе, самостоятельности, творческому поиску, исследовательской деятельности (планирование и моделирование, проектирование творческой деятельности).
Таблица 1 - Реализация ЯР-технологий в процессе СРСП на примере пяти тем по курсу «Артпедагогика» для студентов 1 курса специальности «Педагогика и методика начального обучения»_
№№ Тема СРС Методические рекомендации по выполнению заданий Вид деятельности
1 Артпедагогика как одно из направлений педагогики 1. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую сущность артпедагогики. 2. Определить место артпедагогики в системе педагогических наук и направлений, отобразить схематически. Изучение психолого-педагогической литературы, анализ информации
2 Артпедагогика как средство успешной адаптации ребенка к школе 1. Раскрыть сущность понятия «адаптация». 2. Изучить психо лого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассника к школе 3. Выделить, с какими трудностями встречаются Изучение психолого-педагогической и специальной литературы, анализ
учителя, ученики и родители при поступлении в школу. 4. Отметить, какие виды искусства целесообразнее использовать в учебно-воспитательном процессе и указать их педагогические возможности для адаптации ученика. педагогических ситуаций, раскрытие педагогических возможностей различных видов искусства при работе с первоклассниками.
3 Педагогические возможности асык-терапии в развитии зрительно-моторной координации учащихся 1. Изучить специальную литературу, раскрывающую специфику казахской народной игры «Асыки». 2. Определить возможности данной игры в развитии личности ученика (нравственном, физическом, умственном и т.д.) 3. Проанализировать причины нарушения зрительного восприятия и моторной координации у детей 6-7 лет. 4. Оценка разных видов упражнений с асыками для развития зрительно-моторной координации учащихся. Изучение специальной литературы, оценка педагогических возможностей асык-терапии, обобщение и анализ
4 Артпедагогические технологии в подготовке руки к письму 1. Изучение психо лого-педагогической литературы по проблеме подготовки руки к письму. 2. Проанализировать основные проблемы, встречающиеся при обучении ребенка письму. 3. Раскрыть значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики и координации движений. 4. Подбор авторской разработки задания по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по развитию мелкой моторики рук учащихся. Изучение литературы, анализ, планирование, специальные упражнения, творческие задания по изобразительной деятельности
5 Драматизация на уроках литературного чтения в начальной школе 1. Изучить содержание предложенного литературного произведения, особенности написания сценария для постановки спектаклей с детьми младшего школьного возраста. 2. Определить этап урока для драматизации литературного произведения или его определенной части, проанализировать дидактические и воспитательные возможности данного вида работы. 3. Составить проект сценария для драматизации литературного произведения с младшими школьниками, подробно описать слова и действия каждого участника, подготовить необходимые костюмы или аксессуары для постановки. Изучение литературы, анализ, систематизация, планирование, проектирования творческой деятельности учащихся
Таким образом, следует отметить, что:
^ Организация самостоятельной работы на основе ИР-технологий оказало положительное влияние на формирование навыков самоорганизации учебно-познавательной деятельности студентов;
^ Системный подход к организации СРСП позволил осуществить постепенный переход от репродуктивных видов деятельности к продуктивным;
^ Дидактическая регуляция самостоятельной учебной деятельности студентов позволила сформировать навыки работы с различной литературой, творчески подходить к выполнению заданий;
^ Разработанный алгоритм контроля качества позволил повысить ответственность студентов, развить навыки управления учебным и личным временем и рефлексии собственной деятельности.
Список литературы
1. Котова С.С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос.го.проф.-пед. ун-та, 2012. - 208 с.
2. История и Математика: мегаисторические аспекты: ежегодник / Отв.ред.: Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. - Волгоград: Учитель, 2016. - 256с.
3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004.-224стр.
4. Ломин С.А., Осин А.К. Дидактические условия формирования самоорганизации учебной деятельности студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 135-136.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. - М.: Либроком, 2013
6. Михневич С.Н. Самоорганизация студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII межд. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
8. Словарь практического психолога / сост. С.С. Головин. - Минск, 1998.
9. Левченко Т.А., Агранович Е.Н. Самоорганизация учебной деятельности студентов посредством реализации самостоятельной работы в вузе // Эффективные инструменты современных наук - 2018: сборник XIV Международной научно-практической конференции, Publishing House "Education and Science" Чехия, Прага. - 2018.- 124с., (с.11-16)
10. Козырева О.А. Некоторые аспекты повышения качества педагогического образования при изучении раздела «Общие основы педагогики»// Университетское образование: сборник статей X Международной научно-методической конференции. - Пенза, 2006. - С.91-94.
11. Chng, V.L.L. & Coombs, S.J. (2001). The Application of Self-Organised Learning for Educators and Students in a Knowledge-Based Economy: A Reflective Experience. In C. Montgomerie & J. Viteli (Eds.), Proceedings of ED-MEDIA 2001--World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications (pp. 1063-1068). Norfolk, VA USA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). Retrieved on November 16, 2018 from https://www.learntechlib.org/p/8654.
12. Ю.В. Сорокопуд Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс: Высшее образование, 2011. - 541 с.
СТУДЕНТТ1РДЩ ЦАРЫМ-ЦАТЫНАС RP-ТЕХНОЛОГИЯСЫ Ц¥РАЛЫ АРЦЫЛЫ ОЦУ ЭРЕКЕТ1Н вЗ Д1Г1НЕН ¥ЙЫМДАСТЫРУЫ
Е.Н. Агранович
«Бастауышта окыту педагогикасы мен эдютемеа» мамандыгыныц 1 курс PhD докторанты, Абай атындагы Казак ^лттык педагогикалык университет^ Алматы, Казахстан, email: elenkaagr@mail.ru
Макалада Казакстанныц педагогикалыц бшм беру саласын модернизациялаудыц ерекшелжтер^ казiрri педагогтыц кэаби к¥зыреттшп жешнде жазылган. Зерттеу ж^мысында непзп мэселелер керсетшп, студенттердщ оку эрекетш езiндiк ^йымдастырудыц кажеттшп жэне оныц езектшп дэлелденген.
М¥Fалiмнщ кэаби к¥зыреттшпнщ непзше ез эрекетш жоспарлай алуы, уакытын тиiмдi пайдалану жэне жоспарлауы, ез эрекетiн ездiгiнен ^йымдастыруга практикалык т^ргыдан дайындыгы жатады.Автор студенттердщ езiндiк ж^мыстарын, езара карым -катынас RP-технологиялары аркылы ^йымдастыру мэселесiн непздейд^ ол «Бастауыш окыту педагогикасы жэне эдютемесЬ» мамандыгыныц 1- курс студенттерше «Артпедагогика» пэнi бойынша езiндiк ж^мыстардыц практикалык мысалдарымен расталады.
Туйт свздер: оцу ic-эрекетт ез беттше уйымдастыру, педагогтарды кэсгби даярлау, езтдж жумыс, инновациялыц технологиялары, жоспарлау
SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY BY MEANS OF INTERACTION RP-TECHNOLOGY Y.N. Agranovich PhD student
Kazakh National Pedagogical University named after Abay, Almaty, Kazakhstan, email: elenkaagr@mail.ru
This article highlights the features of the modernization of Kazakhstan pedagogical education, the professional competence of the modern teacher. The study provides a rationale for the problem, proves its relevance and the need for self-organizing learning activities among students. The basis of the professional competence of a teacher is his practical readiness for self-organization of his activities, which consists of the ability to plan his activities, properly allocate his time and find the best ways to organize it. The author substantiates the problem of self-organizing educational activities of students by means of RP-interaction technologies, which is confirmed by practical examples of independent work in the discipline "Art pedagogy" among first-year students of the specialty "Pedagogy and methods of primary education".
Keywords: self-organization of educational activities, professional training of teachers, independent work, innovative technologies, planning