(тираж 13 тыс. экз.), остальные - отрывные. В общей сложности - 310 светских книг и 85 религиозно-нравственных, т.е. светских изданий (в центре которых - борьба новометодистов со старометодиста-ми, положение мусульманской женщины, воспоминания о войне 1812 года, национальный вопрос) вышло в 3,6 раза больше по сравнению с религиозными изданиями. Религиозные издания печатались, тем не менее, в количестве от 10 экз. до 60 тыс. экз., в ряде случаев их тиражи доходили до 100 тыс. экз.
Приведенные примеры свидетельствуют о жанровом, типо-видовом, отраслевом, тематическом разнообразии издательской продукции, ее количественном росте, широком читательском адресе. Ее использовали башкиры, киргизы, уйгуры, жители Кавказа и Средней Азии. Казанско-татарская книга (или «мусульманская», как ее называли современники) оставила глубокий след в истории языка, литературы, культуры тюркских народов России. Изучение этой книги позволит глубже понять историю материальной и духовной культуры этих народов.
Источники и литература
1. Знаменский, П.В. Казанские татары. - Казань, 1910.
2. Каримуллин, А.Г. У истоков татарской книги. От начала возникновения до 60-х гг. XIX века. - Казань, 1992.
3. Мусульманская печать в России в 1910 году / О-во исслед. Средней Азии; сост. по распоряжению г. начальника ГУП; под ред. В. Гольмстрема. - Оксфорд, 1987.
4. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Фонд 420 Казанский временный комитет по делам печати. - Оп. 1. - Д. 87.
5. НА РТ. Ф. 420. - Оп. 1. - Д. 171. - С. 89-90.
6. НА РТ. Ф. 977 Императорский Казанский университет. - Оп. Ректор. - Д. 644.
7. Указатель города Казани или Памятная книга для жителей Казанской губернии на 1841 г. / сост. И.Чернов - Казань, 1840.
УДК 792.03+334.7
Н.И.Таиров ТАТАРСКИЙ ТЕАТР И МЕЦЕНАТЫ АКЧУРИНЫ
В статье, опираясь на архивные документы, материалы периодики и воспоминания, исследуется деятельность Акчуриных по поддержке татарского театра в начале XX века.
Ключевые слова: татары, театр, Поволжье, Акчурины, начало XX века.
Tairov N. I. TATAR THEATRE AND PATRONS AKCHURINA
The article based on archival documents, materials of periodicals and memoirs examines the activities Occuring support of the Tatar theatre in the early twentieth century.
Key words: Tatars, theatre, the Volga region, Akchurina, the beginning of the twentieth century.
Развитие капитализма в России на рубеже X1X-XX веков требовало от рабочих и служащих торгово-промышленных предприятий нового уровня развития, как технического, так общеобразовательного. В этом направлении приходилось работать и татарским предпринимателям, которые заботились о повышении культурного уровня и организации отдыха своих рабочих и служащих. В Гурьевке Кар-сунского уезда Симбирской губернии (ныне г. Барыш Ульяновской области) Xасан, Якуб, Абдулла и Xамза Тимербулатовичи Акчурины в 10-х годах XX в. содержали большой клуб. В клубе можно было поиграть в бильярд, шашки, шахматы, домино. Здесь же находилась библиотека [1]. При клубе функционировали драматические коллективы, как татарский, так и русский. Ими ставились спектакли и проводились литературно-музыкальные вечера. Членами объединения являлись рабочие, служащие школ и некоторые представители семьи хозяев.
В первую очередь, в спектаклях были заняты представители гурьевской молодежи: учитель Ах-мет Алимбеков, его сестры Амина и Азиза [2], слесарь, позднее связист Шамиль Усманов, служащий фабричной конторы Сулейман Агишев, его сестра Марьям, сын управляющего фабрикой Юсуп Мангу-шев, братья Xалиловы и Кадермятовы. Некоторые эпизодические роли детей играли юные сестры Мяргуб и Сягадат Дебердиевы. Впоследствии они стали актрисами и выступали на сценах татарских театров Казани и других городов Поволжья. Учитель Зиятдин Кадырметов был прекрасным оратором, чтецом, его выступления брали зрителей за душу. Он обладал артистическими способностями: прекрасно пел, танцевал, свободно и уверенно держался на сцене. Сильное впечатление на зрителей производило его трогательное исполнение восточных, в частности арабских песен. Очевидцы рассказывали, что его задушевные выступления нередко доводили зрителей до слез (Члены коллектива продолжали дружить и общаться и в советское время. З. Кадырметов после 1917 г. был в эмиграции в Чехословакии. В 1923-1927 гг. он перписывался с Ш. Усмановым, считавшего Кадерметова «личным другом». Впоследствии переписка помогла писателю написать рассказ «Чит кеше» («Чужой человек»), опубликованный в журнале «Безнен юл») [3].
Акчуриных в драматическом коллективе представляли самый младший сын Тимербулата - Хам-за, сыновья Хасана Тимербулатовича - Гумер и Махмуд. С одной стороны, это, несомненно, показывает увлеченность юных Акчуриных театром. С другой стороны, можно сказать, что участие хозяев в творческой деятельности коллектива было вызвано желанием продемонстрировать классовую близость. На наш взгляд, демократизм творческого коллектива подчеркивало и его название «Йолкыш» («Оборванец»).
В стенах клуба работал и русский драматический кружок. Его руководителем и душой стал Н.В.Райский (Н.В.Кожевников), в прошлом актер Симбирского драматического театра. Накануне первой мировой войны он из-за болезни оставил профессиональную сцену и приехал в Гурьевку. Н.В.Райский служил в конторе товарищества Т.Акчурина, а все свободное время отдавал самодеятельному театру. Вскоре он становится своим человеком и в татарском коллективе. Высококвалифицированная помощь профессионального актера во многом помогла поднять творческое мастерство участников как русского, так и татарского кружков.
Участие Шамиля Усманова в самодеятельном коллективе представляет особый интерес. Будущий татарский писатель, видимо, впервые именно здесь близко познакомился с театром, пусть и самодеятельным. Скорее всего, в Гурьевке у него зародилась любовь к творчеству, к драматическим произведениям. Из них некоторые были посвящены событиям и людям, которые жили и работали на фабриках Акчуриных. Так, нелегкий труд и быт рабочих Гурьевской фабрики получили отражение во многих произведениях писателя. Свидетельство тому - пьеса Ш.Усманова «Первый шаг», в которой не изменены даже имена некоторых рабочих и жителей поселка. Это подтверждают не только сами жители селения, но и высказывание самого автора, что «каждое свое произведение он создавал под непосредственными впечатлениями жизненных явлений» [4]. Ветеран труда, бывший сотрудник конторы Акчуриных А.А.Булатов [5] вспоминал, что в героях названного произведения узнавал конкретных жителей фабричного поселка.
На наш взгляд, душой фабричного творческого коллектива, в особенности его татарской части, был Хамза Акчурин, который обучаясь в Санкт-Петербурге и вполне реально мог увидеть профессиональный русский театр.
Более того, он проживал в семье матери и отчима (депутата IV Государственной Думы И.А.Ахтямова). Известно, что в десятых годах XX в. их квартира на Миллионной улице стала местом встреч национальной интеллигенции, молодежи, часть которой обучалась в учебных заведениях столицы, и мусульманских политических деятелей. Об этом свидетельствуют не только воспоминания его близких, но и сохранившиеся фотоснимки.
Хамза Акчурин был связан родственными отношениями с некоторыми представителями интеллигенции, имеющими прямое отношение к первым татарским постановкам. В первую очередь, речь идет о сестрах Ахтямовых - Уммугульсум и Зухре. Они были дочерьми депутата I Государственной Думы Абусугуда Ахтямова и сестрами Ибнеамина и Ибрагима (известного юриста) Ахтямовых. Сестры Ахтямовы оставили заметный след в истории татарского театра. Они были в числе тех представителей прогрессивной татарской молодежи, которые в апреле 1906 г. поставили первый татарский спектакль в Уфе. Уммугульсум и Зухра сыграли роли в спектакле по чрезвычайно популярному в то время произведению известного татарского писателя Г.Исхаки «Оч хатын белэн тормыш» («Жизнь с тремя женами»). Осенью того же года Уммугульсум участвовала в постановке пьесы этого известного драматурга и писателя «Ике гашыйк» в Уфе. Игра актеров получила высокую оценку не только зрителей, но и прессы. В начале 1907 г. татарская молодежь Уфы поставила спектакль по произведению Г.Исхаки «Очен хатын илэ тормыш» («Жизнь с тремя женами»). В газетной публикации об этом была дана высокая оценка постановке и выражена благодарность Ахтямову [6]. Видимо речь идет об одном из представителей рода Ахтямовых. Зухра Ахтямова вместе с Ашраф Синяевой в декабре 1913 г. сыграла главные роли в спектакле «Буляк эчен» («Ради подарка»), поставленным мусульманской молодежью Санкт-Петербурга [7]. Известно о связях сестер Ахтямовых с писателем Г.Ибрагимовым (например, известные киевские события 1912-1913 гг.) [8].
В рассматриваемые годы подобная деятельность среди рабочих акчуринских фабрик способствовала установлению своеобразных театральных традиций, которые успешно продолжались и в советское время. Бессменным руководителем фабричного театра был Ахмет Абдрашитов. Впоследствии он стал актером казанских театров.
На гурьевскую молодежь не меньшее влияние оказал процесс становления национального театра. Несомненно, мы должны говорить и о влиянии на коллектив Г.Мангушева, актера из плеяды подвижников театрального движения.
Известен факт поддержки татарскими купцами драматических артистов на Нижегородской ярмарке. Хасан Акчурин вместе с взявшим на себя исполнение обязанностей цензора Фатихом Сакалом и
губернатором графом Игнатьевым, женатым на представительнице императорского дома, убирали многочисленные препоны и создавали условия для постановок татарских спектаклей [9]. В частности, Х.Т.Акчурин использовал свой авторитет, широкие связи и положение в обществе для получения разрешения на проведение спектакля татарскими артистами на самой главной торговой площадке России - Нижегородской ярмарке.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что из числа рабочих и служащих татарских предпринимателей вышли популярные драматурги Афзал Тагиров [10] и Шамиль Усманов, когда-то работавшие на фабриках и других предприятиях Акчуриных.
Изложенное выше позволяет нам сделать определенные выводы. Известные татарские купцы и фабриканты Акчурины проявляли интерес к национальному театру. Из них некоторые делали конкретные шаги по поддержке труппы «Сайяр». В частности, это выразилось в получении разрешения на постановку спектакля. Неравнодушие к театру Акчуриных проявилось в создании ими самодеятельного театрального коллектива (татарского и русского) на одной из своих суконных фабрик. Молодежь из Акчуриных принимала активное участие в организации и проведении спектаклей и литературно-музыкальных вечеров. Более того, дети и внуки фабрикантов непосредственно играли в спектаклях.
Литература
1. В советское время это здание долгие годы служило клубом Гурьевской суконной фабрики, позднее (после переноса в другое место) - музыкальной школой. Историческое здание было разобрано в первые годы XXI в.
2. НА РТ.Ф.И22.Оп.3 .Д.42.Л.95.
3. ЦГА ИПД РТ. Ф.8233. Оп.2. Д.2-5187. Т.1. ЛЛ. 22-25.
4. Гиниятуллина АК. Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник Казань, 1970. С.425.
5. Архив ФСБ РФ по РТ. Д.2. - 8034 (Булатов Абаз Абдуллович); Беседа с ААБулатовым в ноябре 1975 г.
6. Ульфат («Согласие»). 1907. 22 февраля. № 61.
7. Ил («Страна»). 1913. 20 декабря.
8. ГАОО. Ф.21. Оп.2. Д.618. ЛЛ.165-166.
9. Эхмэтвэли Мэцгэр. Хатирэлэр. Казан, 1997. Б.106-107.
10. Таиров Н.И. Татарская буржуазия Поволжья и Приуралья: социальная деятельность, благотворительность и меценатство (60-е гг. XIX в. - 1917 г.): монография. - Казань, 2011. С.82-83 .
11. Гэли X. 20- еллык эдэби хезмэт// Яцалиф. 1932. № 1-2. 58-60 ББ.
УДК 37
З.Н.Сафина
СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВАРИАТИВНЫХ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ
В статье рассматриваются результаты исследования, показавшие, что структура и потребности современной женщины весьма динамичны, представляют многоаспектность ее интересов как личности, матери, жены, работника, являются источниками ее активности в различных сферах жизнедеятельности человека, а также необходимым условием для их удовлетворения сервисными организациями.
Ключевые слова: структура потребностей женщин, организации сервиса
Saflna Z.N. THE STRUCTURE AND NEEDS OF MODERN WOMEN AS A CONDITION OF DEVELOP-MENT OF THE VARIABLE SERVICE
The article discusses the results of the study showed that the structure and needs of the modern woman is very dynamic, represent the diversity of her interests as a person, mother, wife, and worker, are the source of her activity in various spheres of human activity, as well as a necessary condition for their satisfaction of service organizations.
Key words: structure needs of women, organization of service.
Социальное, личностное содержание жизни женщины, система ее ценностей, ситуативных представлений и жизненных перспектив является одним из проблемных направлений исследований, актуализированных, прежде всего, вниманием государства к современной семье [1]. Отметим, что в целях реализации Указа президента РФ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года, Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на период до 2030 года создана межведомственная рабочая группа по реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан в целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти и институтов гражданского общества. Одним из последних важных документов в данном контексте можно назвать План мероприятий на 2016-2018 годы по реализации в Республике Татарстан первого этапа Концепции государственной семейной политики