УДК 346+821(091)
Н.И.Таиров ГАБДУЛЛА ТУКАЙ И ФАБРИКАНТЫ АКЧУРИНЫ
В статье, опираясь на материалы архивов, периодики и воспоминания, анализируются взаимоотношения Габдуллы Тукая с предпринимателями Акчуриными, поклонниками творчества поэта. В начале XX в. Акчурины организовали у себя отдых Тукая. Предприниматели внесли вклад в увековечение памяти поэта.
Ключевые слова: жизнь и творчество поэта Г.Тукая, предприниматели Акчурины, татарская литература, библиотеки, г.Казань, с.Гурьевка Симбирской губернии.
N.I.Tairov G. TUKAY AND THE AKCHURINS THE FACTORY OWNERS ENTREPRENEURS
Summary: On the basis of the archives and newspaper publications, as well as some memories, the article analyses the relationships of Gabdullah Tukay and the entrepreneurs family of Akchurins, who were the adorers of the poetic talent of G.Tukay. In the beginning of the XX'th century the Akchurins welcomed G.Tukay in their place. The entre-preneurs contributed to the commemoration of the poet.
Key words: the life and the creativity of G.Tukay, the Akchurins entrepreneurs, the tatar literature, libraries, Kazan city, Guryevka settlement of Kazan governance.
Татарские предприниматели были не только крупными торговцами и промышленниками, но и щедрыми меценатами. На свои средства они открывали и содержали учебные заведения, участвовали в выпуске книг и периодических изданий на татарском и русском языках. Они сохранили и развили дальше одно из замечательных качеств народа - уважительное отношение к книгам. Купцы и фабриканты приобретали книги, создавали библиотеки. Среди Акчуриных, Рамиевых, Хусаиновых, Яушевых было немало и тех, кто интересовался литературой. На книжных полках богатейших библиотек представителей родов были произведения русских, татарских, восточных и западноевропейских авторов. Татарские купцы и промышленники внимательно следили за развитием татарской литературы. Они пополняли свои библиотечные фонды произведениями К.Насыри, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Исхаки и других авторов, выписывали татарские газеты и журналы.
В 1908 г. (по другим предположениям в 1909 г.) фабрикант, один из щедрых доброхотов и меценатов из татар России, Хасан Акчурин пригласил Г.Тукая в гости в с. Гурьевку Карсунского уезда Симбирской губернии.
С появлением произведений поэта на страницах татарской периодики, фабрикант заинтересовался творчеством и личностью Тукая. В связи с этим у Хасана Акчурина возникло желание личной встречи и знакомства с поэтом. Приглашение было сделано через купца Батретдина Апанаева. Последнему удалось через людей из окружения поэта уговорить его поехать к Хасану Акчурину, который взял на себя все расходы, связанные с поездкой. Казанские знакомые Хасана и друзья поэта, не сообщив ему о денежном переводе, приодели поэта и проводили в Гурьевку. Судя по воспоминаниям, поэт поехал к фабрикантам один. На станции Барыш Московско-Казанской железной дороги поэта встретили на самом высоком уровне Акчурины и их близкие во главе с Хасаном. Они предоставили казанскому гостю просторную комнату. После традиционного татарского чаепития фабрикант сказал Тукаю, что на их предприятиях есть немало служащих и рабочих, знакомых с его творчеством, желающих встретиться с ним лично. Хасан, один из состоятельнейших людей российских татар, попросил у поэта разрешение устроить в его честь званый вечер. Тукай выразил свое согласие.
Вечером в библиотеке Акчуриных собрались гости. Появление поэта они встретили стоя. За столом Хасан Тимербулатович произнёс немало тёплых, искренних слов в адрес гостя. Кроме хозяев здесь присутствовали рабочие, служащие суконной фабрики, ученики и учителя местной школы. Поэту задавали вопросы, на которые он коротко отвечал.
Поэт гостил у Акчуриных 7-10 дней (по другим сведениям - 5 дней). Каждый день для него устра-ивались подобные встречи. Тукай посещал и фабрику1. Перед отъездом поэта Акчурины вручили ему 50 руб. и материю для пошива одежды2
Об этом эпизоде материальной поддержки Тукая Акуриными помнят и их потомки, опираясь на семейные предания3. Данный факт показывает отношение Хасана Акчурина к поэту.
Татарский драматург Г.Камал вспоминал о беседе, которая состоялась у него с поэтом после возвращения в Казань. На традиционный вопрос: как съездил, как угощали, Тукай ответил, что встретили и угощали его хорошо, однако он соскучился по Казани, друзьям. На самом же деле, по утверждению Г. Камала, поэт сожалел о поездке к Акчуриным. По словам драматурга, Г.Тукай считал Акчуриных «не нашими» людьми. Это соответствовало действительности: поэт и фабриканты занимали в обществе различное положение. У Г.Камала есть несколько другой ответ на этот вопрос. Он так передаёт ответ поэта: «...гор-ничные как няньки кормят, как няньки поят, укладывают спать. Как захочешь (пожелаешь) - не поспишь».4 Как видим, в этих словах нет ничего оскорбительного по отношению к Акчуриным. Тукай здесь, видимо, говорит об ином образе жизни фабрикантов.
К.Кадыри, вспоминая вечера у Акчуриных с участием Тукая, пишет, что кроме фабрикантов и их близких,
'Архив КИЯЛИ. Ф.9 ОП.4. Д.65. ЛЛ.2-4.
2 . Габдулла Тукай. Тормыш хэм ижат елъязмасы. Казан, 2003, - 131-133 бб..
3 Беседа с Ш. А. Акчуриной от 11 ноября 2000 г.
4 Камал Г.Эсэрлэр.Оч томда.3.Казан,1982. - 325б.
здесь присутствовали рабочие, служащие и ученики местной школы. Этот штрих немаловажен для характеристики Акчуриных.
Весной 1913 г., узнав о смерти поэта, педагоги и ученики местной школы Акчуриных провели траурный митинг, учебные занятия были отменены. Интерес Акчуриных к Тукаю был постоянным и неизменным. Весной 1916 г. весь тюрко-татарский мир России отмечал трёхлетие скорбной даты - кончины Г. Тукая. В разных уголках страны проводились мероприятия, связанные с этой трагической датой. Акчурины не остались в стороне от этого. В скорбные дни в женской школе при Гурьевской суконной фабрике Акчуриных в с. Гурьевка Симбирской губернии был проведён вечер, посвящённый памяти Тукая. На вечере было собрано 97 руб. для установки памятника на могиле поэта.5 На наш взгляд, в этом деле активную роль могла сыграть жена одного из фабрикантов Абдуллы - Уммугульсум. По утверждению современников, татары Гурьевки, Старое Тимошкино и Калда с особой любовью относились к творчеству Тукая. Его книги имелись практически во всех татарских семьях. Замечательную биографическую книгу великого поэта «Исемдэ калганнар» («Мои воспоминания»), изданную в 1913 году в Казани, семья Волковых передавала из поколения в поколение. 6 По просьбе последней ее владелицы Зулейхи Волковой-Таировой мы передали в 1995 году в музей Габдуллы Тукая в столице Татарстана.
Татарские предприниматели, члены их семей и близкие были активными участниками и организаторами торжественной панихиды по случаю трёхлетия кончины Тукая в зале Петроградского мусульманского общества весной 1916 г. В ней участвовали представители интеллигенции, студенческой и ученической молодёжи. Несколько участников мероприятия выступили с речами. На вечере был проведён сбор средств в фонд имени поэта, который составил 78 руб7. На наш взгляд, среди организаторов и участников собрания могли быть суконные фабриканты Акчурины, Дебердиевы. Известно, что в Петрограде проживали и обучались дети Мухаммед-Юсуфа Дебердиева, сын Тимербулата Акчурина Хамза. В столице проживала жена депутата Государственной Думы Ибниамина Ахтямова Зухра, последняя супруга Т.К. Акчурина. Она и сын Хамза были пайщиками «Товарищества Тимербулата Акчурина».
О самых тесных связях вышеназванных представителей татарских фабрикантов с петроградской интеллигенцией пишет дочь Ибниамина и Зухры Ахтямовых Наиля (её письма хранятся в личном архиве автора). Об этом же говорят и сохранившиеся групповые фотографии петроградской интеллигенции, студенчества и предпринимателей, снятые в рассматриваемые годы. На уникальном фотодокументе мы видим Ахтямовых, Акчуриных, Терегуловых. Нельзя исключать, что снимок сделан в ходе проведения названного тукаевского вечера.
Впечатления от поездки получили своё отражение и в творчестве Г.Тукая. В его произведениях упоминается и Юсуф Акчура и Тимай-бай. В стихотворении пародийного характера «Шыер» («Стихотворение») Тукай пишет: «Тимай бай булсан да, азанчы кумэр...» («Муэдзин тебя похоронит, если ты даже Тимай богач...»). Оно было написано в 1912 г. и в этом же году было опубликовано в № 37 от 15 апреля в журнале «Ялт-Йолт» («Сверкание»). Составители пятитомного собрания сочинений Г.Тукая (Казань, 1985-1986) увидели в Тимай бае богатого, скупого и жестокого купца8. Такой подход к оценке буржуазии был традиционным для недавнего нашего прошлого. Выявленные нами многочисленные документы свидетельствуют, что такая характеристика Тимай бая не соответствует истине. В приведённых строчках поэта нет ничего негативного в оценке Тимай-бая. Поэт хотел подчеркнуть, что все мы смертны. Перед смертью все равны, она не признаёт ни богатых, ни бедных. Тукай считает, что страшный миг не минует и такую известную личность, как Тимербулат. Кроме воспоминаний Г.Камала и К.Кадыри факт пребывания поэта у Акчуриных подтверждают прямые потомки фабрикантов Ш.А.Акчурина, С.А.Акчурина. Дети гурьевского учителя и конторщика фабрики Акчуриных Ханэфи Алимбек, Софья и Долик из Украины сообщили нам, что их отец встречался с поэтом в Гурьевке. По их свидетельству, встреча оставила глубокий след в душе учителя. Х.Алимбеков стал страстным поклонником творчества поэта. К большому сожалению, репрессированный и безвременно ушедший из жизни Ханэфи не оставил своих воспоминаний об этом факте. Ветеран труда из Казани Гайша Ишмуратова (в 1909 г.- ученица школы Акчуриных) во второй половине 70-х гг. ХХ в. рассказывала нам, что видела Тукая с Кыяметдином Кадыри в Гурьевке.9
Вышеизложенное показывает интерес и внимание со стороны татарских купцов и промышленников к творчеству и личности великого поэта.
Поездка великого поэта к Хасану Акчурину не была исключением из правил. У фабрикантов и меценатов бывали и другие татарские литераторы. Осенью 1913 года Акчурины встретили друга Габдуллы Тукая известного писателя Фатиха Амирхана. К счастью, в отличие от Тукая Амирхан оставил нам более подробную информацию об Акчуриных, в первую очередь, о Хасане. В частности, в статье «Национальная библиотека и музей» он даёт высокую оценку личности Хасана, считая его весьма высокообразованным человеком. Писатель отмечает глубокие знания мецената в области арабского языка и исламской истории. В этом Хасан Тимербулатович не уступает уровню прекрасно образованного татарского муллы.10 Теперь-то мы знаем об этом высоком уровне мусульманских деятелей из татар России.
Не вызывает сомнений, что во время визита Фатиха Амирхана к Акчуриным велись разговоры о Тукае. Не
5 Каспий. 1916, 22 апреля.
6 См. Таиров Н. Акчурины. Казань, 2002. - С. 69.
7 Каспий. 1916. № 93.
8 Тукай Г. Эсэрлэр ...Биш томда., 2. Шигырьлэр.поэмалар.(1909-1913). Казан, 1985. 210, 375 б.
9 Беседа с Г. М. Ишмуратовой от 23 октября 1978 г.
10 Амирхан Ф.»Милли котепханэ хэм музаханэ»//Кояш.1913.10 ноября; Амирхан Ф.Т.З.Казан. 1989.238-239 бб.
забудем, что жена Абдуллы Акчурина Уммульсум Камалова была неравнодушна к личности и творчеству поэта. Другая невестка Акчуриных11, сестра Уммугульсум - Шамсенниса Камалова была любимой девушкой самого Фатиха Амирхана. Сестры Камаловы в определенной степени занимались и литературной деятельностью. Из них, Шамсенисса перевела на татарский язык драматическое произведение Потапенко «Букет» (издано в 1910 г.)12, Уммугульсум сотрудничала с татарскими газетами и журналом «Шура»13.
Таковы некоторые моменты взаимоотношений татарских купцов, фабрикантов Акчуриных с представителями национальной литературы. Изложенное позволяет утверждать, что татарские предприниматели проявляли интерес к творчеству великого Тукая, в определенной степени знали его произведения и уделяли внимание жизни и деятельности Габдуллы Тукая.
11 Рэсулева З. Тукай Эзлэрецнэц. Казан, 1985. - 63 б.
12 Вакыт. 1910. 20 марта.
13 «Торек хатыннары» // Шура, 1913. №8, 232-233 бб.