УДК.792.03+334.7.
Н.И.Таиров
ГАЯЗ ИСХАКИ И МЕЦЕНАТЫ АКЧУРИНЫ.
В статье на материалах архивов, периодических изданий, воспоминаний рассматриваются взаимоотношения симбирских купцов и фабрикантов, меценатов Акчуриных и татарского писателя Гаяза Исхаки.
Ключевые слова: татары, предприниматели,меценаты Акчурины, студенты, фотоснимок, Г.ИсхакиД Гаспринский, Москва.
Nail I. Tairov GAYAZ ISKHAKI AND TATAR MERCHANTS AKCHURINS
In the article based on the materials of archives, periodicals, and memoirs, issues of mutual relations of the Simbirsk merchants and manufacturers, patrons the Akchurins and the Tatar writer Gayaz Iskhaki are examined. In the article, based on the materials of archives, periodicals, and memoirs, issues of mutual relations of the Simbirsk merchants and manufacturers, patrons of the Akchurins and the Tatar writer Gayaz Iskhaki are examined. Tatar businessmen of Russia were not only big traders and industrialists, but also generous patrons. Tatar merchants and industrialists closely followed the development of Tatar literature. In particular, the Tatar merchants and manufacturers made personal acquaintance with writers and poets, financially cared for them. G.Tukay, F.Amirkhan were among the guests of the manufacturers Akchurins. The relationship between G. Iskhaki and the Akchurins can be viewed in several directions. Let's name one of them: the life and activity of the Akchurins is to some extent traced in the work of G.Iskhaki. The format of meetings and conversations of Akchurins with G. Iskhaki was very diverse. For example, it is known about the writer's visit of the Moscow house of patron and manufacturer Hassan Akchurin. Judging by the sources, the writer met with representatives of the female half of the family and the guests of the Akchurins. Judging by the well-known publications, G. Iskhaki was fairly well informed about the history of life of Asfandir and his family. We have no information about the visit of G. Iskhaki to Simbirsk province, where the merchants and the industrialists of the Akchurins lived and developed their main commercial and industrial activities. During the research work in the places of living and activities of the Ak-churins, we identified books and magazines. Among the books there are also publications that belonged to the pen of Tatar writer G. Iskhaki. It should be said about another interesting format of meetings between the writer and the manufacturers. G. Iskhaki and Akchurin met in the course of collective events, for example, student evenings in the capitals. One of these evenings, in our opinion, was recorded by the photographer. Photo was taken in Moscow in spring, 1914. Among the students we found several representatives of the Akchurins.
Keywords: Tatars, entrepreneurs, patrons of the Akchurins, students, photograph, G.Iskhaki, I.Gasprinsky, Moscow.
Татарские предприниматели России были не только крупными торговцами и промышленниками, но и щедрыми меценатами. На свои средства они открывали и содержали учебные заведения, участвовали в подготовке и выпуске книг и периодических изданий на татарском и русском языках. Они смогли сохранить и развить одно из замечательных качеств народа -уважительное отношение к книгам. Купцы и фабриканты приобретали книги, создавали библиотеки. На книжных полках богатейших библиотек представителей предпринимателей были произведения русских, татарских, восточных и западноевропейских авторов. Татарские купцы и промышленники внимательно следили за развитием татарской литературы. Среди Акчуриных, Рамиевых, Хусаиновых, Яушевых было немало и тех, кто интересовался литературой. Они пополняли свои библиотечные фонды произведениями КНасыри, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Исхаки и других авторов, выписывали татарские газеты и журналы
В конце Х1Х-нач. XX вв. татарские предприниматели проявляли интерес к творчеству и личности литераторов из татар России. В частности, татарские купцы и фабриканты заводили личные знакомства с писателями и поэтами, материально заботились о них, приглашали в гости. На рубеже Х1Х-начала XX веков получили распространение поездки писателей и поэтов к предпринимателям, а последние создавали все условия для отдыха мастеров пера. Для передовой части татарских предпринимателей была характерна забота о материальном положении любимых литераторов. Это наглядно видно на примере жизни известных писателей М.Акмуллы, Г.Кулахметова, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Исхаки, З.Бигиева. В гостях у крупнейших фабрикантов из татар России Акчуриных также побывали Г.Тукай и Ф.Амирхан.
Среди татарских предпринимателей было немало тех, кто не только интересовался литературой, но и пробовал себя в творчестве. Показательно, что среди купцов и фабрикантов-татар было немало писателей: М.-З.Рамиев (Дэрдмэнд), М.-Ю.Дебердиев, М.Акчурина, Г.Самитова и другие.
Взаимоотношения Г.Исхаки и Акчуриных можно рассматривать в нескольких направлениях. Одно из них: жизнь и деятельность Акчуриных в некоторой степени прослеживается в творчестве Г.Исхаки. В частности, речь идет о статье «Исмаил бек, Зухра ханум Гаспринские», опубликованной в ноябре-декабре 1914 года.(1) .
Второе направление - личные встречи писателя и фабрикантов.
Были ли они? Если да, то где и когда? При написании вышеназванной статьи «Исмаил бек, Зухра ханум Гаспринские» Г.Исхаки невольно обращался к жизни и деятельности представителей известного рода. Он должен был изучить хотя бы краткую историю симбирских купцов и промышленников. Следует сказать, что с этой задачей он в определенной степени справился.
Формат встреч и бесед Акчуриных с Г.Исхаки был весьма разнообразным. Например, известно о посещении писателем московского дома мецената и фабриканта Хасана Акчурина. С кем же из хозяев, членов семьи, родных, возможно, и близких Акчуриных встречался писатель на этот раз? Кто был собеседником писателя? Спустя сто лет установить полный список людей, которые были в доме и встречались с ним, очень сложно, более того, практически невозможно. К сожалению, на сегодняшний день исторические источники не позволяют получить утвердительного ответа на поставленный вопрос.
В день посещения Акчуриных Г.Исхаки глава семьи мог находиться вне дома. Можно с большой уверенностью сказать, что Москва не была местом постоянного проживания и активной деятельности мецената. С большей вероятностью можно сказать о пребывании мецената в Гурьевке Симбирской губернии, где располагалась часть предприятий Акчуриных.
Судя по источникам, писатель встречался с представителями женской половины семьи и гостей Акчуриных. В первую очередь, речь идет о Зухре, супруге мецената. В момент посещения писателем Акчуриных в Москве там могли находиться разные гости. Поэтому кроме самих Акчуриных там писатель мог встретиться с Сеит Шакуловыми, Дебердеевыми и другими, так как родословные Акчуриных и Сеит Шакуловых (впрочем, как и Акчуриных и Дебердеевых) были переплетены самым тесным образом. К этому моменту эти три рода теснейшим образом были связаны семейно- брачными отношениями. Более того, Хасан Акчурин и его жена Зухра (до замужества Шакулова) были близкими родственниками.
Что же было целью посещения писателем Акчуриных? Возможно, он приходил к Акчуриным для целенаправленного сбора материала для своей известной публикации о семье Исмаила Гаспринского «Исмаил бек Исмаил бек, Зухра-ханум Гаспринские» (2). Возможно, он решал задачу сбора информации попутно в ходе данного визита. Таким образом, во время встреч в Москве собеседницей гостя была Зухра (Биби-Зухра) супруга Х.Т.Акчурина. Кроме нее с Г.Исхаки могли беседовать родные сестры и другие родственницы Зухры-ханум.
Анализ источников говорить об относительной односторонности сведений о семье Исмаила Гаспринского, которыми располагал Г.Исхаки. Так, необходимую информацию ему предоставляли родные со стороны жены Х.ТАкчурина, а не сами Акчурины. Последние, на наш взгляд, могли бы дать более полную информацию. Хотя, взгляд части купцов и фабрикантов в определенной степени мы читаем в публикациях-откликах И.КАкчурина и МАкчуриной. Среди Акчуриных было немало тех, кто неплохо знали историю бракосочетания И.Гаспринского и Зухры Акчуриной. Более того, данную информацию представители клана передавали из поколения в поколение. Поэтому легко объяснить, что достоверные сведения, события и факты обрастали мифами, превращаясь в легенды. Из Акчуриных в этом вопросе самым осведомленным был И.КАкчурин, дядя Зухры. Ибрагим Акчурин был не только свидетелем, но и активным участником этих событий. Именно этим можно объяснить его вступление в полемику с Г.Исхаки на страницах татарской прессы.
С другой стороны, Зухра, супруга мецената и ее родные сестры также имели самые настоящие акчуринские корни. На наш взгляд, при определении точности сведений необходимо учитывать или принимать во внимание все аспекты и моменты вопроса.
Как показывают источники, основной и главной собеседницей Г.Исхаки в доме ХТАкчурина была Фатима Шакулова. Последняя гостила у Акчуриных в Москве. Г.Исхаки неоднократно беседовал с ней. Она была родственницей Зухры Акчуриной, хозяйки дома. Интересно, что Г.Исхаки получал ценную информацию от Фатимы и Зухры и по телефону. Следовательно, писатель активно работал над пополнением своих знаний о родных и близких Зухры, жены редактора популярной газеты «Тарджеман». Сведения Г.Исхаки добывал упорным трудом, настойчиво. После отъезда Фатимы Шакуловой из Москвы основной собеседницей писателя становится Зухра Акчурина, хозяйка дома.
Несколько слов о хозяйке московского дома фабриканта. Зухра Батыргиреевна овдовела в 1916 году. Летом этого года скоропостижно скончался один самых известных фабрикантов и меценатов из татар России Х.Т.Акчурин. На безвременную кончину одного из самых известных фабрикантов и щедрого мецената были отклики, в том числе на страницах печати. Среди них был
известный религиозный деятель и ученый Р.Фахретдин. В частности, он считал уход из жизни мецената очень серьезной потерей для татар Российской империи. Р.Фахретдин на протяжении десятилетий дружил с ХАкчуриным. Зухра после смерти Хасана осталась с двумя сыновьями Гумером и Махмудом. Последние были студентами московских вузов. После революции 1917 года у семьи отобрали большой многоэтажный дом в центре Москвы. Правда, Акчуриных не оставили на улице. Им были предоставлены две комнаты в этом же доме. В них и прошла жизнь наследников ХАкчурина и его супруги.
Судя по известным публикациям, Г.Исхаки был неплохо осведомлен об истории жизни Асфандира и его семьи (3). Ему были известны сведения относительно состояния здоровья членов семьи Акчуриных, например, Фатимы (Биби-Фатимы), жены Асфандиара и матери Зухры Акчуриной-Гаспринской В частности, читатели узнают о болезни матери Зухры Биби-Фатимы, ее поездке на лечение в Серноводск «Серный водага» в Самарской губернии. Во время пребывания на курорте Фатиму-ханум сопровождала дочь Зухра. (4). Г.Исхаки стремился воссоздать всю панораму взаимоотношений И.Гаспринского и Акчуриных. Позднее, после появления откликов представителей Акчуриных на свое произведение, Г.Исхаки еще раз обращается к этому вопросу. Заметим, что это произошло после появления публикаций-откликов представителей Акчуриных: Ибрагима Акчурина и Махумджамал Акчуриной.
Вероятно, писатель имел не одну беседу с родственниками семьи Асфандиара. Эти встречи и беседы с представителями Акчуриных или людьми из их окружения были довольно продолжительными, обстоятельными.
В свою очередь, нам удалось обнаружить и расшифровать надпись на могильном памятнике Фатимы (Биби-Фатимы) Сулеймановны Акчуриной, давшей тюрко-татарскому и мусульманскому сообществу России Зухру, спутницу жизни И.Гаспринского. (5) Зухра считается первой татарской журналисткой, вместе с мужем издавававшей газету «Тарджеман». К большому сожалению, по сегодняшний день журналистское сообщество Республики Татарстана не учредило премию имени этой замечательной женщины-журналистки.
В национальной истории именитые татарские купцы и фабриканты Акчурины прочно ассоциируются с Симбирской губернией. В населенных пунктах этого края располагались и успешно функционировали торгово-промышленные предприятия Сулеймана, Курамши Акчуриных и их потомков. Здесь раскрылся замечательный талант крупнейшего организатора промышленного производства Тимербулата Акчурина. У нас нет сведений о посещении Г.Исхаки Симбирской губернии. Как известно, основным местом проживания Хасана и Зухры Акчуриных был фабричный поселок при с. Гурьевка. Здесь он был занят делами предприятий торгово-промышленных товариществ Акчуриных. Заметим, что он был задействован и в делах других российских предпринимателей и деловых людей.
Известно о пребывании у Акчуриных Г.Тукая (1909 г.), Ф.Амирхана (1913 г.). Фабрикантам были близки и будущие писатели Афзал Тагиров и Шамиль Усманов, которые до 1917 года работали на предприятиях Акчуриных. Писательский дар последних в полной мере раскрылся только в советское время.
Говоря о посещении Г.Исхаки Акчуриных в Москве, необходимо иметь в виду следующее. Статья Г.Исхаки «Исмагийль бэк, Зохрэ ханым Гаспринскийлар» («Исмаил бек, Зухра ханум Гаспринские») появилась на страницах газеты «Ил» в ноябре-декабре 1914 года.). Другая публикация Г.Исхаки под названием «Жавапларым» (Мои ответы) была опубликована в газете «Ил» 15 февраля 1915 года. (6). Все публикации писателя были опубликованы до покупки этого дома Х.Т. Акчуриным.
ХТАкчурин приобрел дом в Москве весной 1915 года. Дворовое место с жилыми и нежилыми помещениями находилось в Мещанской части, третьего участка на углу Выползового переулка и улицы Старой Божедомки по № 97/81 города Москвы. Это дворовое место было куплено Хасаном Тимербулатовичем Акчуриным у Анастасии Васильевны Егоровой 15 апреля (5 мая) 1915 года для взрослых сыновей, студентов столичных вузов (7). До приобретения этого дома семья фабриканта и мецената снимала жилье в Москве или имела другой дом. В связи с этим можно предположить что, Гаяз Исхаки навещал Акчуриных в другом доме, по иному адресу. В дальнейшем предстоит выяснить эти координаты размещения, расположения дома.
Возможен и другой ответ на этот вопрос. К моменту посещения и встречи с Г.Исхаки фабриканты все же проживали в названном доме в Москве. Но тогда Акчурины могли быть только его арендаторами (квартиросъемщиками). К моменту появления писателя ХТАкчурин не успел
закончить оформление соответствующих документов.
На наш взгляд, следует упомянуть еще об одном важном моменте. В ходе многолетней поисковой работы в местах проживания и деятельности татарских предпринимателей, в том числе Акчуриных, были выявлены книги и журналы на арабском, персидском, турецком, русском языках, особенно много книг и периодических изданий было на татарском языке. Речь идет о предприятиях Акчуриных в Карсунском, Сенгилеевском и Сызранском уездах Симбирской губернии. Среди книг есть и издания, принадлежащие перу популярного татарского писателя Г.Исхаки. Назовем такие произведения как «Ул икелэнэ иде»(»0н еще колеблется»). Казань: Изд-во «Век». Типография «Просвещения».1917). «Ул эле йолэнмэган иде» («Он еще не был женат.») и др. В процессе многолетней поисковой работы нами выявлены фрагменты книг и периодических изданий, отдельные страницы, выпущенные до 1917-1918 годов. Они вобрали в себя информацию о жизни и творчестве Г.Исхаки, включая фотоснимки. Следовательно, в местах функционирования торгово-промышленных и других предприятий Акчуриных в Симбирской губернии произведения татарских литераторов, в том числе Г. Исхаки пользовались большим спросом.
Среди владельцев книг и других изданий могли быть не только служащие, рабочие фабрик и других предприятий Акчуриных, но и учащиеся местных религиозных и светских учебных заведений. Принадлежность книг конкретным лицам спустя столетие установить сложно.
Таким образом, местное население не только знало писателя, но было и знакомо с его популярными произведениями. Выявленные книги - это только небольшая часть изданий тех лет. А сколько книг исчезло? Среди них, безусловно, могли быть и произведения Г.Исхаки, одного из популярных авторов того периода.
Следует сказать,что Г.Исхаки и Акчурины встречались и в ходе коллективных мероприятий, например, студенческих вечеров в столицах. Один из таких вечеров, на наш взгляд, и зафиксировал фотограф. Некоторые неизвестные сведения, на первый взгляд, пусть небольшие, о взаимоотношениях Г.Исхаки и Акчуриных может предоставить коллективное фото студентов с писателем. Уникальный фотоснимок был сделан в Москве весной 1914 года. Среди студентов начала прошлого века обнаружено несколько представителей рода Акчуриных. Это - Гумер Акчурин, сын известного татарского фабриканта и мецената Хасана Акчуринаа, студент одного из московских вузов. Здесь же - Мустафа Сеит-Шакулов, сын Ханифы, дочери Тимербулата Курамшевича и Хасана Батыргиеевича. Следовательно, по семейной родословной Акчуриных их можно назвать просто внуками Тимай-бая Акчурина. 0 нем в свое время писал Габдулла Тукай.(8).
Следующий объект нашего внимания из рода Акчуриных - Зухра, дочь Исмаила Акчурина, сына Курамши. Выпускница Симбирского женской гимназии, она была студенткой одного из творческих вузов Москвы. Зухра принимала участие и в общественных делах. Ей не было безразлично будущее России и ее народов. Зухра была делегатом всероссийского съезда мусульманок в Казани 24-27 апреля 1917 года. По нашему мнению, в ходе встречи с московскими студентами и фотографирования в апреле 1914 года Г.Исхаки наверняка узнал, что среди них есть и представители Акчуриных, в том числе студент Гумер Акчурин. Последний был первенцем Хасана Тимербулатовича Акчурина и Зухры Батыргиеевны Акчуриной (Шакуловой до замужества).
С писателем была хорошо знакома Гульсум Камалова, дочь ишана Мухамед-Закира Камалова (Вагапова). Известно, что Г.Исхаки обучался в Чистопольском медресе ишана. Более того, Гульсум была влюблена в писателя и своего земляка. Известно о переписке между ними в 1911-начале 1912 гг. В это время Гульсум была слушательницей известных Бестужевских женских курсов в Санкт-Петербурге. Часть писем Г.Исхаки и Г.Камаловой оказалась в органах жандармерии. (9). В 1913 году Гульсум Камалова вышла замуж за фабриканта Абдуллу Акчурина. Она прожила в Гурьевке Карсунского уезда Симбирской губернии до 1918 года
Таковы отдельные страницы истории знакомства, встреч и взаимоотношений Г.Исхаки и Акчуриных. Жизнь и деятельность некоторых представителей симбирских купцов и промышленников и их близких нашли освещение и в произведениях писателя. Обе стороны, которые интересуют нас, были информированы друг о друге. Г.Исхаки и отдельные представители Акчуриных встречались, были знакомы лично. Между ними проходили встречи в разных форматах. Так, юноши и девушки из рода Акчуриных встречались с писателем во время молодежных вечеров, которые проводились московскими студентами-татарами. Несомненно, изложенное выше не дает полного представления по обозначенному вопросу. В то же время однозначно другое: изложенный материал позволяет иметь общее представление о связях и взаимоотношениях писателя Г.Исхаки и фабрикантов Акчуриных. На наш взгляд, для более полного и всестороннего раскрытия темы нужны
новые исследовательские работы, которые могут ликвидировать «белые пятна». Эти поисковые работы должны идти в тесном содружестве профессиональных историков и краеведов.
Литература
1.«Ил».1914.14,17,21,24 ноября,5 декабря); «Мирас».1996.№3.сс.14-24.
2.«Ил».1914.14,17,21,24 ноября,5 декабря);«Мирас».1996.№3.сс.14-24.
3.Более подробно о родителях и близких Зухры Гаспринской см.: Таиров Н.И. Н.И.Акчурины. Тат. кн. изд-во.2000,сс.99-109.
4.См.: Мирас.1996,№ 3 ,с.19.
5.Таиров Н... Зохрэ Акчуринанын энисе Фатыйманын кабере. (Могила Фатимы, матери Зухры Акчуриной)// Безнен мирас. 2015. №11. СС.22-23.
6.«Ил».1914.14,17,21,24 ноября,5 декабря; «Ил».1915.15 февраля.
7.Таиров Н.И. Акчурины. Казань,2002, С.59.
8. Тукай Г. Алты томлы академик басма.11том,221,359-360бб.
9. Гаяз Исхакый: тарихи-документаль жыентык /тоз-авт: С. Рэхимов, 3. Мохэмэтшин, А. Загидуллин. Казань: Жыен, 2011, ее. 579-580, 660.
References
1.«П».191414Д7,21,24 noyabrya,5 dekabrya); «Miras». 1996.№3.ss.14-24.
2.«Il».1914.14,17,21,24 noyabrya,5 dekabrya);«Miras».1996.№3.ss.l4-24.
3.Bolee podrobno o roditelyah i blizkih Zuhry Gasprinskoj sm.: Tairov N.I. N.I.Akchuriny. Tat. kn. izd-vo.2000,ss.99-109.
4.Sm.: Miras.1996,№ 3 ,s.l9.
5.Tairov N... Zohreh Akchurinanyn ehnise Fatyjmanyn kabere. (Mogila Fatimy, materi Zuhry Akchurinoj)// Bez-nen miras. 2015. №11. SS.22-23.
6.«Il».1914.14,17,21,24 noyabrya,5 dekabrya; «Il».1915.15 fevralya.
7.Tairov N.I. Akchuriny. Kazan',2002, S.59.
8. Tukaj G. Alty tomly akademik basma.11tom,221,359-360bb.
9. Gayaz Iskhakyj: tarihi-dokumental' zhyentyk. /toz-avt: S. Rehkhimov, Z. Mohehmehtshin, A Zagidullin. Kazan': ZHyen, 2011, ss. 579-580, 660.