Научная статья на тему 'Личные библиотеки татарских фабрикантов и меценатов Акчуриных'

Личные библиотеки татарских фабрикантов и меценатов Акчуриных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / ФАБРИКАНТЫ ПОВОЛЖЬЯ / АКЧУРИНЫ / БИБЛИОТЕКИ / КНИГИ / ЖУРНАЛЫ / TATARS / VOLGA MANUFACTURERS / THE AKCHURINS / LIBRARIES / BOOKS / MAGAZINES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н. И.

На основе архивных документов, материалов периодических изданий рассматриваются проблемы создания татарскими промышленниками Акчуриными личных библиотек во второй половине Х1Х-нач ХХ вв., показывается богатство книжных фондов этих библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal libraries of Tatar manufacturers and patrons the Akchurins

Based on archival documents and periodicals’ materials the article studies the problems of creating personal libraries by Tatar industrialists the Akchurins in the ХIХ -ХХ centuries. The paper represents the richness of library stock. The Tatars like other Russian people were very anxious and careful towards the book and the printed word. Many Tatar merchants and industrialists were libraries’ owners. Among them are merchants, manufacturers and patrons the Akchurins. The patron and the art dealer Khassan Akchurin had a rich library which has become the largest and the most valuable collection of the Akchurins. Like many members of the Akchurins’ dynasty Ibrahim Kuramshevich Akchurin ( who lived in Simbirsk) had a library which occupied the half of a large one-stored house. There were books, magazines and newspapers in Tatar, Russian, Arabic, French, German, Turkish, Persian, Uighur and other languages. Among them there were books on me-dicine, Russian history, literary criticism, fiction, history of world religions (especially Islam), social and political, scientific and popular publications. Libraries owned by other members of the Akchurins’ family (Yusuf Akchura, Myarguba Akchurina etc.) were also full of books. The Akchurins filled their library collections with the works of K. Nasyri, G. Tukay, F. Amirkhan, G. Ishaki and other authors.These works formed the Golden Fund of the National literature. Eminent merchants and manufacturers the Akchurins subscribed to Tatar and Russian newspapers and magazines.

Текст научной работы на тему «Личные библиотеки татарских фабрикантов и меценатов Акчуриных»

УДК 330.341.4+7.091(09).

Н.И.Таиров

ЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ТАТАРСКИХ ФАБРИКАНТОВ И МЕЦЕНАТОВ АКЧУРИНЫХ

На основе архивных документов, материалов периодических изданий рассматриваются проблемы создания татарскими промышленниками Акчуриными личных библиотек во второй половине Х1Х-нач ХХ вв ., показывается богатство книжных фондов этих библиотек.

Ключевые слова: татары, фабриканты Поволжья, Акчурины, библиотеки, книги, журналы.

Tairov N.I. PERSONAL LIBRARIES OF TATAR MANUFACTURERS AND PATRONS THE AKCHURINS.

Based on archival documents and periodicals' materials the article studies the problems of creating personal libraries by Tatar industrialists the Akchurins in the XIX -ХХ centuries. The paper represents the richness of library stock.

The Tatars like other Russian people were very anxious and careful towards the book and the printed word. Many Tatar merchants and industrialists were libraries' owners. Among them are merchants, manufacturers and patrons the Akchurins. The patron and the art dealer Khassan Akchurin had a rich library which has become the largest and the most valuable collection of the Akchurins.

Like many members of the Akchurins' dynasty Ibrahim Kuramshevich Akchurin ( who lived in Simbirsk) had a library which occupied the half of a large one-stored house . There were books, magazines and newspapers in Tatar, Russian, Arabic, French, German, Turkish, Persian, Uighur and other languages. Among them there were books on me-dicine, Russian history, literary criticism, fiction, history of world religions (especially Islam), social and political, scientific and popular publications. Libraries owned by other members of the Akchurins' family (Yusuf Akchura, Myarguba Akchurina etc.) were also full of books.

The Akchurins filled their library collections with the works of K. Nasyri, G. Tukay, F. Amirkhan, G. Ishaki and other authors .These works formed the Golden Fund of the National literature. Eminent merchants and manufacturers the Akchurins subscribed to Tatar and Russian newspapers and magazines.

Keywords: The Tatars, Volga manufacturers, the Akchurins, libraries, books, magazines.

По свидетельству многочисленных источников, у татар, как и у других народов России, было трепетное, бережное и любовное отношение к книге и в целом к печатному слову. На протяжение веков книги занимали самое почетное место в домах самых различных слоев татарского населения империи. Печатные издания и рукописные книги имелись практически во всех семьях.

Культ книги, культура обращения с печатными и рукописными изданиями воспитывались и в учебных заведениях, финансируемых татарскими предпринимателями. Вот какие впечатления остались у чиновника от просвещения после посещения комнаты, где проживали шакирды медресе в Симбирской губернии в 10-х гг. ХХ в.: «И здесь - те же чистота и порядок. Кроме того, и здесь, как и в комнате хальфы, бросилось мне в глаза множество книг, большого и малого формата, лежавших и на окнах и на полу на коврах. При этом и здесь, как и в классах, я не заметил ни одной не только рваной, но и запачканной или надписанной книги. Таково обращение учеников медресе с книгами и вообще с учебными принадлежностями»1. Об аналогичном отношении к печатному слову свидетельствуют книги и учебные тетради шакирдов тех лет, обнаруженные современными исследователями в т.ч. и нами, в селах Поволжья и Приуралья.

Многие купцы и промышленники из татар были владельцами библиотек. Среди них выделяя-ются купцы,фабриканты и меценаты Акчурины. У прославленного благотворителя и музейщика Хасана Акчурина была богатейшая библиотека, ставшая самой большой и ценной из всех собраний книг Акчуриных. Идея сбора книг рукописей, создания библиотеки могла возникнуть у Х.Акчурина под влиянием, очень богатого собрания книг известного религиозного деятеля России Зайнуллы Расулева из Троицка2. Об уникальной библиотеке Х.Т.Акчурина ходят легенды. Крупнейший татарский ученый Ризаэтдин Фахретдин писал: «Хасан Акчурин богат книгами, в особенности, рукописями и мусульманскими произведениями, изданными в Европе...»3. О ней вспоминает мугаллим детей Акчуриных и местной школы Кыяметдин Кадыри4.

Под библиотеку Х.ТАкчурина были отведены большие комнаты. По словам потомков

1 О -Р-ва. К вопросу о магометанских и русско- татарских училищах // Инородческое обозрение.1916. Т. 11. кн. 2 и 3. С. 176.

2 Вакыт. 1907. 6 января. №№ 119.

3 Рэми И. Эдэби CYзлек // Татарстан. 1992. №5-6. Б.150.

4 Архив ИЯЛИ.АН.РТ .Ф.9. Оп. 4. Д. 64-65. Л. 5.

Акчуриных и людей из их ближайшего окружения, в ней имелись книги, журналы и газеты на татарском, русском, западноевропейских, арабском, турецком, персидском и других языках народов Востока. Один из уроженцев тех мест Аббаз Булатов утверждал, что в библиотеке Хасан-бая были «Шахнаме» («Книга о царях» Фирдоуси) и различные издания священного Корана. Другой его земляк Ибрагим Аитов рассказывал нам о книгах и рукописях, написанных на пергаменте. Доподлинно известно, что у Хасана Акчурина имелась книга, написанная казыем Бурханетдином, учеником Ш.Марджани5. Несмотря на наши долгие, многолетние поиски книг из этой библиотеки, к сожалению, значительных результатов достичь не удалось. Обнаружена всего одна книга из собрания Хасана Акчурина. Это книга «Гакаид рисалэсе» («Книга для чтения») выдающегося просветителя, ученого-энциклопедиста Каюма Насыри. На обложке книги имеется личный штамп (печать) автора. Как известно, такие печати-штампы ставились издателем -автором при продаже книг. Следовательно, книга была куплена у самого Каюма Насыри. Возможно, что это сделал сам Хасан Акчурин, поскольку на титульном листе есть и печать Хасана Тимербулатовича (текст на русском языке). Здесь же имеется более свежая и четкая печать «Зегря Батыргиреевна Акчурина». Следовательно, данная книга после кончины Хасана стала принадлежать его супруге Зегре (Зухре). Книга обнаружена нами в Ульяновской области. Другая наша находка сделана в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки Казанского университета. Изучая подшивку газеты «Тан йолдызы» («Утренняя звезда») за 1906 г., мы в одном из номеров (№19) обнаружили написанный от руки на бумаге и вклеенный в этот номер адрес получателя газеты: «Ст. Акчуринский тупик. МК»». Здесь речь идет о станции «Акчуринский тупик» Московско-Казанской железной дороги. Это координаты «Торгово-промышленного товарищества Т.Ак-чурина». Таким образом, на наш взгляд, данный номер и вся подшивка из библиотеки принадлежали известному меценату.

В последние годы в фондах Ульяновской областной научной библиотеки обнаружены две книги ХАкчурина: П.Савельев. «Монеты джугидов, джагатаидов, джелаиридов и других, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтомыша» - Спб., 1858 г.; и А.Марков «Топография кладов восточных монет» - Спб., 1910 г. Они помечены штемпелем «Мхаммэдхэсэн бин Тимур Булат Акчурин» арабской вязью. Книга А.Маркова с дарственной надписью автора «Глубокоуважаемому Хасану Тимурбулатовичу Акчурину на добрую память от автора 16/Х 1910». На сегодняшний день это единственные находки на русском языке, сохранившиеся от некогда большой библиотеки Хасана Акчурина. Кроме того, в наших руках имеется книга известного педагога и общественного деятеля Шахбазгарея Ахмерова «Мен дэ бер хадис» («Тысяча и один хадис») с печатью товарищества Акчуриных. Печать - штамп с текстом: «По доверенности. Высочайше утвержд. Товарищества Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных Директоръ-Распорядит.» имеется на страницах книги «Мен дэ бер кичя» («Тысяча и одна ночь») в переводе Фатиха Халиди.

Еще в 70-е гг. XX в. один из уроженцев Симбирской губернии (Ульяновской области), человек из окружения Акчуриных показывал нам Коран, утверждая, что эта семейная книга фабрикантов.

Вопрос о содержании фондов музея и библиотеки интересен нам и потому, что с ними был, несомненно, знаком и Габдулла Тукай во время пребывания у Хасана Акчурина. Упомянутый выше Кадыйри утверждает, что вечера-встречи с поэтом проходили в библиотеке фабрикантов. Габдулла Тукай при его страстной любви к книгам, наверняка, наведывался в библиотеку не только для встреч со своими читателями, но и для знакомства с богатейшим книжным миром Хасана Тимербулатовича. С этим книжным богатством был хорошо знаком и татарский писатель Фатих Амирхан, гостивший у Акчуриных в 1913 г. по приглашению Хасана.

Как и многие представители династии Акчуриных, Ибрагим Курамшевич Акчурин, проживавший в г. Симбирске и выполнявший функции доверенного лица своих родственников, имел библиотеку. Ибрагим получил образование в Симбирском кадетском корпусе, предварительно проучившись в мусульманском учебном заведении. Уже во время обучения в кадетском корпусе он получил высокую оценку своих знаний, в том числе, по русскому языку, у известного реформатора в правительстве Александра II Д.А.Милютина. Ибрагим был в числе 11 выпускников 1877 г. названного учебного заведения6. Всю свою последующую жизнь он

5 Фэхреддинов Р.С.Болгар ю Казан тореклэре. Казан:Татар.кит.нэшр., 1993. 182-183 ББ.

6 Материалы для истории Симбирского кадетского корпуса за первые 25 лет его существования.1873-1898. Сост. А.Рязанцев. Симбирск, 1900. С.20.

плодотворно занимался самообразованием, овладел несколькими иностранными языками. Несомненно, И.Акчурин был одним из интеллектуалов мусульманско-татарского общества дореволюционной России.

О его библиотеке были весьма хорошо осведомлены современники. Библиотека занимала половину большого одноэтажного жилого дома в г. Симбирске по улице Мартынова. Здесь были книги, журналы и газеты на татарском, русском, арабском, французском, немецком, турецком, персидском, уйгурском и других языках. В библиотеке были широко представлены художественная литература, книги по медицине, истории России, литературоведению, истории мировых религий (в первую очередь, ислам), общественно-политические и научно-популярные издания.

Русские издания, в частности, представленные произведениями как именитых, так и малоизвестных авторов. Это сочинения М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, писателя Г.И.Успенского, поэта Ивана Мятлева, Д.И.Языкова, литературные сборники «Зеленая лампа», «Летучие альманахи».

В собрании книг Акчурина имеются и переводные издания (на русском языке). Назовем роман «Дача на Рейне» известного немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха. Семья Акчуриных имела и другие книги: Н.И.Ильминский «Письма» (Казань, 1898); «Труды Восточного отделения императорского археологического общества» (т. 17.СПБ, 1874).

Из журналов на русском языке следует назвать несколько томов историко-литературного журнала «Исторический вестник» (1882, 1883, 1884, 1888 и 1889 гг.) и отдельные номера журнала «Былое», посвященного истории освободительного движения в России (1906 и 1907 гг.).

Особое место в библиотеке занимала ориенталистика: произведения известного чагатайского поэта Х1 века Мир-Хайдара «Железо и муравей» на уйгурском языке (Париж, б.г.), сочинение «Кутадгу билиг» в переводе известного ученого В.В.Радлова и др.

Будучи правоверным мусульманином, Ибрагим Акчурин проявлял интерес к исламу, был весьма осведомлен в вопросах истории и современного состояния не только мусульманства, но и других мировых религий. Об этом ярко свидетельствует наличие книг по названной проблематике в библиотеке 7.

Любовь к книгам, библиотекам проходила через всю жизнь, проявлялась в конкретных делах И.КАкчурина. На заседании Симбирской городской думы 13 декабря 1913 г. рассматривался вопрос о приглашении врача-гигиениста в связи с неудовлетворительным санитарно-медицинским состоянием в городе гласного И.К.Акчурина волновало и антисанитарное состояние библиотечных книг. В отчетах об этом заседании осталась запись: «Гласный г. Акчурин иллюстрирует антисанитарное состояние книг, выдаваемых из библиотеки»8.

Богатством книг отличались библиотеки и других представителей рода Акчуриных .

Свою богатую библиотеку имел и известный политик и ученый Юсуф Акчура, который был арестован в ночь с 4 на 5 марта 1906 г. и находился в казанской тюрьме до апреля месяца. Пребывание в заключении стало для него временем обдумывания различных проблем. Среди них были и вопросы общеобразовательного уровня мусульман-татар, также находившихся в тюрьмах. Более того, известно, что во время казанского заключения он попытался собрать библиотеку для заключенных. Для этого по личной инициативе ученого стали собираться книги и деньги. В его планах было и открытие школ для неграмотных мусульман-заключенных9. В ходе поисков нами выявлена одна из книг его библиотеки (Г.Баруди «Биш гибэдэт» («Пять проповедей»).

Большую библиотеку имел и потомственный почетный гражданин, владелец одной из суконных фабрик в д.Старое Тимошкино Якуб Сулейманович Акчурин. Очевидцы говорят о наличии книг на татарском, русском, французском и восточных языках на книжных полках фабриканта. После 1917 г. часть книг оказалась в руках людей из их окружения и старотимошкинской интеллигенции, некоторые из них, в дальнейшем переехали в Казань10. Можно предположить факт наличия в этой библиотеке весьма ценных книг. Известно, что в 1895 г. Я.САкчурин подарил Симбирской губернской архивной комиссии для будущего музея четыре тома книги известного историка А.П.Барсукова «Род Шереметьевых», изданной в 1881 году.

7 См об этом.: Таиров НИ.,Ивашкина Л.Ю. Библиотека Ибрагима Курмашевича Акчурина //Гасырлар авазы-Эхо веков .2005№ 2.,СС.94-97..

8 Журнал Симбирской городской Думы. № 15. Заседание от 13 декабря. 1913 г. Симбирск, С. 684.

9 Вечернее эхо. 1906. 7 марта, 18 апреля (22 апреля).

10 Беседа с ветераном труда В.О. Тимофеевой от 15 мая 1985 г.

Видимо, Якуба интересовали проблемы происхождения и рода Акчуриных, собственная родословная.

В семье было и второе собрание книг: свою личную библиотеку имела супруга Якуба -Мяргуба, дочь Тимербулата Курамшевича. Нами обнаружено несколько книг с печатью хозяйки. Текст печати составлен на двух языках: татарском и русском. Среди книг Мяргубы Акчуриной отметим работу известного татарского писателя и педагога Нажипа Думави «Безнен мэктэп» («Наша школа»), которая вышла в Оренбурге. Ее издателем был Хасан Хасанов. Безусловно, данная книга была не случайной в ее библиотеке. Мяргуба Тимербулатовна сделала немало для просвещения местного населения, в частности, она содержала школу для девочек. Другое издание из собрания М.Т.Акчуриной называется «Саулыкны саклау» («Охрана здоровья»). Его автором является Габдрахман Мустаф. (Мустафин), студент медицинского факультета Казанского университета, уроженец д.Татарские Кнады Кузнецкого уезда Саратовской губернии, сын религиозного и общественного деятеля Ахметзяна Мустафина. Семья переехала в г.Казань и его отец Ахметзян стал известным имамом Казани и общественным деятелем11. Данная книжка была напечатана в 1911 г. в типографии И.Н.Харитонова в Казани

В ходе исследования нам удалось обнаружить и книги, связанные с другой дочерью Тимербулата - Махруй (Магруй). Она была руководительницей, куратором школ Акчуриных в Гурьевке, Старое Тимошкино и других местах. А книга, обнаруженная нами, - работа известного татарского ученого-богослова, педагога-новатора Галимжана Баруди «Хоснел гибадит» («Служение Всевышнему») 5-я часть, 3-е издание. Она была издана в 1910 г. в Казани в электротипографии «Миллят» («Нация»).

Современники, уроженцы и старожилы тех мест с восхищением вспоминают о большой библиотеке дочери Т.КАкчурина - Биби-Халифе и ее спутника жизни - Х.Б.-Г.Сеит Шакулова. Они жили в большом доме (особняке), расположенном на самом высоком месте д. Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда Симбирской губернии (ныне р.п.Старотимошкино Барышского района Ульяновской области - Н.Т.). Старотимошкинцам запомнились прекрасно оформленные книги с добротными переплетами. Книги и журналы этой библиотеки после 1917 г. стали достоянием новых читателей: рабочих и служащих фабричного поселка. К большому сожалению, дальнейшая судьба этих книг неизвестна, поэтому необходимы дальнейшие поиски в этом направлении. Библиотеки имелись и у других детей Т.К.Акчурина: Абдуллы, Якуба, Хамзи, Гульсум.

Обладательницей библиотеки была дочь Т.К.Акчурина и невеста муфтия М.Султанова -Марьям. К сожалению, до наших дней дошли лишь единичные экземпляры книг. Среди них учебник грамматики арабского языка12.Марьям помогала в создании библиотек и талантливой молодежи.В их числе был и начинающий исследователь Заки Валиди.

Таким образом, татарские предприниматели Акчурины были не только крупными купцами и промышленниками, но и щедрыми меценатами. На свои средства они открывали и содержали учебные заведения, участвовали в выпуске книг и периодических изданий на татарском и русском языках. Они сохранили одно из замечательных качеств своего народа - уважительное отношение к книгам. Купцы и фабриканты приобретали книги, создавали личные библиотеки. Среди Акчуриных было немало и тех, кто интересовался литературой. В книжных полках богатейших библиотек представителей родов были произведения русских, татарских, восточных и западноевропейских авторов. Татарские купцы и промышленники внимательно следили за развитием родной, татарской литературы. Они пополняли свои библиотечные фонды произведениями К. Насыри, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Исхаки и других авторов, произведения которых составили золотой фонд национальной литературы. Именитые купцы и фабриканты Акчурины выписывали татарские и русские газеты и журналы.

11 Беседа с Ч.С.Мустафиной от 5 октября 2002 г: Амирхан Ф.Указ...соч. Т.4. 51 Б.

12 Сообщено автору директором Уфимского мусульманского медресе им. М.Султановой И. Малаховым 27 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.