Сталинабад, 1960. - С.63-82.
13. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.11,л.17
14. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.210,л.96
15. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.210,л.106
16. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.276,л.15
17. Гиссарский филиал ЦГА Республики Таджикистан Ф.1, оп.1,ед.хр.16,л.25
References
1. Brazol B.L. Tsarstvovaniye imperatora Nikolaya II v 1864 - 1917gg. v tsifrakh i faktakh.Izd.2-e.Nyu-York.1968.-
15 s..
2. Vserossiyskaya khudozhestvenno-promyshlennaya vystavka 1896 goda v Nizhnem Novgorode : So mnozhest-vom khudozhestvennykh illyustratsiy zdaniy. pavilonov. vitrin. portretov i pr. i pr. — Besplatnaya premiya zhurnala „Vsemirnaya Illyustratsiya" 1896 g. — S.-Peterburg: Knigoizdatelstvo German Goppe. 1896. — 204 s.. il.
3. Iz istorii kulturnogo stroitelstva v Tadzhikistane. 1924-1941 gg. - Dushanbe: Ifron. 1976. - 672 s.
4. Kashirina. T. V. Pervyy Vsetadzhikskiy syezd sovetov. - Dushanbe: Donish. 1984. - 48 s
5. Mayev N.A Turkestanskaya vystavka predmetov selskogo khozyaystva i promyshlennosti v Tashkente 1890g. Tipo-litografiya S.I. Lakhtina. Tashkent.1890. - 163 s..ill.
6. O registratsii priyema na uchet i okhrany pamyatnikov iskusstva stariny. nakhodyashchiyesya vo vladenii chastnykh lits. obshchestv i uchrezhdeniy: Postanovleniye SNK Tadzhikskoy SSR/ / Sov.Tadzh. - 1930. - 3 yanvarya.
7. Ob uchete i okhrane pamyatnikov iskusstva stariny i prirody: Postanovleniye TsIK i SNK Tadzhikskoy SSR ot 7 yanvarya 1930 // Sov. Tadzhikistan. - 1930. - 18-19 yanvarya.
8. Pereberites na cherdak / / Sovetskiy Tadzhikistan - 1930. - fevralya.
9. Safaraliyev B.S. Iz istorii dukhovnoy kultury tadzhikskogo naroda //Monografiya Chelyabinsk. ChGAKI. 2011265 s.
10. Safaraliyev B.S. Iz istorii sotsialno-kulturnoy deyatelnosti v Tadzhikistane (1917-1941gg.): Monografiya. Dushanbe: Arzhang. 2016. - 224 s.
11. Spisok muzeyev SSSR po dannym NII krayevedcheskoy i muzeynoy raboty na 1 yanvarya 1950 g. -112 s. -Mashinopis khranitsya v Politekhnicheskom muzeye g Moskvy.
12. Shukurov. M. R. Iz istorii razvitiya seti kulturno-prosvetitelnykh uchrezhdeniy v Tadzhikistane // Trudy Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.I Lenina.- T.27. Ser. istor.nauk. Vyp 1. - Stalinabad. 1960. - S.63-82.
13. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.11.l.17
14. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.210.l.96
15. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.210.l.106
16. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.276.l.15
17. Gissarskiy filial TsGA Respubliki Tadzhikistan F.1. op.1.ed.khr.16.l.25
УДК 792.03+334.7.
Н.И. Таиров
ФОТО ТАТАРСКИХ СТУДЕНТОВ МОСКВЫ С ПИСАТЕЛЕМ Г. ИСХАКИ:
ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ
В статье опираясь на материалы архивов, периодических изданий, воспоминаний рассматриваются вопросы времени, места и повода появления фотоснимка Г. Исхаки со студентами в Москве, его расшифровки, дается информация о некоторых студентах.
Ключевые слова: татары, предприниматели, студенты, фотоснимок, писатели, Г. Исхаки, Г. Тукай, Москва.
Tairov N. Izmailovich, PHOTO OF TATAR STUDENTS FROM MOSCOW WITH WRITER G. ISKHAKI: SEARCHES AND DISCOVERIES
The life of the Tatar writer G Iskhaki at the turn of the 19th and 20th centuries, and his rich artistic heritage, continues to attract the attention of researchers of the Russian Federation and foreign countries and in the early 21st century. As you know, the biography of the writer, one of the popular Tatar authors was eventful, full of traveling. A unique photograph of the writer with students allows us to set the time (April 8, 1914) and the place (Moscow) of the stay not only of the writer, but also of the students, participants in the photographing procedure, to exactly one day in advance. At the same time, a list of students was revealed, which are imprinted on the historical photo document. Among them were representatives of Akchurins, Deberdeevs, Rakhimovs, Kamalovs, Alkins, Agishevs and others. So, gradually, step by step, the process of eliminating "white spots" in the biography of the writer and identifying people from his environment is going on. In our opinion, this publication can help in further research of the life, activity and versatile creativity of G.Ishaki, as well as the biographies of Tatar students.
Keywords: Tatars, entrepreneurs, students, photograph, writers, G. Iskhaki, G. Tukay, Moscow.
Жизнь татарского писателя Г.Исхаки рубежа Х1Х-ХХ веков, и его богатое творческое наследие продолжает привлекать внимание исследователей Российской Федерации и зарубежных стран и в начале ХХ1 века .Как известно, биография писателя ,одного из популярных татарских авторов была богатой на события, в том числе на поездки и перемещения. Уникальный фотоснимок писателя со студентами позволяет нам в точности до одного дня установить время (8 апреля 1914 года) и место
(Москва) пребывания не только писателя, но и студентов, участников процедуры фотографирования. Одновременно, выявлен список студентов, которые запечатлены на историческом фотодокументе. Среди них были представители Акчуриных, Дебердеевых, Рахимовых, Камаловых, Алкиных, Агишевых и других. Так, постепенно, шаг за шагом идет процесс устранения «белых пятен» в биографии писателя и выявления людей из его окружения. На наш взгляд, данная публикация может помочь в дальнейшем исследовании как жизни, деятельности и многогранного творчества Г.Исхаки, так биографии татарских студентов.
Данное фото впервые нами было выявлено в домашних архивах татарских предпринимателей и опубликовано в 1995 году на страницах популярного женского журнала «Сююмбике» в № 6(1) Благодаря названной публикации в последующем данный фотодокумент оказался в распоряжении исследователей. В частности, оно было использовано в одном из томов (т.3) собрания сочинения Г. Ис-хаки, правда без ссылок на нашу статью. В 2002 году это фото нами было помещено в книгу «Акчу-рины» (2). Все последующие годы нами проводилась дальнейшая работа по расшифровке снимка. Например, удалось установить личности некоторых студентов из рода Акчуриных, Камаловых, Рахимовых, Терегуловых и некоторых других.
В последнее время в нашем распоряжении оказался другой экземпляр снимка, на котором зафиксированы некоторые сведения. Например, обнаружена запись о дате фотографирования и список всех тех, кто оказался в объективе фотомастера. Данному несомненно ценному историческому источнику более 100 лет. Именно по этой причине фотоснимок подвергся серьезному испытанию не только временем, но физическими воздействиями. Это касается, главным образом, надписей. В нижней части снимка сохранился список тех юношей и девушек и Г.Исхаки, которые зафиксированы фотографом. Записи к сожалению, сохранились в очень некачественном состоянии Некоторые, отдельные части текста безвозвратно исчезли, другие серьезно стерты. Надпись на коллективном фото московских студентов с Г.Исхаки читается следующим образом:
«1.Халил Галиев, Бари Госманов, Гали Рэхимов, Сэгыйд Дибирдиев, Ибрахим Аитов, Гомэр Ак-чурин, Мостафа Шакулов, Гомэр Терегулов, Солейман Агишев, Мохэммэд Теригулов, Мостафа Сэй-фелмолеков, Тахир Исиев, Гайнетдин Дебирдиев;
2.Гариф Кэримов, Марьям Айдарова, Ак кагазь Рустамова (Дустанова), Рабига Богданова, Гаяз Исхаков, Марьям Паташова, Хатима Камалова, Зохрэ Акчурина.»
3.Гиззэтдин Сэйфелмолеков, Шэйхулла Алкин, Нурмэхэммэд Татабаев1.
На обороте самой фотографии имеется название фотоателье с указанием адреса: «Фо-тогр.М.Перцев. Москва, Пятницкая 17». Там же сохранилась запись, сделанная кем-то ручкой о времени и месте фотографирования: «8-го апреля 1914 г.Москва». Надписи сохранились и на лицевой стороне этого уникального исторического документа. Так, имеется название ателье, выполненное в несколько другим шрифтом.
Данное фото позволяет нам спустя более чем век представить лицо, или своеобразный портрет татарского студенчества не только Москвы, но и всей России начала ХХ века. Как в капле воды отражается огромное море, так и на этом историческом фото мы видим татарское сообщество страны, точнее его студенчество до 1917 года. Студенты, которые родились и выросли в деревнях и небольших городах, хорошо знали действительность российской глубинки. Все молодые люди приехали в Москву с намерением получить образование и в дальнейшем служить стране и своему родному народу. Заметим, что их не пугали (не мешали) всевозможные трудности, включая материальные и значительные расстояния от места обучения.
Таким образом, татарские студенты и ученики постепенно, шаг за шагом вливались в большой отряд московских студентов. Они были наиболее образованной частью татарского сообщества страны. Несмотря на молодость они успели окончить коммерческие училище, функционирующие в губернских центрах страны. Они целенаправленно изучали прежде всего предпринимательство (производство, торговлю и финансы). В будущем они должны были как специалисты с вузовским образованием служить в данной сфере общества. Студенты были подготовлены к восприятию самых передовых знаний (учений, в первую очередь, предпринимательства). Без преувеличения, эти юноши и девушки представляли будущее татар России не только в сфере предпринимательства, а во многих областях жизни.
К большому сожалению, события 1917-1918 годов напрочь перечеркнули такой вариант развития событий.
1 Данное фото см. Акчурины/ТаировН.И.//Казань: Татар.кн.изд-во. - 2002г., С. 96-97
Итак, перед нами коллективное фото студентов с писателем. Значительную часть студентов составляли дети купцов, промышленников, религиозных деятелей и образованной части российских татар. География представительства весьма обширна. Это Симбирская, Саратовская, Казанская, Оренбургская, Уфимская губернии и области страны. На фото мы видим представителей известных татарских предпринимателей Акчуриных, Дебердеевых, Аитовых, Рахимовых, Терегуловых Среди девушек мы видим представительниц Акчуриных, Камаловых, Поташевых
В числе студентов начало прошлого века мы обнаружили и несколько представителей рода Акчуриных. Это Гумер Акчурин - сын известного татарского фабриканта и мецената Хасана Акчури-наа. Гумер был студентом одного их московских вузов. Здесь же мы видим Мустафу Сеит - Шакулова сына Ханифы дочери Тимербулата Курамшевича и Хасана Батыргиеевича. Следовательно, по семейной родословной Акчуриных их можно назвать просто -внуками Тимая - бая Акчурина. О нем в свое время писал Габдулла Тукай (3).
Следующий объект нашего внимания из рода Акчуриных - Зухра, дочь Исмаила Акчурина сына Курамши. Выпускница Симбирской женской гимназии была студенткой одного из творческих вузов Москвы. Зухра принимала участие и в общественных делах. Ей не было безразлично будущее России и ее народов. Зухра была делегатом всероссийского съезда мусульманок в Казани 24-27 апреля 1917 года.
Еще об одном студенте необходимо сказать. Это Гайнетдин Дебердеев. Он был представителем известного рода купцов и фабрикантов сукна Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Гайнетдин имел некоторое отношение к роду Акчуриных. Связи между Акчуриными и Дебердеевыми были многоплановыми. Известно, что татарские фабриканты сукна Акчурины и Дебердеевы были очень тесно связаны между собой семейно-брачными отношениями. Гайнетдин, представитель одного из известных родов татарских купцов и фабрикантов, был родственником жены Юсупа - бая Акчурина. Речь идет о владельце суконной фабрики в д. Старое Тимошкино - Юсупе Сулеймановиче Акчурине. Жена последнего была из рода Дебердеевых. Студенческие годы Гайнетдина Дебердеева были тесно связаны со сверстниками из Акчуриных. В грозовые дни 1917-1918 годов Гайнетдин Дебердеев оказался в гостях у фабриканта. Скорее всего он хотел найти спокойствие и покой вдали от столиц и родных мест. В д.Старое Тимошкино (Зия баши) его знали немногие. Одно из кровавых событий 1917-1918 годов в данном крае был связан именно с этим студентом. В это неспокойное время (днем и ночью) дом Юсупа Сулеймановича посещали отряды красногвардейцев. Они искали золото и другие драгоценности, настойчиво требовали их у фабрикантов. В одно из таких посещений «гостей» к ним на балкон вышел Гайнетдин и был убит выстрелом. Студент нашел последний приют на местном зирате, рядом с могилами представителей Акчуриных. Несмотря на сложнейшее время это событие всколыхнуло жителей не только фабричной деревни, но и окрестных населенных пунктов. Местное население откликнулось на это трагическое событие баитом. Нам удалось записать часть этого народного произведения у жительницы села Калны (Калды) Барышского района Ульяновской области Зулейхи Абдрашитовны Таировой(1916 -2002).
В баите, в частности, называется имя руководителя красногвардейского отряда Шамиля. Уроженцы и сторожилы населенного пункта связывали это имя с личностью известного татарского писателя Шамиля Усманова. Автор пьес «В кровавые дни», «Первые шаги», повести «Путь легиона» и других произведений принимал самое активное участие в установление новой власти в этих местах Симбирской губернии.
Здесь можно увидеть и людей, которые имели непосредственное отношение к Акчуриным. Су-лейман Агишев был близким человеком фабрикантов. По разным причинам, Акчурины взяли на себя воспитание и обучение молодого человека. Сулейман после учебы в Симбирском коммерческом училище окончил Московский коммерческий институт. В архиве родных сохранился документ об успешном окончании престижного вуза. К 1917-1918 годам Сулейман заведовал конторой одного из товариществ Акчуриных. К большому сожалению, он исчез во революций и бурь. По непроверенным свидетельству уроженцев и сторожилов он покинул фабричный поселок вместе с Акчуриными.
В этой кампании студентов оказался и представители рода купцов и фабрикантов сукна, благотворителей и меценатов Дебердеевых: Сэгыйд. Юноши Сейфульмулюковы были посланцами татарских предпринимателей г. Оренбурга и Оренбуржья. На снимке был и Гали Рахимов (Гали Рахим), известный ученый филолог, писатель из рода татарских купцов г. Казани. В то время он, выпускник Казанского коммерческого училище, был студентом Московского коммерческого института.
На фото, которое представляет большой интерес для исследователей, мы видим и группу татарских девушек-студенток. Последние обучались в самых разных учебных заведениях Москвы. В
частности, на фото можно увидеть и узнать Хатиму Камалову. Она дочь известного религиозного деятеля мусульман-татар страны ишана Мухамед - Закира Камалова из Чистополя. Хатима обучаясь в одном из учебных заведений Москвы, хотела посвятить себя одной их труднейших, но благородных профессии во все времена - медицине. Как видим, намерения юной жительницы города на Каме были благими. К большому сожалению, ее жизнь оказалась очень короткой. Она скончалась в первые годы советской власти.
Наконец, Марьям Поташова, сидящая рядом с писателем. Во время Балканских войн она в составе небольшой группы татарских девушек (Гульсум Камаловой, Марьям Якуповой, Рокия Юнусо-вой.) побывала в Турции. Данная поездка сделала Поташеву и ее подруг известными среди татар и тюркских народов. Марьям находилась в хороших отношениях с Гульсум Камаловой. Несколько позднее она гостила у Г.Камаловой, которая в 1913 году вышла замуж за фабриканта Абдуллу Акчу-рина и проживала в с. Гурьевка Симбирской губернии. Об этой поездке к подруге свидетельствует и другое фото, датированное 1916 годом. Об этом пребывании в Гурьевке М.Поташевой запомнили и дочери Гульсум Камаловой (Акчуриной). На наш взгляд, присутствие татарских студенток на общем фото свидетельствует о повышении роли девушек в татарском сообществе России.
Для части молодежи это была первая встреча, возможно и личное знакомство с Г.Исхаки. Среди студентов были и те, кто встречался и с другими писателями. На наш взгляд, все они запомнили этот творческий вечер в Москве на всю жизнь.
Отдельные студенты не ограничиваясь знакомством и общением с писателем, сотрудничали с газетами на татарском языке, который издавал Г.Исхаки. Шейхулла Алкин был представителем казанской национальной интеллигенции, в том числе юристов. В это время он был студентом московского коммерческого института. Будучи студентом он писал в газету «Ил»(«Страна») и журнал «Ак юл»(«Светлый путь»). В этих изданиях были опубликованы его рассказы и статьи. Скорее всего он был лично знаком с Г. Исхаки. Одновременно Ш. Алкин являлся одним из активных участников и организаторов молодежных вечеров (4 ). На наш взгляд, данное интересное фото скорее всего связано с именем Г.Тукая. Именно в эти апрельские дни 1914 года представители татарской интеллигенции страны и любители поэзии и творчества(литературы) отмечали годовщину безвременной смерти поэта.
Вечера памяти Тукая в рассматриваемые дни проводились во многих местах учебы, работы или просто проживания татар России. В мероприятиях участвовали и представители тюркских и мусульманских народов страны. В данном случае тукаевская тема скорее всего была главной во время встречи Г.Исхаки со студентами. По нашему мнению, даже при наличие другой темы или иного повода для встречи здесь вспоминали великого поэта и говорили о его творчестве, наверняка читали его стихи. На наш взгляд, среди этих студентов были и те, кто встречался с татарскими писателями, в том числе с Г.Тукаем. Таковым скорее всего был Гумер Акчурин, сын фабриканта и мецената Хасана Тимербулатовича Акчурина. Мы имеем ввиду известную поездку поэта в Симбирскую губернию к Акчуриным в 1909 году. В ходе этого пребывания наверняка дети мецената Х.Акчурина видели, возможно и беседовали с Г.Тукаем. Примечательно, что татарские писатели и драматурги, театральные коллективы по сегодняшний день проявляет живой, неподдельный интерес к этому неординарному факту биографии народного поэта Г.Тукая.
Следует сказать в на рубеже Х1Х-ХХ веков часть татарских купцов и промышленников считала своим долгом знакомить своих детей с национальными литераторами, певцами, музыкантами, целыми театральными коллективами. В качестве примера можно привести, эпизод связанный с пребыванием Тукая в С-Петербурге в 1912 году. Тогда на встречу с поэтом пришел крупный купец, общественный деятель, меценат Галим Максутов с своим сыном Каримом (5).С Тукаем и другими литераторами могли быть знакомы отдельные студенты. В их числе необходимо назвать Гали Рахима.
Среди приглашенных на эти мероприятия гостей бывали и татарские писатели, журналисты и артисты. Судя по источникам, отложившимся в первую очередь в периодических изданиях, такие вечера получили определенное распространение среди студентов-татар двух столиц. Подобные встречи и мероприятия в некоторой степени становились составной частью повседневной жизни татарских студентов в столичных городах) страны (Москва и С.-Петербург). Эти мероприятия превращались в места встреч татарской молодежи двух столиц, в первую очередь студентов и учащихся различных учебных заведений. Молодые люди отмечали также традиционные праздники татар и мусульман России. Аналогичные студенческие мероприятия были востребованы у молодежи.
В последующем судьбы этих людей сложились по-разному. Впереди их ждали серьезные трудности, о которых татарские студенты и не могли даже подумать, представить. Большую роль в их
жизни и деятельности сыграли события 1917 года и последующих лет. К сожалению, грядущие, масштабные события и процессы оказали на них в основном негативное влияние, вплоть до трагических. Так, большинство из этих молодых людей так и не успели окончить учебные заведения. В последующем полученные основательные знания оказались невостребованными. Они оказались практически не нужными людьми в своей собственной стране.
Новые власти относились к ним предвзято, настороженно, видя в них недругов или врагов. В их делах, шагах большевики очень часто видели вредительство. При новой власти большинство из них не смогло найти свое место в жизни. Более того, они подвергались необоснованным унижениям и даже репрессиям.
Отдельные из этих студентов, зафиксированных на фотоснимке после событий 1917-1918 годов были вынуждены покинуть Россию и провести последующую часть своей жизни на чужбине. Для них такой поворот событий был неожиданным, во многом мучительным и трагическим.
Внимательное изучение фото позволяет нам сделать некоторые выводы. В данном случае мы имеем дело с довольно ценным документом, источником. Расшифровка фотоснимка позволяет расширить наши знания о жизни и творчестве Г Исхаки, одного из популярных татарских авторов того периода. Его богатое творческое наследие продолжает привлекать внимание исследователей из числа татар и других народов Российской Федерации и зарубежных стран и в начале ХХ1 века. Как известно, биография писателя была богатой на события, в том числе на поездки и перемещения. Фотоснимок позволяет нам в точности до одного дня установить время и место пребывания не только писателя, но и студентов, участников процедуры фотографирования. В частности, установлены время и место фотографирования. Одновременно, выявлен список студентов, которые запечатлены на историческом фотодокументе. Так, постепенно, шаг за шагом идет процесс устранения «белых пятен» в биографии писателя и выявления людей из его окружения. На наш взгляд, данная публикация может помочь в дальнейшем исследовании как жизни, деятельности и многоранного творчества Г.Исхаки, так биографии татарских студентов.
Литература
1.Таиров Н . Фотография Гаяза Исхаки.// Сююмбике. 1995. №6. -С.14.
2.Таиров Н.И. Акчурины .Казань,2002.СС.30,96-97 .
3.Тукай Г.Алты томлы академик басма.11том,221,359-360бб .
4. Исхаков М.Г.Эсэрлэр.:15т./Гаяз Исхакый.-том 11. Казан: Татар. кит. нэшр., 1998. бб 292,396
5.Таиров Н.И. Г.Тукай и Максутовы. Материалы международной научно практической конференции посвящённой 125 летию со дня рождения Г.Тукая "Наследие Г. Тукая в контексте национальных культур ". 2011 г. 25 апреля. Казань, 2011. -СС.120-122.
References
1.Tairav N . Fotografiya Gayaza Iskhaki.// Syuyumbike. 1995. №6. -S.14.
2.Tairav N.I. Akchuriny .Kazan.2002.SS.30.96-97 .
3.Tukay G.Alty tomly akademik basma.11tom.221.359-360bb .
4. Iskhakov M.G.Eserler.:15t/Gayaz Iskhakyy.-tom 11. Kazan: Tatar. kit. neshr.. 1998. bb 292.396
5.Tairov N.I. G.Tukay i Maksutovy. Materialy mezhdunarodnoy nauchno prakticheskoy konferentsii posvya-shchennoy 125 letiyu so dnya rozhdeniya G.Tukaya "Naslediye G. Tukaya v kontekste natsionalnykh kultur ". 2011 g. 25 aprelya. Kazan. 2011. -SS.120-122.
УДК 101.1:008:1-027.21
АНЯныкина
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ДУХОВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДАНТОВЫХ КООРДИНАТ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье выявляются особенности духовной реальности, которая формируется в условиях функционирования системы Дантовых нравственных координат в апофатическом пространстве постнеклассической культуры. Атрибутивными свойствами данной реальности становятся экзистенциалы, определяющие вектор направленности духовно-душевных процессов в человеческом бытии. Предлагается исследовать влияние экзи-стенциалов, основываясь на представлениях М. Монтеня и М. Хайдеггера. Определяются объективные свойства души, которым придается статус законов развития.
Ключевые слова: экзистенциалы, пространство Дантовых координат, картезианское пространство, «здесь-бытие», «бытие-в-мире», «со-бытие», «со-здесь-бытие».
Alla N. Yanykina, EXISTENTIALS OF SPIRITUAL REALITY IN THE SPACE OF DANTE COORDINATES IN THE POST-NON-CLASSICAL CULTURE
The article deals with the features of spiritual reality, which is formed in the conditions of functioning of the Dante's system of moral coordinates in the apophatic space of the post-non-classical culture. Attributive properties of this