редким исключением, популяризаторская функция. Делает успехи и музейное образование - подготовленные в ПФУ и КазГИК студенты-музеологи все чаще стремятся продолжить свою карьеру в музейном пространстве. Активно и регулярно ведется переподготовка музейных кадров, а также повышение квалификации по направлению музейное дело и охрана памятников, в чем несомненная заслуга ИДПО МК РТ. Конечно и проблем немало, но в современных условиях они рождаются как следствие развития нашего общества, его культурных институтов и ценностей.
Литература
1. Ерныхова О.Л. Основные направления комплектования коллекции этнической истории обских угров в фондах Государственного музея Природы и Человека // Современное состояние и перспективы развития этнографических музеев Ханты-Мансийского автономного округа в новом тысячелетии. Материалы окружной научной конференции / ред. Я.Г. Солодкина, Т.А Клименскова. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. - С. 44-46.
2. Кисленков А. Что такое дополненная реальность? Технология дополненной реальности. Опубликовано: 13. 02. 2015 // FB.ru. [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://fb.ru/article/169099/chto-takoe-dopolnennaya-realnost-tehnologiya-dopolnennoy-realnosti (дата обращения 19.03.2018).
3. Козиев В.Н., Потюкова Е.В. Музей и общество. - СПб.: Алетейя, 2015. - 192 с.
4. Лоренц Я. Дизайн выставок: практическое руководство / пер. с нагл. П.В. Кодолова - М.: Аст: Астрель, 2008. -
256 с.
5. Минеева И.М. Археологические исследования в музеях Башкортостана: опыт истории и проблемы современности. - Уфа: Гилем, 2004. - 204 с.
6. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. - М.: Издат. дом «Классика-XXI», 2013. - 176 с
7. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?». - М., 2003. - 456 с.
8. Руденко К.А Театр и музей: новый взгляд на старые вещи // Театр - музыка - кино. Исследования. Критика. Методология / сост., ред. Р. Р. Тазетдинова. - Казань: «Медицина», 2016. - С. 24 - 57 (Вып.1).
9. Руденко КА Этюды по музейной антропологии. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. -
268 с.
10.Французские импрессионисты и их эпоха в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань». [Электронный ресурс].
- URL: http:// www.museum.ru/N51036 (дата обращения 19.03.2018).
References
1. Ernykhova O.L. Osnovnyye napravleniya komplektovaniya kollektsii etnicheskoy istorii obskikh ugrov v fondakh Go-sudarstvennogo muzeya Prirody i Cheloveka // Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya etnograficheskikh muzeyev Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga v novom tysyacheletii. Materialy okruzhnoy nauchnoy konferentsii / red. Ya.G. So-lodkina. TA Klimenskova - Khanty-Mansiysk: GUIPP «Poligrafist». 2003. - S. 44-46.
2. Kislenkov A. Chto takoye dopolnennaya realnost? Tekhnologiya dopolnennoy realnosti. Opublikovano: 13. 02. 2015 // FB.ru. [Elektronnyy resurs]. - URL: http:// http://fb.ru/article/169099/chto-takoe-dopolnennaya-realnost-tehnologiya-dopolnennoy-realnosti (data obrashcheniya 19.03.2018).
3. Koziyev V.N.. Potyukova E.V. Muzey i obshchestvo. - SPb.: Aleteyya. 2015. - 192 s.
4. Lorents Ya Dizayn vystavok prakticheskoye rukovodstvo / per. s nagl. P.V. Kodolova - M.: Ast Astrel. 2008. - 256 s.
5. ineyeva I.M. Arkheologicheskiye issledovaniya v muzeyakh Bashkortostana: opyt istorii i problemy sovremennosti. -Ufa: Gilem. 2004. - 204 s.
6. Pallasmaa Yu. Myslyashchaya ruka: arkhitektura i ekzistentsialnaya mudrost bytiya. - M.: Izdat. dom «Klassika-XXI». 2013. - 176 s.
7. Polyakov T.P. Mifologiya muzeynogo proyektirovaniya ili «Kak delat muzey?». - M.. 2003. - 456 s.
8. Rudenko KA Teatr i muzey: novyy vzglyad na staryye veshchi / / Teatr - muzyka - kino. Issledovaniya. Kritika Meto-dologiya / sost.. red. R. R. Tazetdinova. - Kazan: «Meditsina». 2016. - S. 24 - 57 (Vyp.1).
9. Rudenko KA. Etyudy po muzeynoy antropologii. - Kazan: Redaktsionno-izdatelskiy tsentr «Shkola». 2017. - 268 s.
10. Frantsuzskiye impressionisty i ikh epokha v Vystavochnom tsentre «Ermitazh-Kazan». [Elektronnyy resurs].
- URL: http:// www.museum.ru/N51036 (data obrashcheniya 19.03.2018).
УДК 069
Б. С. Сафаралиев ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО ДЕЛА В ТАДЖИКИСТАНЕ
На страницах представленной статьи, автором на основе выявленных архивных материалов Республики Таджикистан и источников анализируются этапы участия различных слоев населения - ремесленников, хлопководов, шелководов, производителей сельского хозяйства, мастеров кустарных промыслов и изделий и ряда других в проводимые в крае различных выставок и показа достижений результатов их труда на примере Туркестанской выставки предметов сельского хозяйства и промышленности в Ташкенте 1890г. и на Всероссийском художественно-промышленном выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Более конкретно дается характеристика экспонатами павильона Ходжентского уезда, организованным Н.И. Ивановым и Среднеазиатский
отдел Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Уделяется также этапам становления и возникновения музейно-выставочной сети в 20-е годы XX века, роли руководства молодого государства в выделении финансовых средств на расходы по мероприятиям музеев и выставок, а также разработки и внедрении нормативно-правовых норм, в том числе ряда постановлений СНК Таджикской ССР по музейному делу, строительства музейных учреждений в различных регионах республики.
Ключевые слова: музей, выставка, павильон, экспонаты, Средняя Азия, ЦИК и СНК Таджикской ССР, Русский Туркестан, ручной кустарный труд, текстильные изделия.
B.S. Safaraliyev, Okhotnikova FROM THE HISTORY OF THE MUSEUM AND EXHIBITION BUSINESS IN TAJIKISTAN
On the pages provided by the article, the author on the basis of identified archival materials of the Republic of Tajikistan and sources analysed stages of participation by various segments of the population - artisans, cotton growers, silkworm breeders, agricultural producers , masters of the crafts and products, and a number of other courses in the land of various exhibitions and display of achievement for their work on the example of the Turkestan exhibition of agriculture items and industry in Tashkent, 1890. and at the all-Russian art and industrial exhibition of the year 1896 in Nizhny Novgorod. More specifically the author describes exhibits the Khojent district pavilion, which was organized by N.I. Ivanov, and middle-Asian Department of the all-Russia industrial and art exhibition in Nizhny Novgorod. Also he focuses on the stages of formation and occurrence of museum exhibition network in the 20-s of XX century, on the role of leadership of the young state in allocating funds for the costs of the activities of museums and exhibitions, as well as the development and implementation of regulatory standards, including a number of rulings of the Tajik SSR on museum business, construction of museum institutions in various regions of the Republic.
Keywords: museum, exhibition pavilion, exhibits, Middle Asia, the CEC and the Council of People's Commissars of the Tajik SSR, Russian Turkestan, handcrafted artisanal work, textiles.
В числе первых декретов советской власти, разработанных по непосредственной инициативе В.И. Ленина, были декреты, которые заложили основу преобразования комплекса работ по охране, сбережению и популяризации памятников истории и культуры и превращения их в важное средство формирования у советских людей коммунистического мировоззрения, идейной убежденности, повышения их общеобразовательного и культурного уровня.
Забота нового правительства страны нашли свое отражение и в сохранности и приумножении историко - культурных национальных ценностей таджикского народа.
На территории нынешнего Таджикистана до победы Октябрьской революции музейной сети, как государственно - стационарного, не существовало. Условия для создания сети постоянно действующих музеев относится к концу 20-х годов, когда правительство страны наравне с процессами создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и в первую очередь в промышленности, т.е., индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. Главной целью культурной революции была формировании человека нового, социалистического общества и основными путями в этом были ликвидации неграмотности и малограмотности, развития образования, формирование нового слоя интеллигенции, развитие науки, литературы и искусства. Таким образом культурная революция в СССР являлся коренным переворотом в духовном развитии общества в 20-30-е годы ХХвека. И одним из направлении этого течения была направлена на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.
Сегодня никому достоверности результатов культурной революции не вызывает сомнения и оспаривать, тогда как в конце 1930 год СССР вышел на передовые рубежи в мире по основным поставленным задачам этого феномена XX столетия. По данным американского исследователя Б.Л. Бразольи в России « ...в 1920 году...86% молодежи от 12 до 16 лет умело писать и читать.,.,и, что они обучались грамоте при дореволюционном режиме»[1, с.10], то по переписи 1939 г. грамотность всего населения страны стало составлять 87,4 %. Несомненные достижения в культурной революции было достигнуто в ликвидации неграмотности и малограмотности, демократизации культуры, значительные достижения были в областях науки, литературы, искусства.
Заметное место в системе культурно просветительных учреждений в деле идейно-политического, нравственность, эстетического, патриотического воспитания населения занимали и продолжают занимать музейно-выставочное дело в республике.
Но в имеющихся некоторых работах, центральных и республиканских статистических сборниках, посвященных как дореволюционного периода, так и культурному строительству в республике, данные о росте музейного дела даются не совсем точные или рассматривается поверхностно.
Так, в монографии «Из истории культурного строительства в Таджикистане (1917 - 1941гг.)» под редакцией К.П. Марсакова говорится, что к 1924 г. « ... на всей территории современного Таджикистана существовал только один музей в северной части республики». В этой же работе мы нахо-
дим предположение о возникновении первого музея в республике в 1931 г.[3, С.235].
В ходе анализа архивных фондов и других источников нами обнаружены материалы, относящиеся к вопросу возникновения и развитие музейно - выставочного дела в республике, что дает основание представить истинную картину тех пробелов, которые имеются поныне в изученной литературе по данной проблеме.
Хотя, возникновение первых стационарных музеев исследователи относят к 1930 году в Ход-женте и в 1934 году в Душанбе [12, С.364], свое начало они берут в течение всей истории седой старины, периодов развития Евро - азиатских торговых отношениях «Шелкового пути» с множествами стран и континентов, и особенно начало организованного выставочно - торгового участия во второй половины XIX века с присоединением Средней Азии к России.
15 сентября 1889 года с целью показать результаты 25 летия пребывания на крае и влияние своей деятельности на новой, азиатской окраине, был издан приказ о назначении комитета по устройству в 1890 году в Ташкенте Туркестанской сельскохозяйственной и промышленной выставки. В приказе было установлено, что: « Признавая необходимым образовать по устройству в 1890 году в г. Ташкенте выставки, под председательством Военного губернатора Сырдарьинской области, генерал-майора Гродекова, особый распорядительный комитет, назначаю в состав сего комитета чиновников особых поручений при Главном Начальнике края: действительных статских советников Бродовского и Мышенкова, статского советника Дейша, коллежского советника Вилькинса, начальника г. Ташкента и ташкентского городского голову полковника Путинцева, редактора „Туркестанских ведомостей" полковника Маева, преподавателя Туркестанской учительской семинарии надворного советника Ошанина, генерального штаба подполковника Галкина и состоящего при Военном губернаторе чиновника особых поручений коллежского асессора Смирнова. Кроме того, Военному губернатору области предоставляется приглашать в состав комитета лиц, участие коих будет им признано полезным. При производстве работ по устройству выставки, на счет открытого с этою целью кредита, комитету предоставляется, в случае надобности, уменьшать расходы по одним отделам выставки и увеличивать по другим. Все могущие возникнуть при исполнении комитетом возлагаемых на него обязанностей недоразумения подлежат разрешению Военного губернатора области, с тем, чтобы о важнейших из них было доносимо Главному Начальнику края»[5, с.3].
Основными задачами Туркестанской сельскохозяйственной и промышленной выставки были прежде всего:
• Чем же проявил свою деятельность на новой, азиатской окраине русский народ вообще, не лица власть имеющие, а простая, обыденная толпа русских людей — купцы, промышленники, торговцы, ремесленники, а в последнее время — и русские крестьяне-переселенцы?
• Взглянули ли они на новый край как на арену легкой и беззастенчивой эксплуатации, или же, изучив край, его народ и его естественные богатства, русский человек начал здесь, под знойным солнцем Азии, разумную деятельность, разрабатывая нетронутые до того времени естественные богатства края, на пользу и поучение туземцев, аборигенов края?
• Поднял ли русский человек экономическое значение той окраины, где он водворился, благодаря беззаветной храбрости своих собратий — солдат, дальновидному уму и энергии их предводителей?
• Чем была туземная промышленность 25 лет тому назад и чем представляется она теперь?..[5,
с8].
Общие расходы по устройству выставки составляло 33.047 р.47к. с 11 сельскохозяйственных и 50 общего отделов. Хотя военно - исторический предположено сделать центральным отделом выставки (были представлены, в исторической постепенности, все перечисленные выше военные события, которые привели к покорению Туркестанского края и Закаспийских земель), также были представлены железнодорожный павильон, хлопководства и шелководства, павильон полеводства и сельского хозяйства, окруженный плантациями самых разнообразных культурных растений. птицеводства. павильоны частных экспонентов и павильон Большой Ярославской мануфактуры, павильон кустарных промыслов, открытая галерея-базар ташкентских кустарей и промыслов, павильон - башня из тюков очищенного и спрессованного хлопка, главного продукта вывоза из Средней Азии. Отрадно, что на ряду с вышеизложенными, действовали также в отдельности павильоны туземного струнного, духового и военного оркестра, летный театр общества любителей драматического искусства, отдела охоты.
В павильоне Н. И. Иванова экспонированы: каменный уголь его копей, в Ходжентском уезде, изделия Ходжентского стеклянного завода, виноград его обширных виноградников, заведуемых
ученым садовником и наполненных лучшими европейскими, крымскими, кавказскими и наиболее выдающимися местными сортами, обширные хмелевые плантации, вино, пиво, спирт и водка...[5, с.17 ] ...Из павильона Н. И. Иванова каждый посетитель выставки вынесет много поучительного...»[Там же, с. 19].
Оценивая исторически прошлого края и о массивном павильоне кустарных промыслов, она характеризуется как самый обширный и разнообразный отдел. «.Средняя Азия, с незапамятных времен и вплоть по настоящее время, довольствуется в своей обыденной жизни кустарными изделиями. Фабричная и заводская деятельность в ней почти совершенно отсутствуют. Такое состояние мануфактурной производительности нельзя, конечно, не назвать состоянием примитивным. Но должны ли мы, русские, стремиться к изменению этого древнего, полезного для массы народа, положения обрабатывающей промышленности? Не должны ли мы, наоборот, подать руку помощи здешнему кустарю-туземцу? [Там же, с.25]. Действительно, русский человек явился в Средней Азии не эксплуататором народного труда, а путеводителем и учителем, дающим туземцу лучшие образцы самых различных производств. Он не отбил у него хлеб, а дал ему средства заработать гораздо более хлеба, сравнительно с прежним временем [Там же, с. 27 ].
Выставленные экспонаты даются, прежде всего, с анализом обширного развития в Русском Туркестане ручного, кустарного труда туземцев представляется еще более рельефным при сравнении экспонатов, выставленных в кустарном отделе, с экспонатами хивинцев и бухарцев, свободных от русского влияния. Там искусство, хотя и своеобразное, бросающееся в глаза непривычному к азиатской жизни человеку, но в тоже время, застывшее в вековечных рамках. Здесь же, в кустарном отделе, мы видим туземца уже освобождающегося от рамок рутины и обычая. Сравнение интересное и поучительное [ 5, с.29 ].
Павильон Н.И. Иванова с экспонатами Ходжентского уезда Туркестанской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1890г.
Представители северных регионов современного Таджикистана также представляли свои сельскохозяйственные продукции, кустарные и текстильные изделия на проводимое в 1896 году Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде предназначенное для показа результатов труда в областях добывающей и обрабатывающей промышленности, искусства и прочие. С этой целью было организовано павильон среднеазиатского отдела (с территории 500 кв. саж.).
Перед нами изящная постройка, удачно выдержанная в мавританском стиле, с ажурными минаретами по обе стороны входа, с центральным куполом восточного типа и ротондами по концам, с выдающимися порталами по обоим фасадам.
Средне - азиатский отдел Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896г. Вид со стороны озера. С фотографии М.П. Дмитриева
Если войти в здание со стороны центра выставки, то перед нами прежде всего предстанет просторное помещение, в котором выставлена коллекция товарищества для торговли и промышленности в Персии и Средней Азии: тут собраны все продукты торгового обмена нашего рынка с рынками тех стран, подобраны тут также и образчики других иностранных, кроме русских, конечно, продуктов, идущих в Персию. Далее мы находим коллекции Ферганской области, Бухары, Персии. Русские производители, посылающие свои продукты в эти страны, также выставили все, что ими туда сбывается. Зала направо занята произведениями Туркестана, а налево — Закаспийского края и Степного генерал губернаторства. Все упомянутые местности, когда-то, еще так недавно, вовсе дикие, требовавшие расходов на завоевание, умиротворение и устройство, теперь начали исправно нести свою колониальную службу, доставляя русским фабрикам массу необходимого сырья, особенно хлопка, сала, мехов, кож. Все хозяйство и торговля среднеазиатских наших владений представлены здесь прекрасно, со всею желательною наглядностью и полностью. Бесчисленные ковры и полосы пестрых и ярких азиатских тканей декорируют стены постройки, которая в общем виде является не только крайне поучительным, но и в высшей степени изящным зрелищем, быть может, одним из интереснейших на выставке. Особенно эффектен вид на залы этого отдела сверху, с мостиков, перекинутых в нескольких местах через залы[7,с. 66].
И хотя в дореволюционном периоде современного Таджикистана в действительности не существовали стационарные типы музейных учреждений, нельзя отрицать то, что свои продукции представляли представители большинство северных регионов страны за пределами края хлопководства и шелководства, продукции сельского хозяйства, кустарных промыслов и изделий.
И с первых лет после установления Советской власти и образования автономной республики особое внимание уделяли развитии музейно-выставочной деятельности. Это можно обосновать тем, что, во-первых, до 1924 года в республике уже существовал музей, во-вторых, во время работы 1-го Учредительного Всетаджикского съезд советов, который проходил с 1 по 12 декабря 1926 года, у входа было организована сельскохозяйственная выставка [4, с.12,16] и организации музея в городе Душанбе, как Политехнический музей. Только по смете Наркомпроса республики в 1932 году на его содержание было ассигновано 9 тыс. рублей [13, Л.17]. Этот музей со своими средствами в сумме 40. 491 рублей и экспонатами по постановлению СНК Таджикской ССР от 16 мая 1934 года был объединен с только что организованным государственным музеем [17, Л.25].
По линии Госплана на 1929/30 год на организацию краеведческого музея было ассигновано 28, 9 тыс. рублей на расходы по мероприятиям музеев и выставок [16, Л.2].
Музейному делу значительное внимание уделяла партийная организация и правительство республики. Так, в январе 1930 года было принято постановление СНК Таджикской ССР. " О регист-
рации приема на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, общество и учреждений" [167] и постановление ЦИК и СНК Таджикской ССР от 7 января 1930 г. " Об учете и охране памятников искусства, старины и природы"[7]. Однако состояния музейного дела в республике находилось в тяжёлом состоянии. В статье " Переберитесь на чердак" газеты "Советский Таджикистан" отмечалось : " Едва ли нужно говорить о большом значении краеведческого музея. Целый ряд районов Таджикистана до сего времени остается недостаточно изученным и работа краеведческого музея должно с значительной степени восполнить этот пробел, ибо только хорошо зная край можно поднять его в социально-экономическом и бытовом отношении на высшую ступень. В маленькой, холодной комнате при доме дехканина помещается республиканский краеведческий музей Таджикистана: много экспонатов из-за отсутствия место лежат в углу, сваленные друг на друга...Совершенно очевидно, что маленькая комната, предоставленная музею явно не соответствует его назначению. Партийная организация Наркомпроса (музей находился в его ведении - С.В.) не уделяют музею должного внимания ..." [8].
Более пристальное внимание музейному делу правительством республики уделялось в годы второй пятилетки. Так, по предварительному плану сеть краеведческих музеев предполагалось развернуть уже в 1933 году и открыть в Душанбе, областной ГБАО и районный музей в Кургане-Тюбе. В 1934 г. - в Гарме и Шаартузе и в 1935 году в Пенджикенте е и Кулябе, всего в республике было открыто семь музеев с ассигнованием на их содержание 12. 530 тысяч рублей [14, Л.96], (с подсобными научными учреждениями - 16. 510. 924 рублей ) [15, Л.99].
В ноябре 1936 года по инициативе партийных и советских органов был создан новый краеведческий музей в городе Пенджикенте, где было организовано семь отделов - хлопководческий, производственный, отдел партийного строительства, школьный и отдел народного хозяйства. Дополнительно для улучшения работы музея СНК Таджикистана было отпущено 10 тысяч рублей. В 1939 году был создан областной краеведческий музей истории в г. Хороге Горно Бадахшанском Автономной Области республики [11, С.108].
16 февраля 1937 года СНК Таджикистана принял постановление « О работе Республиканского музея», где наравне с достижениями в его работе отмечались и некоторые недостатки, которые можно было отнести и к остальным существующим музеям республики. Это, прежде всего незаконченность и слабое оформление экспозиции, недостаточная работа в собирании музейных материалов и их использование. Отмечалось, что здание музея - глинообразное строение не соответствует своему назначению.
Таким образом, на территории Таджикистана музейная сеть открылись почти во всех регионах и стали доступными для трудящихся республики. Тысячелетнее сокровище искусство таджикского народа раскрыли свои тайны для своих посетителей.
Литература
1. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II в 1864 - 1917гг. в цифрах и фактах.Изд.2-е.Нью-Йорк,1968.- 15 с..
2. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде : Со множеством художественных иллюстраций зданий, павильонов, витрин, портретов и пр. и пр. — Бесплатная премия журнала „Всемирная Иллюстрация" 1896 г. — С.-Петербург: Книгоиздательство Герман Гоппе, 1896. — 204 с., ил.
3. Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1924-1941 гг. - Душанбе: Ифрон, 1976. - 672 с.
4. Каширина, Т. В. Первый Всетаджикский съезд советов. - Душанбе: Дониш, 1984. - 48 с
5. Маев Н.А. Туркестанская выставка предметов сельского хозяйства и промышленности в Ташкенте 1890г. Типо-литография С.И. Лахтина, Ташкент,1890. - 163 с.,илл.
6. О регистрации приема на учет и охраны памятников искусства старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений: Постановление СНК Таджикской ССР// Сов.Тадж. - 1930. - 3 января.
7. Об учете и охране памятников искусства старины и природы: Постановление ЦИК и СНК Таджикской ССР от 7 января 1930 // Сов. Таджикистан. - 1930. - 18-19 января.
8. Переберитесь на чердак // Советский Таджикистан - 1930. - февраля.
9. Сафаралиев Б.С. Из истории духовной культуры таджикского народа / /Монография Челябинск, ЧГАКИ, 2011- 265 с.
10..Сафаралиев Б.С. Из истории социально-культурной деятельности в Таджикистане (1917-1941гг.): Монография. Душанбе: Аржанг, 2016. - 224 с.
11. Список музеев СССР по данным НИИ краеведческой и музейной работы на 1 января 1950 г. -112 с. -Машинопись хранится в Политехническом музее г Москвы.
12. Шукуров, М. Р. Из истории развития сети культурно-просветительных учреждений в Таджикистане // Труды Таджикского государственного университета им. В.И Ленина.- Т.27. Сер. истор.наук. Вып 1, -
Сталинабад, 1960. - С.63-82.
13. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.11,л.17
14. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.210,л.96
15. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.210,л.106
16. ЦГА Республики Таджикистан Ф.360, оп.1,ед.хр.276,л.15
17. Гиссарский филиал ЦГА Республики Таджикистан Ф.1, оп.1,ед.хр.16,л.25
References
1. Brazol B.L. Tsarstvovaniye imperatora Nikolaya II v 1864 - 1917gg. v tsifrakh i faktakh.Izd.2-e.Nyu-York.1968.-
15 s..
2. Vserossiyskaya khudozhestvenno-promyshlennaya vystavka 1896 goda v Nizhnem Novgorode : So mnozhest-vom khudozhestvennykh illyustratsiy zdaniy. pavilonov. vitrin. portretov i pr. i pr. — Besplatnaya premiya zhurnala „Vsemirnaya IUyustratsiya" 1896 g. — S.-Peterburg: Knigoizdatelstvo German Goppe. 1896. — 204 s.. il.
3. Iz istorii kulturnogo stroitelstva v Tadzhikistane. 1924-1941 gg. - Dushanbe: Ifron. 1976. - 672 s.
4. Kashirina. T. V. Pervyy Vsetadzhikskiy syezd sovetov. - Dushanbe: Donish. 1984. - 48 s
5. Mayev N.A Turkestanskaya vystavka predmetov selskogo khozyaystva i promyshlennosti v Tashkente 1890g. Tipo-litografiya S.I. Lakhtina. Tashkent.1890. - 163 s..ill.
6. O registratsii priyema na uchet i okhrany pamyatnikov iskusstva stariny. nakhodyashchiyesya vo vladenii chastnykh lits. obshchestv i uchrezhdeniy: Postanovleniye SNK Tadzhikskoy SSR/ / Sov.Tadzh. - 1930. - 3 yanvarya.
7. Ob uchete i okhrane pamyatnikov iskusstva stariny i prirody: Postanovleniye TsIK i SNK Tadzhikskoy SSR ot 7 yanvarya 1930 // Sov. Tadzhikistan. - 1930. - 18-19 yanvarya.
8. Pereberites na cherdak / / Sovetskiy Tadzhikistan - 1930. - fevralya.
9. Safaraliyev B.S. Iz istorii dukhovnoy kultury tadzhikskogo naroda //Monografiya Chelyabinsk. ChGAKI. 2011265 s.
10. Safaraliyev B.S. Iz istorii sotsialno-kulturnoy deyatelnosti v Tadzhikistane (1917-1941gg.): Monografiya. Dushanbe: Arzhang. 2016. - 224 s.
11. Spisok muzeyev SSSR po dannym NII krayevedcheskoy i muzeynoy raboty na 1 yanvarya 1950 g. -112 s. -Mashinopis khranitsya v Politekhnicheskom muzeye g Moskvy.
12. Shukurov. M. R. Iz istorii razvitiya seti kulturno-prosvetitelnykh uchrezhdeniy v Tadzhikistane // Trudy Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.I Lenina.- T.27. Ser. istor.nauk. Vyp 1. - Stalinabad. 1960. - S.63-82.
13. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.11.l.17
14. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.210.l.96
15. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.210.l.106
16. TsGA Respubliki Tadzhikistan F.360. op.1.ed.khr.276.l.15
17. Gissarskiy filial TsGA Respubliki Tadzhikistan F.1. op.1.ed.khr.16.l.25
УДК 792.03+334.7.
Н.И. Таиров
ФОТО ТАТАРСКИХ СТУДЕНТОВ МОСКВЫ С ПИСАТЕЛЕМ Г. ИСХАКИ:
ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ
В статье опираясь на материалы архивов, периодических изданий, воспоминаний рассматриваются вопросы времени, места и повода появления фотоснимка Г. Исхаки со студентами в Москве, его расшифровки, дается информация о некоторых студентах.
Ключевые слова: татары, предприниматели, студенты, фотоснимок, писатели, Г. Исхаки, Г. Тукай, Москва.
Tairov N. Izmailovich, PHOTO OF TATAR STUDENTS FROM MOSCOW WITH WRITER G. ISKHAKI: SEARCHES AND DISCOVERIES
The life of the Tatar writer G Iskhaki at the turn of the 19th and 20th centuries, and his rich artistic heritage, continues to attract the attention of researchers of the Russian Federation and foreign countries and in the early 21st century. As you know, the biography of the writer, one of the popular Tatar authors was eventful, full of traveling. A unique photograph of the writer with students allows us to set the time (April 8, 1914) and the place (Moscow) of the stay not only of the writer, but also of the students, participants in the photographing procedure, to exactly one day in advance. At the same time, a list of students was revealed, which are imprinted on the historical photo document. Among them were representatives of Akchurins, Deberdeevs, Rakhimovs, Kamalovs, Alkins, Agishevs and others. So, gradually, step by step, the process of eliminating "white spots" in the biography of the writer and identifying people from his environment is going on. In our opinion, this publication can help in further research of the life, activity and versatile creativity of G.Ishaki, as well as the biographies of Tatar students.
Keywords: Tatars, entrepreneurs, students, photograph, writers, G. Iskhaki, G. Tukay, Moscow.
Жизнь татарского писателя Г.Исхаки рубежа Х1Х-ХХ веков, и его богатое творческое наследие продолжает привлекать внимание исследователей Российской Федерации и зарубежных стран и в начале ХХ1 века .Как известно, биография писателя ,одного из популярных татарских авторов была богатой на события, в том числе на поездки и перемещения. Уникальный фотоснимок писателя со студентами позволяет нам в точности до одного дня установить время (8 апреля 1914 года) и место