Научная статья на тему 'Предприниматели и татарский театр (вторая половина XIX начало XX В. )'

Предприниматели и татарский театр (вторая половина XIX начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ / ТАТАРСКИЙ ТЕАТР / ФАБРИЧНЫЙ ТЕАТР / АРТИСТЫ / МЕЦЕНАТСТВО / СПЕКТАКЛЬ / ПЬЕСА / MAECENAS (SPONSOR) / TATAR ENTREPRENEUS OF VOLGA AND URALS REGION / TATAR THEATER / FACTORY THEATER / ACTORS / PLAY / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таиров Наиль Измайлович

Исследованы некоторые проблемы зарождения и развития татарского театра в Поволжье и Приуралье во второй половине XIX начале XX в. Показывается прогрессивная роль Акчуриных, Губайдуллиных, Кулахметовых, Тенишевых и других передовых татарских предпринимателей Волго-Уральского региона в возникновении и становлении национального театра. Заметным явлением в культурной жизни татар региона стал фабричный театр (русский и татарский) симбирских промышленников Акчуриных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurs and Tatar Theatre (the Second Half of XIXth the Beginning of XXth Centuries)

The article considers the origin and development of tatar theatre in Volga and Ural regions at the second half of XIXth the beginning of XXth centuries, progressive role of outstanding tatar entrepreneurs Akchurins, Gubaydullins, Kulakhmetovs, Tenishevs and the others in the creation and development of the national theatre. The most important event in the cultural life was a «factory» (Russian and Tatar) theatre created by Simbirsk manufacturers Akchurins.

Текст научной работы на тему «Предприниматели и татарский театр (вторая половина XIX начало XX В. )»

ББК 60.522

Н.И. Таиров

Предприниматели и татарский театр (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Ключевые слова: татарские предприниматели Поволжья и Приуралья, татарский театр, фабричный театр, артисты, меценатство, спектакль, пьеса. Key words: tatar entrepreneus of Volga and Urals region, tatar theater, factory theater, actors, maecenas (sponsor), play, performance.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. татарские предприниматели уделяли большое внимание искусству, в частности театральному. Это проявлялось в различных аспектах.

Татарские купцы и промышленники посещали театры в различных городах России, в первую очередь в губернских центрах. Известные меценаты Акчури-ны, Дебердиевы и некоторые другие фабриканты и купцы смотрели спектакли столичных (московских и санкт-петербургских) театров. Этот интерес удовлетворялся как специально, целенаправленно в процессе посещения Санкт-Петербурга и Москвы, так и в ходе практически ежегодных поездок на юг России для отдыха или лечения. Интересные воспоминания старших об этом донесли до нас потомки купцов и промышленников. Во время спектаклей и антрактов представители татарских купеческих родов выделялись национальной одеждой, непривычной для московской и санкт-петербургской публики.

Подобные посещения столичных театров становились более частыми в связи с приобретениями частных домов на рубеже XIX-XX вв. известным меценатом Х.Т. Акчуриным в Москве и фабрикантом сукна Де-бердиевым - в Санкт-Петербурге.

Татарские предприниматели сыграли важную роль в возникновении и становлении национального театра. Приказчики, конторщики, доверенные лица торгово-промышленных предприятий сыграли значительную роль в возникновении и становлении национального театра. Необходимо согласиться с мнением известного исследователя истории театра И. Иляловой об особой роли приказчиков, конторщиков в создании татарского театра. Они были в то время «просвещенной частью населения, идущей вслед за интеллигенцией - писателями, врачами» [1, с. 27]. Владельцы мыловаренных заводов в Пензе братья Кулахметовы, а также их земляк, предприниматель Ибрагим Баишев, были страстными любителями театра. В частности, об этом писал известный русский журналист В.Л. Гиляровский, называя братьев своими знакомыми по театру [2, с. 178].

Во время гастролей В. Гиляровского с группой московских артистов в 80-х гг. в Пензу и проведения

одного из бенефисов братья Кулахметовы (мыловары и парфюмеры) пригласили его в свой загородный дом на обед, где угостили, в частности, пельменями. Одновременно братья купили билеты на представление - две ложи бельэтажа. Ибрагим Баишев приобрел билет в первый ряд. Всего на приобретение билетов татарские любители театра потратили 50 руб. Об этой меценатской поддержке Кулахметовых и Баишева В. Гиляровский позднее написал с восторгом [2, с. 178179]. Гафур Кулахметов также сыграл большую роль в развитии татарского театра и драматургии. Он был автором нескольких драматических произведений, в том числе «Ике фикер» («Две мысли» 1906 г.), «Яшь гомер» («Молодая жизнь» 1907 г.). Его брат Габдель-ман в первом десятилетии ХХ в. вместе с Сагитом Рамиевым оказал поддержку функционированию татарского театра в Астрахани.

Предприниматели были знакомы с известными татарскими театральными деятелями и писателями, имевшими прямое отношение к становлению национального театра. Габдулла Тукай и Фатих Амирхан гостили у Акчуриных соответственно в 1909 и 1913 гг. Гаяз Исхаки бывал в московском доме Хасана Ак-чурина. Среди предпринимателей были авторы и переводчики драматических произведений. Мухаметша Акчурин в начале 90-х гг. XIX в. перевел на татарский язык бессмертную комедию Н.В. Гоголя «Женитьба». Этот перевод стал своеобразным подарком Исмаилу Гаспринскому и Зухре Акчуриной-Гаспринской на десятилетний юбилей общетюркской газеты «Тардже-ман» («Переводчик») [3]. Дочь известного чистопольского ишана и предпринимателя Мухаммед-Закира Камалова (одновременно невестка Акчуриных) Шам-синисса Камалова-Акчурина перевела на татарский язык одноактную пьесу И.Н. Потапенко «Букет». В 1910 г. в Казани она была издана X. Абузяровым отдельной книгой под названием «Букет» («Чячяк») и отпечатана в типографии братьев Каримовых. Представитель казанских купцов Апанаевых, Мухаммад-вали Апанаев, написал пьесу «Сююмбике».

Татарские купцы и фабриканты заботились о повышении культурного уровня и организации отдыха своих рабочих и служащих. В Гурьевке Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне г. Барыш Ульяновской области) Хасан, Якуб, Абдулла и Хамза Ти-мербулатовичи Акчурины в 10-х гг. ХХ в. содержали большой клуб, где можно было поиграть в бильярд, шашки, шахматы, домино, посмотреть кино. Здесь же

история

находилась богатая библиотека. При клубе функционировали драматические коллективы (как татарский, так и русский). Они ставили спектакли и проводили литературно-музыкальные вечера. Членами объединения являлись рабочие, служащие школ и некоторые члены семьи хозяев.

В спектаклях были заняты представители гурьев-ской молодежи: учитель Ахмет Алимбеков, его сестры Амина и Азиза, слесарь, позднее связист Шамиль Усманов, служащий фабричной конторы Сулейман Агишев, его сестра Марьям, сын управляющего фабрикой Юсуп Мангушев, братья Халиловы и Ка-дермятовы. Некоторые эпизодические детские роли играли юные сестры Мяргуб и Сягадат Дебердиевы. Впоследствии они стали актрисами и выступали на сценах татарских театров Казани и других городов Поволжья.

Акчуриных в драматическом коллективе представляли: самый младший сын Тимербулата - Хамза; сыновья Хасана Тимербулатовича - Гумер и Махмуд. На наш взгляд, душой коллектива был Хамза. С одной стороны, это, несомненно, показывает увлеченность юных Акчуриных театром. С другой стороны, можно сказать, что участие хозяев в творческой деятельности коллектива было вызвано желанием продемонстрировать классовую близость.

В стенах клуба работал и русский драматический кружок. Его руководителем и душой стал Н.В. Райский (Н.В. Кожевников), в прошлом актер Симбирского драматического театра. Накануне Первой мировой войны он из-за болезни оставил профессиональную сцену и приехал в Гурьевку. Н.В. Райский служил в конторе товарищества Тимербулата Акчурина, а все свободное время отдавал самодеятельному театру. Вскоре он становится своим человеком и в татарском коллективе. Высококвалифицированная помощь вчерашнего актера во многом помогла поднять творческое мастерство участников как русского, так и татарского кружков.

Участие Шамиля Усманова в творческом коллективе также представляет особый интерес. Будущий татарский писатель, видимо, впервые именно здесь близко познакомился с театром, пусть и самодеятельным. Скорее всего, в Гурьевке у него зародилась любовь к театру, к драматическим произведениям.

Деятельность творческого коллектива и театра была высоко оценена на I съезде рабочих депутатов 26 суконных фабрик Самарской, Саратовской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской губерний. Форум, работавший 24 июня 1917 г. в Гурьевке, в помещении фабричного театра, объявил об учреждении профсоюза текстильщиков Поволжского района. Съезд отметил, что из 26 фабрик культурно-просветительная работа ведется только в трех. Были отмечены успехи гурьевского фабричного театра [4, с. 73-74].

В рассматриваемые годы культурно-

просветительская деятельность среди рабочих акчуринских фабрик способствовала становлению своеобразных театральных (сценических) традиций, которые успешно были продолжены и в советское время. Бессменным руководителем Гурьевского фабричного театра был Ахмет Абдрашитов. Впоследствии он стал актером казанских театров.

Известен факт поддержки Хасаном Акчуриным татарского театра в период его становления начинающей певицы Фатимы Мухтаровой (Ихсановой). Она стала известной оперной певицей рубежа Х1Х-ХХ вв. Возможен факт выступления Ф. Мухтаровой перед Акчуриными, другими предпринимателями и их рабочими. Во всяком случае, в некоторых источниках упоминаются ее выступления, концерты в рабочих бараках.

Из рядов татарских предпринимателей, их приказчиков вышли известные профессиональные и самодеятельные артисты Б. Тарханов, С. Булатов, Дебердиевы, Тенишевы, Кулахметовы и др.

Знакомство и тесное сотрудничество с татарскими артистами, труппой «Сайяр» («Передвижник») для некоторых служащих предприятий принадлежавших татарским купцам (конторщикам, приказчикам и доверенным, иногда и самим предпринимателям) прокладывали дорогу в профессиональное искусство. Ярким свидетельством тому может служить жизнь и творчество известного татарского артиста Габдурах-мана Мангушева, который служил конторщиком в суконном складе Акчуриных в Уфе. Здесь же служил и его отец, Мухаметкарим Асфендиарович Мангушев - один из доверенных лиц приказчиков Акчуриных. Он был представителем рода татарских мурз Мангу-шевых*.

Г. Мангушев занимался доставкой, хранением и реализацией суконных товаров. В этой сфере он, безусловно, мог добиться успехов. В успешном выполнении своих обязанностей ему помогал солидный опыт, полученный у отцов и предков, которые издавна и постоянно занимались суконным производством. Одновременно Мангушев вместе с окружающими молодыми людьми увлекся театром, литературой, т.е. приобщался к культуре и искусству. Он получил образование в учебном заведении Акчуриных и прекрасно владел русским языком. Габдурахман, проживая в Уфе, приобщился к театру, полюбил его и стал активно сотрудничать с местной творческой татарской молодежью. В частности, он с 1908 г. играл в любительских спектаклях, и довольно удачно. В судьбе юного конторщика важную роль сыграла встреча с труппой «Сайяр» и его руководителем Габдуллой Кариевым.

* В середине и во второй половине Х1Х в. Мангушевы активно занимались предпринимательством, в частности, были арендаторами суконных фабрик в Симбирской губернии. Позднее представители их рода служили приказчиками, заведующими на суконных фабриках, в первую очередь Акчуриных.

Один из основателей татарского театра увидел в Мангушеве будущего актера и пригласил его в труппу. В ней Г. Мангушев был загружен творческими и организаторскими делами. Зная русский язык он вел всю деловую переписку труппы с местными властями, заинтересованными организациями и отдельными лицами. Здесь очень пригодился накопленный опыт и навыки конторского работника. Но все же главным его занятием в творческом коллективе была актерская работа. Роль Садык-бая в пьесе «Хозяин и приказчик» Г. Богданова стала первой творческой работой в легендарной труппе. Мангушев впервые гастролировал в составе труппы в Петропавловск в мае 1910 г.

В составе труппы он воплотил на сцене образы Галеева в драме «Неравные» Ф. Амирхана, Фатхрах-мана в пьесе Г. Камала «Распутство» и Хабибрахмана в пьесе Г. Камала «Первый театр», Суфи в «Первых цветах» К. Тинчурина, Хаджи Мурата и Халила в драме Н. Везирова «Мусибате Фахрутдин» («Горе Фахретдина»). Интерес Мангушева к театру был так серьезен, что он стал даже писать драматические произведения. Первым таким произведением стала пьеса «Яшь килен» («Молодая невеста»). Эта одноактная пьеса была написана еще в 1909 г. Другими пьесами Мангушева стали комедии «Искатели счастья» и «Мухарир» («Редактор») (1913 г.). Видимо, большая загруженность в труппе «Сайяр» не позволила ему продолжить это творчество. Его многоплановая творческая деятельность актера была прервана войной. Г. Мангушев был призван в армию и воевал на фронте. Получив ранение, он в 1916 г. лечился в одном из госпиталей Оренбурга. Здесь он продолжил свой дальнейший актерский путь, связав его с труппой «Ширкат» («Товарищество»). В этом коллективе он исполнял основные роли в спектаклях «Банкрот» Г. Камала, «Неравные» Ф. Амирхана [5, л. 1-3]. На наш взгляд, Мангушев мог оказать положительное влияние на деятельность самодеятельного театрального коллектива на Гурьевской фабрике Акчуриных.

Сыном симбирского купца Шихабутдина Гаф-фарова являлся легендарный татарский актер Бари Тарханов. Его отец в начале ХХ в. имел двухэтажный каменный дом на Лосевой улице Симбирска, который оценивался в 1300 руб. Гаффаровы были тесно связаны с другими семьями национальных предпринимателей города [6, л. 167-168.]. Большое влияние на молодого Бари оказал приезд в Симбирск первой татарской труппы, когда ею (летом 1907 г.) была поставлена комедия А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье» в несколько измененном переводе И. Кудашева-Ашказарского под названием «Свет и тьма». На следующий год труппой «Сайяр» под руководством Г. Кариева был поставлен спектакль Я. Вали «Стыд, или Слезы». События пьесы развертывались в Симбирской губернии, поэтому постановка вызвала повышенный интерес местного населения. В спекта-

кле Б. Тарханов сыграл роль мальчика Миннлевали [7, с. 331].

В рассматриваемое время начинается увлечение симбирской молодежи театром, которое завершалось постановками в учебных заведениях. В 1909 г. в городе был организован театральный кружок татарской молодежи, усилиями которого в 1910-1911 гг. были поставлены спектакли. Данный процесс стимулировался практически ежегодными гастролями татарских творческих коллективов и отдельных артистов в Симбирск: в 1909 г. - приезд баритона Камиля Мутыги, в 1912 г. - «Сайяра» (постановка «Ачлык кушты» («Голод заставил») и в 1913 г. - труппы под руководством В. Муртазина-Иманского. Наконец, после приезда в город труппы «Нур» («Луч») в 1914 г. Б. Тарханов вошел в ее состав и уехал с гастролями в Оренбург.

На театральном поле Симбирска Б. Тарханов активно и плодотворно работал и в 1916-1917 гг. Он, в частности, объединил самодеятельные театральные силы города. Подвижники театра регулярно один раз в две недели показывали зрителям новые спектакли и проводили литературно-музыкальные вечера. В 1917 г. Б. Тарханов создал в Симбирске труппу «Ирек» («Свобода»), в 1918 г. переименованную в «Кызыл йолдуз» («Красная звезда») [8, с. 223-224.]. Эта творческая труппа под руководством Б. Тарханова плодотворно функционировала и в последующие годы. Во время Гражданской войны Б. Тархановым была создана специальная труппа, которая выступала перед рабочими бывших акчуринских фабрик и красноармейцами (большая часть которых были рабочими предприятий татарских промышленников) [9, л. 1-2]. Данные факты позволяют нам говорить о том, что рабочие и служащие татарских предпринимателей были приобщены к театру. С начала 20-х гг. ХХ в. Б. Тарханов играл на сцене театра им. Г. Камала, где им великолепно были сыграны роли: Камали («Старик Камали» Фатхи Бур-наша), Мисзбах («Без ветрил» Карима Тинчурина), Исмагил («Галиябану» Мирхайдара Файзи) и др.

Из семьи симбирского предпринимателя и приказчика Садретдина Булатова вышел и татарский актер и режиссер Сеит Булатов [10, л. 183об.-184]. В 1916 г. Сеит Булатов участвовал вместе с Бари Тархановым, Халитом Алиевым, Фатхи Бурнашем, Салахом Абдрашитовым, Марьям Рахматуллиной в деятельности творческого коллектива «Тан» («Заря») в Симбирске. Была осуществлена постановка спектаклей: «Безнен шэхяр серляре» («Тайны нашего города») Г. Камала, «Элмансур» («Альмансур») Г. Гейне и др. По свидетельству С. Булатова, участникам кружка «Тан» («Заря») предоставлялась возможность собираться в подвале дома Булатовых, расположенном на улице Лосевой [11, с. 150-151; 12, с. 1; 13, с. 225-226]. Из семьи старотимошкинских рабочих фабрики Акчу-риных вышла известная артистка Асия Масаутова, игравшая на сцене театра им. Г. Камала в советское

история

время. Необходимо сказать, что авторы и составители книги «Татарский театр (1906-1926)», изданной в Казани в 1926 г., писали о роли крупных татарских промышленников и купцов Хусаиновых, Акчуриных, Рамеевых, Яушевых, Агишевых, Дебердиевых и других в создании татарского театра [8, с. 76-77].

Таким образом, можно утверждать, что татарские купцы и промышленники проявляли большой интерес и внимание к театру. Это проявлялось в посещении ими в первую очередь спектаклей столичных и провинциальных театров. Передовые фабриканты

и купцы оказывали конкретную помощь развитию татарского театра и его артистам. Из рядов татарских промышленников и купцов вышли как артисты профессиональных и самодеятельных театров, так и авторы драматических произведений.

Акчурины при своей Гурьевской фабрике создали и содержали самодеятельный театр (татарский и русский), который стал заметным явлением в культурной жизни Поволжья и Приуралья. Их примеру следовали и другие татарские предприниматели.

Библиографический список

1. Илялова, И.И. Театр им. Камала: Очерки истории / И.И. Илялова. - Казань, 1986,

2. Гиляровский, В.А. Собр. соч. : в 4 т. М., 1999.

- Т. 1.

3. Тарджеман (Переводчик). - 1893. - 10 сент.

4. Таиров, Н. Акчурины / Н. Таиров. - Казань, 2002.

5. Хранилище отдела текстологии Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан. - Ф. 185. - Оп. 1. - Д. 90.

6. Государственный архив Ульяновской области. -Ф. 137. - Оп. 35. - Д. 234.

7. Махмутов Х. Дооктябрьский татарский театр. (На тат. языке) / Х. Махмутов, И. Илялова, Б. Гиззат.

- Казань, 1988.

8. Татарский театр (1906-1926). 2-е изд., доп. (На тат. языке). - Казань, 2003.

9. Хранилище отдела текстологии ИЯЛИ АН Республики Татарстан. - Ф. 185. - Оп. 1. - Д. 56.

10. Государственный архив Ульяновской области. - Ф. 137. - Оп. 35. - Д. 234.

11. Шарафиев, Ф. Жизнь, посвященная искусству (На тат. яз.) / Ф. Шарафиев // Казан утлары («Огни Казани»). - 1967. - №8.

12. Воспоминания С. Булатова от мая 1968 г. (Хранится в архиве автора).

13. Арсланов, М.Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941) / М.Г. Арсланов. - Казань, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.