I
TASVIRIY SAN'AT DARSLARIDA AXBOROT-KOMMUNIKATSIYA TEXNOLOGIYALARI VA ZAMONAVIY USLUBIY KOMPLEKSLARDAN FOYDALANISH
Ш1Ш _■^^■npr' / '
Omonov D. E. O'zbekiston- Finlandiya pedagogika instituti
Annotasia:Tasviriy san'at-bu kompozitsiya, nisbatlar, istiqbol haqida bilimlarni o'z ichiga olgan murakkab mavzu. Zamonaviy maktabning vazifasi dinamik rivojlanayotgan zamonaviy jamiyat sharoitida harakat qilish va muvaffaqiyatli bo'lish qobiliyatini shakllantirishdir. Shuning uchun, o'quv jarayonini yanada samarali qilish haqida o'ylash kerak. Pedagogik innovatsiya-pedagogik amaliyotning qasddan sifat yoki miqdoriy o'zgarishi, ta'lim sifatini oshirish.
Kalit so'zlar: tasviriy san'at, multimedia, to'plamlar, galereyalar, multimedia kutubxonalari.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВО Омонов Д.Э. Узбекско-Финский педагогический институт
Аннотация. Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения.
Ключевые слова: Изобразительное искусство, мультимедиа, коллекции, галереи, мультимедиа-библиотеки.
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND MODERN METHODOLOGICAL COMPLEXES
IN ART LESSONS Omonov D.E. Uzbek-Finnish pedagogical instituti
âttk
•щек!
Annotation. Fine art is a complex subject that contains knowledge about composition, proportions, and perspective. The task of a modern school is to form the ability to act and be successful in a dynamically developing modern society. Therefore, it is worth considering how to make the learning process more effective. Pedagogical innovation is an intentional qualitative or quantitative change in pedagogical practice, improving the quality of education.
Keywords: Fine art, multimedia, collections, galleries, multimedia libraries.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим увлечением посидит за компьютером, чем прочитает книгу. Ранее информацию по любой теме ученик мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно? Мозг ребенка, настроенный на п| олучение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел пло^В^^^! труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непр может сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий, в том числе компьютеры использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Как учитель, в связи с необходимостью перехода на более качественный уровень обучения и воспитания учащихся, я выбрала тему самообразования: «Новые подходы к преподаванию уроков изобразительного искусство с использованием информационно! коммуникативных технологий и современных методических комп
Для достижения цели мною были поставлены следую исследовать имеющиеся медиаресурсы, создать собственные, их на уроках и во внеурочной деятельности, сделать эффективности применения информационно-коммуникативны на уроках изобразительного искусство.
В виду того, что предмет «Изобразительное 11V1VJ VVllJVi предусматривает большое количество межпредметных связей и включает себя демонстрации практически всего окружающего
ды с остой задачи современных ых. Ведь
m
иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.
Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения информационно-коммуникативных технологий. Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога. Таким образом, информационные технологии дают дополнительный импульс для развития школьного образования. Они помогают увеличить учебные ресурсы, дают учащимся возможность обучения на более высоком уровне.
фере образования чаще всего применяются такие виды пособий,
ые учебники; е энциклопедии, путеводители и справочники;
âttk
ии, галереи, мультимедиа-библиотеки; - тесты и мн. др.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового редактора Word еще и систему баз данных Access и такие программы как Paint и PowerPoint.
Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и таблиц, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.
Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. В ходе просмотра презентации у учащихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала. Развивающий эффект зависит и от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития.
В процессе подготовки к урокам с помощью текстового редактора Word карточки с заданиями разного уровня сложности, материалы для
3S---'
проведения тестов, которые дают возможность учащимся самим оценить свои знания.
Компьютерные технологии можно использовать на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. В настоящее время существуют Мультимедиа материалы по изобразительному искусству для учащихся начальных классах общеобразовательных учебных заведений. Они разработаны в соответствии с учебниками, используемыми при изучении изобразительного и прикладного искусство. Электронные учебники включают в себя: учебный материал, тесты, практические задания, справочник, видеофрагменты, анимации, слайды, фотографии. Можно в считанные минуты найти всю необходимую информацию. Учебные пособия часто сопровождаются звуком, комментариями и музыкой.
Социологические данные. Вот наиболее любопытные данные, выявленные при опросе родителей учащихся старших классов:
- большинство (95%) респондентов полагают, что компьютер стал столь же повсеместно распространенным предметом быта, как, скажем, телевизор.
- по мнению 88% опрошенных, компьютер является помощником в образовании детей.
- 64% опрошенных считают, что нежелание научиться пользоваться компьютером свидетельствует об узости кругозора, невежестве, упрямстве и технофобии.
- 56% респондентов считают, что Всемирная паутина уже является одним из основных источников информации.
- 48% - компьютер удобен и прост в эксплуатации.
Изучив возможности применения компьютерные технологии на уроках изобразительного искусства следующие выводы:
- современные компьютерные технологии действительно обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы учителя и учащихся;
- выводят на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения;
- использование компьютерные технологии на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает интерес к обучению и творческий потенциал учащихся;
- использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время);
- развивает самостоятельность учащихся (умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя возможности сети Интернет).
Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусство не только возможно, но
3S---'
и необходимо, так как именно компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет и учителю и ученику получать удовольствие от увлекательного процесса познания, погрузиться в яркий красочный мир.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на -
уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература
1. Бураукш А.Г. 1нфармацыйныя тэхналогп у мастацтве /А.Г.Бураукш; пад рэд. М.А. Ярмаша. - Мшск : БУК, 1999. - 246 с.
2. Вишневская Л.А. Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства /Л.А.Вишневская // Мастацкая адукацыя i культура. - 2004. - № 2. - С. 11-13.
3. Гершунский Б.С. Философия образования /Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998. - 427 с.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И.Г.Захарова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 198 с.
5. Казакова А.В. Роль мультимедийных технологий в преподавании курса по изобразительному искусству /А.В. Казакова// Инновационные
технологии в современном художественно-педагогическом образовании: материалы респ. науч.-метод. конф. - Мозырь, 2008. - С. 109-112.
6. Концевой М.П. Компьютерная графика в современном эстетическом воспитании /М.П. Концевой, С.К.Потапчук// Л.С.Выготский и современная культурно-историческая психология: материалы Междунар. науч. конф. - Гомель, 2001. - С. 287-289.
7. D.E.Omonov, J.T.Kholikov, Sh.X.Egamova, The Role and Importance of Using Graphic Programs in Shaping Students' Knowledge and Skills. Nexus : Journal of Innovative Studies of Engineering Science (JISES) Volume: 01 Issue: 04 | 2022 ISSN: 2751-7578 http://innosci.org/ 45 | Page
8. D.E.Omonov, S.M.Suvankulov, J.Kh.Kadyrov., The Role of Continents and Neighborhoods in the History of Samarkand Nexus : Journal of Innovative Studies of Engineering Science (JISES) Volume: 01 Issue: 04 | 2022 ISSN: 2751-7578 http://innosci.org/ 27 | Page
9. D.E.Omonov, S.M.Suvankulov, J.Kh.Kadyrov., Decorations Used in the Interior of Historical Residences of Uzbekistan and Their Situation Today (in the example of the city of Samarkand) Nexus : Journal of Innovative Studies of Engineering Science (JISES) Volume: 01 Issue: 04 | 2022 ISSN: 2751-7578 http://innosci.org/ 32 | Page
10. I.U.Izbasarov, I.Sh.Suvonkulov, D.E.Omonov., Spatial Imagination and Logical Thinking as a Pedagogical Basis for Teaching Students to Design Nexus : Journal of Innovative Studies of Engineering Science (JISES) Volume: 01 Issue: 04/2022 ISSN: 2751-7578 http://innosci.org/ 37 | Page
11. D.E.Omonov., Conceptual Bases of the Production of Teaching Technologies in Exposure and Practical Training (In the Example of the Engineering Graphics Course) Pioneer: Journal of Advanced Research and Scientific Progress (JARSP) Volume: 01 Issue: 04 | 2022 ISSN: 2751-7551 http://innosci.org 104 | Page
12. D.E.Omonov., The Role of Engineering Graphics in the Training of "Fine Arts and Drawing" Teachers Pioneer: Journal of Advanced Research and Scientific Progress (JARSP) Volume: 01 Issue: 04 | 2022 ISSN: 2751-7551 http://innosci.org 108 | Page
13. I.U.Izbosarov, D.E.Omonov, S.Abduvohidova., Stages of Working Thematic Composition in Fine Arts Lessons Pioneer: Journal of Advanced Research and Scientific Progress (JARSP) Volume: 01 Issue: 04 | 2022 ISSN:
àttk
2751-7
7551 http://innosci.org 112 | Page ^^^^
W
Л