THE INFLUENCE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT
OF A PRESCHOOLER'S PERSONALITY Ochilov F.E.1, Abdullayeva E.R.2 (Republic of Uzbekistan)
1Ochilov Farkhod Egamberdievich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;
2Abdullayeva Ekaterina Rinatovna - student, KARSHI STATE UNIVERSITY, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the use of multimedia technologies and information and communication technologies, their impact on the development of personality in a preschool educational institution. Keywords: multimedia, information and communication technologies, electronic resources, learning tools, presentation, cognitive process.
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА Очилов Ф.Э.1, Абдуллаева Е.Р.2 (Республика Узбекистан)
1Очилов Фарход Эгамбердиевич - кандидат технических наук, доцент;
2Абдуллаева Екатерина Ринатовна - студент, Каршинский государственный университет, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения мультимедийный технологий и ИКТ, влияние их на развитие личности в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии, электронные ресурсы, средства обучения, презентация, познавательный процесс.
В сфере обучения дошкольников огромную роль играют электронные средства мультимедиа. Развитие электронных средств, в силу их наглядности, помогает открыть не только новые дидактические возможности, но и позволяет воздействовать на познавательные процессы дошкольников.
В настоящее время в дошкольной педагогике вопрос применения информационных компьютерных и мультимедийный технологий в связи с ее наглядностью становится более актуальным.
Вопросами использования мультимедийных технологий в дошкольном образовательном процессе занимались А.Н. Оробинская, Ю.Г. Ставцева, О.В. Цаплина, Н.Л. Королёва, Л.А. Мещерякова.
В работе А.Н. Оробинская рассматриваются мультимедиа-технологии в качестве динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий и раскрываются методы их использования в системе дошкольного обучения [1]. Ю.Г. Ставцева перечисляет основные направления развития ИКТ и области их применения. При этом она уделяет особое внимание к защите ребёнка при работе с компьютером [2]. О.В. Цаплина предлагает работать с компьютером по этапам:
o подготовительный;
o основной;
o заключительный [3].
Н.Л. Королева и Л.А. Мещерякова в своей статье знакомят с мультимедийными обучающими программами, являющимися инструментом развития познавательных процессов детей дошкольного возраста [4].
Т.В. Кротова в статье пишет об отношении родителей к мультимедийным технологиям [5].
Сегодня как педагог, так и воспитанник не могут обойтись без компьютера. В качестве средства обучения и воспитания для развития творческих способностей и мышления компьютер просто необходим. При помощи компьютера дети сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем детстве и если во время создать условия для её проявления и становления, она станет ярким средством самовыражения и развития ребёнка.
В настоящее время самое эффективное средство обучения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности, по нашему мнению - это успешное применение информационных компьютерных технологий. Одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа. Что же такое мультимедиа? Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм
представления и усвоения информации через аудио-видеоизображения, анимацию текста. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке - разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: занятие должно стать интересным по отношению с традиционным уроком. Преимущество таких уроков заключается в повышении качества обучения за счет новизны деятельности.
Существуют различные формы использования компьютерных технологий: презентация, фотоэкскурсия, слайд-шоу, интерактивный опорный конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД), познавательный видеофильм, видео-загадки, электронные пособия, комплексы зрительных гимнастик, компьютерные игры, анимированный кроссворд, анимированные пазлы, игровой тренинг, графическое вокальное упражнение с использованием звуковых файлов, и другие.
Самой эффективной формой организации работы с компьютером в ДОУ является проведение медиа занятий с применением мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация служит не только для преподнесения новые знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. А даёт понять об успешное выполнение дидактические функции занятий. Использование презентаций в учебно-воспитательном процессе обеспечивает возможность дать воспитанникам более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах. Повышается мотивация детей к обучению. С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. При организации мультимедийной презентации педагог может использовать краеведческий материал. Знакомя, при этом, детей с природой родного края, педагог воспитывает в ребёнке любовь к красоте родной природы, учит описывать её сначала в устной форме, а затем в графической форме. В презентации педагог может обучить детей по этапному рисованию каких-либо предметов, народных узоров. При этом можно будет использовать элементы Черчение [6]. При помощи презентации педагог может в игровой форме предложить воспитанникам виртуальное посещение музеев, картинных галерей, а также поможет дошкольникам проникнуть в тонкости творчества живописцев, архитекторов, скульпторов [7]. При этом, при составления мультимедийного ресурса и во время проведения воспитательного процесса необходимо учесть национальные особенности народа и те методы которые были сформированы великими мыслителями востока и мира [8, 9].
На медиа занятиях с использованием презентации педагогу нужно опираться на такие дидактические принципы, как научность, наглядность, доступность, системность и последовательность, сознательность и активность, интерактивность. Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры занятия является формирование у учащихся знаний, умений и навыков. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи педагогу и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является очень эффективным средством. Отлично сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить у них интерес к учебу. При создании учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общие дидактические принципы и методы проведения урока, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Можно сказать, что успешность проведения урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов.
В образовательном процессе мультимедийный технологий имеют следующие достоинства по сравнению с традиционным обучением:
■ допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
■ допускает возможность постоянного обновления;
■ имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
■ допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
■ устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.
Сегодня в дошкольном образовании стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья воспитанников, т.е. разработка мер по здоровье сбережению, внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. К здоровье сберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда воспитанникам.
Таким образом, каждый педагог, используя информационно - компьютерные технологии в воспитательном процессе в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности. Компьютер как техническое средство сделает обучение детей изобразительной деятельности более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими.
Список литературы /References
1. А.Н Оробинская. Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1. - С. 52-56.
2. Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ГАУДЕАМУС №: 1 (25), 2015. страницы 132-137.
3. Цаплина О.В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013
4. Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. №1.
5. Кротова Т.В., и другие. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
6. Ф.Э. Очилов. Черчение. Учебное пособие. - Карши: «Фан ва таълим», 2022. - 154 с
7. Ф.Э. Очилов, М.Х. Шодиева. Modern approach to the Design of Museums // INTERNATIONAL JOURNAL ON HUMAN COMPUTING STUDIES. Volume: 03 Issue: 2 March-April 2021, 29-31 p. DOI: 10.31149/ijhcs.v3i2.1420, ISSN: 2615-1898
8. Ф.Э. Очилов. Национальные традиций и обычаи в качестве средства воспитание детей в узбекских семьях // МАТЕРИАЛЫ республиканской научно-практической конференции «ФЕНОМЕН ЖАМБЫЛА: ЖАМБЫЛОВЕДЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ» Талдьщорган, 2021, стр 146-149
9. Ф.Э. Очилов. Изучение объектов наследия как фактор развития профессиональных качеств будущих педагогов-художников // Современные социальные процессы в контексте глобализации: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 13 мая 2022 г. - Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. - 38-46 с. ISBN 978-5-8333-1144-8