Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании дошкольников'

Актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНИМАЦИЯ. КЕУWORDS: MULTIMEDIA / PRESENTATION / INNOVATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ANIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дягилева Т.Н.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы использования мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников для расширения возможностей организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании дошкольников»

Дягилева Т.Н. ©

Старший преподаватель кафедры «Музыкальные дисциплины»

СКГУ им. М. Козыбаева, Казахстан г. Петропавловск

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы использования мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников для расширения возможностей организации учебной деятельности.

Ключевые слова: мультимедиа, презентация, инновация, информационно-

коммуникационные технологии, анимация.

^^ords: multimedia, presentation, innovation, information and communication technologies, animation.

«В систему обучения детей дошкольного возраста водятся современные информационные технологии, электронные учебно-методические комплексы, разработанные на основе инновационных технологий» [7, с. 4]. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Отечественные и зарубежные исследования убедительно доказывают особую роль информационных технологий в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

В настоящее время, к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий относятся мультимедиа технологии, которые расширяют возможности организации учебной деятельности. Мультимедиа-ресурсы на музыкальных занятиях в детском саду открывают новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» занятий и пр.). Однако, мультимедиа технологии на музыкальных занятиях должны являться всего лишь дидактическим средством передачи информации, которое не должно играть ведущую роль. Главным же всё-таки является оценочная характеристика, даваемая преподавателем, его заинтересованность в предмете и развитии обучающихся, и умение их заинтересовать.

Для начала рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения, отталкиваясь от каждого из составляющих мультимедиа технологий. При составлении мультимедийного сопровождения не стоит злоупотреблять яркими цветами, чтобы освоение учебно-воспитательной программы не было затруднено особой пестротой. Не стоит забывать и о том, что девочкам и мальчикам нравятся разные цвета. Любимый цвет девочек часто красный, розовый, мальчики же предпочитают более тёмные цвета. Важно также чтобы цвет и форма соответствовали содержанию предмета (помидор - круглый и красный, огурец - овальный и зелёный). Форма предмета - это важная характеристика предмета, которую ребёнок дошкольного возраста воспринимает почти наравне с цветом. Следует, учитывать особенности описания ребенком картинки, которые зависят, прежде всего, от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета[6, с. 15]. Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит использовать особую подвижностью

© Дягилева Т.Н., 2015 г.

предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.

Звуки не должны вызывать раздражение у детей. Музыкальные произведения должны быть несложными для восприятия ребёнка. Самым оптимальным вариантом слушания музыки для ребёнка остается классическая и народная музыка. Классическая музыка оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, речь. Народная же музыка открывает перед ребенком двери в жизнь наших предков, в их обычаи и праздники [4, с. 128].

Применение мультимедийного сопровождения на музыкальном занятии требует определенной организациии. Прежде всего, нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой музыкальный руководитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа мультимедийного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев мультимедиа пособие. Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким образом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не только развитию активности мышления, но и формирует его самостоятельность, способность к умозаключениям [5, с. 27].

Мультимедиа не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного возраста. Поэтому очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение - это дидактическое средство к музыкальным занятиям. Педагогу следует тщательно готовиться к демонстрации презентации: чётко знать цели показа, иметь полный материал по теме демонстрации, быть готовым к ответам на вопросы по теме презентации.

Дошкольникам принадлежит при восприятии мультимедийного сопровождения активная роль, которая не сводится к простому комментированию зрительного ряда. Они, опираясь на конкретные зрительные образы, под руководством педагога сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают определенные логические умозаключения, обобщения. Таким образом, педагог организует единый процесс образного восприятия и +активной мыслительной деятельности детей. Компьютерное сопровождение,

сопровождение мультимедиа - явление новое для дошкольников, и знакомство с ним должно проходить в том темпе, которого требуют способности детей, причём, равняться в данном случае следует на тех детей, которые медленнее осваивают материал. Занятия нужно строить таким способом, чтобы в дальнейшем мультимедиа технологии не вызывали у таких детей негативных эмоций и, тем более, страха и психологического дискомфорта. При создании и показе электронной презентации необходимо соблюдать следующие требования: соблюдать санитарно - гигиенические нормы (четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см., оптимальная продолжительность для дошкольников не более 5 минут); учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей, без которых процесс обучения и воспитания не имеет силы; включать мультимедийную презентацию следует в занятие постепенно и только в соответствующий момент урока; применять короткие презентации от 10-до 25 слайдов, имеющих четко выраженную единую тему; четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; согласовывать наглядность с содержанием материала; подобрать фон, определить стиль презентации; применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания; не перегружать презентацию эффектами анимации [3, с. 117].

Сделать хороший наглядный материал достаточно сложно, ведь для этого придется приложить немало усилий, чтобы подобрать картинки, наложить музыку и учесть другие нюансы. Делаются мультимедийные презентации, в основном, с помощью двух программ -PowerPoint и Impress. Они обе обладают понятным интерфейсом и достаточно просты в изучении. Однако презентацию мало сделать - важно её ещё и показать детям. Для этого

уже необходимо соответствующее оборудование в классах: в основном, требуется электронная доска или проектор. Тем не менее, если подходящих устройств нет, можно найти альтернативу: маленькой группе можно показать мультимедийную презентацию на принесенном ноутбуке или сводить детей в компьютерный класс. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка. С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм в образовательной музыкальной деятельности разработана серия таких мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» как: «Танцевальная мозаика», «Yрлемелi аспабтар», «В мире марша», «Пернелi аспабтар», «Разные виды оркестров», «Жет нота», «Элемде бар дыбыстар».

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе «Восприятие музыки» создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе Роwer Point в соответствии с комплексно - тематическим планированием по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Мультимедиа презентации вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго его запомнить, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Презентации могут содержать фотографии и творческие работы самих ребят [1, с.52]. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Нами разработан комплект музыкально-дидактических пособий для всех возрастных групп по восприятию музыки и песенному репертуару с аудио приложениями и презентациями [7-8], которые помогают в работе со студентами. Музыкально-дидактические пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной деятельности дошкольников, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств.

Мультимедийные презентации помогают решать следующие программные задачи:

- расширяют представления дошкольников о государственных, народных и православных праздниках, об искусстве, традициях и обычаях народов России, о творчестве композиторов;

- развивают необходимые качества (ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность);

- способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

- формируют умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

Таким образом, использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников позволяет разрабатывать современные дидактические материалы, повышает эффективность образовательного процесса, делает его более наглядным и насыщенным. Но при этом необходимо помнить, что мультимедиа-технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом. Поэтому основная роль в музыкальном воспитании дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем [2, с. 60].

Литература

1. Князева Ю.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в

профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ. Т. В. Гаус // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 52-54.

2. Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 60-62.

3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова - М., 2011. С. 128.

4. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2008.

5. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

6. Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Республиканский Центр «Дошкольное детство», 2014.

7. Хрестоматия по восприятию для дошкольников (учебно-методическое пособие) Петр-ск 2013г. Сост.: Колесникова Г.А., Дягилевой Т.Н. Издательско-полиграфический сектор ИТС СКГУ им. М. Козыбаева

8. Хрестоматия казахского песенного репертуара для дошкольного образовательного учреждения учебно-методическое пособие). Сост.: Колесникова Г. А., Афонина Н.А., Шеффинг Е.Н. 2013г. Издательско-полиграфический сектор ИТС СКГУ им. М. Козыбаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.