13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 372.3 МАКАРОВА В.Н.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологий дошкольного образования Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования E-mail: [email protected] СТАВЦЕВА Е.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 372.3 MAKAROVA V.N.
Candidate on Pedagogies, Professor at the Department of Theory and Technology of Preschool Education, Orel State University, corresponding member of International Academy of Science in Pedagogical Training E-mail: [email protected] STAVTSEVA E.A.
Candidate on Pedagogies, Associate professor at the Department of Theory and Technology of Preschool
Education, Orel State University E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
THE USE OF MULTIMEDIA IN THE DEVELOPMENT OF NATURE VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN
В статье представлены результаты эмпирического исследования, теоретическую основу которого составили трудыв области дошкольной лингводидактики и по вопросам использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Рассматриваются как традиционные, так и инновационные подходы к совершенствованию словаря детей на материале природы родного края в условиях детского сада.
Результатом исследования является обоснование методического сопровождения использования мультимедийных презентаций в работе по совершенствованию природоведческойлексики у детей дошкольного возраста, а также практические материалы, которые могут быть полезны педагогам-практикам.
Ключевые слова: мультимедийные средства обучения, развитие речи детей дошкольного возраста, природоведческая лексика, толковый словарь для дошкольников, мультимедийные презентации-экскурсии, инновационные технологии в дошкольном образовании.
The paper presents the results of empiric research the theoretic basis for which consists in the literature on preschool linguodidactics and the use of computer technologies in education. Both conventional and innovative approaches are examined to the development of children vocabulary in a kindergarten based on the material of local nature.
The results of the research include the methodical justification of the use of multimedia presentations in the work to develop the nature vocabulary of preschool children as well as practical materials that may be useful for teachers.
Keywords: multimedia means of education, development of the speech of preschool children, nature vocabulary, thesaurus for preschool children, multimedia presentations-excursions, innovative technologies in preschool education.
Введение
Необходимость использования мультимедийных технологий и интерактивных форм организации образовательного процесса продиктована самой жизнью. Компьютер становится спутником ребенка с ранних лет, а компьютерные дидактические средства все активнее внедряются в образовательный процесс детского сада.
Отечественные и зарубежные исследования по вопросам применения компьютера в образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и их особую роль в развитии интеллекта и личности ребенка (С. Л. Новоселова [5,6]. И.Ю. Пашилите[6], Г.П. Петку [5,6], Б. Хантер [10] и др.), а многие методические инновации в дошкольном образовании связаны сегодня с применениеммультиме-дийных средств обучения.
Особую актуальность использование мультимедийных средств в образовательном процессе детского сада приобретает в решении задач ознакомления с природой и совершенствования лексики природоведческого содержания. В исследованиях отечественных ученых в области методики обучения языку маленьких детей, начиная с К.Д. Ушинского [9],доказано, что словарь ребенка развивается, в первую очередь, на основе конкретных представлений, которые ребенок получает в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений (М.М. Кольцова [2], В.И. Логинова [3], Е.И. Тихеева [8], В.И. Яшина [12] и многие другие). Это положение обосновывает необходимость использования в словарной работе наглядности, как предметной, так и изобразительной.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы. В частности, быстрый
© Макарова В.Н., Ставцева Е.А. © Makarova V. N. Stavtseva E. A.
рост городов и, соответственно, численности городского населения приводите тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природой, видеть природные объекты. Современные дошкольники зачастую лишены возможности воспринимать природу во всей ее красоте и многообразии, и, как следствие, у них недостаточно развита природоведческая лексика.
Можно ли с помощью мультимедийных технологий «приблизить» к ребенку природные объекты, обогатить словарь природоведческого содержания, используя современные компьютерные средства в образовательном процессе детского сада? Поиск ответа на этот вопрос определил цель нашего эмпирического исследования.
Основные понятия и задачи исследования
Мультимедиа - это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред («мульти» - много, и «медиа» - среда), «электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)» [1].
По мнению Н.А. Савченко, мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды; особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию) [7].
Если мультимедиа рассматривать как взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, то можно дать определение мультимедийных средств обучения. Это компьютерные дидактические средства, которые, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной форме с помощью,как минимум, двух способов (звукового и визуального), позволяют реализовать основные дидактические принципы и способствуют достижению педагогических целей обучения и развития.
Понятие «природоведческая лексика» (природоведческий словарь, лексика природоведческого содержания) используется в лингвистике, методике обучения родному языку, обозначает один из содержательных разделов лексикологии и объединяет слова, относящиеся к неживой и живой природе.
Очевидно, что использование мультимедийных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику, обусловленную как содержанием предлагаемого материала, так и особенностями его усвоения в этом возрасте.
В исследовательской работе, посвященной поиску оптимальных средств и способов развития речи совре-
менных дошкольников, обогащению их природоведческого словаря нами были поставлены следующие задачи:
- теоретически обосновать возможности мультимедийных технологий в ознакомлении детей с природой родного края и развитии природоведческого словаря;
- выявить особенности, объем и основные качественные характеристики природоведческой лексики у детей разных возрастных групп детского сада;
- отобрать содержание лексического материала для работы с дошкольниками с учетом имеющегося круга представлений о природе родного края, возрастных и индивидуальных особенностей усвоения лексики природоведческого содержания;
- создать мультимедийные средства, направленные на совершенствование природоведческого словаря, и разработать их методическое сопровождение;
- определить условия, обеспечивающие эффективность использования мультимедийных средств в работе с детьми дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования
Теоретическую основу экспериментальной работы по обогащению природоведческого словаря детей с использованием мультимедийных технологий составили две группы исследований. Первая группа - исследования в области онтолингвистики и дошкольной лингво-дидактики, раскрывающие различные аспекты усвоения детьми лексики родного языка. Вторую группу исследований составили работы ученых и педагогов-практиков, которых интересовали вопросы использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
Педагогические исследования, посвященные формированию словаря у детей, опираются на данные лексикологии, в которой слово рассматривается как основная значимая единица языка. В методике работы над словарем важно обеспечивать овладение словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком слова, осознание его смысловой стороны имеет свои особенности. Развитие значения слова в онтогенезе, этапы освоения лексики в единстве с развитием мыслительной деятельности детей раскрываются в работах Л.И. Айдаровой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, С.Н. Карповой, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Т.Н. Ушаковой, Д. Б. Эльконина и др.
В многочисленных педагогических исследованиях (Г.Н. Бавыкина, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова,
A.П. Иваненко, Н.П. Иванова, Л.А. Колунова,
B.И. Коник, М.М. Конина, А.И. Лаврентьева, В.И. Логинова, Х.Э. Лупп, Ю.С. Ляховская, М.В. Максимова, И.Н. Митькина, К.Т. Патрина, Н.П. Савельева, А.А. Смага, О.И. Соловьева, Е.А. Ставцева, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.) выделены основные направления развития словарного запаса у детей, критерии отбора содержания лексического
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
материала, принципы, методы и приемы, последовательность работы над словом, педагогические условия осуществления преемственности в формировании словаря на разных возрастных этапах.
Для нашего исследования важно было учесть и реализовать два направления словарной работы. В рамках первого происходит освоение предметной отнесенности слов и их понятийного содержания, работа по развитию словаря осуществляется в единстве с познанием окружающего мира, в логике уяснения связей и отношений между предметами и явлениями (Как это называется? Какими качествами и свойствами обладает? Какие части имеет? Что с этим можно делать? К чему относится...? и т.п.).
Второе направление нацелено на усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (Что обозначает это слово? Какое слово имеет противоположное значение (как сказать «наоборот»)? Как можно назвать это по-другому? и т.п.). Здесь особое значение приобретает работа над словом в логике самого языка, раскрытие семантики слова, точное использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Второе направление представлено в большей степенив работах, выполненных под руководством Ф. А. Сохина и О.С. Ушаковой (А.И. Лаврентьева, Е.М. Струнина, А. А. Смага и др.).
Названные подходы важно учитывать при отборе содержания и методов словарной работы с детьми. Обогащение природоведческой лексики, ее закрепление, уточнение и активизация происходит в различных видах детской деятельности и неразрывно связано с расширением круга представлений детей о природе. Здесь на первый план выступают наглядные методы, обеспечивающие формирование «слов-представлений» (Е.И. Тихеева): наблюдения, рассматривание картин, экспериментирование с природным материалом и т. п. Е.И. Тихеева писала: «Представление должно предшествовать слову. Слово, не опирающееся на ясное представление, лишено ценности» [8, с. 49], «Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука» [там же, с. 113].
Наряду с этим важным аспектом является работа со словом как единицей языка, посредством которой и достигается точность и образность речи. Это уточнение смысла слова, установление семантических связей между словами, выбор нужного слова для наиболее точного выражения в речи своей мысли. Здесь основными являются так называемые «игры в слова и со словами», «языковые игры», предполагающие выбор точного наименования из близких по смыслу слов, подбор синонимов, антонимов, обыгрывание многозначных слов, упражнения на словообразование и т. п.
Вопросы использования компьютерных технологий в образовательном процессе рассматриваются в многочисленных работах ученых и педагогов-практиков (Ю.Д. Бабаева, Л.М. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц,
Е.В. Зворыгина, В.А. Касторнова, Н.В. Крючкова, О.И. Кукушкина, С. Л. Новоселова, И.В. Роберт, С.Р. Уцалов и др.).Первые исследования, связанные с использованием компьютера в работе с маленькими детьми, как отмечается в известной работе С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку [5], появились в 70-ые годы XX столетия в США. За неполные 50 лет мир сильно изменился. Сейчас с трудом можно представить человека, который не использует в повседневной работе компьютер. Информационно-компьютерные технологии становятся частью культуры.
Применение компьютерных средств в современном дошкольном образовании рассматривается в исследованиях отечественных ученых как важнейший фактор повышения эффективности образовательного процесса (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л.Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др.).Несмотря на это, среди педагогов и родителей наблюдается некоторое настороженное отношение к использованию компьютера в педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Выдвигается много аргументов «за» и «против». Мы не ставили задачу детально сопоставлять эти мнения. Считаем, что необходимо принять как данность,что компьютер прочно вошел в жизнь современного дошкольника, наша задача - использовать его методически грамотно.
На основании анализа теоретических источников были сделаны выводы о возможностях использования мультимедийных технологий в ознакомлении детей с природой родного края и развитии природоведческого словаря:
1. Современные компьютерные технологии могут широко использоваться в образовательном процессе, так как обеспечивают наглядность, необходимую дошкольникам. Сейчас это уже не только натуральные объекты, картинки, схемы, таблицы, но и мультимедийные средства, которые позволяют задействовать все каналы восприятия.
2. Мультимедийные средства возможно и целесообразно использовать для развития природоведческого словаря детей, особенно в условиях ограниченного контакта дошкольников с природными объектами (экскурсии за пределы детского сада проводятся редко, объем содержательного наполнения «уголков природы» незначителен, дети практически не выезжают организованными группами в места с уникальными природными ландшафтами и т.д.).
3. Технологии мультимедиа являются одним из сильнейших источников мотивации обучения современных детей дошкольного возраста, проявляющих особый интерес к компьютерным технологиям.
4. Педагогическое значение средств мультимедиа определяется не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Отдельные составляющие средств мультимедиа взаимно развивают и дополняют друг друга, позволяют сочетать методы устного изложения с наглядными и
практическими, активизировать восприятие дошкольников. Это приводит к переходу количества этих возможностей в качество.
5. Средства, методы и приемы работы с детьми по обогащению их природоведческого словаря с использованием мультимедийных средств должны быть ориентированы не только на увеличение объема лексики за счет ознакомления с новыми объектами и явлениями природы, но и на совершенствование ее качественный стороны, точности и образности словаря. Эта работа должна строиться с учетом особенностей усвоения лексики родного языка детьми дошкольного возраста.
Изучение словаря природоведческой тематики у дошкольников
На констатирующем этапе экспериментальной работы было проведено изучение словаря природоведческой тематики у дошкольников с помощью заданий, построенных с учетом возрастных особенностей усвоения лексики и специфики содержания работы по ознакомлению с природой в разных группах детского сада.
Задания предполагали изучение особенностей употребления детьми разных частей речи, видовых и родовых понятий, образных средств языка;умений устанавливать семантические связи и отношения в области природоведческой лексики, использовать природоведческий словарь в связной речи, понимать и объяснять этимологию слов. Усложнение заданий в разных возрастных группах происходило за счет изменения речевого материала, уменьшения наглядности, введения заданий, требующих употребления не только изолированных слов, но и связных высказываний, элементов доказательной речи, образных средств языка.
Материалы диагностических мероприятий, неоднократно проводимых в детских садах города Орла, позволили выявить некоторые особенности усвоения дошкольниками природоведческой лексики. Подробно они представлены в пособии В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, О.А. Арнаутовой «Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой» [4]. В данной статье кратко представим полученные результаты.
В младшей группе дети не владеют многими видовыми и родовыми понятиями. Например, ворону, синицу, снегиря, обобщенно называют«птица», различные виды ягод - «ягода», березу, яблоню - «дерево». Часто заменяют понятие указанием на среду обитания («живут дома или в лесу» - о домашних или диких животных) или на действия («летают» - о птицах, «их едят» - об овощах); путают овощи и фрукты, практически не владеют понятием «насекомые».
Для малышей характерно употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, типа хрюша, гуля, утя и т.п.
В активном словаре детей есть названия частей растений и тела животных, прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов и явлений, а также слово красивый. Младшие дошкольники редко используют образные прилагательные, испытывают затруднения при описании предметов природы. При подборе антонимов
наблюдается смешение параметрических шкал (лимон кислый, а малина вкусная; яблоко твердое, а малина вкусная) или употребление слова с частицей не (помидор гладкий, а огурец негладкий).
Называя действия животных, птиц, насекомых, дети используют много глаголов, но они однотипны, передают общие для всех действия (кушать, прыгать, бегать, летать, ползать).
У младших дошкольников имеются представления о внешне выраженных связях и отношениях в природе: зимой лежит снег, холодно, мороз; осенью опадают листья, идет дождь; чтобы зайчику расти, ему надо кушать; чтобы росло растение, его надо поливать. Ответы представляют собой отдельные предложения, короткие фразы.
В средней группедети владеют такими родовыми понятиями, как домашние и дикие животные, птицы, грибы, деревья, овощи, фрукты, ягоды. В то же время допускают ошибки при назывании сходных по внешнему виду объектов природы (бык - корова, овца - баран, баклажан - кабачок); используют родовые понятия вместо видовых (все комнатные цветы называют цветками, клубнику - ягодой); 50% детей не употребляют слово «насекомые», 70% - «кустарники».
Большинство детей средней группы называет три и более частей тела животных, птиц, рыб (хвост, уши, глаза, туловище), частей растений (листья, корень, ветви). Однако, также как и малыши, часто опускают самые характерные из них (плавники применительно к рыбам, крылья - к птицам, ствол - к деревьям и кустарникам, стебель - к травянистым растениям).
Названные детьми прилагательные отражают не только цвет и форму, но и характерные особенности объекта или явления (осень дождливая, поздняя, холодная, золотая; лед скользкий, твердый, грязный, разбитый).
В этом возрасте дошкольники довольно точно употребляют глаголы, передающие действия природных объектов (лошадь скачет, змея ползает, птица летает, рыба плавает, лягушка прыгает, солнцесияет, греет и т.п.).
В целом, дети умеют подбирать синонимы (идти -топать, прыгать, бежать, танцевать, догонять), не используют фразеологизмы. При подборе антонимов к словам, предъявляемым в контексте, сохраняется тенденция к смешению параметрических шкал. Например, вместо антонимов короткие и тонкие часто используется слово маленькие.
В старшем дошкольном возрасте дети соотносят видовые понятия с соответствующим им родовым. Однако делают ошибки в названиях комнатных и полевых цветов, путают декоративных птиц с домашними, многие не знают видовых названий рыб и птиц.
Словарь существительных и прилагательных достаточно богатый. Дети используют образную лексику, метафоры, самостоятельно образуют слова (снежинка узорчатая, узорная, прозрачная, крошечная, тающая, пушистая, резная, «замерзучая»и др.; небо закатное, низкое, звёздное, розовое, серебристое, песок
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
«крупенчатый»).
Словарь глаголов и наречий беден и однообразен. Например, более 60% старших дошкольников дают одинаковые ответы: дерево, цветы, фрукты растут, дождь идет; черепаха ползет медленно, лев бежит быстро, солнце светит ярко, зимой бывает холодно.
Старшие дошкольники точнее подбирают антонимы. Однако также как и в предыдущих возрастных группах, встречается смешение параметрических шкал (дерево высокое, а куст маленький), употребление слова-стимула с частицей не (лев смелый, а заяц глупый/ несмелый). Дети ограничиваются, как правило, одним синонимом к слову, предлагаемому экспериментатором. Только половина испытуемых знает, что у многозначных слов есть несколько значений. Чаще всего говорят, что молния - на небе, лист - на дереве, коса у девочки или «ею косят траву».
В подготовительной группе развивается умение использовать образные средства языка (эпитеты, сравнения). Метафоры используются редко, смешения параметрических шкал при подборе антонимов, как правило, не наблюдается.
Таким образом, можно выделить следующие общие тенденции развития природоведческого словаря у дошкольников: расширение словарного запаса в связи с обогащением знаний детей об окружающем мире; возрастание точности в подборе слов, относящихся к разным частям речи; уменьшение случаев смешения параметрических шкал при подборе антонимов; увеличение количества используемых в речи синонимов, эпитетов, сравнений, метафор. Кроме того необходимо констатировать наличие существенных индивидуальных отличий.
Отбор содержания лексического материала для работы с дошкольниками
В соответствии с задачами исследования на следующем этапе было отобрано содержание лексического материала для работы с детьми с учетом имеющегося круга представлений о природе родного края, возрастных и индивидуальных особенностей усвоения природоведческого словаря, а также программных требований.
Избежать эпизодичности и стихийности в словарной работе, облегчить ее планирование позволяет составление словарей-минимумов, значение которых не раз подчеркивалось в трудах отечественных ученых (А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, Ю.С. Ляховской, М.В. Максимовой, И.Н. Митькиной, Н.П. Савельевой, Е.А. Ставцевой, В.И. Яшиной и др.).
При составлении словарей-минимумов придерживались требований к отбору слов, выделенных В.И. Яшиной [12]. Слова относились к общеупотребительной лексике, отражали содержание природоведческих представлений, рекомендованных программой детского сада; были доступными детям по своим лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, а также необходимыми для решения разнообразных коммуникативных задач, для понимания смысла художе-
ственных произведений природоведческого характера.
Наш опыт показал, что словарную работу с детьми существенно облегчает составление толковых словарей. Мысль о возможности создания подобных словарей для детей дошкольного возраста была высказана еще в 1989 году А.Д. Шмелевым и Е.Я. Шмелевой [11]. Для дошкольников толкование - не главное, слова, помещенные в словаре, в основном им известны. Назначение толкового словаря в том, чтобы сформировать представления детей о месте слова в языковой картине мира с помощью иллюстраций и предельно кратких описаний.
В экспериментальной работе нами был составлен и использован толковый словарь, посвящённый природе родного края. Такой словарь содержит слова, типичные для описания природных особенностей региона, включает описание значения слов, а также примеры их употребления. В него включена информация о представителях флоры и фауны края, характерных особенностях их внешнего вида, месте их обитания, о происхождении названий природных объектов. В словаре представлены как видовые понятия (береза, синица, ромашка), так и родовые (деревья, птицы, лес, луг). Краткое, доступное пониманию дошкольника описание сопровождается иллюстрациями, фотографиями, картинками. Иллюстративный ряд помогает формировать точный образ объекта природы.
В природоведческом толковом словаре лучше придерживаться не алфавитного расположения слов, а тематического. В конце словаря можно поместить алфавитный указатель для взрослых. Приведём примеры
словарных статей.
Орел-змееяд - редкая, исчезающая птица. Почему он так называется? (Охотится на змей). Орел-змееяд - хищная птица.«Круглолицый» - звучит название птицы на латинском языке. И действительно, голова змееяда большая и округлая, он даже немного напоминает сову.«Как орел» - говорят о красивом, сильном,
гордом человеке. Орел парит высоко в воздухе, высматривает добычу, зависает в воздухе, тщательно прицеливается, складывает крылья, камнем падает вниз, хватает добычу.
У бобра густой мех, который не намокает в воде. На лапах есть перепонки. У бобров широкий плоский хвост, он помогает бобру плавать. Бобр - грызун. Что это значит? (Он грызёт пищу своими острыми зубами.) У бобров очень острые зубы, значит бобры острозубые. Зубами они перегрызают деревья. Бобров называют строителями. Из поваленных деревьев они строят себе хатки - так называются дома бобров, плотины, которыми перегораживают реки. Ещё бобров называют трудолюбивыми, тружениками. Почему? (Потому что они строят плотины, следят за их сохранностью, ремонтируют при необходимости.) Семья бобра: папа - ... (бобр), мама - ...(бобриха), детёныши - ..(бобрята).
Специфика лексической работы в разных возрастных группах детского сада определяется не только объёмом лексического материала, но и выбором адекватных возрасту методических приемов.
Использование мультимедийных средств в совершенствовании природоведческого словаря
Сочетать различные методические приемы в интересной для детей дошкольного возраста форме преподнесения материала позволяет мультимедийная презентация, для демонстрации которой необходим только проектор и проекционный экран.
Мультимедийные презентации - это отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада, представить обучающий и развивающий материал как систему ярких образов, наполненных структурированной информацией. Для ребенка презентация выглядит как обучающий «мультик» с красивыми картинками.
Нами использовались мультимедийные
презентации-экскурсии для ознакомления детей с одним из ярких природных достопримечательностей Орловского края - национальным парком «Орловское полесье»- замечательным уголком русской природы,
природным музеем под открытым небом, в котором обитают представители флоры и фауны разных природных зон, многие из которых занесены в Красную Книгу. Реальные экскурсии в удаленное от дошкольного учреждения место было невозможно организовать.
В экспериментальном детском саду под руководством старшего воспитателя О.А. Арнаутовой была создана и апробирована серия мультимедийных экскурсий-путешествий, хорошо зарекомендовавших себя на практике: «Путешествуем в Орловское полесье вместе с тетушкой Совой!», «Знакомимся с животными Орловского полесья», «Путешествуем в мир птиц Орловского полесья», «Путешествие в растительный мир Орловского полесья».
Каждая презентация имеет игровую форму: на экскурсию детей приглашает мультипликационный персонаж - тетушка Сова, которая появляется на каждом слайде, предлагая путешественникам вопросы и задания.
На слайдах не только фотографии природы и обитающих в Орловском полесье представителей животного и растительного мира, но и познавательная информация, доступная для старших дошкольников, вопросы для беседы с детьми, игровые упражнения, направленные на развитие разных сторон речи, стихотворный материал для заучивания, загадки, тексты для динамических пауз. В презентации используются звуки природы (пение птиц, голоса животных, журчание ручья, шум ветра в лесу и т.п.).
Фотографии из семейных архивов, включенные в презентацию, позволяют оживить впечатления детей от поездок в Орловское полесье с родителями. А тетушка Сова побуждает ребят к диалогу, просит стать ее помощниками в путешествии, предлагает рассказать, что им больше всего запомнилось в парке.
На слайдах представлены фотографии парка в разное время года. Рассматривая их, дети обсуждают красоту природы, вспоминают отличительные особенности каждого времени года.
В содержание экскурсии включены рассказы о растениях и животных Орловского полесья, интересные детям благодаря особенностям своего внешнего вида или необычным названиям. Например, растения: росянка, водяной орех, рябчик шахматный, животные: выхухоль, зубр, жук-олень, страус, павлин.
Работа над словарем осуществляется благодаря включению в содержание экскурсии разнообразных игр, упражнений и заданий на активизацию разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов): на активизацию видовых и родовых понятий («Назови одним словом: заяц, волк, лиса. (дикие животные); «Кто больше назовет птиц»), названий частей природных объектов («Что есть у . (птицы)?», «Какие части тела у животного (голова, лапы, хвост, туловище, пасть и т.д.)?), на объяснение этимологии слов («Почему синица названа «хохлатой»?», «Почему орел назван змееядом?», «Почему гриб назвали «подберезовиком», «масленком», «рыжиком»?» и т.д.), на подбор
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
эпитетов («Скажи, какая лиса (рыжая, длиннохвостая, хитрая, быстрая), какой орел (гордый, красивый, большой, сильный, благородный)и т.п.»), сравнений («С чем можно сравнить хвост павлина (с радугой, веером, салютом)?») и т.д.
Приведем еще примеры игр и игровых упражнений, которые развивают «чувство языка», помогают осознать семантические связи и отношения в области лексики: «Скажи по-другому» (Как назвать край леса? (Опушка). Где еще бывает опушка? (На одежде, обуви). Как называются конечности у диких животных? (Лапы, ноги). У кого - лапы, а у кого - ноги?); «Скажи наоборот?»(Ельник - темный, глухой, а березовый лес ... ? (Светлый, прозрачный); «Скажи какой, какая?» (У синицы синие крылья, значит, она какая? (Синекрылая). У березы белый ствол, значит, она какая? (белоствольная); «Придумай слово» (Семья листьев любит кружиться. Как можно их назвать? (Папа - Кружил, мама
- Кружилка, сыночек - Кружонок) и т.д.
Эффективность словарной работы обусловлена ее взаимосвязью с решением других задач развития речи. В связи с этим в содержание экскурсии включали упражнения на формирование грамматического строя речи, например, на согласование существительных с прилагательными в роде (у лисы рыжий ... хвост, рыжая ... шуба), на употребление множественного числа существительных («Один и много»: корова - коровы, теленок
- телята), на образование слов, обозначающих детенышей животных («Кто у кого?»: у белки - бельчонок, у волка - волчонок; у собаки - щенок); на образование притяжательных прилагательных («Чей? Чья? Чьи?»: чьи ноги - . (лисьи); чья голова - . (лисья); чей хвост
- . (лисий), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Скажи ласково»: река - речка, речушка, реченька; озеро - озерцо; лужа - лужица), однокорен-ных слов(«Собери семейку»: гриб, грибной, грибник; береза - березовый, березняк, подберезовик).
Задания на составление описаний предметов и объектов природы, используемые в экскурсиях, способствовали развитию связной монологической речи, а обсуждение стихотворных строк об Орловском крае знаменитых и малоизвестных авторов - диалогической.
Преодолеть малоподвижность детей в процессе презентаций-путешествий позволяло проведение динамических пауз («Покажи, как летает бабочка; как листочек падает с дерева во время листопада; как лиса мышкует, изобрази гордого орла, трусливого зайца, смелого волка» и т.п.).
При составлении презентаций руководствовались следующими требованиями к оформлению:
1. Единый стиль всей презентации на базе одного шаблона.
2. Использование на одном слайде не более трех ба-
зовых цветов (один для фона, один для заголовка, один для текста), чтобы многообразие цветов не мешало восприятию, а также легких пастельных тонов для фона, чтобы он не заслонял, а подчеркивал информацию.
3. Изображения, необходимые для понимания содержания (в презентации не должно быть рисунков, не имеющих смысловой нагрузки), хорошего качества, без искажения пропорций.
4. Отсутствие музыкального сопровождения, различных звуковых эффектов в презентации, использование только звуков природы (голоса птиц, журчание ручья, хруст снега и т.п.), так как презентация сопровождается речью педагога.
Выводы
Экспериментальная работа показала, что проведение мультимедийных экскурсий может быть эффективной формой ознакомления детей с природным окружением и обогащения природоведческого словаря дошкольников. Использование мультимедийных презентаций в процессе непосредственно образовательной деятельности обеспечивает речевую активность детей, основанную на эмоциональном восприятии содержания занятия. Это наиболее распространенный, простой в создании, доступный вид представления демонстрационных материалов.
Однако нужно отметить, что использование мультимедийных презентаций-экскурсий является дополнительным, хотя и рациональным, удобным источником информации. Компьютерные слайды не должны полностью заменять классических форм работы с детьми, таких как наблюдения и экскурсии.
Анализ хода нашей экспериментальной педагогической работы с детьми, произошедших качественных изменений в природоведческом словаре испытуемых позволяет сделать вывод о целесообразности использования мультимедийных средств в работе с дошкольниками по обогащению их природоведческого словаря. Важно обеспечить правильное методическое сопровождение и условия использования этих средств в дошкольной образовательной организации.
К основным условиям относятся следующие:
- использование мультимедийных презентаций в комплексе с другими формами и методами ознакомления с природой: наблюдение, чтение художественной и научно-познавательной литературы, экспериментирование и др.;
- применение мультимедийных средств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- обеспечение соблюдения необходимых санитарно-гигиенических и педагогических требований к применению мультимедийных средств в работе с дошкольниками.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
2. КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1979. 160 с.
3. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Подред. Ф.А. Сохина. М.: «Просвещение», 1984. С. 79-104.
4. МакароваВ.Н., СтавцеваЕ.А., Арнаутова О.А. Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. 120 с.
5. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. 128 с.
6. Новоселова С.Л., Петку Г.П., ПашилитеИ. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. №9. С.73-76.
7. СавченкоН.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронное пособие для педагогов. - М.: 2006.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., Просвещение, 1967. 216 с.
9. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч. М-Л: Из-во АПН РСФСР, 1949. Т.5. С. 333-256.
10. Хантер, Беверли. Мои ученики работают на компьютерах:Кн. для учителя / Перевод с англ. Р. М. Шакирова. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
11. Шмелев А.Д., Шмелева Е.Я. Толковый словарь родного языка для дошкольников // Развитие речи детей и обучение языкам (тезисы выступлений на научном совещании). М., 1989.
12. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под общ.ред. В.И. Яшиной - 7-е изд., исправл. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 448 с.
References
1. Large Encyclopaedical Dictionary (ed. А.М. Prokhorov) - 2nd edition. М.: Large Russian Encyclopedia, 2000.
2. Kol'tsovaМ.М. A Child Studies Speaking. М.: Soviet Russia, 1979. - 160 p.
3. Loginova V.I. Forming the Vocabulary // Development of Speech of Preschool Children (ed. F.A. Sokhin). М.:«Education», 1984. Pp. 79-104.
4. Makarova V.N., StavtsevaЕ.А., Arnautova О.А. Enriching the Speech of Preschool Children with Nature Vocabulary - М.:ООО «Russian word - Manual», 2018. 120 p.
5. NovosyolovaS.L., Petku G.P. Computer World of a Preschool Child. М.: New School, 1997. 128 p.
6. Novosyolova S.L., Petku G.P., Pashilite I. New Information Technology in a Kindergarten. Is it Applicable? // Preschool Education. - 1989. No. 9. Pp.73-76.
7. Savchenko N.A. The Use of Multimedia in General Secondary Education. Electronic Manual for Teachers. М.: 2006.
8. TikheevaE.I. The Development of Speech of Children of Early and Preschool Age. М.: «Education», 1967. 216 p.
9. Ushinskiy K.D. On the Preliminary Teaching of the Russian Language // Collection of Papers. M.-L.: APN RSFSR Press, 1949. V.5. Pp. 333-256.
10. HunterB. My Students Work on Computers: Book for Teachers (translated by R.M. Shakirov). М.: «Education», 1989. 223 p.
11. ShmelyovA.D., Shmelyova E.Ya. Thesaurus of the Native Language for Preschool Children // The Development of Children Speech and Teaching Languages (Proceeding of the Academic Meeting). М., 1989.
12. Yashina V.I. Theory and Methods of Development of Children Speech: Manual for Students (ed. V.I. Yashina)- 7th edition М.: «Academia», 2017. 448 p.