Научная статья на тему 'Танцевальный спорт России: история становления и развития'

Танцевальный спорт России: история становления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8069
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСТОРИЯ / СПОРТ / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / RUSSIA / HISTORY / SPORT / BALLROOM DANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волхонская Галина Петровна, Окунева Анастасия Геннадьевна

Статья посвящена процессу генезиса и развития танцевального спорта. Рассматривая внешние и внутренние условия формирования, авторы определяют этапы становления спортивно-танцевального движения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian dance sport: history and development

The article is devoted to the genesis and development of dance sport. The authors define the stages of sport and dance movement in Russia, considering the external and internal conditions of formation.

Текст научной работы на тему «Танцевальный спорт России: история становления и развития»

области. Книга протоколов общих собраний колхозников и заседаний правления колхоза от 7 апреля 1961 г.

18. ТФ ГАТО. Ф. 1125. О. 1. Д. 11. Колхоз им. Калинина Бегишевского сельсовета Дубровинского района Тюменской области. Книга протоколов общих собраний колхозников и заседаний правления колхоза от 9 апреля 1960 г.

19. ГАТО. Ф. 2196. О. 1. Д. 33. Колхоз им. Ворошилова Красновского сельсовета Исетского района, Тюменской области. Книга протоколов общих собраний колхозников и заседаний правления колхоза за 1956 г.

20. ГАТО. Ф. 2196. О. 1. Д. 43. Книга протоколов общих собраний колхозников и заседаний правления колхоза 1960 г.

Колхоз «Сибирь» Красновского сельсовета Исетского района Тюменской области. 1959—1960 гг.

ФЕДОРОВА Марина Ивановна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин. Адрес для переписки: fmi_2005@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.09.2014 г. © М. И. Федорова

УДК 796:78.085(09)

Г. П. ВОЛХОНСКАЯ А. Г. ОКУНЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ РОССИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Статья посвящена процессу генезиса и развития танцевального спорта. Рассматривая внешние и внутренние условия формирования, авторы определяют этапы становления спортивно-танцевального движения России. Ключевые слова: Россия, история, спорт, бальные танцы.

Современный этап развития физической культуры и спорта характеризуется появлением новых нетрадиционных видов спорта. В последние годы все большую популярность приобретают бальные танцы, которые в своем генезисе и развитии представляют собой результат своеобразного синтеза искусства и спорта. Специфика бальных танцев позволила им стать массовым видом спорта, который в последнее десятилетие пользуется возрастающим вниманием Международного олимпийского комитета и других международных спортивных организаций. Ежегодно только в России региональные федерации и клубы проводят около 400 — 450 соревнований различного ранга и уровня [1, с. 429].

Вместе с тем осмысление теоретических вопросов современного спортивного бального танца отстает от темпов его развития. К числу важных теоретико-методологических вопросов следует отнести разработку проблемы периодизации истории танцевального спорта. Ранее при рассмотрении данного вопроса (П. П. Дорохов, С. В. Акулёнок) неизменно допускалась методологическая погрешность: хронологические рамки выдвигаемых периодов устанавливались без учета критерия периодизации.

Рассмотрение конкретно-исторических условий формирования международного танцевального спорта, определение этапов становления и развития спортивно-танцевального движения в России являются целью данного исследования. На наш взгляд, совокупным критерием, на основе которого необходимо выделять исторический период, являются определенные Законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» характерные черты вида спорта: «часть спорта, которая признана... обособленной сферой общественных отношений,

имеющеи соответствующие правила..., среду занятии, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование» [2, с. 3].

История становления и развития бальных танцев как вида спорта уходит своими корнями в начало прошлого века, в Англию и Францию. Зарождение современного танцевального спорта, на наш взгляд, связано с проведением первых танцевальных соревнований: турнир по танго (Ницца, 1907 г.); чемпионат мира по бальным танцам (Париж, 1909 г.). Организатором соревнований был известный французский хореограф, танцор и композитор Камиль де Риналь (проводились с 1909 по 1939 гг.) [3, с. 15].

Значительный вклад в развитие конкурсного бального танца внесли английские специалисты. Британская ассоциация учителей бального танца (1892) и Имперское общество учителей танца (1904), при котором в 1924 г. был создан Совет по бальным танцам, заложили основу для развития этого жанра, разработали основные идеи и стандартизировали технику исполнения. Оформилась «стандартная», европейская программа из пяти танцев: медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, венский вальс. Легендой бального мира стали Блэкпульские танцевальные фестивали, проводимые в Англии с 1921 г. В начале 1930-х гг. «английский стиль» в танцах признается доминирующим.

Первая международная любительская организация была создана 10 декабря 1935 г. в Праге, она была названа Federation Internationale de Dance pour Amateurs (FIDA), усилиями которой в 1936 г. был проведен I чемпионат мира по бальным танцам среди любителей (Германия). В соревнованиях приняли участие танцоры из 15 стран (работа FIDA была прекращена в годы Второй мировой войны) [4, с. 513].

В 1940— 1950-е гг. знакомство европейцев с увлекающими ритмами афро-латинских народных танцев постепенно привели к созданию латиноамериканской программы (румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча). В этот период завершается организационное оформление танцевального спорта: создаются международная профессиональная организация — International Council of Ballroom Dancig (ICBD, 1950 г.) и международная любительская организации — International Council of Amateur Dancers (ICAD, 1956 г.) [4].

Усложнение хореографии и технических требований определило усиление спортивной направленности в развитии танцевального движения. В конце XX в. происходит окончательное закрепление понятия «танцевальный спорт» в названиях двух международных организаций. ICBD была переименована во Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту (WD&DSC), а ICAD — в Международную федерацию танцевального спорта (IDSF). В 1992 г. IDSF становится членом Генеральной ассоциации международных спортивных федераций (GAISF) и Международной ассоциации мировых игр (IWGA) [5]. В 1997 г. Международный олимпийский комитет (МОК) признал спортивные танцы видом спорта, а Международную федерацию спортивного танца — членом МОК [1, с. 421]. Бальный танец с тех пор разделился на два направления — спортивный (конкурсный) и sосial dance (любительский).

В России бальные танцы получили распространение во времена Петра I. В 1718 году он издает указ об ассамблеях, который положил начало публичным балам в России. Этот указ обязал придворных устраивать поочередно у себя в домах открытые собрания, где можно было поиграть в шахматы и шашки, побеседовать со знакомыми, а главное — потанцевать [6]. Учрежденные им ассамблеи стали первым местом исполнения «иноземных» танцев. Петровские балы всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт, контрданс и другие модные в то время танцы [7, с. 135]. Одним из любимых танцев Петра I был цепной танец (от немецкого Ketten-tanz), во время которого все танцующие держась за руки переходили из одной залы в другую или выходили на свежий воздух [8, с. 203].

На протяжении XVIII в. балы стали настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. Петр I ввел преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казенных учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания [9, с. 5]. Уже в конце XVIII в. танец, наряду с иностранными языками и математикой, был признан одним из важнейших элементов образования дворянина.

В конце XIX — начале XX в. балы перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. На смену придворным балам приходят публичные балы, танцевальные вечера. Широкое распространение получают танц-классы — танцевальные залы, в которых танцмейстеры не только обучали основам бальных танцев, но и устраивали собственные публичные вечера [10, с. 277, 284].

Начинался бал с полонеза, который сменял менуэт. Не обходился бал и без мазурки и вальса. В это время появляется еще один танец, успех которого затмил популярность всех остальных, — полька. Новшеством для танцевальной культуры начала XX в. стали танго и фокстрот.

В СССР, в довоенный период, когда все западное отвергалось властями, бальные танцы особой попу-

лярностью не пользовались. Они были уделом небольшой группы энтузиастов. В начале 1930-х в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев (говоря современным языком — европейских и латиноамериканских). Вы-пусники этих курсов — А. Азаров, З. Бархатова, А. Дегтяренко, Р. Школьникова и др. стали затем учителями танцев в общеобразовательных школах, домах культуры, школах танцев при московских парках [4, с. 525].

Но начало развитию бальных танцев в Советском Союзе как вида соревновательной деятельности было положено в период хрущевской «оттепели». Датой рождения конкурсного бального танца в Советском Союзе принято считать лето 1957 года. Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в московском Колоном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам [11].

1950 — 1970-е гг. — период генезиса танцевального спорта в СССР. Бальные танцы являлись частью культурно-досуговой деятельности и развивались в рамках художественной самодеятельности, руководство ими осуществлялось отделами пропаганды и культуры партийных органов разного уровня вплоть до ЦК КПСС. Немногочисленные кружки и студии бального танца существовали при домах культуры муниципалитетов, предприятий, вузов и т.п. Одна из первых советских студий бального танца была создана А. Дегтяренко в 1962 г. при московском Доме учителя. Главным направлением работы «Сту-дии-62» (впоследствии клуб «Созвездие») стало развитие конкурсного бального танца.

Работать приходилось в сложных условиях: отсутствие специальной литературы, недоступность кинозаписей выступлений лучших пар мира, нехватка опыта и профессионализма и т.д. В этих условиях А. Дегтяренко впервые в нашей стране стал проводить семинары для учителей бального танца с приглашением педагогов из ГДР, ЧССР и ФРГ. Позднее, в 1966 году, ведущие исполнители «Студии -62» Бруно и Марина Белоусовы создали в Москве свою студию при ДК «Химик», в которой занимались известные советские танцоры Виктор Попов, Александр и Елена Чекоткины, Станислав и Людмила Поповы (1967— 1970 гг.) и др. [4]. Впоследствии студии бальных танцев начали создаваться и в других городах страны.

В рассматриваемый период стали проводиться первые всероссийские и всесоюзные конкурсы. В 1965 году Министерство культуры РСФСР объявило о проведении I Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. Он проходил поэтапно в разных городах России.

В 1972 года в Ледовом Дворце спорта ЦСКА (г. Москва) состоялся I Всесоюзный конкурс бальных танцев с включением танцев международной программы, который собрал 180 участников. Его учредителями выступили Министерство культуры СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Программа конкурса состояла из нескольких частей: международной (10 танцев, но вместо джайва включалась полька), исторической (4 танца) и советской (36 танцев). Лауреатами конкурса стали: Чесловас и Юрате Нор-вайши, Витас и Даля Камайтисы, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы, Юрий Кос-трюков и Мария Игнатова, Александр Захаров и Татьяна Барабанова [4, с. 529]. Победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев (Киев, 1975 г.)

стали Станислав и Людмила Поповы, которые впоследствии более десяти лет удерживали пальму первенства на всех крупнейших конкурсах. Проведение всесоюзных конкурсов означало признание бальных танцев на союзном уровне.

В конце 1970-х годов бальные танцы делали первые шаги в спортивном направлении. В соответствии с постановлением Государственного комитета по физической культуре и спорту впервые в Единую всесоюзную спортивную классификацию на 1977— 1980 годы были введены «танцы спортивные» [12, с. 6].

В целом, 1950— 1970-е гг. — период развития, когда бальные танцы были уделом энтузиастов-любителей, занимавшихся на паркете в свободное от работы время. Только во второй половине 1970-х гг. с ростом объема информации, усложнением программ танцоров в СССР появились первые профессиональные пары: Норвайши, Камайтисы, Поповы, Давидовские и др. Этот период характеризуется контролем со стороны партийно-государственных органов не только за проведением конкурсов бальных танцев и их программами, деятельностью танцевальных студий, но даже за костюмами танцоров. Границы дозволенного были узкими и во многом не отвечали традициям бальных танцев. Наряду с танцами, которые входили в международную конкурсную программу, из-за идеологических соображений, как альтернатива западным программам, была создана чисто советская программа, которая включала стилизацию народных танцев — всего 150 («Сударушка», «Русский меридиан», «Рилло» и др.). В этот период в СССР еще не сформировалась система профессионального судейства, отсутствовали организации, объединяющие танцоров.

Следующий период в развитии танцевального спорта относится к 1980-м гг. Его главная характерная особенность — формирование той организационной структуры бальных танцев, которая существует в России и по сей день. В ее основе лежит клубная система, примерно такая же, как в Германии и Италии.

Советские пары стали регулярно принимать участие в международных турнирах в социалистических странах, представлять СССР на международных любительских и профессиональных турнирах (чемпионатах мира и Европы). В 1980 и 1981 годах прошли командные встречи танцоров СССР с танцорами Финляндии и Австрии, в 1988 году — командная встреча СССР-Канада-США (в Сан-Диего) [4, с. 532].

В 1988 г. в нашей стране проводится I Всесоюзный конкурс бальных танцев среди профессионалов. Впервые на конкурсе такого уровня была исключена советская программа. Танцоры соревновались в исполнении только европейских и латиноамериканских танцев. Соревнование еще не называлось чемпионатом, но его первых победителей можно назвать первыми чемпионами страны среди профессионалов. В европейской программе ими стали Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканской — Юрис и Бируте Бауманисы (Рига). В конкурсе шоу-программ в европейском шоу первое место заняли Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканском — Талят и Марина Тарсиновы.

В стране создаются профессиональная и любительская организации, что позволило СССР выйти на международный уровень и влиться в существовавшую в то время структуру международных организаций. В 1982 г. создается Всесоюзный совет по бальным танцам. В 1988 году учреждаются Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ) и Ассоциация бального

танца СССР (АБТ), в состав которой вошли общественные объединения бальной хореографии девяти союзных республик: Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Украины и Эстонии [1, с. 421].

В 1990-х гг. завершается процесс формирования конкурсного бального танца как вида спорта. В конце 1991 г. Ассоциация бального танца РСФСР выделилась в самостоятельную общественную организацию под названием Российская ассоциация спортивного танца, которая в 1998 г. получила новое название — Федерация танцевального спорта России (ФТСР). До февраля 2012 г. федерацию возглавлял П. П. Дорохов. С 1992 г. ФТСР представляла Российскую федерацию в IDSF. ФТСР становится коллективным членом Олимпийского комитета России (1998). С 2005 г. ФТСР была аккредитована при Министерстве спорта РФ [11].

К началу двадцать первого века небольшое сообщество энтузиастов художественной самодеятельности преобразовалось в мощную, хорошо структурированную спортивную организацию. В ФТСР входило около двух тысяч танцевально-спортивных клубов, в которых спортивными танцами занимались более 80 тысяч спортсменов, имеющих классификационные категории, и приблизительно столько же начинающих — детей, школьников и студентов (2010 г.). За первое десятилетие XXI в. ФТСР воспитала 16 заслуженных мастеров спорта, 51 мастера спорта международного класса, 412 мастеров спорта, 904 кандидатов в мастера спорта, тысячи разрядников [1, с. 422].

Для российских танцоров становятся доступны все международные турниры. Прежде всего, крупнейшие из них: Блэкпульский танцевальный фестиваль (Англия), Открытый чемпионат Германии (Ман-хайм), Открытый чемпионат Голландии (Слагхарен, а позднее Ассен), Открытый чемпионат США (Майами) и т. д. С 2004 г. Россия является единственной страной в IDSF, спортсмены которой занимают места в финалах всех чемпионатов/первенств/Кубков мира и Европы. Среди 50 лучших пар в таблице ежегодного мирового рейтинга 15—17 пар представляют Россию. Ближайшие преследователи — Италия и Германия — имеют в рейтинге 5 — 8 пар.

К концу XX века бальные танцы превратились в сложнокоординационный вид спорта, для которого характерны особые правила проведения соревнований (стандартные танцы, латиноамериканские танцы, комбинация: стандарт плюс латина, формэй-шэн). Для равноценной конкуренции на танцевальной площадке введена система классов, отражающая уровень подготовки танцоров, и система возрастных категорий. Сформировалась структура спортивных турниров по бальным танцам, охватывающая уровни, начиная с клубного и заканчивая всероссийским. Наряду с ежегодными официальными чемпионатами по всем возрастным категориям (дети I, II; юниоры I, II; молодежь, взрослые) проводятся и другие крупные соревнования, такие как Russian Open, Кубок «Спартака» и др. Россия лидирует в IDSF по количеству ежегодно проводимых соревнований различного уровня и ранга, в том числе турниров мирового рейтинга. Так, в 2007 г. состоялось 405 российских соревнований и 50 турниров мирового рейтинга, включая два турнира серии «Гранд Слэм». Ежегодно, начиная с 1992 г., в нашей стране по спортивным танцам проводится 19 национальных чемпионатов и первенств по всем возрастным группам и спортивным дисциплинам [1].

Вместе с тем в развитии российского танцевального спорта существует немало проблем: отсутствие государственного финансирования; дороговизна бальных танцев как вида спорта — большие расходы за обучение и костюмы, поездки на соревнования могут оплачивать только платежеспособные родители; судейская коррупция с целью повышения рейтинга определенных пар; недостаток тренеров, получивших профессиональное образование и т.д. В конце 2011 года приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ за многочисленные нарушения: предвзятое судейство; подтасовки результатов соревнований; необоснованные дисквалификации спортсменов и др. — была приостановлена государственная аккредитация Федерации танцевального спорта России [13].

В феврале 2012 г. была учреждена новая общероссийская общественная спортивная организация «Союз танцевального спорта России» (СТСР), получившая аккредитацию Министерства спорта, признанная Олимпийским комитетом России. Возглавляет СТСР знаменитый модельер, народный художник РФ, член президентского Совета по культуре и искусству Валентин Юдашкин [14]. В настоящее время только СТСР является действующим представителем России во Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF) и имеет право организовывать и проводить первенства и Кубки России, международные спортивные мероприятия на территории Российской Федерации.

Конкурсные бальные танцы получили распространение не только в крупных центрах (Москва, Санкт-Петербург), но и в самых отдаленных регионах России. Сегодня СТСР насчитывает в своем составе более 70 региональных общественных танцевальных федераций, более 75 000 спортсменов, 3500 судей и тренеров. Организационно танцевальный спорт не оформлен только в трех республиках (Дагестан, Ингушетия и Чеченская Республика) и в Чукотском автономном округе [15].

Таким образом, становление танцевального спорта России представляет собой многоаспектный процесс, который характеризуется взаимосвязанной деятельностью энтузиастов-любителей и профессионалов, государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом (на национальном и региональном уровнях); социальной значимостью данного вида спорта (завоевание призовых мест на официальных международных соревнованиях); уровнем сотрудничества с международными спортивными организациями. К концу XX века бальные танцы превратились в обособленную сферу общественных отношений, имеющую соответствующие правила, среду занятий — сложнокоордина-ционный вид спорта «танцевальный спорт».

Библиографический список

1. Дорохов, П. П. Танцевальный спорт России [Текст] / П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. — М. : Центр стратегического партнерства, 2010. - Т. 2. - С. 420-437.

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон Российской Федерации [Текст]. — М. : Проспект, 2010. - 40 с.

3. Спортивные танцы. Справочник [Текст] / Под ред. А. Н. Ко-каулина. — М. : Здоровье. Культура. Спорт, 2001. — 220 с.

4. Акулёнок, С. В. Бал зажигает огни [Текст] / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире ; под ред. С. М. Семёнова. — М. : Международный объединенный биографический центр, 2003. — Вып. 5. — Т. 2. — 560 с.

5. World DanceSport Federation [Электронный ресурс]. — URL: http://www.worlddancesport.org/WDSF/History (дата обращения: 23.10.2014).

6. Антонов, Б. Н. Танцевальные вечера в Петербурге [Текст] / Б. Н. Антонов // Нева. — 1992. — № 1. — С. 268 — 272.

7. Комиссаренко, С. С. Культурные традиции русского общества [Текст] / С. С. Комиссаренко. — СПб. : СПбГУП, 2003. — 300 с.

8. Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. [Текст] / Е. В. Еремина-Соленикова. — СПб. : Планета музыки ; Лань, 2010. — 256 с.

9. Максин, А. И. Изучение бальных танцев : учеб. пособие. [Текст] / А. И. Максин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Планета музыки ; Лань, 2010. — 48 с.

10. Колесникова, А. В. Бал в России: XVIII — начало XX века [Текст] / А. В. Колесникова. — СПб. : Азбука — классика, 2005. — 304 с.

11. Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ftsr.ru/data.php?id = 2 (дата обращения: 23.10.2014).

12. Единая всесоюзная спортивная классификация на 1977 — 1980 гг. [Текст] / Сост. Э. С. Громадский. — М. : Физкультура и спорт, 1977. — 384 с.

13. Орлова, Л. П. Танцы с разногласиями [Текст] / Л. П. Орлова // Российская газета. — 2012. — № 6. — 16 января.

14. Иванов, П. Н. Российские танцоры объединились в союз [Текст] / П. Н. Иванов // Спорт-Экспресс. — 2012. — № 39. — 8 февраля.

15. Союз танцевального спорта России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusdsu.ru/ (дата обращения: 23.10.2014).

ВОЛХОНСКАЯ Галина Петровна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии и истории.

Адрес для переписки: rozman_56@mail.ru ОКУНЕВА Анастасия Геннадьевна, студентка гр. Г12РиСО гуманитарного факультета. Адрес для переписки: okunevanastya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2014 г. © Г. П. Волхонская, А. Г. Окунева

Книжная полка

Кириллов, В. В. История России для технических вузов : учеб. / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. -М. : Юрайт, 2014. - 652 с. - Сер. Бакалавр. Академический курс. - ISBN 978-5-9916-4112-8.

Учебник освещает историю нашей страны с древнейших времен до современности. В тексте имеется большое количество схем и таблиц, которые дают возможность лучше понять и усвоить обширный фактический материал по истории России, а также контрольные вопросы для самопроверки. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования четвертого поколения и новому историко-культурному стандарту по истории для средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.