удк412°17 к. г> КЛЕЦОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ТАНЦОРОВ 12-13 ЛЕТ В ПЕРИОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ
В работе рассматриваются особенности содержания и организации занятий различного типа у танцоров 12—13 лет в период непосредственной подготовки к соревнованиям. На основании педагогических исследований определены и экспериментально обоснованы структура и содержание серий тренировочных заданий для основной части тренировочных, контрольно-модельных, разминочных и восстановительных занятий у юниоров 12—13 лет в спортивных танцах.
Ключевые слова: танцевальный спорт, предсоревновательная подготовка, структура и содержание занятий, серии тренировочных заданий.
Переход бального танца Из культурной среды в сферу спорта создал новую си туацию, выраженную в необходимости научного обоснования процесса подготовки танцоров с позиций теории и методики спортивной тренировки.
В первом юниорском возрасте система соревнований у танцоров значительно расширяется по структуре, содержанию, об'ьему нагрузки в сравнении с детскими возрастными категориями и принимает форму, практически не изменяющуюся в дальнейшем [ 11. Это свиде тельствует о необходимости особо ответственного подхода к тренировочному процессу танцоров
12 — 13 лет. Важное значение при этом имеет учет особенностей соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней.
В специальной литературе по спортивным танцам существует ряд мнений, касающихся совершенствования тренировочного процесса танцоров на этапе начальной подготовки (2,3,4|. Однако исследований, посвященных повышению эффективности процесса тренировки танцоров 12- 13 лет, в том числе и в период предсоревновательной подготовки, нами не выявлено.
Проблема исследования в этой связи заключается в необходимости научного обоснования содержания и построения различных типов занятий в периодпре-дсоревновательной подготовки танцоров 12 — 13 лет с учетом особенностей соревновательной деятельности.
Объект исследования: процесс предсоревновательной подготовки юниоров 12— 13 лет в спортивных танцах.
Предмет исследования: содержание и построение различных типов занятий в период предсоревно-вательной подготовки юниоров 12— 13 лет в спортивных танцах.
Гипотеза исследования: предполагалось, что учет специфики предстоящих соревнований по структуре, содержанию и объему нагрузки позволит разработать содержание и организацию различных типов занятий в период предсоревновательной подготовки юниоров 12- 13 лет в спортивных танцах, обес-
печивающие успешность выступления на соревнованиях.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективные содержание и организацию занятий в период предсоревновательной подготовки юниоров 12—13 лет в спортивных танцах с учетом специфики предстоящих соревнований по структуре. содержанию и объему нагрузки.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, изучение документальных материалов (протоколов соревнований), тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проходило поэтапно с сентября 2002-го по декабрь 2007 года.
За основу разработанной нами методики приняты современные представления о соответствии нредсо-ревновательноЙ подготовки специфике предстоящих соревнований по структуре, содержанию и объему тренировочной нагрузки [5,6] (рис. 1).
В процессе предсоревновательной подготовки юных танцоров нами планировалось применять следующие типы занятий:
1. По организации проведения: индивидуальные и групповые. Групповые занятия предполагалось проводить с применением фронтального способа орг анизации занимающихся в подготовительной и заключительной частях урока. В основной части нами планировалось использовать индивидуальный и фронтальный способы организации.
2. По величине нагрузки: ударные, оптимальные, умеренные, разгрузочные.
3. По направленности на решение педагогических задач: тренировочные, контрольно - модельные, восстановительные, разминочные.
4. Каждый из рассмотренных выше типов урока по содержанию может являться занятием в отдельном виде двоеборья или в двоеборье, в зависимости от типа предстоящего соревнования.
Содержание и организацию занятий юниоров 12 —
13 лет в периоде непосредственной подготовки к
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК * 4 (99) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
•ТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИГ № 4 (87) 2010
Рис. I. Схема соответстпия предсоревновательной подготовки специфике предстоящих соревнований
П одготовителыюя Способ организации занимающихся фронтальный; Реализация стандартного подхода; Осноаиос содержание - разминка.
Оанжная
Способ организации занимающихся - индивидуальный и фронтальный.
Реализация индивидуального подхода; условия «соответствия предсоревновательной подготовки специфике предстоящих соревнований» и принципа «оптимальной избыточности», Основное содержание серии тренировочных залдний
Заключительная Способ организации занимающихся фронтальный. Реализация стандартного подхода; Основное содержание - мало интенсивные специальные упражнения
✓
Рис. 2. Схема содержания и организации частей урока в период непосредственной подготовки танцоров 12-13 лет к соревнованиям
Соревновательная комбинация
а
Лктипныи отдых
т
Соревновательная комбинация
Рис. 3. Схема содержания серии тренировочных заданий, специфичных для занятий тренировочного типа (образец)
соревнованиям по танцевальному спорту обобщенно можно представить в виде схемы (рис. 2).
Тренировочные занятия планировались как основная форма уроков в процессе непосредственной подготовки к соревнованиям. Восновной частитренировочных занятиях реализовывалось условие соответствия предсоревновательной подготовки специфике предстоящих соревнований и принцип формирования оптимальной избыточности [7,8). Мы предположили, что реализовывать принцип оптимальной избыточности целесообразно путем превышения длительности выполнения соревновательных комбинаций в 1,3 — 2 раза, что составляет 80 — 180 сек.
Для основной части занятий тренировочного типа нами разработан рядпоследрвателыю идущих серий тренировочных заданий. Каждая серия заданий (рис. 3) содержит в себе три компонента: разминку на виде двоеборья, исполнение соревновательных комбинаций, между исполнением соревновательных комбинаций - активный отдых, в качестве которого мы применяли упражнения согласно индивидуальному плану подготовки.
Последовательность серий тренировочных заданий должна соответствовать последовательности исполнения танцев на соревнованиях, что способствует реализации соответствия предсоревнова-тельной подготовки особенностям соревновательной деятельности по структуре (рис. 4).
Восстановительные занятия у танцоров намечалось проводить после соревнований, в них предполагался малый и средний объем и невысокая интенсивность нагрузки. Серии тренировочных заданий на занятиях восстановительного типа включали разминку на виде двоеборья и активный отдых (применение средств танцев, не входящих в состав программы предстоящих соревнований).
Контрольно-модельные занятия предполагалось проводить в третий или пятый день недели. Для обеспечения соответствия предсоревновательной подготовки специфике предстоящих соревнований по структуре были разработаны два типа серий тренировочных заданий.
Первый тип предполагалось применят, для моделирования соревнований, в которых отсутствуют интервалы отдыха между танцами в рамках каждого тура. Серии тренировочных заданий первого типа составлены из последовательно исполняемых соревновательных комбинаций танцев в полном соответствии с особенностями соревновательной деятельности (рис. 5).
Второй тип тренировочных заданий планировалось применять для моделирования соревнований, в которых между исполнением соревновательных упражнений в турах имеется интервал для отдыха (рис. 6). Такие серии заданий составлены из соревновательных комбинаций танцев и разминок к ним.
В контрольно-модельном занятии возможно применение обоих вариантов серий тренировочных заданий в зависимости от специфики предстоящего соревнования. Количество серий должно соответствовать числу туров предстоящего турнира, а длительность пауз отдыха между исполнением соревновательных комбинаций должна соответствовать таковым на будущих соревнованиях.
Разминочные занятия предусматривали малый и средний объем и невысокую интенсивность нагрузки. Занятия разминочиоготипа предполагают проведение не более одной серии тре1шровочных зданий, включающей разминку на виде двоеборья и исполнение сорев-новательных комбинаций в целом или по частям.
С целью проверки эффективности разработанной методики нами был проведен педагогический эксперимент. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная (по 10 человек — 5 танцевальных нар в каждой). Еженедельный объем тренировочной работы каждого спортсмена составлял 10 часов. Спортсмены контрольной группы занимались по привычной для них, эмпирически сложившейся в танцевальном спорте методике, основанной на личном практическом опыте ведущих педагогов города Омска. В процессе подготовки к соревнованиям спортсменов экспериментальной группы применялись разработанные нами содержание и организация занятий.
До начала педагогического эксперимента достоверных различий в уровне физической, двоеборной технической подготовленности, а также текущем рейтинге между спортсменами контрольной и экспериментальной группы не наблюдалось (р > 0,05).
По окончанию эксперимента спортсмены контрольной и экспериментальной группы показали достоверное (р < 0.05) улучшение уровня технической
Сорев-
новательная
ДСЯТСЛЬІІОСТЬ
Прсдсорев-
полютовка
Рис. 4. Схема последовательности применения серий тренировочных заданий на тренировочном занятии (на примере европейских танцев: мв - медленный вальс, т - танго, вв - венский вальс, мф - медленный фокстрот, к -квикстеп)
Рис. 5. Схема серии тренировочных заданий первого типа для контрольно-модельного урока (на примере европейских танцев)
Ркічшіка її* пияг л»с*мімі
МГД.1ГМИЫЙ ми1-е
Сорев-
новательная
деятельность
Рис. 0. Схема серии тренировочных заданий второго типа для контрольно-модельного урока (на примере европейских танцев)
подготовленности. Однако спортсмены экспериментальной группы достоверно (р < 0.05) превзошли танцоров контрольной группы в показателях двосборной и видовой технической подготовленности. Танцоры экспериментальной группы в среднем за каждый турнир в период эксперимента набирали достоверно (р < 0.05) большее количество рейтинговых очков, чем спортсмены контрольной группы. Более успешное выступление на соревнованиях в период эксперимента обеспечило повышение класса мастерства пяти спортсменам экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе только одному спортсмену удалось подтвердить более высокий класс мастерства.
Выводы
1. Разнообразие предстоящих соревнований по структуре и содержанию (двоеборье, сокращенное двоеборье, европейские танцы, латиноамериканские танцы), масштабу (от городских до международных) определяет особенности построения предсоревнова-тельной подготовки юниоров 12 — 13 лет в спортивных танцах с позиции выбора средств подготовки, последовательности их применения на занятии и объема тренировочной нагрузки.
2. Специфика предстоящих соревнований реализуется путем применения на занятиях различного типа разработанных нами серий тренировочных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (89) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
заданий. Содержание серий составляют три основных компонента, применяемые в различных сочетаниях и последовательности: разминка перед видом двоеборья, исполнение соревновательного упражнения в целом и активный отдых. Это способствует наиболее эффективному решению педагогических задач предсоревиовательной подготовки танцоров 12—13 лет.
3. Применение разработанного нами содержания занятий танцоров 12— 13лет, учитывающего специфику предстоящих соревнований по структуре, содержанию и объему нагрузки, способствует достоверному улучшению технической подготовленности спортсменов, повышению их соревновательной результативности и спортивной квалификации.
Библиографический список
I Сборник нормативных документов ФТСР. Ч. 2 / Исполком Президиума Федерации танцевального спорта России ; дир. исполн. ком, П.П. Дорохов. — |Б. м. : б. и.), 2004. - 224 с.
2. Галеев. А.Р. Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10—12 лет, занимающихся спортивными танцами: автореф. дис.... канд. мед. наук / А. Р. Галеев. - М.. 2008. - 22с.
3. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7 —9 лет на основе использования средств хореографии: автореф. дис.... канд. пед. наук / И. Е. Ересько. — Хабаровск, 2005. — 25 с.
4. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах : автореф. дне ... канд. пед наук / Е.В. Путинцева. — Омск.2008. — 24с.
5. Леонова. Л.В. Основные принципы построения предсо-ревновательной подготовки гимнасток высокой квалификации / Л. В. Леонова, Г. А. Решетнева // Физическая культура, спорт н здоровье населения Дальнего Востока России: проблемы образовать в области физической культуры: материалы меж-регион, науч. и науч.-практ. конф.. посвященных 10-летию Дальиевост. олимп. акад. и 100-летию системы высш. образования на Дальнем Востоке, (г. Хабаровск. 24-26 марта 1999 г.) / ДальневостПАФК - Хабаровск. 1999. - Ч. 2. - С. 15 - 17
6. Особенности предсоревновательной подготовки и моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе гимнасток высокой квалификации: метод рек. / сост. Л.Я. Черешнева, В.О Чебураев. — М : Б. И., 1990. — 30 с.
7. Аркаев. ЛЯ. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, И. Г Сучилин // Теория и практика физической культуры. — 1997. - N0 П. - С. 17-25.
8. Аркаев, Л.Я Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны) : дис.... канд. пед. наук / Л. Я. Аркаев. — СПб., 1994 — 43 с.
КЛЕЦОВ Константин Геннадьевич, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.06.2010 г.
© К. Г. Клецов
удк 371:796 В. А. БОБРОВСКИЙ
Д. В. ГОРБУНОВ А. В. БОБРОВСКИЙ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск Югорский государственный университет
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РОЛЬ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ дюсш________________________________________
В статье представлены исследования о состоянии патриотического воспитания на взгляд тренеров-преподавателей ДЮСШ. Отражены основные формы и средства патриотического воспитания, применяемые тренерами в условиях соревнований, учебнотренировочного процесса и в свободное время.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, юные спортсмены, тренеры.
Актуальность. В сложных современных социально-экономических условиях нашего общества особо остро обозначена проблема нравствешюго воспитания юношей и девушек как будущих граждан России, патриотов нашей Родины. Большое значение имеет воспитание патриотизма в юношеском спорте,
так как именно в подростковом возрасте, на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование личности спортсмена [1, 2, 3, 4, 5].
Исходя из концепции надежности спортсмена |6| патриотизм является одним из основных качеств, определяющих отношение спортсмена к тренировочной