УДК 612 017 к г КЛЕЦОВ
Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТАНЦОРОВ 12-13 ЛЕТ
В работе рассматривается методика применения средств интегральной подготовки на занятиях у танцоров 12-13 лет в период непосредственной подготовки к соревнованиям. На основании исследований определены и экспериментально обоснованы компоненты интегрального подхода: план предстоящих соревнований, средства подготовки, методы спортивной тренировки, типы занятий, нормирование нагрузки, индивидуализация подготовки.
Введение
Важнейшей задачей тренировочного процесса юниоров является достижение высокого уровня подготовленности и реализация его в ответственных соревнованиях. Непосредственную подготовку к основным соревнованиям проводят в специально организованном мезоцикле соревновательного периода [1]. Основой современного тренировочного процесса в периоде непосредственной подготовки к соревнованиям в видах спорта со сложной координацией движений является интегральная тренировка [2, 3, 4].
В литературе по спортивным танцам нами обнаружено лишь незначительное количество публикаций в области совершенствования тренировочного процесса [5]. Исследований, посвященных повышению э ффективности тр енир овки танцор ов12-13лет, нами не выявлено. Это подтверждает актуальность нашего исследования.
Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике спортивной тренировки отсутствуют научно обоснованные сведения о содержании и построении занятий у танцоров 12-13 лет.
Объект исследования: процесс соревновательной подготовки юниоров 12-13 лет в спортивных танцах.
Предмет исследования: применение средств интегральной подготовки на занятиях у танцоров 12-13 лет в период непосредственной подготовки к соревнованиям.
Цель исследования: разработать методику применения средств интегральной подготовки на занятиях у танцоров 12-13 лет в период непосредственной подготовки к соревнованиям.
Гипотеза исследования: предположение о том, что изучение соревновательных нагрузок и содержания непосредственной предсоревновательной подготовки, позволит разработать методику применения средств интегральной подготовки на занятиях у танцоров 12-13 лет обеспечивающую успешность выступления на соревнованиях.
Нами было решено определить объем соревновательной нагрузки и содержание непосредственной подготовки к соревнованиям юниоров в спортивных танцах, разработать и экспериментально обосновать методику применения средств интегральной подготовки на занятиях у танцоров 12-13 лет в период непосредственной подготовки к соревнованиям.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение на-учно-методической литературы, изучение докумен-
тальных материалов (протоколов соревнований), педагогические наблюдения, пульсометрия, хронометраж, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проходило поэтапно с 1 сентября 2002 по 31 мая 2007.
Для исследования соревновательной нагрузки было проанализировано 211 протоколов соревнований за период с2002по2006 год, из них 12 первенств России, 26 — первенств федеральных округов, 38 — первенств городов и областей, 65 — международных соревнований, 70 — межрегиональных соревнований.
Нами выявлено, что наибольший объем нагрузки характерен для соревнований в статусе Первенства России: 5-6 туров соревнования, в которых исполняется 27 ± 3 соревновательных комбинации танцев на турнирах в виде двоеборья, 47 ± 13 соревновательных комбинаций на соревнованиях в двоеборье. Данный диапазон объема нагрузки близок к предельно допустимому согласно правилам Федерации танцевального спорта России и даже превышает его.
Далее в порядке уменьшения нагрузки следуют международные соревнования, проводящиеся обычно в 5 ± 1 туров, в течение которых исполняется 22 ±5 танца.
Межрегиональные соревнования проходят в 4 ± 1 тура, в которых исполняется 17 ±4 соревновательных комбинации.
Для первенств федеральных округов характерно проведение 4 туров соревнования и 17 ±5 соревновательных комбинаций на турнирах по латиноамериканским или европейским танцам, 35±8 танцев на соревнованиях в двоеборье.
Наименьший объем соревновательной нагрузки характерен для турниров в статусе первенств городов и областей: 2± 1 тура, 10 -19 исполняемых танцев на соревнованиях в виде двоеборья и двоеборье соответственно.
Поскольку фактором, определяющим объем соревновательной нагрузки, является количество состязающихся пар, можно предположить, что для городских турниров, соревнований спортивных школ объем соревновательной нагрузки не будет превышать показателей характерных для первенств городов и областей.
Необходимо отметить, что в течение одного турнира различные спортсмены могут получить совершенно разную по величине нагрузку (Например, пара, выбывшая с первого тура первенства страны, — нагрузку в 1 тури5танцев, а пара вошедшая в финал первенства
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
Рве, І СЬ#|ік те кшдан праишпи ерцрв авшрыьво! нщшовина^автп Ттаацрров 13-11лсгв игрклимюсрЕдавсвн)! подготовы ксорсквованаяи
— 6 туров и 30 танцев). Таким образом, при планировании соревновательной нагрузки танцоров необходимо учитывать не только статус соревнования, но и предполагаемый результат. Количество туров исполненных парой в процессе соревнования зависит только от качества исполнения соревновательной программы в каждом конкретном туре. Следовательно, уровень мастерства пары может являться фактором, определяющим величину соревновательной нагрузки. Очевидно, что повышение исполнительского мастерства пары и ее соревновательной результативности невозможно без увеличения требований к объему соревновательной нагрузки. Это должно найти свое отражение в увеличении объема тренировочных воздействий.
Педагогический анализ уроков проводился в период непосредственной подготовки к первенству города Омска 2003 года, на базе танцевально-спортив-ных клубов Федерации танцевального спорта Омской области. Педагогические наблюдения, хронометрирование и пульсометрия проводились на 40 уроках по спортивным танцам у юниоров 12-13 лет, всего в исследовании приняло участие 10 спортсменов танцоров (5 спортивных пар) по 4 урока каждый.
В процессе педагогических наблюдений фиксировались используемые средства и длительность их применения. Хронометрирование осуществлялось с помощью ручного электронного секундомера. В протокол фиксировались сведения о начале и окончании каждого вида тренировочной работы.
Педагогические наблюдения выявили в тренировочном процессе танцоров в периоде непосредственной подготовки к соревнованиям различные формы занятий.
По организации — индивидуальные и фронтальные.
По содержанию — урок в отдельном виде двоеборья и урок в двоеборье.
По педагогическим задачам 80 % уроков имели тренировочную направленность, 12,5 % - учебную и 7,5 %
- учебно-тренировочную. Наличие учебно-трениро-вочных и учебных занятий в период непосредственной подготовки к соревнованиям по нашему мнению неоправданно, так как задача разучивания новых элементов, соединений и комбинаций должна была быть решена в предшествующие периоды подготовки [6].
Проанализировав применяемые на занятиях средства подготовки, мы выяснили, что доля времени затрачиваемого на работу над элементами составила 39 %, соединениями 8 % и соревновательными комбинациями 37 %, на разучивание новых элементов, соединений и комбинаций отводилось 16 % времени работы. Высокий процент времени, затрачиваемого на
разучивание нового материала в период непосредственной подготовки к соревнованию, по нашему мнению, является необоснованным.
Изучение внешнего компонента нагрузки позволяет констатировать следующее.
Длительность урока в отдельном виде двоеборья составляет в среднем 58 ± 12 минут, длительность урока в двоеборье составляет 124 ± 10 минуты. Время работы на занятиях в одном виде двоеборья — 26±9 минут, в двоеборье — 52 ± 10 минуты. Моторная плотность занятий в виде двоеборья составила — 45 %, в двоеборье — 42 %. Время работы в паре и под музыкальное сопровождение в среднем за урок — 11,5 ±8,3 минуты, что составило 44 % от общего времени работы и 20 % от длительности занятия.
Количество подходов к упражнениям, соединениям и комбинациям — 23,7±11,2вчас.Асреднее время одного подхода 66 секунд. При этом, среднее количество подходов к соревновательным композициям на занятиях в виде двоеборья — 6,65±6,3, а на занятии в двоеборье — 13,3±9,6 при средней длительности под-хода- 81,3 сек. Таким образом, нагрузка на занятиях в одном виде двоеборья может быть оценена как малая, а в двоеборье как средняя [7, 8].
Таким образом, опираясь на результаты исследований, можно заключить, что содержание занятий танцоров требует коррекции с учетом подбора и распределения средств подготовки, индивидуальных особенностей занимающихся и предстоящей соревновательной деятельности.
На основании результатов констатирующего исследования, нами была разработана методика применения средств интегральной подготовки на занятиях у танцоров 12-13 лет в период непосредственной подготовки к соревнованиям, состоящая из следующих компонентов (рис. 1): план предстоящего соревнования, средства подготовки, методы спортивной тренировки, типы занятий, нормирование нагрузки и индивидуализация подготовки.
При планировании предстоящего соревнования определялся его тип по содержанию, статус, планируемый результат, предполагаемый объем предстоящей соревновательной нагрузки.
Исходя из типа предстоящего соревнования по содержанию (соревнования в двоеборье, в европейской или латиноамериканской программе танцев), определялись основные средства интегральной подготовки на предстоящий этап — соревновательные упражнения и их части.
Наиболее адекватными методами спортивной тренировки в периоде непосредственной подготов-
ки танцоров к соревнованиям, по нашему мнению, являются интервальный и повторный.
Применялись следующие типы занятий.
По организации проведения: индивидуальные и групповые. Групповые занятия проводились с применением фронтального метода организации в подготовительной и заключительной части урока, в основной части использовался индивидуальный метод организации.
По направленности на решение педагогических задач: тренировочные (основные — по значимости для решения педагогических задач), контрольно - модельные, восстановительные, разминочные (вспомогательные — по значимости для решения педагогических задач).
По величине нагрузки: ударные, оптимальные, умеренные, разгрузочные.
По содержанию: в отдельном виде двоеборья и в двоеборье, в зависимости от типа предстоящего соревнования.
Применялась трехчастная структура урока. Длительность урока в целом 120 минут, подготовительной части урока — 15 - 20 минут, основной — 90-100 минут, заключительной — 6 - 10 минут.
Подготовительная часть включала построение, сообщение задач урока (в том числе задач индивидуальной подготовки), разминку. В разминке применялись общеподготовительные и специально-подгото-вительные упражнения, базовые упражнения, хорошо освоенные профилирующие упражнения и упражнения структурных групп, а также их части. В основной части урока использовались соревновательные упражнения и их части, а также упражнения, направленные на решение задач индивидуализации тренировочного процесса. Для заключительной части занятий разработаны специальные малоинтенсивные упражнения и задания по самоподготовке.
Нормирование нагрузки на занятиях. В качестве основного критерия внешнего компонента нагрузки в периоде непосредственной подготовки к соревнованиям мы применяли количество комбинаций. На основе анализа правил соревнований по спортивным танцам, научно-методической литературы по видам спорта со сложной координацией движения нагрузка в 30 соревновательных комбинаций за занятие определена нами как максимальная (ударная), 20 — большая (оптимальная), 10 — средняя (умеренная), 5 — малая.
При нормировании нагрузок мы опираемся на принцип формирования оптимальной избыточности путем превышения в ударных (по интенсивности) тренировочных занятиях длительности выполнения соревновательных комбинаций в 1,3 — 2 раза, что составляет 90 - 180 сек.
Также учитывались: моторная плотность занятия, время выполнения упражнений, время работы в паре и с музыкальным сопровождением, общее количество подходов, средняя длительность одного подхода, длительность и характер пауз отдыха.
Контроль внутреннего компонента нагрузки осуществлялся с помощью пульсометрии, ориентируясь на общепринятую динамику ЧСС на занятиях физическими упражнениями, а также на величину ЧСС после выполнения упражнений (160-180 уд/мин) и по окончании пауз отдыха (120-140 уд/мин).
В целях индивидуализации тренировочного процесса нами были разработаны карты подготовки спортсменов, предусматривающие общую оценку технической подготовленности и оценку за исполнение каждого танца соревновательной программы на момент начала периода непосредственной подготовки, перечень ошибок, задания на период подготовки в виде упражнений и методических рекомендаций к ним.
Для проверки эффективности методики в период с 1 января по 31 мая 2007 года проведен педагогический эксперимент. Были организованы две группы: экспериментальная и контрольная, по 10 человек в каждой. Еженедельный объем тренировочной работы каждого спортсмена составлял 10 часов (5 уроков по 2 часа). Спортсмены контрольной группы занимались по общепринятой методике, в процессе подготовки к соревнованиям спортсменов экспериментальной группы применялся интегральный подход.
Достоверных различий в уровне мастерства, технической и физической подготовленности, а также текущем рейтинге между спортсменами контрольной и экспериментальной группы до начала педагогического эксперимента не наблюдалось (р > 0,05).
По окончанию эксперимента спортсмены контрольной и экспериментальной группы показали достоверное улучшение уровня технической подготовленности. Однако спортсмены экспериментальной группы в среднем за каждый турнир в период эксперимента набирали достоверно (р <0,05) большее количество рейтинговых очков, чем спортсмены контрольной группы. Более успешное выступление на соревнованиях в период эксперимента обеспечило повышение класса мастерства пяти спортсменам экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе только одному спортсмену удалось подтвердить более высокий класс мастерства.
Выводы
1. Объем соревновательной нагрузки юниоров 12-13 лет в спортивных танцах зависит от статуса (ранга) соревнований и значительно колеблется от 2 до 6 туров и от 10 до 47 танцев за один турнир. Минимальный объем соревновательной нагрузки составляет 1 тур состязания и не может быть менее 8 танцев на соревнованиях по программе двоеборья и 4 танцев на турнирах в отдельном виде двоеборья.
2. В результате педагогических наблюдений выявлены основные формы занятий по спортивным танцам применяемые в периоде непосредственной подготовки юниоров 12-13 лет к соревнованию. По содержанию — урок в двоеборье и урок в отдельном виде двоеборья. По направленности — учебные, учеб-но-тренировочные и тренировочные занятия. По организации — индивидуальные и фронтальные.
3. Нагрузку по основным показателям объема и интенсивности на занятиях юниоров 12-13 лет по спортивным танцам в периоде непосредственной подготовки к соревнованию можно охарактеризовать как малую и среднюю.
4. В содержание непосредственной предсоревно-вательной подготовки юниоров 12-13 лет в спортивных танцах входят следующие компоненты: планирование предстоящего соревнования, выбор средств подготовки и методов спортивной тренировки, определение типов занятий, нормирование нагрузки и индивидуализация подготовки.
5. Подтверждено предположение о том, что применение интегрального подхода при подготовке танцоров 12-13 лет к соревнованиям является эффективным.
Практические рекомендации
1. Непосредственную подготовку к соревнованиям необходимо строить с учетом предполагаемой нагрузки в предстоящих состязаниях. При этом оптимальная избыточность подготовленности достигается путем увеличения в ударных тренировочных занятиях длительности выполнения соревновательных комбинаций в 1,3-2 раза, что составляет 90 - 180 сек.
2. Занятия в периоде непосредственной подготовки к соревнованиям следует проводить по принципу тренировочных.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
3. Выбор средств подготовки должен определяться типом предстоящего соревнования по содержанию.
4. Наиболее эффективными методами спортивной тренировки в период непосредственной подготовки к соревнованиям являются интервальный и повторный.
5. Тренировочный процесс в период непосредственной предсоревновательной подготовки должен быть организован индивидуально для каждого танцора. В целях индивидуализации подготовки целесообразно использовать карты подготовленности спортсмена.
Библиографический список
1. Караваев, А.Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям в период непосредственной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А.Ф. Караваев.- Омск, 1991.-19 с.
2. Аркаев, Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 17 - 25.
3. Аркаев, Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): дис....канд. пед. наук / Л.Я. Аркаев. — СПб., 1994. - 43 с.
4. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф.
дис.... канд.пед.наук / И.А. Винер,- СПб., 2003. - 20 с.
5. Тарасенко, В.И. К вопросу комплексного подхода к обучению бальными танцами детей 5 — 7 - летного возраста. / В.И. Тарасенко, О.Б. Ведерникова // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры / УралГАФК,- Челябинск, 2000,- С.71 - 72.
6. Тухватулин, P.M. Особенности методики тренировки гимнасток в различные периоды годичного макроцикла / P.M. Тухватулин // Смоленский ин-т физ. культуры. Сборник научных трудов,- Смоленск, 2000,- С. 36-39.
7. Бальбирский, П.С. Исследование тренировочных нагрузок гимнастов-юношей старших разрядов с целью рационализации педагогического процесса в соревновательном периоде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / П.С. Бальбирский,- Л., 1979,- 18 с.
8. Умаров, М.Н. Структура тренировочных нагрузок в периодах годичного цикла у юных гимнастов 13-15 лет в условиях спортивного интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / М.Н. Умаров,- М., 1981,- 25 с.
КЛЕЦОВ Константин Геннадьевич, аспирант. ПШЕНИЧНИКОВА Галина Николаевна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики гимнастики.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.07.2007 г.
© Клецов К.Г., Пшеничникова Г.Н.
удк 613.863 + 612.766.1 в. г. ТУРМАНИДЗЕ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАДМИНТОНИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ____________________________________
Применение физических средств восстановления с учетом направленности их действия и особенностей распределения нагрузок в режиме тренировочного дня и дня соревнований позволяет дифференцированно влиять на функциональное состояние бадминтонистов. Формируются процессы, характерные для «срочного» или «отставленного» восстановления во время подготовки спортсменов. Своевременное чередование физических средств восстановления различной направленности в тренировочном процессе и во время соревнований позволяет повысить эффективность целенаправленного управления восстановительными процессами организма спортсменов, что в конечном итоге выводит организм на качественно более высокий уровень функционирования.
Характерными чертами современного бадмин- ния. Частые физические перегрузки приводят к пе-
тона являются значительные по объёму и интен- ренапряжению функций организма и на этом фоне
сивности физические и эмоциональные нагрузки, происходят случаи травматизма — это поврежде-
которые предъявляют высокие требования к орга- ние коленного, плечевого, локтевого суставов (ра-
низму спортсмена [4]. Нередко тренировочное за- бочая рука), растяжения, а иногда и разрыв ахил-
нятие проводится на фоне хронического утомле- лова сухожилия, повреждение поверхности стопы