№ 7(121)
июль, 2024 г.
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАНЕЦ - НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО
Бавыка Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования, МБОУ СШ села Буревестник, РФ, Сахалинская обл., Курильский р-он, с. Горное E-mail: artpiter-flores@mail. ru
DANCE IS A NON-VERBAL EMBODIMENT OF VERBAL
Tatyana Bavyka
Teacher of additional education, MBOU secondary school of the village of Burevestnik, Russia, Sakhalin region, Kurilsky district, Gornoye village
АННОТАЦИЯ
В этой статье рассматривается роль танца как средства передачи вербального сообщения, его влияние на культуру и общество, а также способы анализа и интерпретации танцевального самовыражения.
ABSTRACT
This article examines the role of dance as a means of conveying a verbal message, its impact on culture and society, as well as ways to analyze and interpret dance expression.
Ключевые слова: танец, коммуникация, философия танца, невербальное общение, танцевальное искусство, выражение эмоций, вербальное и невербальное, танцевальная интерпретация, хореографическое искусство, динамика, ритм.
Keywords: dance, communication, philosophy of dance, non-verbal communication, dance art, expression of emotions, verbal and non-verbal, dance interpretation, choreographic art, dynamics, rhythm.
Танец, как одна из древнейших форм искусства, всегда служил мощным средством коммуникации, позволяя людям выражать мысли и эмоции без использования слов. В своей сущности танец является невербальным воплощением вербального, представляя собой уникальное соединение движения и смысла, которое способно передавать глубинные культурные, социальные и личные сообщения.
История танца насчитывает тысячелетия и охватывает множество культур и цивилизаций. Археологические находки, наскальные рисунки и древние тексты свидетельствуют о том, что танец играл важную роль в ритуалах и обрядах уже в доисторические времена. В древнем Египте, Греции и Индии танец был неотъемлемой частью религиозных церемоний и театральных представлений. Он служил способом почитания богов, рассказа мифов и легенд, а также средством социального объединения.
Возникновение исторических танцев тоже связано с трудовыми действиями, обрядами, религиозными праздниками. Исторический танец характеризуется определенной музыкой, обрядами, религиозными праздниками. Исторический танец характеризуется определенной музыкой, одежду, которые отражает эпоху [3].
С развитием цивилизаций и культур танец эволюционировал, приобретая новые формы и значения. В средние века танец начал проникать в придворную культуру Европы, где возникли первые бальные танцы, сочетающие в себе элементы изящества и утонченности. В эпоху Возрождения и барокко танцевальные представления стали важным аспектом театрального искусства, приводя к созданию первых балетов.
В XIX и XX веках танец претерпел значительные изменения, обретая черты современности. Появление таких направлений, как модерн, джаз и контемпорари, открыло новые горизонты для самовыражения и интерпретации. Танец стал не только способом передачи историй и чувств, но и мощным инструментом социального протеста и культурной идентификации.
Сегодня танец продолжает оставаться важной частью человеческой культуры, объединяя людей разных национальностей и поколений. Он используется в образовании, терапии и даже в корпоративной среде, подтверждая свою универсальность и способность адаптироваться к новым реалиям[4].
Библиографическое описание: Бавыка Т.А. ТАНЕЦ - НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. 7(121). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/17764
№ 7(121)
июль, 2024 г.
Таким образом, история танца демонстрирует, как этот вид искусства преобразовывается и сохраняет свою актуальность, оставаясь неизменным посредником между невербальным и вербальным, телесным и духовным.
Танец - наиболее ранняя из сложных форм невербального общения. Он неразрывно связан с же-стовой коммуникацией, а также танец нагружает и одухотворяет просто жест, заменяя различные устные словосочетания и повествуя без слов. Советский композитор и выдающийся музыковед Б.В. Асафьев называет жесты «немыми интонациями тела», а танец - «языком тела» [1].
Танец - форма вербального общения, посредством экспрессивного средства передачи мыслей,
эмоций и идей с использованием движения, ритма и пространства. Тело - главный инструмент для хореографа, артиста, именно от него зависит, как будет звучать само произведение на сцене [2]. Танцоры используют свое тело как инструмент, чтобы комму-ницировать с аудиторией и передать определенные сообщения или идеи через хореографию, музыку и выразительность движений. Танец как форма вербального общения может быть мощным способом объединения людей и создания эмоционального контакта через общий язык движения. Рассмотрим факторы и их особенности, влияющие на современное общество и культуру, посредством танца.
2. Создание сообщества
3. Искусство и творчество
Рисунок 1. Основополагающие факторы влияния танца на современное общество и культуру
1. Танец позволяет людям выразить свои чувства, мысли и настроения через движения тела. Это способствует развитию эмоциональной интеллектуальности и помогает людям лучше понимать себя и других.
2. Танцы часто собирают людей вместе, создавая чувство единства и общности. Через участие в танцевальных мероприятиях люди могут найти новых друзей, расширить свои социальные связи и чувство принадлежности к определенной группе.
3. Танцы становятся одной из важнейших форм искусства, которая способствует развитию культурного наследия и творчества. Современные хореографы и танцоры возрождают и трансформируют традиционные и новые стили, что вносит свою уникальную лепту в культуру.
4. Танец стал популярным способом самовыражения в современном обществе. Люди, используя танцы, могут выразить свою индивидуальность, идентичность, уникальные черты и поведение.
5. Танец способствует улучшению физического здоровья, укреплению мышц, улучшению координации и гибкости. Кроме того, танец способствует улучшению эмоционального состояния, снижая стресс и улучшая настроение.
Отдельного внимания заслуживает стремление людей к духовному и физическому равновесию и поиск совершенства в танце. Известный индийский журналист М.С.Н. Менон сообщает следующее: «Танец - это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве». Это напоминает о ницшеанском «божественном» восприятии танца: «Танец есть начало и конец совершенства тела и духа, путь его исполнения и качество достижений. Знай: нет ни верха, ни низа! Бросайся во все стороны, вперед, назад, ты легкий!» [5].
Можно сформировать вывод о том, что танец -мощное средство коммуникации, способное вопло-
№ 7(121)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
июль, 2024 г.
щать и передавать вербальные сообщения. Его влияние на культуру и общество неоценимо, и его ана-
человеческий опыт и его выражение через движения тела.
лиз и интерпретация позволяют нам лучше понять
Список литературы:
1. Джиоти, К.Н. Танец как метод общения / К.Н. Джиоти // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2018. - № 3(222). - С. 239-243. - ББМ У8НРШМ.
2. Карпенко, И.А. Классический танец как средство гармонизации и развития личности / И.А. Карпенко, П.А. Бирюкова // Культура и время перемен. - 2021. - № 2(33). - ББМ БТИИРТ.
3. Репицына, Ю.О. Обучение хореографии как педагогический ресурс формирования межкультурной компетенции студентов вуза / Ю.О. Репицына, В.А. Бухарина, Л.П. Юздова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 6(172). - С. 178-198. -Б01 10.25588/4732.2022.28.11.009. - ББМ PMWRPT.
4. Старостина, В.Е. Роль современного танца в социализации личности / В.Е. Старостина // Состояние и перспективы развития современной науки и образования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 января 2024 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. - С. 232-235. - ББМ ББНК8Б.
5. Чжоу, Ц. Танец как средство коммуникации / Ц. Чжоу // Социокультурная обусловленность современного хореографического образования: Вызовы времени, инновационный опыт, перспективы развития : Материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26 ноября 2020 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. - С. 145-149. -
EDN ZKOPMN.