Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОТЕРАПИИ'

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ХОРЕОТЕРАПИЯ / ЗПР / ДЕТИ С ЗПР / СПОНТАННОСТЬ / КРАСОТА / ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОНТАННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ / СПОНТАННЫЙ ТАНЕЦ / ЭМОЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миловац Жанна Викторовна

В статье рассматривается роль хореотерапии как метода социально-психологической адаптации детей с ЗПР. Предлагается авторская программа хореотерапии, направленная на социализацию детей с ЗПР. Выясняется сущность спонтанности в ее эстетическом преломлении. Ставится вопрос взаимосвязи танцевальных движений как способа адаптации детей в реальном мире с развитием их образно-эмоционального мышления в контексте танцевальной импровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF UNCONVENTIONAL HOREOTHERAPY

The article discusses the role of chemotherapy as a method of socio-psychological adaptation of children with PO. The author suggests a program of horeotherapy aimed at the socialization of children with mental retardation. The essence of spontaneity is revealed in its aesthetic refraction. The question of the relationship of dance movements as a way to adapt children in the real world with the development of their imaginative and emotional thinking in the context of dance improvisation is raised.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОТЕРАПИИ»

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 101.2

МИЛОВАЦ Ж.В.* ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОТЕРАПИИ. DOI: 10.31249/rphil/2021.02.03

Аннотация. В статье рассматривается роль хореотерапии как метода социально-психологической адаптации детей с ЗПР. Предлагается авторская программа хореотерапии, направленная на социализацию детей с ЗПР. Выясняется сущность спонтанности в ее эстетическом преломлении. Ставится вопрос взаимосвязи танцевальных движений как способа адаптации детей в реальном мире с развитием их образно-эмоционального мышления в контексте танцевальной импровизации.

Ключевые слова: хореография; хореотерапия; ЗПР; дети с ЗПР; спонтанность; красота; танец; танцевальная импровизация; социально-психологическая адаптация; социализация; спонтанное состояние сознания; спонтанный танец; эмоции; творчество; невербальная коммуникация.

MILOVATS J.V. Philosophical and psychological aspects of unconventional HOREOTHERAPY.

Abstract. The article discusses the role of chemotherapy as a method of socio-psychological adaptation of children with PO. The author suggests a program of horeotherapy aimed at the socialization of children with mental retardation. The essence of spontaneity is revealed in its aesthetic refraction. The question of the relationship of dance movements as a way to adapt children in the real world with the devel-

* Миловац Жанна Викторовна - кандидат философских наук. E-mail: tanez97@gmail.com

opment of their imaginative and emotional thinking in the context of dance improvisation is raised.

Keywords: choreography; choreotherapy; PO; children with PO; spontaneity; beauty; dance; dance improvisation; socio-psychological adaptation; socialization; spontaneous state of consciousness; spontaneous dance; emotions; creativity; non-verbal communication.

Для цитирования: Миловац Ж.В. Философско-психологические аспекты нетрадиционной хореотерапии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. -2021. - № 2. - С. 59-68. DOI: 10.31249/rphil/2021.02.03

Восприятие красоты влекущего мира с его полифонией потенциально заложено в каждом человеке. Наиболее непосредственное вхождение в подобный мир, хранящего в себе тайну, начинается с раннего детства. Естественная радость ощущения детьми предметной реальности способствует их эмоционально-двигательному развитию. К сожалению, природа не всесильна. Мы живем в ситуации разных талантов, неодинаковых надежд и тревог. Старт к преодолению пространственно-двигательных, речевых, эмоционально-волевых и сенсорных ограничений восходит также к детскому возрасту. И впечатления детства не всегда оставляют «сказочный» оттенок. Хотелось бы продлить мгновения радостного удивления и улыбки в ее детской непосредственности.

Каждый ребенок может разновариантно познавать и ощущать окружающий мир. Особенно трудно постижение последнего дается детям с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхож-дение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций.

Задержка темпов психического развития обуславливает подавленность и потерянность детей с подобным синдромом в каждом конкретном социуме. Сложность адаптации таких детей в определенных ситуативных проявлениях выявляет степень сложности работы с ними. Надо признать, что гуманность общества определяется характером отношения к пожилым и одиноким, к детям, тем более к детям-инвалидам.

Разработка хореотерапевтической программы несет в себе аспекты новизны и актуальности. Присутствие новизны подтверждается фактом внедрения концептуальной линии хореотерапии на российской почве. Контент предлагаемой программы был разработан и реализован автором статьи в процессе работы с детьми с ЗПР в конце 90-х годов ХХ в. И только недавно пришло осознание необходимости поделиться подобным опытом на страницах удивительного журнала с «говорящим» названием «Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты».

Автор работы на момент создания программы хореотерапии основывался, в частности, на опыте зарубежных телесных практик, деятельности психотерапевтов [5; 7; 12], рассматривающих арт-терапию, психодраму в качестве действенных методов в лечении неврозов. Литература по классическому танцу [1; 2; 16] явилась базой, которой руководствуются хореографы при построении уроков и в процессе создания хореографических композиций, расширяя границы танцевального жанра. Осмысление роли спонтанности как ключевой философской категории и онтологического условия творческого процесса нашло отражение в авторской монографии [11].

Изучив ряд основополагающих положений в литературных источниках как российских, так и зарубежных авторов первой декады XXI в. [3; 4; 10; 13; 14; 15; 17], посвященных работе с детьми с ЗПР, пластическому танцу, философии танца, танцевальной терапии и глубинной психологии, стала очевидной правильность построения уроков, логика и системность контента хореотерапевти-ческой программы, целью которой является социально-психологическая адаптация детей с ЗПР.

Актуальность программы хореотерапевтического воздействия на детей с ЗПР диктуется самим характером решения проблемы. Осуществление хореодействий с терапевтической целью задает направленность парадигмы при работе с детьми с ЗПР. Включение элементов пластически-танцевальных рисунков способствует эмоциональному отреагированию потенциально заложенных движенческих мотивов у обучаемых детей.

Значимость реализации хореотерапевтических программных положений доказывается реальностью положительных результатов. Их позитивность видна на примере постепенной ликвидации

двигательно-сенсорных, пространственных ограничений у детей с указанным синдромом, который имеет обратимый характер. И это важно. Учёт обратимости позволяет расширять и углублять степень пластически-танцевальной выразительности, что способствует самораскрытию положительной самооценки обучаемых детей с ограниченными темпами психического развития.

Влияние невербального телесного самовыражения в контексте танцевальной импровизации способствует раскрытию тонуса вербальной коммуникации. В этом также проявляется новизна и нестандартность подхода в обучении образно-ассоциативным решениям в ситуации двигательно варьируемых хореографических рисунков. Внесение эстетического компонента в художественно-образное поведение детей в танцевальном пространстве индуцирует позитивные эмоции, влияющие на их познавательную деятельность и интеллектуальные возможности.

Характер новизны программы по хореотерапии прослеживается на примере предложения нестандартного фона творчества. Подобным фоном выступает спонтанное состояние сознания, рождающее постоянный поиск творческих решений художественной образности у обучаемых детей. Спонтанное состояние сознания вызывает свободные, незапрограммированные телесно-пластические движения. Спонтанные хореопластические проявления повышают степень гармонического постижения и освоения социально-природного окружения.

Хореография как важнейший феномен искусства параллельно с воздействием музыкального фона расширяет рамки невербальных форм общения, что влияет на уровень вербализации. Исходя из основных положений хореотерапевтической программы, можно сделать вывод, что мероприятия по внедрению терапевтического профиля хореографии являются одним из важнейших средств социально-психологической адаптации детей с ЗПР и ожидают признания.

Предлагаемая программа по хореотерапии носит характер тематически построенных тренингов, имеющих целью параллельное развитие интеллектуально-информационной и двигательно-эмоциональной сфер у детей с ЗПР. Следует также признать, что данная программа имеет прикладной характер и нацелена на принятие творческих способностей детей с ЗПР.

Каждый конкретный тренинг строится на основе разработки двух частей - теоретической и практической, где последняя занимает доминирующую позицию.

Теоретическая часть насыщена красочным иллюстративно-информативным материалом и имеет характер введения для получения первоначальных знаний о мировом балете. Знания о разнохарактерных, разножанровых танцевальных формах наряду с предложением показа движений ассоциативно-художественного плана обогащает детскую психику эмоционально положительной гаммой, что усиливает гармонизацию внутреннего и внешнего окружения у детей с ЗПР.

Важным источником практической части выступает внесение элементов классического танца, который в сознании обучаемого субъекта усиливает его подсознательное стремление к восприятию красоты и совершенства известнейших хореографических композиций. Привлечение фрагментарных рисунков классической хореографии вызывает у обучаемых появление спонтанных идео-моторных образов и желание самораскрыться в адекватно-образных двигательных жестах.

Непосредственное участие хореотерапевта в показе ассоциативных телесно-танцевальных форм влияет на мотивационно-эмоциональную сферу детей, что способствует их потенциально двигательной реализации. Целевая направленность развития у детей с ЗПР движенчески-сенсорных компонентов обусловлена на начальном этапе снижением последних. Постепенное увеличение невербальных способов выразимости при снятии страха за возможный негативный результат отражается на улучшении вербальной коммуникации у обучаемых.

Хореотерапия развивает эстетическое восприятие детей с ЗПР, что, несомненно, способствует эффективному процессу социализации таких детей в рамках межличностного общения.

Обязательным моментом практической части является создание танцевально-импровизационного контекста. Мотивы пластической импровизации выступают результатом слияния телесной и танцевальной терапии, которая возможна, следуя концептуальной линии программы, только на фоне спонтанного состояния сознания у обучаемых.

Характер хореотерапевтической программы доказывает действенность и эффективность воздействия средств искусства (хореография, музыка) на процесс социокультурной реабилитации и адаптации детей с ЗПР. Хореографическое искусство развивает ассоциативное мышление детей, увеличивая тем самым степень обратимости нарушений в их психическом развитии, формируя уровень интеллектуальных способностей и адекватное поведение в социуме.

Программа хореотерапии для социально-психологической адаптации детей с ЗПР

Тема 1. Развитие первоначальных двигательно-пластических навыков

Теоретическая часть. Волшебный мир танца. Первые балеты. Практическая часть. Упражнение «Я убегаю в мир сказки». Элементы образной ходьбы.

Тема 2. Развитие способности простых двигательных навыков

Теоретическая часть. Скоморохи-потешники. У колыбели русского балета.

Практическая часть. Упражнение «Я хочу обнять радугу». Fausses positions. Les bonnes positions.

Тема 3. Развитие способности сложных двигательных навыков

Теоретическая часть. Крепостной балетный театр России. Первая русская Терпсихора.

Практическая часть. Упражнение «Я превращаюсь в журчащий ручей». Demi-plie.

Тема 4. Развитие выразительности и пластики рук

Теоретическая часть. Дидло и первая русская школа. Русская балетная сказка.

Практическая часть. Упражнения: «Я лечу как птица», «Мои руки как волны». Port de bras.

Тема 5. Формирование координирующих движений

Теоретическая часть. Вторая русская школа. Маэстро танца Чеккетти. Михаил Фокин - известнейший русский балетмейстер.

Практическая часть. Упражнение «Я ловлю солнце». Croisee, effacee, ecartee.

Тема 6. Совершенствование координации движения

Теоретическая часть. Первые танцы древности. Мимы - первые танцовщики Древней Греции.

Практическая часть. Упражнение «Я качаюсь на ветру». Battement tendu simple.

Тема 7. Воспитание ритмично-образной выразительности

Теоретическая часть. Зарождение классического танца во Франции. Итальянские традиции хореографии.

Практическая часть. Упражнение «Шелест травы». Battement tendu jete.

Тема 8. Создание фона танцевальной игры

Теоретическая часть. Мария Тальони - олицетворение воздушности в танце. Жан Доберваль - творец балетной комедии.

Практическая часть. Упражнение «Улыбка дождя». Grand battement jete balance.

Тема 9. Внесение элементов классического рисунка танца в пластическую импровизацию

Теоретическая часть. Образная характерность танца. «Портрет» балетных персонажей.

Практическая часть. Упражнение «Я играю в прятки со снегом». Rond de jambe par terre.

Тема 10. Развитие эмоционального самовыражения

Теоретическая часть. Необычность и новизна танца Айседоры Дункан. Радость танцевальной пластики Дункан.

Практическая часть. Упражнение «Я хочу стать добрым волшебником». Temps lie.

Тема 11. Образно-ролевая игра

Теоретическая часть. Звёзды русского балета начала ХХ в. А.Я. Ваганова - «царица вариаций».

Практическая часть. Упражнение «Я быстрее ветра». Attitudes.

Тема 12. Развитие танцевальных способностей

Теоретическая часть. К.Я. Голейзовский - «поэт танца». Вацлав Нижинский - «Бог танца».

Практическая часть. Упражнение «Я кружусь снежинкой в небе». Arabesques.

Временные рамки тематических занятий;

Теоретическая часть - 45-50 мин.

Практическая часть - 1,5 часа.

Перерыв - 10-15 мин.

Темы 13-18 включают в себя только практическую часть - с целью закрепления навыков спонтанного танца, «рисунков» хореографических движений в процессе обучения детей с ЗПР.

Тема 13. Развитие межличностной эмпатии

Практическая часть. 1. Создание эмоционально радостного музыкального фона. 2. Индуцирование элементов свободной пластики. 3. Упражнение «Встреча с друзьями». Ecartee.

Тема 14. Терапия художественно-образной сценографией

Практическая часть. 1. Привлечение элементов театральной декорации для углубления идеомоторных построений. 2. Структу-

ра урока по типу эмоционально-позитивных детских впечатлений. 3. Упражнение «Полёт бабочки». Pas de bourree.

Тема 15. Введение в танцевальную психодраму

Практическая часть. 1. Прослушивание разнохарактерных музыкальных произведений с целью показа пластических рисунков. 2. Пластические ролевые решения. 3. Упражнение «Ожидание подарка». Pas couru.

Тема 16. Развитие вербальных способностей на фоне невербальнвых хореодействий

Практическая часть. 1. Демонстрация собственного идеомо-торного образа через спонтанную пластику. 2. Преобразование элементов вербальной коммуникации в незапрограммированные телесные движения на фоне поощрения. 3. Упражнение «Я хочу сказать всем: «Здравствуй!». Coupe.

Тема 17. Сочетание психотехник и средств искусства с целью оптимизации психики детей с ЗПР

Практическая часть. 1. Развитие моторных реакций с целью закрепления правильной координации. 2. Эмоционально-положительное влияние хореотерапевта как источника поддержки. 3. Упражнение «Где зимует лето?». Flic-flac.

Тема 18. Формирование спонтанного творческого поиска

Практическая часть. 1. Развитие позитивной самооценки приобретенных двигательных навыков в контексте обучения. 2. Развитие самостоятельного творческого решения телесно-пластических миниатюр. 3. Упражнение «Ко мне весна стучится в дверь!». Temps releve.

Список литературы

1. Блок Л.Д. Классический танец : история и современность. - М. : Искусство, 1987. - 556 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - 8-е изд., стер. - СПб. : Лань,

2003. - 192 с.

3. Виноградова О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - М., 2006. - № 2. -С. 53-54.

4. Зайцев Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье // Вестник психосоциальной и коррекцион-но-реабилитационной работы. - М., 2006. - № 1. - С. 62-65.

5. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом : анализ терапевтических механизмов. - М. : Независимая фирма «Класс», 1998. - 240 с.

6. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики : пер. с англ. - М. : Мир, 1995. - 335 с.

7. Лейтц Г. Психодрама : теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено : пер. с нем. - М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -352 с.

8. Луговая Е.К. Философия танца. - СПб. : СПбГУ, 2008. - 131 с.

9. Мислер Н. В начале было тело : ритмопластические эксперименты начала ХХ века. Хореологическая лаборатория ГАХН. - М. : Искусство - XXI век, 2011. - 446, [1] с.

10. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов. - М. : ВЛАДОС,

2004. - 126 с.

11. Пименова Ж.В. Художник : его бытие в спонтанном сознании. - М. : Институт человека РАН, 1997. - 180 с.

12. Польстер И., ПольстерМ. Интегрированная гештальт-терапия : контуры теории и практики : пер. с англ. - М. : Независимая фирма «Класс», 1997. - 272 с.

13. СироткинаИ. Свободное движение и пластический танец в России. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Танцевальные практики : семиотика, психология, культура / под общ. ред. А.М. Айламазян. - М. : Смысл, 2012. - 287 с.

15. Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология : движущее воображение : пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2009. - 221 с.

16. Чеккетти Г. Полный учебник классического танца : пер. с итал. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 504 с.

17. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. - URL : http://www.education.ssti.ru/ ds6/stati1.html (дата обращения: 20.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.