Научная статья на тему 'К вопросу об использовании приёмов танцевальной терапии в обучении студентов-хореографов'

К вопросу об использовании приёмов танцевальной терапии в обучении студентов-хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / DANCE THERAPY / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF TEACHING CHOREOGRAPHY STUDENTS / DANCE THERAPY METHOD / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ / PHYSIOTHERAPEUTIC RESOURCES OF CHOREOGRAPHY TEACHING / "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА" / "DANCE GAME" / "КЛЮЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ" / "KEYS OF EMOTIONAL STATES" / "ТАНЕЦ ПЯТИ ДВИЖЕНИЙ" / "DANCE OF FIVE MOVEMENTS" / ПРИЁМ ТЕРАПИИ ТАНЦЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Г. В.

Статья посвящена рассмотрению частных приёмов танцевальной терапии в контексте педагогической технологии развития специальных художественных способностей и личностного самосовершенствования студентов отечественного образовательного высшего учебного заведения творческой направленности. Автор даёт объяснение содержанию отдельных средств терапии танцем на обширном дидактическом материале базовой хореографической дисциплины «Мастерство хореографа», преподаваемой обучающимся I-IV курсов бакалавриата по направлению «Народная художественная культура», направленность (профиль) «Руководство хореографическим любительским коллективом». Автор аргументирует тезис о том, что применение такого подхода гарантирует установление тесной связи между физической и психической составляющими структуры личности обучающегося в творческом акте сочинения и исполнения танца. Социально-психологический тренинг, включённый автором в педагогический процесс, содействует успешной адаптации современного студента к специфике его будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCING THERAPY METHODS IN TRAINING OF THE CHOREOGRAPHY STUDENTS

The article considers a number of methods of dance therapy in the context of a pedagogical technology of a Russian institution of higher education (creative type) student’s artistic abilities for the development and personal self-improvement. The author gives an explication of individual dance therapy technics, based on rich didactic material of the key choreographic discipline “A Choreographer’s Mastery” taught to the I-IV undergraduate courses students active in educational program “Folk Art Culture”, profile “Management of Amateur Choreographic Ensemble”. The author presents the following major idea: the use of this approach guarantees close connection between the physical and mental components of a student’s personality structure during the creative act of composing and performing a dance. Social and psychological training included by the author of the article into pedagogical process facilitates the modern students’ adaptation to further professional activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании приёмов танцевальной терапии в обучении студентов-хореографов»

Таблица 1

Распределение студентов по уровням самостоятельности выполнения исследовательских работ в экспериментальных и контрольных группах

Группы Объем выборок за 2015-2017 гг. Распределение студентов по уровням самостоятельности Значение критерия статистики, Т б набл. Значение критерия статистики, Т крит.

I II III IV

Контрольные 103 31 60 9 3 39, 6 7,8

Экспериментальные 102 2 34 38 29

использовались разработанные нами критерии, определяющие уровни сформированности у студентов и учителей самостоятельности выполнения исследовательских работ (Табл. 1). При этом исследовательская самостоятельность означает достижение высшего уровня самостоятельности студентов.

Из таблицы видно, что Т . > Т , что, в соответствии с

^ " ' набл. крит.' '

правилами принятия решения, служит достаточным основанием для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной. Сопоставление результатов обучающего и контрольного экспериментов убеждает нас, что предлагаемая нами ком-

Библиографический список

плексная технология «задача - диалог - игра», построенная с учетом дидактического принципа межличностного общения и в соответствии с положениями гипотезы, является действительно эффективной в развитии самостоятельной познавательной деятельности студентов; в профессиональной подготовке учителей физики к реализации диалогового обучения в школе; в сформированности физических знаний; умения анализировать и планировать, в поисковой деятельности; в определении способов получения новых знаний; в рефлексивности мышления.

1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е., Дусева И.П. Педагогика и психология высшей школы. Серия «учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. Москва: Издательский дом «Дашков и К0»: МАН ИПТ, 2002.

3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Москва: Беларуская наука, 1998.

4. Педкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. Москва: МГУ, 1996.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педвузов. Москва: Академия, 2000.

6. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: учебно-методическое пособие. Москва: АПКиПРО, 2002.

7. Алмадакова Г.В., Петров А.В. Технология формирования сложных физических понятий с использованием дидактических возможностей принципа межличностного общения. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 169 - 175.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1982.

References

1. Bulanova-Toporkova M.V., Duhavneva A.V., Stolyarenko L.D., Samygin S.I., Stolyarenko V.E., Duseva I.P. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly. Seriya «uchebniki, uchebnye posobiya». Rostov-na-Donu: Feniks, 1998.

2. Trajnev V.A. Delovye igry v uchebnom processe: Metodologiya razrabotki i praktika provedeniya. Moskva: Izdatel'skij dom «Dashkov i K0»: MAN IPT, 2002.

3. Rydanova I.I. Osnovypedagogikiobscheniya. Moskva: Belaruskaya nauka, 1998.

4. Pedkasistyj P.I., Hajdarov Zh.S. Tehnologiya igry v obuchenii irazvitii: uchebnoe posobie. Moskva: MGU, 1996.

5. Shiyanov E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov. Moskva: Akademiya, 2000.

6. Belova S.V. Dialog - osnova professii pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: APKiPRO, 2002.

7. Almadakova G.V., Petrov A.V. Tehnologiya formirovaniya slozhnyh fizicheskih ponyatij s ispol'zovaniem didakticheskih vozmozhnostej principa mezhlichnostnogo obscheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 169 - 175.

8. Babanskij Yu.K. Problemy povysheniya 'effektivnostipedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 1982.

Статья поступила в редакцию 25.03.18

УДК [615.85:793.3]:378

Burtzeva G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

DANCING THERAPY METHODS IN TRAINING OF THE CHOREOGRAPHY STUDENTS. The article considers a number of methods of dance therapy in the context of a pedagogical technology of a Russian institution of higher education (creative type) student's artistic abilities for the development and personal self-improvement. The author gives an explication of individual dance therapy technics, based on rich didactic material of the key choreographic discipline "A Choreographer's Mastery" taught to the I—IV undergraduate courses students active in educational program "Folk Art Culture", profile "Management of Amateur Choreographic Ensemble". The author presents the following major idea: the use of this approach guarantees close connection between the physical and mental components of a student's personality structure during the creative act of composing and performing a dance. Social and psychological training included by the author of the article into pedagogical process facilitates the modern students' adaptation to further professional activity.

Key words: dance therapy, social and psychological problems of teaching choreography students, dance therapy method, physiotherapeutic resources of choreography teaching, "dance game", "keys of emotional states", "dance of five movements".

Г.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected].

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЁМОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Статья посвящена рассмотрению частных приёмов танцевальной терапии в контексте педагогической технологии развития специальных художественных способностей и личностного самосовершенствования студентов отечественного образовательного высшего учебного заведения творческой направленности. Автор даёт объяснение содержанию отдельных средств терапии танцем на обширном дидактическом материале базовой хореографической дисциплины «Мастерство хореографа», преподаваемой обучающимся I—IV курсов бакалавриата по направлению «Народная художественная культура», направленность (профиль) «Руководство хореографическим любительским коллективом». Автор аргументирует тезис о том, что применение такого подхода гарантирует установление тесной связи между физической и психической составляющими структуры личности обучающегося в творческом акте сочинения и исполнения танца. Социально-психологический тренинг, включённый автором в педагогический процесс, содействует успешной адаптации современного студента к специфике его будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: танцевальная терапия, социально-психологические проблемы обучения студентов-хореографов, приём терапии танцем, психотерапевтические ресурсы обучения хореографии, «танцевальная игра», «ключи эмоциональных состояний», «танец пяти движений».

Знаковая и символическая канонизация душевных движений, настроений и чувств человека есть профессиональный способ самовыражения личности в хореографическом искусстве. Обрести независимость индивидуальных проявлений танцевальной образности в творческом опыте является одной из важных задач диагностики скрытой одарённости будущего выпускника творческого вуза. Для решения этой задачи в учебно-творческом процессе может быть использована процедура диагностирования, непрерывного наблюдения и коррекции за эмоциональным развитием выражения индивидуальности обучающихся средствами танца.

Танец объединяет противоположность между механическим и душевным движением. Душевные движения представляют собой вид волнения, а, именно волнения чувств, механические движения отражают физические реакции тела в пластических формах. С точки зрения физиологических особенностей тело есть динамическая система, которая требует постоянного движения для её оптимального функционирования. Ткани тела - это мускулы, которым нужно постоянно сокращаться и расслабляться, чтобы поддерживать необходимое кровообращение и обмен веществ в организме. Таким образом, танцевальное движение, используя язык метафор - это активная, позитивная, ярко эмоциональная жизнь человеческого духа.

Хореография, обладает потрясающим свойством в плане преодоления человеком любого рода стресса. Это возможно потому, что в процессе творчества высвобождается внутренний потенциал художника-творца. В этом смысле именно техники танцевальной терапии помогают преподавателю работать с мышечными проявлениями тела обучающего, концентрируются на взаимоотношении психики и физики в пластических формах движения. Цель использования психотерапевтических ресурсов обучения хореографии для нас очевидна: научить переживать, распознавать, адекватно выражать свои чувства и конфликты на кинестетическом уровне, глубже открыть для обучающихся эмоциональный материал через символические образы танца и личностные смыслы их жизненного опыта и переживаний, проработать эмоциональные зажимы через двигательные проявления и получить более точное и ясное восприятия себя и других, развить самосознание, что приведёт к более успешному профессиональному функционированию.

Духовно-содержательные смыслы танца невозможно ни передать, ни переработать в сознании не обладая развитой эмоционально-чувственной сферой, утончённой психологической реальностью моделей сценического общения, способностью сопереживать своим вымышленным героям и персонажам. Пионеры современного танца Айседора Дункан и Мэри Вигман считали, что именно эмоциональное и индивидуальное содержание является главным для танцовщика. В творчестве А. Дункан на первый план выходит концепция «свободного», «выразительного» танца, связанного с использованием естественных движений и внутренних импульсов тела, истоки которых следует искать в 4 природных стихиях: огонь, земля, вода, воздух. При таком подходе, исполнение форм танцевальных движений вовлекает в действие все сферы личности танцующего: его тело, интеллект и душу. Это выводит задачи определения и осознания психотерапевтического значения занятий по хореографии на новый уровень.

Психологические преимущества искусства танца и перевод его в терапевтическую плоскость связывают с именем амери-

канской танцовщицы Мэри Чейз. Она в своих экспериментах перенесла акцент с танцевальной техники человека на выражение индивидуальных потребностей посредством пластического движения. Она стала целенаправленно работать с детьми и подростками в собственной студии и в специальных учреждениях и клиниках. Для неё было важным понять значимость соотношения пластической выразительности тела и эмоциональных проблем. Её опыты работы с эмоциональными расстройствами людей в госпитале св. Элизабет принесли ей национальное признание.

Наш авторский опыт опирается на положения научного подхода в области танцевальной терапии. В связи с этим автор уже многие годы разрабатывает систему творческих танцевальных заданий и тренингов по психотерапевтическим качествам и показателям с целью гармонизировать воздействие целительного потенциала выразительных средств танца на индивидуальное и групповое сознание студентов. Сформулируем главное теоретическое положение педагогической технологии обучения мастерству хореографа, базирующейся на научных идеях танцевально-двигательной терапии: тело и психика взаимосвязаны, и психосоматические отношения нужно рассматривать на четырех уровнях - мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение. Если существует телесное напряжение, то обучающийся чаще не осознаёт свои чувства, прямого переживания не происходит. Как следствие, танцовщик не может адекватно выражать свои вторичные эмоции на сцене, органика нарушается, сценическая выразительность не соответствует поставленной задаче соответствующего эмоционального выражения тела, определённая часть тела становится отрезанной от чувств. Преподавателю необходимо работать над адекватным телесным ощущением, научить переводить сценические действия таким образом, чтобы вторичные (художественные) эмоции и формы движения усиливали сценическую выразительность друг друга.

Для достижения психотерапевтического эффекта занятий по мастерству хореографа, прежде всего, мы подходим к процессу сочинения танца как к особой и совершенной форме игры, когда преподавателем задаются определённые условия её выполнения и определяется ход дальнейших действий участников (студентов). Например, игра «Пластическая змейка»: из предлагаемых преподавателем двух-трех движений складываем короткий мотив танца, а затем начинаем его передавать по кругу. Кто не смог запомнить и повторить, тот задаёт новые движения, и цепочка продолжается. Как вариант: можно добавлять свои движения к предыдущим, увеличивая по продолжительности танцевальную фразу. Можно рисовать движение под музыку, характер музыки задан преподавателем исходя из наблюдений за эмоциональным состоянием студентов в группе, «с чем пришли на занятие».

Танцевальная игра «Путаница»: все берутся за руки, кроме ведущего и замыкающего. Первый рисует орнамент и ведёт импровизацию, перешагивая через замкнутые руки, или пролазит под ними, возникает конкретный образ танца, символическая модальность. По хлопку действие группы останавливается, и группа замирает в статике. Следует вопрос: на что похожа фигура, какие вызывает ощущения телесные и образные? Начинается увлекательный процесс осознания тела, обучения правильному танцевальному слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию и его кинестетическому выражению.

Учебные задачи танцевальных игр для нас ясны: выявляется базовый диапазон лексики студентов и расширяется словарь новых, созданных в процессе игры, движений. Последовательное присоединение по движению, по позе усиливает чувство возбуждения, радости, происходит освобождение от напряжения в работе с мышечными сложнокоординированными действиями, этот способ создания движений выводит в итоге участников на аутентичные пластические формы тела, контактную импровизацию, джазовую (свинговую) ритмику движений.

Таким образом, танцевальная игра как специфическая техника психотерапии в условиях профессионального обучения объединяет танец и игру, что даёт возможность студентам-хореографам: переработать свою агрессию и страх перед сценой и публичным выступлением, проконтролировать внутренние и внешние ощущения, чтобы глубже понять свои творческие потребности и научиться интерпретировать двигательно-моторные действия других, установить правильную в танце межличностную коммуникацию на телесном уровне, развить свою креативность в отношение экспериментов со своим телом и формами выразительных движений, получить сенсорное удовлетворение.

Чтобы сформулировать программу танцевальной игры, преподавателю необходимо знать влияние танцевальной игры на активность, коммуникативность, контактность, развитие фантазии обучающихся.

Осознание актуальных социально-психологических проблем обучения студентов-хореографов явились показаниями к введению специфического тренинга в педагогическую практику. При разработке тренинга адаптированы «ключи эмоциональных состояний» Н. И. Козлова, которые нашли отражение в содержании раздела «Задачи-экспрессии» и конкретном творческом упражнении «Банк эмоций». Ключ эмоционального состояния включает 4 параметра: собственно, определение эмоции («уверенность в себе», «злое упорство», «расслабленное довольство» и пр.), внутренний текст, который сопровождает эмоцию, картина мира, анализ мимики. Участники знакомятся с эмоциональными ключами и проектируют ощущения на себя (начальный уровень выполнения задания). Продвинутый уровень освоения: задание выполняется двумя партнёрами и более - группой, включает два действия и четыре этапа. Студенты в этом тренинге осознают связь движения с эмоциями, учатся расшифровывать код жестов и считывать смыслы пластики тела.

В авторском педагогическом опыте ведения занятий используется приём модификации известного психотерапевтического процесса «Танец пяти движений», включающий пять первичных двигательных ритмов человеческого тела. Эта технологическая идея принадлежит Габриэле Рот. По её мнению, эти первичные ритмы движений присутствуют во всех мировых культурах:

1. «Движения женской энергии» - плавные, мягкие, округлые, тягучие, линии и формы тела;

2. «Движения мужской энергии» - резкие, сильные, чёткие, более статичные и монументальные линии и формы тела;

3. «Движения хаоса» - несколько нервозные, неопределённые в пространстве и во времени, с блуждающим фокусом линии и формы тела;

Библиографический список

4. «Движения падающего листа» - тонкие, изящные, тающие, полётные, порхающие как крылья бабочки линии и формы тела;

5. «Движения пульсирующей статуи» - внутренние импульсы тела в состоянии неподвижности, статичности положения и наблюдение за первичными телесными проявлениями.

Ход творческого тренинга: под специальную музыку участники с закрытыми глазами включаются всем телом поочерёдно в каждый из предложенных ритмов. Каждая фаза длится около пяти минут.

Цель тренинга «Танец пяти движений»: в контексте терапии исследовать личностные характеристики участников-студентов, так как есть личное неприятие определенных движений, которое может быть сопряжено с психологическими проблемами. Лишь ясное и чёткое выражение своих желаний и потребностей помогает изменить сложившуюся ситуацию в творчестве и в личной жизни. Тренинг помогает «отпустить» себя, сохранить непосредственность, спонтанность, преодолеть страхи, легко и смело погружаться в непривычные и нестандартные состояния. Это, по сути, открывает путь в тайны художественного творчества и процесса работы подсознания в творческом акте сочинения танца как образного осмысления волнующей автора психологической проблемы. Тренинг оказывает на участников положительное психофизиологическое воздействие, позволяет найти новые способы выражения себя как исполнителя и сочинителя танца.

Очень важно научиться читать социальные, культурные и личностные черты движения, получая, таким образом, важную для хореографического творчества дополнительную информацию. В хореографической практике эффективны:

- техники кинестетической эмпатии (принятие и осознания двигательной информации другого и использование этого содержания в танце);

- приём преувеличения движения (привлечение внимание к определённому двигательному поведению и чёткое исследование этого качества на двигательном уровне в танце);

- трансформация индивидуального движения в сценическую коммуникацию (организация общения в танце, используя неорганичные по своей природе движения);

- развитие темы переживания субъекта обучения в сценическое действие (трансформация содержания личного чувства и жизненной ситуации в танец);

- использование определённых ритмических формул, которые помогают согласовать части тела и найти органику вовлечённости его в танец;

- работа с предметом в танце, когда действительные чувства слишком пугают, а реквизит стимулирует естественную телесную реакцию.

Вывод: использование приёмов танцевальной терапии в обучении студентов-хореографов повышает качество исполнения и сочинения танца, помогает глубже раскрыть творческие возможности будущего выпускника вуза, влияет на процесс личностного роста.

1. Бурцева Г.В. Мастерство хореографа. Барнаул, 2014.

2. Бурцева Г.В. К вопросу об использовании природосообразных ресурсов танца в сфере рекреационного туризма. Туристско-рекре-ационные ресурсы Алтайского региона: проблемы и перспективы использования: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул, 15 - 16 ноября 2006 г. Барнаул, 2007: 131 - 135.

3. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Санкт-Петербург, 2004.

4. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль, 1994.

5. Френкель Я.И. Квантовая теория танца. Available at: http://www.aha.ru/~afanas/quant_th.htm

6. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Available at: http://flogiston.ru/articles/social/ dancetherapy

References

1. Burceva G.V. Masterstvo horeografa. Barnaul, 2014.

2. Burceva G.V. K voprosu ob ispol'zovanii prirodosoobraznyh resursov tanca v sfere rekreacionnogo turizma. Turistsko-rekreacionnye resursy Altajskogo regiona: problemy i perspektivy ispol'zovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 15 - 16 noyabrya 2006 g. Barnaul, 2007: 131 - 135.

3. Grenlyund 'E., Oganesyan N.Yu. Tanceval'naya terapiya. Teoriya, metodika, praktika. Sankt-Peterburg, 2004.

4. Stark A., Hendriks K. Tanceval'no-dvigatel'naya terapiya. Yaroslavl', 1994.

5. Frenkel' Ya.I. Kvantovaya teoriya tanca. Available at: http://www.aha.ru/~afanas/quant_th.htm

6. Shkurko T.A. Tanec kak sredstvo diagnostiki i korrekcii otnoshenij v gruppe. Available at: http://flogiston.ru/articles/social/dancetherapy

Статья поступила в редакцию 06.03.18

УДК 37.017.32

Lopoukha T.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Volodin R.V., listener, Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Razgonov V.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military Studies), Head of Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL EDUCATION OF COURSES OF MILITARY UNIVERSITY IN THE IDEAS OF PATRIOTISM AND VALUES OF RUSSIAN OFFICIALS. The article analyzes the development of a problem of professional education in contemporary pedagogical science. It is concluded that there is no single approach to determine its basics and contents. There is a need to create a system of professional education that corresponds to modern conditions. A model of such system is proposed in the research work. The need for a balanced use of traditional and innovative methods is noted. The ideological and value bases have a special significance in professional education, the basic part of which is proposed by the authors.

Key words: professional education of cadets, basics of professional education, contents of professional education of cadets, ideological and value bases of professional education.

Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

Р.В. Володин, майор, слушатель Общевойсковой академии вооруженных сил Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

В.Л. Разгонов, канд. пед. наук, генерал-майор, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

Д.В. Суслов, канд. воен. наук, полковник, начальник каф. тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ИДЕЕ ПАТРИОТИЗМА И ЦЕННОСТЯХ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРСТВА

В статье анализируется развитие проблемы профессионального воспитания в современной педагогической науке. Делается вывод о том, что единого подхода к определению его сущности и содержания нет. К настоящему времени его идейно-ценностные установки, без которых воспитание невозможно, находятся в стадии становления. Существует необходимость в создании системы профессионального воспитания, соответствующей современным условиям. Модель такой системы предлагается в работе. Отмечена необходимость сбалансированного использования в ней традиционных и инновационных методов. Особую значимость в профессиональном воспитании имеют идейно-ценностные основы, базовая часть которых предложена авторами.

Ключевые слова: профессиональное воспитание курсантов, сущность профессионального воспитания, содержание профессионального воспитания курсантов, идейно-ценностные основы профессионального воспитания.

В современных условиях нарастания военных угроз России профессиональное воспитание будущих офицеров приобретает особую значимость. Говоря об этом, Президент России В.В. Путин отметил: «Офицерский корпус - особое воинское сообщество, сплоченное общими задачами защиты Родины и духовными ценностями...» [1].

Вопросы воспитания будущих офицеров достаточно глубоко рассматривались в трудах П.Н. Краснова, М.Н. Драгомирова, П. Ольховского, А.А. Керсновского, А.В. Суворова, А.М. Вер-ховского, П.А. Румянцева, А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, И.А. Алехина и др. При этом постановка проблемы профессионального воспитания офицеров только входит в научное поле военной педагогики. Не существует общепринятого определения сущности и содержания феномена профессионального воспитания, его отдельные направления сегодня только вводятся в исследовательскую деятельность.

Сегодня особую значимость приобретают определение сущности профессионального воспитания будущих офицеров в военных вузах, объективный научный поиск его идейно-ценностных оснований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В советской военной педагогике проблема профессионального воспитания будущих офицеров прямо не ставилась. Анализ научных источников, учебной и методической литературы советского периода свидетельствует о том, что оно рассматривалось как морально-политическая и психологическая подготовка курсантов, их воспитание и самовоспитание на идеях и ценностях марксизма-ленинизма как методологических основах советской военной школы. Его военно-теоретической основой являлись советская военная доктрина и советская военная наука [2].

Воспитание в советских военных вузах было направлено на формирование качеств командира, умелого защитника своей социалистической Родины [3, с. 129]. Анализ широкого круга

источников показывает, что воспитание будущих офицеров Советской армии имело целью формирование у них военно-профессиональных качеств, коммунистического мировоззрения и смысложизненных ценностей. Оно включало: мировоззренческое и атеистическое, морально-политическое, военно-профессиональное, нравственное, правовое, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание и систему формирования военно-профессиональной направленности [2, с. 73-80].

В ходе осуществления демократических перемен в России в 90-е годы XX века идейно-ценностная основа воспитания курсантов военных вузов была разрушена. В настоящее время основные руководящие документы определяют цель воспитания как «формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности» [4, с. 293]. При этом профессиональными являются качества, включенные в процесс служебной деятельности и характеризующие военнослужащего как военного профессионала. Профессиональное воспитание курсантов многопланово. Оно включает в себя государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое, физическое, экономическое и экологическое воспитание [5, с. 77].

В 2002 году Президент РФ утвердил программу перехода всех воинских формирований на единую систему воспитания [4, с. 105]. В 2004 году была принята «Концепция воспитания военнослужащих вооруженных сил РФ», определяющая его сущность, виды, цели и задачи [6]. В ходе приведения А.В. Сердюковым структуры ВС РФ к «новому облику» структуры воспитательной работы были свернуты, уровень воспитания военнослужащих существенно снизился, что привело к росту негативных проявлений среди военнослужащих. С приходом к руководству ВС РФ С.К. Шойгу началось восстановление воспитательных структур,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.