КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 793 Б01: 10.36945/2658-3852-2021-1-7-13
С. А. Назаров Е. А. Эбингер
ДОСЦЕНИЧЕСКИЕ, СЦЕНИЧЕСКИЕ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Безусловно, танец является одним из древнейших искусств в мире. Первые упоминания о танце относятся к VI-VII вв. до н. э. Именно так датируются археологами самые ранние обнаруженные наскальные изображения танцующих людей. А профессор археологии, эксперт по ранней истории человечества Стивен Дж. Митениз британского университета Рединга, в своей книге «Поющие неандертальцы: происхождение музыки, языка, разума и тела» [МйЬеп, 2005] предполагает, что наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, уже полтора миллиона лет назад.
На протяжении истории человечества танец существовал и существует в культурных традициях абсолютно всех эпох и народов. И, вполне закономерно, что он эволюционировал вместе с обществом, изменялся, отражая в себе культурные особенности и потребности каждого этапа развития человечества. С изменением социального строя и условий жизни изменялся и танец.
Сегодня под термином «танец» мы подразумеваем вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему [Режиссура театра..., 2010]. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней составляя музыкально-хореографический образ.
Однако изначально танец носил не развлекательный и культурный характер. Он нес в себе функции общения, самовыражения, просвещения и массового внушения. А также имел сакральный, обрядовый характер.
Важно понимать, что танец возник раньше, чем язык. То есть изначально танец был основным средством коммуникации. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для восхваления побед,
© Назаров С. А., Эбингер Е. А., 2021.
оплакивания мертвых или празднования рождения, лечения больных. При помощи танца люди общались не только друг с другом, но и со стихиями и высшими силами: в танце выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танец появился благодаря потребности человека передавать знания и транслировать другим членам социума свои чувства. Он возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Танец был языком общения, способом передачи знания и кодификации общения не только между полами, но и членами первичных групп.
Первобытные танцы делились на «мужские» и «женские». В «мужских» танцах в основном показывались сюжеты из сцен сражений и охоты, а также копирование повадок различных птиц и зверей. А «женские» представляли собой обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.
Так как танцы были взаимосвязаны с определенными событиями или явлениями, то в них сразу же закладывались эмоции, которые общность испытывала исходя из сложившейся ситуации. Младшее поколение, глядя на танец старших, принимало транслируемые эмоции и необходимую модель поведения: на охоте наши мужчины показали силу, ловкость и выносливость и добыли большого зверя; родился ребенок, это хорошая новость, так как он вырастет сильным воином и будет защищать наш народ; пришла засуха, не будет урожая, мы будем голодать, так как прогневали высшие силы, следует их расположить к себе, и они пошлют нам дождь.
Ряд антропологов выдвигают теорию о том, что до изобретения письменных языков танец был важным способом передачи информации из поколения в поколение. Антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Имитация, подражание является первичным механизмом передачи моторных навыков, алгоритмов поведения, эмоционального реагирования, информации, знания. Подражая, маленькие дети учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одни и те же действия.
На ранних этапах танец развивался в тесной связи как с бытом и жизнедеятельностью народа, так и с другими средствами коммуникации (в последующем отделившимися от него и также ставшими самостоятельными видами
искусства) - песней и словом. То есть танцевальные движения совершались не просто под ритмическую музыку, но и сопровождались пением и речитативом. При такой «танцевальной» коммуникации создается связь вербальной и невербальной форм общения, что способствует лучшему запоминанию информации, так как слово подкреплено действием, и запоминаются они вместе.
Сейчас отголоски подобных досценических танцев используются в массовых театрализованных представлениях (преимущественно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, но также возможно использование и для аудитории старших возрастов), когда ведущие под музыку при помощи речитатива (чаще всего рифмованного) объясняют порядок движений, имеющих некий завершенный сюжет (лепка снеговика, изготовление торта и т. п.) или указывающих на характерные признаки чего-либо (например, различия движений животных), а участники представления заучивают и повторяют движения, тем самым принимая, осваивая и систематизируя информацию.
Говоря о досценических танцевальных формах в праздничной культуре, стоит упомянуть и хороводы. Точно определить происхождение прообраза хоровода невозможно - круговые песни и пляски встречаются в культуре практически любого народа.
В первобытные времена хороводные танцы имели определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени, спрятать роженицу от злых духов и т. д. В древней Месопотамии за 2000 лет до н. э. вавилоняне совершали хороводные пляски во время жертвоприношений. Первое письменное упоминание хороводов найдено в древнегреческой культуре: Гомер описывает хоровод с участием юношей. В Древнем Риме хороводы являлись частью религиозных обрядов. На Руси истоки хороводов уходят к обрядам поклонения языческому богу Яриле. Одно из самых древних упоминаний об этом танце есть в сказании о Моравском княжестве: рассказчик-гусляр упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы, да играли кругами» на плотах. Со временем во многих культурах хороводы вышли за рамки религиозных обрядов, превратившись в народную забаву.
Ярким примером использования досценической формы танца в современной праздничной культуре является традиционное исполнение песни «В лесу родилась елочка» на детском новогоднем утреннике. Как правило, в этом массовом действе объединяется хоровод и подражание-имитация под пение ведущих.
Со временем танец из просто способа коммуникации и важнейшего поведенческого паттерна, присущего каждой культуре, каким он являлся раньше, превратился в вид искусства, целью которого было не только поучение, но и увеселение публики. Постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное
значение, начало вытесняться сугубо телесным, развлекательным. Движения подвергались художественному обобщению, в результате чего танец на более позднем этапе развития человечества формировался уже как искусство. Так произошел переход от первобытного танца к античному. Возникли школы обучения танцам, и за исполнение взялись танцоры-профессионалы. Началась эпоха танца как сценического вида искусства.
Начиная с античности и по наши дни танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности человека.
Но, несмотря на активное развитие человечеством устного и письменного языка, танец не утратил свою коммуникативную функцию. Он, как и его первобытный прародитель, передает трансформированную в искусство информацию, которая может быть представлена не только в конкретном действии (девочка потеряла куклу), но и чувством (радость, страх, страсть), а также глобализацией проблемы (любовь, ненависть). В сценическом танце четко проведена грань: выступающий - зритель. И теперь коммуникация выстраивается между двумя этими категориями участников.
Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. В арсенале режиссеров и балетмейстеров современности - всё историческое многообразие стилей хореографического искусства (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальные танцы, модерн, джаз, характерно-академический танец, эстрадный танец) и жанров хореографии (лирический, драматический, трагический, комический, сатирический, мифический, сказочный, патетический, героический/исторический).
Ни одна классификация танцев не подразумевает в себе только формальные различия в движениях танцоров. Каждый стиль может более подробно передавать какую-либо эмпатическую информацию [Панферов, 2017]: балет - высокие чувства (любовь, вражду, ненависть); латиноамериканские танцы - зажигательные ритмы (радость, празднование); джаз - безрассудность, необузданность; экзотика (трайбл и танец живота) - непокорность, страсть и т. д.
В зависимости от замысла праздничного мероприятия, в нем используются сценические виды танца - большие формы (балет, массовые многоплановые ансамблевые танцы, хороводы, пляски) а также сольные и дуэтный танцы, сюжетные и бессюжетные, тематические. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его «языке» -движениях, фигурах, композиции. Помимо «классических» спутников танца -музыки, песни и слова, в наши дни усилить эмоциональное воздействие на зрителя помогают такие выразительные средства, как свет, спецэффекты, пантомима,
жест, мимика, музыкальный ритм, рисунок. Танец обогащается театральным реквизитом, гримом и костюмом.
Сегодня сложно представить себе событие, в праздновании которого не будут использованы сценические танцевальные формы. В любых значимых событиях, начиная от спортивных и площадных праздников, Дней воинской славы, открытия новых магазинов и культурно-досуговых центров и заканчивая свадьбами и юбилеями, людей сопровождает танец.
В последние десятилетия в мировую праздничную культуру пришли и прочно обосновались новые, внесценические танцевальные формы. Речь идет о некоторых разновидностях флешмобов, иммерсивных спектаклей, перформан-сов. Ниже подробнее рассмотрим флешмоб.
Флешмоб (от англ. Е1азЬМоЬ - мгновенная толпа) - заранее спланированная акция, неожиданная для случайных зрителей, в которой организованная группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем так же неожиданно расходится. Один из основополагающих факторов флешмоба - самоорганизация через современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры, переходы по QR-code).
Исполнение «мгновенной толпой» танцевального фрагмента можно отнести к разновидности флешмоба «Арт-моб». Это акция, имеющая некую художественную ценность, что добавляет сложности ее реализации. Также это единственная из разновидностей флешмоба, которая предполагает репетиции и наличие большой команды организаторов - режиссёров, сценаристов, хореографов, бутафоров, костюмеров. Как правило, исполняется небольшим количеством участников с использованием реквизита.
Современный уровень технического развития позволяет полностью организовать разучивание хореографии участниками флешмоба в онлайн-режиме. Это позволяет избежать затрат на аренду репетиционного зала и упрощает процесс согласования времени и места репетиции со всеми участниками акции -каждый может репетировать где и когда хочет. Однако отсутствие общих репетиций несет за собой следующие негативные факторы: многие участники флешмоба (как правило, не являющиеся профессиональными танцорами) в момент акции не могут правильно распределиться в пространстве, появляются «сценические флюсы», нет четких линий или шахматного порядка; как правило, у хореографа с участниками односторонняя связь - видео с хореографией и пояснениями выкладывается в закрытой группе в социальных сетях или рассылается по электронной почте, однако оценить уровень подготовки участников к акции и заранее грамотно расставить их, как правило, не удается.
Использование подобных флешмобов интересно для режиссеров театрализованных представлений и праздников, так как их легко вписать в театрализованное представление, событийный маркетинг или корпоративную культуру.
Если во флешмобе участвуют заранее подготовленные участники, то необходима возможность вовлечь в танцевальную деятельность неподготовленную ситуативную общность, которая пришла на мероприятие. В XX в. на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы. Коммуникативный танец - это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В некоторых танцах участники могут импровизировать, воспроизводя движения различных профессий -сапожника, прачки, конюха, повара - или, как вариант, показывая повадки животных и птиц.
Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение, что позволяет использовать их не только в дошкольной педагогике, но и в театрализованных сюжетно-игровых программах и площадных праздниках для разновозрастной аудитории.
В современной праздничной культуре танец используется во всех трех своих исторических формах: досценической (разного рода аттракции и активизации аудитории с использованием танцевальных элементов - имитаций и подражаний - как отсылка к первобытным ритуально-эмоциональным пляскам), сценической (специально поставленные или адаптированные хореографические зарисовки и номера) и внесценической (использование флешмобов, перформан-сов и танцевальных элементов в иммерсивных спектаклях и т. п.).
Тесная взаимосвязь праздничной и танцевальной культур на протяжении многовековой истории человечества не случайна. В последние десятилетия проводится много исследований биологии танца. Во-первых, скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге [Krakauer, 2008]. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят в первую очередь из-за музыки, а не движений. Однако приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто пассивно слушать музыку, а активно
двигаться в такт с ней. Во-вторых, было обнаружено, что у людей, регулярно практикующих занятия танцами (независимо от уровня - любительского или профессионального), более высокий уровень гормона серотонина [Ebstein, 2006], который влияет на чувство радости и счастья. Подобные исследования объясняют, почему танец в своих различных формах и проявлениях исторически сопровождает глубокие эмоциональные переживания человеческих общностей всех народов и эпох и тесно вплетен в любую праздничную культуру.
Изучение танца в контексте праздничной культуры, а также выполняемых им функций в театрализованных праздниках, являются перспективной темой для дальнейших исследований. Созданная в их результате теоретически-методологическая основа позволит в дальнейшем повысить практическую эффективность использования различных танцевальных форм в режиссуре праздников.
Библиография
Режиссура театра и массового театрализованного действа: словарь-справочник / сост. Р. П. Козлова. - 5-е изд., испр. и доп. - Пермь : Книжный формат, 2010. - 536 с.
Панферов, В. И. Основы композиции танца: учеб. пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2017. - 321 с.
Krakauer, J. Why do we like to dance-And move to the beat? // Scientific American. - 2008. - 26 September [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scientificamerican.com/article/experts-dance/ (дата обращения: 26.01.2021).
Ebstein, R. P. Are Dancers Genetically Different Than The Rest Of Us? Yes, Says Hebrew University Researcher // ScienceDaily. - 2006. - 16 February [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedaily.com/releases/2006/02/ 060213183707.htm (дата обращения: 24.01.2021).
Mithen, S. J. The Singing Neanderthals: the Origins of Music, Language, Mind and Body. - London : Weidenfeld&Nicolson, 2005. - 374 p.