Научная статья на тему 'ДОСЦЕНИЧЕСКИЕ, СЦЕНИЧЕСКИЕ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ'

ДОСЦЕНИЧЕСКИЕ, СЦЕНИЧЕСКИЕ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ТАНЕЦ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назаров Сергей Александрович, Эбингер Екатерина Артуровна

В данной статье рассматривается происхождение и эволюция танца как средства коммуникации. Авторы объясняют тесную взаимосвязь праздничной и танцевальной культур, существующую у всех народов на протяжении всей истории человечества. Также в статье приводятся примеры использования досценических, сценических и внесценических танцевальных форм в современной праздничной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-STAGE, STAGE, AND OFF-STAGE DANCE FORMS IN FESTIVE CULTURE

The article examines the origin and evolution of dance as a means of communication. The authors explain the close interconnection between the dance and festive culture, possessed by all nations throughout the entire human history. The article also provides examples of the use of pre-stage, stage and off-stage dance forms in modern festive culture.

Текст научной работы на тему «ДОСЦЕНИЧЕСКИЕ, СЦЕНИЧЕСКИЕ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 793 Б01: 10.36945/2658-3852-2021-1-7-13

С. А. Назаров Е. А. Эбингер

ДОСЦЕНИЧЕСКИЕ, СЦЕНИЧЕСКИЕ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

Безусловно, танец является одним из древнейших искусств в мире. Первые упоминания о танце относятся к VI-VII вв. до н. э. Именно так датируются археологами самые ранние обнаруженные наскальные изображения танцующих людей. А профессор археологии, эксперт по ранней истории человечества Стивен Дж. Митениз британского университета Рединга, в своей книге «Поющие неандертальцы: происхождение музыки, языка, разума и тела» [МйЬеп, 2005] предполагает, что наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, уже полтора миллиона лет назад.

На протяжении истории человечества танец существовал и существует в культурных традициях абсолютно всех эпох и народов. И, вполне закономерно, что он эволюционировал вместе с обществом, изменялся, отражая в себе культурные особенности и потребности каждого этапа развития человечества. С изменением социального строя и условий жизни изменялся и танец.

Сегодня под термином «танец» мы подразумеваем вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему [Режиссура театра..., 2010]. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней составляя музыкально-хореографический образ.

Однако изначально танец носил не развлекательный и культурный характер. Он нес в себе функции общения, самовыражения, просвещения и массового внушения. А также имел сакральный, обрядовый характер.

Важно понимать, что танец возник раньше, чем язык. То есть изначально танец был основным средством коммуникации. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для восхваления побед,

© Назаров С. А., Эбингер Е. А., 2021.

оплакивания мертвых или празднования рождения, лечения больных. При помощи танца люди общались не только друг с другом, но и со стихиями и высшими силами: в танце выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танец появился благодаря потребности человека передавать знания и транслировать другим членам социума свои чувства. Он возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Танец был языком общения, способом передачи знания и кодификации общения не только между полами, но и членами первичных групп.

Первобытные танцы делились на «мужские» и «женские». В «мужских» танцах в основном показывались сюжеты из сцен сражений и охоты, а также копирование повадок различных птиц и зверей. А «женские» представляли собой обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения.

Так как танцы были взаимосвязаны с определенными событиями или явлениями, то в них сразу же закладывались эмоции, которые общность испытывала исходя из сложившейся ситуации. Младшее поколение, глядя на танец старших, принимало транслируемые эмоции и необходимую модель поведения: на охоте наши мужчины показали силу, ловкость и выносливость и добыли большого зверя; родился ребенок, это хорошая новость, так как он вырастет сильным воином и будет защищать наш народ; пришла засуха, не будет урожая, мы будем голодать, так как прогневали высшие силы, следует их расположить к себе, и они пошлют нам дождь.

Ряд антропологов выдвигают теорию о том, что до изобретения письменных языков танец был важным способом передачи информации из поколения в поколение. Антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Имитация, подражание является первичным механизмом передачи моторных навыков, алгоритмов поведения, эмоционального реагирования, информации, знания. Подражая, маленькие дети учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одни и те же действия.

На ранних этапах танец развивался в тесной связи как с бытом и жизнедеятельностью народа, так и с другими средствами коммуникации (в последующем отделившимися от него и также ставшими самостоятельными видами

искусства) - песней и словом. То есть танцевальные движения совершались не просто под ритмическую музыку, но и сопровождались пением и речитативом. При такой «танцевальной» коммуникации создается связь вербальной и невербальной форм общения, что способствует лучшему запоминанию информации, так как слово подкреплено действием, и запоминаются они вместе.

Сейчас отголоски подобных досценических танцев используются в массовых театрализованных представлениях (преимущественно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, но также возможно использование и для аудитории старших возрастов), когда ведущие под музыку при помощи речитатива (чаще всего рифмованного) объясняют порядок движений, имеющих некий завершенный сюжет (лепка снеговика, изготовление торта и т. п.) или указывающих на характерные признаки чего-либо (например, различия движений животных), а участники представления заучивают и повторяют движения, тем самым принимая, осваивая и систематизируя информацию.

Говоря о досценических танцевальных формах в праздничной культуре, стоит упомянуть и хороводы. Точно определить происхождение прообраза хоровода невозможно - круговые песни и пляски встречаются в культуре практически любого народа.

В первобытные времена хороводные танцы имели определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени, спрятать роженицу от злых духов и т. д. В древней Месопотамии за 2000 лет до н. э. вавилоняне совершали хороводные пляски во время жертвоприношений. Первое письменное упоминание хороводов найдено в древнегреческой культуре: Гомер описывает хоровод с участием юношей. В Древнем Риме хороводы являлись частью религиозных обрядов. На Руси истоки хороводов уходят к обрядам поклонения языческому богу Яриле. Одно из самых древних упоминаний об этом танце есть в сказании о Моравском княжестве: рассказчик-гусляр упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы, да играли кругами» на плотах. Со временем во многих культурах хороводы вышли за рамки религиозных обрядов, превратившись в народную забаву.

Ярким примером использования досценической формы танца в современной праздничной культуре является традиционное исполнение песни «В лесу родилась елочка» на детском новогоднем утреннике. Как правило, в этом массовом действе объединяется хоровод и подражание-имитация под пение ведущих.

Со временем танец из просто способа коммуникации и важнейшего поведенческого паттерна, присущего каждой культуре, каким он являлся раньше, превратился в вид искусства, целью которого было не только поучение, но и увеселение публики. Постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное

значение, начало вытесняться сугубо телесным, развлекательным. Движения подвергались художественному обобщению, в результате чего танец на более позднем этапе развития человечества формировался уже как искусство. Так произошел переход от первобытного танца к античному. Возникли школы обучения танцам, и за исполнение взялись танцоры-профессионалы. Началась эпоха танца как сценического вида искусства.

Начиная с античности и по наши дни танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности человека.

Но, несмотря на активное развитие человечеством устного и письменного языка, танец не утратил свою коммуникативную функцию. Он, как и его первобытный прародитель, передает трансформированную в искусство информацию, которая может быть представлена не только в конкретном действии (девочка потеряла куклу), но и чувством (радость, страх, страсть), а также глобализацией проблемы (любовь, ненависть). В сценическом танце четко проведена грань: выступающий - зритель. И теперь коммуникация выстраивается между двумя этими категориями участников.

Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. В арсенале режиссеров и балетмейстеров современности - всё историческое многообразие стилей хореографического искусства (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальные танцы, модерн, джаз, характерно-академический танец, эстрадный танец) и жанров хореографии (лирический, драматический, трагический, комический, сатирический, мифический, сказочный, патетический, героический/исторический).

Ни одна классификация танцев не подразумевает в себе только формальные различия в движениях танцоров. Каждый стиль может более подробно передавать какую-либо эмпатическую информацию [Панферов, 2017]: балет - высокие чувства (любовь, вражду, ненависть); латиноамериканские танцы - зажигательные ритмы (радость, празднование); джаз - безрассудность, необузданность; экзотика (трайбл и танец живота) - непокорность, страсть и т. д.

В зависимости от замысла праздничного мероприятия, в нем используются сценические виды танца - большие формы (балет, массовые многоплановые ансамблевые танцы, хороводы, пляски) а также сольные и дуэтный танцы, сюжетные и бессюжетные, тематические. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его «языке» -движениях, фигурах, композиции. Помимо «классических» спутников танца -музыки, песни и слова, в наши дни усилить эмоциональное воздействие на зрителя помогают такие выразительные средства, как свет, спецэффекты, пантомима,

жест, мимика, музыкальный ритм, рисунок. Танец обогащается театральным реквизитом, гримом и костюмом.

Сегодня сложно представить себе событие, в праздновании которого не будут использованы сценические танцевальные формы. В любых значимых событиях, начиная от спортивных и площадных праздников, Дней воинской славы, открытия новых магазинов и культурно-досуговых центров и заканчивая свадьбами и юбилеями, людей сопровождает танец.

В последние десятилетия в мировую праздничную культуру пришли и прочно обосновались новые, внесценические танцевальные формы. Речь идет о некоторых разновидностях флешмобов, иммерсивных спектаклей, перформан-сов. Ниже подробнее рассмотрим флешмоб.

Флешмоб (от англ. Е1азЬМоЬ - мгновенная толпа) - заранее спланированная акция, неожиданная для случайных зрителей, в которой организованная группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем так же неожиданно расходится. Один из основополагающих факторов флешмоба - самоорганизация через современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры, переходы по QR-code).

Исполнение «мгновенной толпой» танцевального фрагмента можно отнести к разновидности флешмоба «Арт-моб». Это акция, имеющая некую художественную ценность, что добавляет сложности ее реализации. Также это единственная из разновидностей флешмоба, которая предполагает репетиции и наличие большой команды организаторов - режиссёров, сценаристов, хореографов, бутафоров, костюмеров. Как правило, исполняется небольшим количеством участников с использованием реквизита.

Современный уровень технического развития позволяет полностью организовать разучивание хореографии участниками флешмоба в онлайн-режиме. Это позволяет избежать затрат на аренду репетиционного зала и упрощает процесс согласования времени и места репетиции со всеми участниками акции -каждый может репетировать где и когда хочет. Однако отсутствие общих репетиций несет за собой следующие негативные факторы: многие участники флешмоба (как правило, не являющиеся профессиональными танцорами) в момент акции не могут правильно распределиться в пространстве, появляются «сценические флюсы», нет четких линий или шахматного порядка; как правило, у хореографа с участниками односторонняя связь - видео с хореографией и пояснениями выкладывается в закрытой группе в социальных сетях или рассылается по электронной почте, однако оценить уровень подготовки участников к акции и заранее грамотно расставить их, как правило, не удается.

Использование подобных флешмобов интересно для режиссеров театрализованных представлений и праздников, так как их легко вписать в театрализованное представление, событийный маркетинг или корпоративную культуру.

Если во флешмобе участвуют заранее подготовленные участники, то необходима возможность вовлечь в танцевальную деятельность неподготовленную ситуативную общность, которая пришла на мероприятие. В XX в. на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы. Коммуникативный танец - это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В некоторых танцах участники могут импровизировать, воспроизводя движения различных профессий -сапожника, прачки, конюха, повара - или, как вариант, показывая повадки животных и птиц.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение, что позволяет использовать их не только в дошкольной педагогике, но и в театрализованных сюжетно-игровых программах и площадных праздниках для разновозрастной аудитории.

В современной праздничной культуре танец используется во всех трех своих исторических формах: досценической (разного рода аттракции и активизации аудитории с использованием танцевальных элементов - имитаций и подражаний - как отсылка к первобытным ритуально-эмоциональным пляскам), сценической (специально поставленные или адаптированные хореографические зарисовки и номера) и внесценической (использование флешмобов, перформан-сов и танцевальных элементов в иммерсивных спектаклях и т. п.).

Тесная взаимосвязь праздничной и танцевальной культур на протяжении многовековой истории человечества не случайна. В последние десятилетия проводится много исследований биологии танца. Во-первых, скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге [Krakauer, 2008]. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят в первую очередь из-за музыки, а не движений. Однако приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто пассивно слушать музыку, а активно

двигаться в такт с ней. Во-вторых, было обнаружено, что у людей, регулярно практикующих занятия танцами (независимо от уровня - любительского или профессионального), более высокий уровень гормона серотонина [Ebstein, 2006], который влияет на чувство радости и счастья. Подобные исследования объясняют, почему танец в своих различных формах и проявлениях исторически сопровождает глубокие эмоциональные переживания человеческих общностей всех народов и эпох и тесно вплетен в любую праздничную культуру.

Изучение танца в контексте праздничной культуры, а также выполняемых им функций в театрализованных праздниках, являются перспективной темой для дальнейших исследований. Созданная в их результате теоретически-методологическая основа позволит в дальнейшем повысить практическую эффективность использования различных танцевальных форм в режиссуре праздников.

Библиография

Режиссура театра и массового театрализованного действа: словарь-справочник / сост. Р. П. Козлова. - 5-е изд., испр. и доп. - Пермь : Книжный формат, 2010. - 536 с.

Панферов, В. И. Основы композиции танца: учеб. пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2017. - 321 с.

Krakauer, J. Why do we like to dance-And move to the beat? // Scientific American. - 2008. - 26 September [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scientificamerican.com/article/experts-dance/ (дата обращения: 26.01.2021).

Ebstein, R. P. Are Dancers Genetically Different Than The Rest Of Us? Yes, Says Hebrew University Researcher // ScienceDaily. - 2006. - 16 February [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedaily.com/releases/2006/02/ 060213183707.htm (дата обращения: 24.01.2021).

Mithen, S. J. The Singing Neanderthals: the Origins of Music, Language, Mind and Body. - London : Weidenfeld&Nicolson, 2005. - 374 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.