Научная статья на тему 'Русский народный танец в творчестве педагога‐балетмейстера Н. П. Сингача'

Русский народный танец в творчестве педагога‐балетмейстера Н. П. Сингача Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
729
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Николай Петрович Сингач / балетмейстер / школа русского танца на Алтае / вокально‐хореографический ансамбль «Юность» / хореографическое образование / народно‐ сценический танец / фольклорный танец / хоровод / кадриль / пляска / самодеятельность / Nikolai P. Singach / a ballet‐master / school of Russina dance in Altai / vocal and choreographic ensemble "Iunost" / choreographic education / a folk stage dance / a folk dance / a round dance / quadrille / a dance / dance amateuri activity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна, Молявко Геннадий Павлович

В статье рассматривается творческий путь известного хореографа, в профессио‐ нальном сообществе именуемого «отцом народного танца на Алтае», балетмейстера Николая Пет‐ ровича Сингача, а также влияние творчества этого педагога на развитие региональной школы народного сценического танца в 1970‐х– 2010‐х гг. Представлен культурный феномен самодеятель‐ ного вокально‐хореографического коллектива «Юность», активно сохраняющего и популяризирую‐ щего русскую народную культуру на региональном, федеральном и международном уровне в тече‐ ние сорока лет. Изложены ключевые факты из истории ансамбля. Охарактеризованы танцевальные постановки, в разное время составлявшие репертуар коллектива. Проанализированы некоторые эффективные приёмы и методы построения педагогической работы в танцевальном коллективе, представлены учебно‐методические работы профессора Н. П. Сингача, раскрывающие авторский опыт методики преподавания и сценической обработки фольклорного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна, Молявко Геннадий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK DANCE IN BALLET‐MASTER NIKOLAI SINGACH'S CREATIVE ACTIVITY

The paper considers creative path of a famous choreographer Nikolai P. Singach who is called by professional community as "father of folk dance in Altai region". The author traces the ballet teacher's influence on development of local school of folk stage dance from 1970s till 2010s. The cultural phenomenon of vocal and choreographic ensemble called "Iunost" (in Eng.: "The Youth") that keeps and popularizes the Russian dance culture in regional, national and international levels for fourteen years is described. Also, the article outlines some facts of the ensemble's creative biography, gives information about the dance group's productions at various times, analyses some techniques of pedagogical work in a dance team, reviews academic works written by professor Nikolai Singach that disclose the author's experience in methods of teaching and staging of a folk dance.

Текст научной работы на тему «Русский народный танец в творчестве педагога‐балетмейстера Н. П. Сингача»

Galina V. Burtseva, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) burtseva-1957@mail.ru

Aleksei A. Karataev

Youth Policy of Altai Krai Development Fund (Barnaul, Russia)

karataev_1992@mail.ru

ALEKSANDR BATYREV'S SCHOOL OF RUSSIAN FOLK DANCE IN ALTAI REGION

Abstract. The article considers the points of Aleksandr Batyrev's creative biography (1940-2006) who as a dance teacher of College of Culture and Arts of Altai Krai (Barnaul, Russia) contributed to development of school of Russian dance in Altai from 1960 till 2006. The authors list the master's key stage performances some of which (in the author's edition) are successfully played at the largest dance sites of the region till now. Also, the paper outlines some techniques and methods of pedagogical work practiced by Aleksandr Batyrev in heading of his dance groups.

Keywords: art of choreography in Altai region, Russian dance, Aleksandr Batyrev's creativity in Altai, ensemble of song and dance of the House of Culture "Transmash", Aleksandr Batyrev's choreographic performances.

УДК 793.3:7.071.1Сингач

Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия burtseva-1957@mail.ru

Г. П. Молявко, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия gpmmolyavko@gmail.com

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГА-БАЛЕТМЕЙСТЕРА Н. П.СИНГАЧА

Аннотация. В статье рассматривается творческий путь известного хореографа, в профессиональном сообществе именуемого «отцом народного танца на Алтае», балетмейстера Николая Петровича Сингача, а также влияние творчества этого педагога на развитие региональной школы народного сценического танца в 1970-х- 2010-х гг. Представлен культурный феномен самодеятельного вокально-хореографического коллектива «Юность», активно сохраняющего и популяризирующего русскую народную культуру на региональном, федеральном и международном уровне в течение сорока лет. Изложены ключевые факты из истории ансамбля. Охарактеризованы танцевальные постановки, в разное время составлявшие репертуар коллектива. Проанализированы некоторые эффективные приёмы и методы построения педагогической работы в танцевальном коллективе, представлены учебно-методические работы профессора Н. П. Сингача, раскрывающие авторский опыт методики преподавания и сценической обработки фольклорного танца.

Ключевые слова: Николай Петрович Сингач, балетмейстер, школа русского танца на Алтае, вокально-хореографический ансамбль «Юность», хореографическое образование, народно-сценический танец, фольклорный танец, хоровод, кадриль, пляска, самодеятельность.

Мир народного танца - удивительный мир безграничного творчества, берущий начало в архаичной народной культуре. Для зрителя, пришедшего на концерт - это мир, наполненный разнообразными ритмами и мелодиями, радующим душу мастерством танцующих, яркими и зрелищными эффектами и костюмами. Но появлению этого чуда на сцене предшествует - огромный труд большого количества людей, которых объединяет талант людей особой породы и редкой профессии -постановщиков-хореографов, балетмейстеров. Одним из таких удивительных людей является Николай Петрович Сингач - заслуженный работник культуры Российской Федерации, главный балетмейстер вокально-хореографического ансамбля «Юность» Краевого комитета по образованию Алтайского края, профессор Алтайского государственного института культуры (см. фото 1).

Разными путями идут профессионалы к признанию. Воспоминаниями и размышлениями о долгом, начавшемся ещё в далёком детстве, пути к своему Олимпу Николай Петрович Сингач с радостью делится с учениками, коллегами и почитателями своего таланта в рамках многочисленных мастер-классов, в публикациях, учебных пособиях, интервью, на страницах средств массовой информации.

Для Николая Петровича одним из ярких впечатлений детства стало решение посещать танцевальный кружок в родном Славгороде. Для этого ему пришлось преодолеть, вполне понятный для одиннадцатилетнего мальчишки стереотип о танцах как занятии «сугубо девчоночьем». Таким образом, ещё в весьма юном возрасте, в видавшем виды репетиционном зале с запотевшими окнами, под грохот музыки, им было принято судьбоносное решение, определившее всю его дальнейшую жизнь: жизнь, наполненную яркими творческими победами, плодотворной работой, всероссийским и международным признанием таланта, который он развивал годами упорного труда.

Именно тогда, с детских лет, началась длительная работа над своим мастерством. «Я помню свой первый самостоятельно поставленный танец с ленточками для девочек,- с улыбкой вспоминает Николай Петрович. - Это было в школе, в 12 лет. Вначале мне все мои танцы безумно нравились, я считал их гениальными. Но, когда начинаешь шлифовать мастерство как профессионал, понимаешь, как это не просто - создать авторское произведение».

Знаковыми для будущего мастера танца стали встречи с талантливыми педагогами: Алексеем Ивановичем Горилько (привившего студийцам любовь к танцу, давшему им хорошую школу народного и классического танца, научившего основам хореографии), балетмейстером Шариковым2, Гарри Полевым. Дальнейший рост профессионального мастерства проходил в стенах Барнаульского культурно-просветительного училища3 и Челябинского института культуры.

В Барнауле в конце 1970-х гг. произошло знакомство с Геннадием Сергеевичем Папиным4 -художественным руководителем Дома культуры Профтехобразования, предложившем Николаю Петровичу, как молодому, энергичному и перспективному балетмейстеру восстановить развалива-

2 В прошлом танцевал в известном на весь Советский Союз Государственном ансамбле танца Украины под руководством Павла Вирского ( ныне - Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского (г. Киев, Украина).

3 В настоящее время - Алтайский краевой колледж культуры и искусств.

4 Папин Геннадий Сергеевич - режиссер, заслуженный работник культуры РФ (1996). Родился 2 января 1932 г. в с. Быстрый Исток Алтайского края. С 1956 г. работал в Доме культуры общества «Трудовые резервы» (ДК «Профтехобразования»), в т. ч. режиссером. В 1980-е гг. режиссер - художественный руководитель театрального кружка; в конце 1950-х в качестве актера был занят в спектаклях Алтайского ТЮЗа. Постановщик массовых праздничных концертов и мероприятий в г. Барнауле.

Николай Петрович Сингач

ющийся на тот момент ансамбль «Юность». Поэтому последующий за этим предложением почти сорокалетний период профессиональной деятельности Н. П. Сингача самым непосредственным образом связан с ансамблем «Юность».

Энергичность и талант нового художественного руководителя ансамбля достаточно быстро принесли положительные результаты. Уже через два года коллектив поехал с Москву, заняв второе место в конкурсе. А в 1979 г. ансамбль «Юность» уже выступал с программой в Японии на высшем уровне. Затем были успешные выступления в Греции, Дании, Китае, Швеции и других странах мира. Это было удивительное время - тогда Николаю Сингачу казалось, что сломлена некая преграда -куда бы ни приехал ансамбль, он всех удивлял и брал призовые места. Это явно свидетельствовало о том что, коллектив смог найти своеобразный стиль, с помощью которого «Юности» удавалось покорять сердца даже зрителей и даже метров хореографии. В 1982 году произошло ещё одно значительное события в жизни коллектива: вокально-хореографический ансамбль «Юность» взяла «под крыло» международная организация ЮНЕСКО, которая затем постоянно привлекала коллектив с Алтая для участия в международных культурных и образовательных проектах.

В наступившие непростые для страны и культуры 1990-е годы, коллектив продолжал развиваться благодаря поддержке председателя Краевого комитета по образованию Алтайского края Владимира Сковородникова. В 2001 г. главой администрации Алтайского края ансамблю «Юность» был присвоен почётный статус «Заслуженного коллектива самодеятельного художественного творчества Алтайского края.

В 2012 году артисты вокально-хореографического ансамбля «Юность» вернулись из Польши с безусловной победой в Международном фестивале народов мира (проходившем при поддержке ЮНЕСКО) среди фольклорных ансамблей. Ансамбль стал первым, сначала на отборочном туре (из восьми российских ансамблей именно ансамбль «Юность» был выбран представлять Россию), а затем, по результатам зрительского голосования (80 %), признан лауреатом I степени фестиваля, лучшим коллективом среди сильнейших ансамблей Америки, Франции, Турции, Португалии... Что обеспечило коллективу победу? Прежде всего, насыщенная программа, представленная на суд жюри и зрителей: «Сибирская плясовая», сценическое действо «Алтай - жемчужина Сибири», «Большой сибирский пляс», народные песни из золотого запаса коллектива. Победа в этом конкурсе дорога коллективу полученным признанием. Кроме того, в рамках мастер-классов, своеобразных «творческих лабораториях», проводимых художественным руководителем и солистами ансамбля «Юность», гости и участники фестиваля активно знакомились с обычаями и традициями сибиряков и русским народным танцем. Поэтому не менее важной для алтайского коллектива была возможность успешно презентовать мировому сообществу неиссякаемое богатство русской народной культуры [1].

Репертуар ансамбля «Юности» и собственное творческое портфолио мэтра народного танца являются внушительными, вызывая удивление разнообразием постановок в направлениях народного и современного танца. С 1979 по 2013 гг. коллектив осуществил около 500 выступлений, побывал с концертными программами в 56 странах мира. Ансамбль 32 раза становился лауреатом всесоюзных конкурсов, 28 раз - всероссийских, 29 раз - международных. Н. П. Сингачом за годы своей балетмейстерской деятельности создано более 75 оригинальных авторских постановок в жанре русского танца, 30 концертных программ в России и за рубежом, 38 театрализованных праздников и представлений всероссийского и регионального уровня. Балетмейстер долгие годы был частым членом жюри многих хореографических конкурсов регионального уровня, участвовал в организации всех важнейших мероприятий города и края. Поэтому в 2013 году коллективу было присвоено звание Заслуженного коллектива России.

Но истории прославленного коллектива суждено было вскоре прерваться. Историческим местом «дислокации» ансамбля «Юность» был Дом культуры Профтехобразования (ныне профессиональное училище № 12). Поэтому, когда в 2015 году коллектив остался без зала для общих репетиций (для репетиций вокальной группе была выделена одна площадка, для оркестрантов - другая, для танцоров - третья) и финансовой поддержки, судьба прославленной «Юности» была решена: превращение в банальный кружок «на подселении» было немыслимо, и ансамбль прекратил свою

деятельность [2]. Но остались участники ансамбля (за 45-летнюю деятельность это около трёх тысяч юных дарований, обучавшиеся в балетной и вокальной группах, оркестре народных инструментов). Не все продолжили танцевальную карьеру, но, по словам Николая Петровича, коллектив всегда был самодеятельным, а не профессиональным, у балетмейстера никогда не было цели превратить в профессионалов всех участников «Юности». Гораздо важнее для него то, что все его воспитанники нашли свой жизненный путь, достойную работу, а любовь к русской народной культуре, фольклору стала частицей их души.

Уникальные достижения коллектива вызывают следующего рода вопросы - каким образом достаточно молодому ансамблю из Алтайского края за короткий срок удалось стать одним из лучших самодеятельных коллективов Советского Союза и, позднее - России. По мнению Н. П. Сингача, создать коллектив нетрудно, трудно удерживать его высокий уровень в течение нескольких десятков лет. В ансамбле «Юность» существовало негласное правило: если поехали на конкурс, то нужно только побеждать. И, несмотря на то, что коллектив долгие годы имел статус самодеятельного (основной костяк коллектива составляли обучающиеся школ, училищ, колледжей и вузов, рабочая молодежь), выступал он долгие годы на высочайшем профессиональном уровне, держа раз поставленную высокую планку, неизменно получая высокую оценку своей деятельности от метров хореографического искусства. Василий Ростовский5, поздравляя однажды коллектив с очередной заслуженной победой, отметил: «Ансамбль "Юность" Алтайского края это — уникальная хореографическая школа, являющаяся образцом профессионального воспитания и подготовки не только профессиональных артистов, но и молодёжи в целом, трепетно относящейся к культуре и традициям своей страны. Хореографические постановки ансамбля - это профессиональная работа, получившая высокую оценку зрителей, жюри, и бесспорную победу» [3].

По отзывам коллег, Николай Петрович Сингач - это «бьющая ключом энергия, неиссякаемая бодрость духа, уникальное творческое дарование, невероятное человеческое обаяние и беззаветная преданность традициям русского танцевального искусства» [4, с. 15]. Библиография о педагогической и балетмейстерской деятельности Николая Петровича демонстрирует интерес к его творчеству со стороны специалистов [5-10]. За добросовестную, безупречную творческо-педагогическую деятельность, активное участие в развитии самодеятельного и профессионального искусства Алтая, пропаганду и сохранение русского народного танца Н. П. Сингач удостоен многих наград, неоднократно награждался грамотами Министерства культуры Российской Федерации; Министерства образования Российской Федерации, Почётными грамотами Администрации г. Барнаула; Администрации Алтайского края; Законодательного собрания Алтайского края 6.

5 Василий Ростовский - директор государственного учреждения культуры "Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования Федерального агентства по образованию", г. Москва.

6 В далеко не исчерпывающий список наград ансамбля и его художественного руководителя входят:

1. Юбилейная медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945.

2. Диплом за участие в подготовке и проведении церемоний открытия и закрытия XVII Олимпиады в городе Москва 1980 года.

3. Лауреат Всероссийского смотра художественного творчества посвящённого 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне в городе Москва, 1985 год.

4. Диплом XI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов на Кубе в 1986 году.

5. Лауреат Международного конкурса в Китае в городе Пекин, 1990 год.

6. Лауреат Международного фестиваля в Китае в городе Ганджоу, 1991 год.

7. Лауреат Артиады Министерства общего образования Российской Федерации в городе Анапа, 1999 год.

8. Диплом Лауреата Международного фестиваля Артиада-2000 в городе Москва.

9. Диплом за лучшую балетмейстерскую работу на II Всероссийском фестивале народного творчества в городе Москва, 2000 год.

10. Диплом Лауреата премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества в городе Барнаул, 2002 год.

11. Диплом Лауреата телевизионного конкурса «Жемчужина Сибири» в городе Новосибирск, 2003 год.

12. Лауреат Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусства» в городе Москва, 2003 год.

По мнению специалистов, одно из самых значительных достижений балетмейстера заключается в том, что, Николай Петрович, успешно сочетая научную и практическую деятельность, выстроил систему непрерывного хореографического образования, включающую детскую группу, младшую подготовительную группу «Калина», старшую подготовительную группу, хореографический ансамбль «Поколение NEXT», ансамбль «Юность» (Фото 1) [4, с. 15].

Не вызывает сомнений, что успехи коллектива самым непосредственным образом связаны с его бессменным художественным руководителем. Поэтому логичным представляется внимательное изучение творческой лаборатории педагога. Творчество «Юности» - отражение русской народной культуры, русской души, праздник русского танца, музыки и песни. Русский фольклор стал для Н. П. Сингача и его коллектива неиссякаемым источником творческой фантазии, вдохновения и репертуарной уникальности «Юности».

К важным, успешно решаемым ансамблем задачам, можно отнести бережное отношение к традициям песенного и танцевального богатства русского народа, приобщение зрителя через свое творчество к народной традиционной культуре края и России [11]. Один из «секретов» творческой уникальности «Юности» заключается в том, что в ансамбле всегда старались, исполняя подлинный фольклор, донести мелодии Сибири и особенно Алтая в том виде, в котором их знали наши предки, до широкой аудитории. С этой целью хормейстер ансамбля Фаина Петровна Пьянова (Заслуженный работник культуры РФ) летом регулярно проводила в крае полевые этнографические исследования в поисках новых народных песен и мелодий (см. фото 2).

Вокальной группой ансамбля исполнялись только народные песни (разумеется, не чистый фольклор, а в специальной «сценической» обработке). Принципиально важно отметить, что исполнялись песни не под фонограмму, а под «живую» музыку, так как долгие годы в «Юности» существовал собственный оркестр народных инструментов.

Для Николая Петровича, как истинного профессионала, никогда не было сомнений о целесообразности существования в составе ансамбля оркестра народных инструментов,. По мнению хореографа, «фонограмма - это игра на понижение, вынужденная полумера в искусстве, от этого теряют и зрители и исполнители... Ведь главное таинство рождается здесь и сейчас - настроение, все то, что., создает неповторимую атмосферу сопереживания, соучастия. Ради нее и существует искусство». Создается эта атмосфера только живым звуком, и умение «оживлять» сценическое пространство средствами музыкального и вокального искусства долгие годы являлось неоценимым достоинством коллектива.

Аналогичный подход «от первоисточника» прослеживается и в отношении педагога к хореографическому репертуару коллектива. Своеобразие подхода балетмейстера к народному творчеству состоит в обращении к конкретным фольклорным подлинникам и первоисточникам. Для воспроизведения в танце традиционных символов, понятий, представлений, создания необходимых ассоциаций с действительностью во всех видах (жанрах) русского народного танца традиционно использовались архаичные изобразительно-подражательные движения [12, с. 182], основным источником, питающим народное искусство танца, служила трудовая деятельность, природно-климатические условия жизни, жизненный уклад народа, его нравы, нравственно-этические нормы [12, с. 181]. Однако с течением времени, «в связи с изменениями в жизни народа.. практический, утилитарный характер танца терял жизненную необходимость, лексика. утрачивала свою смысло-

13. Лауреат Международного фестиваля в Испании, 2004 год.

14. Почетная грамота Международного Союза любителей хореографического искусства, за возрождение и пропаганду русского народного танца в Сибирском регионе в городе Москва, 2004 год.

15. Диплом Министерства культуры Российской Федерации, за большой вклад в развитие певческой и танцевальной культуры страны в городе Москва, 2004 год.

16.Диплом Лауреата III Всероссийского фестиваля художественного творчества «Я вхожу в мир искусства» в городах Рязань-Москва, 2007 год.

Фаина Петровна Пьянова

вую...основу, содержание приобретало иной характер» [12, с. 182]. Поэтому в основу репертуара коллектива закладывался народный танец, но в современном преломлении: ансамбль создавал свою стилистику, более соответствующую духу времени и выражающуюся в практическом воплощении народного танца в рамках современной сценической хореографии (см. фото 3).

Фото 3. Н. П. Сингач с участниками ансамбля «Юность», 2015 г.

Балетмейстерские работы Н. П. Сингача, созданные в ансамбле «Юность» служат образцом бережного отношения к многовековому опыту народного творчества. В богатейшем репертуаре «Юности» отражены все виды народного танца:

• хоровод («Лебедушки», «Чарышские хороводы», «Колыванские узоры»);

• пляска («Праздничная целинная пляска», «Большой сибирский пляс», «Кулундинская топоту-ха», «Казачий пляс», «Уральская плясовая вертуха», перепляс «Молодцы-уральцы»);

• кадриль («Молодежная кадриль».)

Такие его танцы, как «Праздничная плясовая», «Сибирский пляс», «Горно-Алтайский танец», демонстрируя высочайший профессионализм балетмейстера, убеждали специалистов области танца, что Николай Петрович является знатоком сибирского, и, в частности, алтайского танцевального фольклора. Так, например, хоровод «Колыванские самоцветы» появился после экскурсии по знаменитому Колыванскому камнерезному заводу. Из Колывани же, где возникли первые казачьи станицы, привезена была идея номера «Танец сибирских казаков». С алтайской тематикой связан танец «Барнаульские заковырки». Танцевальная постановка «Ночка луговая» поставлена была Н. П. Син-гачом на музыку алтайского композитора Г. Дегтярёва.

Хореограф проникает в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздавая его в своих произведениях. Так возникли такие танцы, как «Ярмарка», «Ночка луговая», «Большой сибирский пляс», «Казачья пляска» и множество других. Неиссякаемая фантазия Н. П. Сингача находит и воплощает в танцах все новые и новые аспекты кипучей многозвучной жизни, её мажорный жизнерадостный настрой.Николай Петрович бережно хранит в своей памяти историю зрительского успеха своей самой любимой постановки «Ночка луговая», особенно дорогой ему тем, что при создании хоровода "Ночка луговая" фольклорная основа переплелась с личными переживаниями автора. Созданная хореографическая метафора стала выражением его эмоционального состояния, отразив чистое, светлое чувство любви, которое было навеяно трепетным романтическим отношением к своей будущей жене Тамаре. На конкурсе в Испании в 2007 году "Ночку луговую " назвали лучшим номером фестиваля (тогда в ансамбле был особенно сильный состав исполнителей: А. Штребель, А. Сингач). После его исполнения на сцене десять тысяч зрителей встали со своих мест и громко аплодировали русским танцовщикам несколько минут. Высокая зрительская оценка явилась

подтверждением высокого профессионализма хореографа, став источником для творчества в дальнейшей постановочной работе. За этот танец коллектив "Юность" 9 раз становился Лауреатом всероссийских и международных конкурсов, по праву заслужив восторженные отзывы самых именитых хореографов 7.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в творческой биографии Н. П. Сингача, был, можно сказать, комичный случай опыта работы педагога в другой, современной «эстрадной» стилистике, не принёсшей творческого удовлетворения хореографу и оказавшейся неинтересной зрителю.

Для поездки коллектива в Японию в 1979 г., как с юмором вспоминает педагог, «я поставил массовый танец "Сакура" с очень красочными костюмами, на пошив которых были потрачены огромные денежные средства. После выступления на гастролях японский гид, нас сопровождающий, язвительно спросил меня о том, какой танец мы танцевали в японских кимоно. Я понял, что если хочешь покорить хореографическое пространство и завоевать любовь зрителей, то танцуй свой традиционный танец и занимайся истинной танцевальной культурой, на которой воспитывался с детства...». Эта история позволила педагогу переосмыслить свою творческую деятельность и определить основной вектор успешного развития коллектива, понять, что выбранный им изначально путь сценического освоения и популяризации русского народного фольклора верен, так как подлинное народное творчество универсально. Русское народное искусство несет в себе культурный код, который прочитывается зрителем любой национальности, принимается им безоговорочно. Николай Петрович, неоднократно наблюдая за реакцией зрителей (в том числе и молодёжной аудитории) с самых разных континентов, пришел к выводу, что исполнение хоровода, кадрили, пляски никого не оставляет равнодушным. Именно поэтому русскому народному танцу с Алтая рукоплескали зрители нескольких континентов. Неизменным успехом, как у российских зрителей, так и за рубежом пользовался игровой танец «За околицей». Не с подражаниями японскому танцу, а именно с этой исконно русской постановкой ансамбль объездил полмира, став лауреатами всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. Таким образом, один из главных выводов, сделанным хореографом ещё в начале своей творческой карьеры, заключается в том, что нет смысла бояться признавать свои ошибки, тем более нет смысла бояться их исправлять. Это необходимое условие профессионального роста любого специалиста.

Танцевальное искусство - это искусство движения, а движение, его смысл, техника исполнения, отличается колоссальным разнообразием в зависимости от национальной принадлежности, развития танцевальных направлений и стилей танца. В современном хореографическом пространстве весьма популярной формой танцевального искусства являются танцы модерн, кантемпорари. Большой опыт балетмейстерской работы, как в традиционной, так и современной хореографии позволил педагогу прийти к выводу, что лексика традиционного танца, являясь отображением многовековой, многообразной народной жизни, более содержательна и эстетична. По глубокому убеждению педагога, любой танец должен иметь глубокую драматургию и образное решение, а не механический набор движений и неоправданные приемы с точки зрения нравственных основ. В связи с этим подходом отношение к современной хореографии у Н. П. Сингача является неоднозначным. По его мнению, «современники»8, выработали тенденцию отвечать, что танец - это философия, но не могут раскрыть, что это по содержанию. Вполне понятным, поэтому становится отсутствие в репертуаре коллектива и русских песен в стиле модерн. Народные песни, подогнанные под стандарты эстрады, вокалисты «Юности», сохраняя свой творческий стиль и индивидуальность, тоже никогда не исполняли.

За долгие годы творческой деятельности профессором Н. П. Сингачом в качестве преподавателя вуза и руководителя известного в Алтайском крае и далеко за его пределами коллектива "Юность" были разработаны педагогические принципы и методы обучения искусству народного

7 Татьяна Алексеевна Устинова, народная артистка СССР (1961), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1971), хореограф, педагог и теоретик народно-сценического танца, главный балетмейстер Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого высказала свое мнение о постановке «Ночка луговая» буквально следующим образом: «Такого красивого номера я ещё не видела!»

8 Представители современных направлений танцевального искусства.

танца. Необходимо подробнее охарактеризовать это основополагающее направление деятельности Н. П. Сингача. По словам Николая Петровича, идея танцевальной постановки приходит от прослушивания музыки, от чтения литературы, от впечатлений из жизни. Поскольку творческий процесс - всегда сотворчество коллег, исполнителей, то следующий важный этап - обсуждение идеи с всеми участниками будущей постановки - танцорами, музыкальным руководителем, репетиторами, которые могут затем предлагать свое видение образа танца, его содержания и зрительного ряда, композиции, музыкальной составляющей. Поэтому неоценимый вклад, как в развитие коллектива, так и в разработку его репертуара внесли педагоги ансамбля: Сергей Герасимов (балетмейстер-репетитор, заслуженный артист Российской Федерации), хормейстеры Фаина Петровна Пьянова (заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества), Василий Шардаков, Валерий Котов (музыкальный руководитель, заслуженный работник культуры Российской Федерации), Алексей Кузнецов (музыкальный руководитель) [11].

Среди используемых педагогом-хореографом методов преподавания хотелось бы отметить принцип развития «эмоциональной смотрительности исполнителя» (по терминологии Николая Петровича), а на профессиональном языке - принцип эмоциональной зажигательности и выразительности. По словам мастера, любого воспитанника можно научить выразительно исполнять движение, а вот технические сложности танца подвластны не всем, так как возможности к занятиям хореографией разные. Каждому исполнителю нужно найти образ, роль, персонажа, который органично раскроет его индивидуальность. Тонко чувствуя потенциальные физические и эмоциональные возможности танцовщиков, Николай Петрович точными замечаниями и методическими рекомендациями подсказывает танцовщику пути наиболее выразительного решения того или иного образа.

Педагогический стиль Николая Петровича отличается большой энергетикой, высоким темпо-ритмом, образным наполнением любого танцевального движения и приема. Тело танцора должно «звенеть», считает мастер, а для этого каждое занятие должно проходить на высоком эмоциональном уровне, с ощущением того, что зритель всегда рядом. «Танцор должен всё время говорить со зрителем, а спиной чувствовать своего партнера», - это одно из основных требований педагога. По наблюдениям балетмейстера, зритель «воспринимает информацию десять секунд, после чего его нужно снова удивить или заинтриговать, дабы интерес не сошел на нет». И в этом плане Н. П. Сингач экспериментировал: «принято менять хореографический рисунок через восемь тактов, я это делал через два-три, в итоге получалась довольно насыщенная картина». Именно поэтому, по мнению специалистов, одним из отличительных, узнаваемых признаков «стиля» ансамбля «Юность» являлись динамизм, стремительность концертных номеров, высочайшая техника исполнения со сложнейшими, почти акробатическими, элементами [4, с. 15]. Достичь столь высокого уровня исполнения номера возможно лишь при полной самоотдаче всего коллектива (от художественного руководителя до танцовщиков, музыкантов, вокалистов), актёрского мастерства и огромного физического труда в процессе многочасовых ежедневных репетиций.

Актуальным в педагогическом опыте Николая Петровича является принцип "развития интереса участников к танцу". По глубокому убеждению хореографа, из-под палки, чтобы только заполнить свободное время, ходить в коллектив, в балетный класс нельзя. Умение повести за собой в мир танца, влюбить в танец как в искусство, сделать занятия для ребят их огромным увлечением, без которого они не мыслят свой образ жизни - вот задача педагога. Важной особенностью танцевального искусства является его педагогическое воздействие на личность воспитанника, нравственное воспитание средствами танца. Педагог должен нести в себе человеческую культуру танца, основанную на темах любви, дружбы, радости, солидарности, жизненного позитива. В танцевальном классе нельзя говорить вообще своим ученикам, что ты плохой, ты не можешь выполнить движение. Нужно конкретизировать: почему плохо, что не получается, у кого и главное почему не получается. И если всё это учитывать, то непременно всё получится. Человек должен поверить в свои творческие возможности.

Крайне важно понимание психологии зрителя: танцевать с полной самоотдачей, танец должен «повышать сердцебиение» у зрителя, если в танце нет энергетики - ничего не получится. Именно поэтому зрительскую оценку танцевальной композиции по мнению хореографа не надо сбрасывать со счетов: «Анализ оценки зрителя для нас всегда важный этап работы. Начинаешь размышлять, почему

зритель не пришел на концерт? Почему слабые аплодисменты? Тогда подробно приступаешь к разбору драматургии номера, темпоритму, выразительных средств. Что-то переделываешь, усложняешь, где чуть замедлить, где ускорить, создать контраст эмоциональный, а затем вновь представляешь номер на суд зрителю. Наконец, номер сложился и зажил своей сценической жизнью».

За годы педагогической деятельности профессор Н. П. Сингач создал принципы сценической аранжировки народного танца, которые применяют в своем творчестве и другие балетмейстеры, творческие идеи мастера развиваются многочисленными учениками педагога. Мысль о том, что жизнь настоящего мастера всегда продолжается в учениках в полной мере можно отнести к Николаю Петровичу. Педагогом подготовлены более 300 специалистов в области хореографии. Среди них: 2 заслуженных артиста и 14 заслуженных работников культуры Российской Федерации; 24 руководителя хореографических коллективов, ставших лауреатами международных и всероссийских конкурсов; 8 педагогов преподают искусство танца в Германии, Греции, Испании, Турции, Америке, Израиле; 56 учеников являются солистами и ведущими артистами балета в профессиональных коллективах России (Омском народном хоре, Красноярском ансамбле танца народов Сибири, ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа, ансамбле Н. Бабкиной «Русская песня») и ближнего зарубежья.

Педагогом накоплен большой опыт проведения краевых, всероссийских семинаров и мастер-классов по русскому танцу. Мастер-классы, проводимые Н. П. Сингачом в рамках международных конкурсов в Финляндии, Китае, Испании, Греции, Норвегии, Польше, Швейцарии, Германии воспринимались зарубежными коллегами с огромным интересом, вызывая только положительные отклики у весьма требовательных зарубежных коллег. В настоящее время Н. П. Сингач является одним из ведущих педагогов-балетмейстеров и методистов по русской народной хореографии в России и, продолжая педагогическую и творческую деятельность на кафедре хореографии в Алтайском государственном институте культуры, занимается постановочной работой, проводит мастер-классы в различных городах России (Кемерово, Челябинск, Красноярск, Магнитогорск. Мастер-классы профессора Н. П. Сингача дают возможность студентам хореографических факультетов расширить представления о русской национальной хореографии в целом и углубить свои знания в области методики преподавания основной учебной дисциплины.

По словам педагога, прежде студентами часто становились участники "Юности" и переход в профессию был довольно ступенчатым и плавным. Сейчас ситуация изменилась: необходимо успеть в вузе сформировать качество исполнительского мастерства и профессиональные навыки выпускников, поэтому столь большое внимание педагог уделяет подготовке творческих концертов и отчетов, методической работе. Научные и учебно-методические работы Н. П. Сингача раскрывают богатейший авторский опыт методики преподавания русского танца, его образный строй и особенности композиции [12-24].

В рамках образовательной программы Н. П. Сингач долгие годы преподаёт такие дисциплины, как «Русский танец и методика его преподавания», «Искусство балетмейстера и методика его преподавания», «Региональные особенности сибирского фольклора», является автором репертуарных сборников по русскому танцу, лекции-концерта «Особенности русского танца Сибири», разработал несколько авторских курсов. В учебно-методический комплекс по курсу «Русский танец и методика его преподавания» входят лекции «Русский танец на сюжетной основе», «Осенние хороводы», «Русские хороводы», представляющие большой практический интерес для хореографов-педагогов.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что Николай Петрович Сингач внёс большой вклад в развитие и сохранение русской народной хореографии не только на Алтае и Сибири, но и в России, прославив барнаульскую школу хореографии. Необходимо отметить, что за почти 50-летнюю педагогическую, балетмейстерскую, концертную, учебно-методическую деятельность, участие в фестивалях народного искусства различного уровня, активное освещение достижений вокально-хореографического ансамбля «Юность» в средствах массовой информации, Н. П. Сингачом проведена значительная работа по сохранению, популяризации русского народного искусства (русский народный танец, русская народная песня, русская народная музыка), его истоков, самобытности.

Удивительный для края культурный феномен, когда самодеятельный ансамбль (в котором в

свободное от работы и учёбы время занимались обучающиеся школ, училищ, колледжей и вузов, рабочая молодежь) стабильно побеждал на престижных всероссийских и международных конкурсах и фестивалях можно рассматривать как результат плодотворного взаимодействия педагогического тандема «Юности», большой творческой самореализации всех его участников (танцовщиков, музыкантов, вокалистов) и поддержки Краевого комитета по образованию Алтайского края.

При столь бережном отношении к развитию художественной культуры, лежащем в основе барнаульской школы хореографии, неотъемлемой частью которой является деятельность Н. П. Сингача, русский танец сможет и в дальнейшем выступать не только культурным объектом регионального значения, но и по праву занять нишу в общероссийской и международной системе хореографического образования.

Список литературы

1. Катренко, Н. «Юность» Алтая - вдохновение без границ // Вечерний Барнаул. 11 августа 2012 г.

2. Николаева, Е. Навсегда его «Юность» //Аргументы и факты. Сибирь. 2016. № 46.

3. Алтайский народный вокально-хореографический ансамбль «Юность» стал победителем. иКЬ: http://www.amic.ru/news/149239/ (дата обращения: 10.11.18).

4. Степанчук, В. Вечно юная «Юность» // Культура Барнаула. Журнал Комитета по культуре г. Барнаула. 2008 № 1-2. С. 15-16.

5. Сингач, Н. П. Кафедре хореографии АГИК -40 лет! Под редакцией Л.В. Сибиряковой. - Барнаул: Из-во АГИК, 2016. - 162 с.

6. Шадрина, Т. У океана - "Ночка луговая" [Текст] : Об участии вокально-хореографического ансамбля "Юность" в международном фестивале в Испании / Шадрина Т. // Вечерний Барнаул. -2004.- 8 октября. - С. 23.

7. Сибирь в лицах. - Новосибирск: МАСС-Медиа-Центр; Инфолио-пресс, 2001. - 832 с.

8. Сингач, Н. П. Сенсация в городе Боргхорсте (о гастролях в Германии вокально-хореографического ансамбля "Юность"" [Текст]/ Н. П. Сингач, Г. С. Папин // Алтайская правда. -1996. - 26 июня.

9. Молявко, Г. П. Русское танцевальное творчество Алтайского края [Текст] / Г. П. Молявко // Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона. - 2006. - С. 26-30.

10.0вчаренко, Е. Б. О развитии научной и творческой школы на хореографическом факультете Алтайской государственной академии культуры и искусств [Текст] / Е. Б. Овчаренко, Г. П. Молявко // Инновационные технологии повышения качества подготовки специалистов в сфере художественного образования и информационных ресурсов: теоретико-методологические подходы и практика вузов культуры и искусств : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 12 апр. 2007 г.). - Барнаул, 2007. - С. 47-48.

11. Ермошина, С. Вечно юная «Юность» // Вечерний Барнаул. 24 мая 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сингач, Н. П. Народно-сценический танец и методика его преподавания : учеб. пособие по направлению подготовки 51.03.02 «Нар. худож. культура», профиль подготовки «Руководство хо-реогр. любит. коллективом» / Н. П. Сингач ; Алт. гос. ин-т культуры, Хореогр. фак., Каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во АГИК, 2017. - 211 с.

13. Сингач, Н. П. Народно-сценический танец: становление, техника, стиль и манера исполнения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец-ти «НХТ» / Н. П. Сингач ; АлтГАКИ, Каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 213 с.

14. Сингач, Н. П. Русский танец и методика его преподавания : репертуар. сборник для студентов оч. формы обучения по спец-ти «НХТ», квалиф. «Худ. рук. хореограф. коллектива, преподаватель», спец. «Хореография (нар. танец)» / Н. П. Сингач ; АлтГАКИ, Каф. хореографии. - Барнаул : АлтГАКИ (Каф. хореографии), 2007. - 31 с.

15. Сингач, Н. П. Русский танец и методика его преподавания : репертуар. сборник / Н. П. Сингач, В. Э Перлин. - Барнаул : АГИИК, 2000. - 30 с.

16. Сингач, Н. П. Русские танцы: репертуар. сборник для ХГ / Н. П. Сингач. - Барнаул : АГИК, 1993. - Ч. 1. - 30 с.

17. «Мир движений - 2007» [Электронный ресурс] : [творч. монография], концерт народной и современной хореографии 19 дек. 2007 г. / Г. В. Бурцева, Н. П. Сингач, Е. В. Березикова и др. - Барнаул : Концертный зал АлтГАКИ, 2007. - Эл. опт. диск (DVD-ROM).

18. Сингач, Н. П. Нам 40 : юбилейный концерт ансамбля «Юность» : [творч. монография], (видеозапись от 16.04.2008 г.) / Н. П. Сингач, А. Н. Сингач. - Барнаул : Концертный зал АлтГАКИ, 2009. -Эл. опт. диск (CD-ROM).

19. Сингач, Н. П. Народно-сценический танец: становление, техника, стиль и манера исполнения [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец-ти 071301 «НХТ» / Н. П. Сингач ; АлтГАКИ, Каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. - Эл. опт. диск (CD-ROM).

20. Сингач, Н. П. Праздник русского танца : [творч. монография], (видеозапись от 13.04.2017 г.) / Н. П. Сингач ; Алт. гос. ин-т культуры, Хореографический фак., Каф. хореографии. - Барнаул : АГИК : каф. хореографии, 2017. - Эл. опт. диск (DVD-ROM).

21. Мусухранов, И. Л. Формирование эстетического чувства детей средствами музыки при работе с детским хореографическим коллективом / И. Л. Мусухранов, Н. П. Сингач // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - 2017. - N 6. - С. 220-222.

22. Овчаренко, Е. Б. Народно-сценический танец: методы и приемы обучения на кафедре хореографии Алтайского государственного института культуры / Е. Б. Овчаренко, Н. П. Сингач // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - 2018. - N 5. - С. 50-51.

23. Сингач, Н. П. Веночный хоровод в русской танцевальной культуре: происхождение, становление, манера исполнения / Н. П. Сингач // Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае : сб. науч.-метод. статей / АГИК, Каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. - С. 77-103.

24.Сингач, Н. П. Календарно-обрядовая поэзия и ее роль в формировании народного танца / Н. П. Сингач // Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае : сб. науч.-метод. статей / АГИК, Каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. - С. 57-71.

Galina V. Burtseva, Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) burtseva-1957@mail.ru

Gennadii P. Moliavko, Associate Professor, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation (Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

gpmmolyavko@gmail.com

RUSSIAN FOLK DANCE IN BALLET-MASTER NIKOLAI SINGACH'S CREATIVE ACTIVITY

Abstract. The paper considers creative path of a famous choreographer Nikolai P. Singach who is called by professional community as "father of folk dance in Altai region". The author traces the ballet teacher's influence on development of local school of folk stage dance from 1970s till 2010s. The cultural phenomenon of vocal and choreographic ensemble called "lunost" (in Eng.: "The Youth") that keeps and popularizes the Russian dance culture in regional, national and international levels for fourteen years is described. Also, the article outlines some facts of the ensemble's creative biography, gives information about the dance group's productions at various times, analyses some techniques of pedagogical work in a dance team, reviews academic works written by professor Nikolai Singach that disclose the author's experience in methods of teaching and staging of a folk dance.

Keywords: Nikolai P. Singach, a ballet-master, school of Russina dance in Altai, vocal and choreographic ensemble "lunost", choreographic education, a folk stage dance, a folk dance, a round dance, quadrille, a dance, dance amateuri activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.