Можно с уверенностью сказать, что школа классического танца на Алтае, которую развивала многие годы Н. Н. Кровякова, жива и нашла своих достойных представителей в лице её учеников: О. А. Левицкой (Алтайский краевой колледж искусств и культуры, ансамбль «Глория»); Н. В. Губановой (ансамбль «Аура»); Л. В. Сибиряковой (и. о. зав. кафедрой АГИК); Н. А. Горбуновой (декан АГИК); Р. А. Вейн (ансамбль классического танца «Глория»); Анжелики Онушко (преподаватель ансамбля «Эос»); Н. Г. Рылеевой (преподаватель АККИиК, руководитель танцевальной студии «НОВОЕ»).
Воспитанники Натальи Николаевны, всегда шагают в ногу со временем, основываясь на базе классического танца. Важным направлением их деятельности является овладение методикой изучение и исполнение элементов классического танца, в соответствие с анатомией и физиологией, педагогикой и психологией танца, здоровьесберегающими технологиями для детей и молодёжи в области хореографического искусства.
Многие выпускники ансамбля «Эос» работают артистами в профессиональных коллективах России, стали успешными преподавателями классического танца в образовательных учреждениях культуры. Творческая деятельность Н. Н. Кровяковой и её прославленного ансамбля неоднократно освещалась в прессе: в газетах «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Парламентская газета», в журнале «Культура Барнаула». Можно уверенно сказать, что ансамбль классического танца «Эос» вносит существенный вклад в развитие и популяризацию классического танца на Алтае.
Natalia G. Ryleeva
Altai State College of Culture and Arts (Barnaul, Russia)
NATALIA KROVIAKOVA'S PEDAGOGICAL WORK IN "EOS", PEOPLE'S ENSEMBLE OF CLASSICAL DANCE
Abstract. The paper outlines brief creative biography of People's ensemble of classic dance "Eos" (Barnaul, Altai Krai, Russia) headed by Natalia N. Kroviakova, honored worker of culture of the Russian Federation. The methodical aspect of pedagogical headship of upgrading a dancer's masterfulness is considered. Effective techniques of rehearsal and stage work fit for the dance group are specified. The author says about noticeable contribution of the dance ensemble creative activity in establishment and development of school of classic dance in Altai region.
Keywords: choreography, classical dance, creative task, an artist, methods of rehearsal and stage work, dance group, an artistic director's masterfulness, Natalia Kroviakova.
УДК 793.3-051Силатъева:792.8(571.150)Вдохновение"1976/2007"
М.В.Савченко
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ТВОРЧЕСТВО Л. С. СИЛАНТЬЕВОЙ - ПЕДАГОГА, БАЛЕТМЕЙСТЕРА, РУКОВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ТЕАТРА БАЛЕТА «ВДОХНОВЕНИЕ»
Аннотация. Рассмотрены основные этапы творческого пути автора и постановщика сценических хореографических композиций Л. С. Силантьевой в Народном театре балета Барнаульского меланжевого комбината (г. Барнаул Алтайского края, Россия) с 1976 по 2007 гг. Охарактеризованы яркие художественные и композиционные особенности репертуарных концертных номеров и спектаклей танцевального коллектива под руководством Л. С. Силантьевой. Статья знакомит с составом исполнителей главных партий балетных композиций, поставленных Л. С. Силантьевой, с талантливыми учениками мастера.
Ключевые слова: народный театр балета, творчество Л. С. Силантьевой, педагог, балетмейстер, классический репертуар, ученики Л. С. Силантьевой, руководство самодеятельным хореографическим коллективом, художественная самодеятельность, творческий коллектив, авторские балетные постановки на Алтайской сцене.
История Народного театра балета дома культуры Барнаульского меланжевого комбината (ДК БМК) началась в 1948 году. Коллектив продержался более 55 лет и вошёл в историю культуры края. Можно сказать, что это своеобразная легенда.
Мне, как и многим юношам и девушкам, посчастливилось прикоснуться к этой легенде, стать участницей первого на Алтае театра классического балета. Эта статья - воспоминания о руководителе Народного театра балета дома культуры Барнаульского меланжевого комбината Лие Самой-ловне Силантьевой, бывшей воспитаннице Народного театра балета, ученицы Маргариты Аркадьевны Зарайской (см. фото 1).
Лия Самойловна закончила театроведческий факультет режиссуры и балетоведения ГИТИСа по специальности «Искусствовед. Театральный критик». Дипломная работа -«Балеты Прокофьева на сцене Новосибирского театра оперы и балета». Обучаясь в Москве, Лия Самойловна жила в атмосфере театра, прекрасного мира балета, общалась с педагогами ГИТИСа, посещала спектакли и занятия солистов балета Большого театра. Также она осваивала на практике актерское мастерство и режиссуру, занимаясь в Московском театре миниатюр.
К руководству народным театром балета дома культуры Барнаульского меланжевого комбината Лия Самойловна приходит в 1976 году, уже имея за плечами 13 лет работы старшим преподавателем культпросвет училища г. Барнаула, где готовила руководителей хореографических самодеятельных коллективов. Ей потребовалось немало усилий, чтобы создать коллектив, способный выйти из того инертного состояния, в котором он находился ни много ни мало - 6 лет: из-за смены руководителей театр распадался.
С приходом Л. С. Силантьевой начался новый взлет в творческой биографии театра. Эта маленькая, сдержанная, скромная женщина (никогда не любила говорить о себе) обладала твердым характером и сильной волей, а больше всего она любила балет и танцевать. И эту любовь к танцу, к хореографии старалась передать нам, участникам коллектива, а «наших земляков приобщить к искусству классического танца, увеличить число поклонников Терпсихоры, а также расширить круг любителей симфонической музыки»2.
Уже в первый сезон работы осуществляется постановка одноактного балета «Времена года» на муз. П. И. Чайковского. В этом же году на смотр художественной самодеятельности было выставлено четыре концертных номера: «Вальс» на музыку П. И. Чайковского из «Времён года», «Весна» -Э. Грига, «Ноктюрн» и «Героический танец» - С. Рахманинова (см. фото 2). Коллектив на смотре получил диплом I степени.
Лия Самойловна всегда выбирала для постановок красивую, образную музыку, которая была близка нашим устремлениям и её замыслам. Так произошло с музыкой Р. Щедрина к балету «Кармен-сюита». Здесь музыкальный образ и танец были неразделимы. Мы слушали музыку, а Лия Самойловна рассказывала сюжет балета, в ярких красках описывая каждый образ (она была замечательным рассказчиком, обладала грамотно поставленной речью).
2 Силантьева Л. С. Искать гармонию в себе // Советский балет. - 1982 г. - № 6. - С. 61
Все загорелись огромным желанием поскорее начать репетиции. А более захватывающим был постановочный процесс, когда рождался балет. Особенно нам нравились сводные репетиции на сцене, где мы, оттанцевав свои куски, прятались в кулисах и, затаив дыхание, наблюдали за дуэтами солистов...
В 1977 г. Лия Самойловна ставит свой первый «большой» балет - «Кармен-сюита» на муз. Бизе-Щедрина. Эта работа получила хорошие отзывы на смотре художественной самодеятельности в г. Барнауле, и коллектив направляют на зональный фестиваль художественной самодеятельности в г. Омск. По воспоминаниям Е. А. Леоновой (Вдовина), бывшей солистки НТБ, исполнительницы главной роли в балете «Кармен-сюита», это событие стало для Л. С. Силантьевой неожиданным :
«После смотра мы все долго сидели в зрительном зале, волновались в ожидании Лии Самой-ловны, думали, что же нам скажут на обсуждении, как оценит нас жюри? И когда, наконец, Лия Самойловна появилась, на её лице был такой испуг! Она сказала: «Нас направляют на фестиваль в Омск». И мы все сразу так раскричались, так обрадовались. Одна Лия Самойловна находилась в полном смятении. Она просто не представляла, как с нами можно куда-то ехать...».
В Омске коллектив удостаивается республиканского и всесоюзного дипломов I степени. Исполнительница главной роли Кармен Елена Вдовина становится его лауреатом. За исполнение небольших ролей танцовщицы и танцовщика Оля Клочкова и Андрей Рогов получили дипломы I степени. Жюри фестиваля высоко оценило работу Народного театра балета, его большие творческие возможности, а работу Е. Вдовиной профессионалы назвали работой настоящей балерины. Это дорогого стоит. По поводу балетмейстерской постановки жюри высказалось так: «Это, несомненно, безусловно «Кармен-сюита»! (см. фото 3).
Именно с постановкой «Кармен-сюиты» Народный театр балета родился заново.
Лия Самойловна Силантьева не соглашалась с теми руководителями художественной самодеятельности, которые сетовали: не с кем работать, мало талантливых. Она считала, что талантливых ребят много, только нужно суметь передать им свою любовь к делу: «Я стремлюсь, - говорила она, - перспективным ребятам давать сольные номера, никого не оставлять без внимания. Через музыку, танец формировать душу, характер человека, обогащать его внутренний мир. А одаренных действительно много.. Я исхожу из предположения, что каждый человек, который захотел постичь тайны балетного искусства, - безусловно, одарённый человек, и дело чести педагога выявить и развить его способности, даже если поначалу они, что называется, "не просматриваются"».
Обновляется и репертуар Народного театра балета. Около 30 номеров, поставленных на музыку Д. Шостаковича, С. Рахманинова, П. Чайковского, А. Петрова и других композиторов, составляют большую концертную программу.
После «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина появляется «Коппелия» (1978 г.) на муз. Л. Делиба, очень известный в то время балет (как раз шел на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Данченко в Москве, в академическом Малом театре оперы и балета в Ленинграде (см. фото 4).
И снова своя редакция, рассчитанная на свои силы: «Мы не пытаемся удивить виртуозностью, - писала в статье «Искать гармонию в себе» Л. С. Силантьева, - а хотим завоевать сердца наших зрителей, заставить их размышлять о тех проблемах, которые волнуют нас. Лексика наших постановок сравнительно проста, что дает возможность исполнителям, легко справляться с текстом, уделять больше внимания движениям души и мысли».
Творческий коллектив не стоит на месте, и в 1979 году представляет на суд зрителей вечер одноактных балетов - «Штраусиана» и «Негритянская рапсодия» Дж. Гершвина.
Балетмейстер Народного театра балета Л. С. Силантьева ставит перед собой задачу: будить мысль и чувства зрителя, пробуждать возвышенные и благородные помыслы, заставлять сопереживать героям на сцене, радоваться и страдать вместе с ними. Так рождается новый балет - «Ромео и Джульетта» П. Чайковского (1980 г.).
Фото 2. Героическая симфония
С. Рахманинова,
солистка Е. Вдовина (в центре),
слева направо:
Т. Живайкина,
О. Клочкова,
Ж.Ульман,
С. Лесникова
Фото 3. Балет «Кармен-сюита»,
1977 г.
Поклон,
слева на право:
Тореодор - А. Баженов,
Кармен - Е. Вдовина,
Хосе - А. Кужелев
Фото 4. Балет «Коппелия», 1978 г.
Танцуют: Е. Вдовина, А. Рогов
В главных партиях заняты уже «ветераны» театра - студенты института культуры Андрей Рогов и Елена Вдовина (см. фото 5). Также в балете задействованы Е. Ромащенко, Л. Брайловская, И. Лысенко, А. Сердаев, Ю. Рашидов, В. Казанцев, Г. Мясникова, Л. Кадамова, В. Ващенко, В. Чугуев, И.Гуськова, Г.Глуховская, М. Ковалева, М. Потапова, Ж. Ульман, Е. Ростовцева и другие артисты.
Фото 5. Сцена из балета «Ромео и Джульетта», 1980 г.
Премьера балета состоялась 11 марта и прошла с блестящим успехом. Особенно сильной в эмоциональном плане оказалась сцена финала спектакля. Именно здесь исполнители и зритель слились в своих чувствах, здесь балетмейстер достиг своей цели.
Одновременно с «Ромео и Джульеттой» был подготовлен и преподнесён на зрителям одноактный балет С. Прокофьева «Классическая симфония».
Следующий сезон 1980-1981 гг. вошёл в историю Народного театра балета следующими постановками: «Испанское каприччио» на муз. Н. Римского-Корсакова и «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно. Последний спектакль («Вальпургиева ночь») за время существования НТБ появлялся в его репертуаре уже несколько раз в разных редакциях. Но балетмейстер Лия Самойловна Силантьева всегда ищет свой, новый вариант и никогда не останавливается на достигнутом.
Первыми «большими» постановками Л. С. Силантьевой были балеты в одном действии. Но вот в сезоне 1981-1982 гг. появляется балет в двух актах: «Снегурочка» на муз. А. Глазунова. Премьера его состоялась 26 марта 1982 года.
Действующими лицами и исполнителями выступали: П. Несмачных, А. Румянцев, С. Афанасьева, М. Потапова, И Лысенко, В. Владимиров, Г. Глуховская, С. Соловьева, А. Сердаев, М. Ковалева, М. Ткачева, Ю. Рашидов, Е. Кузнецова, В. Симоненко, С. Кизаева, С. Кургашева, Т. Снигирева, В. Казанцев и другие.
Отличие всех этих новых работ Народного театра и старых балетов («Шёлковая кисточка» А. М. Ильина, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна и т. д.) Лия Самойловна видела в следующем: «Раньше больше пользовались средствами пантомимы. Сейчас же более высокий технический уровень исполнения. Балет не терпит дилетантства, ему нужны полная самоотдача, большая затрата физических сил». Поэтому мы занимались четыре раза в неделю, а в воскресенье работали почти весь день. Не имея возможности регулярно видеть балетные спектакли на профессиональной сцене, старались компенсировать это просмотром телепередач. Лия Самойловна приносила на занятия книги о балете, мы брали их домой, читали с большим интересом.
«Лия Самойловна - очень образованная женщина, - рассказывает Е. А. Леонова (Вдовина), -она всегда очень много рассказывала нам и о балетах, и о музыке, и об исполнителях. Благодаря ей мы были хорошо информированы. Сама Лия Самойловна каждый год летом, после нашего отчётного концерта, уезжала на месяц в Москву, Ленинград. Там посещала театры, концерты, спектакли, премьеры. И везла нам впечатления, новости и информацию» (см. фото 6).
Фото 6. Л. С. Силантьева на репетиции, 1984 г.
Мы стремились достичь более высокого исполнительского уровня и быть в курсе всех событий в мире хореографии. Следили за новинками балетной литературы, обменивались вырезками из газет, делали альбомы о балете и конечно обсуждали увиденные конкурсы, балеты гастролирующих в г. Барнауле театров оперы и балета. Мы знали наизусть, практически, все балетные вариации.
Следующий этап расцвета Народного театра балета пришелся на 1984-1985 гг., когда был поставлен балет «Спартак» в двух актах. Большую роль сыграло то, что многие из самодеятельных артистов имели уже профессиональную хореографическую подготовку (учились или закончили АГИК), и работали над своими ролями, так сказать, со знанием дела. Из воспоминаний Е. А. Леоновой (Вдовиной): «Вернувшись в Барнаул по окончании Ленинградского института культуры, я стала работать в нашем институте. Но продолжала танцевать в Народном театре балета. Здесь уже не одна я имела профессиональную подготовку. Коллектив в это время был довольно сильным, что привело к новому творческому подъёму театра» (см. фото 7-9).
Это было поистине прекрасное время. Мы увлечённо работали над образами, придумывали костюмы и сами шили их, делились идеями, и каждая репетиция приносила творческое удовлетворение. В постоянных поисках достоверных образов мы перечитывали книгу Р. Джованьоли «Спартак» и обсуждали каждую сцену. Отдельным вдохновением служил фильм-балет «Спартак», который можно было увидеть только в одном кинотеатре города. Так, благодаря нашей увлечённости, а также высокому профессионализму Лии Самойловны и её таланту направлять все наши старания в нужное русло, родился этот большой серьёзный спектакль.
Народный театр балета - это то место, в котором танец приобретает глубокий смысл, когда людей объединяет общее дело, которое им интересно, это очень сближает. Участие в таких больших постановках приучает к общению с партнерами, вырабатывает у исполнителей «чувство сцены», прививает им «чувство ансамбля», чувство ответственности за общее дело.
«Было много проблем с музыкой, точнее с её счётом. В течение одного номера музыкальный счёт менялся несколько раз., - вспоминает С. Зяблицкий. - Вообще же постановка «Жар-птицы» была шикарной в своем оформлении. В этом большая заслуга В. Гаана, художника Алтайского государственного театра музыкальной комедии, оформлявшего наш спектакль».
Да, действительно, музыка Стравинского сложная, но яркая, красочная, наполненная оркестровыми эффектами. Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Было очень интересно работать над образом этой фантастической, причудливой птицы, хотелось довести «до совершенства» и технику, и пластику, и актерское мастерство.
Фото 7. Балет «Спартак», 1985 г. Красс - В. Владимиров, Эгина - Е. Вдовина
Фото 8. Сцена из балета «Спартак», 1985 г.
Спартак - А. Румянцев
Фото 9. «Реквием», финал спектакля, 1986 г. Фригия - М. Потапова
Фото 10. Балет «Жар-птица», 1986 г. Иван-царевич - С. Зяблицкий, Царевна-ненаглядная краса - С. Шейко
Фото 11. Жар-птица - М. Потапова (Савченко), 1987 г.
Каждый год Народный театр балета представлял на суд зрителя масштабные спектакли развёрнутой формы, но всегда это была авторская редакция. Актёрские задачи решались и пластически и лексически.
В период с 1988-1992 год ставятся «Весна священная» (муз. И. Стравинского), «Половецкие пляски» (муз. А. Бородина), «Сердце поэта» (муз. Ф. Шопена), одноактный балет Дж. Гершвина «Рапсодия в стиле блюз», «Ночь на лысой горе» М. Мусоргского и «Классическая симфония» С. Прокофьева и др. А также множество концертных номеров: польки, вариации из разных балетов, «Па де труа» из балета «Щелкунчик» (муз. П. Чайковского).
С приходом в народный театр балета в качестве руководителя, Л. С. Силантьева организовала детскую подготовительную студию, с которой сама и работала.
В дальнейшем студию возглавил С. Заблицкий, к этому времени уже студент хореографического отделения Алтайского государственного института культуры. Дети подрастали, из студии переходили в НТБ, становились его артистами.
И все было хорошо, пока коллектив не лишился собственного помещения и больше не относился к меланжевому комбинату. Его перевели в ведомство городского отдела культуры. Занятия проходили в помещении школы № 49. И чувствовали себя здесь его артисты уже явно не хозяевами. Наверно, это были не лучшие времена для истории театра.
«Все эти обстоятельства привели к тому, что наш коллектив стал платным, - говорила Лия Са-мойловна. - Но это, конечно, не решает проблем. В настоящее время нам не помогает никто. Абсолютно. Костюмы также шьём на собственные деньги участников или обходимся старыми».
И, несмотря на трудности последних лет, благодаря самоотверженному труду Лии Самойловны и поддержке воспитанников, театр продолжал жить, ставить концертные программы и приобщать к искусству танца всех желающих.
В коллективе в тот период занималось около двадцати человек. В числе участников коллектива - Т. Ледовских (вела подготовительную группу НТБ), О. Речкунова, Р. Брава, С. Трунова, С. Кирсанова, Т. Потрясаева, Н. Мошкина, О. Клочихина и другие. Конечно, большая часть - девушки, но были и шесть юношей. Надо сказать, у нас в Народном театре балета всегда занимались ребята. Лия Самойловна умела увлечь их классической хореографией. Однажды у Л. С. Силантьевой поинтересовались, как ей удаётся привлечь в коллектив юношей (мужчин)? «Все очень просто, -ответила она, - я ставлю юношей в пару с красивой девушкой...».
В 1998 году Народный театр принял участие в конкурсе современного классического и эстрадного танца, посвящённого памяти Заслуженного деятеля искусств России Н. З. Громова, проходившем в г. Барнауле. Лия Самойловна очень не любила участвовать в каких-либо конкурсах, но, по её словам, - «девочки так загорелись, так захотели...». И она уступила им. Как оказалось, не напрасно. Народный театр танца «Арабеск» (некоторое время у коллектива было такое название) занял
в конкурсе III место в номинации «Современный классический танец». В гала-концерте конкурса было два номера коллектива: «Мелодия» К. Глюка в исполнении О. Речкуновой и А. Ремизова и адажио из балета «Щелкунчик» П. Чайковского в исполнении Т. Ледовских и С. Зяблицкого. В том же году Народный театр представил на суд зрителя одноактный балет «Моцартиана». В 1999 году был организован вечер балета, посвященный 50-летию коллектива, ставшего базой для Народного театра балета.
Театр под руководством Лии Самойловны просуществовал до 2007 года. Ученики с благодарностью вспоминают театр.
Выпускница Л. С. Силантьевой Г. Глуховская сказала о ней: «Это профессионал, грамотный культурный, высокообразованный педагог. Лия Самойловна имела музыкальное образование, она могла одновременно вести урок и аккомпанировать. Всегда готовилась к урокам, помню её записи к новым постановкам. Любила дисциплину, всегда вовремя начинала занятия, поэтому мы старались не опаздывать. Хорошо выглядела всегда, одевалась со вкусом (вязала сама). Она обладала внутренней культурой, была сдержана в эмоциях, как она разговаривала! У неё на все было своё мнение. Для меня это образец педагога».
Да, Лия Самойловна была замечательным педагогом. Индивидуальный подход к воспитанникам, умение заинтересовать, глубокое знание педагогики и психологии, предельно внимательное, уважительное отношение к окружающим и тонкое чувство красоты - все эти качества в полной мере характеризуют её как талантливого педагога. Театр был смыслом её жизни. Она умела вдохновлять, поднять настроение, направить в нужное русло, стремилась развить в воспитанниках образное одухотворенное понимание классического танца. Она воспитывала в нас любовь к балетному труду, искусству танца, музыке, жизни, уважение друг к другу, учила нас отдаваться танцу всей душой, развивать в себе лучшие человеческие качества.
Она не готовила профессионалов, но, тем не менее, многие связали свою жизнь с хореографией: артисты балета (С. Лесникова, А. Рогов, М. Потапова, Т. Ледовских) педагоги (Е. Вдовина, М. Потапова, И. Лысенко, Г. Глуховская, И. Теплова) и хореографы (Г. Мясникова, С. Лиханова) и много других воспитанников Лии Самойловны, кто посвятил себя искусству танца. Лия Самойловна и Народный театр балета навсегда останутся в памяти каждого из её учеников.
Список литературы
1. Кошкарёва, Л. Моя Кармен // Алтайская правда. - 1977. - 14 мая.
2. Мохова, Н. Театр.без афиш // Молодёжь Алтая. - 1980. - 27 февр.
3. Силантьева, Л. С. Искать гармонию в себе // Советский балет - 1982. - № 6. - С. 61.
Marina V. Savchenko
Altai state Institute of Culture (Barnaul, Russia)
CREATIVE WORK OF LIIA SILANTEVA, TEACHER, BALLET MASTER, HEAD OF PEOPLE'S THEATRE OF BALLET "INSPIRATION"
Abstract. The paper considers the key stages of creative career of author and ballet master Liia S. Si-lantieva, worked in People's Theatre of Ballet of Barnaul Melange Industrial Complex (Barnaul, Altai Krai, Russia) from the 1976th till 2007th. The author highlights the key artistic and compositional peculiarities of stage shows performance by the dance ensemble under the guidance of Liia S. Silantieva. The article familiarizes a reader with performers who played the leading part in ballet shows staged by Liia Silanteva, and also with talented followers of the master.
Keywords: People's Theatre of Ballet, Liia Silanteva's creative work, a dance teacher, a ballet master, list of classic productions, Liia Silanteva's followers, headship over an amateur choreographic group, a creative ensemble, authorial ballet shows on the stages of Altai Krai.