Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность Н. Н. Кровяковой в народном ансамбле классического танца «Эос»'

Педагогическая деятельность Н. Н. Кровяковой в народном ансамбле классического танца «Эос» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / классический танец / творческая задача / артист‐ исполнитель / методы репетиционной и постановочной работы / танцевальный коллектив / ма‐ стерство художественного руководителя / Н. Н. Кровякова / choreography / classical dance / creative task / an artist / methods of rehearsal and stage work / dance group / an artistic director’s masterfulness / Natalia Kroviakova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рылеева Наталья Геннадьевна

Изложена краткая творческая биография народного ансамбля классического танца «Эос» (г. Барнаул Алтайского края, Россия) под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Н. Н. Кровяковой. Охарактеризован методический аспект педагогического руководства процессом совершенствования исполнительского мастерства исполнителей танца; пе‐ речислены доказавшие свою эффективность приёмы и техники репетиционно‐постановочной рабо‐ ты в условиях танцевального коллектива. Автор отмечает значительный вклад творческой деятель‐ ности ансамбля в становление и развитие школы классического танца на Алтае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рылеева Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATALIA KROVIAKOVA’S PEDAGOGICAL WORK IN “EOS”, PEOPLE’S ENSEMBLE OF CLASSICAL DANCE

The paper outlines brief creative biography of People’s ensemble of classic dance “Eos” (Barnaul, Altai Krai, Russia) headed by Natalia N. Kroviakova, honored worker of culture of the Russian Federation. The methodical aspect of pedagogical headship of upgrading a dancer’s masterfulness is considered. Effective techniques of rehearsal and stage work fit for the dance group are specified. The author says about noticeable contribution of the dance ensemble creative activity in establishment and development of school of classic dance in Altai region.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Н. Н. Кровяковой в народном ансамбле классического танца «Эос»»

функцию, реализуя генетическую потребность людей к высшему духовному порядку. Скорее всего, оба фактора и многие другие способствовали рождению качественно нового, неповторимого культурного явления - Народного театра балета.

Хочется верить, что столь уникальный опыт найдет в будущем формы нового воплощения. Но для этого необходимы новые идеи в масштабах развития всего общества. Нет идеи - нет творчества. Современным студентам-хореографам необходимо доносить информацию по истории искусства Алтайского края, истоках хореографической традиции, сформировавшейся на основе возникшей на Алтае школы классического танца. Необходима разработка новых академических форм, развивающих заинтересованность в изучении истории искусства и культуры малой родины: спецкурсы, факультативы, исследовательские группы на базе вузов Алтайского края. Инициатором такого проекта, на наш взгляд, должен стать Алтайский государственный институт культуры.

Список литературы

1. Моисеев, И. А. Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь. - Изд. 4-е, испр. - Москва : Согласие, 1996. - 226 с. : ил.

2. Боярчиков, Н. Н. Спасти профессию хореографа / Н. Н. Боярчиков, Т. Кузовлева // Балет. -2008. - № 1. - С. 4-5 : фот.

3. Уральская, В. «Пахита» или путь к себе самим. - Балет. - 2009. - № 1. - С. 15-16 : фот.

4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской федерации на 2008-2015 гг. // Балет. - 2009. - № 1. - С. 4-10.

5. Леонова, М. От школы зависит театр будущего. - Балет. - 2008. - № 2. - С. 2-3.

Galina A. Papashvili, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) galpapashvili@yandex.ru

CLASSIC DANCE: SPIRITUAL TRADITION AND MODERNITY

Abstract. The article considers currently topical issues concerning scientific understanding of artistic achievements of Russian school of classic dance by efforts of pedagogical workers of educational institutions of higher education of the today's Altai Krai. The author outlines her own view on perspectives of preservation of a spiritual tradition in space of the today's professional choreographic art and amateur choreographic creativity, choreographic education in various levels. The paper argues a need in deepening of scientific learning, philosophical rethinking and stage popularization of most valuable (artistically) examples of choreographic heritage of the Soviet period of the Russian history. Also, the article states a need in keeping of important cultural initiatives of the Soviet past, e. g. people's ballet theatres.

Keywords: culture, civilization, spirituality, school of classic dance, Soviet amateur creative activities, a phenomenon of people's ballet theatres, preservation of choreographic heritage.

УДК 793.3(571.150-25)Эос

Н. Г. Рылеева

Алтайский краевой колледж культуры и искусств (Барнаул, Россия)

ryleeva2011@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. Н. КРОВЯКОВОЙ В НАРОДНОМ АНСАМБЛЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА «ЭОС»

Аннотация. Изложена краткая творческая биография народного ансамбля классического танца «Эос» (г. Барнаул Алтайского края, Россия) под руководством заслуженного работника культуры

Российской Федерации Н. Н. Кровяковой. Охарактеризован методический аспект педагогического руководства процессом совершенствования исполнительского мастерства исполнителей танца; перечислены доказавшие свою эффективность приёмы и техники репетиционно-постановочной работы в условиях танцевального коллектива. Автор отмечает значительный вклад творческой деятельности ансамбля в становление и развитие школы классического танца на Алтае.

Ключевые слова: хореография, классический танец, творческая задача, артист-исполнитель, методы репетиционной и постановочной работы, танцевальный коллектив, мастерство художественного руководителя, Н. Н. Кровякова.

В 1977 году во Дворце культуры Шинного завода (ныне Дворец культуры г. Барнаула) была основана детская балетная студия под руководством заведующего кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры В. В. Пуйовой. С 1979 года руководителем детской балетной студии становится Наталья Николаевна Кровякова - выпускница В. В. Пуйовой и ученица Л. А. Бота-ниной1. (см. фото 1).

Петербурге, звание лауреата Демидовской премии в номинации «Музыка и исполнительское искусство» (1999 г.), а также звание лауреата муниципальной премии г. Барнаула в 1998 году.

За 40-летний творческий период ансамбль «Эос», в репертуаре которого бережно сохраняются образцы классического наследия, его руководитель получил высокую оценку профессиональных деятелей балетного искусства, среди которых народные артисты О. Лепешинская (г. Москва), Г. Комлева, С. Викулов, В. Ганибаллова (г. Санкт-Петербург). Начиная с первого состава участников, коллектив отличался достаточно сильной методикой исполнения классического танца. Н. Н. Кровякова, сама являясь хорошей танцовщицей, всегда могла показать упражнение, танцевальный и учебный элемент грамотно, подробно объяснить методику исполнения движения. Её урок имел определенную структуру:

- разминки лицом к станку;

- растяжка на «холодные» ноги;

- экзерсиса у станка;

1 Л. А. Ботанина - руководитель ансамбля классического танца «Вдохновение» Дворца культуры химиков г. Барнаула, в прошлом - солистка Народного театра балета Дворца культуры «Меланжевого комбината», в настоящее время - педагог в ансамбле «Эос».

На базе балетной студии в 1985 году создается ансамбль классического танца «Эос». Успешно трудится в коллективе Шишина Римма Михайловна, совместно с ней создаются авторские концертные программы, миниатюры, возник яркий балет «Возрождение», известные зрителю композиции «Цветочницы», «Проказы матушки Жигонь», «Болеро» и др.

В 1993 году ансамблю « Эос» было присвоено почётное звание «народный самодеятельный коллектив». В 1997 году коллектив получил звание лау-

Фото 1. Н. Н. Кровякова и Л. А. Ботанина со своими воспитанниками в Германии, 1997 г.

реата Первого Всероссийского конкурса коллективов классического танца в г. Санкт-

- растяжка на разогретые ноги;

- экзерсис на середине зала;

- раздел allegro;

- «пальцевая»техника;

- репертуар коллектива;

- постановка танцевальных номеров.

Н. Н. Кровякова считала, что только при системном построении урока можно добиться хорошей техники исполнения, развить своё тело, улучшить физические данные (см. фото 2).

Особое внимание Наталья Николаевна уделяла «пальцевой» технике, правильному вставанию через полупальцы на «пятачок». Ведь «пальцевая» техника - это и есть базовый классический танец. Танец на пальцах -один из главных компонентов сольного и дуэтного женского танца.

Легкость, пластичность, динамика и выразительность танца на пальцах (см. фото 3).

Романтический балет - колыбель образной выразительности пальцевой техники. Пуанты, танец на пуантах (от франц. pointe -острие, кончик), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги; один из основных элементов классического женского танца, требующий специальной балетной обуви с твёрдым носком. После хорошей базы классического танца, как для исполнителя, так и для преподавателя - балетмейстера или репетитора все направления танца подвластны для успешного освоения. Поэтому очень многие выходцы из ансамбля «Эос» в дальнейшем продолжали своё обучение в Алтайском государственном институте культуры, для многих из них классический танец и искусство балетмейстера стало Фото 2. Фрагмент композиции профессией. За высокий профессионализм и

«Деревенская пастораль», 1989 г. педагогический талант в 1997 году Наталье

Исполнители: Олеся Левицкая, Наталья Мустафина Николаевне Кровяковой было присуждено

звание «Почётный гражданин города».

Коллектив, помимо классического репертуара, начинает участвовать в различных конкурсах в номинации «Современный танец» (Барнаул, Кемерово и т. д.). На конкурсе в г. Санкт-Петербурге с постановкой «Паук» начинающий тогда ещё балетмейстер Н. Губанова-Немилостева (ученица Н. Н. Кро-вяковой) получает Гран-при. В настоящее время этот балетмейстер - действующий художественный руководитель Образцового ансамбля классического танца России «Аура», продолжает традиции своего учителя. Постановка «Паук» до сих пор сохраняется в репертуаре её коллектива (см. фото 4).

В репертуаре ансамбля «Эос» осуществлено много известных классических балетов: «ДонКихот» (1998 г.), «Баядерка» (1999 г.) (см. фото 5), «Шопениана» (2000 г.), «Маркитантка и форейтор» (2001 г.) и др. Н. Н. Кровякова всегда шла на все возможные эксперименты и проекты, на совместные концерты с другими коллективами города, например, в 1994 году ансамбль совместно с оркестром русских народных инструментов «Сибирь» принял участие в Днях Культуры Алтая в городе Москве. Она всегда с одобрением относилась к неоклассике и современной хореографии, ко всему новому, если это сделано профессионально.

Фото 3. Фрагмент из балета «Дон Кихот», 1997 г.

Фото 4. Фрагмент миниатюры «Паук».

Исполнители: Наталья Рылеева-Мустафина, Вера Радченко, Наталья Губанова-Немилостева, 2005 г.

Фото 5. После выступления в спектакле «Дон Кихот» на сцене Дворца Спорта, 1996 г. (Слева направо Наталья Губанова-Немилостива, Юлия Власова, Наталья Рылеева-Мустафина, Сергей Смирнов, Светлана Маурер, Вера Радченко, в центре - Олеся Левицкая).

Можно с уверенностью сказать, что школа классического танца на Алтае, которую развивала многие годы Н. Н. Кровякова, жива и нашла своих достойных представителей в лице её учеников: О. А. Левицкой (Алтайский краевой колледж искусств и культуры, ансамбль «Глория»); Н. В. Губановой (ансамбль «Аура»); Л. В. Сибиряковой (и. о. зав. кафедрой АГИК); Н. А. Горбуновой (декан АГИК); Р. А. Вейн (ансамбль классического танца «Глория»); Анжелики Онушко (преподаватель ансамбля «Эос»); Н. Г. Рылеевой (преподаватель АККИиК, руководитель танцевальной студии «НОВОЕ»).

Воспитанники Натальи Николаевны, всегда шагают в ногу со временем, основываясь на базе классического танца. Важным направлением их деятельности является овладение методикой изучение и исполнение элементов классического танца, в соответствие с анатомией и физиологией, педагогикой и психологией танца, здоровьесберегающими технологиями для детей и молодёжи в области хореографического искусства.

Многие выпускники ансамбля «Эос» работают артистами в профессиональных коллективах России, стали успешными преподавателями классического танца в образовательных учреждениях культуры. Творческая деятельность Н. Н. Кровяковой и её прославленного ансамбля неоднократно освещалась в прессе: в газетах «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Парламентская газета», в журнале «Культура Барнаула». Можно уверенно сказать, что ансамбль классического танца «Эос» вносит существенный вклад в развитие и популяризацию классического танца на Алтае.

Natalia G. Ryleeva

Altai State College of Culture and Arts (Barnaul, Russia)

ryleeva2011@yandex.ru

NATALIA KROVIAKOVA'S PEDAGOGICAL WORK IN "EOS", PEOPLE'S ENSEMBLE OF CLASSICAL DANCE

Abstract. The paper outlines brief creative biography of People's ensemble of classic dance "Eos" (Barnaul, Altai Krai, Russia) headed by Natalia N. Kroviakova, honored worker of culture of the Russian Federation. The methodical aspect of pedagogical headship of upgrading a dancer's masterfulness is considered. Effective techniques of rehearsal and stage work fit for the dance group are specified. The author says about noticeable contribution of the dance ensemble creative activity in establishment and development of school of classic dance in Altai region.

Keywords: choreography, classical dance, creative task, an artist, methods of rehearsal and stage work, dance group, an artistic director's masterfulness, Natalia Kroviakova.

УДК 793.3-051Силатъева:792.8(571.150)Вдохновение"1976/2007"

М.В.Савченко

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

marypoti@mail.ru

ТВОРЧЕСТВО Л. С. СИЛАНТЬЕВОЙ - ПЕДАГОГА, БАЛЕТМЕЙСТЕРА, РУКОВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ТЕАТРА БАЛЕТА «ВДОХНОВЕНИЕ»

Аннотация. Рассмотрены основные этапы творческого пути автора и постановщика сценических хореографических композиций Л. С. Силантьевой в Народном театре балета Барнаульского меланжевого комбината (г. Барнаул Алтайского края, Россия) с 1976 по 2007 гг. Охарактеризованы яркие художественные и композиционные особенности репертуарных концертных номеров и спектаклей танцевального коллектива под руководством Л. С. Силантьевой. Статья знакомит с составом исполнителей главных партий балетных композиций, поставленных Л. С. Силантьевой, с талантливыми учениками мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.