Раздел 2
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА АЛТАЕ
УДК 793.3-053.81« Алтай »(571.150)
Е. В. Березикова
Государственный молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай»
(Барнаул, Россия) [email protected]
КЛАССИЧЕСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА «АЛТАЙ»)
Аннотация. Рассмотрены вопросы методического сопровождения процесса эффективной организации репетиционно-творческого процесса, протекающего в условиях деятельности современного профессионального танцевального коллектива (на опыте работы Государственного молодёжного ансамбля песни и танца «Алтай» (г. Барнаул Алтайского края, Россия)). Автор акцентирует своё внимание на фундаментальном значении классического танца в профессиональном образовании современного хореографа, занятого в качестве исполнителя в народном ансамбле. Обозначена ведущая роль педагога классического танца и балетмейстера в повышении мастерства исполнителя, работающего в жанре народного танца. В статье также обозначены ключевые задачи творческой деятельности Государственного ансамбля песни и танца «Алтай» на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: ансамбль народного танца, классический танец как базовая учебная дисциплина будущего хореографа, творческие задачи артистов-исполнителей народного танца, методы репетиционно-постановочной работы в танцевальном коллективе, педагогическое мастерство балетмейстера, Государственный молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай».
Государственные ансамбли песни и танца создаются в регионах для сохранения, развития и популяризации народной культуры. Их работа строится на сборе фольклора региона, его обработке и сценическом воплощении в различных песенно-танцевальных формах. Как правило, данного типа коллективы создаются в регионах, имеющих образовательные учреждения, дающих базовое профессиональное образование для исполнителей народных танцев. Алтайский край в этом плане не является исключением.
В области профессионального хореографического образования ведут подготовку два образовательных учреждения: Алтайский государственный институт культуры и Алтайский краевой колледж культуры и искусств. Эти учреждения имеют большой опыт профессиональной подготовки выпускников в плане народной хореографии.
В вузовской системе обучения выпускника-хореографа базовой дисциплиной является классический танец. Слово «классика» происходит от латинского языка «с^БкиБ» и означает «образцовый», «первоклассный». Издавна к классике причислялись те хореографические образцы, которые представляют неизменную ценность для национальной танцевальной культуры. В этом смысле, классический танец - это, прежде всего, традиции, продукт многовекового творчества, основа
любой хореографии. Таким образом, польза от занятий классическим танцем для профессионалов очевидна.
Ежедневный труд профессиональных артистов балета, которыми становятся многие выпускники образовательных учреждений на Алтае, включает в себя определённый перечень профессионально-творческих задач. А именно: разогрев мышц, суставов и связок, проучивание и отработка основных технических движений, сложных элементов и текущего танцевального репертуара.
В 2011 году постановлением Губернатора Алтайского края был создан Государственный ансамбль песни и танца Алтая. Вакансии артистов балета по праву заняли выпускники профильных отделений выше названных образовательных учреждений. Творческая задача, связанная с поддержанием тела танцовщика в необходимой для работы физической форме, решается в коллективе, в первую очередь, на основе систематического классического тренажа артистов ансамбля. Каждое утро в течение 1 часа 20 минут идёт урок классического танца, включающий в себя экзерсис у палки, упражнения на середине зала и аллегро-техника прыжков. В ансамбле этот урок ведёт замечательный педагог Волкова (Ермакова) Вера Егоровна, родилась в 1955 году - в прошлом профессиональная артистка балета Театра музыкальной комедии г. Барнаула, в котором проработала 28 лет, сначала в качестве солистки, а затем (после травмы), стала учить молодых исполнителей в должности педагога-репетитора. Она приехала в Барнаул с далёкого Урала. Закончила в юные годы хореографическую студию при Государственном академическом театре оперы и балета в г. Свердловске. Училась в Пермском хореографическом училище в экспериментальном классе заслуженного деятеля искусств Н. Г. Пидемской. Впоследствии получила два высших педагогических образования: Ишимский государственный педагогический институт и Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Художественный руководитель хореографического коллектива». В личной беседе Вера Егоровна рассказывала, что в детстве она мечтала быть балериной, причем видела себя в профессии только солисткой.
У Веры Егоровны колоссальный сценический исполнительский опыт. В её творческой судьбе более 50 сценических ролей и балетных партий, поэтому она точно знает, как важен разогрев и тренаж для артиста балета (см. фото 1).
От утреннего разогрева артиста зависит весь его трудовой день, на уроке происходит эмоциональный настрой на дальнейшую репетиционную работу, возбуждение позитивного настроения и формирование необходимого для творчества психологического климата в коллективе. Все артисты абсолютно разные люди по своему психотипу. Одним нужен мягкий тон, другим наоборот яркий, одни просыпаются и настраиваются от растяжек и адажио, другие от аллегро. А так как в репертуаре коллектива имеются программы, состоящие из разных задач по работе групп мышц, то на утреннем уроке нужно и этому успеть уделить внимание. И обо всем этом успевает подумать педагог Вера Егоровна Волкова. Коллеги Веры называли и продолжают называть её «танцующей душой», «грацией сцены». В своей педагогической деятельности она опирается на метод индивидуализации в процессе воспитания артистов балета, умело используя его при разучивании и оттачивании партий, хореографического текста в новых и текущих постановках ансамбля.
Вторая немаловажная творческая задача - это мастерство артистов в дуэтном танце, в котором
Фото 1. В. Е. Волкова-репетитор в балетном классе, 2000 г.
поддержка и её правильное исполнение является доминирующим средством образной выразительности. Без знания законов построения танцевального дуэта совершенно невозможен высокий исполнительский уровень артиста балета. Этот урок в ансамбле ведёт замечательный высокопрофессиональный человек - Курбатов Александр Иванович. В прошлом профессиональный артист балета, затем известный балетмейстер, ныне делится опытом своего мастерства с нашими артистами (см. фото 2).
Фото 2. А. Курбатов (слева). Фрагмент концертного номера «Болеро», 1996 г.
Курбатов Александр Иванович родился в 1955 году. С 1967 по 1973 гг. учился в Пермском государственном хореографическом училище, по классу Ю. И. Плахта. С 1973 по 1977 г. работал в театре Оперы и балета в городе Сыктывкар Коми АССР. С 1977 по 1978 г. в качестве артиста балета в музыкальном театре в городе Ижевск Удмуртской АССР. В 1978 году А. Курбатов продолжил профессиональное обучение и поступил на дневное отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова по специальности «балетмейстер-постановщик». После окончания консерватории в 1983 году был распределён в Ижевский музыкальный театр на должность главного балетмейстера.
Значительным фактом его биографии стала работа с 1996 по 2009 год в качестве балетмейстера Алтайского государственного театра музыкальной комедии в городе Барнауле. В этом театре было поставлено более 70 спектаклей разных жанров, в том числе и классические балеты: «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе - Р. Щедрина, «Болеро» на музыку М. Равеля, «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского, «Фуга двух тем» на музыку Т. Альбинони, А. Вивальди, Д. Пуччини, «Бура-тино» на музыку А. Рыбникова, «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина.
Работая в музыкальном театре, А. Курбатов активно принимал участие в постановке праздничных мероприятий, посвящённых 60-летию Алтайского края, ставил новогодние представления во Дворце спорта (краевые и городские детские новогодние представления), проводил совместно с управлением Алтайского края по культуре региональные хореографические фестивали и конкурсы в 1997 и 1999 годах. С 2010 по 2013 г. работал главным балетмейстером в Государственной филармонии Алтайского края (см. фото 3).
С 2013 года балетмейстер А. Курбатов перешёл на педагогическую работу в Государственный
Педагог Александр Иванович Курбатов точно знает и понимает, что нагрузка на спину, колени и суставы в дуэтном танце - это очень важный момент качественного исполнения парных танцев, который должен учитываться в художественной педагогике. Некомпетентная работа педагога-репетитора может вывести из строя артиста балета на неопределенное количество времени. Поэтому знание процессов биомеханики, индивидуальных физических возможностей каждого артиста является определяющим фактором в профессии. Педагогика в творческом коллективе - это колоссальный труд и ответственность за его участников и их сценическое самочувствие.
Подарком судьбы для коллектива стала встреча и долгая дружба с выдающимся танцором XX века, народным артистом СССР, основоположником мужской эры в классическом балете - Владимиром Викторовичем Васильевым. Встреча произошла случайно, но переросла в долгие годы творческого сотрудничества мастера хореографии с артистами балета ансамбля. Когда Владимир Викторович предложил поставить спектакль «Дом у дороги», то стало ясно, что без классического танца невозможно будет освоить авторскую хореографию. Артисты понимали, что работа над хореографическим текстом спектакля очень ответственна и требует профессиональных навыков исполнения форм движений классического танца. Занятия классическим тренажем стали ещё более интенсивными и продолжительными по времени.
Об истории балета знали не все артисты, поэтому В. В. Васильев рассказал некоторые подробности создания предыдущей версии (см. фото 4).
Идея создания телебалета по военной поэме А. Твардовского «Дом у дороги» на музыку советского и российского композитора В. А. Гаврилина принадлежит известному ленинградскому театральному режиссёру А. А. Белинскому. Именно он предложил легендарному танцовщику и хореографу В. Васильеву поставить его и исполнить в нём главную роль. Опытный режиссёр знал, что услышав замечательную музыку Валерия Гаврилина, особенно вальс, который он отобрал для этого фильма, В. Васильев не сможет отказаться. Ведь именно музыка всегда была для него главной отправной точкой в сценическом творчестве. Телебалет «Дом у дороги» (1984) стал вторым фильмом после прославленной «Анюты» (1982) в их совместном творчестве. Телебалет был также создан на Ленинградской телестудии силами артистов Ленинградского Малого оперного театра. В главных ролях в нем снялись солистка Кировского театра И. Колпакова и сам постановщик В. Васильев.
Спустя 28 лет после премьеры на телеэкране балет «Дом у дороги» вновь продолжил свою сценическую жизнь уже с артистами балета молодёжного ансамбля «Алтай». Обращение к базовой классической подготовке и выучке было вполне закономерным и нужным для творческого становления молодого коллектива. Премьера была приурочена к 75-летнему юбилею Алтайского края и годовщине со дня обретения ансамблем песни и танца Алтая статуса «государственного».
молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай».
Фото 3. Балетмейстер А. Курбатов, 2006 г.
Фото 4. В. Васильев на репетиции с артистами ансамбля «Алтай» в балетном классе концертного зала «Сибирь», 2012 г.
Под руководством всемирно известного мастера танца Владимира Васильева Государственный ансамбль песни и танца «Алтай» впервые среди подобных российских коллективов подготовил сюжетный балетный спектакль на военную тему. «Дом у дороги» представляет новое видение знаний об истории Великой Отечественной войны, где очень тонко переплетаются праздник и отчаяние, любовь и расставание. В. А. Гаврилин вместе с постановщиком балета В. В. Васильевым смогли выразить музыкой и действием подлинно русские и общечеловеческие истины, способностью чувствовать чужую боль, как свою: основным лейтмотивом стала тема одиночества, незаживающей боли о погибшей семье, прощания.
В балете отражена трагическая история любви деревенских парня и девушки, навсегда разлучённых друг с другом событиями второй Отечественной войны. Главные герои - Андрей и Анюта Сивцовы радуются своему счастью, не подозревая о грядущих грозовых событиях, страшное имя которым «война». Он уходит на фронт, оставляя её, ожидающей ребенка. Затем их дом немцы сжигают дотла, героиня попадает в плен, там появляется малыш. Заканчивается балет сценой воспоминания, когда главный герой возвращается к родному дому и на его пепелище возникает ретроспектива картин счастливой довоенной жизни. Балетные сцены, созданные великим хореографом В. В. Васильевым, умело обработанные им на основе стилистики народно-характерного танца, в исполнении ансамбля, придают спектаклю живую, видимую связь с укладом и бытом деревенской жизни. Постановка явилась смелым авторско-новаторским экспериментом в решении и показе образцов классического балета средствами и языком народного танца (см. фото 5).
Для артистов балета нашего коллектива эта работа стала определенным шагом вперед по осознанию своих возможностей в сценической жизни и дала толчок для выбора направления своего творчества. Сцена стала продолжением учебных занятий для начинающих танцовщиков, шлифовала их балетную физическую форму, помогала постижению тонкостей сценического мастерства и актерской выразительности (см. фото 6).
Фото 5. Премьера балета «Дом у дороги» на муз. В. Гаврилина. Балетмейстер В. Васильев (в центре). 22 сентября 2012 г.
Таким образом, обладая определённым арсеналом знаний и умений классического танца, артист балета профессионального коллектива народного танца получает возможность универсального исполнения любой поставленной творческой задачи, ярких ролей и долгой сценической жизни. Передача опыта и традиций в коллективе обеспечивается, в первую очередь, колоссальным трудом балетмейстера, репетитора и педагога. Очень важно для творческого коллектива, чтобы они на высоком уровне владели русской школой классического танца, которая считается непревзойденной в мировой танцевальной культуре.
Фото 6. Фрагмент спектакля «Дом у дороги» в исполнении артистов ансамбля «Алтай», 2012 г.
Elena V. Berezikova
State Youth Ensemble of Song and Dance "Altai" (Barnaul, Russia)
CLASSICAL CHOREOGRAPHY IN CONTEXT OF CREATIVE TASKS OF AN ENSEMBLE OF FOLK DANCE (A CASE OF STATE YOUTH ENSEMBLE OF SONG AND DANCE "ALTAI")
Abstract. The paper considers issues of methodical support for organization of rehearsal and creative process that runs in a today's professional dance group (evidence from State Youth Ensemble of Song and Dance "Altai" (Barnaul, Altai Krai, Russia)). The author of the article focuses on the basic significance of classical dance in general structure of a today's choreographer's professional education who is a member of an ensemble of folk dance. Also, the author notes a leading role of a classical dance coach and a ballet master in enhancing of a folk dancer's masterfulness. The paper names the key long-run creative objectives of State Youth Ensemble of Song and Dance "Altai".
Keywords: folk dancing ensemble, classical dance as a basic academic discipline for a choreographer, folk dancers' creative objectives, methods of rehearsal work in a dance group, a ballet master's pedagogical masterfulness, State Youth Ensemble of Song and Dance "Altai".
УДК 792.8:725.822:792.56(571.150)"1970-е"
Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БАЛЕТНОЙ СТУДИИ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ
Аннотация. По воспоминаниям автора воссозданы некоторые моменты истории создания и работы балетной студии, действовавшей в 1970-е гг. на базе театра музыкальной комедии г. Барнаула (Алтайский край, Россия). Ретроспективно освещена роль педагогов-хореографов в организации учебно-творческого процесса в условиях упомянутой балетной студии. Проанализирован ряд характерных особенностей преподавания комплекса хореографических дисциплин по программе обучения будущих артистов балета оперетты, характерных для указанного исторического периода .
Ключевые слова: балетная студия, театр музыкальной комедии г. Барнаула, художественный руководитель и педагоги студии, программа обучения артистов балета, система хореографических дисциплин, сценическая практика студентов.
В истории развития хореографического образования на Алтае прослеживается неоднократный опыт организации балетных студий как профессиональной формы обучения будущих артистов балета. По документам Государственного архива Алтайского края известно, что одна из первых балетных студий в Барнауле действовала в 1922 году, так как сохранился документ Алтайского губернского отдела народного образования - договор об аренде помещения для студии балета. Есть подтверждения и того, что балетная студия при Народном доме работала в 1927-1929 годы. Об этом свидетельствуют фотографии, сохранившиеся в семейном архиве жительницы Барнаула Н. В. Данилиной, мать которой посещала данную студию в качестве ученицы (судя по фото общее число студийцев - 25 человек). Также известно, что с 1920 года в Барнауле работала музыкальная школа. Сохранилось объявление о приёме учеников на балетное отделение Барнаульской музыкальной