Научная статья на тему 'Классический танец: духовная традиция и современность'

Классический танец: духовная традиция и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
401
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / цивилизация / духовность / школа классического танца / советское самодеятельное творчество / феномен народных театров балета / сохранение хореографическо‐ го наследия. / culture / civilization / spirituality / school of classic dance / Soviet amateur creative activities / a phenomenon of people’s ballet theatres / preservation of choreographic heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Папашвили Галина Александровна

В статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы научного осмысле‐ ния художественных достижений отечественной школы классического танца силами научно‐ педагогических работников образовательных организаций высшего образования современного Ал‐ тайского края. Автор излагает собственный взгляд на перспективы сохранения духовной традиции в пространстве современного профессионального хореографического искусства и любительского хо‐ реографического творчества, в системе современного разноуровневого хореографического образо‐ вания. Аргументирована необходимость углубленного научного изучения, философского пере‐ осмысления и сценической популяризации наиболее ценных в художественном отношении образ‐ цов хореографического наследия советского периода отечественной истории, обозначена потреб‐ ность в сохранении значимых культурных инициатив прошлого, таких, например, как организация народных театров балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Папашвили Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIC DANCE: SPIRITUAL TRADITION AND MODERNITY

The article considers currently topical issues concerning scientific understanding of artistic achievements of Russian school of classic dance by efforts of pedagogical workers of educational institutions of higher education of the today’s Altai Krai. The author outlines her own view on perspectives of preservation of a spiritual tradition in space of the today’s professional choreographic art and amateur choreographic creativity, choreographic education in various levels. The paper argues a need in deepening of scientific learning, philosophical rethinking and stage popularization of most valuable (artistically) examples of choreographic heritage of the Soviet period of the Russian history. Also, the article states a need in keeping of important cultural initiatives of the Soviet past, e. g. people’s ballet theatres

Текст научной работы на тему «Классический танец: духовная традиция и современность»

артист хора, герой-тенор, комик-буфф, дирижёр или балетмейстер. Это всё общая команда, соавторы режиссёра, от их ответственности и уровня профессионализма зависит успех всего спектакля.

Балетная студия не только способствовала формированию характера студийцев, воспитывала такие качества характера, как пунктуальность, работоспособность, дисциплинированность, нацеленность на результат, коммуникабельность, организованность, но дала нам путевку в профессиональную жизнь. Многие студийцы в дальнейшем связали себя с искусством хореографии на долгие годы, продолжая и сейчас работать педагогами-хореографами в различных учреждениях культуры».

Список литературы

1. Музыкальная энциклопедия Алтайского края / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Гос. музей истории лит., искусства и культуры Алтая ; [общ. ред. Е. В. Огневой, И. Н. Свободной]. -Барнаул : Азбука, 2011. - 471 с. : ил., портр. - Библиогр. : с. 459-461.

Galina V. Burtseva, Ph. D in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]

REMEMBERING HISTORY OF BALLET CLASS IN ALTAI STATE THEATRE OF MUSICAL COMEDY

Abstract. The author remembers history of ballet class formed of the 1970s in Barnaul Theater of Musical Comedy (Altai Krai, Russia), highlights teachers-choreographers' role in organization of educational and creative process in the ballet class. Also, the author describes a number of peculiarities of a complex of choreographic disciplines teaching in training of intended ballet artists of operetta typical to the historical period.

Keyword: ballet class, art director, ballroom dance coaches, educational program for ballet dancers of theater of musical comedy, system of dance disciplines, students' performance practice.

УДК 001.891:378.1:008(571.150):793.3

Г. А. Папашвили, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ: ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы научного осмысления художественных достижений отечественной школы классического танца силами научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования современного Алтайского края. Автор излагает собственный взгляд на перспективы сохранения духовной традиции в пространстве современного профессионального хореографического искусства и любительского хореографического творчества, в системе современного разноуровневого хореографического образования. Аргументирована необходимость углубленного научного изучения, философского переосмысления и сценической популяризации наиболее ценных в художественном отношении образцов хореографического наследия советского периода отечественной истории, обозначена потребность в сохранении значимых культурных инициатив прошлого, таких, например, как организация народных театров балета.

Ключевые слова: культура, цивилизация, духовность, школа классического танца, советское самодеятельное творчество, феномен народных театров балета, сохранение хореографического наследия.

События 90-х годов прошлого столетия глубинным образом изменили парадигму развития общества. Стремление к цивилизационным ценностям, обретению долгожданной свободы привело к неизбежным противоречиям старых и новых тенденций, к наметившейся трансформации духовных ориентиров. Уже тогда понятия «цивилизация», «цивилизованность» обрели статус главной цели и индикатора успешности в развитии общества и человека в социуме. Культура, развивающаяся в присущем только ей ритме и по своим законам, обычно воспринимается как нечто более пассивное, следующее за опережающим цивилизационным развитием, демонстрирующим легкость и быстроту достижения благополучия. Чем стремительнее это развитие, тем более заметен разрыв понятий, нарушающий гармонию взаимодействия культуры и цивилизации. Цивилизация постепенно поглощает понятие «культура», нивелируя её значение в развитии общества и, в конечном итоге, полностью подменяет его. Приветствуя технический прогресс, человечество готово пренебречь культурой. Цивилизационное развитие, создающее комфорт в жизни человека, воспринимается как понятие прогрессивное, но одновременно оно же способно многое разрушить, отдаляя человека от его духовного начала. Древняя мудрость гласит: «...Если хочешь избежать беды, научи сына сначала добру, а потом стрелять из лука». Приоритет духовного над материальным - христианская традиция, выражающая саму сущность и отличие русской культурной идентичности. По мысли Юрия Тынянова, на Западе преобладает цивилизация, а у нас культура. Нам есть, что терять! К сожалению, в этом смысле мы гораздо больше потеряли и теряем, чем приобретаем. Потери духовности в развитии культуры наиболее очевидны в области искусства в силу выраженной его социальной принадлежности. В конце прошлого века Игорь Моисеев писал: «Искусство наше сейчас потеряло все те путеводные нити, которые всегда связывали его с культурой, духовностью» [1]. Искусство 2000-х обнаруживает эту же линию развития, не исключение и искусство хореографическое. Балет -гордость нашей нации, он всегда находится под пристальным вниманием общества, именно здесь наиболее заметны малейшие признаки ухода от национальной традиционной направленности. По мнению балетмейстера Н. Боярчикова «наша вера - большой спектакль на специально написанную музыку». Но мы неизбежно скатываемся к потере репертуарного театра, «из него ушел балетный композитор, превалирует тенденция делать спектакли-коллажи» [2]. Анализируя репертуар главных театров страны, возникает впечатление большой лаборатории, в которую вхож любой желающий поэкспериментировать с русскими исполнителями без каких-либо ограничений. Большую часть репертуарного списка занимают спектакли «чужой родословной». При этом вытесняются спектакли хореографического наследия, воспроизведение которых зачастую обнаруживает небрежный, равнодушный, а иногда и просто варварский подход, отсутствие пиетета балетной традиции. В рецензии на премьеру балета «Пахита» М. Петипа в Большом театре В. Уральская писала «Прочесть энциклопедию русской школы классического танца равновелико стилю и эпическому величию Петипа не смогли ни кордебалет.., ни солистки, чей танец скорее напоминал задание педагога на уроке, где оценка будет - 4 (безликое хорошо), ни балерины - их вариации были лишены индивидуальности и той загадочной «самовитости», которая дает право единицам быть персоной под названием балерина» [3, с. 15]. Встал вопрос о самоанализе исполнительского мастерства. Главное на этом пути - научиться понимать и оценивать свое!

Учитывая дуалистичность развития хореографического искусства, мы естественно обращаем свой взор к началу всех начал - балетной школе (в широком смысле понятия, объемлющего всю систему высших и средних хореографических учебных заведений) и здесь обнаруживаем как следствие отсутствия самоконтроля, механизмов сдерживания, неоправданные реконструкции академической системы, объективно приводящее к утрате её цельности и традиционной направленности. В концепции развития художественного образования за 2008-2015 годы констатируется «недооценка в социальной практике роли художественной культуры, как влиятельного фактора динамического развития общества», определяется главной целью реформ «формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию, как особо значимой сфере человеческой деятельности» [4, с. 9]. Ректор Московской академии хореографии М. Леонова писала: «Так называемые стандарты, предлагаемые нам, не оставляют возможности, как мне представляется, осуществлять главную задачу - задачу профессиональной подготовки». «Самое ценное, что нам необходимо

бережно хранить, пестовать и, к сожалению, уже во многом восстанавливать - методику преподавания классического танца» [5, с. 3].

Как показала история недавнего прошлого, неоценимым богатством национально духовного наследия стали достижения огромной плеяды деятелей хореографического искусства, творивших в советский период. К ним можно и следует отнести удивительный неразгаданный до конца феномен - народное самодеятельное творчество, особо ярко обнаружившее себя в массово возникших по всей стране народных театрах балета в 50-70 гг XX века. История Народного театра балета (далее - НТБ) при клубе Меланжевого комбината г. Барнаула чрезвычайно насыщена творческими событиями. Именно на этой сцене увидели свет полнометражные балетные спектакли: «Шелковая кисточка», «Бахчисарайский фонтан», «Лауренсия», «Шехерезада», «Спящая красавица» и другие творческие свершения. Советские кинодокументалисты сохранили для нас кадры спектакля-события «Лау-ренсия»: живое звучание симфонического оркестра, искренность, живую покоряющую достоверность актерского мастерства и техническую оснащенность исполнителей, эмоцию заинтересованного зрителя при полном аншлаге. Удивительно, но публика в то время ходила в театр на «своего исполнителя». На слуху были имена самого первого поколения артистов НТБ: Н. Наумовой, Г. Зенина, Г. Богданова, Л. Смышляевой, В. Чадаева, Л. Бояркиной, В. Денисовой, Л. Пеньковой и многих других артистов (см. фото 1, 2).

Коллективное творчество обрело исключительную народную популярность не только как форма творческого самовыражения, но и благодаря той привлекательной уникальной атмосфере, основанной на доброжелательности общения между участниками коллектива, возможности безграничной самоотдачи, чувства единения в коллективном сотворчестве (ежедневные вечерние трех-, четырехчасовые занятия), высоким уровнем профессиональных и этических требований, порождающих желание все время быть вместе и в творчестве, и в повседневной жизни (что удивительно в условиях разновозрастных групп участников).

Бесспорно одно -советское самодеятельное искусство всем своим существованием утверждало лучшие национальные духовные ценности, и стало результативной системой нравственного воспитания. Феномен НТБ требует неравнодушного, терпеливого профессионального изучения. Можно предположить, что он стал одним из положительных проявлений царящей в обществе коммунистической идеологии...? Но, возможно, искусство 50-70-х годов (время всеобъемлющего атеизма) выполняло компенсаторную

Фото 1. Н. Наумова и Л. Бояркина, 1960 г.

Фото 2. Фрагмент балета «Лауренсия», балетмейстер М. Миксер Г. Богданов и В. Чадаев (в центре), 1965 г.

функцию, реализуя генетическую потребность людей к высшему духовному порядку. Скорее всего, оба фактора и многие другие способствовали рождению качественно нового, неповторимого культурного явления - Народного театра балета.

Хочется верить, что столь уникальный опыт найдет в будущем формы нового воплощения. Но для этого необходимы новые идеи в масштабах развития всего общества. Нет идеи - нет творчества. Современным студентам-хореографам необходимо доносить информацию по истории искусства Алтайского края, истоках хореографической традиции, сформировавшейся на основе возникшей на Алтае школы классического танца. Необходима разработка новых академических форм, развивающих заинтересованность в изучении истории искусства и культуры малой родины: спецкурсы, факультативы, исследовательские группы на базе вузов Алтайского края. Инициатором такого проекта, на наш взгляд, должен стать Алтайский государственный институт культуры.

Список литературы

1. Моисеев, И. А. Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь. - Изд. 4-е, испр. - Москва : Согласие, 1996. - 226 с. : ил.

2. Боярчиков, Н. Н. Спасти профессию хореографа / Н. Н. Боярчиков, Т. Кузовлева // Балет. -2008. - № 1. - С. 4-5 : фот.

3. Уральская, В. «Пахита» или путь к себе самим. - Балет. - 2009. - № 1. - С. 15-16 : фот.

4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской федерации на 2008-2015 гг. // Балет. - 2009. - № 1. - С. 4-10.

5. Леонова, М. От школы зависит театр будущего. - Балет. - 2008. - № 2. - С. 2-3.

Galina A. Papashvili, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]

CLASSIC DANCE: SPIRITUAL TRADITION AND MODERNITY

Abstract. The article considers currently topical issues concerning scientific understanding of artistic achievements of Russian school of classic dance by efforts of pedagogical workers of educational institutions of higher education of the today's Altai Krai. The author outlines her own view on perspectives of preservation of a spiritual tradition in space of the today's professional choreographic art and amateur choreographic creativity, choreographic education in various levels. The paper argues a need in deepening of scientific learning, philosophical rethinking and stage popularization of most valuable (artistically) examples of choreographic heritage of the Soviet period of the Russian history. Also, the article states a need in keeping of important cultural initiatives of the Soviet past, e. g. people's ballet theatres.

Keywords: culture, civilization, spirituality, school of classic dance, Soviet amateur creative activities, a phenomenon of people's ballet theatres, preservation of choreographic heritage.

УДК 793.3(571.150-25)Эос

Н. Г. Рылеева

Алтайский краевой колледж культуры и искусств (Барнаул, Россия)

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. Н. КРОВЯКОВОЙ В НАРОДНОМ АНСАМБЛЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА «ЭОС»

Аннотация. Изложена краткая творческая биография народного ансамбля классического танца «Эос» (г. Барнаул Алтайского края, Россия) под руководством заслуженного работника культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.