УДК:792.8-051:379.8(571.150-25)"1976/1970"
Л.В. Сибирякова
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
БАЛЕТМЕЙСТЕРЫ НАРОДНОГО ТЕАТРА БАЛЕТА ДОМА КУЛЬТУРЫ БАРНАУЛЬСКОГО МЕЛАНЖЕВОГО КОМБИНАТА
Аннотация. Представлена обзорная характеристика творческой деятельности ряда балетмейстеров Народного театра балета Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината (г. Барнаул Алтайского края, Россия) в период с 1961 по 1970 гг.: А. К. Саркисяна, В. А. Преображенского, Л. И. Крылова, М. А. Миксера, Г. В. Орловой, Е. М. Елгиной. Изложена краткая история создания знаковых для истории балетного искусства на Алтае спектаклей: «Бахчисарайский фонтан» (1962 г.), «Лауренсия» (1965 г.), «Спящая красавица» (1968 г.), «Шехерезада» (1968 г.), «Жизель» (1970 г.), второй редакции балета «Шёлковая кисточка» (1961 г.). В статье впервые приводятся воспоминания участников художественной самодеятельности тех лет, позволяющие получить представление об атмосфере занятий любительским хореографическим творчеством танцевальных коллективов.
Ключевые слова: балетмейстер, художественная самодеятельность, народный театр балета, Народный театр балета Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината.
Профессия балетмейстера сложна и многогранна - она объединяет в себе знание всего, что относится к искусству танца, его технологии, а также включает познания в области режиссуры, литературы, музыки, живописи. Помимо этого, для успешной работы с исполнителями балетмейстеру необходимо быть тонким психологом, иметь педагогические способности. Балетмейстер - он и сочинитель хореографии, и постановщик, и репетитор, и педагог. Эти разные функции в самодеятельном творчестве чаще всего выполняет один специалист.
Хореографическая самодеятельность в советский период представляла собой сложное художественное явление. Она включала такие формы как хореографические кружки для детей и взрослых, студии классического, бального танца, ансамбли народного, бального, эстрадного, спортивного танца, театры балета. В сравнении с интенсивным развитием ансамблей народного танца и хореографических коллективов общего типа, классический танец на любительской сцене оставался редким явлением. Народные театры балета появлялись в городах, где не было музыкального или балетного театров, на базе крупнейших предприятий, которые были в состоянии предоставить дому культуры все необходимые условия для занятий классическим танцем и постановки балетных спектаклей [1].
В Барнауле таким коллективом являлся Народный театр балета дома культуры Барнаульского меланжевого комбината (ДК БМК), который начал свою деятельность в 1948 году по инициативе и при непосредственном участии Маргариты Аркадьевны Зарайской. Благодаря труду М. А. Зарайской, коллектив вышел за значимый уровень своего развития - осуществил постановку алтайского национального балета «Шелковая кисточка» на музыку А. Ильина (1961), и за эту работу был удостоен почетного звания Народный театр балета. До 1962 года Маргарита Аркадьевна была бессменным руководителем коллектива, и после ухода на заслуженный отдых, она не оставила любимого дела, а продолжила руководить детской балетной студией при Народном театре балета.
В 1962 году коллектив начинает работу под руководством Арама Карповича Саркисяна. Новой постановкой стал балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (см. рис. 1).
Гаснет свет. Поднимается занавес. Нежная, чарующая музыка сразу захватывает, и через минуту взоры зрителей прикованы только к сцене, где разворачиваются события пушкинской трагедии. Первая робкая любовь Вацлава и Марии; нападение татарского войска; тоскующая Мария в гареме хана; ревность Заремы; смерть Марии; Гирей у «плачущего фонтана».
Рис. 1. Программа балета «Бахчисарайский фонтан», балетмейстер А. Саркисян, 1962 г.
Раздается гром аплодисментов. Спектакль окончен. И теперь уже не хан, его пленницы и слуги, а просто девушки и юноши, уставшие и взволнованные, собираются возле своего руководителя. Арам Карпович доволен. Правда, есть ещё ошибки и неточности в технике, но балет принят.
Четыре месяца шла работа над «Бахчисарайским фонтаном». Репетировали каждый вечер. А. К. Саркисян, главный балетмейстер коллектива, добивался от исполнителей полного раскрытия образов, пластической красоты, тончайшей музыкальности. Не сразу все получалось, но постепенно приходила и техника танца, и жизненная правда.
Нелли Наумова предстала перед зрителем в образе Марии. Чтобы найти верные штрихи, передать внутренний мир героини движением, пришлось много искать. В балете нужен был полный образ Марии, со всеми его оттенками, образ в развитии... И Нелли прекрасно выразила это своим искусством. Любовь Смышляева (контролёр меланжевого комбината) - гордая и страстная Зарема. С каждой репетицией её героиня приобретала всё больше грации, становилась всё более гордой и любящей. Геннадию Зенину (рабочему комбината), нужно было показать преображающую, чистую и сильную любовь человека, для которого война, грабительские набеги были образом жизни. Свою цель - донести до зрителя образ сильно страдающего человека, все его переживания, связанные с гибелью любимой девушки, достичь ему помог 15-летний опыт артиста НТБ. Образ Вацлава Геннадию Серебренникову (рабочему Завода синтетического волокна), был ясен с самого начала. Вацлав - нежный юноша, страстно любящий Марию, робкий, но в нужный момент смело её защищающий. Таким и вышел он на сцену.
С большой теплотой отзываются о А. К. Саркисяне его ученики. В искусстве танца ничто не дается сразу, легко и просто. Важно, чтобы зритель во время спектакля испытывал те же чувства, что и актер, чтобы он тоже радовался и переживал, смеялся и плакал, чтобы он понимал героя. Именно этого и добились участники балета. Все, что происходило на сцене, было понятно и небезразлично сидящим в зале. И это - настоящий успех.
Следующий сезон коллектив начал без руководителя. Участвовали в концертах, отрабатывали старые номера.
В 1963 году в Народный театр балета приехали члены комиссии Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, чтобы на месте посмотреть работу коллектива, а именно - балет на национальную тему в собственной постановке «Шёлковая кисточка» (муз. А. Ильина).
В составе комиссии - Заслуженный артист УССР и РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени (1946) Владимир Алексеевич Преображенский (солист Большого театра, партнёр Г. Улановой, О. Лепешинской), и Наталья Владимировна Спасовская, солистка Большого театра.
Посмотрев балет, Преображенский принимает решение сделать его вторую редакцию.
- Стоп! Ещё разок!
- Такая же фраза с другой ноги. И-и раз...
Ребята жадно слушают В. А. Преображенского, впитывают каждое его слово. И уж совсем как завороженные люди смотрят, когда он показывает.
В зеркальном балетном зале ярко горят люстры, идёт репетиция. Девушки и юноши в черных трико занимаются у станка, легко выполняют сложные па. Впрочем, если признаться, они уже здорово устали: репетиция идёт 10 часов. Но этот высокий седой мужчина в синем костюме неумолим. Десять дней работы с солистами Большого театра были очень трудными. Репетировать приходилось до 12 часов в день с коротким перерывом на обед. К концу дня Владимир Алексеевич в шутку просил пианиста: «Хватит! А то они у меня умрут». И в то же время это был праздник - обучаться у таких учителей.
Помимо работы над балетом, В. Преображенский сделал постановку миниатюры «Мелодия» К. Глюка (исполнители Л. Смышляева, Г. Зенин). А Н. В. Спасовская поставила вариацию Флер де Лис из балета «Эсмеральда» (исполнительница Л.Бояркина) и «Танец Змеи» (исполнительница Г. Кожина).
В тот вечер, когда сдавали спектакль, над буранным Барнаулом не светились звезды. Ветер в тополях гудел басом, пели виолончельными голосами невидимые в темноте провода. А по сцене крутился Шаман, танцевала девушка по имени Шёлковая кисточка и её подруги.
Из полутемного зала на них смотрел автор балета композитор А. М. Ильин. Волновались М. А. Зарайская, В. А. Преображенский и Н. В. Спасовская. В зале забыли, что герои одеты в тренировочные костюмы, про старые наивные декорации и даже про то, что весь оркестр заменяет одно фортепиано, и переживали уже не за своих знакомых, а жили судьбами героев.
Занавес последний раз закрылся, помедлил и раздвинулся снова. Участники спектакля требовали своих учителей. Под изумленные возгласы зрителей появились два букета живых цветов. В зале запахло чудом, потому что все знали: в городе буран, и по улицам проносятся снежные вихри, обжигая прохожих колючей пылью. И тогда раздались аплодисменты.
Спектакль обсуждали долго. Говорили о втором рождении балета. Музыка осталась прежней -сказочной и образной, но зато балет интереснее смотреть в новой редакции. В первой постановке было много пантомимы и мало танцев.
- Как они умеют работать! Великие, правда, великие труженики, - с восхищением говорит о ребятах Н. В. Спасовская. - Может, мы были слишком придирчивы, но именно потому, что они заслуживают самого серьёзного, уважительного отношения. Это вообще очень интересный коллектив, и творческие возможности многих артистов далеко ещё не раскрыты.
Владимир Алексеевич сказал следующее:
- Я требовал от вас, возможно, слишком много для самодеятельного коллектива; я требовал с позиции Большого театра. Но сколько требуешь, столько и получаешь [2].
Особенно высоко Преображенский оценил исполнение инженера В. Чадаева, конструктора Н. Наумовой, электромонтера Г. Зенина, контролера-лаборанта Л. Смышляевой, шлифовальщика Б. Бакунина, механика Р. Вертмиллера.
- Балет у вас получается самобытным, оригинальным. Замечательно, когда народный театр не берет что-то уже известное, знакомое, а идёт по неизведанному пути. Сам работает с композитором, сам ищет рисунок танца. Мне рассказали, что у алтайцев не было своего балета, даже слова такого не было в их языке. Тем более это здорово!
За постановку балета «Шелковая кисточка» Народному театру балета Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината был присуждён Диплом I степени Всесоюзного смотра художественной самодеятельности.
В августе 1964 года коллектив встречал нового балетмейстера - Макса Александровича Миксера (см. фото 2).
М. Миксер проявил себя творческим человеком с большим опытом работы и неудержимой фантазией.
На стенах висели плакаты с изображением поз классического танца. На двери табличка «Во время урока не входить!».
Макс Александрович объявил, что собирается ставить балет «Лауренсия» А. Крейна (по мотивам драмы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна») - одну из самых трудных и редких постановок в то время, даже на сценах столичных театров. И предупредил, что через некоторое время проведет импровизированный концерт - просмотр в классе, чтобы посмотреть, кто на что способен. Каждый мог подготовить сольный номер. Именно после этого просмотра Миксер определил для себя исполнителей ролей в новом спектакле. Работа закипела. Весь коллектив, насчитывающий уже около 120 человек, трудился с большим увлечением. Кроме артистов народного театра в балете были задействованы и дети - участники балетной студии М. А. Зарайской.
Как только балетмейстер увидел ожидаемые результаты и понял, что балет удаётся, сразу же сделал рекламу новой работы Народного театра балета по радио, телевидению, в газете. Так в «Алтайской правде» появилась статья-анонс А. Хранило-вой под заголовком «Скоро буду. Лауренсия»:
«В клубе меланжевого комбината кипит работа над новой постановкой - балетом «Лауренсия» (по мотивам пьесы Лопе де Вега «Овечий источник»). Ставит его балетмейстер М. А. Миксер. Это первая его работа в нашем городе. Спектакль будет идти в сопровождении симфонического оркестра Краевой филармонии. Для «Лауренсии» шьётся более 200 костюмов по эскизам постановщика. В спектакле заняты ведущие солисты НТБ, с которыми барнаульский зритель уже знаком - Н. Наумова, Л. Смышляева, В. Денисова, Г. Зенин, В. Чадаев, Г. Богданов и др. ... Можно сказать, что «Лауренсия» уже послала нам телеграмму: «Ждите, скоро буду» [3].
12 марта 1965 года состоялась премьера балета, и прошла она с огромным успехом. Редко можно наблюдать бурю восторгов, подобную той, что звучали в финале «Лауренсии» - красочном, необычайно ярком, подлинно народном представлении с полными экспрессии массовыми сценами, динамичными танцами. Зал стоя аплодировал солистам и кордебалету, режиссеру-балетмейстеру и всем тем, чьими усилиями создавался спектакль. Балет «Лауренсия» стал ярким явлением в культурной жизни города и края. О нем писали, как местные газеты, так и центральная печать - газеты «Труд», «Правда», «Советская культура». «Лауренсию» народного театра балета приезжали снимать из Новосибирска для широкоформатного киножурнала «Сибирь на экране».
В одном из интервью после премьеры М. А. Миксер сказал:
- В своё время мне приходилось выступать во многих странах и почти во всех крупных городах Советского Союза. Я видел лучших солистов балета, звёзд мирового класса. Одним из первых моих учеников был, например, Махмуд Эсамбаев... Не хочу сравнивать, как танцуют эти звезды и мои новые воспитанники... Это будет бестактно в отношении и тех и других. Но их можно сравнит по степени упорства и трудолюбия. И тут ещё неизвестно, кому отдать пальму первенства...
И сегодня, спустя не один десяток лет, бывшие артисты НТБ вспоминают о «Лауренсии», как о лучшем своем балете, очень эмоционально рассказывают о спектакле и его постановщике -М. А. Миксере.
Вообще, Миксер - особенный человек, - вспоминает Бирюкова (Наумова) Н. В. - десять лет он жил и работал за границей, что, конечно, сказалось на его складе ума, поведении, характере. Его нерусский акцент, непривычные обороты речи и выражения мы просто обожали. Он был очень интересный, необычный.
Любили Макса Александровича все, кроме начальства, что можно связать с его беспокойным и требовательным характером. Работал он, не считаясь со временем, того же он требовал от других.
Фото 2. Балетмейстер М. Миксер, 1964 г.
Намечал и делал все, как машина. Между ним и нашим аккомпаниатором Коткиным бывали даже стычки, когда у пианиста сводило уже пальцы, и он просто вставал и уходил из класса, а Миксер всё продолжал репетицию.
... Мы все работали и учились, по вечерам ходили на репетиции. И при этом М. А. Миксер, например, в 7 утра назначал нам примерки костюмов. И никто не имел права опоздать. «Чтобы все было чисто!» - говорил он.
Миксер замечательно отрабатывал массовые сцены спектакля. Причем начиная всегда с финала («Это самое главное место в танце», - говорил он). И потом постепенно подходил с конца к началу.
... В балете солисты не уходили со сцены вообще; станцевав вариацию, оставались и участвовали в массовых сценах... Увлечены были все. Некоторые парни, например, играли роль, по которой должны были стоять на сцене и держать какой-нибудь канделябр. При этом они не пропускали ни одной репетиции. И весьма вдохновенно исполняли свою партию.
А вот как вспоминает Макса Миксера Г. А. Папашвили (Лебедева):
- Макс Миксер производил на нас, детей, огромное впечатление (во время постановки балета «Лауренсия» я ещё занималась в детской балетной студии). Его занятия строились с учетом нашего возраста. Было очень интересно заниматься с Максом Александровичем. Помню, как нравились нам игры в конце занятия, а какие веселые замечания и сравнения мы слышали от него...
В «Лауренсии» детская группа исполняла несколько танцев. Они были просты. Но зато мы участвовали в настоящем балете! Танцевали рядом с настоящими артистами!
М. Миксер был очень точным, дисциплинированным человеком; того же требовал от нас. Так после звонка в класс не впускался ни один опоздавший. Дверь закрывалась на замок. Все, кто приходили позже назначенного времени, ждали час-полтора, пока заканчивался урок и начиналась репетиция.
На спектакль Макс Александрович приходил намного раньше - часа за четыре. Сам лично обходил сцену, проверяя, все ли на месте, все ли в порядке. Включал каждый фонарь, встряхивал каждый канделябр, взбирался в осветительскую ложу, двигал каждым прожектором.
Миксер М. А. дал нам очень много и как педагог и как человек. Для меня он стал первой значительной личностью в моей балетной жизни».
В следующем сезоне занялись постановкой балета «Коппелия» на музыку Л. Делиба. Работали с большим увлечением и верой в успех (прошлый сезон способствовал росту, как в техническом плане, так и в плане актерского мастерства). Балет был поставлен почти полностью, когда стало известно, что нет денег на костюмы и оформление спектакля. Усилия М. А. Миксера и участников коллектива оказались напрасными... М. Миксер уезжает. Народный театр балета в очередной раз остается без руководителя.
С осени 1966 года коллективом руководил балетмейстер Лев Иванович Крылов, приехавший из Новокузнецка. Лев Иванович - выпускник московского хореографического училища. Вместе с новым руководителем в театр пришла академичность. Большее внимание уделялось технике исполнения.
Постановки Л. И. Крылова - трио из «Корсара» (муз. А. Адана) и героическая композиция «Вставай, страна огромная» (муз. Д. Шостаковича, С. Прокофьева). Последняя работа была представлена на смотр художественной самодеятельности в г. Новосибирске, где солистов отметили дипломом первой степени. Также в период 1966-1967 гг. занимались отработкой старого репертуара, повышали уровень мастерства коллектива, чему очень помогали уроки нового педагога. Именно Льва Крылова Нелли Наумова называет своим любимым педагогом, очень талантливым человеком.
Через год в народный театр приезжает новый руководитель и балетмейстер - Галина Васильевна Орлова, танцевавшая до этого в Свердловском театре оперы и балета и ушедшая на пенсию. В 1968 году она выпустила балет «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (либретто Г. Орловой, художник М. Лядов). К этому времени коллектив пополнился 14-15-летними девочками - выпускницами балетной студии М. А. Зарайской. Среди них Г. Лебедева (Папашвили), Е. Кулакова (Овчаренко), Л. Жданова, С. Вилкова, В. Мальцева, Е. Усольцева и другие. Всего в театре занималось более 50 любителей хореографии.
17 мая. Снова зажглись огни рампы. Звучит бессмертная музыка Римского-Корсакова. Премьера. Наряду с ветеранами главные роли сегодня исполняют и молодые дебютанты: А. Шайтанов в роли Джафара, Л. Кривошеина и Л. Краснощекая в роли Лейлы. Это первый балет в их жизни.
Критики особенно отметили дуэтные части балета, их великолепное решение постановщиком. Балет «Шехерезада» был тепло принят зрителем. Но имелись и свои недостатки. Вспоминает В. Т. Кудаева (Азарова), солистка НТБ: «При Г. В. Орловой состав Народного театра балета очень помолодел. Это, конечно, повлияло на качественный уровень коллектива. Ведь есть большая разница между танцем ради танца и глубоким осмыслением своей роли. А в таком раннем возрасте соединить то и другое очень и очень сложно».
В сезон 1968-69 гг. поставлен балет «Спящая красавица» на музыку П.-Чайковского. Почти ежедневно проводились репетиции Народного театра балета. Ведущие партии готовили Н. Наумова, В. Чадаев, Г. Лебедева, С. Ковалев. В феврале 1969 года балет был представлен на суд зрителей.
Г. А. Папашвили (Лебедева) рассказывает: «В «Спящей красавице» я станцевала главную партию. Готовила её Н. Наумова, я дублировала. Работа велась в течение года. Где-то, в процессе работы, и произошёл конфликт между Нелей и Галиной Васильевной. В результате Н. Наумова в 32 года покинула театр балета. И в главной роли пришлось выпустить меня, 15-летнюю девочку, которая, в общем-то, ещё не совсем была готова к такой ответственной партии. Но выбирать не приходилось.
Основные замечания я чаще всего получала по поводу неудовлетворительной мимики. Я танцевала с каменным выражением лица. Роль же требовала открытости, жизнерадостности, «искры во взоре». Так же прошла и генеральная репетиция. Но на концерте я «раскрылась», показав именно то, что от меня так долго ждали...».
Галиной Васильевной были поставлены и концертные номера: дуэт на музыку «Лунной сонаты» Л. в. Бетховена (исполняли Г. Лебедева, В. Чадаев или С. Ковалев), сцены из балета «Вальпургиева ночь».
В 1970 году в НТБ работает балетмейстер Екатерина Максимовна Елгина - бывшая солистка Алма-Атинского театра оперы и балета.
Екатерина Максимовна обладала хорошей техникой классического танца, прекрасной памятью (великолепно помнила весь репертуар своего театра). Она занялась постановкой балета «Жизель» А. Адана. Но по каким-то причинам этот балет так и не был завершен.
«Мне было 14 лет, - рассказывает Е. А. Леонова (Вдовина), бывшая солистка НТБ, - когда Екатерина Максимовна работала со мной над Жизелью. После репетиции я оставалась самая последняя, и мы чуть до 1 часа ночи работали над образом. В 14 лет мне объясняли сцену сумасшествия. (Екатерина Максимовна ставила балет в настоящей его редакции; нам играли по клавиру-оригиналу. Ничто, таким образом, не менялось, не упрощалось). Е. М. Елгина рассказывала мне, что, как и почему. Я искала движения, жесты, позы, даже мимику лица, которые помогали бы созданию образа... Было очень интересно».
Елгиной был восстановлен 3-й акт балета «Бахчисарайский фонтан» (муз. Б. Астафьева), поставлены концертные номера: «Па-де-труа» на муз. П. Чайковского, «Танец Никии» из балета «Баядерка» Л. Минкуса, «Сюита» на муз. Ф. Шопена, «Галоп» Р. Дриго, «Испанский танец» и «Вариация Одиллии» из балета «Лебединое озеро», «Вальс» на муз. П. Чайковского.
Таким образом, педагоги-руководители, во многом опираясь на опыт профессиональной хореографии, закладывали участникам Народного театра балета дома культуры Барнаульского меланжевого комбината не только знание основ танцевального искусства, исполнительские умения и навыки, но формировали их личностные качества. За время существования в Барнауле народного театра балета несколько сотен юношей и девушек были участниками коллектива в разное время. Многие вспоминают коллектив как своеобразную школу, в которой каждый из самодеятельных артистов получал знания, и не только хореографические, но также знание самой жизни.
Список литературы
1. Суханова, Т. А. Любительское художественное творчество в России ХХ века : словарь. -Москва : Прогресс-Традиция, 2013. - 496 с.
2. Райкова, Е. Второе рождение балета // Алтайская правда. - 1963. - 23 марта.
3. Хранилова, А. Скоро буду. «Лауренсия» // Алтайская правда. - 1965. - 3 февр.
Lyudmila V. Sibiriakova
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
BALLET MASTERS OF PEOPLE'S THEATER OF BALLET OF HOUSE OF CULTURE OF BARNAUL MELANGE INDUSTRIAL COMPLEX
Abstract. The paper reviews creative activity of several ballet masters of People's Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex (Barnaul, Altai Krai, Russia) during the period 1962-1970: A. K. Sarkisyan, V. A. Preobrazhenskii, L. I. Krylov, M. A. Mikser, G. V. Orlova, E. M. Elgina. The author outlines a brief history of staging the next performances that became very important for history of ballet art in Altai: "The Fountain of Bakhchisaray (1962), "Laurencia" (1965), "Sleeping Beauty" (1968), "Scheherazade" (1968), "Giselle" (1970), and the second edition of the ballet "Little Silk Brush" (1961). The article at the first time provides the amateur dance ensembles participants' memoires of past years.
Keywords: a ballet master, amateur artistic activities, people's ballet theatre, People's Ballet Theater of House of Culture of Barnaul Melange Industrial Complex.
УДК 793.3-051Зарайская:792.8(571.150-25)
Н. И. Смолянинова
Центр алтайской национальной культуры «Улала» (Барнаул, Россия)
РОЛЬ М. А. ЗАРАЙСКОЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ТЕАТРА БАЛЕТА
Аннотация. В статье рассматривается влияние творчества М. А. Зарайской - педагога-балетмейстера, деятеля самодеятельного хореографического творчества на Алтае - на развитие региональной школы классического танца второй половины прошлого века. Рассмотрены основные этапы формирования танцевального коллектива Народного театра балета, действовавшего при Доме культуры Барнаульского меланжевого комбината (г. Барнаул Алтайского края, Россия). Охарактеризованы сценические постановки, в разное время составлявшие репертуар коллектива; приводятся малоизвестные архивные данные, относящиеся к истории постановки балета по мотивам алтайских народных сказок - «Шёлковая кисточка» (1961 г.).
Ключевые слова: Народный театр балета Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината, педагог-балетмейстер М. А. Зарайская-Теймуразова, самодеятельное хореографическое творчество на Алтае.
Народный театр балета Дома культуры меланжевого комбината вписал яркую страницу в историю культуры г. Барнаула. В небольшой по объему статье невозможно подробно осветить более чем 50-летнюю деятельность этого коллектива. Становление и развитие Народного театра балета может стать темой отдельного специального исследования. Ограничимся теми временными рамками, в которые театр стал известен далеко за пределами Алтайского края -50-70-е гг. XX века, когда о нём много писали не только местные газеты, но и центральные издания.
Откуда взялся в Барнауле, где никогда не было балетного училища, зрелый коллектив, умевший создавать сложные спектакли в лучших традициях русского хореографического искусства?