Вестник АРБ 2010 № 1 (23) I SS
Е.А. Демидов
НИНЕЛЬ ДАУТОВНА ЮЛТЫЕВА -БАЛЕРИНА, БАЛЕТМЕЙСТЕР, ПЕДАГОГ
к юбилею и 70-летию творческой деятельности
Народная артистка РСФСР, профессор хореографии Н.Д. Юлтыева - живая легенда балета, выступавшая на сценах Уфы, Казани, работавшая балетмейстером в театрах СССР, России и зарубежных странах и продолжающая педагогическую деятельность в качестве художественного руководителя Казанской балетной школы. За 70 лет творческой деятельности Н.Д. Юлтыевой воплощены на сцене десятки ролей, поставлено почти два десятка балетных спектаклей, подготовлено более сотни балетмейстеров и педагогов-хореографов.
Ключевые слова: Юлтаева Н.Д., Ширяев A.B., Камкова H.A., Романова-Уланова М.Ф., балет, балетмейстер, Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казанское хореографическое училище, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова.
О таких, как Н.Д. Юлтыева, говорят: «живая легенда балета» ...
Её жизнь и творческая биография навсегда связаны с Ленинградом, Уфой и Казанью, где прошли зарождение таланта, становление балерины и балетмейстера, пришла заслуженная слава и продолжается по сей день нелёгкая педагогическая работа.
Отцом будущей балерины был Даут Юлтый - известный башкирский писатель и политический деятель. Его, как «врага народа», расстреляли в 1938 г., а мать Нинель - Бибифатима Гильмановна - провела страшные десять лет в лагерях Мордовии (её освободили в 1947 г., а реабилитировали только в 1956 по настоянию дочери). В 1935 г. маленькая Нинель (это имя -перевертыш слова «Ленин» - дал ей отец в память о встрече с вождём, которая состоялась в 1921 г.) поступила в Ленинградское государственное хореографическое училище в составе татарско-башкирской группы.
До сих пор Н.Д. Юлтыева с неизменной теплотой вспоминает эти годы: своих первых учителей - Александра Викторовича
156 Балетный театр: история, теория, практика
Ширяева (в письмах он подписывался - «любящий тебя Дедушка»1) и Наталью Александровну Камкову; первый балет, который увидела на сцене - «Бахчисарайский фонтан»; первую роль - Белки - в опере «Сказка о царе Салтане», и печку в квартире A.B. Ширяева, «у которой грелась телом и душой»2.
Но учёбу завершить помешала Великая Отечественная война, генеральную репетицию выпускного спектакля национального отделения «Волшебная флейта» отменили 22 июня 1941 года, и диплом артистки балета Н.Д. Юлтыева, уже будучи прима-балериной Татарского театра оперы и балета, получила только в 1949 г. под руководством педагога Марии Федоровны Романовой-Улановой, письма которой хранятся в домашнем архиве особенно трепетно. «Так приятно, - писала в одном из них М.Ф. Романова-Уланова, - получать весточки от людей, с которыми работала и от души, и от желания передать все свои знания и сделать человеку доброе дело»3.
Почти два десятилетия балерина Н.Д. Юлтыева царствовала на сценах Уфы и Казани, выезжала на гастроли по городам СССР, в Китай, Бирму, Вьетнам.
Специалисты и почитатели Н.Д. Юлтыевой отмечали особо полётность, психологическую проникновенность, поэтическое воплощение, грацию, апломб и особо тонкую выразительность её танца. Это подтверждают фотографии, немногочисленные кинозаписи, и главное - память ценителей её таланта. Среди лучших партий Нинель Юлтыевой - Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, премьера 1943 г.), Зайтунгуль («Журавлиная песнь» А. Степанова, премьера 1944 г.), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, премьера 1945 г.), Зюгра («Зюгра» Н. Жиганова, премьера 1946 г.), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, премьера 1947 г.), Тао Хоа («Красный мак» Р. Глиэра, премьера 1950 г.), Сююмбике («Шурале» Ф. Яруллина, премьера 1952 г.), Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, премьера 1953 г.), Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, премьера 1954 г.), Фетна («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, премьера 1955 г.), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, премьера 1958 г.),
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) IS7
Жизель («Жизель» А. Адана, премьера 1959 г.), Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, премьера 1959 г.), Сари («Тропою грома» Э. Кара-Караева, премьера 1960 г.), Раушан («Рау-шан» Э. Хабибуллина, премьера 1961 г.), Сольвейг («Пер Гюнт»
Э. Грига, премьера 1961 г.), Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева, премьера 1961 г.), Никия («Баядерка» Л. Мин-куса, премьера 1962 г.), Натали («Я помню чудное мгновенье» Г. Синисало, премьера 1962 г.), Ассоль («Алыге паруса» В. Юровского, премьера 1964 г.), Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, премьера 1965 г.), Ласточка («Доктор Айболит» А. Морозова, премьера 1965 г.) и другие4.
С балериной Н. Юлтыевой работали такие балетмейстеры, как Л. Жуков, К. Боярский, Л. Якобсон, О. Тарасова, Л. Бордзи-ловская, В. Шумейкин, Н. Трегубов, С. Тулубьева. В Казань на гастроли в это время приезжали Галина Уланова, Марина Семёнова, Софья Головкина, Юрий Кондратов. Особо надеялась Н.Д. Юлтыева на совместную работу с Ф.В. Лопуховым -быши планы по постановке «Жизели» и «Дон Кихота». «Что касается партии Жизели, то я её Вам показал бы так, как играли Великая Павлова и Гримальди в Париже...»5, - писал Ф.В. Лопухов в одном их писем.
С особым восторгом Н.Д. Юлтыева вспоминает посещение Шестого Международного фестиваля танца в Париже (1968 г.), где впервые увидела современное состояние зарубежного танцевального искусства - американский балет Элвина Николаи, балеты Пьера Лекотта, Доменика Депюи и других.
В 1966 г. Н.Д. Юлтыева отметила 25-летие творческой деятельности и оставила сцену. Но только как артистка балета.
Когда Н.Д. Юлтыева вновь вернулась в Ленинград - в государственную консерваторию, она стала учиться сразу на балетмейстерском и педагогическом отделениях. А в хореографическом училище вела классический танец в двух классах. Её педагогами в консерватории быши И.Д. Гликман, А.Н. Дмитриев, О.М. Берг, Я. Фрид, а однокашниками на балетмейстерском курсе - Борис Эйфман, Валентин Елизарьев, Фёдор Баканов, Альфредес Кондратавичус и другие.
158 Балетный театр: история, теория, практика
Балетмейстерский дебют Н.Д. Юлтыевой состоялся в 1954 г. -задолго до поступления в Ленинградскую консерваторию. Это был балет «Лебединое озеро» (в редакции самой Н. Юлтыевой). И этот же спектакль давался при открытии нового здания Татарского театра оперы и балета в 1956 г. За годы работы Н.Д. Юлтыевой в качестве главного балетмейстера Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля ею поставлены балеты «Лебединое озеро», «Шехеразада», «Шопе-ниана», «Шурале», «Баядерка», «Болеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица», «Ожившая легенда» и множество концертных номеров6.
Параллельно с работой в театре Н.Д. Юлтыева «с нуля» в 1972 г. создаёт кафедру хореографии в Казанском институте культуры (в то время он был филиалом Ленинградского института), задачей которой была подготовка руководителей детских, народных хореографических коллективов, педагогов-хореографов, балетмейстеров-постановщиков, артистов-исполнителей (кроме основ характерного танца, студентам преподавали также классический танец, актёрское мастерство, историю балета и др.)
В 1975-1983 гг. Н.Д. Юлтыева работала за границей: возглавляла балетные труппы в г. Каире (Египет) и Театра им. Кареньо в г. Каракасе (Венесуэла). Каждодневная педагогическая работа, семь балетных премьер, концертные номера, конкурсные программы7 - итогом напряжённой работы была и благодарность учеников (до сих пор Нинель Даутовна носит на шее кулон от учеников с надписью «ЗравШо»). Особо Н.Д. Юлтыева гордится своим учеником-аргентинцем Хулио Боккой.
С 1998 г. Н.Д. Юлтыева - художественный руководитель Казанского государственного хореографического училища, где все силы отдаёт подбору и сплочению педагогического коллектива, руководству постановкой училищных спектаклей, постановке концертных номеров, подготовке будущих артистов служению Терпсихоре. Благодарные ученики Н.Д. Юлтыевой работают во всех концах России и за рубежом.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) IS9
С 2000 г. с активным участием Н.Д. Юлтыевой открывается специальность «Педагогика балета» в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. Дело подготовки педагогов-балетмейстеров в Татарстане продолжается, состоялось уже четыре выпуска.
Творческая, почти 70-летняя, деятельность Н.Д. Юлтыевой вобрала в себя множество образов: первой профессиональной балерины в классических спектаклях, балетмейстера-постановщика театров СССР и зарубежья, педагога казанской хореографической школы, наставника продолжателей таинств музы Терпсихоры.
«Татарская Уланова», «златокудрая труженица», «хранитель-множитель национальной хореографии», «динозавр в бале-те».»8 - вот только некоторые эпитеты в адрес Н.Д. Юлтые-вой. Всегда энергична, с истинной любовью к дивному искусству балета, с умным неугомонным характером, подтянута, доброжелательна, с оптимизмом и чувством юмора, народная артистка РСФСР, народная артистка Республики Татарстан, народная артистка Республики Башкортостан, профессор хореографии, обладательница приза журнала «Балет» «Душа танца», действительный член Петровской академии наук и искусств, Нинель Даутовна Юлтыева всегда прима - на сцене, в кресле балетмейстера, художественного руководителя балетной школы, в душе педагогов и учеников.
А в душе самой Нинель Юлтыевой сегодня - каждодневные заботы о казанской балетной школе, благодарность своим родителям, маме, у которой она «училась жизненной стойкости и умению быть преданной тому, что любишь и кого любишь»9. И сны, где она летает над зрительным залом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Личный архив Н.Д. Юлтыевой.
2 Там же.
3 Там же.
160 Балетный театр: история, теория, практика
4 Юлтыева Н.Д. Адажио моей памяти. - Казань, 2006. - С. 200-203. - Далее: Юлтыева Н.Д...
5 Личный архив Н.Д. Юлтыевой.
6 Юлтыева Н.Д. - С. 204-20S.
7 Там же. - С. 206.
8 Личный архив Н.Д. Юлтыевой.
W Юлтыева Н.Д. - С. 199.
Abstract
N.D. Yultyeva the People s actress of the Russian Federation and the professor of choreography is the living legend of ballet acting. She danced the leading roles in Kasan and Ufa and worked as a ballet master not only in the theatres of the USSR and Russia but also abroad. Today she is a creative director of the Kasan ballet school. For 70 years of her creative activity N.D. Yultyeva danced of roles, staged more than twenty performances and trained a great number of ballet dancers and teacher-choreographers.
Keywords: Yultyeva N.D., Shirjaev A.V., Kamkova N.A., Romanova-Ulanova M.F., ballet, ballet master, M. Dzhalil Opera and Ballet Tatar State Academic Theatre, Kasan choreographic college, Kasan State conservatory named alter N.G. Zhiganov.