Научная статья на тему 'Народно‐сценический танец в художественно‐исполнительском и воспитательном процессе хореографического коллектива (на примере образцового коллектива Алтая ансамбля танца «Калинка» Алтайского краевого дворца творчества детей и молодёжи)'

Народно‐сценический танец в художественно‐исполнительском и воспитательном процессе хореографического коллектива (на примере образцового коллектива Алтая ансамбля танца «Калинка» Алтайского краевого дворца творчества детей и молодёжи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
533
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный танец / любительский хореографический коллектив / сценический репертуар / образцовый коллектив Алтая / ансамбль танца «Калинка» / Алтайский краевой дво‐ рец творчества детей и молодёжи. / folk dance / amateur choreographic group / a list of stage productions / model creative team of Altai Krai / Ensemble of Dance “Kalinka” / Palace of Children’s and Youth’s Creative Activity of Altai Krai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчаренко Евгения Борисовна, Рейник Светлана Яковлевна

Представлен авторский взгляд на состав целей, задач и содержание обучения народно‐сценическому танцу в современном детско‐юношеском любительском хореографическом коллективе. Изложены ключевые факты из истории ансамбля народного танца «Калинка» (г. Барнаул Алтайского края, Россия), имеющего статус образцового коллектива Алтая; перечислены основные творческие достижения ансамбля. Авторы дают описание художественного материала, привлекаемого для постановки сценического танца, излагают основные результаты его апробации на репетиционных занятиях коллектива, а также характеризуют репертуар ансамбля, составляющего основу всей учебно‐воспитательной работы в коллективе и определяющего общий художественно‐ творческий уровень сценической деятельности коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Овчаренко Евгения Борисовна, Рейник Светлана Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FOLK STAGE DANCE IN ARTISTIC, PERFORMING, AND EDUCATIONAL PROCESS IN A CHOREOGRAPHIC GROUP (A CASE OF MODEL CREATIVE TEAM OF ALTAI KRAI, ENSEMBLE OF DANCE “KALINKA” OF PALACE OF CHILDREN’S AND YOUTH CREATIVE ACTIVITY OF ALTAI KRAI)

The paper outlines the authors’ view on a set of goals, tasks, and essence of a folk stage dance training in a today’s children’s and youth’s amateur choreographic group. The article highlights the key facts from history of Ensemble of Dance “Kalinka” from Palace of Children’s and Youth’s Creative Activity of Altai Krai (Barnaul, Altai Krai, Russia) which has a status of model creative team, the authors name its main creative achievements. The authors describe artistic material involved into a process of a dance staging, disclose the main results of its rehearsal testing, and also sum up a list of stage productions of the ensemble underlied the basis of the whole educational work in the group and determines the general level of its artistic and creative activity.

Текст научной работы на тему «Народно‐сценический танец в художественно‐исполнительском и воспитательном процессе хореографического коллектива (на примере образцового коллектива Алтая ансамбля танца «Калинка» Алтайского краевого дворца творчества детей и молодёжи)»

Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) № 4 (18) 2018 г. УДК 793.3(571.150)Калинка

Е. Б. Овчаренко,

доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

С. Я. Рейник

Образцовый коллектив Алтая народный ансамбль танца «Калинка»

(Барнаул, Россия) зу.геуп1к@т ail.ru

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВОГО КОЛЛЕКТИВА АЛТАЯ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «КАЛИНКА» АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ)

Аннотация. Представлен авторский взгляд на состав целей, задач и содержание обучения народно-сценическому танцу в современном детско-юношеском любительском хореографическом коллективе. Изложены ключевые факты из истории ансамбля народного танца «Калинка» (г. Барнаул Алтайского края, Россия), имеющего статус образцового коллектива Алтая; перечислены основные творческие достижения ансамбля. Авторы дают описание художественного материала, привлекаемого для постановки сценического танца, излагают основные результаты его апробации на репетиционных занятиях коллектива, а также характеризуют репертуар ансамбля, составляющего основу всей учебно-воспитательной работы в коллективе и определяющего общий художественно-творческий уровень сценической деятельности коллектива.

Ключевые слова: народный танец, любительский хореографический коллектив, сценический репертуар, образцовый коллектив Алтая, ансамбль танца «Калинка», Алтайский краевой дворец творчества детей и молодёжи.

Народное танцевальное искусство занимает важное место в жизни людей. Народный танец откликается на все события практической и духовной жизни. Народный танец непрерывно развивается. И каждое новое поколение находят в нем созвучные своему времени черты. Народный танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения.

Первые наблюдения ученых за развитием танцевального народного творчества, ставшие достоянием науки, относятся к тридцатым годам двадцатого столетия. Но наиболее широкое изучение танцевального наследия нашей страны началось после Великой Отечественной войны. В настоящее время значительно выросло внимание к народному творчеству, в том числе к народному танцу, который за многолетнюю историю своего существования прошел большой путь от фольклорного образа до сценической формы.

Народно-сценический танец представляет собой своеобразный синтез культуры исполнения классического, народного характерного танца, народной символики, специфики и семантики самобытных фольклорных источников. В этом и заключается ценность и уникальность данного художественного феномена, но самое главное - изучение народно-сценического танца необходимо для понимания самобытности культуры народа и его национального самосознания. В помощь руководителям любительских хореографических коллективов в Алтайском государственном институте культуры было опубликовано пособие по истории создания коллективов народного танца в России [1].

Педагогический процесс в любительском хореографическом коллективе происходит во взаимосвязи с художественно-исполнительским и воспитательным процессом. Одна из педагогических задач нераздельно связана с выбором репертуара. Выбор репертуара тесно связан с идеологической и эстетической направленностью в деятельности коллектива.

В настоящее время в любительских хореографических коллективах создается такой репертуар, который не уступает по идейно-эстетическому уровню профессиональным коллективам,

но доступен для исполнения непрофессиональным танцорам. Поэтому выбирая номера из репертуара профессиональных коллективов, необходимо учитывать исполнительские возможности участников, добиваться не механического копирования, а исходя из приобретенных навыков и природных способностей, а также индивидуальности самодеятельного артиста.

Репертуар определяет творческое лицо коллектива, его художественный уровень, является основой всей учебно-воспитательной работы. Правильный выбор репертуара заключатся в его актуальности, в органичном соединении формы и содержания.

На формирование репертуара большое влияние оказывают и интересы участников, территориальное расположение учреждения культуры, и различные диаспоры, находящиеся в регионе. Но это не значит, что местная тематика должна стать основой репертуара коллектива. Подобная тенденция может привести к ограничению творческих возможностей.

Формируя репертуар хореографического коллектива, нельзя забывать, что творческие задачи должны постоянно повышаться, коллектив должен расти, совершенствовать свое мастерство, следовательно, репертуар необходимо постепенно усложнять.

Одним из ведущих хореографических коллективов Алтайского края и города Барнаула является Образцовый коллектив Алтая, народный ансамбль танца «Калинка», лауреат международных, всероссийских и региональных конкурсов (см. фото 1 и 2).

В репертуаре ансамбля обширный материал народно-сценических танцев различных стран мира и России. Руководитель ансамбля - выпускница Алтайского государственного института искусств и культуры Светлана Яковлевна Рейник.

Ансамбль «Калинка» образован в 1993 году, выполняя роль младшей подготовительной группы при вокально-хореографическом ансамбле «Юность», с 2011 года и по настоящее время «Калинка» существует в качестве самостоятельного коллектива в Алтайском кра-

Фото 2. Участники ансамбля «Калинка» евом дворце творчества де-

на фестивале-конкурсе в Китае, 2012 г. тей и молодежи.

Фото 1. Участники ансамбля «Калинка» - победители Гран-при на конкурсе в городе Владивостоке, ВДЦ «Океан», 2011 г.

В ансамбле «Калинка» обучаются 90 детей в возрасте от 4 лет до 17 лет. Все учащиеся обучаются по программам обязательной подготовки (ритмика, классический танец, народный танец).

В мае 2017 года состоялся выпускной концерт для выпускников ансамбля. Восемнадцать участников коллектива, которые занимались более 12 лет в ансамбле, были награждены памятными подарками (см. фото 3).

Фото 3. Юбилейный концерт, посвященный 80-летию Алтайского края, 2017 г.

Многие ученики «Калинки» выбрали профессию педагога-хореографа, учатся в институтах культуры по этой профессии, танцуют в государственных хореографических ансамблях. Так, например ученик ансамбля «Калинка» Аркадий Глушко, закончив школу-студию, успешно работает в Академическом Государственном Ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева. Однако хочется отметить: где бы ни работали ученики, они всегда помнят свой ансамбль «Калинку», и своих педагогов.

Огромное количество репетиций, концертов, конкурсов, незабываемые победы, всё это объединяет участников, и каждый ученик находит место в сердце своего педагога. Ансамбль «Калинка» - это большой дружный коллектив, где нет равнодушия к прекрасному искусству народного танца, где мальчики и девочки проходят длинный творческий интереснейший путь, они понимают: чтобы танцевать на высоком уровне, надо много работать, постоянно оттачивать мастерство каждого движения, кропотливо заниматься уроками и тренировками, всего себя отдавать народному танцу и гордится тем, что ты умеешь танцевать русский народный танец.

Для того чтобы занятия по народной хореографии проходили наиболее плодотворно, педагогу необходимо использовать различные приемы. Периодически переставлять учащихся с боковых станков на средние станки, на середине менять линии, чтобы обучающиеся танцу чувствовали равную ответственность. Иногда на середине зала отворачивать их от зеркала, усиливая чувство самоконтроля. Форма замечаний и их содержание должны быть четкими и образными. Преподаватель должен быть строг, требователен, но культура общения должна быть всегда высока.

Преподавание народного танца - сложный целенаправленный процесс, поэтому педагог-хореограф должен опираться на знание педагогики и психологии, быть способным анализировать внутренне состояние учеников. От общей культуры педагога зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников.

Все это навсегда остается в душе каждого ученика счастливым мгновением детства, формирует его характер и делает его в дальнейшем многогранной, всесторонней личностью. За все годы работы ансамбль «Калинка» одержал многочисленные победы на конкурсах регионального, краевого,

всероссийского значения. Ансамбль «Калинка» старается всегда развиваться и работать над тем, чтобы уровень мастерства всех его участников возрастал с каждым годом.

Репертуар ансамбля каждый год пополняется новыми постановками. За многолетнюю историю существования ансамбля было поставлено большое количество постановок, которые имели успех у зрителей (см. табл. 1).

Таблица 1

Репертуар ансамбля «Калинка» на 2017-2018 гг.

Младшая Средняя Старшая группа

Группа Группа

«Мишка косо- «Ванечка» «Я люблю, а значит, я живу!»

лапый по лесу «Русская «Гармония души и мира»

идет» балалаечка» Украинский танец «Гопак»

«Ты катись, «Мордовский «Танец казанских татар»

катись клубо- танец» из репертуара ансамбля Игоря Моисеева

чек...» «Озорные Цыганский танец «Радэнэ» (соло)

непоседы» «Облепиховый букет»

«Я на горку шла» Русский танец Владимирской области «Козочка»

(соло) Пляска «Колесо» (Алтайского края, Заринского района, село Жуланиха)

«Деревенские потехи»

Финская полька (соло) из репертуара ансамбля Игоря Моисеева

Белорусский танец «Веселуха»

Достижения ансамбля «Калинка»

- в марте 2017 года награжден дипломом V краевого праздника русского танца «Сибирский разгуляй» им. Гарри Полевого;

- в августе 2017 года коллектив получил диплом фестиваля «Земляки Алтая» памяти М. Евдокимова;

- в декабре 2017 года коллективу присвоено звание Народный самодеятельный ансамбль Алтайского края;

- в сентябре 2017 года коллектив награжден губернатором Алтайского края Почётной грамотой за высокое исполнительское мастерство на правительственном концерте, посвященному 80-летию Алтайского края.

Концертная деятельность коллектива «Калинка» в крае и городе

(2017-2018 гг.)

март 2017 г. - Гран-при на региональном хореографическом конкурсе г. Барнаула «Терпсихора»; март 2017 г. - Лауреат I степени на Всероссийском хореографическом конкурсе «КИТ»,

проходящем в городе Барнауле; апрель 2017 г. - Серебряная медаль на всероссийских Дельфийских играх стран СНГ г. Екатеринбург;

Май 2017 г. - подготовка и участие в проведении праздника 9 мая на площади Сахарова г. Барнаула;

май 2017 г. - Выпускной концерт для выпускников ансамбля «Калинка»; июнь 2017 г. - Участие в XIII международном фестивале одаренных детей фонда Владимира Спивакова г. Москва;

июль 2017 г. - участие в праздничном концерте для семей инвалидов от комитета по культуре г. Барнаула;

сентябрь 2017 г. - участие в Дне Города Барнаула и Юбилея Алтайского края Большой праздничный концерт, посвященный 80-летию Алтайского края и Дню города Барнаула; октябрь 2017 г. - участие в празднике, посвященному Дню пожилого человека;

ноябрь 2017 г. ноябрь 2017 г. декабрь 2017 г. декабрь 2017 г. январь 2018 г.

март 2018 г.

апрель 2018 г.

апрель 2018 г. май 2018 г. май 2018 г. июнь 2018 г. июнь 2018 г.

Праздничный концерт, посвященный Дню народного единства;

Праздничный концерт, посвященный 100-летию Октябрьской Революции;

участие в праздничном концерте «Свет нашей души» г. Барнаул;

Новогодний праздничный сольный концерт ансамбля «Калинка»;

участие в праздничном концерте, посвященном победе в Сталинградской битве

во время Великой Отечественной войны;

диплом Гран-при на региональном хореографическом конкурсе «Неваляшка» г. Барнаул;

специальный диплом за высокий уровень подготовки от Губернатора Челябинской области и диплом Лауреата во Всероссийском хореографическом конкурсе русского фольклорного танца «Уральский перепляс» г. Челябинск; диплом Серебряный луч на краевом хореографическом конкурсе «Навстречу солнцу» г. Барнаул;

благодарственное письмо и диплом лауреата на всероссийском хореографическом конкурсе «Сибирская матрешка» г. Томск;

подготовка и участие в проведении праздника, посвященного Великой Отечественной Войне (9 мая, пл. Сахарова, г. Барнаул;

участие в праздничном концерте, посвященному Дню России (12 июня, пл. Сахарова, г. Барнаул);

участие и подготовка к празднику сельского хозяйства в Павловске, Алтайского края.

Педагоги ансамбля «Калинка»

- Светлана Яковлевна Рейник, художественный руководитель, Почётный работник общего образования, работает в ансамбле 26 лет, закончила в 1991 году Алтайский государственный институт культуры, отделение общей хореографии;

- Елена Петровна Лемешева, педагог-репетитор, Почётный работник общего образования, работает в ансамбле 20 лет, закончила в 1998 году Алтайский государственный институт культуры, отделение общей хореографии;

- Алексей Сергеевич Фомин, педагог-балетмейстер, репетитор по мужскому классу, выпускник Алтайского государственного института культуры 2018 года;

- Фамильцева Оксана Васильевна, концертмейстер по классическому танцу, ритмике;

- Бугров Андрей Викторович, концертмейстер по народному танцу.

История ансамбля «Калинка» показывает, что искусство народного танца является формой коллективной творческой деятельности, средством обучения и воспитания участников коллектива, важным компонентом их личностного развития, ориентиром в выборе будущей профессии. В процессе обучения народно-сценическому танцу на репетициях, многочисленных выступлениях в рамках общественных мероприятий различного уровня, участники коллектива включаются в социальные отношения, участвуют в жизни социума, формируя тем самым собственную активную жизненную позицию.

Список литературы

1. Овчаренко, Е. Б. История и теория народно-сценического танца : учеб.-метод. пособие / Е. Б. Овчаренко, Н. И. Смолянинова. - Барнаул : АГИИК, 2004. - 105 с

Evgeniia B. Ovcharenko,

Associate Professor, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]

Svetlana Ya. Reinik

Model Creative Team of the Altai People's Ensemble of Dance "Kalinka"

(Barnaul, Russia) [email protected]

A FOLK STAGE DANCE IN ARTISTIC, PERFORMING, AND EDUCATIONAL PROCESS IN A CHOREOGRAPHIC GROUP (A CASE OF MODEL CREATIVE TEAM OF ALTAI KRAI, ENSEMBLE OF DANCE "KALINKA" OF PALACE OF CHILDREN'S AND YOUTH CREATIVE ACTIVITY OF ALTAI KRAI)

Abstract. The paper outlines the authors' view on a set of goals, tasks, and essence of a folk stage dance training in a today's children's and youth's amateur choreographic group. The article highlights the key facts from history of Ensemble of Dance "Kalinka" from Palace of Children's and Youth's Creative Activity of Altai Krai (Barnaul, Altai Krai, Russia) which has a status of model creative team, the authors name its main creative achievements. The authors describe artistic material involved into a process of a dance staging, disclose the main results of its rehearsal testing, and also sum up a list of stage productions of the ensemble underlied the basis of the whole educational work in the group and determines the general level of its artistic and creative activity.

Keywords: folk dance, amateur choreographic group, a list of stage productions, model creative team of Altai Krai, Ensemble of Dance "Kalinka", Palace of Children's and Youth's Creative Activity of Altai Krai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.