Научная статья на тему 'Школа русского народного танца А. П. Батырева на Алтае'

Школа русского народного танца А. П. Батырева на Алтае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
419
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореографическое искусство на Алтае / русский танец / творчество А. П. Батырева на Алтае / ансамбль песни и танца Дома культуры «Трансмаш» / хореографиче‐ ские постановки А. П. Батырева. / art of choreography in Altai region / Russian dance / Aleksandr Batyrev’s creativity in Altai / ensemble of song and dance of the House of Culture “Transmash” / Aleksandr Batyrev’s choreographic performances.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна, Каратаев Алексей Антонович

Рассмотрены основные этапы творческой биографии А. П. Батырева (1940– 2006 гг.) – педагога Алтайского краевого колледжа культуры и искусств (г. Барнаул Алтайского края, Россия), внесшего существенный вклад в развитие школы русского танца на Алтае с 1960 по 2000 гг. Представлен хронологический перечень сценических хореографических постановок мастера, неко‐ торые из которых (в авторской редакции) с успехом исполняются по сей день на крупнейших танце‐ вальных площадках региона. Кратко охарактеризованы некоторые эффективные приёмы и методы построения педагогической работы в танцевальном коллективе, практиковавшиеся А. П. Батыревым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна, Каратаев Алексей Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEKSANDR BATYREV’S SCHOOL OF RUSSIAN FOLK DANCE IN ALTAI REGION

The article considers the points of Aleksandr Batyrev’s creative biography (1940–2006) who as a dance teacher of College of Culture and Arts of Altai Krai (Barnaul, Russia) contributed to development of school of Russian dance in Altai from 1960 till 2006. The authors list the master’s key stage performances some of which (in the author’s edition) are successfully played at the largest dance sites of the region till now. Also, the paper outlines some techniques and methods of pedagogical work practiced by Aleksandr Batyrev in heading of his dance groups.

Текст научной работы на тему «Школа русского народного танца А. П. Батырева на Алтае»

Раздел 4

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ РУССКОГО ТАНЦА НА АЛТАЕ

УДК 793.3:7.071.1Батырев

Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

А. А. Каратаев

Фонд развития Алтайской молодёжной политики (Барнаул, Россия)

[email protected]

ШКОЛА РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА А. П. БАТЫРЕВА НА АЛТАЕ

Аннотация. Рассмотрены основные этапы творческой биографии А. П. Батырева (19402006 гг.) - педагога Алтайского краевого колледжа культуры и искусств (г. Барнаул Алтайского края, Россия), внесшего существенный вклад в развитие школы русского танца на Алтае с 1960 по 2000 гг. Представлен хронологический перечень сценических хореографических постановок мастера, некоторые из которых (в авторской редакции) с успехом исполняются по сей день на крупнейших танцевальных площадках региона. Кратко охарактеризованы некоторые эффективные приёмы и методы построения педагогической работы в танцевальном коллективе, практиковавшиеся А. П. Батыревым.

Ключевые слова: хореографическое искусство на Алтае, русский танец, творчество А. П. Батырева на Алтае, ансамбль песни и танца Дома культуры «Трансмаш», хореографические постановки А. П. Батырева.

Сегодня невозможно представить культуру города Барнаула без деятельности многочисленных, прославленных хореографических коллективов, лауреатов международных, всероссийских, региональных, краевых, городских и муниципальных премий. Для деятелей искусства Алтайского края стал привычным тот факт, что танцевальные коллективы часто возвращаются с победой с множества фестивалей различного уровня. Но задумываемся ли мы о том, кому профессионалы-хореографы обязаны в плане становления и развития школы танца на Алтае? Знаем ли мы о тех людях, о тех первопроходцах, кто создавал на Алтае первые профессиональные и самодеятельные коллективы, кто посвятил всю свою жизнь учительскому труду, чьи, собственно, танцы мы и танцуем?

Особо следует выделить школу русского танца, так как русское народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом искусстве. Танцевальные конкурсы показывают, что около 80% всех сценических художественных произведений, так или иначе связанных с искусством танца, сочиняется и ставится на материале русского народного танцевального творчества. Русские народные танцы составляют основу репертуара многих профессиональных художественных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников хореографической самодеятельности. Являясь ярким средством образной выразительности, русские танцы входят в обширный репертуар театров и концертных программ краевых и городских мероприятий. Говоря о школе русского танца на Алтае, необходимо выделить такие имена, как: Гарри Полевой - создатель и первый руководитель ансамбля «Огоньки» Государственной

филармонии Алтайского края1; Николай Сингач - художественный руководитель вокально-хореографического ансамбля «Юность» в 1978 -2013 гг.

Яркую страницу в историю русской танцевальной культуры края вписал своим творчеством Александр Павлович Батырев. А. П. Батырев родился 5 ноября 1940 г. в городе Новоалтайск в семье железнодорожника. С 1958 года работал станочником на Алтайском вагоностроительном заводе, но любовь к русскому танцу привела его на хореографическое отделение в Алтайское культурно-просветительное училище, которое открылось в 1960 году. В 1961 г. становится руководителем танцевального коллектива в Доме культуры Алтайского вагоностроительного завода. Еще за год до окончания училища, в 1963 г. ему доверили преподавать русский танец на младших курсах, где он и проработал более 40 лет (см. фото 1).

С 1967 г. он становится руководителем Народного ансамбля песни и танца Дома культуры Барнаульского завода транспортного машиностроения (ДК завода «Трансмаш»), но продолжает получать хореографическое образование, понимая важность накопления знаний в творческой профессии. В 1975 г. Александр Павлович поступает в только что открывшийся институт культуры (АГИК). Многие его однокурсники в годы учебы танцевали у него в ансамбле песни и танца ДК завода «Трансмаш». В 1969 г. ансамблю присваивают звание «Народный» (см. фото 2).

А. П. Батырев «За достижения в художественной самодеятельности» был награжден знаком ВЦСПС. Его танцевальные номера «Незабудка», «Алтаюшка», «Цвет времени», «Скажите лебеди», «Сибирская ма-таня», «Звали, звали Ванюшку...» записаны автором и опубликованы в различных репертуарных сборниках Алтайского книжного издательства: «Край родимый» (1978 г.), «Веснянка» (1981 г.), «Алтайские танцы» (1985 г.), «Скажите лебеди» (1986 г.). Также в 1980 году опубликованы методические разработки А.П. Батырева: «Сибирский танец. Методические рекомендации», «Композиция танца» (в соавторстве с Г. В. Бурцевой) в Научно-методическом центре народного творчества и культурно-просветительской работы управления культуры Алтайского крайисполкома (в настоящее время - Краевой дом народного творчества и досуга).

Фото 1. Педагог-балетмейстер, мастер русского танца А. П. Батырев, 1960 г.

Фото 2. А. П. Батырев с участниками ансамбля песни и танца Дома культуры завода «Трансмаш», 1970 г.

1 Талантливый балетмейстер Гарри Полевой (Заслуженный работник культуры РФ) сумел заложить прочную профессиональную базу для развития молодого хореографического коллектива, объединив лучшие творческие силы и дав начало замечательным традициям русского танца на Алтае. Не случайно "Огоньки" (создан в 1967 г.) стали первым профессиональным художественным коллективом края, представлявшим искусство Алтая на многих концертных площадках, как в России, так и за рубежом. Неоднократные выступления ансамбля в крупнейших городах СССР, в том числе на церемонии открытия и закрытия Олимпиады - 80, гастроли в Болгарии, Румынии, Венгрии, ФРГ, Италии, Польше, Югославии, Китае, на Мальте принесли коллективу широкую известность (У^: https://altapress.ru/afisha/calendar/event-4708).

Значительный резонанс в свое время вызвал у зрителя номер «Скажите, лебеди». В хореографической картине «Скажите, лебеди» раскрывается тема войны и мира, воспевается подвиг народа-победителя, утверждаются идеалы мирной жизни. Постановка состоит из трех картин. Первая - о жизни в мирное время, о счастливой паре влюбленных - Иване да Марье. О них рассказывают «лебеди-лебедушки, красные молодушки», танцующие вокруг них и как бы оберегая влюбленных. Танец лебедей, влюбленной пары создает ощущение радости, красоты родной природы, тишины, покоя. Вторая часть повествует об испытаниях, выпавших на долю нашего народа в Великую Отечественную войну, о защитниках Родины. В третьей картине лебеди оплакивают погибших, не вернувшихся с кровавых полей войны. Жизнь продолжается, снова цветут сады, влюбленные пары ходят к ивушке по степи не хоженой, как когда-то Иванушка со своей Марьюшкой. Фрагмент этой хореографической картины был поставлен в Алтайской государственной академии культуры и искусств А. Каратаевым в рамках учебной дисциплины «Мастерство хореографа» (2016 г.).

По инициативе А. П. Батырева в 1985 году на базе Алтайского культурно-просветительного училища был создан ансамбль народного танца. В 1989 году ансамблю присвоено звание «Народный». С 1996 года ансамблем стала руководить ученица А. П. Батырева Тамара Анатольевна Шевцова. Ансамбль стал называться «Молодость Сибири». В данный момент руководитель ансамбля - Марина Михайловна Прокопенко. Ансамбль является творческой лабораторией для самих участников - студентов колледжа, а также для бывших выпускников, ныне руководителей творческих коллективов. На базе ансамбля проводятся семинары, мастер-классы. Ансамбль участвовал в региональных фестивалях-конкурсах хореографического искусства во многих городах. В репертуар коллектива входят русские народные танцы и танцы народов мира. Среди выпускников ансамбля артисты и солисты профессиональных хореографических коллективов: А. Штребель, В. Бузин, И. Бударина А. Харитонов, С. Харитонов, А. Кузнецов, А. Борисов, И. Шульпин, А. Ларькина (ансамбль русского танца «Огоньки» Государственной филармонии Алтайского края), А. Тимофеев, О. Михайлова, М. Сидорова, П. Сидоров (Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай»), А. Митрошин (ансамбль танца «Челдоны» г. Новосибирск, затем - Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. Михаила Годенко. Бывшие участники ансамбля ныне являются солистами таких коллективов, как «Кузбасс» (г. Кемерово), «Кострома» (г. Кострома), «Хо-рошки» (Беларусь), входят в танцевальные группы Русского народного хоров имени М. Е. Пятницкого, Омского народного хора, Государственного академического Сибирского русского народного хора, Кубанского казачьего хора.

Перечень творческих практических работ А.П. Батырева:

1967 г. - балетмейстер-постановщик в юбилейном представлении, посвященном 50-летию Советской власти. Постановка хореографической сюиты «В семье единой»;

1968 г. - балетмейстер-постановщик в юбилейном представлении, посвященном 50-летию ВЛКСМ. Постановка хореографической сюиты «Дан приказ ему на Запад»;

1972 г. - народный ансамбль песни и танца ДК «Трансмаш» участник праздничных торжеств, посвященных 50-летию образованию СССР в г. Москве с концертной программой ансамбля;

1972г. - народный ансамбль песни и танца ДК «Трансмаш» участник передачи «Народное творчество» (Центральное телевидение), постановки - «Сибирский перепляс», «Лирический танец», «С люб-травою в хоровод».

За время работы в народном ансамбле песни и танца прошли школу исполнительства его участники - учащиеся АКПУ, которых в коллективе было большинство. Помимо исполнительской школы многие учащиеся получили навыки в постановочной работе. Многие из них стали профессиональными артистами.

За годы работы с 1964 по 2006 гг. А. П. Батырев поставил около 1000 танцев, в том числе в театральных жанрах: танцы к операм «Наталка-Полтавка» М. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Мельник, колдун, обманщик и сват» Е. Фомина. Известны постановки А. П. Батырева в Государственном Омском народном хоре - «На зов рожка» (танцевальная миниатюра), «Как за

Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) № 4 (18) 2018 г.

лугом за рекой» (Сибирская пляска); в Государственном ансамбле танца «Алтай» - танцевальная композиция «Горный цветок».

А. П. Батырев оказывал творческую, методическую помощь танцевальным коллективам городов и районов Алтайского края. Сотрудничал с руководителями самодеятельных хореографических коллективов: собирал образцы танцевального фольклора и сценически обрабатывал их. Записал 10 танцев. Являлся куратором танцевального коллектива Михайловского районного ДК, ансамбля «Сибирячка» в с. Шипуново. Им было поставлено 15 танцев в селах Алтайского края (Мамонтово, Михайловское, Усть-Пристань, город Камень-на-Оби и Каменский район). Некоторые из этих танцев исполняются до сих пор («Михайловская плясовая» была показана на III краевом празднике русского танца «Сибирский разгуляй» в 2009 году).

А. П. Батырев очень тесно сотрудничал с хоровыми коллективами. Он был балетмейстером-постановщиком на отделениях народного хора в Барнаульском музыкальном училище и Алтайском государственном институте культуры. Также он писал слова к песням для своих постановок («Хмель златокудрый», «Золотая цепочка», «Плёточка-расплёточка», «Сею-сею беленький веночек»). Работал и с профессиональными коллективами - Государственным Омским русским народным хором и Русским народным хором имени М. Е. Пятницкого.

В заключении необходимо отметить, что огромный вклад А. П. Батырева в развитие русского танца на Алтае можно назвать культурным брендом, который всю свою сознательную жизнь посвятил хореографическому искусству. Анализируя деятельность многих коллективов в городе Барнауле и Алтайском крае, уверенно можно сказать, А. П. Батырев повлиял на них, на их работу, манеру, школу. К сожалению, творческое наследие балетмейстера почти утрачено: из сотен танцев, поставленных Батыревым, до сегодняшних дней сохранились единицы. В этих условиях весьма значимы мероприятия, направленные на сохранение традиций русского народного танца и на его развитие. Особое место среди подобных мероприятий занимает краевой праздник русского танца «Сибирский разгуляй» имени А. П. Батырева. В 2007 году фестиваль был учреждён Алтайским краевым центром народного творчества и досуга, Алтайской государственной академией культуры и искусств, Алтайским краевым колледжем культуры и искусств. Ежегодно на этом празднике собираются лучшие коллективы русского танца, которые считают честью принимать участие в этом фестивале.

Значительную работу в плане изучения творческого наследия А. П. Батырева ведет в настоящее время его коллега - исследователь танцевального искусства Алтая Н. И. Смолянинова. Ею собран значительный архивный материал, на основе которого она готовит книгу об этом замечательном человеке и мастере русского танца с рабочим называнием «Ни дня без танца».

Список литературы

1. Алтайские танцы : репертуар. сб. - Горно-Алтайск : Алт. кн. изд-во, Горно-Алт. отд., 1985. -111 с.

2. Батырев, А. П. Сибирский танец : метод. рекомендации. - Барнаул : Изд-во науч.-метод. центра развития проф. довуз. образования, 1990. - 72 с.

3. Батырев, А. П. Композиция танца / А. П. Батырев, Г. В. Бурцева. - Барнаул : Изд-во науч.-метод. центра развития проф. довуз. образования, 1991. - 120 с.

4. Богданов, Г. Ф. Самобытность русского танца. - Москва : Изд-воМоск. гос. ун-та культуры и искусств, 2003. - 222 с.

5. Веснянка : репертуар. сб. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1981. - 76 с.

6. Край родимый : репертуар. сб. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1978. - 85 с.

7. Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве Сибирского региона. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. академии культуры, 2006. - 227 с.

8. Скажите лебеди : репертуар. сб. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1991. - 112 с.

9. Алтайский краевой колледж культуры [Электронный ресурс] / КГБ ПОУ «АКККиИ». - Барнаул, 2015-2019. - Режим доступа: http://www.kult22.ru/ (дата обращения: 15.11.2018 г.)

Galina V. Burtseva, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]

Aleksei A. Karataev

Youth Policy of Altai Krai Development Fund (Barnaul, Russia)

[email protected]

ALEKSANDR BATYREV'S SCHOOL OF RUSSIAN FOLK DANCE IN ALTAI REGION

Abstract. The article considers the points of Aleksandr Batyrev's creative biography (1940-2006) who as a dance teacher of College of Culture and Arts of Altai Krai (Barnaul, Russia) contributed to development of school of Russian dance in Altai from 1960 till 2006. The authors list the master's key stage performances some of which (in the author's edition) are successfully played at the largest dance sites of the region till now. Also, the paper outlines some techniques and methods of pedagogical work practiced by Aleksandr Batyrev in heading of his dance groups.

Keywords: art of choreography in Altai region, Russian dance, Aleksandr Batyrev's creativity in Altai, ensemble of song and dance of the House of Culture "Transmash", Aleksandr Batyrev's choreographic performances.

УДК 793.3:7.071.1Сингач

Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия [email protected]

Г. П. Молявко, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия [email protected]

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГА-БАЛЕТМЕЙСТЕРА Н. П.СИНГАЧА

Аннотация. В статье рассматривается творческий путь известного хореографа, в профессиональном сообществе именуемого «отцом народного танца на Алтае», балетмейстера Николая Петровича Сингача, а также влияние творчества этого педагога на развитие региональной школы народного сценического танца в 1970-х- 2010-х гг. Представлен культурный феномен самодеятельного вокально-хореографического коллектива «Юность», активно сохраняющего и популяризирующего русскую народную культуру на региональном, федеральном и международном уровне в течение сорока лет. Изложены ключевые факты из истории ансамбля. Охарактеризованы танцевальные постановки, в разное время составлявшие репертуар коллектива. Проанализированы некоторые эффективные приёмы и методы построения педагогической работы в танцевальном коллективе, представлены учебно-методические работы профессора Н. П. Сингача, раскрывающие авторский опыт методики преподавания и сценической обработки фольклорного танца.

Ключевые слова: Николай Петрович Сингач, балетмейстер, школа русского танца на Алтае, вокально-хореографический ансамбль «Юность», хореографическое образование, народно-сценический танец, фольклорный танец, хоровод, кадриль, пляска, самодеятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.