УДК 793.3(571.150)"1920-е/..."
С. Н. Темлянцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
С. И. Темлянцев, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА АЛТАЕ
Аннотация. Представлен историко-политический контекст становления и развития бального танца на Алтае как жанра хореографического искусства и вида любительского хореографического творчества с 1920-х гг. по настоящее время. Кратко изложена история профессионального преподавания бального танца как самостоятельной учебной дисциплины в разноуровневых образовательных учреждениях творческой направленности региона. Охарактеризован репертуар, география концертной деятельности и результативность участия в конкурсных мероприятиях ряда коллективов Алтая прошлых лет, работавших в жанре бальной хореографии. Авторы сообщают малоизвестные факты о персонах и событиях, связанных с развитием бального танца на Алтае, ссылаясь на документы и материалы из фондов Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул Алтайского края, Россия) и собственных личных архивных коллекций.
Ключевые слова: бальная хореография, бальный танец, Алтайская краевая культурно-просветительная школа, первые профессиональные педагоги бального танца на Алтае, конкурсы исполнителей бального танца на Алтае, самодеятельные танцевальные коллективы Алтая, работающие в жанре бальной хореографии.
История бальной хореографии насчитывает почти девять веков. Первые танцевальные каноны и светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры и в это же время появляются первые трактаты о танцах. Уже в XV веке в Италии появляются учебники, в которых были сформулированы основные правила и принципы исполнения бальных танцев. Среди первых теоретиков бального танца мы можем назвать: Доминика Пьяченца, Гульельмо Эбрео да Пезаро, Фабрицио Карозо, Чезари Негри и французского каноника Туано Арбо, П. Бошана, Р. Фёйе, П. Рамо и других.
Первый русский учебник по хореографии Кускова И. И. «Танцевальный учитель» был издан в 1794 г. Николай Людвигович Гавликовский, артист балета, балетовед, теоретик танца, танцмейстер в 1899 году подготовил «Руководство для изучения танцев». Позже выходит «Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях» 1893 г. автор А. Д. Чистяков. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев» появился в 1901 г., его автор - артист Императорских театров А. Д. Тихомиров.
Изучение исторического опыта и литературного наследия педагогов и балетмейстеров в области бального танца, позволило кафедре бальной хореографии Алтайского государственного института культуры начать исследования истории развития данного вида искусства, ставшие одним из приоритетных направлений в научной работе кафедры.
Несмотря на большую популярность и интерес к бальному танцу среди различных слоев населения в разные эпохи, его исторический путь был весьма тернистым. Пожалуй ни один из видов хореографического искусства не испытывал одновременно столько любви и запретов как бальный танец. Не обошло это явление и любителей танца на Алтае. По инициативе доцента кафедры хореографии, кандидата педагогических наук Г. В. Бурцевой сотрудниками Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) были предоставлены интересные материалы историка Виктора Исаева. В своей статье «Не танцевать», он рассказывает об антитанцевальной компании 1924 года и приводит выдержки из газет «Молодежь Алтая» того времени. В материалах
газет читатели Александр Богословский (врач по профессии), некий Чемоданов (комсомолец под псевдонимом «Друг») весьма негативно высказываются о занятиях танцами, мотивируя тем, что модные танцы придуманы буржуазией. Комсомольцы поддержали эту компанию и Большеречен-ская ячейка Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ), и Бийский клуб молодых ленинцев приняли решение «не танцевать!».
Однако танец запретить невозможно и молодежь на Алтае продолжает заниматься любимым делом и даже изучать танец профессионально. Так в 30-е годы был объявлен набор в музыкальную школу им. А. Глазунова. Школа находилась по адресу Пушкинская, 61, возглавлял школу заведующий Л. И. Марцинковский. В фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая сохранилась старая афиша, в которой балетное отделение под руководством солиста Госбалета и балетмейстера П. С. Падейского объявляло набор по различным специальностям, в том числе общественным танцам.
Далее кафедре удалось проследить историю развития бального танца на Алтае 40-х годов прошлого столетия. Удивительно то, что даже в самые тяжелые военные и послевоенные годы, бальные танцы не просто исполняли, но и изучали профессионально. Одним из педагогов того времени была Клавдия Никитична Дерби. Танцы, которые были популярны в то время (тустеп, краковяк, фокстрот) молодежь с удовольствием исполняла на танцевальных вечерах. На Алтае «бальный танец» как учебная дисциплина был включен в процесс подготовки культпросвет работников в КПШ (культурно-просветительная школа) ныне Алтайский краевой колледж культуры и искусств. Среди первых учителей танца работавших в КПШ в 1950-х-1960-х годах прошлого столетия можно назвать Эмиля Константиновича Валинберга и Виталия Васильевича Корнюшкина. Параллельно с профессиональным обучением бальный танец преподавался в школе танца, которая была организована при клубе Барнаульского меланжевого комбината Клавдией Шароновой. Основу репертуара школы, по свидетельству одной из первых её участниц Лии Корнельевны Селезненко, в период 1955-1957 гг. составляли историко-бытовые танцы - падеграс, падепатинер, полька.
Большим толчком к развитию бального танца в России и у нас Алтае послужило проведение Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, в рамках которого был проведён I Международный конкурс по классическим бальным танцам (английский стандарт). Вдохновителем и одним из организаторов конкурса стал специалист в области бального танца Александр Кесаревич Азаров. Александр Кесаревич любил и пропагандировал бальные танцы в нашей в стране. Его учителем был знаменитый педагог Кусов, преподававший бальные танцы самому императору Николаю II [3, с. 4]. Именно в этот период в Барнауле появляются самодеятельные коллективы бального танца под руководством Л. К. Селезненко (на базе клуба Барнаульского меланжевого комбината)и А. С. Дмитриева, который организовал коллектив при краевом Доме народного творчества (см. фото 1 и 2).
Благодаря деятельности этих преподавателей в городе появилось эффективное средство организации досуга молодежи, культурная форма отдыха. Концертная деятельность коллективов знакомила жителей Барнаула и края с современной танцевальной культурой. Первые участники коллективов смогли выезжать на конкурсы бального танца, которые становятся в стране традиционными.
В рамках Всероссийского конкурса в 1969 году по инициативе А. С. Дмитриева был проведен первый краевой конкурс исполнителей бального танца на Алтае. Торжественное открытие состоялось 30 мая, в состав жюри конкурса вошли директор краевого Дома народного творчества З. Я. Гудкова, руководитель балетного театра клуба Барнаульского меланжевого комбината М. А. Зарайская. На конкурсе выступали коллективы из Смоленского и Михайловского районов, из городов Барнаула (руководители - А. С. Дмитриев, Л. К. Селезненко), Рубцовска (руководитель -В. И. Мауер), Бийска (руководитель - А. М. Якушева).
Свое показательное выступление представила детская студия бального танца клуба Барнаульского меланжевого комбината. Дипломантами и лауреатами конкурса стали: Т. Костикова, В. Скукин, Л. Дурных, В. Бурмин, Л. Гулина, В. Чопоров, О. Ичитовкина, А. Шайтанов, Н. Князева, А. Цыганков и др. Большую и разнообразную программу представил ансамбль «Ритм» под руководством Л. К. Селезненко. Ансамбль завоевал четыре диплома лауреата, три диплома I степени и один диплом II степени. В репертуаре исполнителей были не только популярные общеизвестные танцы, но и бальные композиции, сочиненные алтайскими педагогами и балетмейстерами.
Фото 1. Первый состав ансамбля бального танца Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината. Руководитель - Л. К. Селезненко. 60-е годы XX века.
Фото 2. Руководитель ансамбля бального танца Дома народного творчества. А. С. Дмитриев на занятии с солисткой Л. Дурных. 70-е годы XX века.
Танец «Бийчаночка» создан в коллективе бийского Дворца культуры строителей (руководитель -Альбина Михайловна Якушева, танец исполнили Иван Кревельский и Вера Карпова). Бальный танец «Ал-таюшка» был создан творческим дуэтом педагогов А. П. Батыревым и А. С. Дмитриевым. Эти постановки были представлены на третьем заключительном туре V Всероссийского конкурса исполнителей бального танца в г. Красноярске, получили хорошие отзывы членов жюри и вошли в число лучших новых бальных танцев, показанных на конкурсе [1, с. 81]. Таким образом, репертуар конкурса представляли танцы «Отечественной программы», что было регламентировано целым рядом документов, подготовленных на самом высоком уровне (см. фото 3).
Сборники документов рассылались во все дома народного творчества и дома художественной самодеятельности Советского Союза, в том числе и на Алтай. Так, в тексте приказа министра культуры СССР Е. Фурцевой № 171 от 6 апреля 1970 г. «О задачах органов культуры по созданию, пропаганде и распространению современных бальных танцев» определены меры к активному внедрению советской танцевальной культуры в быт молодежи, широкой пропаганде лучших образцов новых советских и зарубежных бальных танцев. Культурно-просветительным училищам и институтам культуры было поручено рассмотреть вопросы о состоянии и мерах улучшения преподавания бального танца. 15 июля 1971 г. выходит постановление секретариата ВЦСПС и коллегии министерства культуры СССР (протокол № 20, п. 6) «О проведении конкурса исполнителей бального танца» за подписью министра культуры Е. Фурцевой и секретаря ВЦСПС Н. Романова. Вышеприведенные документы свидетельствуют о том, что и зарубежные танцы разрешены для исполнения и уделяется внимание профессиональной подготовке педагогов. Однако обратимся к тексту «Резолюции творческой конференции по проблемам бальных танцев» (от 14 декабря 1970 г.). «... В последнее время усилились попытки навязать нам так
называемый «английский стандарт». И, несмотря на то, что большинство танцев, включённых в программу международных конкурсных турниров, входят и в рекомендуемые у нас в стране программы, мы не можем принять предлагаемый английской школой исполнительский стиль стандарта». Резкой критике подвергся бальный танец на совместном заседании кафедр хореографии ГИТИСа и Московского государственного института культуры (май 1971 г.). Резолюцию по вопросам развития бытовой хореографии подписали: народный артист Р. В. Захаров, заслуженный деятель искусств РСФСР И. В. Смирнов, заслуженный деятель искусств РСФСР профессор ГИТИСа Т. С. Ткаченко и др. [2, с. 31-38]. Все вышеприведенные высказывания также не способствовали развитию международных программ бального танца.
Фото 3. Участники V Всероссийского конкурса исполнителей бальных танцев с Алтая
(г. Красноярск), 1975 г.
Долгие годы бальная хореография развивалась односторонне, так как не хватало квалифицированных специалистов в этом виде творчества. Однако популярность бальных танцев на Алтае росла, появились новые коллективы, разнообразилась программа, так наряду с отечественными танцами большую популярность приобрели латиноамериканские и европейские танцы. Первые попытки подготовки кадров для отдельной специализации бальной хореографии были предприняты Центральным домом народного творчества им. Н. К. Крупской в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), среди обучающихся на курсах были и педагоги с Алтая А. С. Дмитриев и Л. Мишина. Опираясь на опыт организации обучения в ЗНУИ в 1971-1972 гг. краевым Домом народного творчества и Межсоюзным домом художественной самодеятельности Краевого совета профсоюзов была проделана большая практическая работа по подготовке первых преподавателей бального танца, организованы курсы с выдачей удостоверений, подтверждающих право преподавания в коллективах художественной самодеятельности. Наряду с Домом народного творчества активную работу по пропаганде данного вида хореографии проводили сотрудники межсоюзного дома художественной самодеятельности, организуя ряд семинаров с приглашением ведущих педагогов страны и стажировок в Прибалтику. Как результат этой работы в 1984 году в Барнауле заведующим отдела хореографии МДСТ Темлянцевым С. И. во Дворце зрелищ и спорта был проведен краевой конкурс ансамблей бального танца. В конкурсе приняли участие шесть алтайских коллективов: «Ритм» РДК Ма-монтовского района, руководитель Л. Самбура; «Молодость» профтехучилища № 50 г. Заринска,
руководитель Г. Юдаков; «Терпсихора» ДК треста № 122 г. Бийска, руководитель Л. Мишина; «Ритм» ДК Барнаульского меланжевого комбината, руководитель О. Денисова; «Грация» ДК профтехобразования Алтайского края, руководитель С. Темлянцева.
Конкурс объединил более ста исполнителей бального танца и имел большой положительный отклик общественности, целый ряд руководителей культурных учреждений края высказали пожелание развивать данный вид хореографического искусства. Остро встал вопрос подготовки кадров.
В 1989 году на кафедре хореографии Алтайского государственного института культуры С. И. Темлянцевым было открыто первое в стране экспериментальное хозрасчётное отделение бального танца по дневной форме обучения, которое к 1997 году становится кафедрой бальной хореографии. На сегодняшний день, выпускники кафедры бальной хореографии Алтайского государственного института культуры успешно трудятся на Алтае в качестве художественных руководителей многочисленных коллективов бального танца. Ведут преподавательскую деятельность в ряде колледжей культуры и искусств Сибирского региона (Барнаул, Новосибирск, Томск, Омск), где по инициативе кафедры были открыты отделения бального танца. Ряд выпускников продолжают свою деятельность как профессиональные исполнители не только у нас в стране, но и за её пределами.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что количество коллективов бального танца значительно увеличилось, появились новые танцевальные формы, значительно вырос качественный уровень исполнительского мастерства. В семидесятых годах прошлого столетия стабильных коллективов на Алтае насчитывалось не более четырёх, сегодня только в Союзе танцевального спорта Алтайского края более 20 крупных клубов спортивного бального танца. Для людей с ограниченными возможностями здоровья успешно развивается такое социально значимое направление спортивного бального танца, как танцы на колясках. В городах Барнауле и Бийске проходят конкурсы и выступления этого направления. Наши исполнители неоднократно становились призерами и финалистами региональных, российских и международных конкурсов бального танца. Профессионализм ведущих танцевальных пар края, крепкие традиции и постоянное пополнение педагогического состава талантливыми выпускниками нашего института и колледжа искусств и культуры позволяют надеяться на дальнейшее развитие и популяризацию бальной хореографии на Алтае.
Список литературы
1. Край родимый : репертуар. сб. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1978. - 85 с.
2. Сборник документов и материалов по бальным танцам / М-во культуры РСФСР, Упр. клубных учреждений, Центр. дом нар. творчества им. Н. К. Крупской. - Москва : Сов. Россия, 1973. - 72 с.
3. Филатова, Е. Ф. Забытый конкурс // Танцевальный клуб. - 1997. - С. 4-9.
Svetlana N. Temliantseva, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
Sergei I. Temliantsev, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
HISTORICAL ASPECTS OF BALLROOM DANCE IN ALTAI
Abstract. The paper reviews historical and political context of development of ballroom dance in Altai as a genre of choreographic art and kind of amateur choreographic creativity since 1920s till now. Authors briefly describe history of ballroom choreography professional teaching in various educational institutions of creative orientation located in the region. Also, the article lists of stage productions, "geography" of concert activity, and result progress of participation of several ballroom dance ensembles of the Altai region in dance competitions. Authors give little known facts about persons and events related with development of ballroom dance in Altai referring to files and materials from Museum of History of Literature,
Art, and Culture of Altai (Barnaul, Altai Krai, Russia), and to documents from their own archival collections.
Keywords: ballroom choreography, ballroom dance, Cultural and Educational School of Altai Krai, the first professional ballroom dance teachers in Altai, ballroom dance competitions in Altai, amateur ballroom dance ensembles in Altai.
УДК 793.3:908:061.3(571.150)"22.11.2018"
С. Н. Темлянцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ИТОГИ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО «КРУГЛОГО СТОЛА» ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА НА АЛТАЕ» (Г. БАРНАУЛ, РОССИЯ; 22 НОЯБРЯ 2018 Г.)
Аннотация. Представлен анализ работы регионального «круглого стола» по теме «Исторические аспекты развития бального танца на Алтае», который состоялся 22 ноября 2018 г. в Алтайском государственном институте культуры (г. Барнаул, Россия). Мероприятие осуществлено в рамках проекта «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края» программы учебно-практической лаборатории хореографического факультета Алтайского государственного института культуры. В статье охарактеризовано содержание представленных участниками мероприятия докладов, намечены направления дальнейшего развития бальной хореографии в регионе.
Ключевые слова: бальный танец, развитие бального танца на Алтае, самодеятельные хореографические коллективы Алтая, Дом культуры меланжевого комбината г. Барнаула, конкурсный танец, Союз танцевального спорта Алтайского края, социальное значение бального танца.
2 ноября 2018 года в Алтайском государственном институте культуры в рамках двухгодичного научно-творческого проекта «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края» (2018-2019 гг.) была организована работа «круглого стола» по теме «Исторические аспекты развития бального танца на Алтае». Организаторами встречи выступили Алтайский государственный институт культуры, при поддержке Алтайского краевого колледжа культуры и искусств и Союза танцевального спорта Алтая.
Региональный круглый стол проведён с целью обобщения и трансляции результатов изучения истории развития бального танца на Алтае и научного поиска решений актуальных проблем непрерывного бального хореографического образования и их общественно-профессионального обсуждения. Организаторы круглого стола - кандидат педагогических наук, доцент кафедры бальной хореографии АГИК С. Н. Темлянцева и доцент С. И. Темлянцев предложили обсудить следующие вопросы:
1. Исторические предпосылки развития бального танца на Алтае.
2. Роль культпросветительной школы в становлении обучения бальному танцу, первые педагоги.
3. Основные этапы развития бального танца на Алтае.
4. Подготовка педагогов бального танца в Алтайском государственном институте культуры.
5. Роль Союза танцевального спорта Алтая в развитии танцевального спорта.
6. Школа-студия танца «Лариса», как современный творческий проект в области бальной хореографии (история создания и развития).
7. Социальная значимость бальной хореографии.
В обсуждении приняли участие студенты и преподаватели Алтайского государственного института культуры, Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, руководители и тренеры коллек-