Научная статья на тему 'Танцы на колясках в контексте развития бальной хореографии на Алтае'

Танцы на колясках в контексте развития бальной хореографии на Алтае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бальная хореография / инвалид‐колясочник / досуг / социализация / танцы на ко‐ лясках / танцевальные конкурсы для инвалидов‐колясочников / реабилитация инвалидов‐колясочников средствами хореографического искусства / реабилитационные центры Алтайского края. / ballroom choreography / a wheelchair user / leisure / a socialization process / dancing in wheelchairs / dance competitions for wheelchair persons / rehabilitation of wheelchair users by means of choreographic art / rehabilitation centers in Altai Krai for wheelchair users

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пивторак Александр Николаевич

Охарактеризован опыт работы учреждений и организаций Алтайского края в обла‐ сти организации серии реабилитационных мероприятий, нацеленных на активное содействие процессам социальной реинтеграции лиц с дисфункциями опорно‐двигательного аппарата средствами хореографического искусства, а также на компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями физиологического и психоэмоционального порядка, посредством привлечения указан‐ ной категории объектов медико‐социального патронажа к занятиям бальными танцами. Автор обоб‐ щает итоги первых творческих конкурсов, организуемых для танцоров‐колясочников; доказывает вы‐ сокую терапевтическую эффективность занятий бальными танцами на колясках для лиц, имеющих зна‐ чительные ограничения жизнедеятельности вследствие травм или врождённых дефектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пивторак Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCING IN WHEELCHAIRS WITHIN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF BALLROOM CHOREOGRAPHY IN ALTAI KRAI

The article outlines an experience of institutions of Altai Krai in working on rehabilitation measures aimed at assistance to processes of social reintegration of persons with dysfunctions of the musculoskeletal system by means of choreographic art, and also, at compensation of limitations of life caused by physiological and psychoemotional disabilities through involving of such category of medical and social patronage in dancing in wheelchairs. The author sums up results of the first dance competitions for users of wheelchairs and argues high therapeutical effectiveness of ballroom choreography for persons with disabilities as a result of injuries or inherent defects.

Текст научной работы на тему «Танцы на колясках в контексте развития бальной хореографии на Алтае»

научиться танцевать, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, то есть, постоянно совершенствовать свои физические возможности, развивать нравственные качества, учиться вести себя в соответствии с определёнными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом. Систематические, целенаправленные, определенной формы и содержания уроки бального танца, учитывающие пол и возраст, способствуют развитию творческих начал личности, нравственных качеств, создают условия для гармоничного развития, наполняют ощущением раскрепощённости и уверенности в собственных силах. В процессе занятий деятельность каждого участника становится творчеством созидания своего «Я». Каждый создает своё видение мира, материализует своё образное художественное мышление. Сам творческий акт участия в нем - фактор огромного социального значения.

Таким образом, роль бального танца в социализации личности огромна. Через танец, а точнее, через его систему символов человек пытается выразить своё сознательное и подсознательное «Я», чему в значительной степени способствует психологическая раскованность в процессе исполнения. Образовательные и терапевтические возможности бального танца имеют важнейшее значение в процессе включения личности в систему общественных отношений. Искусство бального танца оказывается полем соприкосновения эмоционального и интеллектуального развития, иными словами -экспрессивного начала и символической культуры человека.

Список литературы

1. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.

2. Ромм, В. В. Введение в танцевально-музыкальную терапию. - Изд. 2-е, испр. - Новосибирск, 2013. - 244 с.

3. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования : учеб. пособие. - Т. I : Природа, теория, функции танца. - Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 2005. - 624 с.

4. Уральская, В. И. Природа танца. - Москва : Советская Россия, 1981. - 112 с.

Evgeniia V. Bagirova, Ph. D. in Pedagogics Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) evgenya_zen uhina@mail.ru

A ROLE OF BALLROOM DANCE IN A PERSONALITY'S SOCIALIZATION PROCESS

Abstract. The paper considers a role of ballroom dance in system of factors determine a process of a personality's socialization process. The meaning of scientific terms "socialization", "process of socialization" relating to ballroom dance is disclosed. The author discusses the subject within the frames of approach that states the next thought: art of choreography is the area of close contact between emotional and intellectual elements of a personality's growth, a channel of interaction between expressive principle and symbolic component of human communicative culture. The author's own remarks in combination with learning concepts outlined in the key works written by the leading domestic theorists of choreography art (such as: V. Rom, V. Uralskaia, A. Fomin) led her to conclusion about rich socialize resource of ballroom dance.

Keywords: socialization, socialization process, leisure activities, a personality, choreography, a chorographic image, ballroom dance, nature of dance.

УДК 685.38:793.3(571.150):364.048.6

А. Н. Пивторак

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

alexandr-pivtorak@mail.ru

ТАНЦЫ НА КОЛЯСКАХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА АЛТАЕ

Аннотация. Охарактеризован опыт работы учреждений и организаций Алтайского края в области организации серии реабилитационных мероприятий, нацеленных на активное содействие

процессам социальной реинтеграции лиц с дисфункциями опорно-двигательного аппарата средствами хореографического искусства, а также на компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями физиологического и психоэмоционального порядка, посредством привлечения указанной категории объектов медико-социального патронажа к занятиям бальными танцами. Автор обобщает итоги первых творческих конкурсов, организуемых для танцоров-колясочников; доказывает высокую терапевтическую эффективность занятий бальными танцами на колясках для лиц, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности вследствие травм или врождённых дефектов.

Ключевые слова: бальная хореография, инвалид-колясочник, досуг, социализация, танцы на колясках, танцевальные конкурсы для инвалидов-колясочников, реабилитация инвалидов-колясочников средствами хореографического искусства, реабилитационные центры Алтайского края.

Проблемы людей с инвалидностью в современном мире являются актуальными, поскольку касаются почти всех сторон жизни всего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь данной категории людей, до атмосферы каждодневных забот и наличия или отсутствия досуговых занятий с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, не все люди после получения инвалидности могут с легкостью адаптироваться в новой для них ситуации. Можно отметить, что только часть людей с инвалидностью ведут или стараются вести полноценный образ жизни: имеют досуговые увлечения, посещают театры, занимаются спортом среди людей с различными видами инвалидности. Есть люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, у которых часто начинается процесс психологической деградации, они замыкаются в себе, закрепощаются. По данным Федеральной службы статистики больше 50% людей с инвалидностью среднего возраста злоупотребляют алкогольными напитками и курением [1]. Многие, после травмы, впадают в депрессию, закрываются от всего мира. Особенно это касается тех, кто из-за инвалидности лишен возможности полноценного передвижения. Даже те, кто активно пытается участвовать в общественной жизни, находят себя в творчестве, спорте или семье, нуждаются в активной реабилитации. Именно комплексная реабилитация, способствует раскрытию потенциала людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, повторной социализации и дает возможность ощутить себя полноправным членом общества.

Одним из интересных направлений физического и психического развития, а также реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выступают бальные танцы. Это направление наиболее эффективно выстраивает возможности взаимодействия теории и методики танцевального спорта как научного направления, с достижениями медицины и физической культуры в деле реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Танцы на колясках хоть и достаточно новая для России методика реабилитации людей, ставших инвалидами вследствие болезни или травмы позвоночника, ампутации нижних конечностей или других заболеваний, приведших к нарушениям опорно-двигательного аппарата и пользующихся инвалидной коляской, но всё-таки активно развивающийся метод. Он позволяет одновременно укрепить физические возможности, решить психологические проблемы и развить творческие и спортивные способности человека. «Существуют разные виды повреждений позвоночника, из-за которых ограничиваются физические возможности людей: если позвоночник поврежден в верхней части - грудной или шейный отделы, то активность мышц корпуса очень низка, но если позвоночник поврежден только в нижних сегментах спинного мозга - поясничный отдел, тогда страдает только активность нижних конечностей» [2].

Бальные танцы на колясках возникли в Швеции в 1968 году для рекреационных и реабилитационных целей, а уже к началу 80-х они были уже распространены по всей Европе. Изначально эти танцы выступали в качестве одного из видов реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, только потом превратились в самостоятельный вид спорта. В 1975 году был проведен первый конкурс в Вестеросе (Швеция), с участием 30 пар. Сейчас в мире более 5 тысяч человек в 4-х десятках стран занимаются танцами на колясках, как на любительском, так и на профессиональном уровнях.

«В России первый клуб танцев на колясках был создан в феврале 1997 года в Санкт-Петербурге. ООИ СК «Танец на колесах», созданный Еленой Петровной Лозко, первым в России начал развивать

танцы на инвалидных колясках как метод всесторонней адаптации людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В целях пропаганды активного образа жизни инвалидов, танцоры клуба постоянно выезжают с показательными выступлениями в специализированные школы и школы-интернаты, где обучаются дети-инвалиды, а также выступают на больших и малых концертных площадках» [3].

В Алтайском крае также пропагандируют бальные танцы, как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. В основном, такая методика реализуется на базе реабилитационных центров, домов-интернатов и частных студий, и других организаций.

Одним из таких реабилитационных центров является Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» г. Бийск. Здесь проходят реабилитацию дети и подростки с различными физиологическими и психологическими проблемами. Большая часть из них - это дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на инвалидных колясках. На базе этого центра существует творческое объединение «Ритм», где основным средством комплексной реабилитации является бальный танец. В рамках проекта «Мир танца каждому» дети занимаются и готовятся к конкурсам по бальным танцам в номинации «Комби» (когда в паре есть партнер на коляске и один без) и «Дуо» (когда оба партнера на колясках). Ребята, занимающиеся бальными танцами уже неоднократно становились победителями и призерами различных смотров-конкурсов не только всероссийского, но и международного уровня.

Барнаул также не отстает от современных методов реабилитации. В настоящее время отличительной чертой «Центрального дома-интерната для престарелых и инвалидов» является то, что его трудно назвать стационарным государственным учреждением - просторная и ухоженная территория с жилыми корпусами, медицинской частью, летними беседками, цветочными клумбами - все это больше похоже на санаторий чем на стандартное учреждение социального обслуживания. На базе интерната, под руководством Марии Калашниковой - инструктором по трудотерапии, существует хореографический коллектив «Позитив». Его участниками стали молодые ребята-инвалиды, проживающие в доме-интернате. Ребята часто выступают на различных конкурсах и мероприятиях, чтобы своим примером доказывать всему миру возможности человека. Танцевальный коллектив ежегодно становится лауреатом конкурсов творчества и самодеятельности между краевыми стационарными учреждениями.

Также, Мария, совместно с администрацией дома-интерната организовали первый конкурс красоты и талантов «Ра-Свет» среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Успех мероприятия был настолько высок, что на следующий год мероприятие обрело статус «краевого». Для многих ребят-инвалидов конкурс стал не только реабилитацией, но и средством социализации. «Бальные танцы играют особую роль в этом процессе, они являются источником формирования и гармоничного развития личности. Занимаясь бальными танцами «танцор на коляске» входит в ту или иную роль в зависимости от характера танца, вживается в разнообразные образы, вступает в общение с другими танцорами, познает внутренний мир и отношения людей, их взаимодействие. Ребята знакомились с людьми с похожими диагнозами, делились своими успехами, различными методами, просто общались и дружили» [4].

Нельзя не учитывать, что почти все танцы исполнялись в парах «Комби», когда лишь один из партнеров находился в коляске. Партнерами для участников конкурса стали студенты Алтайского государственного института культуры кафедры бальной хореографии. И ребята на колясках, и студенты, учились взаимодействовать в паре, учиться чувствовать партнера, быть ответственным за него. В этом случае, процесс реабилитации приобретает еще более масштабный эффект, так как затрагивает не только самого индивида, но и его окружение.

«После занятий бальными танцами, в ходе подготовки к конкурсу, были заметны положительные эффекты» [5]. Если на первых занятиях почти все участники были замкнуты и не общались друг с другом, то после конкурса все участники сдружились, начали активно общаться, ходить вместе на кинопросмотры и прогулки в условиях дома-интерната. Также большим продвижением для многих участников стало то, что их физическая активность и постоянные нагрузки отразились на их физиологических навыках. Им стало проще управлять коляской, реже болел поясничный отдел (они могли дольше заниматься).

Бальные танцы на колясках помогают решить целый комплекс проблем людей с инвалидностью. Это и проблема коммуникации, замкнутости индивида - человек с инвалидностью опорно-двигательного аппарата, сменивший свою повседневную среду общения и попавший в атмосферу занятий, где обучают танцам на колясках, начинает постепенно психологически раскрепощаться, находит новых друзей, заводит новые знакомства. Также в определенной степени устраняются его психологические барьеры, этому способствует та информация о различных акциях, конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях, куда он может сходить, или отследить эти события по интернету, что помогает ему начать заинтересованно контактировать с внешним миром, преодолеть свою апатию или агрессию. Кроме того, взаимодействие в паре учит умению преодолевать разногласия, решать конфликты. Бальные танцы на колясках способствуют раскрытию личности человека, помогают ему реализовать свой физический и эмоциональный потенциал.

Список литературы

1. Положение инвалидов [в России] : офиц. статистика [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. дан. - Москва, 1999-2019. - Режим доступа : Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 20.09.2018 г.).

2. Сладкова, Н. А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте. - Москва : Советский спорт, 2011. - 160 с.

3. Россияне одержали четыре победы в танцах на колясках на международном турнире в Финляндии [Электронный ресурс] / Паралимпийский комитет России. - Электрон. дан. - Москва, 20022019. - Режим доступа : http://paralymp.ru/press_center/news/tantsy_na_kolyaskakh/rossiyane_ derzhali_ chetyre_pobedy_v_tantsakh_na_kolyaskakh_na_mezhdunarodnom_turnire_v_finlyandii/ (дата обращения: 10.10.2018 г.).

4. Пивторак, А. Н. «Танцы на колясках» как средство социализации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья // Бальный танец: историко-методологические аспекты изучения : сб. статей. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2018. - С. 140-142.

5. Пивторак, А. Н. Апробация программы социально-культурной реабилитации инвалидов «Танцы на колясках» // Инновационные технологии в гуманитарной сфере : матер. VI междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей (Барнаул, 28 февр. 2018 г.) -Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2018. - С. 65-70.

Aleksandr N. Pivtorak

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) alexandr-pivtorak@mail.ru

DANCING IN WHEELCHAIRS WITHIN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF BALLROOM CHOREOGRAPHY IN ALTAI KRAI

Abstract. The article outlines an experience of institutions of Altai Krai in working on rehabilitation measures aimed at assistance to processes of social reintegration of persons with dysfunctions of the musculoskeletal system by means of choreographic art, and also, at compensation of limitations of life caused by physiological and psychoemotional disabilities through involving of such category of medical and social patronage in dancing in wheelchairs. The author sums up results of the first dance competitions for users of wheelchairs and argues high therapeutical effectiveness of ballroom choreography for persons with disabilities as a result of injuries or inherent defects.

Keywords: ballroom choreography, a wheelchair user, leisure, a socialization process, dancing in wheelchairs, dance competitions for wheelchair persons, rehabilitation of wheelchair users by means of choreographic art, rehabilitation centers in Altai Krai for wheelchair users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.