Научная статья на тему ' проблемы сохранения наследия классического танца в контексте хореографического образования'

проблемы сохранения наследия классического танца в контексте хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
928
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская школа классического танца / художественная выразительность ис‐ полнения танца / академический танец / искусство балетмейстера / художественное наследие школы русского классического танца / образцы академической школы танца. / Russian school of classical dance / artistic expressiveness of performance of a dance / aca‐ demic dance / art of a ballet master’s work / artistic heritage of Russian classical dance / samples of academ‐ ic school of dance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буксикова Ольга Борисовна, Климова Ирина Александровна

Рассмотрены некоторые актуальные проблемы научного изучения стилистических особенностей русской школы классического танца и пути сохранения лучших образцов отечествен‐ ного хореографического искусства XXв. Обзорно затронуты вопросы драматургического значения роли исполнителя танца. Проанализированы господствующие подходы к бережной сце‐ нической реставрации и популяризации наследия классического танца в пространстве современной социокультурной коммуникации. Авторы рассматривают приобщение к историческому наследию отечественного хореографического искусства в качестве ключевой составляющей процесса воспита‐ ния молодого поколения высокопрофессиональных исполнителей танца и балетмейстеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PRESERVATION OF CLASSICAL DANCE HERITAGE IN CONTEXT OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION

The paper considers some important issues concern learning stylistic peculiarities of Rus‐ sian school of classic dance and ways to preservation of the best samples of Russian choreographic art of the 20th century. The article briefly describes dramatic meaning of dancer’s role. The authors analyze the ruling approaches to careful stage restoration and popularization of heritage of classical dance within the area of the today’s social and cultural communication. The authors examine a process of introduction to the historical heritage of the Russian choreographic art as a key component of upbringing the young gen‐ eration of highly professional dancers and ballet masters.

Текст научной работы на тему « проблемы сохранения наследия классического танца в контексте хореографического образования»

со значительной учебно-методической нагрузкой, дополнительными заданиями учебно-воспитательного характера на текущий год, а также плотным графиком концертно-творческой деятельности, который занимает большую часть времени практика-хореографа.

Список литературы

1. Научно-творческая школа Г. В. Бурцевой «Профессиональная подготовка педагога-хореографа: методы и инновационные технологии». Этапы становления и развития : [справоч. матер.] / Алт. гос. акад. культуры и искусств ; ред. кол. А. С. Кондыков [и др.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 167 с.

2. Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае : сб. науч.-метод. ст. / науч. ред. Г. В. Бурцева ; Алт. гос. ин-т культуры ; каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - 223 с. : ил.

3. Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае : сб. науч.-метод. ст. / редкол. : Г. В. Бурцева (науч. ред.) [и др.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2017. - Вып. 2. - 131 с. : ил.

Galina V. Burtseva, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) burtseva-1957@mail.ru

RESEARCH WORK OF TEACHING PERSONNEL OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN CULTURE SPHERE (A CASE OF THE CHOREOGRAPHY CHAIR OF THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

Abstract. The article briefly describes the author's experience of setting up research work of teaching personnel of the Choreography Chair of the Altai State Institution of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia). The author outlines concept-based ideas of the most significant research projects that had been started to fill the holes in scientific knowledge about roots, the current state, and prospects for the development of regional dance art; this considers by the author as one of the key task for effective growth of the today's choreographic education in Altai Krai.

Keywords: an educational institution of higher education in culture sphere, Altai State Institute of Culture, the Choreography Chair, teaching personnel's research work, motivation for research work, quality of teaching personnel's research work results.

УДК 793.3(470+571)

О. Б. Буксикова, доктор искусствоведения, профессор

Белгородский государственный институт искусств и культуры

(Белгород,Россия) o.buksik@mail.ru

И. А. Климова

Белгородский государственный институт искусств и культуры

(Белгород, Россия) ramzes.70@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КОНТЕКСТЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены некоторые актуальные проблемы научного изучения стилистических особенностей русской школы классического танца и пути сохранения лучших образцов отечествен-

ного хореографического искусства XX в. Обзорно затронуты вопросы драматургического значения роли исполнителя танца. Проанализированы господствующие подходы к бережной сценической реставрации и популяризации наследия классического танца в пространстве современной социокультурной коммуникации. Авторы рассматривают приобщение к историческому наследию отечественного хореографического искусства в качестве ключевой составляющей процесса воспитания молодого поколения высокопрофессиональных исполнителей танца и балетмейстеров.

Ключевые слова: русская школа классического танца, художественная выразительность исполнения танца, академический танец, искусство балетмейстера, художественное наследие школы русского классического танца, образцы академической школы танца.

Рождение классического танца является важным достижением многовековой истории России в области хореографического искусства. Пройдя долгий и непростой путь формирования, он в XXI веке достиг небывалых высот и стал ведущим академическим направлением в профессиональном танцевальном искусстве, признанным во всем мире.

В настоящее время отмечается рост профессионального мастерства артистов балета, значительно обогащается и реставрируется репертуар спектаклей, учреждены и успешно проводятся международные конкурсы среди талантливой молодёжи, где благодаря творческому состязанию, пополняются ряды деятелей хореографического искусства новым поколением одарённых исполнителей и балетмейстеров. Наряду с новаторскими идеями в области танца, существенно растёт интерес и к классическому наследию, поощряется самобытность, а также осваивается и апробируется «принципиально новое» как на сценах признанных театров, так и на периферийных площадках. Хореографическое искусство, создавая свою историю, находится в процессе непрерывного движения, в котором каждый последующий этап развития, выдвигает новые художественные идеи и способы сценического воплощения балетмейстерского замысла.

Современное состояние хореографического искусства сложно и многообразно, так как интерес к отражению окружающей действительности, главным образом, реализуется в произведениях на современную тему. Социальные и нравственно-эстетические основы общества становятся определяющими и оказывают существенное влияние на формирование стилевых особенностей в хореографическом искусстве, зачастую оказываясь на пороге зарождения новых художественных приемов сценической выразительности. Но, в искусстве балета всегда вечными и незыблемыми остаются образцы классического наследия, перекликающиеся своими темами с проблемами современности. Осмысление художественного взгляда, поиск ключа к жанровому решению хореографической композиции является сугубо индивидуальным актом в творческом решении мастера.

Согласно этому, историческая достоверность драматургического и лексического академического хореографического багажа должна базироваться на традиционном материале классического танца, который является своеобразным проводником исторической памяти и универсальной невербальной системой, воспитывающей поколения на образцах классического репертуара. Изучение достижений хореографического искусства прошлого вызывает в последние годы значительный интерес, а их трактовка и не терпит каких бы то ни было нарушений в понимании действительно образцового и эталонного в нашем наследии. Процесс познания репертуара классического танца не допускает подмену вечно живых ценностей человеческого существования, указывая на важность того, что составляет душу и поэтику самого художественного произведения. Разработка оригинальных выразительных средств, усложнение технических и балетмейстерских задач, поиски психологизма в образном решении - все эти аспекты всё глубже проникают в хореографическое искусство, подводя его к руслу новых художественных инноваций.

Сегодня в мире хореографического искусства происходят динамичные изменения, отражающие современные тенденций развития общества. В связи с этим появляется множество направлений и стилей танца, а также новых приёмов, связанных с их реализацией, которые в свою очередь, начинают затрагивать и незыблемую основу хореографии, казалось бы, идеальную модель искусства -классический балет. Используя термин «классический балет», мы говорим об определённом виде

хореографической пластики, которая является главным выразительным средством хореографического искусства, в основе которого лежит классический танец.

Для того чтобы тело стало дисциплинированным, подвижным и грациозным, нужна система движений, которая превращала бы его в инструмент, послушный воле самого исполнителя и балетмейстера. Такая система вырабатывалась с тех пор, как балет в XVII веке стал равноправным серьёзным жанром музыкального театра. Впрочем, «сам термин "классический", отличающий этот вид театрального танца от других видов - народно-характерного, бытового и так далее, возник сравнительно недавно» [2, с. 15].

В различных источниках понятие «классический танец» имеет множество определений, но главный смысл, на наш взгляд, заключается в следующем: «Это система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы» [3, с. 380].

Классический танец в своём генезисе явление интернациональное, являющееся амальгамой французской и итальянской школ, имеющих собственную особую стилистику, обусловленную историческими особенностями культуры, духовными и физическими особенностями исполнителей. Отличительной чертой русского классического танца являются: содержательность, выразительность исполнения, строгая, сдержанная, и одновременно, благородная мягкая манера. Глубокий национальный смысл танца заключается в его поэтической одухотворённости, в чисто русской «кантилене» танцевальных движений, в богатстве и широте пластических оттенков, во всем том, что составляет эстетику этого направления хореографического искусства. Петербургская школа классического танца - это строгая, академичная и исторически сложившаяся система воспитания, как в исполнительском мастерстве, так и в духовном значимом богатстве всего подлинного классического наследия, и именно она является хранительницей нашего национального достояния.

Для овладения профессионализмом школы классического танца необходимы определённые задатки и навыки, которые являются одновременно и воплощением особой одарённости артиста и результатом педагогического мастерства. Подтверждая это, исследователь классической хореографии Гваттерини М. М. высказывает мысль о том, что: «Классический танец - это канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики» [4, с. 130].

На протяжении всей истории развития русской школы классического танца, её главным приоритетом является фактор воспитания технического совершенства исполнителя, поэтому школа в своих лучших образцах стремится привить артисту представление о важности содержательного движения и его осознанного исполнения. «Одухотворённость, содержательность танца как основа создания художественного образа в балете - вот те ориентиры, которыми руководствовались ведущие мастера русской школы классической хореографии» [5, с. 110].

В современных социокультурных условиях существует проблема сохранения наследия классического танца, как самой школы, так и богатства накопленного репертуара. В связи с этим возникает ситуация, требующая решения такого важного вопроса как необходимость изучения и анализа истории русской классической школы, её основных этапов развития и стилевых особенностей. Это даст возможность приблизиться к пониманию того сложного пути, которым идёт развитие современного искусства. «Опасно отрывать современную классику от её исторического процесса развития и от её корней в античности: многое останется в ней темным или вовсе ускользнёт от глаза», -дальновидно предупреждает своих последователей в области классического танца Л. Д. Блок [6, с. 165].

Существуют и другие вопросы, требующие пристального внимания, как например: о драматургическом значении роли исполнителя и всего произведения, а также о стилистических особенностях русской школы классического танца, но на данный момент они являются дискуссионными.

Анализируя пути развития хореографического искусства, современным балетмейстерам необходимо помнить о бережном сохранении произведений и художественных полотен, являющихся нашим национальным достоянием. Любое развитие и обогащение наследия танцевального

искусства будет возможным лишь при тщательном изучении его подлинного образца, исторически достоверного и образно значимого. На сегодняшний день, засилье акробатических элементов в танцевальном искусстве накладывает негативный отпечаток на исполнительскую выразительность и академизм. Многие постановщики хореографических произведений предпочитают уделять большее внимание зрелищности и яркости композиции, нежели изяществу и благородству манеры исполнения, а чистоте поз и позиций в классическом танце предпочитают вычурность и неаккуратность в лексическом выражении, что приводит к потере основного драматургического значения роли. Другая проблема заключается в том, что главным наполнением хореографического произведения они видят сложную технику и трюки. Во многих случаях это нивелирует ценность художественного содержания и приводит к отсутствию индивидуальности в исполнении. Примером правильного отношения к созданию своеобразного хореографического исполнительского подчерка может служить арабеск Галины Улановой, который в своё время, представлял собой неповторимое индивидуальное самовыражение.

На протяжении не одного века знаменитые балетмейстеры создавали хореографические произведения, которые признаны мировой культурой как эталонные. Но сегодняшнее поколение, которое имеет иные взгляды на многие традиционные вещи и воспитанное в духе новой эстетики, задаётся вопросом о возможности вносить изменения в эти образцы по своему усмотрению. Любое обращение к классике обязывает постановщика быть ответственным перед образцом, потому что схоластическое отношение представляет угрозу искажения художественного и исторически правдивого целого. Каждый балетмейстер, берущийся за постановку образцов классического наследия должен выступать одновременно в роли исследователя и реставратора. К сожалению, из-за недостаточно глубокого анализа всех аспектов исследуемого исторического и технического материала, подобная практика приводит к нежелательному результату. Следовательно, необходим серьёзный подход и ответственное отношение к изучению и воспроизведению материалов образцов хореографического искусства, являющихся нашим историческим наследием.

В контексте данной ситуации, можно привести цитату великого русского учёного М. В. Ломоносова о том, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Так, положительным примером обучения может послужить школьный урок литературы, на котором детям прививают правила точного заучивания и цитирования стихов поэтов классиков, даже если какие-то строки, или слова кажутся им неудобными. Так имеем ли мы право «привносить изменения» в постановки великих классиков? Каким образом сохранить данное нам историческое наследие и не позволить ему превратиться в «архаичный пережиток»? Как осуществлять работу над произведением искусства, и каковы рамки нашего современного художественного прочтения? Все эти вопросы являются предельно актуальными в профессиональной среде хореографов, которые, следуя каждый своим творческим путём, пытаются найти ответы.

Современные тенденции развития хореографического искусства основаны на передовых творческих находках, поисках и решениях. Так, в восстановленных балетных постановках XIX века можно отметить постепенную смену интонационного строя хореографического языка и совершенствование технического мастерства танцовщиков. Сформированные в той исторической эпохе движения типа пируэт, тур, арабеск, сегодня имеют иной характер выражения. Современные балетмейстеры постоянно стремятся расширить палитру красок своих постановок и показать, как живут их герои, думают, принимают решения.

Многие, восстановленные из образцов классического наследия хореографические номера, такие как «татарский танец», или «танец с колокольчиками», ассоциируются с балетным спектаклем «Бахчисарайский фонтан». Подобные произведения можно часто увидеть в концертных программах, или на различных конкурсах. Понятно, что сохранять крупные хореографические полотна целиком под силу только академическим театрам с профессионально подготовленной многочисленной труппой. Следовательно, восстановление отдельных сценических номеров является одним из путей возрождения «новой жизни» для классического репертуара в тех местах, где не может быть воссоздана полная картина замысла балетмейстера, в силу возможностей сценической площадки, или технического уровня исполнителей. Бесспорным является тот факт, что качество грамотно

восстановленной вариации имеет гораздо большую художественную ценность, чем поверхностное и не точное восстановление целого хореографического полотна.

Чем меньше мы вмешиваемся с новаторскими идеями в хореографические тексты образцов классического наследия, тем больший интерес вызывают эти произведения, очаровывая зрителя своей оригинальностью.

Существуют и другие пути творческого решения в воссоздании классических постановок. Вопрос об отсутствии разнообразия и современного звучания как основы поиска в хореографическом искусстве, приводит к потере динамического импульса в движении, наконец, к серости. Ни одно из искусств не требует такой постоянной смены красок, как хореография. Не стоит забывать и тот факт, что любое хореографическое произведение выражается через образную трактовку действия и его решение: если любовь, то любовь безумная; если ненависть, то до конца; если дружба, то безграничная; если верность, то «лебединая» и т. д., и это не прихоть, а необходимость драматургического построения хореографических композиций: как в сольных партиях, так и в пространственном решении рисунков кордебалета.

Временная ограниченность действия не позволяет долго использовать один и тот же сценический композиционный прием, но, внедрение новых художественных приемов может способствовать воссозданию подлинной картины композиционного построения номера с его идейно-образным содержанием. И это один из ценных аспектов восстановленных классических балетов, где пространственная композиция должна оставаться первозданной, так как в полной мере отображает описываемые действия хореографического произведения, его временную эпоху, сюжет и смысловую структуру восприятия всего произведения, создавая его классическую органику.

В «Танце басков» из балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, балетмейстером Василием Вай-ноненом была представлена целая группа эмоциональных характеров, нашедших свое выражение в композиционном решении: здесь и бушующая страсть, и чувство свободы, и невероятная энергия, исходящая от его героев, танцевальная лексика которых стала отражением их революционного духа, исторической эпохи, в которой они жили, ознаменованной Великой французской революцией

Пройдя многовековой путь творческого развития, академическое хореографическое искусство передает нам сегодня весь накопленный опыт в художественных постановках классического наследия. Рассматривая различные периоды, мы можем сравнивать и проводить аналогии между отдельными важными историческими вехами становления репертуара балетных спектаклей. Можем прочувствовать и проследить историю развития всего классического танца и ощутить ценностно-значимые ориентиры всего общества, и эпохи в целом.

В постановках, ставших нашим классическим наследием, необходимо бережно сохранять хореографический язык и стилистику его звучания. Обновлению подлежит только лишь личностное, индивидуальное видение раскрываемого художественного образа, с учетом специфических профессиональных возможностей исполнителя. Любое обновление должно быть подчинено целостному художественному замыслу, отражающему определённую эпоху, а также соответствующему историческому укладу жизни общества и особенностям его мышления. Мерой дозволенного должны управлять мастера профессионального академического искусства, а качество подготовки самого исполнителя должно быть безукоризненным, воспитанным в духе подлинных традиций «чистой» классической школы.

Сегодня танцевальное искусство отражает современность, и это не значит, что нужно ограничивать классическую хореографию лишь теми балетами, которые стали нашим наследием. Создание современных постановок, отражающих жизнь общества, его нравственные и моральные устои, ценностные идеалы, и насущные проблемы, должны осуществляться с самостоятельным полноценным художественным замыслом, находя свое воплощение в новой сценической форме хореографической композиции. Подлинные художники академического искусства призваны создавать новые произведения, экспериментировать, развивать классическую хореографию, а также сохранять и беречь то, что досталось от предшественников и является образцом классического наследия, знать и чтить законы и традиции школы классического танца. Подход к сохранению классического наследия не может быть однозначным. Его суть заключается в том, чтобы, во-первых,

добиться гармонии между консервативностью и вседозволенностью новаторства, а во-вторых, найти возможность рассматривать и оценивать индивидуально каждое отдельное взятое художественное произведение.

Таким образом, можно констатировать, что классический танец как основа формирования русской балетной школы является не только национальным, но и общемировым культурным достоянием. Анализ проблемы сохранения наследия классического танца, выявил необходимость в обращении пристального внимания на ряд важных аспектов, заключающихся в следующем:

- Только при подлинном знании и бережном сохранении традиций школы классического танца, возможно дальнейшее развитие классического балета и его движение вперёд, что позволит в будущем оставить за ним закреплённый статус эталона хореографического искусства и передать новым поколениям профессионализм исполнительства.

- Классическое наследие содержит бесценный опыт и методологию целого ряда поколений исполнителей и педагогов, поэтому нельзя быть безучастными к его искажению, нивелировке, небрежному восстановлению.

- Балетмейстеры - реставраторы должны беречь классическое наследие от видоизменений в трактовке драматургии и танцевальной лексики, чтобы сохранить стиль и манеру «золотого» фонда русской классической хореографии.

- В основе профессиональной реставрации образцов классического наследия лежит сохранение канонов русской школы классического танца, которая является приоритетным направлением воспитания молодого поколения артистов балета и балетмейстеров - реставраторов.

Список литературы

1. Борзов, А. А. Народно-сценический танец. Экзерсисы у станка : учеб. пособие. - Москва : Моск. акад. образования Н. Нестеровой ; ГИТИС, 2000. - 355 с.

2. Александрова, Н. А. Классический танец для начинающих : учеб. пособие. - Москва : Искусство, 2009. - 128 с.

3. Балет : энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва : Сов. энциклопедия, 1981. - 623 с. :

ил.

4. Гваттерини, М. М. Азбука балета / пер. с итал. Ю. П. Лисовский. - Москва : [БММ АО],

2001. - 240 с. : цв. ил. - (Учимся танцевать).

5. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. -7-е изд., стереотип. - Санкт-Петербург : Лань,

2002. - 192 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

6. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность : сб. - Москва : Искусство, 1987. -556 с. : ил.

Olga B. Buksikova, Doctor of Art Criticism, Professor

Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia)

o.buksik@mail.ru

Irina A. Klimova

Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia)

ramzes.70@mail.ru

ISSUES OF PRESERVATION OF CLASSICAL DANCE HERITAGE IN CONTEXT OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION

Abstract. The paper considers some important issues concern learning stylistic peculiarities of Russian school of classic dance and ways to preservation of the best samples of Russian choreographic art of the 20th century. The article briefly describes dramatic meaning of dancer's role. The authors analyze the ruling approaches to careful stage restoration and popularization of heritage of classical dance within the area of the today's social and cultural communication. The authors examine a process of introduction to

the historical heritage of the Russian choreographic art as a key component of upbringing the young generation of highly professional dancers and ballet masters.

Keywords: Russian school of classical dance, artistic expressiveness of performance of a dance, academic dance, art of a ballet master's work, artistic heritage of Russian classical dance, samples of academic school of dance.

УДК 793.3:908:061.3(571.150)"25.05.2018"

Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

burtseva-1957@mail.ru

ИТОГИ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО «КРУГЛОГО СТОЛА» ПО ТЕМЕ «ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА АЛТАЕ» (Г. БАРНАУЛ, РОССИЯ; 29 МАЯ 2018 Г.)

Аннотация. Статья освещает основные результаты работы регионального «круглого стола» по теме «Школа классического танца на Алтае», который состоялся в Алтайском государственном институте культуры 29 мая 2018 г. (г. Барнаул Алтайского края, Россия) при участии ведущих научно-педагогических работников образовательной организации и руководителей разновозрастных профессиональных и любительских хореографических коллективов региона. Мероприятие организовано и проведено в рамках научно-исследовательской и культурно-просветительной программы лаборатории хореографического факультета Алтайского государственного института культуры. Обобщён ценный материал по историографии заявленной темы, изложенный участниками «круглого стола»; намечены векторы дальнейшего научного осмысления достижений классического танцевального искусства в регионе.

Ключевые слова: классический танец, школа классического танца на Алтае, хореографическое наследие Алтая, любительское хореографическое творчество, профессиональное хореографическое образование на Алтае, любительские хореографические коллективы, личные документные архивы.

На базе и при финансовой поддержке Алтайского государственного института культуры 29 мая 2018 г. была организована работа регионального «круглого стола» по теме «Школа классического танца на Алтае». Мероприятие открыло серию тематических «круглых столов», каждый из которых, по расчёту организаторов, позволит сделать весомый вклад в развитие историографии, теории и практики танцевального искусства региона.

Подготовка к проведению тематического «круглого стола» велась в течение пяти месяцев. Был разработан рабочий график мероприятия, перечень вопросов для обсуждения, программа. Вопросы рассматривались в контексте этапов исторического развития профессионального хореографического образования в регионе, начиная с послереволюционного периода 1917 года:

1. «Музейная работа в системе деятельности по сохранению и репрезентации объектов хореографического наследия Алтая»;

2. «Любительское хореографическое творчество в области классического танца в Барнауле: начало пути »:

- роль театра балета Дома культуры Барнаульского меланжевого комбината (ДК БМК) в становлении школы классического танца в краевой столице;

- роль ансамбля классического танца «Вдохновение» Дворца культуры Барнаульского комбината химических волокон им. И. И. Юшкиной (ДК «Химик») в развитии школы классического танца городского масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.