Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1207
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиманова М.А.

В статье исследован современный порядок проведения в Российской Федерации таможенного контроля после выпуска товаров, выявлены и проанализированы его основные этапы. Отмечается, что в настоящее время технология проведения таможенного контроля после выпуска товаров значительно отличается от международных стандартов, в связи с чем сделан вывод об актуальности внедрения такого инструмента таможенного контроля, как таможенный мониторинг. Определена сущность таможенного мониторинга, проведена аналогия с мониторингом, проводимым налоговыми органами, рассмотрены основные возможности применения таможенного мониторинга в рамках контроля после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиманова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS MONITORING IN THE CUSTOMS CONTROL SYSTEM AFTER THE GOODS ARE RELEASED

The article examines the modern procedure for conducting customs control in the Russian Federation after the release of goods, its main stages are identified and analyzed. It is noted that at present the technology of conducting customs control after the release of goods is significantly different from international standards, in connection with which a conclusion was made about the urgency of introducing such a tool of customs control as customs monitoring. The essence of customs monitoring is defined, an analogy with monitoring carried out by tax authorities is drawn, the main possibilities of using customs monitoring in the framework of control after the release of goods are considered.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

БИТ 2023 Том 7 № 1 (25) УДК 339

ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Зиманова М.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

CUSTOMS MONITORING IN THE CUSTOMS CONTROL SYSTEM

AFTER THE GOODS ARE RELEASED

Zimanova M.A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье исследован современный порядок проведения в Российской Федерации таможенного контроля после выпуска товаров, выявлены и проанализированы его основные этапы. Отмечается, что в настоящее время технология проведения таможенного контроля после выпуска товаров значительно отличается от международных стандартов, в связи с чем сделан вывод об актуальности внедрения такого инструмента таможенного контроля, как таможенный мониторинг. Определена сущность таможенного мониторинга, проведена аналогия с мониторингом, проводимым налоговыми органами, рассмотрены основные возможности применения таможенного мониторинга в рамках контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенный контроль после выпуска товаров; таможенный мониторинг; таможенный аудит; таможенная проверка.

Abstract

The article examines the modern procedure for conducting customs control in the Russian Federation after the release of goods, its main stages are identified and analyzed. It is noted that at present the technology of conducting customs control after the release of goods is significantly different from international standards, in connection with which a conclusion was made about the urgency of introducing such a tool of customs control as customs monitoring. The essence of customs monitoring is defined, an analogy with monitoring carried out by tax authorities is drawn, the main possibilities of using customs monitoring in the framework of control after the release of goods are considered.

Keywords: customs; customs control after the release of goods; customs monitoring; customs audit; customs check.

Ссылка для цитирования: Зиманова М.А. Таможенный мониторинг в системе таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7. - № 1 (25). - С. 49-54. -EDN HHRGVG.

Активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты приводят к необходимости формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие экономические преобразования в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Необходимость смещения акцентов таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска на этап после выпуска товаров, а также повышения эффективности борьбы с криминальными схемами уклонения от уплаты таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обуславливает создание новых методов и форм организации таможенного

контроля, особенно осуществляемого после выпуска товаров.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ) в Российской Федерации заслуживает особого внимания, поскольку направлен, в первую очередь, на формирование баланса между частными и публичными интересами в таможенных правоотношениях путем исключения незаконных практик ведения финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами, создания прозрачной системы внешней и внутренней торговли, сокращения административной нагрузки, реализации национальных целей и приоритетов Российской Федерации. Однако технология проведения ТКПВТ, реализуемая рос-

http://bitjournal.ru 49

Бюллетень инновационных технологий

сийскими таможенными органами, в недостаточной степени отвечает стандартам, предписанным международным таможенным законодательством, в связи с чем целесообразно разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы ТКПВТ с учетом международного опыта.

Начать стоит с того, что несмотря на то, что ТКПВТ не является новацией, в настоящее время все еще не разработан единый подход к его трактовке: термин не закреплен законодательно, а ученые, в область интересов которых входит данное направление таможенного контроля, толкуют его совершенно по-разному. В этой связи автор предлагает под ТКПВТ понимать совокупность действий должностных лиц таможенных органов, направленных на оценку соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) установленных таможенным законодательством норм, и проводимых в течение трех лет с момента утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем [1].

Применение ТКПВТ в системе таможенного контроля позволяет удовлетворить потребности трех основных субъектов в рамках таможенного администрирования: государство, отдельно взятый участник ВЭД, а также бизнес-сообщество в целом.

Для государства ТКПВТ играет важную роль, поскольку позволяет даже на этапе после выпуска выявлять факты несоблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства, что положительно сказывается

на выполнении таможенными органами правоохранительной и фискальной функций, которые, в свою очередь, оказывают влияние уровень защищенности экономической безопасности государства.

Для добросовестных участников ВЭД применение ТКПВТ означает сокращение времени, затрачиваемого на таможенное оформление товаров, поскольку акцент в данном случае делается не на тотальный таможенный контроль, проводимый на таможенной границе, что приводит к снижению временных и денежных затрат на простои, связанные с проведением фактического таможенного контроля, расположением товаров на склады временного хранения и пр.

Для участников бизнес-сообщества главным преимуществом внедрения ТКПВТ в систему таможенного контроля является то, что снижение административной нагрузки позволит высвободить денежные средства, связанные с издержками, а значит увеличить чистую прибыль, повысить платежеспособность, что, в свою очередь, даст возможность бизнесу масштабироваться, развиваться и повышать конкурентоспособность товаров на рынке.

Общий порядок проведения ТКПВТ можно представить в виде схемы, представленной на Рис. 1.

Первый этап проведения ТКПВТ включается в себя аналитическую работу, направленную на сбор формализованной информации об участнике ВЭД, выявление

Анализ и выявление значимых отклонений в деятельности участника ВЭД

Выбор объектов таможенного ТКПВТ

Проведение ТКПВТ (в отношении участников ВЭД и при обороте)

Проведение ТКПВТ (предупреждение мобильными группами незаконного ввоза)

Взыскание Принятие решений в

сфере таможенного

задолженности

дела

Рис. 1. Порядок проведения ТКПВТ

и автоматизированный анализ значимых отклонений в его деятельности. Аналитическая работа проводится с применением программных средств и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. В случае, если были выявлены значительные отклонения, принимается решение о целесообразности проведения ТКПВТ. Если же отклонения не были выявлены, должностное лицо таможенного органа составляет формуляр о нецелесообразности проведения контроля после выпуска и регистрирует его в электронном журнале. На данном этапе также особую роль играет формирование предложений по разработке новых и актуализации имеющихся алгоритмов проведения анализа хозяйствующих субъектов, поскольку это позволит более эффективно проводить выбор объектов ТКПВТ.

На втором этапе осуществляются действия, сопутствующие принятию решения о выборе объекта ТКПВТ. По результатам аналитической работы в автоматизированном режиме формируется проект формуляра контроля (в случае, если имеет место быть плановый таможенный контроль) или создается план-задание (в случае, если таможенный контроль после выпуска является внеплановым). Данные действия сопровождаются также сбором неформализованной информации, полученной как от внутренних, так и внешних источников с целью проведения анализа о признаках возможного нарушения таможенного законодательства с учетом уровня критичности выявленных отклонений. В случае, если должностным лицам таможенных органов необходима дополнительная информация, они имеют право сформировать запрос документов и сведений третьим лицам (иным государственным контролирующим органам, контрагентам, финансовым организациям и пр.). На основе полученной информации принимается решение о том, какая форма таможенного контроля наиболее целесообразна в данном случае, а также формируется финальный вариант формуляра контроля и план проверочных мероприятий.

На третьем этапе ТКПВТ предполагает два основных варианта проведения контроля. В первом случае должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль участников ВЭД, ранее ввозивших товары на таможенную территорию. Наиболее часто используемой фор-

мой контроля после выпуска является таможенная проверка, которая предполагает изучение, анализ и сопоставление сведений, имеющихся в распоряжении таможенных органов с целью выявления фактов нарушения таможенного законодательства. Таможенными органами могут быть проверена достоверность заявленной таможенной стоимости и правильность применения метода ее определения, соблюдение участником ВЭД установленных запретов и ограничений или условий пользования и распоряжения временно и условно выпущенными товарами. Во втором случае таможенный контроль проводится мобильными группами таможенных органов, входящих в состав подразделений таможенных органов, осуществляющих контроль за ввозом и оборотом товаров на таможенной территории. Мобильные группы осуществляют свою деятельность вблизи государственной границы, на трассах, ведущих в сопредельные государства, а также на оптовых базах и в розничных точках реализации товаров. Подобный многоконтурный принцип позволяет успешно противодействовать ввозу и дальнейшему обороту на территории страны товаров, обладающих признаками санкцион-ности или контрафактности.

Завершающим этапом проведения ТКПВТ является закрепление результатов проведенных форм таможенного контроля и принятие решений в сфере таможенного дела. Так, например, по результатам проведения контроля после выпуска может быть принято решение о классификации товаров, что повлияет на размер таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, что, в свою очередь, потребует также внесения изменений в декларацию на товары. После этого материалы проведенного контроля и принятые по его результатам решения передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее взыскание задолженности, возникшей в связи с выявленными нарушениями.

Ранее проведенный анализ зарубежного опыта применения ТКПВТ позволяет отметить, что российский опыт несколько отличается от мирового, поскольку таможенные органы Российской Федерации выполняют в первую очередь функцию фискальную, направленную на пополнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных и иных платежей, поэтому при выявлении в рамках ТКПВТ нарушений таможенного законодательства та-

моженными органами принимаются реше- так называемые «сомнительные» опера-

Таможенный мониторинг

Инструмент таможенного контроля, применяемый таможенными органами с целью оценки и анализа сведений о деятельности участников ВЭД с помощью удаленного доступа к системам учета товаров

Источники данных

Документы и сведения, представленные в таможенные органы при электронном декларировании товаров

Сведения о хозяйственных операциях, полученные таможенными органами в рамках удаленного доступа к системам учета товаров

Рис. 2. Таможенный мониторинг как направление развития ТКПВТ

ния в сфере таможенного дела и возбуждаются дела об административных нарушениях или уголовных преступлениях, т.е. избежать санкций участник ВЭД не может [3].

Приблизиться к международным стандартам проведения ТКПВТ позволит внедрение в российскую практику нового инструмента таможенного контроля. В Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в качестве одной из целей включено «создание и внедрение инструмента таможенного контроля в виде таможенного мониторинга, позволяющего комплексно оценить деятельность определенных категорий проверяемых лиц на предмет идентификации таможенных рисков и определения их уровня, по результатам которого обеспечить упрощение административных процедур и устранение негативных последствий, в том числе в виде добровольной уплаты таможенных платежей, а также реализацию возможности использования проверяемыми лицами результатов таможенного мониторинга для самостоятельной оценки и минимизации таможенных рисков» [4, 5].

Внедрение таможенного мониторинга может быть осуществлено на основе применения принципов мониторинга налогового, поскольку последний был введен в практику в 2016 году и уже зарекомендовал свою эффективность. Суть налогового мониторинга заключается в том, что налоговые органы обладают возможностью подключения к учетным системам и витринам данных проверяемых лиц в режиме реального времени. В случае, если при поверке выявлены

ции, которые в теории могут нарушать налоговое законодательство, должностные лица налоговых органов направляют проверяемым лицам специальный документ - мотивированное мнение, которое отражает позицию налогового органа касаемо обнаруженных недочетов. Налоговый мониторинг обеспечивает для организаций предсказуемость и прогнозируемость налоговой нагрузки, а также существенно сокращает объем документов, запрашиваемых налоговыми органами для проведения контроля. Теряет актуальность традиционная форма налогового контроля - налоговая проверка, что положительно сказывается на сроках проведения контроля и скорости закрытия организацией налогового периода. Таким образом, с внедрением налогового мониторинга налоговые органы перешли на перспективный, можно сказать, превентивный подход, который положительно сказывается на результативности деятельности как проверяемых лиц, так и самих налоговых органов.

Примечательно, что указанный подход может быть применим и в таможенном деле, в частности, при проведении оценки рисков и категоризации конкретного участника ВЭД [6], а также в рамках налаживания информационного взаимодействия бизнес-сообщества с таможенными органами, поскольку внедрение таможенного мониторинга неразрывно связано с цифровиза-цией таможенного контроля. Источниками данных, используемых в рамках таможенного мониторинга, станут документы и сведения, представленные участниками ВЭД в

таможенные органы в процессе таможенного декларирования в электронной форме, а также сведения о внешнеторговых операциях, получаемые таможенными органами в режиме реального времени с помощью удаленного доступа к системам учета товаров участников ВЭД (рис. 2).

Так, на участника ВЭД будет составлено так называемое «электронное досье», в котором будут накапливаться данные обо всех операциях компании в рамках осуществления ею внешнеторговой деятельности. Более того, в досье будут содержаться сведения, предоставляемые налоговыми органами в рамках межведомственного электронного взаимодействия, что позволит государственным контролирующим органам отслеживать как таможенные, так и налоговые риски, поскольку деятельность этих двух ведомств неразрывно связана между собой.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ТКПВТ занимает особое место в системе таможенного контроля в целом, поскольку он ориентирован в первую очередь на формирование баланса между частными и публичными интересами в таможенных правоотношениях путем исключения незаконных практик ведения финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами, создания прозрачной системы внешней и внутренней торговли, сокращения административной нагрузки, реализации национальных целей и приоритетов Российской Федерации. Значение ТКПВТ с течением времени будет только увеличиваться, поскольку стратегическими документами закреплено дальнейшее развитие и усовершенствование данного института таможенного контроля. Положения Стратегии развития таможенной службы до 2030 года декларируют необходимость выработки новых подходов к выбору объектов таможенного контроля, а также внедрение в систему ТКПВТ

принципиально нового для российской таможенной службы инструмента - таможенного мониторинга.

Проведенный анализ позволяет отметить, что таможенный мониторинг имеет в большей степени профилактический характер, и отвечает современным тенденциям развития таможенных органов - цифрови-зации административных процедур, внедрением принципов саморегулирования и со-регулирования, снижения нагрузки на бизнес-сообщество. Особое значение данной меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, заключается в том, что она может выступать альтернативным вариантом контроля добросовестных участников ВЭД, поскольку в теории может заменить такую форму контроля, как таможенная проверка. Совокупность перечисленных факторов приведет к более эффективному и разумному использованию материальных, временных и человеческих ресурсов как таможенных органов, так и участников ВЭД. Более того, ТКПВТ станет не просто инструментом, направленным на «исправление ошибок» ранее проведенного текущего контроля, но и позволит заблаговременно предупреждать возникновение фактов нарушения таможенного законодательства. Таможенные органы в режиме реального времени будут иметь возможность контролировать деятельность участников ВЭД по осуществлению внешнеторговых операций, своевременно выявлять возможные нарушения, а участники ВЭД, в свою очередь, получат возможность исправить выявленные в рамках мониторинга ошибки и избежать санкций. Таким образом, ТКПВТ будет проходить в максимально комфортном режиме для добросовестных участников ВЭД за счет снижения временных и материальных затрат, но в то же время принесет значительные результаты для таможенных органов.

Список литературы

1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дро-бот Е.В. Основы таможенного дела. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Интермедия», 2018. - 288 с. - ISBN 978-5-4383-0145-5. - EDN DQRTLO.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс»

3. Зиманова М.А. Исследование международного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. - 2022. - Т. 6. - № 4(24). - С. 63-67. - EDN LCZTYB.

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс»

5. Афонин Д. Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 96100. - DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. -EDN BKOSTQ.

6. Афонин Д.Н. Разработка принципов прогнозирования таможенных правонарушений и преступлений на основе динамических методов оценки экономической устойчивости участников внешнеэконо-

мической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 21-24. - EDN GZOHDL.

Поступила в редакцию 30.01.2023

Сведения об авторе:

Зиманова Мария Андреевна - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6655-4303, e-mail: maz@spbrta.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.