Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ПОСТАУДИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиманова М.А.

В статье автором проведен анализ практики проведения таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных странах. На примере опыта стран Европейского союза, Канады и Японии был рассмотрен порядок проведения таможенного аудита. Сделан вывод о том, что в зарубежных странах таможенный аудит основан на взаимодействии и сотрудничестве государственных органов и бизнес-сообщества. В качестве направления для гармонизации с международным опытом проведения таможенного аудита рассмотрена такая форма контроля, как таможенный мониторинг. Определена сущность, особенности проведения таможенного мониторинга и порядок закрепления полученных в ходе его осуществления результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиманова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

In the article, the author analyzed the practice of customs control after the release of goods in foreign countries. On the example of the experience of the countries of the European Union, Canada and Japan, the procedure for conducting a customs audit was considered. It is concluded that in foreign countries the customs audit is based on the interaction and cooperation of state bodies and the business community. As a direction for harmonization with international experience in conducting a customs audit, such a form of control as customs monitoring is considered. The essence, features of customs monitoring and the procedure for fixing the results obtained in the course of its implementation are determined.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

БИТ 2022 Том 6 № 4 (24) УДК 339

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Зиманова М.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

STUDY OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF CUSTOMS CONTROL

AFTER THE RELEASE OF GOODS

Zimanova M.A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье автором проведен анализ практики проведения таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных странах. На примере опыта стран Европейского союза, Канады и Японии был рассмотрен порядок проведения таможенного аудита. Сделан вывод о том, что в зарубежных странах таможенный аудит основан на взаимодействии и сотрудничестве государственных органов и бизнес-сообщества. В качестве направления для гармонизации с международным опытом проведения таможенного аудита рассмотрена такая форма контроля, как таможенный мониторинг. Определена сущность, особенности проведения таможенного мониторинга и порядок закрепления полученных в ходе его осуществления результатов.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска, таможенный аудит, постаудит, международный опыт, зарубежный опыт, таможенный мониторинг.

Abstract

In the article, the author analyzed the practice of customs control after the release of goods in foreign countries. On the example of the experience of the countries of the European Union, Canada and Japan, the procedure for conducting a customs audit was considered. It is concluded that in foreign countries the customs audit is based on the interaction and cooperation of state bodies and the business community. As a direction for harmonization with international experience in conducting a customs audit, such a form of control as customs monitoring is considered. The essence, features of customs monitoring and the procedure for fixing the results obtained in the course of its implementation are determined.

Keywords: customs control after release, customs audit, postaudit, international experience, overseas experience, customs monitoring.

Интеграция стран в мировое экономическое пространство привела к серьезному увеличению товаропотоков, проходящих через таможенные границы. Вместе с тем увеличилось количество недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), стремящихся нарушить таможенное законодательство. В этих условиях система таможенного администрирования нуждается в таких механизмах, которые позволят содействовать упрощению международной торговли, но в то же время смогут обеспечить достаточный уровень экономической безопасности страны. С этой целью ведущие страны мира используют таможенный контроль после выпуска товаров, однако процесс его становления и развития в разных государствах происходит разными темпами и имеет свои особенности. В связи с этим актуальным является исследование

зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска.

Основополагающим правовым документом, предписывающим смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска, является Киотская конвенция. Стандарт 6.6. Генерального приложения к Конвенции регламентирует, что системы таможенного контроля должна основываться на методах аудита [1, 2]. Контроль на основе аудита представляет собой использование методов, которые позволят удостовериться в достоверности данных, указанных в ДТ, путем проверки у участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) документов, бухгалтерской отчетности, счетов и коммерческой информации. С течением времени понятие контроля на основе методов аудита было заменено термином «таможенный аудит», который используется зарубеж-

Рис. 1. Алгоритм проведения таможенного аудита в ЕС

ными таможенными службами также в вариации «посттаможенный контроль», «постаудит», «аудит после очистки» (post-clearance audit).

Мировой опыт констатирует наибольшую эффективность таможенного аудита как механизма проверки соответствия деятельности участников ВЭД установленным правилам в сравнении с другими методами контроля. Об этом свидетельствует опыт, приобретенный такими государствами как, Китайская Народная Республика (КНР), страны Европейского Союза (ЕС), Япония, Соединенные Штаты Америки (США), Турецкая республика и др.

Так, например, в странах ЕС именно таможенный аудит считается основной формой таможенного контроля - на него приходится до 90 % всех принимаемых мер, в то время как доля контроля в местах пограничных пунктов пропуска (в том числе досмотров) занимает остальные 10 % [3]. Таможенный контроль с использованием методов аудита В ЕС включает в себя шесть основных этапов (рис. 1).

Первый этап заключается в определении конкретной направленности деятельности подразделений постконтроля на основе имеющейся статистики правонарушений и преступлений, а также системы управления рисками. После того, как выбрано направление проверки, начинается второй этап, во время которого происходит отбор участников ВЭД по выбранным на первом этапе направлениям аудита. Отбор участников

ВЭД основан на риск-категорировании, т.е. в зависимости от определенных показателей (вид деятельности, перевозимый товар и т.п.).

На третьем этапе происходит уведомление участника ВЭД о предстоящей проверке. Примечательно, что таможенные органы заранее (как правило за 15 дней) информируют проверяемых лиц о том, что в отношении них планируется проверка, тем самым предоставляя возможность участнику ВЭД самостоятельно оценить свою деятельность и, в случае обнаружения нарушений, добровольно сообщить об этом в таможенные органы до начала аудита и предпринять действия для их устранения. Более того, таможенный орган предоставляет участнику ВЭД рекомендации по проведению самостоятельного аудита, а также может оказать консультации по возникающим во время него вопросам. Применение данного инструмента в странах ЕС привело к тому, что участники ВЭД стали добровольно заявлять об ошибках и нарушениях, что значительно сократило время, затрачиваемое таможенными органами на проверки, а также позволило улучшить сотрудничество таможенных органов и участников ВЭД (так называемые B2G-взаимодействие).

Следующим, четвертым, этапом выступает непосредственно сам аудит, проводимый таможенными органами. Исследуется деятельность участника ВЭД, его документация, оцениваются системы внутреннего учета и бухгалтерская отчетность, коммерческие и транспортные документы по поставкам и т.п.

Пятым этапом является составление отчетного документа по результатам проведенной проверки, в котором фиксируются и описываются выявленные нарушения, а также выставляются требования по их устранению. Отчет направляется в вышестоящий таможенный орган и, соответственно, проверяемому лицу. На последнем, шестом, этапе происходит контроль соблюдения предписаний таможенного органа и результаты их исполнения.

Таким образом, контроль после выпуска в странах ЕС основывается на взаимодействии и сотрудничестве таможенных органов с участниками ВЭД. Такой подход имеет своей целью не только выявление нарушений таможенных правил, но и позволяет

БИТ 2022 Том 6 № 4 (24)

упростить таможенные процедуры, проводимые в отношении проверяемых лиц. Так, предоставленная проверяемым лицам возможность самостоятельно выявить нарушения и сообщить о них таможенным органам привела к тому, что участники ВЭД проводят внутренний аудит и могут исправить нарушения, избежав штрафных санкций и привлечения к ответственности. Это является настоящим проявлением эффективного взаимодействия бизнеса с контролирующими органами.

Таможенный контроль после выпуска товаров в Канаде имеет схожий порядок, однако присутствуют также отличительные черты. В основе действия механизма таможенного контроля после выпуска товаров лежат два фундаментальных правила - сохранение бесперебойного процесса международной торговли и одновременная защита интересов страны от возможных нарушений таможенного законодательства. В отличие от процесса таможенного оформления, который ориентирован на максимально быструю «таможенную очистку» и снижение нагрузки на бизнес, таможенный аудит проводится в условиях достаточного времени для всех необходимых таможенным органам контрольных операций.

Исходя из риск-ориентированного подхода определяется, где будет проводиться проверка: на территории участника ВЭД (выездная) или по месту нахождения таможенного органа (камеральная), а также составляется программа проверки для каждого отдельного случая. Выделяется два вида программ: мульти-программа, которая предполагает, как минимум четыре направления - классификация товара, определение таможенной стоимости, страна происхождения товаров, определение размера таможенных платежей, а также сингл-программа, которая сосредоточена только на одном из перечисленных направлений, по которому были выявлены признаки возможных нарушений [4].

Контролирующий орган уведомляет проверяемое лицо, запрашивает все необходимые документы и сведения, после чего проводит контроль достоверности информации, подлинность, правильность заполнения и т.п. По итогам проверки участник ВЭД информируется о выявленных несоответствиях, о штрафных санкциях и об обязанности внести изменения в ДТ на основе результатов проверки. До тех пор, пока про-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

веряемым лицом не будет произведена корректировка, он будет находиться под контролем.

После проверки должностными лицами таможенных органов составляется отчет о результатах проверки для дальнейшего анализа, направленного на идентификацию схем нарушения закона, выявление неизвестных ранее зон повышенного риска, а также на создание новых методов и модернизацию уже существующих для дальнейшей борьбы с подобными нарушениями.

В Японии таможенный контроль с использованием методов аудита также является важным инструментом, обеспечивающим упрощение таможенных процедур и предотвращение нарушений закона и мошенничества участников ВЭД. В системе таможенных органов Японии созданы специализированные подразделения пост-таможенного аудита, которые проводят проверки в отношении только тех участников ВЭД, уплативших за предшествующих год таможенных пошлин на сумму более одного миллиона йен, что в эквиваленте на российскую валюту составляет чуть более 400 тыс. рублей [5].

Для проведения таможенной проверки после выпуска в отношении указанных лиц собирается вся необходимая информация, позволяющая оценить уровень риска и составить их классификацию. В зависимости от уровня риска составляются перечни участников ВЭД, которые будут подвергнуты пост-таможенному аудиту. Например, если при таможенном аудите было выявлена большая сумма неуплаченных таможенных платежей, то участник ВЭД попадает в группу высокого уровня риска, и таможенный аудит в отношении него будет проводиться каждые два года.

Российский опыт проведения таможенного контроля после выпуска товаров несколько отличается от зарубежного, поскольку таможенные органы Российской Федерации выполняют в первую очередь функцию фискальную, направленную на пополнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных и иных платежей, поэтому при выявлении в рамках ТКПВТ нарушений таможенного законодательства таможенными органами принимаются решения в сфере таможенного дела и возбуждаются дела об административных нарушениях или уголовных преступлениях, т.е. избежать санкций участник ВЭД не может.

Приблизиться к международным стандартам проведения ТКПВТ позволит внедрение в российскую практику такой формы таможенного контроля как таможенный мониторинг. Суть таможенного мониторинга заключается в том, что государство оценивает деятельность участника ВЭД и предупреждает его о потенциальных рисках, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям в виде юридических или экономических санкций.

Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов отметил, что таможенный мониторинг в первую очередь направлен на облегчение взаимодействия с компаниями, «которые в основном соблюдают таможенные правила, но иногда ошибаются» [6]. Он пояснил, что оценка деятельности компании будет выстраиваться на основе электронного досье, в котором аккумулированы данные обо всех таможенных операциях компании.

Более того, в электронное досье будут добавляться данные, предоставляемые ФНС России, т.е. будут затронуты и возможные налоговые риски. Планируется также добавление результатов ветеринарных и фитосанитарных проверок, отчетов технических регуляторов. В общем итоге получится достаточно объемная база информации, которая позволит комплексно оценивать деятельность участника ВЭД и делать выводы о рисках нарушения им таможенного законодательства. Это даст таможенным органам возможность реже прибегать к применению таможенных проверок только в случае выявления каких-то серьезных отклонений и обращаться к контролю каждой конкретной декларации компании.

По результатам проведения таможенного мониторинга предполагается оформление заключения, в котором будут отмечены нарушения, выявленные таможенными органами в рамках мониторинга и которые необходимо устранить. После вручения участнику ВЭД заключения возможны два варианта дальнейшего развития событий:

1. В первой ситуации участник ВЭД оперативно направляет в таможенный орган свидетельства о проведенной работе по устранению нарушений или же доказательства по отсутствию таких нарушений. При таком развитии событий таможенная проверка не назначается.

2. В случае отказа участника ВЭД добровольно устранить выявленные правонарушения, либо при непредставлении участником ВЭД доказательств об отсутствии указанных правонарушений таможенные органы вправе принять решение о применении форм таможенного контроля, в частности таможенной проверки.

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров в зарубежных странах проводится на основе методов аудита. Исследование опыта стран ЕС, Канады и Японии позволяют сделать вывод о том, что пост-таможенный контроль основан на взаимодействии и сотрудничестве государственных органов и бизнес-сообщества. В целом можно отметить, что процедура посттаможенного контроля до конца не унифицирована и применяется с учетом некоторых национальных особенностей (сроков проверки, направлений аудита, полномочий должностных лиц). Самой примечательной особенностью является предоставление возможности участниками ВЭД самостоятельно провести внутренний аудит, по результатам которого добровольно предоставить сведения о выявленных нарушениях в таможенные органы, тем самым избежав штрафных санкций и привлечения к ответственности. Это позволяет не просто доначислить неуплаченные таможенные платежи, но и создать такую систему контроля, при которой нарушение таможенных правил становится для участников ВЭД экономически неэффективным. В ближайшей перспективе ФТС России планируется дальнейшее совершенствование данного института, о чем говорят положения Стратегии развития таможенной службы по 2030 года [7]. В первую очередь изменения будут связаны с внедрением в практику ТКПВТ принципиально новой для российских таможенных органов формы таможенного контроля - таможенного мониторинга, представляющего систематическую деятельность по наблюдению за деятельностью компаний - участников ВЭД. Это позволит более эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы в рамках проведения ТКПВТ, что позволит не просто «исправлять ошибки», выявленные в рамках после выпуска, но и заранее предупреждать их появление. Контроль после выпуска будет проходить менее заметно и затратно для участников ВЭД, однако принесет большие результаты для таможенных органов и государства в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литературы

1. Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года // СПС «Консультант Плюс»

2. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дро-бот Е.В. Основы таможенного дела. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. - 288 с. -ISBN 978-5-4383-0145-5. - EDN DQRTLO

3. Сергеев В.А. Анализ зарубежного опыта применения таможенного аудита и возможность его применения для Российской Федерации // Зеленый коридор. - 2021. - № 2 (16) - С. 34-39.

4. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе

международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. - 2019. - Том 3. -№2 (10). - С.40-44.

5. Иванова Ю.Ю., Куроптев Н.Б. Опыт и особенности таможенного контроля после выпуска товаров в зарубежных странах // Бюллетень инновационных технологий. - 2021. - №1 (17). - С. 24-29.

6. Таможенный мониторинг: как бизнес и регулятор играют в верю - не верю [Электронный ресурс] URL: www.rzd-partner.ru/logistics/news/tamozhennyy-monitoring-kak-biznes-i-regulyator-igrayut-v-veryu-ne-veryu-/

7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».

Поступила в редакцию 29.10.2022

Сведения об авторе:

Зиманова Мария Андреевна - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: maz@spbrta.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.