УДК 338.242.2
ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Иванова Ю.Ю., Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
THE EXPERIENCE AND THE FEATURES OF POST-CLEARANCE
CUSTOMS CONTROL IN FOREIGN COUNTRIES
Ivanova J.J, Kuroptev N.B.
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В статье рассмотрен механизм таможенного контроля после выпуска товаров в различных зарубежных странах, расположенных на разных континентах. Авторы также рассматривают различия в проведении таможенного контроля после выпуска товаров и его роль в таможенном контроле зарубежных странах.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, аудит, добровольное признание ошибки, таможенная проверка, риски.
Abstract
The article deals with the main aspects of the functioning of the technology of advance cargo information in relation to goods moving by sea in foreign countries.
Keywords: customs control after the release of goods, audit, voluntary admission of errors, customs inspection, risks
В большинстве развитых стран уже накоплен большой опыт проведения таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ТК ПВТ) и аудита. Чтобы всесторонне и корректно проанализировать опыт ТК ПВТ в зарубежных странах, необходимо рассмотреть его проведение в разных частях света.
ТК ПВТ в Молдове осуществляется в течение 4 лет после выпуска товаров и называется последующим контролем. Таможенные и другие контролирующие органы повторно перепроверяют декларацию на товары или проводят аудит в составе не менее 2 человек. При проверке лиц таможенные органы вправе вызвать повесткой лицо, имеющее отношение к контролируемой деятельности, для опроса или предоставления документов. Также возможно оформить банковскую повестку для запроса информации в банках о проверяемом лице. В свою очередь банк должен предоставить данные о банковском счете и выполненных операциях таможенным органам.
В Молдове могут проводиться внеплановые, перекрестные и запланированные проверки. Внеплановая проверка проводится без уведомления проверяемого лица
из-за наличия информации полагать, что данное лицо могло нарушить таможенное законодательство. Однако, по общему правилу уведомление лица должно происходить не менее, чем за 3 дня до начала проверки [2]. Так, таможенные органы могут проводить частичные проверки в части контроля одной операции за определенный период или общий контроль всех таможенных операций.
Что касается перепроверки таможенной декларации, то данный вид контроля таможенные органы осуществляют без выезда в течение 60 дней. Вообще, последующий контроль предопределен в данном случае, так как выпуск товара осуществлялся без проведения документального и физического таможенного контроля, но автоматически. В Молдове данное явление носит название «синий коридор». Таможенные органы Молдовы запрашивает через Таможенную интегрированную информационную систему «ASYCUDA World» таможенные декларации в целях их повторной перепроверки на основании критериев риска. Далее происходит их подтверждение или аннулирование [2].
Таблица 1
Классификация классов риска в Японии
Степень риска Содержание Вид аудита Периодичность аудита
Высокий - По результатам предыдущего аудита найдена неуплата таможенных платежей в особо крупном размере; - Оперативная информация; - Отказ от сотрудничества Генеральный Каждые 2 года
Низкий - Положительные результаты предыдущего аудита - Отсутствие оперативной информации - Активное сотрудничество Генеральный, иногда без аудита Каждые 7 лет, при необходимости -каждые 4 года
Новый участник ВЭД Аудит не проводился ранее Упрощенный При срабатывании профиля риска
Не определена Отсутствие аудита более 6 лет Генеральный Немедленно
Иное Отсутствует необходимость проводить аудит (ввоз беспошлинного товара) Без аудита При необходимости - генеральный аудит
В Китае таможенная служба еще в 1994 году внедрила пост-таможенный аудит, став новаторами в данной области. В КНР целью называют контроль за легальностью импортной и экспортной деятельностью участника ВЭД. Отсюда логичным представляются проверяемые лица. Законодатель в КНР закрепляет за таможенными органами обязанность проводить пост-таможенный аудит в отношении участников ВЭД, связанных с импортной и экспортной деятельностью: предприятия, задействованные во внешней торговли, таможенные представители и таможенные склады. Таким образом, пост-таможенный аудит заключается в контроле уплаты таможенных платежей, контроле товаров на таможенных складах и контроле деятельности таможенного представителя.
Пост-аудит в КНР проводится в течение 3-х лет после выпуска товаров. В решении о проведении пост-аудита уточняется состав аудиторской группы, которая должна состоять хотя бы из 2 специалистов-аудиторов.
Условно можно обозначить 4 этапа пост-аудита. На 1 этапе подготовки система управления рисками (далее - СУР) определяет организацию и товары для проверки.
На 2 этапе - «реализация»: таможенные органы предварительно уведомляют организацию о начале проверки за 3 дня до ее проведения. В уведомлении должны содержаться причины проведения аудита,
дата и место проведения, информация о документах, которые будут проверяться. Далее таможенные органы проверяют достоверность документов, законность ввоза/вывоза товаров и контролируют внутреннюю систему учета. Также особенностью пост-таможенного аудита в Китае является тот факт, что таможенные органы проводят оценку добропорядочности участника ВЭД. Другими словами, таможенные органы выясняют финансовую устойчивость предприятия: есть ли риск со стороны участника ВЭД неуплаты таможенных платежей.
Если были выявлены нарушения, то на 3 этапе собираются доказательства и реализуются меры взыскательного характера: уплата налогов, штрафов, отзыв лицензий на ВЭД и т.д. Данный этап расследования характерен именно для КНР.
На заключительном этапе таможенные органы анализируют соответствие организации таможенному законодательству и разрабатывают новые профили риска для эффективности деятельности и повышения качества аудита [4].
Результатом пост-аудита будет являться аудиторское заключение и отчет, составленные аудиторской группой, которые должны быть направлены для ознакомления участнику ВЭД и в таможенные органы в течение 30 дней после завершения аудита. Если таможенными органами изымались какие-либо предметы, то
они должны быть возвращены проверяемому лицу в течение 14 дней с даты представления их таможенному органу.
В Китае существует 2 вида постаудита: обычный и особый. Они могут быть объединены при проверке участника ВЭД. При проведении обычного пост-аудита таможенными органами проверяется ежедневная деятельность организации на соответствие таможенному законодательству. Особый пост-аудит направлен на выявление нарушений организации путем анализа рисков.
Республика Корея на 2 года позже Китая внедрила систему пост-аудита, в 1996 году. Целью такой проверки называют контроль правильности определения таможенной стоимости, что влияет на полноту уплаты таможенных пошлин и налогов. В Республике Корея пост-таможенный аудит таможенной стоимости товаров подразделяется на три класса: выборочный, плановый и комплексный пост-таможенный аудит.
При выборочном пост-аудите таможенные органы, руководствуясь СУР, проверяют конкретную декларацию на товар и сопутствующие ей документы, т.е. рассматривается определенный случай таможенной стоимости ввезенного товара. Данный вид контроля возможен в течение 90 дней после регистрации декларации на товар.
При плановом - пост-таможенном аудите таможенной стоимости товаров таможенные органы при выборе проверяемого участника ВЭД руководствуются списком, составленным на основе категорирования. В Корее на основе информации из банков и информационных систем таможенных и иных контролирующих органов условно выделяют 3 класса: участники ВЭД, систематически нарушающие таможенное законодательство; участники ВЭД, периодически нарушающие таможенное законодательство; добросовестные участники ВЭД.
Комплексный пост-таможенный аудит таможенной стоимости товаров заключается в самостоятельном контроле участником ВЭД, имеющим статус, позволяющий проводить самостоятельную проверку, правильности определения таможенной стоимости и размера уплаченных таможенных платежей. Таможенные органы могут потребовать от участника ВЭД отчет
о проверке. Работа продолжится таможенными органами, если будет установлен факт наличия недостоверных сведений. В таком случае участника ВЭД ждет аудит всей учетной документации во внешнеторговой сфере. Из-за выявленных нарушений вышеназванный статус может быть отозван по распоряжению таможенных органов.
Другой рассматриваемой азиатской страной является Япония. Пост-таможенный аудит в ней проводят только в отношении «контролируемых импортеров», т.е. участников ВЭД, которые уплатили таможенные пошлины на сумму более 1 млн. йен. Это является особенностью ТК ПВТ в данной стране, которую называют «валютный порог».
Пост-таможенный аудит в Японии может проводиться в течение 5 лет после выпуска товаров. Что касается видов аудита, то в Японии их два: генеральный и упрощенный. Генеральный аудит предполагает проверку всех импортных деклараций за последние два года. При упрощенном аудите декларации проверяются выборочно. «Контролируемых импортеров» отбирают из перечня, формирующегося автоматически раз в месяц исходя из класса риска (см. таблицу 1).
Таким образом, участников ВЭД из перечня распределяют по рискам, составляют план аудита, выбирают необходимую форму аудита и время проведения [3].
В Сингапуре целью пост-таможенного аудита является проверка точности и подлинности таможенных деклараций и сопутствующих ей документов. Участники ВЭД обязаны хранить в течение 5 лет документы, касающиеся импорта, экспорта и транзита товаров, так как они могут потребоваться для аудита. Выделяют 4 этапа аудита:
1. Группа таможенного аудита уведомляет организацию, подлежащую аудиту о цели, месте, объеме и требованиях аудита.
2. Проверка состоит из опроса и аудита. Именно опрос является характерной чертой Сингапурского аудита. Во время опроса, который проводится по переписке или по телефону, аудиторской команде необходимо узнать о бизнес-модели, операциях, системах и методах бухгалтерского учета проверяемой организации.
3. После опроса аудиторская группа проверит точность таможенных деклараций и/или других отчетов, представленных в таможню, по соответствующим торговым
документам, которые должны быть предоставлены проверяемой организацией. В зависимости от обстоятельств проверки могут быть выездные либо на территории таможенных органов.
4. По завершении аудита аудиторская группа проинформирует аудитируемую организацию о результатах аудита и, если применимо, обсудит любые обнаруженные ошибки и внесет предложения по повышению уровня соответствия аудитируемой организации. Обсуждение ошибок и внесение предложений является новаторской идеей для аудита в Сингапуре, возникшей благодаря обобщению международного опыта.
Заключительной рассматриваемой Азиатской страной стал Таиланд. Бюро пост-таможенного аудита проводит контроль в течение 5 лет после выпуска товара. Но интересной особенностью можно выделить тот факт, что в случае упразднения бизнеса генеральный директор, собственники или связанные лица, которые могут находиться под контролем, или ликвидатор должны вести и поддерживать счета, документы, доказательства и данные по фирме еще 2 года со дня упразднения бизнеса.
Переходя к рассмотрению ТК ПВТ в Европе, стоит заметить, что таможенный аудит для стран Евросоюза стал основой таможенного контроля в целом, так как он является единственной формой контроля после выпуска товаров. СУР и статистика правонарушений, как, например, на Кипре, с годами помогли определить направления аудита:
- аудит тарифной классификации товаров;
- аудит происхождения товаров;
- аудит таможенных платежей;
- аудит таможенной стоимости товаров;
- аудит товаров, выпущенных в соответствии с таможенными процедурами свободной таможенной зоны, реимпорта;
- аудит импортеров текстильных изделий, одежды и обуви;
- аудит крупных импортеров;
- аудит экспорта и реэкспорта;
- аудит хозяйствующих субъектов, пользующихся упрощенными процедурами таможенного оформления товаров.
В странах Евросоюза на первом этапе выбирается одно из вышеназванных направлений аудита, а затем отбираются участники ВЭД. Далее у проверяемых лиц
появляется необходимость провести аудит самостоятельно и сообщить о нарушениях в таможенные органы. Таможенные органы в свою очередь на этих основаниях проводят категорирование участников ВЭД. УЭО почти никогда не проверяются, так как их по законодательству ЕС относят к добросовестным участникам ВЭД. Вообще, в ЕС отмечают, что ежегодно необходимо проводить аудиторские проверки хотя бы 5% участников ВЭД.
Если рассматривать Венгрию, то особенностью там можно считать, что 90% аудируемых выбираются по СУР и статистике правонарушений, а остальные - в случайном порядке. Так, можно утверждать, что в основном аудиту подвержены участники ВЭД, которые с высокой долей вероятности могут нарушить таможенное законодательство.
В качестве конкретной страны, которая является членом Евросоюза, целесообразно рассмотреть Германию. Аудит в форме таможенной проверки может проводиться как в интересах таможенных органов, так и в интересах организации ВЭД. Несмотря на это, часто выявляются нарушения, приводящие к начислению дополнительных таможенных платежей или к возврату излишне уплаченных.
Таможенный аудит может проводиться в отношении всех лиц, которые участвовали в сделке: лица, которые должны уплачивать ввозные и вывозные таможенные платежи, и лица, которые должны платить национальные налоги.
Для проведения аудита необходимо оформить распоряжение, которое будет содержать сведения об объеме и обстоятельствах проверки. Для Германии не определен конкретный максимальный срок аудита, но он определяется с учетом необходимых мероприятий. По результатам проверки ДЛТО составляет отчет.
В соответствии с таможенным законодательством Ирландии участники ВЭД могут быть подвержены аудиту в течение 3 лет после выпуска товаров. Не позднее, чем за три недели аудируемым отправляют письменное уведомление об аудите с подробностями:
- имя (имена) должностного лица (лиц), которое будет проводить аудит,
- дата и время проверки,
- период сделок, подлежащий аудиту.
Характерно, что дату аудита в Ирландии можно изменить по предварительной
договоренности, если есть уважительная причина.
Аудит проводится по месту нахождения участника ВЭД. Аудиторы должны сообщить участнику ВЭД примерное время проверки на месте. Перед началом проверки документов аудиторы могут провести устный опрос о бухгалтерской отчетности и работе бизнеса в общем. Затем аудиторы приступают к проверке бухгалтерских книг и записей, чтобы проверить их соответствие таможенным декларациям.
Если аудиторы обнаружат, что требуются корректировки, то об этом письменно уведомляется участник ВЭД. При выявлении недостатков в системах контроля аудитор обозначит проблемы и обсудит предложения по их исправлению.
Согласно законодательству ЕС, любой таможенный долг в результате аудита должен быть оплачен в течение 10 дней с момента уведомления о долге должнику.
ТК ПВТ в Канаде называется пост-релиз верификацией, но проводится также на основе СУР. В Канаде СУР в области ТК ПВТ состоит из 3 сфер: оценка общего уровня риска, оценка потенциальных доходов, система добровольного соблюдения таможенных правил. Для этого в Канаде функционирует система управления соответствием (CSM), которая позволяет таможенным органам извлекать информацию о внешнеэкономической деятельности из национальной коммерческой базы данных таможенных органов; проводить анализ и выборку данных ВЭД; создавать файлы верификации на национальном и региональном уровнях; формировать отчеты для контроля качества со стороны руководства; обеспечивать немедленный доступ к информации о верификации компании; формировать отчетность о времени, затраченном на проверку по делам; а также хранит некоторые данные по экспорту и импорту.
Законодательство в области таможенного дела обязывает участников ВЭД хранить документацию для контроля в течение 4 лет. Направления пост-релиз верификации связаны в большей степени с тарифной классификацией товара, определением страны происхождения товара и его таможенной стоимости, хотя контролируются и транспортировка, и страхование грузов, и льготы по уплате таможенных платежей.
В зависимости от уровня риска таможенные органы проводят проверку по месту нахождения участника ВЭД или по месту ДЛТО. Далее формируется программа проверки по приоритетному направлению контроля и область анализа. При проведении пост-релиз верификации ДЛТО могут выбрать для участника ВЭД из 2 программ: multi и single. При multi-программе проверяется правильность классификационного кода товара и таможенная стоимость, что дает оценку общему уровню соблюдения таможенного законодательства участником ВЭД. Также multi-программа применяется при наличии оснований полагать, что совершаются сразу несколько правонарушений. Single-программа применяется для доказательства признаков нарушения и предполагает проверку по одному направлению: тарифная классификация товара, страна происхождения товара или таможенная стоимость. Single-программа работает непосредственно с СУР для проверки высоких показателей риска в конкретном направлении.
В Канаде таможенным органам эффективнее проводить аудит отрасли, компании или товаров с высоким уровнем риска.
В заключении пост-релиз верификации таможенные органы составляют отчет по регламентированной форме. В нем указываются ход проверки, выводы, зоны риска и способы нарушения таможенного законодательства. Данные отчета заносятся в СУР для ее дальнейшего формирования.
Позитивный опыт ряда стран мирового сообщества (например, Сингапур и Новая Зеландия -90%; Южная Корея -88%; Финляндия и Япония -100%) показывает прямую зависимость между увеличением доли ТК ПВТ в массиве осуществления таможенного контроля и эффективностью процессов минимизации рисков при автоматическом выпуске товаров [1].
Таким образом, суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что независимо от формы проведения ТК ПВТ, он направлен на упрощение таможенных процедур и помогает доначислить таможенные платежи в федеральный бюджет, пресекая при этом таможенные нарушения законодательства. Рассмотренный выше ТК ПВТ в странах ЕАЭС, в СНГ, в Азии, на Американском континенте, в Европе показал свои особенности в каждой из рассмотренных сран. Например, различия в
сроках, в видах проверок, в категорирова-нии участников ВЭД. Нельзя не отметить, что передовым мировым опытом является факт действующего принципа добровольного признания ошибки, который означает,
что участник ВЭД может исправить нарушения, при этом санкции к нему применяться не будут.
Список литературы
1. Афонин П.Н., Кузьмичева Р.А. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий - 2020. - № 3 (15) -- С. 5460.
2. Брагиш А. Особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в республике Молдова // Бюллетень инновационных технологий - 2018. - № 2 (6) - С. 27-31.
3. Малоян Р.М., Исламова Е.З. Система таможенного контроля после выпуска товаров: российская и
зарубежная практика // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции «Trends in the world of science» -2019. - С. 35-39.
4. Новиков С.В. Исследование опыта Китайской народной республики по проведению таможенного аудита // Вестник Российской таможенной академии - 2017. - № 3 - С. 148-155.
Поступила в редакцию 29.01.2021
Сведения об авторах:
Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]
Иванова Юлия Юрьевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]