Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куроптев Н. Б.

В статье рассмотрены перспективы современного этапа становления таможенного аудита. Автор оценивает возможность ориентации России на зарубежный опыт проведения таможенного аудита, основанного на сотрудничестве таможенных органов и участников ВЭД, а также на сотрудничестве между таможенными администрациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS IN RUSSIA

The article considers the prospects of the current stage of the formation of customs audit. The author assesses the possibility of Russia's orientation to the foreign experience of customs audit, based on the cooperation of customs authorities and foreign trade participants, as well as on cooperation between customs administrations.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В РОССИИ»

БИТ 2021 Том 5 № 3 (19) УДК 338.242.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В РОССИИ

Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF

GOODS IN RUSSIA

Kuroptev N.B.

St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрены перспективы современного этапа становления таможенного аудита. Автор оценивает возможность ориентации России на зарубежный опыт проведения таможенного аудита, основанного на сотрудничестве таможенных органов и участников ВЭД, а также на сотрудничестве между таможенными администрациями.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, таможенный аудит, таможенный мониторинг, таможенные органы.

Abstract

The article considers the prospects of the current stage of the formation of customs audit. The author assesses the possibility of Russia's orientation to the foreign experience of customs audit, based on the cooperation of customs authorities and foreign trade participants, as well as on cooperation between customs administrations.

Keywords: customs control after the release of goods, customs inspection, customs audit, customs monitoring, customs authorities.

В России, в том числе, и Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) обусловлено использование международных стандартов ВТамО, а именно таможенного аудита и таможенного мониторинга, для популяризации применения участниками внешнеэкономической деятельности добровольных систем оценок соответствия таможенному законодательству и добровольного признания ошибок. Основные новые аспекты, отраженные в Стратегии, которые касаются таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ТК ПВТ), показаны на рис. 1.

В целом поэтапное введение таможенного аудита в России можно представить на рис. 2, составленном на основе Плана мероприятий до 2024 года по реализации Стратегии.

Таким образом, новый НПА предопределяет перспективы применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России, но с национальными особенностями.

Так, в качестве целей в сфере реализации контрольной функции таможенных ор-

цифровизация и

автоматизация ТК ПВТ с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных

расширение перечня операции, осуществляемых в ходе ТК ПВТ

А

повышение уровня автоматизации выявления рисков

формирование новых подходов к выбору объектов ТК ПВТ с использованием системы прослеживаеыости с учетом внедрения новых технологий

Рис. 1. Направления развития ТК ПВТ в России до 2030 года

ганов в Стратегии развития предусматривается создание и внедрение инструмента таможенного контроля в виде таможенного мониторинга [2].

Таможенный мониторинг направлен на комплексный анализ деятельности проверяемых лиц, в т.ч. на реализацию возможности самостоятельной оценки и добровольной уплаты таможенных платежей. Таможенный мониторинг - это проведение таможенным органом на периодической основе анализа сведений и информации, представленных при таможенном декларировании, совершение других таможенных операций, в т.ч. с использованием удаленного доступа к системам учета товаров в информационных ресурсов путем оценки результатов осуществления внешнеторговой деятельности на основе установленных показателей.

Проведению ТКПВТ предшествует анализ деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора объектов ТКПВТ. Источники «входной» информации для проведения анализа:

- информация, содержащаяся в информационно-программных средствах, входящих в ЕАИС ТО;

- информация, содержащаяся в информационных ресурсах ФОИВ.

Целью таможенного мониторинга является установление наличия либо отсут-

ствия признаков нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства России.

В настоящее время технология мониторинга и анализа выявленных значимых отклонений в деятельности хозяйствующих субъектов частично реализована в отношении участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства (мониторинг и анализ). Технология регламентирована распоряжениями ФТС России от 27.11.2019 №281-р и №176-р от 21.06.2016.

По результатам таможенного мониторинга, учитывая зарубежный опыт, информационной системой таможенных органов должна формироваться оценка деятельности хозяйствующих субъектов, включающая:

- уровень критичности выявленных отклонений от «пороговых» значений;

- суммы предполагаемого экономического ущерба, причиненного хозяйствующими субъектами в связи с выявленными

Прослеживаемость (для выявления незаконно перемещенных товаров)

Доклад в Правительство РФ с 2021 г. Минфин России, ФТС России, ФНС России 11опучение 10 информации о движении товаров в раыках хозяйственной деятельности организации => сокращение незаконного перемещения товаров

о

Таможенный мошггорпнг УЭО

ФЗ в ноябре 2023 г. ФТС России использование у .^и результатов таможенного мониторинга для самостоятельной оценки и устранения нарушений. Добровольная уплата таможенных платежей.

о

Модель выбора объектов ТК ПВТ с использованием ИТ

методика в декаоре juji г. ФТС России Минимизирован субъективный фактор. Доля автоматически выбранных объектов ТКПВТ - 20%.

о

Таможенный аущп

ФЗ в декаоре 2024 г. Минфин России. ФТС России Добровольная система оценки деятельности з'частнаков ВЭД методами таможенного аудита (как государственная услуга)

Рис. 2. Этапы реализации Стратегии

24 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2021 Том 5 № 3 (19)

отклонениями, которые свидетельствуют о возможном нарушении обязательных требований и норм законодательства (прогнозные оценки сумм таможенных и иных платежей, не уплаченных в федеральный бюджет на этапе таможенного декларирования и подлежащих доначислению по результатам таможенного контроля);

- признаки правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

- признаки нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу или явившихся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В перспективе область мониторинга и анализа возможно расширить, осуществлять мониторинг и анализ деятельности хозяйствующих субъектов с учетом оценки их деятельности на основе технологии «цифровых двойников».

Кроме перспектив внедрения таможенного мониторинга необходимо говорить и о перспективах внедрения таможенного аудита в Российскую практику [1], который должен помочь приспособить систему учета и отчетности участника ВЭД к требованиям таможенного законодательства.

Таможенный аудит заключается в проверке у аудируемого лица различных аспектов ВЭД через профиль риска, созданный в отношении него. Особенность указанного профиля риска заключается в его многофакторности. В частности, в нем аккумулируется следующая информация: показатели таможенного декларирования (объемы декларирования, стоимостные показатели, показатели уплаты таможенных платежей и т.д.), анализ внешнеторговых партнеров, оценка системы ведения бухгалтерского учета, качества организации внутреннего контроля.

Зарубежный опыт ТК ПВТ ранее вызывал вопросы возможности применения в РФ [3], но Стратегия законодательно закрепила основы таможенного аудита в России, что говорит о формировании в скором времени института таможенного аудита в нашей стране. Это логично, ведь РФ присоединилась Киотской конвенции ещё в 2010 году, приняв тем самым обязательное Генеральное приложение, содержащее Стандарт 6.6: «Система таможенного контроля должна содержать контроль на основе методов аудита».

Поскольку внедрение таможенного аудита в России неизбежно, то целесообразнее всего опираться на зарубежный

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

опыт в данной сфере. Осуществление таможенного аудита как таможенной услуги потребует изменение законодательства. С одной стороны, не может быть в одной стране двух законов, регламентирующих аудиторскую деятельность. С другой стороны, имеется противоречие: в России согласно существующему Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность может осуществляться только коммерческими компаниями. А в соответствии с Планом мероприятий до 2024 года по реализации Стратегии услуга таможенного аудита - государственная, оказываемая на безвозмездной основе. Итак, хоть в России и вводится понятие таможенного аудита, но оно не коррелирует с законом «Об аудиторской деятельности». Поэтому на первом этапе необходимо определить и закрепить статус таможенного аудитора путем изменения существующего законодательства.

Так как проект закона «О таможенном аудите», упомянутый в рис. 2, не разработан, то в него можно включить следующие идеи реализации метода как государственной услуги от таможенных органов (далее -ТО) (это обусловлено тем, что ответственным исполнителем по Плану мероприятий до 2024 года по реализации Стратегии назначена ФТС России):

1. На основании информационных таможенных технологий выбирать в автоматическом режиме в случайном порядке участников ВЭД для проведения их самопроверок.

2. Этапы таможенного аудита унифицировать с международными нормами:

- ТО делают обзор деятельности проверяемого лица. В ходе обзора в информационную систему таможенного органа вносится информация о структуре аудируемого, о характеристике и стоимости товаров, о расходах на реализацию товара, система бухгалтерского учета;

- таможенный аудитор может запросить у проверяемого лица контракты, ин-войсы, соглашения, учетные записи о товарах и иную документацию, касающуюся проведения аудита. В дальнейшем при успешном функционировании системы необходимость в бумажных документах будет отсутствовать;

- таможенный аудитор и представитель проверяемого лица в месте расположения ТО обсуждают ответственность за представление всех необходимых для аудита документов (в том числе, в электронном

виде), а также за достоверность сведений в них;

- таможенный аудитор предлагает проверяемому лицу провести самооценку деятельности;

- в заключении таможенный аудитор сообщает информацию о результатах проведенного аудита участнику ВЭД и заносит сведения о проверке в программное средство.

3. Создание подразделения в структуре таможенных органов, которое координировало бы вопросы, связанные с функционированием таможенных аудиторов. Необходимо проводить аттестацию аудиторов, разработать инструкцию о проведении таможенного аудита, регламентировать требования к аудиторским заключениям. В дальнейшем возможно участвовать в разработке мероприятий по совершенствованию таможенного аудита, профилей риска по компетенции.

4. Включить в новый закон информацию о технологии осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами в целях проведения таможенного аудита.

5. Законодательно необходимо определить права и обязанности ТО при проведении аудита. В обязанности включить в том числе и необходимость предоставления в ФТС России отчетности об аудиторской деятельности как государственной услуги, так и о самопроверках участников ВЭД с установлением периодичности (оптимально - 1 раз в месяц).

6. Государственными органами должны быть определены и предложены меры ответственности за представление недостоверных сведений о таможенном аудите вплоть до уголовной ответственности, что снизит риск возможности покупки положительного аудиторского заключения участниками ВЭД. Также ответственность необходима и в отношении участников ВЭД, которые предоставили недостоверные сведения в результате самопроверки. Более того, если такие участники ВЭД не исправят выявленные нарушение, то к ним необходимо применение санкций.

На рис. 3 показана схема обращения участника ВЭД на добровольной основе к государственной услуге таможенного аудитора.

Одним из ожидаемых итогов внедрения таможенного аудита и таможенного мониторинга планируется снижение нагрузки на таможенные органы, экономия их ресурсов при одновременном поддержании высоких показателей соблюдения законодательства со стороны участников ВЭД.

Вместе с тем повысится доверие участников ВЭД к таможенным органам. Президент РФ В.В. Путин одной из стратегических задач России до 2024 года ставит улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, сокращение барьеров в международной торговле. Для решения данной задачи нужно оптимизировать таможенные и налоговые органы в части повышения доверия к ним. Это достигается, в том числе, за счет внедрения таможенного мониторинга и таможенного аудита.

Подводя итоги, надо обратить внимание, что в настоящее время в российском и союзном законодательстве закреплена форма таможенного контроля - таможенная проверка, которая отчасти дублирует задачи и некоторые этапы проведения таможенного аудита. Более того, в скором времени, после принятия ФЗ о таможенном аудите, потребуется дальнейшее изменение или уточнение законодательства о таможенном деле. Все это приведет к реформированию таможенной системы в части ТК ПВТ.

Рис. 3. Схема получения государственной услуги таможенного аудита

Бюллетень инновационных технологий

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литературы

1. Зыков А.А., Сергеев В.А. Перспективы развития таможенного аудита // Зеленый коридор. 2020. № 4(14). С. 63-68.

2. Мызникова Е.А. Таможенный мониторинг как инновационный инструмент таможенного контроля // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1(42). С. 57-61.

3. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. № 2 (10). С. 40-44.

Поступила в редакцию 25.06.2021

Сведения об авторе:

Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: nkuroptev@yandex.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.