Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАМОЖЕННОГО МОНИТОРИНГА И ТАМОЖЕННОГО АУДИТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАМОЖЕННОГО МОНИТОРИНГА И ТАМОЖЕННОГО АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ОБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова О.С., Чернев Р.С., Скворцова В.А.

Статья посвящена вопросам создания методологии исследования данных бухгалтерского учета и отёчности для должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов Росси в целях применения ее в рамках проведения таможенного аудита как дополнительного инструмента в организационно-экономическом механизме оказания государственных услуг и в рамках меры, предшествующей таможенному контролю - таможенном мониторинге, что позволяет внедрить добровольную систему оценки деятельности участников внешнеэкономической деятельности соответствию таможенному законодательству в рамках комплексного подхода. Раскрывается необходимость придерживаться целевых ориентиров Стратегии развития таможенной̆ службы до 2030 года, построения таких моделей таможенного мониторинга и таможенного аудита, которые будут способствовать эффективному осуществлению деятельности таможенными органами контрольных функций. В статье рассмотрено содержание и принципы исследования бухгалтерской (финансовой) отчетности для таможенных целей, дается анализ экономической обусловленности применения таможенного мониторинга и таможенного аудита. Основным выводом в рамках данного исследования является то, что, проведение проверки сведений о финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности дает ряд неоспоримых преимуществ: увеличивает профилактический потенциал возможности выявления нарушения законодательства, повышает гибкость и адаптивность проведения контроля после выпуска товаров для участника ВЭД; предоставляет законодателю более широкие возможности в плане межотраслевой дифференциации самопроверки бизнеса и применения ресурса контролирующего органа в части уголовной и административной ответственности; позволяет осуществлять «мягкую» проверку деятельности лиц, соблюдая принцип экономии ресурсов со стороны государственных органов и подконтрольных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миронова О.С., Чернев Р.С., Скворцова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACCOUNTING AND REPORTING DATA IN THE TRANSFORMATION OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS THROUGH THE MEASURES OF CUSTOMS MONITORING AND CUSTOMS AUDIT

The article is devoted to the issues of creating a methodology for the study of accounting data and swelling for officials of customs control units after the release of goods by the customs authorities of Russia in order to apply it as part of a customs audit as an additional tool in the organizational and economic mechanism for the provision of public services and as part of a measure preceding the customs audit. control - customs monitoring, which makes it possible to introduce a voluntary system for assessing the activities of participants in foreign economic activity in accordance with customs legislation as part of an integrated approach. It reveals the need to adhere to the targets of the Strategy for the Development of the Customs Service until 2030, building such models of customs monitoring and customs audit that will contribute to the effective implementation of the customs authorities' control functions. The article considers the content and principles of the study of accounting (financial) reporting for customs purposes, provides an analysis of the economic conditionality of the use of customs monitoring and customs audit. The main conclusion of this study is that conducting an audit of information on the financial and economic activities of participants in foreign economic activity provides a number of undeniable advantages: it increases the preventive potential of the possibility of detecting violations of the law, increases the flexibility and adaptability of the control after the release of goods for the participant in foreign economic activity; provides the legislator with more opportunities in terms of intersectoral differentiation of business self-examination and the use of the resource of the regulatory body in terms of criminal and administrative liability; allows to carry out a “soft” check of the activities of persons, observing the principle of saving resources on the part of state bodies and controlled persons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАМОЖЕННОГО МОНИТОРИНГА И ТАМОЖЕННОГО АУДИТА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАМОЖЕННОГО МОНИТОРИНГА И

ТАМОЖЕННОГО АУДИТА

О.С. Миронова, студент

Р.С. Чернев, студент

В.А. Скворцова, старший преподаватель

Российская таможенная академия

(Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-4-164-172

Аннотация. Статья посвящена вопросам создания методологии исследования данных бухгалтерского учета и отёчности для должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов Росси в целях применения ее в рамках проведения таможенного аудита как дополнительного инструмента в организационно-экономическом механизме оказания государственных услуг и в рамках меры, предшествующей таможенному контролю - таможенном мониторинге, что позволяет внедрить добровольную систему оценки деятельности участников внешнеэкономической деятельности соответствию таможенному законодательству в рамках комплексного подхода. Раскрывается необходимость придерживаться целевых ориентиров Стратегии развития таможенной'службы до 2030 года, построения таких моделей таможенного мониторинга и таможенного аудита, которые будут способствовать эффективному осуществлению деятельности таможенными органами контрольных функций. В статье рассмотрено содержание и принципы исследования бухгалтерской (финансовой) отчетности для таможенных целей, дается анализ экономической обусловленности применения таможенного мониторинга и таможенного аудита. Основным выводом в рамках данного исследования является то, что, проведение проверки сведений о финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности дает ряд неоспоримых преимуществ: увеличивает профилактический потенциал возможности выявления нарушения законодательства, повышает гибкость и адаптивность проведения контроля после выпуска товаров для участника ВЭД; предоставляет законодателю более широкие возможности в плане межотраслевой дифференциации самопроверки бизнеса и применения ресурса контролирующего органа в части уголовной и административной ответственности; позволяет осуществлять «мягкую» проверку деятельности лиц, соблюдая принцип экономии ресурсов со стороны государственных органов и подконтрольных лиц.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль после выпуска товаров; таможенный аудит, таможенный мониторинг, объекты таможенного контроля после выпуска товаров, система управления рисками, бухгалтерский учет и отчетность, прослеживаемость товаров.

В связи с нарастанием нестабильности глобальных экономических отношений, возникновением новых политико-экономических угроз, контрольно-надзорная деятельность таможенных органов государств-членов Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) должна быть переориентирована на применение современных, качественных методов администри-

рования внешнеторговой деятельности, применение которых обеспечивает поддержку восстановления внешнеторгового потенциала стран-членов ЕАЭС. В свою очередь недружественная политика ряда стран увеличивает риск ввоза на территорию Российской Федерации (РФ) товаров с нарушением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о тамо-

женном регулировании. В связи с этим одной из основных задач таможенной службы России является усиление таможенного контроля посредством расширения его инструментария.

Трансформация таможенного контроля на современном этапе должна учитывать возможность более активного использования ресурсов сектора внешнеэкономической деятельности по подтверждению своей добросовестности посредством применения нового инструментария самопроверки бизнеса, соответствующего требованиям таможенной службы, и принципиально новым вызовам действительности, что является важнейшим условием его развития, так как позволяет совершенствовать существующие механизмы взаимодействия органов государственной власти и институтов общества повышать их эффективность.

В эпоху цифровизации таможенной системы, в целях существенного ускорения и повышения качества таможенного администрирования, эффективное решение задачи по переходу от текущего контроля к таможенному контролю после выпуска товаров (ТКПВТ) должно быть основано на применении цифровых технологий в таможенном деле, с элементами анализа больших данных, получаемых из разнообразных источников. А именно исследовании документации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» основными целевыми ориентирами формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ являются:

- создание и внедрение таможенного мониторинга, позволяющего комплексно оценить деятельность определенных категорий проверяемых лиц на предмет идентификации таможенных рисков и определения их уровня;

- формирование института таможенного аудита как дополнительного инструмента, позволяющего учитывать данные в случаях необходимости подтверждения предо-

ставляемых при таможенном контроле упрощений, исходя из детального анализа внешнеторговых операций участников внешнеэкономической деятельности, бухгалтерской отчетности, иных форм взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с контрагентами и иными государственными органами власти [2].

Целью внедрения новых механизмов таможенного регулирования является перенастройка контрольной деятельности на субъектно-ориентированный подход, основанный на системе управления рисками и направленный на профилактику и предотвращение возможных правонарушений, расширение государственно-частного партнерства, а также стремлении максимально использовать потенциал цифровых технологий с целью создания единых информационных ресурсов, аккумулирующих и анализирующих необходимые данные, в том числе на межведомственном уровне [3]. Последнее положение находит свое отражение в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, а именно попадает под первый целевой ориентир - полномасштабная цифровиза-ция и автоматизация деятельности таможенных органов, которые включают в себя цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных [2].

Применение практик таможенного аудита и таможенного мониторинга является экспериментом Федеральной таможенной службы России (ФТС России), основанных на опыте применения налогового мониторинга Федеральной налоговой службой России (ФНС России) по обеспечению раскрытия информации о результатах коммерческой деятельности организаций, ее аудиторской проверке, корректировке и анализе [4].

Синергетический эффект от взаимодействия от взаимодействия двух главных администраторов бюджета по ряду направлений возможен за счет координации функциональных возможностей ведомств.

Эффективный таможенный мониторинг на современном этапе может основываться на добровольном автоматическом предоставлении организацией-участником внешнеэкономической деятельности информационно-аналитическим подразделениям ТКПВТ данных из деклараций на товары, таможенных, коммерческих, транспортных и иных документов, соотнесенных с информацией из бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, в соответствии с особенностями конкретного вида предпринимательства. Таможенный орган, отобрав определенные индикаторы риска, в соответствии с которыми выявлены потенциальные нарушения у выбранного участника внешнеэкономической деятельности, уведомляет его и предлагает их исправления. Назначение конкретных форм таможенного контроля может быть обязательным только в случае игнорирования уведомления таможенного органа. Данный инструмент должен оказаться особенно эффективным в целях противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечения соблюдения валютного законодательства, и контроля за системами учета ввезенных товаров [5]. Кроме того, методика самопроверки на основе принципов мониторинга позволит избежать применения мер принуждения в целях корректировки ошибок, совершенных непреднамеренно на этапе самоконтроля внутри предприятия.

Подходы к проведению таможенного аудита должны обеспечить минимизацию административной нагрузки, посредством поручения проведения внешних проверок независимым аудиторским компаниям (аудиторам) и делать более прозрачными и прослеживаемыми принимаемые должностными лицами решения, уменьшая влияние «человеческого фактора» в виде различного рода ошибок и злоупотреблений со стороны проверяющих. С целью определения степени соответствия сведений международному таможенному законодательству и законодательству Российской Федерации в рамках субъектно-ориентированной модели СУР по выбору объектов ТКПВТ будет проводится систематический процесс сбора, сопоставления,

и оценки сведений, заявленных при помещении товаров под таможенные процедуры, и данных бухгалтерского учета и отчетности.

С точки зрения сферы применения таможенный аудит может характеризоваться как комплексный институт с признаками процесса контроля по соответствующим направлениям внешнеэкономической деятельности организаций. Развитие таможенного института аудита должно быть основано на следующих принципах:

- таможенный аудит проводится аудиторскими организациями, дифференцированными по определенным требованиям;

- таможенный аудит проводится по добровольному инициативному заявлению организации;

- таможенный аудит основывается на анализе финансово-хозяйственной деятельности лица с использованием бухгалтерской и финансовой отчетности, таможенных документов и таможенной отчетности согласно определенному перечню вопросов в сфере таможенного дела (таможенная стоимость, классификация, льготы, защита прав на объекты интеллектуальной собственности, запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности и другие аспекты) за установленный период времени;

- результаты таможенного аудита оформляются в виде заключения.

Интеграция систем учета товаров участников внешнеэкономической деятельности, комплексного программного средства таможенных органов «Постконтроль» и информационных систем аудиторских предприятий КПС «Таможенный аудит» позволит в режиме реального времени оценить степень риска по конкретной товарной партии, уровень доверия таможенных органов к сведениям, заявленным при ее декларировании, а также в полном объеме оценить добросовестность деятельности фирмы в сфере трансграничной торговли.

Искусственный интеллект, используя значительные ресурсы, получаемые из программно-технических средств «1 С» (элементы аналитического учета - электронные счета фактуры, платежные пору-

чения и др.) будет способен сопоставлять их с данными декларации на товары и информацией, предоставленной ФНС, Рос-финмониторингом, Минпромторгом, органами прокураторы, посредством формирования электронного досье в системе цифрового двойника. В результате синхронного анализа должностному лицу представляется тепловая карта с указанием рисков по различным направлениям ТКПВТ -триггерам таможенных проверок: классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, стране происхождения товаров, контроле таможенной стоимости товаров, помещении товаров под таможенную процедуру, порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей, исчислению, своевременности и полноте уплаты таможенных платежей.

На первых порах оба инструмента таможенного контроля будут применяться в отношении уполномоченных экономических операторов (УЭО), организаций с низким уровнем риска, претендующих на включение в реестр УЭО. КПС «Постконтроль» обеспечит проведение интегральной оценки финансовой устойчивости предприятий, исследование долговременных трендов деятельности предприятия:

поиск информации с момента подачи первой декларации на товары, сверка с налоговыми рисками, оценка динамики поступления таможенных платежей и др.

Одним из важнейших факторов, влияющих на результативность внедрения проекционных мер ТКПВТ, является разработка методики анализа данных бухгалтерского учета, применяемой должностными лицами таможенных органов в мероприятиях по контролю сведений о финансовой деятельности предприятий, получаемых в рамках таможенного мониторинга посредством ресурсов «единого окна» по контролю и надзору за деятельностью таможенных аудиторов, оценке достоверности и добросовестности их работы.

Во-первых, уполномоченные должностные лица таможенных органов должны оценить степень соответствия информации, полученной в результате таможенного декларирования товаров по совокупности деклараций сведениям, отраженным на остатках счетов бухгалтерского учета предприятия. Как видно из рис.1, проверке подвергаются только те данные, которые по своей сути являются «триггерами» выбора объектов ТКПВТ [6].

Графа 44 «Дополнительная информация, представленные документы»

Счет 60

Счет 62

Счет бб

Счет 67

Счет бй

Счет 75

Счет 76

Документально подтвержденные расходы о расчетам с посташцнками, подрядчиками, покупателями и заказчиками. Расчеты по уплате таможенных платежей, иных налогов и сборов, вознаграждений страховым компаниям. Расчеты по вкладам в уставный

капитал

Графа 22 «Валюта и общая сумма по счету»

Счет 51 Счет 55

Счет 52 Счет 57

Документально подтвержденные сведения о движении валютных денежных средств (поступления на счета организалин, списании в пользу контрагентов)

Графа 31 ((Грузовые места и описание товаров»

Счет 40 Счет 41

Счет 43 Счет 43

Документально подтвержденные сведения о движении товаров и ТМЦ

Графа 45 «Таможенная стоимость»

Счет 90 Счет 94

Счет 91 Счет 96

Документально подтвержденные сведения о стоимости товаров, калькуляции цены товаров

Рис. 1. Корреляция данных счетов бухгалтерского учета и граф декларации на товары

Во-вторых, производится сверка содержания бухгалтерских проводок, получаемых путем выгрузки информации из информационно-программных средств бухгалтерского учета в рамках удаленного доступа таможенных органов к системам бухгалтерского учёта и отчетности участников ВЭД. Сведения о проводимых операциях дают наиболее точную информацию о юридических действиях, так как

всегда соответствуют данным из документов первичного учета хозяйственных действий [3]. Как видно из таблицы 1, проводки также сопоставляются с графами декларации на товары. Кроме того, информацией, подтверждающей подлинность проводок являются аутентичные записи в книгах продаж и книгах покупок предприятия.

Таблица 1. Проводки, составляемые в рамках бухгалтерского учета внешнеэкономических сделок_

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета Содержание операции Графы декларации на товары

ДТ 76 КТ 51 Уплата (обеспечение) ввозных и вывозных таможенных пошлин и сборов Графа 47 «Исчисление платежей» Графа В «Подробности подсчета»

ДТ 19 КТ 68 ДТ 68 КТ 51 Уплата (обеспечение) акцизного налога

ДТ 19 КТ 51 Уплата (обеспечение) НДС

ДТ 68 КТ 19 Предъявление НДС к возврату

ДТ 52 КТ 91.1/ ДТ 91.2 КТ 52 Отражение положительной (отрицательно й курсовой разницы) Графа 22 «Валюта и общая сумма по счету» Графа 23 «Курс валюты»

ДТ 60 КТ 52 Перечисление оплаты от компании иностранному поставщику

ДТ 62 КТ 90.1 Поступление выручки от реализации товаров

ДТ 43 КТ 60 Отражение поступления импортных товаров Графа 31 «Грузовые места и описание товаров» Графа 44 «Дополнительная информация. Представленные документа" Графа 42 «Цена товара» Графа В «Подробности подсчета»

ДТ 43 КТ 60 ДТ 07 КТ 76 Отражение отнесения накладных расходов в себестоимость товаров

ДТ 41 КТ 43 Отражение стоимости принятия импортных товаров к учету (оприходование товаров)

ДТ 45 КТ 41 Отражение факта отгрузки товаров

ДТ 08.4 КТ 60 Отражение поступления импортных объектов основных средств

ДТ 01 КТ 08.4 Отражение оприходования объектов основных средств

В-третьих, предполагается изучение документов бухгалтерской отчетности организации-участника внешнеэкономической деятельности. Наиболее рационально исследовать первую и вторую форму финансовых отчетов: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах организации, так как в них содержатся сведения, позволяющие не только отследить формирование балансовых средств организации, учувствовавших во внешнеторговой дея-

тельности, и результаты такой деятельности, но и наиболее оперативно диагностировать недобросовестный подход в отражении хозяйственных операций [8].

Приведем пример «сомнительного» учета хозяйственной операций компании, занимающейся исключительно импортными поставками продукции одного производителя и дистрибьюцией их на территории РФ.

Таблица 2. Сопоставление сведений бухгалтерского баланса с данными деклараций на товары ___

Код строки Наименование строки Оценка имущества, тыс. руб. Графы декларации на товары

2021 г. 2020 г. 2019 г.

1110 Нематериальные активы 909800 885000 738100 33 «Код ТН ВЭД» 31 «Описание товаров»

1150 Основные средства 70901 53679 15350 47 «Исчисление платежей» 36 «Преференция»

1210 НДС по приобретенным ценностям 3291550 3158975 2193740 45 «Таможенная стоимость» 47 «Исчисление платежей» 24 «Характер сделки»

1220 Запасы 9260500 7822100 6701000 36 «Преференция» 37 «Процедура»

1250 Денежные средства 3840 44942 66390 22 «Валюта и общая сумма по счету» 23 «Курс валюты» 11 «Торгующая страна» 02 «Отправитель»

1310 Уставный капитал 70901 53679 15350 15 «Размер обеспечения» (форма расчета обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей)

Как видно из таблицы 2, организация ввозит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (строка 1110). Из приведенных значений бухгалтерского баланса следует, что за последние три года ввоз таких товаров существенно увеличивался, но в то же время выплаты организации по импортному НДС почти не изменялись, что может подталкивать сотрудников ТКПВТ на мысль о возможности неполного декларирования лицензионных платежей при расчете таможенной стоимости товаров при их ввозе, и как следствие занижении таможенной стоимости ввозимых товаров. Также стоит обратить внимание значительный рост (в 1,5 раза) суммарной стоимости запасов фирмы, а именно товаров, постигаемых от иностранных контрагентов. Столь сильное расхождение в тенденциях изменения стоимости нематериальных активов и брен-дированных товаров - недопустимо [9]. Это может говорить не только о недостоверном декларировании дополнительных начислений к таможенной стоимости, но и сознательном занижении таможенной стоимости.

В целях проверки соблюдения валютного законодательства внимание обращают на строку 1250 бухгалтерского баланса, так как в ней аккумулируется стоимость всех денежных средств, находящихся на балансе предприятия. Поступление валютной выручки от экспортных поставок -ключевое доказательства исполнения обязательства по репатриации. Не менее важным является и сопоставление строк 1150 и 1310 баланса в целях контроля исполнения по распоряжению условно выпущенных товаров, поступающих в таможенной процедуре импорта. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей при импорте товаров в качестве вклада уставный капитал является частотной причиной нарушения порядка распоряжения такими товарами.

На последнем этапе проверки должностными лицами таможенных органов контролируются данные строк 2210 «Коммерческие расходы», 2200 «Прибыль от продаж», 2210 «Прибыль до налогообложения», 2410 «Налог на прибыль» формы

2 бухгалтерской отчетности. Эти данные носят опосредованный характер по отношению к внешнеторговой документации и прямо не могут быть сопоставлены с графами декларации на товары. Однако участники внешнеэкономической деятельности отражают под данными кодами строк вычеты из таможенной стоимости. Существенное увеличение одной или нескольких статей таких расходов может служить индикатором занижения таможенной стоимости товаров, импортированных организацией.

Ключевым аспектом применения методики является возможность построения математической модели, описывающей различные аспекты финансового состояния предприятия: тренды совершения внешнеэкономических сделок, отклонения в показателях уплаты таможенных платежей и налогов, факторная зависимость от различных событий (сезонность торговли, изменение логистических цепочек), вариационный анализ влияния страны происхождения товаров на их стоимость, дисперсионное исследование характеристик отправок товаров. Исключительно важным также станет возможность составления прогнозной модели на основе взаимосвязи показателей в целях прогнозирования потенциальных объектов таможенного контроля.

Таким образом, проведенный анализ показал, что внедрение новой меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля - таможенного мониторинга, а также проведение таможенного аудита, будет способно оказывать существенное влияние на повышение эффективности идентификации признаков нарушения таможенного законодательства, связанного с недобросовестным декларированием таможенной стоимости товаров, неуплатой таможенных платежей, нарушением валютного законодательства РФ, несоблюдением запретов и ограничений, ограничений в отношении использования и распоряжения товаров. Предложенная для использования должным лицом таможенных органов методика в целях анализа сведений, заявленных при декларировании товаров с данными бухгалтерского учета и

отчетности (при мониторинге) и контроля участника ВЭД; предоставит законодате-деятельности таможенных аудиторов, на лю широкие возможности в плане межот-предмет качества составленного заключе- раслевой дифференциации самопроверки ния, позволяет интегрировать аналитиче- бизнеса и применения ресурса контроли-ский, синтетический, интегральный анализ рующего органа в части уголовной и ад-записей о финансово-хозяйственной дея- министративной ответственности; позво-тельности предприятия-участника внешне- лит осуществить «мягкую» проверку дея-экономической деятельности, позволяя тельности лиц, соблюдая принцип эконо-оперативно выявлять признаки нарушения мии ресурсов со стороны государственных законодательства на этапе, когда таможен- органов и подконтрольных лиц. Разрабо-ный контроль еще не применялся и ре- танная авторами методика позволит при зультативно выбирать объекты таможен- осуществлении таможенного мониторинга ного контроля, становясь базовым инстру- сопоставлять в автоматическом режиме ментом ТКПВТ. Так, внедрение таможен- сведения о товарах, заявленных при де-ного мониторинга и таможенного аудита, с кларировании со сведениями, отраженны-использованием самопроверки бизнеса, ми в системе учета и отчетности об этих даст ряд неоспоримых преимуществ: уве- товарах, а в случае предоставления тамо-личит профилактический потенциал воз- женному органу заключения по таможен-можности нарушения законодательства, ному аудиту-проверить деятельность та-повысит гибкость и адаптивность прове- моженных аудиторов. дения контроля после выпуска товаров для

Библиографический список

1. План мероприятий на период 2021 -2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.gov.ru.

3. Бакаева О.Ю., Покачалова Е.В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2018. - №42. - С. 616-643.

4. Березина Е.В., Баландина А.С., Беломытцева О.С. Налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2020. - №2. - С. 18-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гладченко В.А., Аветисян А.У., Дышекова О.В. Внедрение таможенного мониторинга в работу таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Современные тенденции развития торговли и таможенного дела: тезисы докладов и выступлений VI Международной научной конференции молодых ученых / под общ. ред. О Н. Головинова. - Донецк, 2021. - С. 246-249.

6. Клейменова А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие. -М.: Юрайт, 2021. - 136 с.

7. Земсков В.М., Ляпкина Л.А., Исеева Р.Х. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. Саранский кооперативный институт РУК. - Саранск: Принт-издат, 2022. - 296 с.

8. Попов В.В., Лашманова Ю.Ю. Анализ хозяйственной деятельности предприятий-участников внешнеэкономической деятельности в условиях экономического кризиса и санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - №2. -С. 295-297.

- Экономицеские HayKU-

THE USE OF ACCOUNTING AND REPORTING DATA IN THE TRANSFORMATION OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS THROUGH THE MEASURES OF CUSTOMS MONITORING AND CUSTOMS AUDIT

O.S. Mironova, Student R.S. Chernev, Student V.A. Skvortsova, Senior Lecturer Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article is devoted to the issues of creating a methodology for the study of accounting data and swelling for officials of customs control units after the release of goods by the customs authorities of Russia in order to apply it as part of a customs audit as an additional tool in the organizational and economic mechanism for the provision of public services and as part of a measure preceding the customs audit. control - customs monitoring, which makes it possible to introduce a voluntary system for assessing the activities of participants in foreign economic activity in accordance with customs legislation as part of an integrated approach. It reveals the need to adhere to the targets of the Strategy for the Development of the Customs Service until 2030, building such models of customs monitoring and customs audit that will contribute to the effective implementation of the customs authorities' control functions. The article considers the content and principles of the study of accounting (financial) reporting for customs purposes, provides an analysis of the economic conditionality of the use of customs monitoring and customs audit. The main conclusion of this study is that conducting an audit of information on the financial and economic activities of participants in foreign economic activity provides a number of undeniable advantages: it increases the preventive potential of the possibility of detecting violations of the law, increases the flexibility and adaptability of the control after the release of goods for the participant in foreign economic activity; provides the legislator with more opportunities in terms of intersectoral differentiation of business self-examination and the use of the resource of the regulatory body in terms of criminal and administrative liability; allows to carry out a "soft" check of the activities ofpersons, observing the principle of saving resources on the part of state bodies and controlled persons.

Keywords: customs authorities; customs control after the release of goods; customs audit; customs monitoring; objects of customs control after the release of goods; risk management system; accounting and reporting; traceability of goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.