Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

МЕТОДИКА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1646
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ОБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жеребен Евгений Витальевич

В статье рассмотрены подходы к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров, проанализирован опыт зарубежных стран по выбору объектов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. На основании этого предложена методика выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, определены этапы работ и их последовательность при выборе объектов таможенного контроля в рамках организационно-экономического механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жеребен Евгений Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF SELECTING OBJECTS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS AS AN ELEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES

Approaches to the organization and conduct of customs control after the release of goods are considered in the article, the experience of foreign countries in the selection of customs control objects at the stage after the release of goods is analyzed. Based on this, a methodology for selecting customs control objects after the release of goods is proposed, the stages of work and their sequence when selecting customs control objects within the organizational and economic mechanism of interaction between customs and tax authorities are determined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

Е. В. Жеребен

МЕТОДИКА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

В статье рассмотрены подходы к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров, проанализирован опыт зарубежных стран по выбору объектов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. На основании этого предложена методика выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, определены этапы работ и их последовательность при выборе объектов таможенного контроля в рамках организационно-экономического механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенный контроль после выпуска товаров; налоговые органы; федеральные органы исполнительной власти; механизм взаимодействия таможенных и налоговых органов; объекты таможенного контроля после выпуска товаров; система управления рисками; прослеживаемость товаров.

E. V. Zhereben

THE METHOD OF SELECTING OBJECTS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS AS AN ELEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES

Approaches to the organization and conduct of customs control after the release of goods are considered in the article, the experience of foreign countries in the selection of customs control objects at the stage after the release of goods is analyzed. Based on this, a methodology for selecting customs control objects after the release of goods is proposed, the stages of work and their sequence when selecting customs control objects within the organizational and economic mechanism of interaction between customs and tax authorities are determined.

Keywords: customs authorities; customs control after the release of goods; tax authorities; federal executive authorities; mechanism of interaction between customs and tax authorities; objects of customs control after the release of goods; risk management system; traceability of goods.

Динамичное развитие экономических отношений, интеграция России в мировое экономическое пространство способствуют увеличению потока товаров, проходящих через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом увеличивается риск ввоза на территорию Российской Федерации (РФ) товаров с нарушением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании. В связи с этим одной из основных задач таможенной службы России является усиление таможенного контроля [1].

Таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ) как неотъемлемая часть таможенного контроля представляет собой комплекс мер, проводимых исключительно должностными лицами таможенных органов на этапе после выпуска товаров в целях проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру, соблюдения условий таможенных процедур, достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном

декларировании товаров, соответствия лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, и др. [2].

В эпоху активного внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни эффективное решение задачи по переходу от оперативного таможенного контроля к ТКПВТ также должно быть основано на применении новейших цифровых технологий в таможенном деле. В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [3] основными целевыми ориентирами формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ являются:

- совершенствование организации и проведения ТКПВТ, включающее цифровую трансформацию технологий ТКПВТ с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных, применение автоматизированных технологий для выбора объектов ТКПВТ и реализацию электронного документооборота между проверяемыми лицами и таможенными органами;

- расширение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, основанного на принципах обмена результатами применения системы управления рисками (СУР), сопряжения информационно-программных средств, путем внедрения межведомственных карт (профилей) рисков на отдельные категории товаров (требующих межведомственного взаимодействия).

Одним из важнейших факторов, влияющих на результативность ТКПВТ, является налаженное на должном уровне взаимодействие Федеральной таможенной службы (ФТС России) с ФОИВ, иными органами государственной власти и организациями. Центральное место в таком взаимодействии занимает сотрудничество с Федеральной налоговой службой (ФНС России) [4]. Это объясняется, прежде всего, наличием общих целей и задач ФТС России и ФНС России - выявление и пресечение схем уклонения от уплаты обязательных платежей и налогов, обеспечение полноты их поступления в федеральный бюджет. Для достижения этих целей таможенные и налоговые органы используют все имеющиеся у них ресурсы, прежде всего, информационные.

Несмотря на то, что развитию информационного взаимодействия между таможенными и налоговыми органами при проведении мероприятий ТКПВТ уделяется много внимания, имеется ряд проблем, существенно влияющих на результаты ТКПВТ. Одной из таких проблем является выбор объекта проверки при проведении ТКПВТ. По сути, с выбора объектов ТКПВТ и экономического обоснования такого выбора начинается организация взаимодействия между таможенными и налоговыми органами. Конечный результат такого взаимодействия (проведение скоординированных проверочных мероприятий в отношении выбранных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)) существенно зависит от точности выбора объектов ТКПВТ. Здесь важно подчеркнуть, что результативность выбора, прежде всего, обусловливается полнотой и достоверностью информации, на базе которой выстраивается обоснование выбора, а также методическими средствами, применяемыми для такого обоснования.

Учитывая тот факт, что объектами ТКПВТ являются таможенные декларации, документы и (или) сведения о товарах, представление которых предусмотрено Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС); товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС и (или) подлежащие

декларированию в соответствии с ТК ЕАЭС; деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и оказанием услуг в сфере таможенного дела [5], наиболее полная и достоверная информация об этих объектах имеется у таможенных и налоговых органов. Такая информация должна служить исходными данными для выбора объектов ТКПВТ.

При этом в качестве средств, применяемых для обоснования выбора объектов таможенного контроля, могут быть использованы системы управления рисками, прослеживаемости, оценки экономической деятельности участников ВЭД и др. Об этом свидетельствует зарубежный опыт государств, в которых уже разработаны эффективные методы и способы выбора объектов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров.

К одной из самых эффективных систем выбора участников ВЭД, в отношении которых проводится таможенный контроль, относится система, применяемая таможенной службой Японии. При выборе объекта и форм таможенного контроля используется СУР, которая функционально интегрирована в единую автоматизированную информационную систему. Единая информационно-техническая сеть таможенной службы Японии носит название NACCS (Nippon Automated Cargo and Port Consolidated System) и объединяет информационные базы практически всех государственных контролирующих органов, а также информацию владельцев складов, перевозчиков, брокеров, банков и других участников. Профили и индикаторы риска разрабатываются на основе служебной электронной базы данных в условиях строгой секретности.

Тщательный анализ оценки рисков является важнейшей частью программы посттаможенного аудита Канады, которая относится к одной из эффективнейших программ в мире. В этой программе режим оценки рисков является гибким и динамичным, может концентрировать внимание на различных секторах экономики и идентифицировать специфические товары в конкретных областях, которые могут анализироваться в течение длительного времени, выявляя новые типы нарушений таможенного законодательства Канады [6].

Практика отбора объектов ТКПВТ, используемая таможенными органами РФ, в настоящее время также ориентируется на СУР и категорирование участников ВЭД. Однако предоставляемая СУР таможенных органов информация недостаточно полная, совокупность проверяемых участников ВЭД очень динамична, информация об их деятельности имеет высокую степень неопределенности. Поскольку выбор объекта ТКПВТ оказывает непосредственное влияние на его результаты, методы и алгоритмы выбора объекта ТКПВТ при его планировании должны, в первую очередь, определяться целями таможенного контроля, содержанием информации об объектах контроля и используемыми средствами для выбора объектов ТКПВТ.

В целях повышения результативности ТКПВТ предлагается новая методика выбора объектов ТКПВТ. Данная методика представляет собой элемент организационно-экономического механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов и разработана с учетом лучших зарубежных практик выбора объектов таможенного контроля. Методика ориентирована на автоматизированную технологию информационного обмена. Суть данной технологии заключается в автоматизированной обработке информации из баз данных таможенных и налоговых органов, объединенных в рамках единой информационно-аналитической системы таможенных и налоговых органов [7].

Исходными данными для выбора объектов ТКПВТ в методике является информация баз данных таможенных и налоговых органов. Такая информация подразделяется на регистрационную, нормативно-справочную и оперативную. Указанная информация обновляется, дополняется и обрабатывается в режиме реального времени [8].

Регистрационная информация - это сведения из единых государственных реестров, ведение которых осуществляет ФНС России: об учредителях, адресе регистрации, уставном капитале, о полученных лицензиях, о том, что участник ВЭД находится в процессе ликвидации; сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве участника ВЭД, о проводимых процедурах, применяемых в деле о банкротстве; о том, что участник ВЭД находится в процессе реорганизации и т. д. Данный блок информации помогает установить признаки фирм-«однодне-вок», которые создаются для заключения мнимых сделок, направленных на сокрытие подлинных сведений об осуществлении внешнеэкономических операций с товарами.

Нормативно-справочная информация - это информация из классификаторов, справочников, нормативных правовых актов в сфере налоговых правоотношений, например сведения о налоговой базе, налоговых ставках, налоговых льготах.

Оперативная информация - это информация о суммах начисленных и уплаченных налогов и штрафов; об организациях налогоплательщиках, не представляющих в течение двух и более отчетных периодов налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность; об организациях-налогоплательщиках, имеющих налоговую задолженность; информация о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов ЕАЭС, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов; о возбужденных налоговыми органами делах об административных правонарушениях в сфере валютного регулирования и др.

В процессе автоматизированного выбора объекта контроля используется указанная выше информация, согласование профилей риска ФТС России и ФНС России (по направлению ТКПВТ), экономический критерий (в виде величины совокупного годового дохода участника ВЭД), а также информация системы про-слеживаемости товаров.

В России единая система прослеживаемости товаров является одним из основных инструментов таможенного и налогового администрирования ВЭД. Цель ее создания заключается в обеспечении полноты и своевременности уплаты обязательных платежей. Национальная система прослеживаемости товаров призвана решать и задачи повышения эффективности таможенного администрирования внешнеторговой деятельности, снижения уровня уклонения участников ВЭД от уплаты таможенных и налоговых платежей, вывода из «теневого оборота» товарных и финансовых потоков. Предполагается, что информация из единой системы прослеживаемости товаров будет поступать в базы данных единой информационно-аналитической системы таможенных и налоговых органов как оперативная информация и использоваться при автоматизированном выборе объектов контроля в режиме реального времени.

В предлагаемой методике ключевым критерием выбора объектов ТКПВТ является вероятность взыскания доначисленных таможенных платежей, пеней и штрафов. При этом возможны два варианта организации ТКПВТ:

1) проведение крупных проверок, дающих существенные поступления таможенных и иных платежей в бюджет, но при этом формирующих основную задолженность;

2) проведение проверок с низкой результативностью без образования задолженности (при этом перечисления таможенных и иных платежей в бюджет резко снижаются).

С точки зрения результативного проведения ТКПВТ выбор должен осуществляться в пользу крупных проверок.

Предлагаемая методика выбора объектов ТКПВТ, ее цель и основные этапы представлены на рисунке.

Рис. Методика выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров

Этап 1. Автоматическое формирование предварительного списка участников ВЭД с помощью согласованных профилей риска (по направлению ТКПВТ). В отличие от существующей методики согласование профилей риска ФТС России и ФНС России осуществляется в реальном масштабе времени в едином

аналитическом центре на основе расширенной информации об участнике ВЭД, находящейся в выделенных внешних базах данных. Кроме того, срабатывание риска одновременно в таможенной и налоговой области обеспечит результативное установление объекта (участника ВЭД), подлежащего ТКПВТ.

В результате выполнения этапа 1 должен быть сформирован с применением согласованных профилей риска ФТС России и ФНС России предварительный список потенциально проверяемых участников ВЭД (промежуточный список № 1), подлежащих последующему более углубленному анализу.

Этап 2. Выявление наибольшего количества рисковых партий товара у потенциально проверяемых участников ВЭД из промежуточного списка № 1 с помощью сведений из системы прослеживаемости товаров. При этом из промежуточного списка № 1 исключаются участники ВЭД, в отношении которых не выявлены риски по товарным партиям.

Суть системы прослеживаемости товаров заключается в том, что в электронной форме декларации на товары заполняется поле с идентификационным номером каждой партии, который будет сопровождать ее по всей цепи поставки товара до реализации конечному потребителю. Если таможенные и налоговые органы «видят» разрыв в этой цепи поставки товаров, то возникает «сигнал тревоги». Эта «сигнальная» информация используется в СУР таможенных органов как рисковая ситуация.

В методике критериями риска для товарных партий определены: количество товара, стоимость товара, страна происхождения товара. Углубленный анализ участников ВЭД из промежуточного списка № 1 осуществляется с учетом конкретных товарных партий, отнесенных к области повышенного риска, с последующим ранжированием участников ВЭД по принципу наибольшего значения суммарного показателя рисковых товарных партий.

В результате выполнения этапа 2 должен быть сформирован с применением системы прослеживаемости товаров новый список потенциально проверяемых участников ВЭД (промежуточный список № 2) путем исключения из промежуточного списка № 1 участников ВЭД, в отношении которых не выявлены риски по товарным партиям.

Этап 3. Выбор объекта контроля с наибольшей потенциальной результативностью. В методике предлагается из промежуточного списка № 2 отбирать в итоговый список проверяемых лиц участников ВЭД с наибольшим совокупным годовым доходом. Это обеспечит повышение доли проводимых таможенных проверок с высокой результативностью. Следовательно, в итоговый список включаются участники ВЭД на основании согласованных профилей рисков ФТС России и ФНС России (деловая репутация, задолженность, «история» правонарушений и др.), определения количества рисковых партий товара, перемещаемых участником ВЭД (из системы прослеживаемости товаров), оценки экономических показателей участника ВЭД (совокупного годового дохода). В результате выполнения этапа 3 с применением экономического критерия должен быть сформирован итоговый список потенциально проверяемых участников ВЭД.

Э т а п 4. Выбор объекта контроля (в итоговый список) по дополнительной информации (дополнительная информация может поступить, например, от правоохранительных органов). В результате выполнения этапа 4 может быть уточнен

итоговый список участников ВЭД, подлежащих ТКПВТ, после проведения аналитической работы должностными лицами таможенных органов.

Таким образом, проведенный анализ показал, что при организации и проведении ТКПВТ во взаимодействии с налоговыми органами ключевую роль играет методика выбора объектов ТКПВТ. Предложенная методика выбора объекта контроля позволяет использовать информацию баз данных таможенных и налоговых органов (объединенных в рамках единой информационно-аналитической системы внешних сегментов), согласованные профили рисков ФТС России и ФНС России (по направлению ТКПВТ), экономический критерий (величину совокупного годового дохода участника ВЭД), а также систему прослеживаемости товаров. Методика ориентирована на автоматизированную обработку информации, ее использование позволит повысить результативность ТКПВТ при взыскании таможенных и иных платежей, а также исключить использование участниками ВЭД схем уклонения от уплаты таможенных платежей.

Использованные источники

1. Липатова Н. Г. Международное таможенное сотрудничество в условиях экономической интеграции государств // Вестник Российской таможенной академии. 2018 № 3. С. 25-31.

2. Шашкина А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 130 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru.

4. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org.

6. Добролюбова Е. И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России [Электронный ресурс] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36609957.

7. Липатова Н. Г., Жеребен Е. В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров: методология исследования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 80-89.

8. Жеребен Е. В. Технологическая схема информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1. С. 71-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.