Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / таможенный контроль после выпуска товаров / таможенный мониторинг / цифровизация / customs authorities / customs control after the release of goods / customs monitoring / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна

Статья посвящена вопросу эволюции и актуализации методов таможенного контроля в Российской Федерации в контексте глобализации и интенсификации международной торговли. В этом контексте таможенный мониторинг представлен как инновационный инструмент, способный обеспечить баланс между необходимостью защиты национальных интересов и стимулированием международной торговли. Подчеркнут потенциал таможенного мониторинга как средства для повышения прозрачности таможенных операций и как важного шага к адаптации российской таможенной системы к мировым стандартам и требованиям современной международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS MONITORING AS A PROMISING TOOL FOR CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS

The article is devoted to the issue of evolution and updating of customs control methods in the Russian Federation in the context of globalization and intensification of international trade. In this context, customs monitoring is presented as an innovative tool that can strike a balance between the need to protect national interests and stimulate international trade. The potential of customs monitoring is emphasized as a means to increase the transparency of customs operations and as an important step towards adapting the Russian customs system to world standards and the requirements of modern international trade.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

УДК 339

ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Зиманова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: maz@spbrta.ru

Статья посвящена вопросу эволюции и актуализации методов таможенного контроля в Российской Федерации в контексте глобализации и интенсификации международной торговли. В этом контексте таможенный мониторинг представлен как инновационный инструмент, способный обеспечить баланс между необходимостью защиты национальных интересов и стимулированием международной торговли. Подчеркнут потенциал таможенного мониторинга как средства для повышения прозрачности таможенных операций и как важного шага к адаптации российской таможенной системы к мировым стандартам и требованиям современной международной торговли

Ключевые слова: таможенные органы; таможенный контроль после выпуска товаров; таможенный мониторинг; цифровизация

CUSTOMS MONITORING AS A PROMISING TOOL FOR CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS

Zimanova Maria A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: maz@spbrta.ru

The article is devoted to the issue of evolution and updating of customs control methods in the Russian Federation in the context of globalization and intensification of international trade. In this context, customs monitoring is presented as an innovative tool that can strike a balance between the need to protect national interests and stimulate international trade. The potential of customs monitoring is emphasized as a means to increase the transparency of customs operations and as an important step towards adapting the Russian customs system to world standards and the requirements of modern international trade

Keywords: customs authorities; customs control after the release of goods; customs monitoring; digitalization

Для цитирования: Зиманова М.А. Таможенный мониторинг как перспективный инструмент таможенного контроля после выпуска товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1 (89). С. 48-52.

На протяжении последних десятилетий международная торговля, которая выступает одним их основных драйверов глобальной экономики, подвергалась влиянию обширного числа факторов, оказавших влияние на динамичность ее развития. Процессы глобализации и интеграции привели к росту товарооборота между странами, снижению торговых и технических барьеров, способствуя экономическому росту участников внешнеторговой деятельности. Нельзя не отметить и цифровую революцию, которая за счет прорыва в развитии информационных и цифровых технологий преобразовала традиционные методы ведения международного бизнеса, повлияла на скорость, доступность и инклюзивность международной торговли.

Вместе с тем, сформировавшаяся модель развития международных экономических отношений привела в том числе к возникновению ряда вызовов и угроз, связанных с тем, что повышается уровень непредсказуемости и неопределенности, между странами обостряется конкурентная борьба, что подвергает экономическую безопасность

каждого отдельного государства рискам. В этой связи обеспечение экономической безопасности выступает одним из важнейших ориентиров при формировании внешнеторговой политики, а также требует от государств и экономических субъектов гибкости, адаптивности и способности своевременно реагировать на изменяющиеся условия мировой экономики и внешнеторговых отношений.

Неотъемлемую роль в поддержании экономической безопасности государства и обеспечении стабильности внешнеэкономических отношений играют таможенные органы, которые выступают форпостом на пути товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Международные нормы и стандарты предписывают необходимость снижения административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ускорения таможенного контроля за счет упрощения таможенных формальностей. В то же время первостепенной задачей таможенных органов остается защита экономических интересов государства -

Таможенный мониторинг как перспективный

недопущение незаконного ввоза и оборота товаров, противодействие контрабанде, уклонению от уплаты таможенных платежей и пр. В настоящее время таможенными органами данная задача обеспечивается главным образом благодаря развитию и использованию информационных технологий совершения таможенных операций в автоматическом режиме, а также смещению акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Так, таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ) играет важную роль в обеспечении баланса между необходимостью защиты национальной безопасности, жизни и здоровья граждан и экономических интересов страны с одной стороны, и стимулированием международной торговли - с другой.

Анализ зарубежного опыта [1] выявил некоторые принципиальные различия между российской практикой ТКПВТ и международными нормами. В частности, ключевым отличием выступает отсутствие возможности у участников ВЭД полноценно сотрудничать с таможенными органами и добровольно устранять выявленные нарушения, без применения в отношении них мер ответственности и штрафных санкций, поскольку ФТС России является органом надзорным и одна из его основных функций фискальная. Однако, в настоящее время подходы к данному вопросу несколько меняются, и Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года предусматривает «создание и внедрение инструмента таможенного контроля в виде таможенного мониторинга, позволяющего комплексно оценить деятельность определенных категорий проверяемых лиц на предмет идентификации таможенных рисков и определения их уровня, по результатам которого обеспечить упрощение административных процедур и устранение негативных последствий, в том числе в виде добровольной уплаты таможенных платежей, а также реализацию возможности использования проверяемыми лицами результатов таможенного мониторинга для самостоятельной оценки и минимизации таможенных рисков» [2].

Внедрение данного инструмента в российскую практику находится на сегодняшний день в режиме апробации в рамках эксперимента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» [3]. Документ регулирует, как будет проводиться мониторинг данных, полученных от участников эксперимента через системы учета товаров, определяет участников эксперимента и порядок составления отчета о его результатах. Данные шаги направлены на проверку эффективности и потенциальных возможностей таможенного мониторинга

перед его полноценным внедрением.

В эксперименте вправе принять участие следующие лица:

«а) юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО);

б) участник промышленного кластера, являющийся субъектом деятельности в сфере промышленности, производящим промышленную продукцию, или участвующим в производстве промышленной продукции в рамках соглашения об участии в промышленной деятельности промышленного кластера, или взявший обязательства по организации производства промышленной продукции или участию в производстве промышленной продукции в рамках такого соглашения, включенный в реестр участников промышленного кластера» [3].

С точки зрения функциональной составляющей, таможенный мониторинг предполагает реализацию через программное средство, входящее в ЕАИС, которое в автоматическом режиме будет осуществлять сбор, обработку информации, и представлять результаты проведенного анализа для дальнейшего их рассмотрения должностными лицами таможенных органов.

Для описания бизнес-процесса таможенного мониторинга обратимся к методологии функционального моделирования ГОЕБ0 (рис. 1).

На диаграмме изображён процесс таможенного мониторинга, который начинается с двух основных потоков входных данных: документы и сведения, представленные в таможенный орган в электронном виде, и сведения о хозяйственной деятельности, представленные в рамках удалённого доступа к системам учёта и отчётности.

Входные данные поступают в систему таможенного мониторинга, реализация которой также регулируется нормативно-правовым регулированием проведения ТКПВТ. В ходе этого процесса используются программные средства таможенных органов и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также данные системы учёта товаров.

По результатам процесса выходят следующие результаты:

1. Категории риска товарной партии - определение уровня риска для каждой проанализированной товарной партии.

2. Решение о целесообразности проведения таможенной проверки - основываясь на анализе и категориях риска, принимается решение о необходимости или об отсутствии необходимости проведения дальнейшей таможенной проверки.

3. Информационно-аналитическая справка (ИАС) - документ, содержащий обобщённые данные и выводы из проведённого анализа, который может использоваться для проведения таможенного контроля и дальнейшего плани-

Рис. 1. Нотация графического моделирования ШЕР0, отражающая бизнес-процесс таможенного мониторинга (составлено автором)

рования будущих проверок.

Так, процесс таможенного мониторинга является инструментом для повышения эффективности и адресности таможенного контроля, позволяя таможенным органам фокусироваться на высокорисковых операциях и участниках ВЭД на основе автоматизированной проверки отклонений их хозяйственной деятельности и минимизируя при этом необходимые временные и человеческие ресурсы.

Далее для более подробного описания процесса таможенного мониторинга была составлена нотация ВРМН которая отражает механизм взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД при проведении таможенного мониторинга (рис. 2).

Алгоритм проведения таможенного мониторинга в рамках экспериментальной деятельности российских таможенных органов начинается с ежеквартального автоматического сбора показателей деятельности участников ВЭД через ЕАИС таможенных органов. При обнаружении изменений по любому из показателей, таможенный орган принимает решение о начале таможенного мониторинга. Участник ВЭД, получивший уведомление о начале мониторинга, обязан представить требуемые данные из своей системы учета товаров, в соответствии с установленным перечнем.

На основании анализа представленных данных и информации из ЕАИС таможенный орган формирует аналитическое заключение и направляет его участнику ВЭД. В случае обнаружения признаков нарушений, участник ВЭД может самостоятельно устранить негативные последствия (что исключает проведение таможенной проверки), направить возражения против заключения

(что может привести к назначению проверки в случае их отклонения) или игнорировать заключение, что автоматически приведет к проведению таможенной проверки.

Если по результатам анализа представленных участником ВЭД в таможенный орган возражений было решено, что доводы неубедительны, инициируется таможенная проверка, в рамках которой проводится более полный и тщательный контроль, а по ее результатам принимаются решения в сфере таможенного дела.

Так, таможенный мониторинг служит как инструмент для определения рисков и эффективного взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД, повышая прозрачность и уровень доверия между таможней и бизнесом.

Говорить о результатах эксперимента пока рано, более того, по информации, представленной в итоговом докладе о результатах деятельности ФТС России, участие в нем приняли два уполномоченных экономических оператора. Однако решения о проведении таможенного мониторинга в их отношении не принималось, поскольку за время их участия в эксперименте не было выявлено отклонений в показателях таможенного декларирования [4].

Для того, чтобы привлечь к участию в эксперименте новых участников ВЭД, было принято решение о расширении перечня лиц, которые имеют на это право - добавлены участники ВЭД с низким уровнем риска. Более того, предусмотрены также более серьезные упрощения - в отношении участников эксперимента будут отменены не только выездные таможенные проверки, но и камеральные. Такие изменения связаны с тем, что для того, чтобы достоверно и объективно оценить результаты эксперимента и принять реше-

Таможенный мониторинг как перспективный ...

ние о том, внедрять ли данный инструмент в практику таможенных органов полноценно, необходимо чтобы в эксперименте приняло участие достаточно большое компаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенный мониторинг в настоящее время

выступает перспективным инструментом ТКПВТ. Его внедрение в практику российских таможенных органов позволит создать непрерывную автоматизированную систему контроля за деятельностью участников ВЭД, повысить уровень взаимодействия между таможней и бизнесом, а также

Рис. 2. Алгоритм таможенного мониторинга (составлено автором)

укрепить интеграцию российской таможенной системы с мировым таможенным сообществом и международными стандартами. Применение в ТКПВТ передовых технологий и методов, таких как удаленный мониторинг и анализ данных, повысит способность к быстрому выявлению и своевременному реагированию на таможенные риски, что в целом соответствует глобальным трендам в обеспечении безопасности и содействии мировой торговле.

Библиографический список:

1. Зиманова М.А. Исследование международного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2022. Т. 6. № 4 (24). С. 63-67.

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной служ-

бы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_353557/.

3. Постановление Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_440007/.

4. Отчетность и результаты деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results.

5. Варданян О.В., Кошелева Т.Н. Разработка модели проведения таможенного мониторинга // Экономика и управление. 2022. №5. С. 462-470.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.