Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПОСТКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых способов смещения акцента с фактического таможенного контроля на таможенный контроль после выпуска товаров в рамках концепции развития постконтроля как основного инструмента таможенных органов. Выявлены основные проблемы, присущие современной системе таможенного контроля после выпуска товаров, разработаны практические рекомендации, направленные на их решение. Также поднимается вопрос о внедрении такого принципиально нового для российской действительности инструмента, как таможенный мониторинг. Выделены тенденции влияния цифровизации в таможенной сфере на институт таможенного контроля после выпуска товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF THE CUSTOMS CONTROL SYSTEM AFTER THE RELEASE OF GOODS

The relevance of the research topic is due to the need to find new ways to shift the focus from actual customs control to customs control after the release of goods within the framework of the concept of postcontrol development as the main tool of customs authorities. The main problems inherent in the modern system of customs control after the release of goods have been identified, and practical recommendations have been developed aimed at solving them. The issue of introducing such a fundamentally new tool for Russian reality as customs monitoring is also being raised. The trends of the impact of digitalization in the customs sphere on the institution of customs control after the release of goods are highlighted

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

УДК 339

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Зиманова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: maz@spbrta.ru

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых способов смещения акцента с фактического таможенного контроля на таможенный контроль после выпуска товаров в рамках концепции развития постконтроля как основного инструмента таможенных органов. Выявлены основные проблемы, присущие современной системе таможенного контроля после выпуска товаров, разработаны практические рекомендации, направленные на их решение. Также поднимается вопрос о внедрении такого принципиально нового для российской действительности инструмента, как таможенный мониторинг. Выделены тенденции влияния цифровиза-ции в таможенной сфере на институт таможенного контроля после выпуска товаров

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров; таможенный аудит; таможенный мониторинг; таможенные органы; постконтроль

PROBLEMATIC ISSUES OF THE CUSTOMS CONTROL SYSTEM AFTER THE RELEASE OF GOODS

Zimanova Maria A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: maz@spbrta.ru

The relevance of the research topic is due to the need to find new ways to shift the focus from actual customs control to customs control after the release of goods within the framework of the concept of post-control development as the main tool of customs authorities. The main problems inherent in the modern system of customs control after the release of goods have been identified, and practical recommendations have been developed aimed at solving them. The issue of introducing such a fundamentally new tool for Russian reality as customs monitoring is also being raised. The trends of the impact of digita-lization in the customs sphere on the institution of customs control after the release of goods are highlighted

Keywords: customs control after the release of goods; customs audit; customs monitoring; customs; post control

Для цитирования: Зиманова М.А. Проблемные вопросы системы таможенного контроля после выпуска товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1 (85). С. 26-29.

В условиях масштабирования мировой торговли и увеличения уровня вовлеченности стран в международные экономические отношения возникла необходимость изменения подходов к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Государственное регулирование ВЭД выступает одним из важнейших инструментов экономической политики, поскольку неразрывно связано с обеспечением экономической безопасности государства.

Поскольку страны мира становятся все более взаимосвязанными, а границы - все более проницаемыми, необходимость в эффективном таможенном контроле высока как никогда. Таможенным органам приходится балансировать между необходимостью защиты экономической безопасности государства и усилиями по содействию беспрепятственному перемещению товаров через таможенные границы в рамках международной торговли. Для того чтобы соблюсти этот баланс наиболее развитые страны внедрили в деятельность таможенных органов методы таможенного аудита, основной целью которого

является перенос акцента таможенного контроля с момента фактического пересечения товарами таможенной границы на момент, когда все таможенные операции уже были совершены и товар попал на внутренний рынок. Это позволяет сократить временные и человеческие ресурсы на проведение таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на добросовестных участниках ВЭД, но в то же время создает такие условия, при которых нарушение таможенных правил становится экономически невыгодным, поскольку высока вероятность выявления незаконной деятельности и привлечения к ответственности в рамках последующего таможенного контроля.

Для Российской Федерации такой подход не является принципиально новым, основы так называемого последующего таможенного контроля были заложены еще в 2003 г. Таможенным кодексом Российской Федерации - таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ) позволял проводить контроль достоверности сведений,

указанных в декларации и иных документах на товары, которые были выпущены таможенными органами ранее. Основной формой ТКПВТ являлась таможенная ревизия, в рамках которой должностные лица таможенных органов (ДЛТО) спустя год после выпуска товаров осуществляли контроль финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (как правило, по месту его нахождения) путем проверки декларации на товары (ДТ), транспортных, коммерческих и иных документов и сведений, предоставленных участниками ВЭД в таможенные органы при декларировании. Основной целью ТКПВТ было установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемым лицом таможенных правил. Если выяснялось, что при перемещении товаров через таможенную границу таможенные правила были нарушены, в отношении участника ВЭД применялись санкции.

Спустя несколько лет, в 2010 г., Российская Федерация вступила в Таможенный союз - интеграционное объединение с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, в связи с чем вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), который заменил странам - участницам Таможенного союза национальные таможенные кодексы. ТК ТС внес принципиально новые положения, касающиеся ТКПВТ, связанные, в первую очередь, со сроками проведения данного вида контроля - он был увеличен до трех лет с момента выпуска товаров. Второй особенностью стало внедрение новой формы таможенного контроля - таможенной проверки, которая заменила свой прототип - таможенную ревизию.

В 2012 г. система ТКПВТ начала постепенную модернизацию за счет совершенствования порядка взаимодействия таможенных органов с иными государственными контролирующими органами, внедрением системы управления рисками, информационных технологий и пр., что позволило как сократить сроки выпуска товаров, так и перенести акцент таможенного контроля на этап после выпуска.

В 2015 г. Таможенный союз встал на следующую ступень своего развития и преобразовался в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), к которому присоединились также Республика Киргизия и Республика Армения. В связи с образованием ЕАЭС была пересмотрена нормативно-правовая база, и в 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), который регламентирует порядок и особенности проведения ТКПВТ и на сегодняшний день [1].

Сущность ТКПВТ состоит в том, что его применение позволяет удовлетворить потребности трех основных субъектов в рамках таможенного администрирования: государство, отдельно взятый участник ВЭД, а также бизнес-сообщество в целом.

Для государства ТКПВТ играет важную роль, поскольку позволяет даже на этапе после выпуска выявлять факты несоблюдения участниками

ВЭД таможенного законодательства, что положительно сказывается на выполнении таможенными органами правоохранительной и фискальной функций, которые, в свою очередь, оказывают влияние уровень защищенности экономической безопасности государства.

Для добросовестных участников ВЭД применение ТКПВТ означает сокращение времени, затрачиваемого на таможенное оформление товаров, поскольку акцент в данном случае делается не на тотальный таможенный контроль, проводимый на таможенной границе, что приводит к снижению временных и денежных затрат на простои, связанные с проведением фактического таможенного контроля, расположением товаров на склады временного хранения и пр.

Для участников бизнес-сообщества главным преимуществом внедрения ТКПВТ в систему таможенного контроля является то, что снижение административной нагрузки позволит высвободить денежные средства, связанные с издержками, а значит увеличить чистую прибыль, повысить платежеспособность, что, в свою очередь, даст возможность бизнесу масштабироваться, развиваться и повышать конкурентоспособность товаров на рынке [2].

Несмотря на то, что ТКПВТ уже неоднократно подтвердил свою значимость, в настоящее время данному направлению контроля все еще присущи некоторые проблемные вопросы, которые в какой-то степени тормозят его развитие и не позволяют выйти на принципиально новый уровень эффективности. Данные проблемные вопросы можно условно разделить на три блока: первый связан с нормативно-правовым регулированием, второй -с информационно-техническим обеспечением, третий касается особенностей осуществления в рамках ТКПВТ межведомственного взаимодействия. Рассмотрим данные блоки проблемных вопросов более подробно.

В первую очередь следует отметить, что анализ нормативно-правовых основ ТКПВТ позволил выявить ограниченный перечень нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и особенности проведения данного направления деятельности таможенных органов. Международный уровень декларирует необходимость использования методов таможенного аудита при проведении таможенного контроля, ТК ЕАЭС закрепляет сроки проведения и формы ТКПВТ, национальные нормативно-правовые акты лишь частично расширяют и дополняют наднациональное законодательство. А такие наиболее важные аспекты ТКПВТ, как, например, алгоритм проведения таможенной проверки, законодательно не регламентированы.

До 2016 г. действовал Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки», который достаточно

четко и полно описывал процесс осуществления таможенной проверки, порядок оформления ее результатов и принятия решений в сфере таможенного дела в разрезе тех аспектов таможенного дела, по которым были выявлены нарушения. Затрагивался также порядок осуществления внутриведомственного взаимодействия в рамках проведения таможенной проверки, в частности, вопрос включения в состав комиссии по проведению таможенной проверки должностных лиц иных структурных подразделений, не уполномоченных на проведение ТКПВТ. Приказ утратил силу уже более семи лет назад, а замены или альтернативы ему издано не было, в связи с чем должностные лица таможенных органов при реализации своих полномочий в рамках ТКПВТ вынуждены пользоваться устаревшими нормативно-правовыми актами, что не отвечает такому важному принципу осуществления государственных функций, как законность.

Целесообразно издать административный регламент, который отразит последовательность действий должностных лиц таможенных органов при проведении такой формы контроля, как таможенная проверка. Аккумулирование в одном нормативном акте наиболее важных аспектов проведения ТКПВТ в форме таможенной проверки позволит задекларировать значимость и важность данной формы контроля, а также продолжать разрабатывать правовые основы для совершенствования порядка ее проведения в условиях цифровизации таможенных органов.

Как было отмечено ранее, проблемные вопросы ТКПВТ не ограничиваются лишь недостаточным правовым регулированием. Наиболее актуальной проблемой осуществления данного направления контроля в настоящее время можно считать отсутствие возможности автоматического выбора объектов таможенной проверки. На практике должностные лица таможенных органов выбирают объекты контроля, можно сказать, вручную, в рамках проведения аналитической работы. На этапе аналитической работы должностные лица таможенных органов осуществляют обширный перечень действий, направленных на подбор и дальнейший анализ информации, необходимой для принятия решения о целесообразности или нецелесообразности проведения таможенной проверки в отношении того или иного участника ВЭД.

В рамках проведения аналитической работы должностными лицами таможенных органов используются различные программные средства (например, АИС «АИСТ-М», АИС «ЦРСВЭД», КПС «Постконтроль», ИСС «Малахит» и пр.). Основным программным средством в части ТКПВТ является именно КПС «Постконтроль», который частично автоматизирует процесс выбора объектов таможенной проверки, однако только путем накопления информации о ранее проведенных формах ТКПВТ, принятых по их результатам решениях, а также предоставления возможности подготовки

процессуальных документов и т.д. Так, КПС «Постконтроль» является скорее обширной базой данных, с помощью которой у должностных лиц таможенных органов имеется возможность проводить анализ больших объемов данных, однако этот процесс не автоматизирован и требует большого количества «ручных» действий, что усиливает влияние человеческого фактора на выбор объектов таможенного контроля. Более того, ранее перечисленные информационные и программные средства, используемые таможенными органами в рамках ТКПВТ, слабо интегрированы между собой, что еще больше затягивает процесс сбора и анализа информации.

В этой связи целесообразно продолжать работу по совершенствованию информационно-технического обеспечения работы подразделений ТКПВТ, доработке программных средств, усилению их интеграции между собой, и в конечном итоге добиться того, чтобы выбор объектов ТКПВТ был максимально автоматизирован и не требовал минимального участия должностных лиц таможенных органов в данном процессе. Более того, предпосылки уже существуют, о чем говорят положения Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Одним из контрольных показателей является «Доля объектов ТКПВТ, в отношении которых применен автоматический отбор, в общей доле объектов ТКПВТ», который к 2024 г. должен составить 20 % [3].

Следующий проблемный вопрос связан с осуществлением в рамках ТКПВТ взаимодействия с иными государственными контролирующими органами, имеющими в своем распоряжении информацию, имеющую особую важность для проведения ТКПВТ. Основная сложность в организации такого взаимодействия вновь связана с недостаточным уровнем технического обеспечения. Несмотря на то, что в настоящее время в рамках межведомственного взаимодействия предусмотрена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с помощью которой таможенные органы могут направлять запросы в иные государственные контролирующие органы, однако это не обеспечивает получение ими необходимой информации в режиме реального времени, а требует в некоторых случаях длительного ожидания ответа, что в условиях ограниченности временных рамок проведения ТКПВТ является фактором, негативно влияющим на эффективность результатов проверочной деятельности [4].

Целесообразно перенять опыт зарубежных государственных контролирующих органов, активно использующих систему единого окна, предполагающую электронное взаимодействие всех участников трансграничной торговли. Каждый участник процесса на всех этапах таможенных формальностей загружает документы и сведения в систему, которая накапливает эти массивы данных и впоследствии дает возможность государственным контролирующим органам получать к ним доступ для

целей проведения контрольных мероприятий. Для ТКПВТ это играет особую важность, поскольку сокращает сроки на создание, отправление запросов в различные органы государственной власти и ожидание ответа на них.

Также следует отметить, что приблизиться к международным стандартам проведения ТКПВТ позволит внедрение в российскую практику нового инструмента таможенного контроля. В Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в качестве одной из целей включено «создание и внедрение инструмента таможенного контроля в виде таможенного мониторинга, позволяющего комплексно оценить деятельность определенных категорий проверяемых лиц на предмет идентификации таможенных рисков и определения их уровня, по результатам которого обеспечить упрощение административных процедур и устранение негативных последствий, в том числе в виде добровольной уплаты таможенных платежей, а также реализацию возможности использования проверяемыми лицами результатов таможенного мониторинга для самостоятельной оценки и минимизации таможенных рисков» [3].

На участника ВЭД в рамках таможенного мониторинга будет составлено так называемое «электронное досье», в котором будут накапливаться данные обо всех операциях компании в рамках осуществления ею внешнеторговой деятельности. В досье будут содержаться сведения, предоставляемые налоговыми органами в рамках межведомственного электронного взаимодействия, что позволит государственным контролирующим органам отслеживать как таможенные, так и налоговые риски, поскольку деятельность этих двух ведомств неразрывно связана между собой.

Особое значение таможенного мониторинга заключается в том, что он может выступать альтернативным вариантом контроля добросовестных участников ВЭД, поскольку в теории может заменить такую форму контроля, как таможенная проверка. Это приведет к более эффективному и разумному использованию материальных, временных и человеческих ресурсов как таможенных органов, так и участников ВЭД. Более того, ТКПВТ станет не просто инструментом, направленным на «исправление ошибок» ранее проведенного текущего контроля, но и позволит заблаговременно предупреждать возникновение фактов нарушения таможенного законодательства. Таможенные органы в режиме реального времени будут иметь возможность контролировать деятельность участников ВЭД по осуществлению внешнеторговых операций, своевременно выявлять возможные нарушения, а участники ВЭД, в свою очередь, получат возможность исправить выявленные в рамках мониторинга ошибки и избежать санкций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ТКПВТ затрагивает интересы как государства, целью которого является сохранение достаточного уровня экономической безопасности, так и участников ВЭД, заинтересованных в максимально быстром и комфортном прохождении таможенного оформления и контроля. Применение ТКПВТ создает такие условия, при которых нарушение таможенных правил становится экономически невыгодным, поскольку высока вероятность выявления незаконной деятельности и привлечение к ответственности. Система ТКПВТ в настоящее время несовершенна и требует дальнейших действий по решению существующих проблемных вопросов, возникающих в процессе осуществления должностными лицами подразделений ТКПВТ своей деятельности. В первую очередь необходимо обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок проведения контроля после выпуска, а также совершенствование информационно-технического обеспечения ТКПВТ, предполагающее интеграцию программных средств, автоматизацию выбора объектов таможенной проверки, а также обмен информацией между государственными контролирующими органами. В совокупности с внедрением методов таможенного аудита, применением таможенного мониторинга и дальнейшим развитием системы маркировки и прослеживаемости товаров это приведет к тому, что ТКПВТ будет проходить в максимально комфортном режиме для добросовестных участников ВЭД за счет снижения временных и материальных затрат, но в то же время принесет значительные результаты для таможенных органов.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

2. Зиманова М.А. Таможенный мониторинг в системе таможенного контроля после выпуска товаров // БИТ. 2023. № 1(25). C. 49-54.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140447/

4. Никулкина И.В., Колядко А.С. Развитие механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 4. C. 1417-1434.

5. Тарасенко А.А., Матвеева Н.В. Направления совершенствования и повышения результативности таможенного контроля после выпуска товаров // Московский экономический журнал. 2021. № 4. С. 409-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.