Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ И ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ И ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль после выпуска товаров / таможенный аудит / таможенный мониторинг / таможенные органы / постконтроль / digital twin / customs control after the release of goods / customs audit / customs monitoring / customs / post control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна

В условиях масштабной цифровизации деятельности таможенных органов остро стоит вопрос о поиске направлений дальнейшего развития таможенного контроля после выпуска товаров и применения перспективных инструментов в его процессе. Одним из основных направлений развития системы таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации, с учетом зарубежного опыта, является внедрение таможенного мониторинга и таможенного аудита. В рамках исследования выявлено, что по своей сути и таможенный мониторинг и таможенный аудит в полной мере соответствует практике упрощения таможенных процедур, применяемой в большинстве стран мира, а также позволяют выявлять признаки вероятного нарушения таможенного законодательства. Это является проявлением государственного частного партнерства и в перспективе принесет пользу обеим сторонам взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS MONITORING AND CUSTOMS AUDIT AS INSTRUMENTS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

In the context of large-scale digitalization of the activities of customs authorities, the issue of finding directions for the further development of customs control after the release of goods and the use of promising tools in its process is acute. One of the main directions in the development of the customs control system after the release of goods in the Russian Federation, taking into account foreign experience, is the introduction of customs monitoring and customs audit. As part of the study, it was revealed that, in essence, both customs monitoring and customs audit are fully consistent with the practice of simplifying customs procedures used in most countries of the world, and also allow identifying signs of a likely violation of customs legislation. This is a manifestation of public-private partnership and will benefit both sides of the interaction in the future.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ И ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

УДК 339

ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ И ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Зиманова М.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

CUSTOMS MONITORING AND CUSTOMS AUDIT AS INSTRUMENTS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

Zimanova M.A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В условиях масштабной цифровизации деятельности таможенных органов остро стоит вопрос о поиске направлений дальнейшего развития таможенного контроля после выпуска товаров и применения перспективных инструментов в его процессе. Одним из основных направлений развития системы таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации, с учетом зарубежного опыта, является внедрение таможенного мониторинга и таможенного аудита. В рамках исследования выявлено, что по своей сути и таможенный мониторинг и таможенный аудит в полной мере соответствует практике упрощения таможенных процедур, применяемой в большинстве стран мира, а также позволяют выявлять признаки вероятного нарушения таможенного законодательства. Это является проявлением государственного частного партнерства и в перспективе принесет пользу обеим сторонам взаимодействия.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров; таможенный аудит; таможенный мониторинг; таможенные органы; постконтроль.

Abstract

In the context of large-scale digitalization of the activities of customs authorities, the issue of finding directions for the further development of customs control after the release of goods and the use of promising tools in its process is acute. One of the main directions in the development of the customs control system after the release of goods in the Russian Federation, taking into account foreign experience, is the introduction of customs monitoring and customs audit. As part of the study, it was revealed that, in essence, both customs monitoring and customs audit are fully consistent with the practice of simplifying customs procedures used in most countries of the world, and also allow identifying signs of a likely violation of customs legislation. This is a manifestation of public-private partnership and will benefit both sides of the interaction in the future.

Keywords: digital twin, customs control after the release of goods; customs audit; customs monitoring; customs; post control.

Ссылка для цитирования: Зиманова М.А. Таможенный мониторинг и таможенный аудит как инструменты таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7. - № 3(27). - С. 14-18. - EDN QOBKLT.

С увеличением масштабов международного рынка и ростом числа компаний, занимающихся международной торговлей, возникает необходимость в осуществлении более эффективного контроля за трансграничным перемещением товаров и транспортных средств. Традиционно таможенный контроль осуществлялся в основном на этапе декларирования и фактического перемещения товаров через таможенную гра-

ницу, однако это требовало большого количества временных и человеческих ресурсов, что негативно сказывалось на времени совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. С развитием новых технологий и методов таможенного контроля, стало возможным перенести часть контроля на этап после выпуска товаров.

Необходимость переноса акцентов таможенного контроля на этап после выпуска

БИТ 2023 Том 7 № 3 (27)

товаров обусловлена несколькими факторами. Во-первых, традиционная модель таможенного контроля, основанная на осуществлении контрольных мероприятий во время таможенного оформления товаров, имеет свои ограничения. Она требует значительных ресурсов и времени, и может приводить к задержкам в поставках и увеличению административных барьеров для бизнеса. Во-вторых, перенос акцентов на этап после выпуска товаров позволяет более эффективно использовать ресурсы таможенных органов. Вместо того, чтобы проводить проверки в отношении каждой товарной партии, контроль может быть сосредоточен на объектах с наибольшим риском, основываясь на анализе данных и информации о деятельности участников внешней экономической деятельности (ВЭД). Третьим фактором является развитие информационных технологий и автоматизации в таможенной сфере. Современные системы позволяют эффективно собирать, анализировать и обрабатывать большие объемы данных, что облегчает проведение ТКПВТ. Это позволяет выявлять нарушения и риски более точно и оперативно, а также принимать соответствующие меры по их минимизации [1].

Перенос акцентов на этап после выпуска товаров также способствует более быстрой и плавной международной торговле, снижению административной нагрузки на бизнес и повышению предсказуемости процесса внешнеторговых операций. В целом ТКПВТ позволяет более эффективно использовать ресурсы, сокращает время и затраты на проведение проверок, повышает предсказуемость процесса торговли и способствует развитию более прозрачной таможенной системы.

Увеличение объемов международной торговли создает необходимость в более оперативном и точном контроле товаров, чтобы предотвратить незаконную торговлю, обеспечить соблюдение таможенных правил и защитить интересы государства и бизнес-сообщества. В связи с этим таможенные органы принимают на вооружение новые инструменты, позволяющие улучшить эффективность таможенного контроля. Такие инструменты включают в себя автоматизированные системы управления рисками, использование технологии цифрового двойника для более точной и оперативной оценки рисков, а также применение си-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

стемы таможенного мониторинга для непрерывного наблюдения за деятельностью участников ВЭД [2].

Одним из основных направлений развития системы ТКПВТ в России, с учетом зарубежного опыта, является внедрение таможенного мониторинга в качестве инструмента контроля. Таможенный мониторинг представляет собой оценку деятельности участников ВЭД со стороны государства и предупреждение о потенциальных рисках, которые могут привести к негативным последствиям в будущем. Суть таможенного мониторинга заключается в систематическом анализе и оценке деятельности участников ВЭД с использованием автоматизированных методов и инструментов. Государство может осуществлять наблюдение за торговыми операциями, финансовыми потоками, документооборотом и другими аспектами деятельности участников ВЭД.

Основная цель таможенного мониторинга состоит в предупреждении нарушений таможенных правил и законодательства путем выявления потенциальных рисков и незаконных практик. Посредством систематического анализа данных и применения алгоритмов учета рисков таможенный орган может предоставлять участникам ВЭД рекомендации и советы по соблюдению правил и предотвращению возможных проблем [3].

Таможенный мониторинг нацелен, прежде всего, на облегчение сотрудничества с компаниями, которые в основном соблюдают таможенные правила, но время от времени допускают ошибки. В рамках этого мониторинга будет создано электронное досье, которое будет содержать информацию о всех таможенных операциях компании. Важно отметить, что в электронное досье также будут включены данные, предоставляемые Федеральной налоговой службой России, что позволит учесть потенциальные налоговые риски. Кроме того, планируется добавление результатов ветеринарных, фитосанитарных проверок и отчетов технических регуляторов. В итоге сформируется обширная база информации, которая позволит комплексно оценивать деятельность участника ВЭД и выявлять риски нарушения таможенного законодательства. Это позволит таможенным органам реже проводить таможенные проверки и применять их только в случаях серьезных отклонений, обращая внимание на каждую конкретную декларацию компании.

Предполагается, что по результатам таможенного мониторинга будет составлено заключение, в котором будут отмечены выявленные таможенными органами нарушения, которые необходимо устранить. После получения заключения участник ВЭД может выбрать один из двух вариантов дальнейшего действия:

1. В первом случае участник ВЭД оперативно предоставляет таможенному органу свидетельства о проведенных мерах по устранению нарушений или доказательства отсутствия таких нарушений. В этом случае таможенная проверка не назначается.

2. В случае, если участник ВЭД отказывается добровольно устранять выявленные нарушения или не представляет доказательства их отсутствия, таможенные органы могут принять решение о применении форм таможенного контроля, в том числе таможенной проверки.

Таким образом, таможенный мониторинг является инструментом, который позволяет гибко реагировать на нарушения, предоставлять возможность участникам ВЭД устранять ошибки и соблюдать таможенные правила, а также снижать частоту проведения таможенных проверок. Внедрение таможенного мониторинга позволяет государству установить диалоговую платформу с участниками ВЭД и улучшить координацию между ними. Это способствует снижению рисков, повышению соблюдения таможенных правил и созданию благоприятной бизнес-среды для развития внешней торговли.

Важно отметить, что внедрение таможенного мониторинга в России основывается на зарубежном опыте и передовых практиках других стран, которые успешно применяют подобные методы контроля в своих таможенных системах. Это позволяет использовать лучшие практики и адаптировать их к российским условиям, с целью повышения эффективности и прозрачности таможенного контроля после выпуска товаров.

Примечательным в этом плане выступает опыт Республики Беларусь. В условиях напряженной геополитической ситуации и санкционного давления со стороны недружественных государств, характерных для периода 2022-2023 гг., работа в области организации и проведения посттаможенного контроля в Республике Беларусь была существенно перенастроена.

С целью снижения контрольной нагрузки на участников ВЭД была кардинально модернизирована система категори-рования лиц, совершающих таможенные операции. Применяемые критерии катего-рирования и математический аппарат были переработаны для наибольшего их соответствия текущим экономическим условиям. Применение таких субъектно-ориентиро-ванных подходов в области посттаможе-ного контроля позволило обеспечить повышение качества выбора объектов этого контроля с учетом современных условий. Так, за 2022 год в два раза снизилось количество проводимых таможенных проверок без снижения результатов такого контроля [4].

Суть такого взаимодействия заключается в следующем: если таможенный орган выявит признаки незначительных нарушений (например, нарушений, не влекущих административную ответственность), он направит информацию о таком выявлении субъекту хозяйствования, его допустившему. Такая информация позволяет субъекту хозяйствования оценить наличие факта нарушения. Если, по его оценкам, факта нарушения не допущено - таможенному органу представляются необходимые документы или сведения в подтверждение своей правоты. Если нарушения действительно были допущены, участнику ВЭД предоставляется возможность самостоятельно их устранить.

Еще одним направлением совершенствования системы ТКПВТ выступает внедрение методов таможенного аудита.

ФТС России провела эксперимент по внедрению таможенного аудита в 2015 году. По этому поводу возникали различные точки зрения на успешность или неудач-ность этого эксперимента. На тот момент ни государство, ни бизнес-сообщество не были полностью готовы к введению данного института и не полностью осознавали его практическую пользу.

Однако, в настоящее время ситуация изменилась, и обе стороны - как государство, так и бизнес, - более ясно осознают свои потребности и преимущества, которые может предоставить таможенный аудит. Полномасштабный переход на электронное декларирование, постоянный рост авторегистрации и автовыпуска стали естественными стимулами для введения таможенного аудита и его нормативного закрепления.

БИТ 2023 Том 7 № 3 (27)

В 2021-2022 гг. эксперимент по внедрению таможенного аудита повторился с целью разработки методики его проведения и установления критериев и требований к таможенным аудиторам. Пока что информации о конкретных результатах этого эксперимента в открытом доступе нет. Однако планируется, что с 2024 года таможенный аудит станет добровольным для всех участников ВЭД [5]. Это нововведение является логическим завершением масштабной реформы таможенной системы, которая была запущена в 2020 году. Введение добровольного таможенного аудита позволит участникам ВЭД активно участвовать в проверке своей деятельности и исправлять выявленные нарушения, способствуя повышению уровня соблюдения таможенного законодательства. Ожидается, что такое нововведение сделает таможенный контроль более эффективным, снизит нагрузку на таможенные органы и улучшит доверие между участниками ВЭД и таможенными органами. Это также поможет лучше выявлять нарушения и снижать риски в таможенной сфере.

Следует отметить отличия таможенного аудита от ранее упомянутого таможенного мониторинга. Таможенный мониторинг планируется внедрить в качестве меры таможенного контроля, в то время как аудит является вспомогательным инструментом и не заменяет таможенный контроль.

Таможенный мониторинг будет осуществляться по инициативе таможенных органов, и ФТС России будет в режиме реального времени анализировать информацию из баз данных и направлять участникам ВЭД уведомления о выявленных нарушениях. Участники ВЭД смогут добровольно исправить выявленные нарушения или представить аргументированные возражения.

Таможенный аудит, в свою очередь, представляет собой проверку, которую компании - таможенные аудиторы будут проводить по заявлению самих участников ВЭД в добровольном порядке. Он направлен на повышение эффективности таможенного контроля, а также на упрощение деятельности добросовестных участников ВЭД.

Основной проблемой выступает то, что на сегодняшний день нет четких требований и профессиональных критериев таможенного аудитора. Чтобы обеспечить качество работы и надежность результатов аудита, требуется определенный уровень

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

профессиональной подготовки и компетенции у таможенных аудиторов. Одним из способов обеспечения этого является введение системы обучения, экзаменов и аттестации для компаний, желающих стать таможенными аудиторами. Это позволит установить стандарты и проверить знания и навыки аудиторов. Кроме того, требование членства в профессиональной ассоциации, саморегулируемой организации или нахождения в специальном реестре может служить дополнительной гарантией квалификации и ответственности таможенного аудитора.

Введение института таможенных аудиторов может принести различные преимущества:

1. Эффективное перераспределение контрольных функций. Таможенные аудиторы могут принять на себя определенные контрольные функции, освобождая таможенные органы от части работы. Это позволит более эффективно использовать ресурсы и концентрироваться на более сложных и высокорисковых поставках.

2. Предотвращение нарушений таможенных правил. Таможенные аудиторы, проводя аудит финансово-хозяйственной деятельности организаций, связанных с внешней торговлей, могут помочь выявить и предотвратить возможные нарушения таможенных правил со стороны участников ВЭД. Это поспособствует поддержанию соблюдения законодательства и созданию более справедливой и прозрачной торговой среды.

3. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности. Таможенные аудиторы могут проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности частных субъектов и сферы внешней торговли в целом. Это поможет обнаружить и предотвратить нарушения, связанные с финансовыми операциями.

4. Развитие рынка аудиторских услуг. Введение института таможенных аудиторов создаст новое направление в аудиторской сфере, которое может быть востребовано и развиваться. Это может стимулировать развитие рынка аудиторских услуг и способствовать повышению качества и профессионализма в данной области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенный мониторинг и таможенный аудит являются перспективными для российской действительности инструментами таможенного контроля, которые в

перспективе позволят перейти к более эффективному и разумному использованию материальных, временных и человеческих ресурсов как таможенных органов, так и участников ВЭД. Более того, ТКПВТ станет не просто инструментом, направленным на «исправление ошибок» ранее проведенного текущего контроля, но и позволит заблаговременно предупреждать возникновение

Список литературы

1. Афонин Д.Н. Система управления рисками таможенных органов Российской Федерации / Д. Н. Афонин, П. Н. Афонин. - Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022. - 176 с. - ISBN 978-54499-2783-5. - DOI 10.23681/622013. - EDN SITFJL.

2. Афонин Д.Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле // Цифровые технологии и право: Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах, Казань, 23 сентября 2022 года / Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Том 1. - Казань: Издательство «Познание», 2022. - С. 30-34. -EDN TWPFAP.

фактов нарушения таможенного законодательства. Таможенные органы в режиме реального времени будут иметь возможность контролировать деятельность участников ВЭД по осуществлению внешнеторговых операций, своевременно выявлять возможные нарушения, а участники ВЭД, в свою очередь, получат возможность исправить выявленные ошибки и нарушения и самостоятельно их устранить, избежав санкций.

3. Зиманова М.А. Таможенный мониторинг в системе таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7. - № 1 (25). - С. 49-54. - EDN HHRGVG.

4. Новые подходы к постконтролю // Научно-популярный журнал «Таможенный вестник». -2022. - №8 (314). - С. 45-48.

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140447.

Поступила в редакцию 02.07.2023

Сведения об авторе:

Зиманова Мария Андреевна - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: maz@spbrta.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.