Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / таможенный контроль / таможенный контроль после выпуска товаров / формы таможенного контроля / EAEU / customs control / customs control after the release of goods / forms of customs control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова Анна Вячеславовна, Кочкаров Рашид Хасанбиевич

В статье проанализированы современные тенденций развития посттаможенного контроля. Также проанализированы направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агапова Анна Вячеславовна, Кочкаров Рашид Хасанбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

The article analyzes the current trends in the development of post-customs control. The directions of improving customs control after the release of goods were also analyzed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

УДК 339.5

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Агапова А.В., Кочкаров Р.Х.

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS CONTROL

AFTER THE RELEASE OF GOODS Agapova A.V., Kochkarov R.H.

North-Western Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President

of the Russian Federation"

Аннотация

В статье проанализированы современные тенденций развития посттаможенного контроля. Также проанализированы направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова: ЕАЭС, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, формы таможенного контроля.

Abstract

The article analyzes the current trends in the development of post-customs control. The directions of improving customs control after the release of goods were also analyzed.

Keywords: EAEU, customs control, customs control after the release of goods, forms of customs control.

Ссылка для цитирования: Агапова А.В., Кочкаров Р.Х. Современные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7. - № 4(28). - С. 16-21. - EDN

Ускорение совершения таможенных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, повышение эффективности таможенного контроля, и сокращение временных издержек таможенного декларирования, является одной из основ совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ТКПВТ). А также способствует соблюдению баланса между развитием внешнеторговых отношений государств-членов ЕАЭС и обеспечением экономической безопасности государств в современных условиях. Автоматизируя процессы осуществления таможенного контроля, появляется возможность выявлять большее количество нарушений законодательства ЕАЭС за меньший период времени, а также, применяя современные технологии и программные средства, появляется возможность отслеживать незаконное перемещение товаров и транспортных

средств на территории государств-членов ЕАЭС.

В Распоряжении Правительства РФ [1] отражены основные цели формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ (рис.1)

Эффективность деятельности таможенных органов (далее - ТО) осуществляется путем надзора и контроля правоприменительной деятельности ТО с целью оценки выполнения, поставленных задач согласно стратегии развития. В Стратегии выделяют четыре основных направления совершенствования таможенного контроля.

Так, одной из первостепенных задач является минимизировать риски нарушения таможенного законодательства, путем применения автоматизированных технологий, которые, в свою очередь способствуют автоматическому выбору объектов ТКПВТ, что снижает нагрузку с должностных лиц таможенных органов (далее - ДЛТО) [2].

соверш ен ствование минимизация

организации и проведения рисков

ТКПВТ, нарушения

контроля за ввозом и оборотом таможенного

товаров на внутреннем рынке законодательства

пр Е1 м енение а этоматн з Е1 рованныз технологий для автоматического выбора объектов ТКПВТ

реализация электронного документооборота ме;иу промряешчн . шп 4 чн н таможенными органами

создание н внедрение инструмента таможенного контроля таможенный мониторинг

! упрощение аиминнстратиЕньп

проиел^'р Е1 устранение негативные послетствнёк в том числе в вите добровольной уплаты _та моженньи плат е^ей_,

реалюаЕ1Е1н возможностее использования проверяемыми лицами результатов таможенного мониторинга

лля самостоятельной опенки и ^ минимизации таможенные рисков

оиЕБыа □ елтельво:те сщ] блеленных

наггегорив При В Еря БМЫЗ Л Н11 31 пуелчет нл«нгнфнкяим>: тамакевньа рисков в опр&лелегня ул уровня

реализация и обеспечение функционирования системы лрослеалваемосгн движения товаров

:квознон контроль

товаров на территории РФ и

таможенной герриторнЕЕ ЕАЭС

реализация конечному потреоителю с учетом информаииЕЕ о трансграничной торгоьте

формирование института таможенного аудита

учитывает данные в

случаях

неоозсодкмости

предо став ля емых

при таможенном

контроле упрощении

летальный анализ внеси неторговых

операций ^■частников ВЭЛ

бухгалтерская отчетность

иные вил ье и формы взаныаценствни участников ВЭЛ с контрагентами и иными государственными органами власти

Рис.1. Основные цели формирования новых подходов к организации и проведению ТКПВТ [1]

Электронный документооборот производится на базе таких программных средств, как ЕАИС и АИСТ - М. Таможенный мониторинг применяется в качестве помощи участникам ВЭД в определении их уровня риска, таким образом проверяемые лица могут самостоятельно оценивать свой уровень риска и следить за соблюдением

законодательства и обеспечивать своевременную уплату таможенных платежей. Функционирование системы прослеживае-мости товаров позволяет отследить движение товара после его выпуска и обеспечить сбор, хранение и учет сведений об этих товарах с целью сокращения ввоза и движе-

актуализаотя и разраоотка нормативной правовой вазы, обеспечивающей организацию и проведение ТКПВТ на основе ОТ, б гпы числе по вопросам функционирования и совершенствования

системы прослежнваемостн движения товаров

расширение практики

автоматического { 2В: омэтизир о ванного) выбора объектов ТКПЗТ (ли. в отношении ылорых планируется проведение ГКПЗТ;

повышение уровня автоматизации процессов ТКПВТ за внедрения технологии удаленного доступа

к сведениям из информационных систем учета участников ЗЭД: б отношении которых таможенным законодательством предусмотрено применение удаленного доступа

аиуатизация и расширение направлений проведения таможенного контроля в рамках смешения таможенного контроля ; этапа та:, юже ннс го д екларнр ования до выпуска товаров иг зггт после выпуска товаров

участе в совершенствовании системы прослежнваемостн тсБарзв

внедрение н использование системы прослежиьаемосш товаров при выссре объектов

ткпвт

со верш е не тзо ванне рис к-орие н тиров энного по^хо^а при выборе ооъе:-;тоЕ ТКПВТ- внедрение и использование системы прослежнваемостн товаров при вьюоре объектов ТКПВТ

совершенствование электронного документооборота при

проведении таможенного контроля

Рис.2. Задачи реализации новых подходов применения ТКПВТ

ния товаров с нарушением таможенного законодательства. Таможенный аудит минимизирует риски внешнеэкономических сделок, проверяет подлинность и законность финансовой отчетности, а также способствует усилению надзорной экономической деятельности, в рамках которой ТО повышают эффективность административных подразделений [3]. Наиболее подробно задачи реализации новых подходов представлены на рисунке 2.

Исходя из анализ применения форм таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ФТК ПВТ), таможенная проверка является единственной формой таможенного контроля, которая применяется исключительно после выпуска товаров, именно

поэтому ТО уделяют много внимания на совершенствование данной формы контроля.

Проведя анализ результатов применения ФТК ПВТ на уровне ФТС России согласно стратегии развития до 2030 года, установлено, что основной формой 20172022 г. являлась именно ТП (рис. 3). Поэтому, далее подробно проведем анализ проведения такой формы таможенного контроля.

Проанализируем результаты проведения ТКПВТ за периоды 2017-2021 гг. Проведя анализ, установлено, что в среднем на одну таможенную проверку приходится примерно 9 357 454 миллиона руб., взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов.

Соотношение проверочных мероприятий и таможенных

= II С" I. I- 1;

всего проверочных мероприятий * из ннх: таможенная проверка

Рис.3. Статистика проверочных мероприятий ТКПВТ и таможенных проверок, проведенных ФТС

России, количество мероприятий [4]

Таблица 1

Отличия камеральной таможенной проверки от выездной

Признаки таможенной проверки Камеральная Выездная

разделение на виды плановая, внеплановая, встречная

периодичность проведения е отношении одного участника ВЭД оез ограничений 1. плановая - 1 раз в год: - е отношения УЭО - 1 раз в три года; 2. внеплановая н встречная - без ограничений

срок проведения ЕЮ календарных дней 2 месяца

возможность продления 120 календарных дней 1 месяц

приостановление срока не предусмотрено 9 месяцев

Несмотря на то, что количество ТП снижается, доля сумм взысканных таможенных платежей увеличивается прямо пропорционально снижению количеству проводимых проверок

Таможенные проверки бывают двух видов: камеральная (далее - КТП) и выездная. Исходя из анализа нормативно-правовой базы проведения таких проверок разработана таблица, отражающая основные отличия таких проверок (таблица 1)

КТП назначается начальником ТО, проводившего проверку, проверяемому лицу направляется уведомление о проведении данной формы контроля.

Выездная таможенная проверка (далее - ВТП) проводится непосредственно с выездом к проверяемому лицу. ТО выезжает к месту нахождения юридического лица, а также на его фактический адрес осуществления деятельности.

На рисунке 4 представлены шаги, направленные на упрощение торговли и ведение бизнеса участниками ВЭД (рисунок 4).

Реализация изложенных выше шагов позволяет повысить эффективность таможенного контроля в целом.

К таким направлениям относятся: автоматизация выбора объектов ТКПВТ, внедрение таможенного аудита и таможенного мониторинга, использование системы управления рисками (далее - СУР) и применение технологии «цифрового двойника» (далее - Модель). Помимо ключевых

направлений совершенствования и повышения результативности ТКПВТ следует также выделить и сложности в реализации электронного взаимодействия ТО с участниками ВЭД в рамках ТП, которые способствуют возникновению цифровых технологий в деятельности подразделений ТКПВТ и электронного взаимодействия с заинтересованными лицами. Одной из проблем совершенствования ТКПВТ является проблема по выбору объектов таможенного контроля, поэтому в 2021 году была разработана и утверждена модель по выбору объектов таможенного контроля на основе технологии «цифровой двойник» участни-

ков ВЭД. В настоящее время проводится работа по ее автоматизации [5].

Также необходимо отметить, что создается национальная система прослеживае-мости движения товаров от их ввоза на территорию государств-членов ЕАЭС и их убытия с этой территории. Данная система позволяет обеспечить качественно новый уровень ТКПВТ.

Развитие информационных технологий является одним из целевых направлений усовершенствования деятельности таможенной службы.

Необходимость совместной и слаженной работы ФТС России с другими государственными контролирующими органами необходима с целью минимизации рисков нарушения законодательства в различных сферах. В рамках межведомственного электронного взаимодействия ФОИВов на дан-

увеличение доги добросовестных участников ЕЗ^] гереход на эгектронный документооборот при проЕеденли ТКПВТ

1 1

модернизация СУР -ри осуществлен!« ТКПВТ пересмотр возможностей использования методов аудита гри проведении ТКПВТ

1 1

расинрете практики приме-ения непрерывного тамюженнопо контроля применение системы е'лно--; о:ча. включающего взаимодействие ТО че только с ичыми государственными органа»« исполнительной вгасти. -с и с участниками БЭЦ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Шаги, направленные на упрощение торговли и ведение бизнеса участниками ВЭД при реализации ТКПВТ

ном этапе уже прослеживаются взаимосвязанные выявления нарушения законодательства.

Взаимодействие ФТС и ФНС России имеет особое значение в общей системе межведомственного взаимодействия ФО-ИВов. ФНС России выявляет нарушения налогового законодательства, а с точки зрения таможенных нарушений - недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости при ввозе товаров. В свою очередь Росинфомониторинг также выявляет нарушения в части контроля таможенной стоимости. Нарушения в области безопасности продукции иностранного оборота и правомерность ее нахождения на территории государств-членов ЕАЭС контролирует Роспо-требнадзор [6]. Каждый ФОИВ в условиях развития технологий ориентирован на максимальную автоматизацию и цифровиза-цию.

Информация, предоставляемая от различных ФОИВов, может также использоваться в справочниках, в программном средстве АИС «ЦРСВЭД», а также поспособствует улучшению методик выбора объектов ТКПВТ. В сегменте успешной реализации проводимых СКМ уровень совместной работы, сбор и анализ поступающей информации о лицах и проводимых проверках имеют ключевое значение. Применяя данные, полученные от Минпромторга относительно ГИС МТ, данные проверок ФНС России и Роспотребнадзора, можно построить алгоритм анализа по выбору объектов ТКПВТ. Также одной из проблем, с которой сталкиваются не только ТО, но ФНС России

является существование фирм-однодневок, а база данных МВД России может поспособствовать их выявлению и устранению.

Таким образом, на порядок применения ФТКПВТ оказывает влияние степень развития сотрудничества ФТС России с иными контролирующими органами, уровень их доверия друг другу, уровень технического и технологического развития информационных технологий государств, способность обеспечения безопасности серверных данных.

Целесообразно отметить, что каждая ФТКПВТ является неотъемлемой частью совершения таможенных операций, несмотря на общую цель, является уникальной и заслуживает отдельного внимания и разработки предложений по их совершенствованию. При этом, проведение ТП является одним из наиболее перспективных направлений развития ТКПВТ. Помимо этого, практическая реализация «Цифрового двойника», кросс-бордерных проверок, программ по защите данных ФТС России и участников ВЭД не может в полной мере осуществляться без взаимных Протоколов, Соглашений и комплексного подхода к осуществлению деятельности всеми участниками процесса, в том числе, в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до 2030 года в нескольких аспектах.

Таким образом, в статье проанализированы современные тенденций развития посттаможенного контроля. Выявлены направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»

2. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. ^стема управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. -2019. - Т. 7, № 4. - C. 96-100. - DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. - EDN BKOSTQ.

3. Agapova A.V. Possibilities of application of foreign experience of post-clearance customs control in Russia // Proceedings of the 29th I IBIMA -Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, Vienna, 03-04 мая 2017 года. - Vienna: IBIMA, 2017. - P. 918-923.

4. Мантусов В.Б., Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Данько Д.Ю. Цифровой фактический контроль: тренд современности. - Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В. Б. Боб-кова филиал. - Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, 2019. - 200 с. - ISBN 978-59590-1113-0. - EDN FERUEO.

5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019, 2020, 2021 годах году. - [Электронный ресурс]. -URL: customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/

6. Афонин Д.Н. Пути совершенствования системы управления рисками в практике осуществления отдельных видов государственного контроля таможенными органами // Бюллетень инновационных технологий. - 2018. - Т. 2, № 4(8). - С. 5-7. - EDN YNUHCH.

7. Денисов С.Г. Технологии сбора и обработки данных для создания цифровых двойников

Бюллетень инновационных технологий

// Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т.7. - № 2(26). - С.12- 17. - EDN ZKGLQC

8. Improving edge computing using the power of digital twin technology. - URL: www.challenge.org/ insights/digital-twin-edge-computing.

Поступила в редакцию 02.10.2023

Сведения об авторах:

Агапова Анна Вячеславовна - доцент кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук, доцент, e-mail: av_agapova@rambler. ru

Кочкаров РашидХасанбиевич - профессор кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор сельскохозяйственных наук, доцент, email: kochkarov-rk@ranepa.ru

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.