Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ'

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕАЭС / CUSTOMS CODE OF THE EAEU / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ / THE CUSTOMS VALUE OF GOODS / ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ / ПРИМЕЧАНИЯ ОТСЫЛОЧНЫХ НОРМ / NOTES OF REFERENCE RULES / REFERENCE RULES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагин Валерий Денисович

Рассматриваются положения статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и новые подходы к определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: NEW APPROACHES TO THE DETERMINATION OF CUSTOMS VALUE OF GOODS

Discusses the provisions of article 38 of the Customs code of the Eurasian economic Union and new approaches to the determination of customs value of goods imported into the customs territory of the Eurasian economic Union.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ»

УДК 339.543.2

В. Д. Вагин

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Рассматриваются положения статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и новые подходы к определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Таможенный кодекс ЕАЭС, определение таможенной стоимости товаров, отсылочные нормы, примечания отсылочных норм.

В январе 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). При этом основные нормы правовых положений о таможенной стоимости ввозимых товаров, регламентированные нормами ТК ЕАЭС, условно можно разделить на следующие составляющие [1]:

1) определение таможенной стоимости;

2) заявление таможенной стоимости;

3) таможенный контроль таможенной стоимости до выпуска товаров (при таможенном декларировании);

4) таможенный контроль таможенной стоимости после выпуска товаров (после таможенного декларирования).

В связи с этим, с нашей точки зрения, необходимо более детально разобраться в тех положениях, которые установлены статьей 38 ТК ЕАЭС «Общие положения о таможенной стоимости товаров», нормы которой привнесут в практику определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (далее — определение таможенной стоимости). Учитывая сказанное, речь пойдет о тех изменениях, которые после вступления в силу ТК ЕАЭС произойдут в части определения таможенной стоимости.

Так, пунктом 1 статьи 38 ТЕ ЕАЭС регламентировано, что положения главы 5 ТК ЕАЭС «основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» [1].

Пункт 2 устанавливает, что таможенная стоимость определяется согласно положениям ТК ЕАЭС в отношении товаров впервые помещаемых под таможенную процедуру (за исключением следующих таможенных процедур: таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальной таможенной процедуры).

В пункте 3 говориться о том, что таможенная стоимость не определяется в отношении товаров помещаемых под таможенные процедуры «таможенный транзит», «таможенный склад», «уничтожение», «отказ в пользу государства» и «специальная таможенная процедура». При этом заметим, что в правоприменительной практике применения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) это вызывало определенные сложности у должностных лиц таможенных органов, в связи с

исчислением сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (положения статьи 88 ТК ТС) при заявлении указанных выше таможенных процедур.

Что касается пункта 5 статьи 38 ТК ЕАЭС, то пункт имеет много отсылочных норм. Данными нормами даются разъяснения по определению таможенной стоимости в отношении продуктов переработки, отходов, остатков и оборудования, предназначенного для операций по переработке с учетом особенностей, определяемых Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК). При этом отметим, что таких положений в части определения таможенной стоимости не было ни в указанном выше ТК ТС, ни в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 года [2] (далее — Соглашение). Таким образом, можно утверждать, что установлен особый подход к определению таможенной стоимости для случаев, связанных с необходимостью исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввозимых для переработки.

Рассмотрим более подробно примечания отсылочных норм пункта 5.

Так, пункт 1 статьи 199 ТК ЕАЭС касается продуктов переработки, помещаемых под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», а также исчисления ввозных таможенных пошлин и обязанности по их уплате с момента, регистрации декларации на товары (далее — ДТ), которая была подана для помещения продуктов переработки под указанную таможенную процедуру.

Абзац 2 пункта 1 статьи 209 ТК ЕАЭС касается оборудования, которое было помещено под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее — СТЗ), введено в эксплуатацию и использовалось резидентом специальной экономической зоны (далее — СЭЗ). При последующем помещении оборудования под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», а также товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ под указанную таможенную процедуру «ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины» (далее — пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров) исчисляются по ставкам, действующим на день регистрации ДГ, которая была подана для помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Пункт 2 статьи 209 ТК ЕАЭС касается товаров, которые были изготовлены из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска) и беспошлинной торговли.

При этом при исчислении пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, применяются ставки, действующие на день регистрации ДТ, которая была подана для помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ. Однако в отношении товаров, выпуск которых при их помещении под таможенную процедуру СТЗ произведен до подачи ДТ, при исчисление пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, применяются ставки, действующие на день регистрации заявления о выпуске товаров до подачи ДТ.

При отсутствии же на день регистрации ДГ в отношении товаров, изготовленных из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ при

исчислении таможенных пошлин и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации ДТ, которая была подана для помещения товаров под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления», «таможенный склад», «переработка на таможенной территории», «переработка для внутреннего потребления», «временный ввоз (допуск)» и «беспошлинная торговля».

Пункт 3 статья 209 ТК ЕАЭС касается товаров, которые изготовлены (получены) из иностранных товаров и помещены под таможенную процедуру СТЗ резидентом СЭЗ. Однако при завершении таможенной процедуры СТЗ для передачи их в пользование, владение или распоряжения другому резиденту СЭЗ и помещении этих товаров под таможенную процедуру СТЗ новым владельцем, либо, при передаче таких товаров лицу, не являющемуся резидентом СЭЗ для их вывоза с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров, исчисляются по ставкам, действующим на день регистрации ДТ, которая была подана для помещения товаров под таможенные проце-дуры«выпуск для внутреннего потребления», «таможенный склад», «переработка на таможенной территории», «переработка для внутреннего потребления», «временный ввоз (допуск)» и «беспошлинная торговля».

Абзац 2 пункта 1 статьи 217 ТК ЕАЭС касается оборудования, которое было помещено под таможенную процедуру «свободный склад» (далее — СВС), введено в эксплуатацию и использовалось владельцем СВС для совершения операций, связанных с переработкой. При последующем помещении оборудования под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров, исчисляются по ставкам, действующим на день регистрации ДГ, которая была подана для помещения оборудования под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Пункт 2 статьи 217 ТК ЕАЭС касается товаров, которые изготовлены из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СВС и помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска) и беспошлинной торговли.

При этом при исчислении пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, применяются ставки, действующие на день регистрации ДТ, которая была подана для помещения товаров под таможенную процедуру СВС. Однако в отношении товаров, выпуск которых при их помещении под таможенную процедуру СВС произведен до подачи ДТ, при исчисление пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, применяются ставки, действующие на день регистрации заявления о выпуске товаров до подачи ДТ.

При отсутствии же на день регистрации ДГ в отношении товаров, изготовленных из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СВС при исчислении таможенных пошлин и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации ДГ, которая была подана для помещения товаров под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления», «таможенный склад», «переработка на таможенной территории», «переработка для внутреннего потребления», «временный ввоз (допуск)» и «беспошлинная торговля».

Пункт 3 статьи 217 ТК ЕАЭС касается товаров, которые изготовлены (получены) из иностранных товаров и помещены под таможенную процедуру СВС. При завершении действия таможенной процедуры СВС в связи с передачей прав владе-

ния, пользования, распоряжения данными товарами иному лицу, для помещения их под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления», «переработка на таможенной территории», «переработка для внутреннего потребления», «временный ввоз» и «беспошлинная торговля» пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров, исчисляются по ставкам, действующим на день регистрации ДГ, которая была подана поданной для помещения товаров под таможенные процедуры, указанные выше.

Что касается пункта 6 статьи 38 ТК ЕАЭС, то данный пункт имеет также большое множество отсылочных норм. При этом примечаниями по отсылочным нормам устанавливают положения, когда и при каких обстоятельствах необходимо определять таможенную стоимость, связанных с возникновением обязанности «по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин» (далее — обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров). Отметим, что таких положений в части определения таможенной стоимости в зависимости от обстоятельств, при которых возникает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, не было ни в указанном выше Соглашении, ни в ТК ТС. Кроме того, поясняется, что таможенная стоимость определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, определяемых ЕЭК.

Рассмотрим более подробно примечания отсылочных норм пункта 6.

Так, пунктом 5 статьи 72 ТК ЕАЭС определена обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. То есть речь идет о том, когда эта обязанность возникает, прекращается и, что подлежит исполнению в порядке, установленном статьей 56 ТК ЕАЭС «Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, срок их уплаты и особенности исчисления».

Пунктом 11 статьей 137 ТК ЕАЭС определяется обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», выпуск которых произведен до подачи декларации на товары и в отношении товаров декларация на товары не подана до истечения срока, указанного в пункте 16 статьи 120 ТК ЕАЭС. Однако в отношении тех же товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор (далее — УЭО), — до истечения срока, указанного в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС.

Пунктом 12 статьи 198 ТК ЕАЭС определяется обязанность по уплате (кроме таможенных пошлин) налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, выпуск которых произведен до подачи ДГ и в отношении которых декларация на товары не подана до истечения срока, указанного в пункте 16 статьи 120 ТК ЕАЭС. Однако в отношении тех же товаров, но декларантом, которых выступает УЭО, — до истечения срока, указанного в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС.

Далее рассмотрим обстоятельства, при наступлении которых, таможенная стоимость также определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС.

Так, пункт 4 статьей 91 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, исходя из обстоятельств, которые связаны:

1) с недоставкой товаров в место прибытия;

2) с утратой товаров в месте прибытия (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

3) с вывозом товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без помещения их на временное хранение или без выпуска товаров в месте прибытия.

Пункт 3 статьи 97 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в случае утраты иностранных товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС до фактического пересечения таможенной границы ЕАЭС (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС).

Пункт 4 статьи 103 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, при наступлении обстоятельств в зависимости от лиц, осуществляющих их перевозку и временное хранение.

Так, для перевозчика (или иного лица), обладающего полномочиями в отношении товаров, которые представили документы для помещения их на временное хранение обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, возникает:

1) в случае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их на складе временного хранения (далее — СВХ) или принятия их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

2) в случае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю (или иному лицу) без разрешения таможенного органа до размещения их на СВХ либо принятия их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся СВХ.

Для лиц, осуществляющих временное хранение товаров в месте, не являющемся СВХ обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, возникает:

1) в случае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их в месте, не являющемся СВХ (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

2) в случае передачи товаров, которые были помещены на временное хранение, получателю (или иному лицу) без разрешения таможенного органа до размещения их в месте, не являющемся СВХ.

Для владельцев СВХ либо лиц, осуществляющих временное хранение товаров в месте, не являющемся СВХ обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, возникает:

1) в случае утраты товаров, хранящихся на СВХ или в месте, не являющемся СВХ (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

2) в случае передачи товаров, хранящихся на СВХ или в месте, не являющемся СВХ, получателю (или иному лицу) без разрешения таможенного органа;

3) в случае использования товаров, которые хранятся на складе получателя товаров, не в целях их временного хранения.

Пункт 5 статьи 153 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в случае, если товары не доставлены в место доставки в установленный таможенным органом, срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры «таможенного транзита» не завершено, а также, если товары доставлены в таможенный орган, отличный от таможенного органа назначения.

Пункт 6 статьи 162 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, при наступлении обстоятельств в зависимости от лиц, осуществляющих таможенное декларирование товаров и их хранение на таможенном складе (далее — ТС).

Так, у декларанта обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, возникает:

1) в случае утраты товаров до размещения их на ТС (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

2) в случае утраты или передачи товаров иному лицу до завершения действия таможенной процедуры «таможенный склад», если хранение товаров осуществлялось не на ТС (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

3) в случае вывоза товаров за пределы мест хранения, если хранение их осуществлялось не на ТС в соответствие с пунктом 4 статьи 155 ТК ЕАЭС.

У владельца ТС обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, возникает:

1) в случае утраты товаров (за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

2) в случае выдачи товаров с ТС без представления ему документов, подтверждающих завершение действия таможенной процедуры «таможенный склад».

Пункт 3 статьи 241 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в случае невывоза с таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру «реэкспорт», до истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 240 ТК ЕАЭС (четыре месяца со дня, следующего за днем помещения товаров под таможенную процедуру «реэкспорт»).

Пункт 8 статьи 279 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП) при наступлении следующих обстоятельств:

1) в случае совершения действий, указанных в пункте 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, а именно:

а) использование временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки(за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС, которые указанных в пунктах 5, 7 и 8 статьи 275);

б) передача временно ввезенных ТСМП иным лицам, в том числе в аренду (или субаренду), за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС, связанных с передачей ТСМП для технического обслуживания, ремонта и (или) хранения, с передачей ТСМП в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории ЕАЭСТСМП, с передачей временно ввезенного железнодорожного

ТСМП и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров в случаях, предусмотренных пунктом 9» статьи 275;

2) в случае утраты временно ввезенных ТСМП(за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС).

Пункт 4 статьи 280 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в отношении временно вывозимых (временно вывезенных) ТСМП при наступлении следующих обстоятельств:

1) в случае утраты временно вывезенных ТСМП, являющихся товарами ЕАЭС;

2) в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные ТСМП, являющиеся товарами ЕАЭС, без помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру «экспорт».

Пункт 4 статьи 284 ТК ЕАЭС устанавливает обязанность по уплате пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, в отношении товаров, выпущенных в качестве припасов при наступлении следующих обстоятельств:

1) в случае утраты иностранных товаров, декларируемых (выпущенных) в качестве припасов(за исключением случаев, определяемых ТК ЕАЭС);

2) в случае использования иностранных товаров на таможенной территории ЕАЭС в целях, не предусмотренных главой 39 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС припасов».

Что касается пункта 7 статьи 38 ТК ЕАЭС, то он устанавливает случаи, когда товары, помещенные под одну из таможенных процедур, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру. В этом случае таможенной стоимостью таких товаров будет таможенная стоимость, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру. При этом, если в ДГ были внесены изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров, то таможенная стоимость определяется с учетом внесения таких изменений. Кроме того, таможенная стоимость при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры «реэкспорт», для завершения действия таможенной процедуры «таможенный склад» определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, определяемых ЕЭК.

Пункт 8 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что таможенная стоимость определяется в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором в соответствии со статьей 61 «Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов» и пунктом 7 статьи 74 «Сроки и порядок уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин» ТК ЕАЭС подлежат уплате пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров,

Пункт 9 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что определение таможенной стоимости не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости. При этом заметим, что данный пункт применялся ив пункте 2 статьи 2 Соглашения [2].

Пункт 10 соответствует пункту 3 статьи 2 Соглашения. Данный пункт устанавливает, что таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Заметим, что такая регламентация была и в ТК ТС (пункт 4 статья 65).

Пункт 11 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что процедуры определения таможенной стоимости должны быть общеприменимыми (не различаться в зависимо-

сти от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов). Норма данного пункта также соответствует пункту 3 статьи 2 Соглашения.

Пункт 12 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что процедуры определения таможенной стоимости не должны использоваться в целях борьбы с демпингом. То есть данная норма соответствует пункту 4 статьи 2 Соглашения.

Пункт 13 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что положения главы 5 ТК ЕАЭС «не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров» [1]. Заметим, что текст данного пункта немного переработан, но, тем не менее, соответствует пункту 5 статьи 2 Соглашения.

Пункт 14 статьи 38ТК ЕАЭС закрепляет право определения таможенной стоимости только за декларантом. Исключение составляют случаи (пункт 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 ТК ЕАЭС), когда пошлины и налоги, взимаемые при ввозе товаров, исчисляются таможенным органом. В этих случаях таможенная стоимость определяется таможенным органом.

Пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что основой таможенной стоимости должна быть стоимость сделки с ввозимыми товарами, т.е. определяемая с использованием метода 1. В случае же невозможности определения таможенной стоимости по методу 1, определять ее следует, применяя последовательно методы 2 и 3 (по стоимости сделки с идентичными товарами и по стоимости сделки с однородными товарами. При этом заметим, что в таких случаях при выборе основы для определения таможенной стоимости, декларант может обратиться в таможенный орган за консультациями, которые проводятся между декларантом и таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании. В свою очередь ,при невозможности использования методов 2 и 3, декларант может применять все остальные методы: метод 4 (вычитания), метод 5 (сложения), метод 6 (резервный). Причем декларант при определении таможенной стоимости имеет право выбрать очередность применения методов 4 и 5.

Пункт 16 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что в случае если при таможенном декларировании товаров точная величина таможенной стоимости не может быть определена (отсутствуют документы, содержащие точные сведения, необходимые для ее расчета), то допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости на основе имеющихся у декларанта документов и сведений. Такая таможенная стоимость определяется как «предварительная величина таможенной стоимости товаров». Причем исчисление и уплата пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, осуществляется исходя из заявленной предварительной величины таможенной стоимости.

При этом в случаях, предусмотренных ЕЭК, порядок отложенного определения таможенной стоимости, который включает как случаи отложенного определения таможенной стоимости, так и особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании отложенного определения таможенной стоимости, а также особенности заявления сведений о предварительной

величине таможенной стоимости, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости, особенности контроля таможенной стоимости, определяется ЕЭК и законодательством государств-членов ЕАЭС.

Что касается пункта 17 статьи 38 ТК ЕАЭС, то он взят из пункта 3 статьи 1 соглашения.

Пункт 18 статьи 38 ТК ЕАЭС устанавливает, что положения главы 5 ТК ЕАЭС не применяются в отношении товаров, ввозимых для личного пользования.

Пункт 19 статьи 38 определяет, что предварительные решения применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, могут приниматься, если данное положение установлено национальным законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Таким образом, подводя итог проведенному анализу положений статьи 38 ТК ЕАЭС, можно утверждать, что отсылочных нормосталось достаточно много. Однако, как показывают рассмотренные примечания отсылочных норм, они стали качественно другими, что, во-первых, не меняет доступа иностранных товаров на рынок ЕАЭС, во-вторых, нормы статьи 38 обеспечивают единообразные подходы и единые требования таможенных органов к определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. И, в-третьих, таможенные правоотношения по определению таможенной стоимости товаров в основной своей части урегулированы на наднациональном уровне, то есть ТК ЕАЭС и решениями, принимаемыми ЕЭК.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11 апреля 2017 года) [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 01.11.2017).

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 01.11.2017).

Об авторе

Вагин Валерий Денисович — кандидат экономических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой таможенных платежей и валютного контроля, факультет таможенного дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

E-mail: [email protected]

V. D. Vagin

CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: NEW APPROACHES TO THE DETERMINATION OF CUSTOMS VALUE OF GOODS

Discusses the provisions of article 38 of the Customs code of the Eurasian economic Union and new approaches to the determination of customs value of goods imported into the customs territory of the Eurasian economic Union.

Key words: the Customs code of the EAEU, the customs value of goods, reference rules, notes of reference rules.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Vagin Valery Denisovich — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Acting Head of Department of Customs Payments and Currency Control, Department of Customs, Russian Academy of National Economy and State Service Under the President of Russian Federation, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.