Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ВЫПУСКАДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ НА ТОВАРЫ / ИСЧИСЛЕНИЕ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ / НАЛОГОВ / PROCESSING PRODUCTS / CUSTOMS PROCEDURE FOR ISSUANCE FOR DOMESTIC CONSUMPTION / DECLARATION OF GOODS / CALCULATION OF IMPORT CUSTOMS DUTIES / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагин Валерий Денисович

Рассматриваются нормы положений таможенного законодательства Евразийского экономического союза в отношении продуктов переработки, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PECULIARITIES OF CALCULATINGCUSTOMS DUTIES, TAXES REGARDING PRODKUTS PROCESSING

The norms of the provisions of the customs legislation of the Eurasian EconomicUnion are considered with respect to processing products placed under the customs procedure for release for domestic consumption.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ»

УДК 339.543.2

В. Д. Вагин

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ

Рассматриваются нормы положений таможенного законодательства Евразийского экономического союза в отношении продуктов переработки, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ключевые слова: продукты переработки, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, декларация на товары, исчисление ввозной таможенной пошлины, налогов.

Термин «таможенная процедура» характеризует нормы положений, которые определяют условия и правила, обязательные для соблюдения при совершении различных таможенных операций, как на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — ТТ ЕАЭС), так и за ее пределами [1, подпункт 34 пункт 1 статья 2].

В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), который вступил в действие с 1 января 2018 года, предусматривается три вида таможенных процедур, определяющих порядок совершения таможенных операций с товарами, помещаемыми для проведения переработки, внутри или за пределами ТТ ЕАЭС. Правовое регулирование вопросов, связанных с применением таможенных процедур переработки как на ТТ ЕЭАС и для внутреннего потребления, так и вне ТТ ЕАЭС, осуществляется на двух уровнях. Первый уровень правового регулирования — наднациональный, второй — национальный. В рамках наднационального уровня действуют правила, установленные ТК ЕАЭС и международными договорами, поэтому данный уровень еще определяют как международный уровень регулирования. Что касается национального регулирования, то в Российской Федерации национальное регулирование основывается на федеральных законах Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, поэтому в литературе его определяют также как государственный уровень регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 ТКЕАЭС, таможенная процедура переработки вне таможенной территории (далее — ТП ПВТТ) — это таможенная процедура, применяемая в отношении товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары вывозятся с ТТ ЕАЭС в целях получения в результате совершения операций по переработке вне ТТ ЕАЭС продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на ТТ ЕАЭС, без уплаты в отношении таких товаров ЕАЭС вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой [1]. При этом следует обратить внимание, что, во-первых, для помещения товаров ЕАЭС под ТП ПВТТ таможенная декларация подается лицом, получившим разрешение на переработку товаров вне ТТ ЕЭС, во-вторых, то-

вары, помещенные под ТП ПВТТ и фактически вывезенные с ТТ ЕАЭС, утрачивают статус товаров ЕАЭС [1, пункт 2 статья 176]. То есть статус товаров ЕАЭС утрачивается при фактическом пресечении таможенной границы ЕАЭС, и ввозится на ТТ ЕАЭС товары будут как иностранные. Поэтому результатом применения таможенной процедуры будут являться товары, не имеющие ограничений в использовании на ТТ ЕАЭС. Таким образом, применение ТП ПВТТ заключается в том, что определенные товары ЕАЭС, при возникновении такой необходимости, могут быть вывезены за пределы ТТ ЕАЭС с целью совершения операций по переработке вне ТТ ЕАЭС в установленные сроки с последующим ввозом продуктов переработки на ТТ ЕАЭС.

При этом предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин при помещении товаров ЕАЭС под ТП ПВТТ не требуется, а срок переработки товаров определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров вне ТТ ЕАЭС, и не может превышать 2 года (без дальнейшего продления) [1, пункт 3 статья181]. Однако у декларанта возникает обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров ЕАЭС, помещаемых под ТП ПВТТ, с момента регистрации таможенным органом декларации на товары [1, пункт 1 статья 185]. Уплата ввозных таможенных пошлин будет связана с утратой товаров, до завершения действия ТП ПВТТ, а также с незавершением действия ТП ПВТТ. Поэтому, по завершении операций переработки, продукты переработки требуется ввести обратно. Следует обратить внимание, что при завершении ТП ПВТТ в ТК ЕАЭС прямо устанавливается возможность помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (далее — ТП ВВП) [1, пункт 1 статья 184]. Причем, как следует из ТК ЕАЭС, при завершении ТП ПВТТ может быть получена только одна категория товаров, которая идентифицируется как «продукты переработки», которые, в свою очередь, должны соответствовать указанным в полученном разрешении на переработку.

Однако заметим, что допускается и помещение иностранных товаров под ТП ПВТТ, но только в двух случаях. Первый случай связна с товарами, условно выпущенными при применении ТП ВВП (Импорт 40) с ограничением по пользованию (например, в уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями) и только если переработкой вне ТТ ЕАЭС является ремонт. Второй случай связан с временным вывозом товаров также для целей ремонта (например, судов), но только без изменений технических свойств вывозимых товаров.

Что касается ТП ВВП, то в соответствии с пунктом 1 статьи 188 ТК ЕАЭС это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на ТТ ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС [1].При этом заметим, что ТП ВВП может являться основной, когда товары после пересечения таможенной границы ЕАЭС помещаются под данную таможенную процедуру впервые. Вместе с тем данная таможенная процедура может являться и завершающей, когда товары, помещаемые под иные таможенные процедуры, затем выпускаются для внутреннего потребления на ТТ ЕАЭС. В случае применения к продуктам переработки, полученных в результате переработки вне ТТ ЕАЭС, ТП ВВП будет завершающей. Причем статьей 186 ТК ЕАЭС устанавливаются особенности исчисления

и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки при их помещении под ТП ВВП.

Рассмотрим эти особенности. Так, при помещении продуктов переработки под ТП ВВП ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из стоимости операций по переработке вне ТТ ЕАЭС. При этом стоимость операций по переработке (переработка или обработку товаров; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию.) вне ТТ ЕАЭС определяется как совокупность фактически понесенных расходов на: операции по переработке (ремонту); иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта), если они не включены в расходы на операции по переработке (ремонту) [1, пункт 2 статья 186].

Далее проанализируем нормы положений статьи 186 ТК ЕАЭС, которые устанавливают особенности исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

Так, в случае если заявленная при таможенном декларировании продуктов переработки стоимость операций по переработке вне ТТ ЕАЭС не подтверждена документально либо представленные документы не подтверждают заявленные сведения о стоимости таких операций, то стоимость операций будет определяться как разность таможенной стоимости продуктов переработки и стоимости товаров, помещенных под ТП ПВТТ. То есть продукты переработки подлежат обложению ввозной таможенной пошлиной, причем она должна исчисляться исходя из стоимости переработки вывезенных товаров, а если ее установить невозможно, то ввозная таможенная пошлина должна исчисляться в виде разности между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров, который были помещены под переработку вне ТТ ЕАЭС. При этом применяются ставки ввозной таможенной пошлины, которые действовали на день помещения продуктов переработки под ТП ВВП.

В случае если к продуктам переработки применяются специфические ставки ввозных таможенных пошлин, то сумма подлежащих уплате ввозной таможенной пошлины определяется как произведение суммы ввозной таможенной пошлины, исчисленной по специфической ставке в отношении продуктов переработки, на соотношение стоимости операций по переработке вне ТТ ЕАЭС к таможенной стоимости продуктов переработки, как если бы продукты переработки помещались под ТП ВВП. В случае исчисления налогов в отношении продуктов переработки при их помещении под ТП ВВП они исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС (национальный уровень регулирования), на территории которого продукты переработки помещаются под ТП ВВП. Так, налог на добавленную стоимость (далее — НДС) будет исчисляться с учетом прироста стоимости товаров, которые получены в результате их переработки. При этом НДС может исчисляться как на основании документов о переработке товаров, так и как разница таможенной стоимости продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных на переработку. В случае если операцией по переработке вне ТТЕАЭС являлся ремонт вывезенных с ТТЕАЭС товаров, то акцизы (акцизный налог или акцизный сбор) не исчисляются и не уплачиваются. Однако, если операцией по переработке вне ТТ ЕАЭС являлся не ремонт вывезенных с ТТ ЕАЭС товаров, то ак-

цизы (акцизный налог или акцизный сбор) исчисляются исходя из всей таможенной стоимости продуктов переработки, помещаемых под ТП ВВП.

Таким образом, при ввозе продуктов переработки на ТТ ЕАЭС исчисляются и уплачиваются ввозная таможенная пошлина, НДС и акциз (акцизный налог или акцизный сбор) по ставкам в отношении продуктов переработки, помещаемых под ТП ВВП. Однако, с нашей точки зрения, ввозные таможенные пошлины либо вовсе не должны взиматься, либо должны исчисляться на льготной основе, так как данная категория товаров не должна рассматривается как иностранные товары, а, следовательно, в их отношении не должны действовать стандартные для других ввозимых иностранных товаров правила и требования. Тем не менее, при помещении продуктов переработки под ТП ВВП ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с пунктами 1-5 статьи 186 ТК ЕАЭС, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пунктом 7 статьи 186).

Что же касается таможенного декларирования продуктов переработки, полученных в результате совершения операций по переработке вне ТТ ЕАЭС, то в соответствии с пунктом 5 статьи 105 ТК ЕАЭС формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК) в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу ЕАЭС [1]. Причем, что касается порядка заполнения декларации на товары (далее — ДТ), то в соответствии с частью 3 статьи 204 Федерального закона от 29.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что порядок заполнения ДТ устанавливается решением ЕЭК [2].

Как известно, в графе 47 «Исчисление платежей» (далее — графа 47) ДТ указываются сведения об исчислении таможенных платежей (и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы), а также сведения об особенностях их уплаты в соответствии с Классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы [4]. В этой связи порядок заполнения графы 47 ДТ установлен подпунктом 45 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (далее — Инструкция), утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 № 257 (ред. от 27.03.2018 г.) [3]. Таким образом, таможенные платежи при применении ТПВВП исчисляются в графе 47 ДТ. Графа 47 ДТ является графой «платежной», в которой указываются исчисления таможенных платежей. При этом в графе «В» ДТ указываются сумма таможенных платежей, подлежащих уплате с указанием платежных документов (с указанием номера и даты платежного поручения). Для каждого вида платежа (приведенного в графе 47) указывается сумма списания денежных средств, код валюты платежа (код 643 — для Российской Федерации) способ уплаты. В соответствии с подпунктом 45 пункта 15 Инструкции [3], в случае исчисления ввозной таможенной пошлины в отношении продуктов переработки, помещаемых под ТПВВП и образовавшихся в результате совершения операций переработки товаров, помещенных под ТП ПВТТ, если в отношении таких продуктов переработки установлена специфическая ставка ввозной таможенной пошлины, при этом страной происхождения данных продук-

тов переработки является государство, образующее вместе с государством-членом ЕАЭС зону свободной торговли, в основной строке (основных строках) исчисляется ввозная таможенная пошлина, которая подлежала бы уплате при помещении продуктов переработки под ТПВВП без умножения на соотношение стоимости операций по переработке к таможенной стоимости продуктов переработки с указанием в колонке «СП» (специфика платежа) в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кода «УР» (условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов исходя из содержания таможенной процедуры, условиями которой предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов) [6].

При этом в дополнительной первой строке (она же будет являться основной строкой в случае применения тарифной преференции) указываются:

- в колонке «Ставка» — соотношение стоимости операций по переработке к таможенной стоимости продуктов переработки, округляемое по математическим правилам с точностью до четырех знаков после запятой;

- в колонке «Сумма» — произведение суммы таможенной пошлины, указанной в первой строке, на соотношение, указанное в колонке «Ставка» второй строки;

- в колонке «СП» — код «УН» (условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством государств — членов ЕАЭС).

В дополнительной второй строке в колонке «Сумма» указывается цифра «0» (ноль). При этом колонки «Основа начисления» и «Ставка» дополнительной строки не заполняются. В колонке «СП» проставляется код «УМ» (платеж не уплачивается или уплачивается в размере, меньшем исчисленной суммы).

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то, в соответствии с пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК Российской Федерации), при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки НДС, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК Российской Федерации [5]. При этом пунктами 2 и 3 статьи 164 НК Российской Федерации установлено, что налогообложение товаров НДС производится по налоговой ставке 10 % и 18 %.

Причем в соответствии с подпунктом 45 пункта 15 Инструкции [3], если в отношении декларируемых товаров НДС исчисляется и уплачивается до выпуска товаров по сниженной ставке, расчет производится одной (основной) строкой, и в колонке «СП» указывается код специфики платежа «ИУ» (уплата платежа до выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, — до истечения сроков, указанных в пунктах 7, 10 и 11 статьи 137, пунктах 11 и 12 статьи 198 ТК ЕАЭС). Таким образом, исчисление суммы НДС по налоговой ставке 10 процентов в графе 47 ДТ производится одной, то есть основной строкой.

В настоящее время с достаточно высоким развитием специального программного обеспечения, применяемого при таможенном декларировании, исчисление таможенных платежей при заполнении ДТ вручную делать не требуется. Достаточ-

но правильно ввести исходную информацию в соответствующие графы ДТ. Чтобы графа 47 ДТ заполнилась автоматически, нужно предварительно заполнить графу 33 (код товара), в графе 34 указать страну происхождения товара, в графу 42 ввести фактурную стоимость товара, а в графе 22 правильно указать валюту контракта, заполнить графу 36 (преференции) ДТ. При этом в графе 23 должен быть курс валюты ЦБ на день регистрации ДТ, а в графе 1 — код таможенной процедуры. На некоторые товары (в зависимости от кода) еще влияют и масса товара, и количество, поэтому перед исчислением таможенных платежей должны быть заполнены необходимые графы ДТ. Причем, что касается заполнения графы 45, то программное обеспечение, используемое при таможенном декларировании, таможенную стоимость рассчитывает автоматически, когда вводится информация в графу 42 ДТ. При этом графа 45 ДТ при ввозе продуктов переработки (для ввозной таможенной пошлины и налогов) будет включать стоимость ремонта и стоимость транспортировки (в ДТС нужно это должно быть отражено в соответствующих графах). Однако включение транспортных расходов в базу исчисления ввозной таможенной пошлины и НДС будет зависит от условий поставки, указанных при заключении внешнеторгового контракта на переработку вне ТТ ЕАЭС, так как условия поставки могут быть разными при вывозе товаров и обратном ввозе продуктов переработки. Следовательно, таможенная стоимость продуктов переработки будет определяться как сумма стоимости товаров до ремонта, стоимости ремонта и стоимости транспортировки. Причем ввозную таможенную пошлину и НДС рассчитывают только со стоимости работ и транспортных расходов, связанных с доставкой товара до места переработки и обратно, то есть до ТТ ЕАЭС. При этом при расчете основы начисления для НДС размер исчисленной таможенной пошлины не учитывается. В свою очередь, следует обратить внимание на то, что при вывозе товаров на переработку в графе 45 ДТ, поданной при заявлении ТП ПАТТ, должна учитываться балансовая стоимость вывозимых товаров (по данным бухгалтерского учета) и стоимость транспортировки в зависимости от условий поставки, указанных во внешнеторговом контракте.

Таким образом, как показал анализ норм правовых положений наднационального и национального регулирования в отношении применяемой ТП ПВТТ, базой исчисления ввозной таможенной пошлины и НДС продуктов переработки является стоимость операций по переработке. Однако, если стоимость операций по переработки документально установить невозможно, то базой для начисления ввозной таможенной пошлины и НДС является разница между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных товаров, из которых получены продукты переработки. При этом базой исчисления акцизов будет полная стоимость ввозимых товаров, то есть полная стоимость полученных продуктов переработки в результате совершения таможенных операций вне ТТ ЕАЭС.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11 апреля 2017 года) / КоснсультантПлюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 03.04.2018).

2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 27.12.2017) / КоснсультантПлюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (дата обращения: 04.04.2018).

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 27.03.2018) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») / КоснсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101257/ (дата обращения: 15.03.2018).

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. 378 (ред. от 16.01.2018) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» / КоснсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 16.04.2018).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) / КоснсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 05.04.2018).

6. Письмо ФТС Российской Федерации от 01.08.2011 № 05-12/36386 «О направлении информации» / КоснсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_118765/ (дата обращения: 05.02.2018).

Об авторе

Вагин Валерий Денисович — кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана, факультет таможенного дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.

E-mail: vvd1705@gmail.com

V. D. Vagin

TO THE QUESTION OF THE PECULIARITIES OF CALCULATING CUSTOMS DUTIES, TAXES REGARDING PRODKUTS PROCESSING

The norms of the provisions of the customs legislation of the Eurasian Economic Union are considered with respect to processing products placed under the customs procedure for release for domestic consumption.

Key words: processing products, customs procedure for issuance for domestic consumption, declaration of goods, calculation of import customs duties, taxes.

About the author

Vagin Valeriy Denisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Dean, Faculty of Customs, Russian Academy of National Economy and State Service Under the President of Russian Federation, Russia.

E-mail: vvd1705@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.