Секция «Экономика и бизнес»
УДК 336.24
Т. А. Гусейнова Научный руководитель - Т. Е. Фомина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проанализирована роль таможенных платежей на формирование бюджета РФ, а также их влияние на экономическое развитие страны.
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Таможенные пошлины - важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Они используются государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта - это зависит от целей экономической политики. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Однако практика применения в России таможенных платежей за последние пятнадцать лет показывает, что из-за несоответствия потребностям развития экономики и несовершенства механизма их администрирования страна несет значительные потери [4].
Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации.
Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу, а ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ «О таможенном тарифе» Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин [3].
Доля таможенных платежей в федеральном бюджете 2007 года составила почти половину доходной части, в 2008 г. - 4,6 трлн руб., в 2009 г. - свыше 3,4 трлн руб., в 2010 г. - 4,329 трлн руб. пошлин - это на 5,68 % больше, чем прогнозировалось (доходы бюджета России в 2010 г. составили 8,299 трлн руб.).
Таможенные органы выполнили контрольный показатель по перечислениям в бюджет 20 декабря 2010 г. На этот день было собрано 4 трлн 115,46 млрд руб. (На 2010 г. прогнозируемая сумма доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 4 трлн 097,31 млрд руб.)
Годовой план сборов в размере 4,1 трлн руб. за месяц до окончания года выполнен на 93 %. Сопоставляя сборы января-ноября с 11 месяцами 2009 г., таможня рапортует об увеличении сборов почти на 29 % - тогда в госказну было перечислено 2,97 трлн руб.
На выездной коллегии ФТС, прошедшей в пятницу в Нижнем Новгороде, было отмечено, что «первые месяцы работы в рамках единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана существенно не повлияли на формирование доходной части федерального бюджета РФ». Между тем статистика комиссии Таможенного союза и Федерального казначейства фиксирует, что некоторая прибавка к госказне из-за запуска Таможенного союза все же имеется [2].
С 1 сентября 2010 г. в рамках союза действует специальное соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин. Они зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам: РФ достается 87,97 % суммы ввозных пошлин, Белоруссии - 4,7 %, Казахстану - 7,33 %. По данным комиссии Таможенного союза, в рамках этого механизма в первый месяц его применения в сентябре РФ получила 2,05 млрд долл., Белоруссия - 109,4 млн долл., Казахстан -170,9 млн долл.
Статистика Федерального казначейства об исполнении бюджета РФ свидетельствует, что, настояв на своем варианте расщепления пошлин, Россия как минимум не потеряла в доходах. До вступления нового механизма в силу, в июле 2010-го, в госказну поступило 49 млрд руб. ввозных таможенных пошлин, в августе - 55 млрд руб. Сентябрьские расщепленные поступления - 63 млрд руб. На увеличение сборов мог повлиять и сезонный фактор изменения объемов импорта. В октябре, судя уже по статистике ФТС, которая с этого месяца стала выделять расщепленные ввозные пошлины из общего объема, их поступило на 60 млрд руб. В любом случае ввозные пошлины по объему поступлений (в четыре раза в 2010 г.) уступают пошлинам при экспорте, которые остаются основной статьей доходов ФТС [5].
ФТС России проводила системную целенаправленную работу по обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирова-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ния импорта, в частности - по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Каждый таможенник в 2010 г. обеспечил поступление в федеральный бюджет 62,3 млн. руб. Ежедневно в федеральный бюджет поступало таможенных платежей в среднем 17,1 млрд руб.
Больше половины поступлений приходится на таможенные сборы от продажи нефти, металлов и других товаров за рубеж, а также налогообложение импорта. Уже в январе 2011 г. службой было перечислено 313,54 млрд руб. Таким образом, сборы выросли на 28,4 % по сравнению с январем 2010 г., когда таможенными органами было перечислено в казну государства 244,16 млрд руб. [3].
В ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, за 11 месяцев 2010 г. возбуждено 3873 уголовных дела. Это на 29 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение показателя обусловлено, прежде всего, либерализацией уголовного законодательства: крупный размер стоимости незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров увеличился с 250 тыс. руб. до 1,5 млн руб. для целей ст. 188 УК РФ (контрабанда), крупный и особо крупный размеры неуплаченных таможенных платежей - с 500 тыс. руб. до 1,5 млн руб. и с 1,5 млн руб. до 6 млн руб. для целей ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей), крупный размер не-возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте - с 5 млн руб. до 30 млн руб. для целей ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).
Такой высокий уровень таможенных доходов более характерен для развивающихся стран, чем для развитых. Российский таможенный тариф не оптимизирован для реализации ни фискальной, ни регулирующей функций. В современных условиях фискальные задачи не могут являться приоритетными. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.
Несовершенный механизм администрирования таможенных платежей следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам. Уклонение от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом [1]. Таким образом, сегодня таможенные платежи не способствуют в достаточной степени экономическому развитию страны. Однако, Россия применяет меры, увеличивая с 2011 года ввозные таможенные пошлины на продукцию, с целью поддержки отечественных производителей.
Библиографические ссылки
1. Шевель О. Таможню загоняют в рамки // Фи-нанс. 2011. № 4. С. 2.
2. Вислогузов В. Таможенные пошлины на импорт расщепились удачно // КоммерсантЪ. 2010. № 225/П (4525).
3. Новости таможни. URL: http://www.custom-sonline.ru/
4. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы. URL: http://www.customs.ru/ru/
5. Анисимов О. Доходы проекта федерального бюджета // Финанс. 2010. № 12.
© Гусейнова Т. А., Фомина Т. Е., 2011
УДК 330.131.7
В. В. Жеребцова, Э. С. Новикова Научный руководитель - Л. Ф. Ладыгина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РИСКАМИ
Рассматриваются вопросы управления рисками инвестиций, что является особенно актуальным в посткризисный период развития экономики. Приводятся основные подходы к управлению инвестиционными рисками и перспективы развития данной области управления.
Инвестиционная деятельность всегда сопряжена с риском. Риски инвестиций обусловлены невозможностью точного предсказания будущего состояния рынка. Любой инвестор, независимо от того, в какой финансовый инструмент он вкладывает свои средства, принимает на себя определенную степень риска.
Инвестиционный риск - опасность потери инвестиций, неполучения от них полной отдачи, обесценения вложений [1, с. 63].
Как правило, степень риска тесно связана с доходностью выбранного вида инвестирования: чем выше возможные доходы, тем больше риск. В связи с этим
для инвестора, в первую очередь, важно решить вопрос о приемлемом соотношении доходности и риска.
Перед тем как принять решение о работе на финансовых рынках, инвестор должен определить:
- какие результаты он планирует получить и чем готов пожертвовать;
- какой риск для него является приемлемым;
- как скоро понадобятся деньги (минимальный горизонт инвестирования - 1 год, оптимальный - несколько лет; выводя средства через более короткий срок, инвестор рискует не только не получить ожидаемой прибыли, но и оказаться в убытке);