Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННИК ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
ЦВЕТКОВ В.А.,ЗОИДОВ К.Х., ИОНИЧЕВА ВН.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ И
Аннотация. В статье рассматривается моделирование полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет на основе эконометрических методов. В исследовании особое внимание уделяется на управленческие, экономические и институциональные отношения, возникающие между странами участницами ЕАЭС, между таможенными органами и участниками ВЭД стран ЕАЭС в части взимания таможенных платежей. Актуальность исследования обусловлена тенденцией снижения поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, которая, с одной стороны, связана со снижением темпов роста экономики и неблагоприятными условиями для ведения внешнеторговой деятельности; с другой стороны — с применением «серых» схем ввоза товаров и несоблюдением таможенного законодательства. Поэтому назрела необходимость поиска причин недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет и определения объема потерь таможенных доходов в целях увеличения объемов таможенных доходов федерального бюджета. Целью исследования является формирование механизмов определения и регулирования полноты собираемости таможенных платежей на территории стран ЕАЭС для улучшения грузопотоков трансграничных путей сообщения. Выявлены причины снижения объемов поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, связанные с нарушением таможенного законодательства участниками ВЭД, а также со снижением объемов внешней торговли. Проведен анализ действий таможенных органов, контролирующих поступление таможенных платежей. Предложены меры по минимизации «серого» импорта в целях обеспечения полноты поступления таможенных платежей. Проанализированы существующие методы определения полноты поступления таможенных платежей, их преимущества и недостатки. Предложена методика определения полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет на основе совокупности существующих методов. Разработана эконометрическая модель, определяющая уровень расхождений в статистике внешней торговли РФ и стран-торговых партнеров.
Ключевые слова: эконометрическая модель, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, Евразийская экономическая интеграция, таможенная статистика, внешняя торговля, взаимная торговля, таможенные платежи, таможенная служба, таможенные органы, ВВП, Европейский союз, Всемирная торговая организация.
ТУТКОУ У.Л., ZOIDOV К.КН., ЮМСНЕУЛ УМ
MODELLING OF THE COMPLETENESS OF ACCEPTANCE OF CUSTOMS PAYMENTS INTO THE FEDERAL BUDGET BASED ON ECONOMETRIC METHODS. PART I
Abstract. The manuscript discusses modelling of the completeness of acceptance of customs payments in the federal budget based on econometric methods. The study pays particular attention to the managerial, economic and institutional relations that arise between the countries participants of the EEU, between the customs authorities and participants of the Foreign Economic Activity of the EEU countries in the area of charging customs duties. The relevancy of the study is due to the tendency of reducing the acceptance of customs payments in the federal budget which, on the one hand, is connected with the reduction of speed of growth of the economy and unfavorable conditions to continue foreign economic activity; and on the other hand with the use of "grey" schemes of product importing and incompliance with the customs legislation. Therefore, there is a need to find reasons for the shortfalls in customs payments in the federal budget and determining the amount of loss of customs income in order to increase the customs income in the federal budget. The goal of the study is forming mechanisms of determining and regulating the completeness of collecting customs payments on the territory of the EEU countries in order to improve the cargo flow of trans-border lines of communication. The reasons described in the manuscript are those of reduction of volume of customs fees acceptance in the federal budget related to the inobservance of the customs legislation by participants of the cross-border logistics, as well as due to the reduction of volumes of foreign trade. An analysis of actions of the customs authorities controlling the receipt of customs payments has been performed. Measures to minimize the "grey" import in order to provide for the full receipt of customs payments have been suggested. The existing methods of determining complete receipt of customs payments, their advantages and drawbacks have been analyzed. A method of determining the complete receipt of customs payments in the federal budget based on the aggregate of existing methods has been suggested. An econometric model has been developed that determines the level of difference in the statistics of foreign trade of the Russian Federation and its trade partner countries.
Keywords: an econometric model, the foreign trade activity, the Eurasian Economic Union, Eurasian economic integration, customs statistics, foreign trade, mutual trade, the customs fees, the customs service, the customs authorities, the gross domestic product, the European Union, the World Trade Organization.
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 1502-00436 а) и Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-08771 а).
Введение
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тенденцией снижения поступления таможенных платежей (ТП) в федеральный бюджет, которая, с одной стороны, связана со снижением темпов роста экономики и неблагоприятными условиями для ведения внешнеторговой деятельности; с другой стороны — с применением «серых» схем ввоза товаров и несоблюдением таможенного законодательства (ТЗ). Поэтому назрела необходимость поиска причин недопоступления ТП в федеральный бюджет и определения объема потерь таможенных доходов в целях увеличения объемов таможенных доходов федерального бюджета [1-50].
Исследование проблемы полноты собираемости ТП в условиях глобальной нестабильности и циклического развития регулирующих механизмов рынка товаров и услуг требует комплексного и эволюционного подхода, системного исследования причинно-факторных взаимосвязей и взаимовлияний системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного администрирования (ТА). Только комплексное и системное исследование проблем администрирования ТП позволит определить перспективы повышения доходности федерального бюджета, разработать эффективный регулирующий механизм администрирования ТП таможенными органами в условиях Евразийской экономической интеграции и глобальной нестабильности в рамках ВТО [15-17, 37, 44-48].
Снижение доходности федерального бюджета в первой половине 2015 г. свидетельствует о наличии тенденций, недостаточно исследованных как с точки зрения факторов, определяющих эти тенденции, так и с точки зрения их верификации, спецификации и идентификации в системе макроэкономических процессов реальной экономики. Многие противоречия национальной макроэкономической системы являются специфичными, связанными, в т. ч. с ее политическим, социальным, экономическим и транзитным потенциалом. В этой связи одновременные процессы региональной интеграции в рамках ЕАЭС и глобализации обуславливает потребность в масштабном исследовании неоднозначных итогов интеграционного взаимодействия, в определении факторов, способствующих и противодействующих росту доходов федерального бюджета за счет собираемости ТП. Представляется важным исследовать потенциал российской таможенной системы по разрешению возникших противоречий в рамках действующих интеграционных союзов (ТС и ЕАЭС) и процессов глобализации в рамках ВТО. Для решения данных теоретико-методологических и прикладных задач необходима стройная целостная концепция, обосновывающая механизмы повышения эффективности администрирования ТП в РФ и ЕАЭС. В сложившихся условиях многократно возрастает значимость дальнейшего развития методологии и теории развития эффективности регуляторной ациклической политики государства.
Исследование проблемы полноты собираемости ТП будет способствовать усилению позиций России в глобальной экономике, улучшению качественных параметров внешнеэкономической деятельности (ВЭД), повышению вклада таможенной сферы в решение задач модернизации национального хозяйства, что представляется наиболее первостепенной задачей на современном этапе. В условиях открытости российских рынков государству необходимо радикально реформировать систему мер по повышению эффективности государственного ациклического регулирования таможенной сферы в целях повышения объемов поступления ТП в федеральный бюджет.
1. Исследование действующей законодательной базы по вопросу взимания таможенных платежей в ЕАЭС
ВТО признаёт одной из основных задач таможенных администраций сбор доходов (revenue collection) [5]. Основную часть доходов, администрируемых таможенными органами, составляют ТП. ТП представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС [36].
Статьей 70 ТК ТС предусмотрены следующие виды ТП: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; акциз (акцизы), взимаемые (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; таможенные сборы. ТЗ ТС выделяет ввозную таможенную пошлину и вывозную таможенную пошлину.
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННИК ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
Ввозная таможенная пошлина. В отношении ввозных таможенных пошлин с 01 января 2010 г. действует Соглашение от 25.01.2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании». Данным Соглашением установлен порядок формирования Единого таможенного тарифа, виды ставок ввозных таможенных пошлин, применение тарифных льгот, случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, порядок применения ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товаров. В соответствии с указанным Соглашением ввозная таможенная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон. Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» дано определение ставки ввозной таможенной пошлины. Ставка ввозной таможенной пошлины — это размер (величина) ввозной таможенной пошлины.
Таможенным кодексом ТС (далее — ТК ТС) Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды [27]:
1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;
3) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.
При ввозе товаров на таможенную территорию ТС применяются тарифные льготы. Пункт 1 указанной статьи выделяет тарифные льготы как льготы по уплате таможенной пошлины. Согласно п/ 1 статьи 5 Соглашения тарифные льготы — освобождение от уплаты таможенной пошлины или снижение ставки таможенной пошлины.
В соответствии с п. 3 статьи 5 Соглашения допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
- ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТЗ;
- ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
- ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
Кроме того, п. 1 статьи 6 Соглашения «О едином таможенно-тарифном регулировании» установлен перечень товаров, которые освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе из третьих стран (транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; продукция морского промысла судов государств Сторон; валюта государств Сторон и третьих лиц; товары, возимые в качестве гуманитарной помощи, безвозмездной помощи; товары, ввозимые физическими лицами, не предназначенные для предпринимательской и производственной деятельности и пр.).
Помимо указанных выше тарифных льгот в соответствии с п. 7.1. решения Комиссии ТС от 27.11.09 № 130 от ввозной таможенной пошлины при выполнении определенных условий освобождаются моторные транспортные средства, оборудование, ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами, суда, технологическое оборудование и пр.
В соответствии с п. 2 статьи 74 ТК ТС тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) и международными договорами государств — участников ТС. 12 декабря 2008 г. правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Протокол «О единой системе тарифных преференций ТС». Согласно данному протоколу, а также статье 7 Соглашения, перечни развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций ТС, наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций ТС, а также товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждаются Комиссией ТС.
Данные перечни утверждены решением Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. № 130. Кроме того, указанным решением утверждены следующие положения:
- перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним
из государств-членов ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ТС;
- перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия ТС принимает консенсусом.
Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для взимания ввозной таможенной пошлины. В соответствии с международными договорами государств-членов ТС и (или) законодательством государств-членов ТС устанавливаются следующие виды таможенных пошлин: специальные; антидемпинговые; компенсационные. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в рамках ТС призвано обеспечить защиту национального производства, создание условий, способствующих развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции. Защитные меры применяются для устранения негативного влияния импорта товаров на экономики государств-членов ТС, в случае если такое влияние оказывает: возросший импорт (специальная защитная мера); демпинговый импорт (антидемпинговая мера); субсидируемый импорт (компенсационная мера).
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин. Государства- члены ТС заключили Соглашение от 20.05.2010 г. «Об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение)». В соответствии с Соглашением, ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с ТЗ ТС.
О распределении ввозных таможенных пошлин государства-члены ТС договорились следующим образом: Республика Беларусь — 4,70%; Республика Казахстан — 7,33%; Российская Федерация — 87,97%.
Вывозная таможенная пошлина. 25 января 2008 г. между правительствами государств-участников ТС было заключено Соглашение «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран». Соглашение направлено на унификацию в рамках ТС перечня товаров, к которым применяются вывозные таможенные пошлины.
Согласно статье 1 Соглашения, каждое из государств-членов ТС формирует перечень облагаемых товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин и передает Комиссии ТС, которая информирует другие страны-участницы и составляет сводный перечень товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин.
Косвенные налоги. Основными документами, регулирующими вопросы взимания НДС и акцизов при перемещении товаров в рамках ТС, являются Соглашение от 25.01.2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС», Протокол от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС». В соответствии с подпунктом 18 статьи 4 ТК ТС налогами являются НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС. В соответствии с вышеуказанным Соглашением косвенные налоги — НДС и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).
База для исчисления таможенных пошлин. В соответствии со статьей 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика). Согласно п. 3 указанной статьи, налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-участников ТС.
Налоговая база для исчисления акциза в Российской Федерации. Так, статьей 191 Налогового кодекса РФ установлено определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ. В соответствии с указанной статьей налоговая база определяется:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) — как объем ввозимых подак-
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННИК ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
цизных товаров в натуральном выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: их таможенной стоимости; подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК РФ.
Налоговая база для исчисления НДС в Российской Федерации. Что касается определения налоговой базы НДС при ввозе товаров на территорию РФ, то согласно статье 160 НК РФ налоговая база определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств-членов ТС (п. 1 статьи 72 ТК ТС). Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов ТС. В соответствии с а 3 статьи 72 ТК ТС размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Пункт 2 статьи 72 ТК ТС по вопросу установления ставок сборов делает отсылку на национальное законодательство. Статья 130 Закона вопрос установления ставок таможенных сборов делегирует Правительству РФ, но устанавливает следующие ограничения:
- размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100000 рублей;
- при вывозе из РФ товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ставки сборов не могут зависеть от стоимости таких товаров;
- при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки сборов не могут зависеть от стоимости товаров.
Частью 5 статьи 130 Закона установлены ставки сборов за таможенное сопровождение, частью 6 — ставки сборов за хранение на СВХ таможенного органа.
Эффективность таможенного регулирования в ЕАЭС напрямую зависит от администрирования уплаты ТП. Государства-участники ЕАЭС стремятся к формированию общих принципов зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, взимания косвенных налогов и таможенных сборов. Поэтому взаимодействие государств-участников ЕАЭС по вопросам ТП при взаимной торговле оказывает непосредственное влияние на развитие наших национальных экономик.
2. Анализ данных таможенной статистики внешней торговли, свидетельствующих о недостаточном поступлении таможенных платежей в федеральный бюджет
Взимание ТП является одной из основных функций таможенных органов РФ. ВТО признаёт одной из основных задач таможенных администраций сбор доходов (revenue collection). Доходы федерального бюджета, администрируемые таможенными органами, составляют более половины всех доходов бюджета. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция снижения доходности бюджета РФ, в т. ч. за счет снижения сумм таможенных доходов. Отметим, что только в 2013 г. российский ФБ недополучил от таможни несколько млрд долл. от расхождения между данными ФТС об импорте в Россию отдельных групп товаров и данными стран, их поставляющих, и от расхождения между данными ФТС об экспорте из России отдельных групп товаров и данными стран, их получающих [37] (рис. 1-2).
Иш-ГНЧ
фНГНШЕГИЪ^Ш^ 1
ькщ-нч
^1191 ас |-НЧ|
Томш:'« пт
1*1 [4«|
цк'ша^игигшлч
МИЩЯРНЧ [-НЧ|
и кШЛ Л ДГР Л:и)
Инне [-Ш)
П»Л)ЧН[ООЧ
Инмц-п)
I ЙЩГ1
Внцл
1-х >№111 ЧГ* >Я 1
ли
5 1С й а д х я
Рис. 1. Расхождения между данными ФТС об Рис. 2. Расхождения между данными ФТС об импорте в Россию отдельных групп товаров и экспорте из России отдельных групп товаров данн ыми стран, их поставляющих в 2013 г. и данн ыми стран, их получающих в 2013 г.
За апрель 2015 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 354,49 млрд руб. При этом за четыре месяца 2015 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 1567,87 млрд руб. [33]. Для сравнения: за апрель 2014 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 646,27 млрд руб. При этом за четыре месяца 2014 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2294,55 млрд руб. [33] (рис. 3).
Рис. 3. Динамика поступления таможенных платежей за апрель и с января по апрель 2015 г. в сравнении с динамикой за аналогичный период 2014 г. (млрд руб.)
Рис. 4. Объемы внешней торговли России за I квартал 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (млн долл. США)
Таким образом, собираемость ТП в апреле 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом
2014 г. упала на 45%. При этом собираемость таможенных платежей на первые четыре месяца
2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизилась на 32%. Данные сведения позволяют сделать вывод о том, что наметилась негативная тенденция, при которой снижение доходности федерального бюджета за счет поступления ТП набирает обороты, процент его потерь постепенно возрастает.
Статистика ФТС России показывает, что сумма таможенных доходов продолжает снижаться. За август 2015 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 451,81 млрд руб. (за август 2014 г. — 535,12 млрд руб.). За восемь месяцев 2015 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами,
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
составила 3171,5 млрд руб. (за восемь месяцев 2014 г. — 4458,13 млрд руб.).
Таким образом, в 2015 г. объем ТП, поступающих в федеральный бюджет (включая другие доходы бюджета, администрируемые таможенными органами), снизился почти на 30%. В этой связи назрела необходимость исследовать причины падения объемов поступления ТП в федеральный бюджет.
Причины падения объемов поступления ТП в федеральный бюджет. На снижение объемов ТП, поступающих в федеральный бюджет, непосредственное влияние оказывает следующие причины:
- нарушение ТЗ участниками ВЭД (применение «серых» схем таможенного контроля);
- снижение объемов внешней торговли.
Рассмотрим указанные причины подробнее:
1. Нарушение ТЗ участниками ВЭД (применение «серых» схем таможенного контроля). 1.1. Недобросовестными участниками ВЭД, таможенными представителями (либо фирмами, работающими без свидетельства на осуществление деятельности таможенного представителя, — так называемыми «серыми брокерами») зачастую используются «серые» схемы ввоза товаров, которые позволяют занижать сумму ТП.
В зависимости от вида ставки таможенной пошлины, установленной в отношении перемещаемых через таможенную границу ТЗ товаров, нарушения ТЗ происходят посредством недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, веса товаров либо количества товаров. Кроме того, зачастую недобросовестными участниками ВЭД используется недостоверное декларирование кода ТН ВЭД, от которого зависит ставка таможенной пошлины.
На практике чаще всего имеет место недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров как основы для исчисления ТП. Выступая 14 апреля 2015 г. на расширенном заседании коллегии Минфина России, председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова затронула проблему недостоверного декларирования таможенной стоимости в отношении дорогостоящего технологического оборудования, зерноуборочных комбайнов, автопогрузчиков, сельхозтехники, электронной техники. Также имеет место и занижение стоимости при экспорте, особенно водных биологических ресурсов, лома металлов, самих металлов [25].
Таможенные органы в рамках контроля таможенной стоимости осуществляют корректировку таможенной стоимости и доначисляют подлежащие уплате ТП. В рамках таможенного контроля применяется система управления рисками (СУР). Однако применение СУР имеет свои недостатки. Недобросовестные участники ВЭД «подгоняют» таможенную стоимость под профили рисков, при этом у них отпадает необходимость готовить полный комплект документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров. Участники ВЭД, которые пытаются заявить реальную, основанную на документах, таможенную стоимость (иногда ниже рисков), сталкиваются с решением таможенного органа о дополнительной проверке, досмотром, сложностями судебного и ведомственного доказывания заявленной таможенной стоимости.
1.2. Нарушения законодательства при ввозе товаров физическими лицами:
- Использование ввоза товаров физическими лицами как для личного пользования.
В соответствии с п. 2 статьи 352 ТК ТС к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Данной возможностью пользуются недобросовестные участники ВЭД, которые под видом физического лица перемещают товары, предназначенные для коммерческой деятельности, с целью получения льгот по уплате ТП (так называемые челночники). Подобные схемы применяются и при ввозе автомобилей физическими лицами из-за рубежа. Однако в настоящее время действует Соглашение от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТЗ», согласно которому одним из критериев, которым руководствуется таможенный орган при отнесении перемещаемых физическим лицом товаров к товарам для личного пользования, является частота пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу. Поэтому, в случае если физическое лицо перемещает через таможенную границу ТЗ несколько товаров (в т. ч. легковых автомобилей) в год, таможенный орган может сделать вывод о том, что ввозимый товар не относится к товарам для личного пользования.
- Интернет-торговля.
Объемы интернет-торговли из года в год увеличиваются. При этом детализированные расчеты указанных поступлений до сих пор отсутствуют, что не позволяет оценить их обоснованность. ФТС России данные дополнительные доходы при формировании прогнозов поступлений доходов в федеральный бюджет не учитывает [32].
1.3. Использование офшорных зон. Неуплата ТП имеет место вследствие ввоза на таможенную территорию ТС товаров по внешнеторговым контрактам, заключенным с компаниями, зарегистрированных в офшорных зонах. Для этого используются со стороны отправителя офшорные компании, а со стороны получателя — фирмы-однодневки, на которые оформляется ввоз товаров и которые по таможенной декларации официально являются их получателями.
В соответствии с заключением Счетной палаты РФ на проект Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. доля экспортных операций с офшорными странами в общем объеме экспорта из России составила в 2013 г. 47,5%, в январе-августе 2014 г. — 51%. Так, при экспорте водных биологических ресурсов в 2012-2013 гг. и I квартале 2014 г. 40% сделок оформлялись через офшоры. При этом внешнеторговые контракты с офшорными компаниями носят формальный характер — при экспорте практически все товары поступают из РФ не в офшорные территории, а в третьи страны (страны-получатели), аналогично при импортных операциях — поступают в РФ из третьих стран (страны происхождения), а не с территории офшорных зон
Средний уровень цен, по которым исполняются внешнеторговые офшорные контракты, ниже, чем при внешнеторговых контрактах, заключаемых напрямую с получателем товаров. В то же время нерешенность проблемы получения информации о бенефициарах офшорных компаний-контрагентов приводит к невозможности дополнительного взыскания доходов в бюджет таможенными и налоговыми органами. Таможенные органы в случае оформления сделки через офшор не располагают информацией о прибыли, получаемой офшорной организацией-посредником при дальнейшей реализации покупателю, к которому сразу поставляется товар, так и об ее аффилированности с российским продавцом [32].
По мнению специалистов Счетной палаты, в России отсутствуют законодательно закрепленные значимые экономические и налоговые стимулы для перехода организаций из офшорных зон в юрисдикцию РФ и отказа от использования российскими участниками ВЭД офшорных компаний для налоговой оптимизации и переноса центра уплаты налогов в низконалоговые территории.
2. Снижение объемов внешней торговли. При анализе факторов снижения доходности федерального бюджета в части собираемости ТП следует обратиться к таможенной статистике, которая на сегодняшний день отражает существенное падение общих объемов внешней торговли России, как импорта, так и экспорта за первый квартал 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (рис. 4).
Данные табл. и гистограмма (рис. 5) отражают падение внешней торговли России как с зарубежными странами, так и со странами СНГ и ЕАЭС. Внешняя торговля России в целом сократилась почти на 40% (по данным за I полугодие 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.). При этом наибольшие потери понесла внешняя торговля РФ со странами Европейского союза (оборот упал почти на 40%). В частности, импорт в Россию из стран ЕС сократился на 45%, что, в т. ч., связано с введением в 2014 г. антироссийских экономических санкций со стороны стран ЕС и ответными санкциями России. Кроме того, на снижение объемов внешней торговли значительное влияние оказал финансово-экономический кризис и девальвация российской национальной валюты.
Таблица
Внешняя торговля РФ по основным странам и группам стран (млн долл. США)
Регион Январь - июнь 2014 г. Январь - июнь 2015 г. Темпы роста, %
Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт
Весь мир 397993,1 255576,9 142416,2 268514,7 181778,3 86736,4 67,5 71,1 60,9
ЕС 196722,6 137590,8 59131,8 123427,5 90896,0 32531,4 62,7 66,1 55,0
АТЭС 102160,0 50986,7 51173,3 74195,8 40964,6 33231,2 72,6 80,3 64,9
СНГ 52676,1 35515,0 17161,1 32581,4 22487,6 10093,7 61,9 63,3 58,8
ЕАЭС 27477,4 17486,8 9990,6 20086,8 13376,1 6710,7 73,1 76,5 67,2
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННИК ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
Рис. 5. Оборот внешней торговли РФ за Iполугодие 2015 г. (по сравнению с Iполугодием 2014 г.)
Следует отметить, что тенденция сокращения объемов внешней торговли России со странами ЕС является негативной в связи с тем, что в страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает ЕС как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в январе-июне 2015 г. приходилось 46,0% российского товарооборота (в январе-июне 2014 г. — 49,4%), на страны СНГ — 12,1% (13,2%), на страны ЕАЭС — 7,5% (6,8%), на страны АТЭС — 27,6% (25,7%) [33].
Факторы, оказавшие влияние на снижение объемов внешней торговли России:
- Неблагоприятные условия для ведения бизнеса в России, в т. ч. для участников внешнеторговой деятельности. Так, согласно рейтингу Doing business, ежегодно публикуемому Всемирным банком, Россия в 2015 г. заняла 62 место среди 189 стран мира, участвующих в рейтинге. При этом по показателю «Международная торговля» Россия в 2015 г. заняла 155 место, опустившись на одну позицию по сравнению с рейтингом 2014 г., когда Россия занимала 154 место [26].
- Финансово-экономический кризис в России, выразившийся, в т. ч., в падении промышленного производства (в январе 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. составило 21% (против 18% в 2014 г.)); снижении потребительского спроса в России (объем розничной торговли в феврале 2015 г. снизился на 7,7%); высоком уровне инфляции и проценте банковского кредитования; падении курса национальной валюты и пр.
- С 2014 г. внешнеэкономическая деятельность России осуществляется в условиях экономических санкций, введенных против России в связи с украинским кризисом.
- Ответные санкции со стороны России: наметилась тенденция «ухода в тень» значительной части внешней торговли России, что частично связано с введением Россией продовольственного эмбарго в торговле определенными группами продовольственных товаров со странами ЕС и иными странами, одобрившими антироссийские санкции.
3. Исследование причин применения «серых» схем ввоза товаров
Для того чтобы минимизировать возможность применения «серых» схем ввоза товаров, необходимо проанализировать причины, побуждающие участников ВЭД прибегать к нарушению ТЗ. Рассмотрим некоторые из них:
- избыточная налоговая нагрузка на участников ВЭД;
- отсутствие четких правовых норм, обеспечивающих быстрое и качественное совершение таможенных операций и способствующих соблюдению участниками ВЭД ТЗ.
Рассмотрим указанные причины подробнее:
1. Избыточная налоговая нагрузка на участников ВЭД. Несмотря на поэтапное снижение ставок ввозных таможенных пошлин в связи с членством России в ВТО с августа 2012 г., главным образом попытки занижения сумм, подлежащих уплате ТП, происходят по причине избыточной налоговой нагрузки на участников ВЭД. Помимо ввозной и вывозной таможенной по-
шлины ТЗ выделяются следующие виды ТП:
- НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
- акциз (акцизы), взимаемые (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
- таможенные сборы (статья 70 ТК ТС).
Если сравнивать налоговую нагрузку на участников ВЭД в России и, например, Казахстане, то в России ставка НДС составляет 18% (при этом льготные ставки 0 и 10%), а в Казахстане общая ставка НДС, применяемая к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта, составляет 12% (статья 268 НК Республики Казахстан). Следовательно, для резидентов Казахстана условия ведения ВЭД являются более благоприятными, чем для российских предпринимателей. Принцип резидентства в ЕАЭС будет отменен с 01 января 2020 г., при этом до сих пор неясно, каким будет порядок взимания косвенных налогов. В частности, по какой ставке будет взиматься НДС — 18%, как в России, или 12%, как в Казахстане (если ввоз на территорию России осуществляет казахстанская фирма)? По мнению министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимира Гошина, если представить возможность уплаты НДС в стране регистрации импортера, нужно создавать единую базу таможенных и налоговых служб государств союза по контролю за предоставленной отсрочкой и уплатой налога [19].
С помощью ставок Единого таможенного тарифа ТС таможни стран-участниц ТС выполняют как фискальную, так и протекционистскую функции, которые до сих пор сохраняют свою актуальность. Действительно, фискальная функция в современных условиях имеет огромное значение, поскольку обеспечивает наполняемость федерального бюджета. Например, по данным Минфина и ФТС России, по состоянию на 30 декабря 2014 г. сумма доходов, админи-стрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от ВЭД и от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, составила 7285,20 млрд руб. (доходы от ВЭД — 5463,4 руб.; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 2884,6 руб.; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, — 2702,2 руб.; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, — 1821,8 руб.; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — 445,6 руб.; прочее — 1179,2 руб.) [29], что составляет 50,25% всех доходов федерального бюджета, т. е. более половины (рис. 6). Очевидна зависимость бюджета страны от выполнения таможенными органами своей фискальной функции, и, казалось бы, чем выше налоговые ставки, тем полнее будет бюджет.
□ Доходы от ВЭД и налоги на товары, ввозимые в РФ
□ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
□ Налоги на товары, (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
□ Доходы от использования имущества, находящегося в государств. и муницип. собственности
| Прочее
Рис. 6. Структура доходов федерального бюджета за 2014 г. (млрд руб.)
Вместе с тем в современных условиях все большую важность приобретает регулирующая функция таможенной службы. Так, согласно статье 12 Федерального закона о таможенном регулировании в РФ, таможенные органы содействуют развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей ее субъектов, ускорению товарооборота, а также развитию экспортного и транзитного потенциала страны. Причем развитие внешней торговли РФ должно осуществляться посредством совершенствования деятельности таможенных органов, повышения
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
качества таможенных услуг, что, в свою очередь, положительным образом скажется и на собираемости ТП.
Избыточная налоговая нагрузка на участников ВЭД, высокие ставки таможенных пошлин и налогов могут спровоцировать снижение их деловой активности — при этом количество перемещаемых через таможенную границу товаров сократится. Следовательно, снизится база для начисления таможенных пошлины и налогов, что, в свою очередь, негативным образом повлияет на поступление ТП в федеральный бюджет.
Более того, снижение объемов внешней торговли России отрицательно может сказаться на состоянии конкуренции в России. Конкуренция способствует развитию новых производств, их инновационной активности, улучшению качества продукции в стране и снижению цен на нее. Поэтому одной из приоритетных задач российской экономической политики является стимулирование конкуренции. Снижение количества и ассортимента недорогих и качественных иностранных товаров негативным образом сказывается на состоянии и развитии конкуренции в стране. Неблагоприятная конкурентная среда, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии экономики в целом, включая развитие промышленности, сельского хозяйства, уровне потребления, ВВП страны.
Единая таможенная территория (ЕТТ) предусматривает неприменение во взаимной торговле таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов), мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; в рамках ЕТТ действуют Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной [7]. Это означает, что товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между странами-участницами ЕАЭС, имеют большее конкурентное преимущество, чем товары, ввозимые, например, в ЕАЭС из стран ЕС.
Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе избыточная налоговая нагрузка на участников ВЭД негативным образом сказывается на состоянии внешней торговли России, состоянии конкуренции, а следовательно, на экономическом росте страны в целом. И наоборот — снижение бремени по уплате таможенных пошлин и налогов будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения ВЭД и росту доходности федерального бюджета.
2. Отсутствие четких правовых норм, обеспечивающих быстрое и качественное совершение таможенных операций и способствующих соблюдению участниками ВЭД таможенного законодательства. На сегодняшний день до сих пор существуют пробелы в ТЗ ТС, заполнение которых будет способствовать более открытой и прозрачной работе таможенных органов и участников ВЭД. Например, отсутствует единый механизм зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин в бюджет. По этой причине только в 2013 г. не поступили ТП в отношении меди рафинированной в размере более 300 млн руб. (расчетно) [32].
До сих пор не разработан порядок отложенного определения таможенной стоимости. Пунктом 5 ст. 64 ТК ТС и ст. 11 Соглашения установлено, что, если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов, исходя из заявленной таможенной стоимости. Случаи отложенного определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев утверждаются решением ЕЭК. На данный момент такого решения нет, в связи с чем процедура отложенного определения таможенной стоимости не применяется. Иной порядок, позволяющий рассчитать таможенную стоимость товаров при уплате лицензионных платежей в форме роялти, также отсутствует.
Кроме того, отсутствует методика расчета лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров, которая действовала бы на всей таможенной территории ТС. Такая методика действует лишь на территории Белоруссии, поскольку ГТК Белоруссии издал приказ от 22.10.2014 г. № 527-ОД, в соответствии с которым приводится методика расчета лицензионных платежей для тех случаев, когда в лицензионном договоре не установ-
лены фиксированные суммы лицензионных платежей (роялти), они неизвестны и не могут быть рассчитаны на момент декларирования товаров.
(продолжение следует)
Литература
1. Бондаренко, Н. П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ». 2014. (Серия «Учебный курс»).
2. Васильева, Н. А., Лагутина, М. Л. Концепт «Евразийский экономический союз» как новая интеграционная парадигма // Управленческое консультирование. 2013. № 10(58). С. 78-89.
3. Глазьев, С. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России : запуск механизмов // Российский экономический журнал. 2009. № 11, 12.
4. Годовой отчет ЕЭК о своей деятельности в 2014 г. и планах на 2015 г. — М., 2010. — URL : http:// www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_ar2014.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
5. Данильцев, А. В., Данилова, Е. В. и др. Основы торговой политики и правила ВТО. — М., 2015. — URL : http://www.wcoomd.org/home_about_us_strategic_plan.htm, свободный. — Загл. с экрана.
6. Делягин, М. Г. Из СНГ в ВТО : крестный путь постсоветского пространства // Независимая газета. 2008. № 4. С. 18-21.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе от 21.05.2014. — М., 2015. — URL : http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264 (дата обращения 05.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
8. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (подписан в г. Душанбе 06.10.2007) / Собрание законодательства РФ. 21.03.2011. № 12, ст. 1552 //Бюллетень международных договоров. 2011. № 7.
9. Дохолян, А. С. Стратегия комплексного инновационного развития как основа эффективной экономической и социальной политики региона / А.С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 2. С. 55-64.
10. Дохолян, С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социоэкономикоэкологической системы / С.В. Дохолян, А.М. Садыкова, А.С. Дохолян // Апробация. 2015. № 5. С. 60-66.
11. Дохолян, С. В. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики / С.В. Дохолян, В. З. Петросянц, А .М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 78-84.
12. Дохолян, С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики //Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 139-144.
13.Дохолян, С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона //Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 14-22.
14. Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525.
15. Зоидов, К. Х., Ионичева, В. Н., Кобил, Ш. Моделирование опыта участия в ВТО стран постсоветского пространства в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности. Часть I //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 2(52). С. 97-116.
16. Зоидов, К. Х., Ионичева, В. Н., Кобил, Ш. Моделирование опыта участия в ВТО стран постсоветского пространства в условиях интеграции в рамках ЕАЭС и нестабильности. Часть II// Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 3(53). С. 87-105.
17. Зоидов, К. Х., Ионичева, В. Н., Медков, А. А. Современные проблемы и перспективы развития Евразийской экономической интеграции в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9(47). С. 247-258.
18. Ивантер, А. Серые зоны Таможенного союза. 20.01.2014 // Эксперт. — М., 2015. — URL : http:// expert.ru/expert/2014/04/seryie-zonyi-tamozhennogo-soyuza--rezultat-nedointegratsii/, свободный. — Загл. с экрана.
19. Интервью министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимира Гошина. — М., 2015. — URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-05-2015-2.aspx (дата обращения 10.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
20. Информационный портал Государственной таможенной службы при Правительстве Республики Киргизии. — Бишкек, 2015. — URL : http://www.customs.kg/, свободный. — Загл. с экрана.
21. Информация Банка России от 27.06.2012. — М., 2015. — URL : http://www.cbr.ru/press/PR.aspx? file=120627_180506intern1.htm (дата обращения 09.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
22. Каульбарс, А. А. Разработка комплексного подхода к оценке существующих рисков недостоверного декларирования товаров. — М., 2015. — URL : http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/ SSPE/UNPAN028523.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
23. Козырин, А. Н. Таможенное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС : международный, наднациональный и национальный уровни //Право и экономика. 2013. № 3.
24. Методологический комментарий ЦБ РФ. — М., 2010. — URL : http://www.cbr.ru/statistics/ datastandard/metsm.pdf(дата обращения 11/06/2015), свободный. — Загл. с экрана.
25. Об итогах работы Минфина России за прошедший год и задачах на предстоящий период. — М., 2015. — URL : http://government.ru/news/17647/ (дата обращения 10.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ. ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
26. Официальный сайт Всемирного Банка. — М., 2010. — URL : http://www.worldbank.org., свободный. — Загл. с экрана.
27. Официальный сайт ЕЭК. — М., 2010. — URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/ memorandymi/Documents/Mem4.pdf., свободный. — Загл. с экрана.
28. Официальный сайт Международного статистического комитета СНГ. — М., 2010. — URL : http:// www.cisstat.com/ (дата обращения 11.05.2015), свободный. — Загл. с экрана.
29. Официальный сайт Минфина России. — М., 2015. — URL : http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения 04.06.2015), свободный. — Загл. с экрана.
30. Официальный сайт Минэкономразвития России. — М., 2015. — URL : http://economy.gov.ru., свободный. — Загл. с экрана.
31. Официальный сайт Росстата. — М., 2015. — URL : http://www.gks.ru., свободный. — Загл. с экрана.
32. Официальный сайт Счетной палаты России. — М., 2015. — URL : http://www.ach.gov.ru/activities/ audit-of-the-federal-budget/19290/, свободный. — Загл. с экрана.
33. Официальный сайт ФТС России. — М., 2015. — URL : http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=20992:2015-05-07-07-01-05&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099, свободный. — Загл. с экрана.
34. Петросянц, В. З. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, А.С. Каллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1. С. 4—17.
35. Пухов, С. Почему растет «серый» импорт? // Кризис. Государство. Бизнес. 2009. № 22.
36. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс : учебное пособие ; под общ. ред. С.Ю. Глазьева и Т.А. Мансурова. — М. : Митель Пресс, 2011.
37. Результаты исследования данных внешнеторговой статистики в соответствии с методикой определения полноты собираемости таможенных платежей за 2013 г. — М., 2015. — URL : http:// www.rbc.ru/politics/24/09/2015/560443a39a79475c70e30b30, свободный. — Загл. с экрана.
38. Смитиенко, Е. О. Занижение таможенной стоимости товаров в России : оценка масштабов и финансовых потерь //Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. С. 35—40.
39. Статистика международной торговли товарами : концепции и определения. — М., 2010. — URL : http://www.un.org/ru/publications/pdfs/intl_trade_concepts_2010_rus.pdf // Дата обращения 11.06.2015, свободный. — Загл. с экрана.
40. Табаков, В. А. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности России в условиях международной экономической интеграции // Сборник материалов международной научно-практической конференции 19—20 ноября 2014 г. «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспект реализации механизма "единого окна "».
41. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
42. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) о таможенном регулировании в РФ // Российская газета. № 269, 29.11.2010 ; Собрание законодательства РФ. 9.11.2010, № 48, ст. 6252 ; Парламентская газета. № 63. 03-09.12.2010.
43. Хейфец, Б. А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС : модернизационный аспект. — М., 2011.
44. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Медков, А. А., Ионичева, В. Н. Институциональные и организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Часть I//Экономическая наука современной России. 2015. № 3(70). С. 81-95.
45. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Медков, А. А., Ионичева, В. Н. Институциональные и организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Часть II // Экономическая наука современной России. 2015. № 4
(71).
46. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Медков, А. А., Ионичева, В. Н. Институционально-организационные особенности трансграничных перевозок грузов в условиях интеграции на постсоветском экономическом пространстве. Часть I // Экономика региона. 2015. № 3. С. 188-204.
47. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Медков, А. А., Ионичева, В. Н. Институционально-организационные особенности трансграничных перевозок грузов в условиях интеграции на постсоветском экономическом пространстве. Часть II// Экономика региона. 2015. № 4. С. 249-259.
48. Цветков, В. А., Чуев, А. В., Зоидов, К. Х. и др. Администрирование внешнеторговых грузопотоков // Труды ЭАЦ «Модернизация». Вып. 7. — М. : ЭАЦ «Модернизация», 2013.
49. Шокаманов, Ю. К. Евразийская экономическая комиссия. «О деятельности Евразийской экономической комиссии в сфере статистики». — М., 2010. — URL : http://www.eurasiancommission.org/., свободный. — Загл. с экрана.
50. Электронный ресурс Группы Всемирного Банка Doing business. — М., 2010. — URL : http:// russian.doingbusiness.org., свободный. — Загл. с экрана.
References:
1. Bondarenko, N. P. Customs-tariff regulation of foreign trade. — M. : ICC «March»; Rostov n/D : Publishing center «March». 2014 (Series «Training course»).
2. Vasilieva, N. A., Lagutina, M. L. The concept of the «Eurasian economic Union» integration as new para-
digm //Management consulting. 2013. No. 10(58). P. 78—89.
3. Glazyev, S. The Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia : triggering mechanisms // Russian economic journal. 2009. No. 11,12.
4. Annual report of the ECE on its activities in 2014 and plans for 2015. — M., 2010. — URL : http:// www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_ar2014.pdfjree. — The ingestion. screen.
5. Danilychev, A. V., Danilova, E. V., etc. The Basics of trade policy and WTO rules. — M., 2015. — URL : http://www.wcoomd.org/home_about_us_strategic_plan.htm free. — The ingestion. Screen.
6. Delyagin, M. G. From the CIS to the WTO : the way of the cross post-Soviet space // Independent newspaper. 2008. No. 4. P. 18-21.
7. The Treaty on the Eurasian economic Union dated 21.05.2014. — M., 2015. — URL : http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264 (05.06.2015), free. — The ingestion. Screen.
8. The agreement on creation of uniform customs territory and formation of customs Union (signed in Dushanbe 06.10.2007) //Collection of legislation of the Russian Federation. 21.03.2011. No. 12. P. 1552 ; Bulletin of international treaties. 2011. No. 7.
9. Dokholyan, A. S. A comprehensive Strategy of innovative development as the basis for effective economic and social policy of the region / A.S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. 2011. No. 2. P. 55-64.
10. Dokholyan, S. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-ecological systems /S. V. Dokholyan, M.A. Sadykov, A.S. Dokholyan // Testing. 2015. No. 5. P. 60-66.
11. Dokholyan, S. V. Methodological aspects of forming the regional social and economic policy / S.V Dokholyan., V.Z. Petrosyants, A.M. Sadykov // Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 3. P. 7884.
12. Dokholyan, S. V. Strategic approach to the formation and implementation of regional socio-economic policy //Economics and entrepreneurship. 2013. No. 9. P. 139-144.
13. Dokholyan, S. V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems of the region // Economics and entrepreneurship. 2011. No. 6. P. 14-22.
14. Unified methodology of conducting customs statistics of foreign trade and statistics of mutual trade of member States of the Customs Union, approved. The decision of the Customs Union Commission of 28 January 2011. No. 525.
15. Zoidov, K. Kh., Ioncheva, V. N., Kobil, Sh. Simulation of the experience of participation in the WTO postSoviet countries in terms of integration within the EEU and instability. Part I // Regional problems of transformation of economy 2015. No. 2(52). P. 97-116.
16. Zoidov, K. Kh., Ioncheva, V. N., Kobil, Sh. Simulation of the experience of participation in the WTO postSoviet countries in terms of integration within the EEU and instability. Part II // Regional problems of transformation of economy. 2015. No. 3(53). P. 87-105.
17. Zoidov, K. Kh., Ioncheva, V. N., Medkov, A. A. Modern problems and prospects of development of Eurasian economic integration in the conditions of instability // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 9(47). P. 247-258.
18. Ivanter, A. Grey zones in the Customs Union. 20.01.2014 // Expert. — M., 2015. — URL : http://expert.ru/ expert/2014/04/seryie-zonyi-tamozhennogo-soyuza--rezultat-nedointegratsii/free. — The ingestion. screen.
19. Interview with the Minister for customs cooperation Vladimir Goshin. — M., 2015. — URL : http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-05-2015-2.aspx (10.06.2015), free. — The ingestion. screen.
20.Information portal of the State customs service under the Government of the Republic of Kyrgyzstan. — Bishkek, 2015. — URL : http://www.customs.kg/free. — The ingestion. screen.
21. Information Bank of Russia 27.06.2012. — M., 2015. — URL : http://www.cbr.ru/press/PR.aspx? file=120627_180506intern1.htm (09.06.2015), free. — The ingestion. screen.
22. Kaulbars? A. The development of an integrated approach to the assessment of existing risks of false Declaration of goods. — M., 2015. — URL : http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/SSPE/ UNPAN028523.pdf. free. — The ingestion. screen.
23. Kozyrin, A. N. Customs regulation in the EurAsEC customs Union : international, supranational and national levels of Law and Economics. 2013. No. 3.
24. Methodological review of the CBR. — M., 2010. — URL : http://www.cbr.ru/statistics/data_standard/ met_sm.pdf (11/06/2015), free. — The ingestion. screen.
25. The outcome of the work of the Ministry of Finance over the past year and goals for the coming period. — M., 2015. — URL : http://government.ru/news/17647/(accessedon 10.06.2015), free. — The ingestion. screen.
26. The official website of the World Bank. — M., 2010. — URL : http://www.worldbank.org., free. — The ingestion. screen.
27. The official website of the EEC. — M., 2010. — URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/memorandymi/Documents/Mem4.pdf., free. — The ingestion. screen.
28. Official website of the International statistical Committee of the CIS. — M., 2010. — URL : http:// www.cisstat.com/ (accessed on 11.05.2015), free. The ingestion. screen.
29. The official website of the Ministry of Finance. — M., 2015. — URL : http://info.minfin.ru/fbdohod.php (04.06.2015), free. — The ingestion. screen.
30. The official website of the Ministry of economic development. — M., 2015. — URL : http:// economy.gov.ru., free. — The ingestion. screen.
31. Official website of Rosstat. — M., 2015. — URL : http://www.gks.ru., free. — The ingestion. Screen.
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Ионичева В.Н.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННИК ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА ОСНОВЕ - ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ЧАСТЬ I -
32. The official website of the audit chamber ofRussia. — M., 2015. — URL : http://www.ach.gov.ru/activities/ audit-of-the-federal-budget/19290/free. — The ingestion. screen.
33. Official website of FCS of Russia. — M., 2015. — URL : http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=20992:2015-05-07-07-01-05&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099free. — The ingestion. screen.
34. Petrosyants, V. Z. Econometric model forecasting and scenarios for the modernization of the regional economy / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, A.S. Kulaeva // Regional problems of transformation of economy. 2008. No. 1. P. 4017.
35. Pukhov ,S. Why is «grey» import? // Crisis. State. Business. 2009. No. 22.
36. Regulation of foreign trade of the Customs Union within the EurAsEC : the textbook ; under the editorship of S. Yu. Glaziev and T. A. Mansurov. — M. : Metal Press, 2011.
37. The results of the research data of foreign trade statistics in accordance with the method of determining the completeness of collection of customs payments for 2013. — M., 2015. — URL : http://www.rbc.ru/ politics/24/09/2015/560443a39a 794 75c 70e3 0b3 0 free. - The ingestion. screen.
38. Smitienko, E. O. Understating of customs cost of the goods in Russia : assessment of the extent offinancial loss and // Audit and financial analysis. 2009. No. 3. P. 35-40.
39. Statistics of international trade in goods: concepts and definitions. — M., 2010. — URL : http:// www.un.org/ru/publications/pdfs/intl_trade_concepts_2010_rus.pdf// accessed on 11.06.2015, free. — The ingestion. screen.
40. Tabakov, V. A. Assistance to foreign economic activity and ensuring economic security ofRussia in conditions of international economic integration // Proceedings of the international scientific-practical conference 19U20 November 2014 «Prospects of the customs legislation of the Customs Union (international and regional experience) and technological aspects of realization of mechanism of "single window "».
41. Customs code of the customs Union (Annex to the Agreement on the Customs code of the Customs Union adopted by the Decision of the EurAsEC Interstate Council at the level of heads of state from 27.11.2009 № 17) (as amended as of16/04/2010) // The Collection of RF legislation. 13.12.2010. No. 50. Article 6615.
42. Federal law of27.11.2010 № 311-FZ (as amended on 30.12.2012) «On customs regulation in the Russian Federation» //Rossiyskaya Gazeta. No. 269 29.11.2010 ; The Collection of RF legislation. 9.11.2010. No. 48. Item 6252 ; Parliamentary newspaper. 2010. No. 63, 03-09.12.
43. Kheifets, B. A. Russian business in EurAsEC countries : modernization aspect. — M., 2011.
44. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A., Ioncheva, V. N. Institutional and organizational problems of customs regulation of export-import and transit cargo transportation in the Eurasian economic Union. Part I// Economic science of modern Russia. 2015. No. 3(70). P. 81 095.
45. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A., Ioncheva, V. N. Institutional and organizational problems of customs regulation of export-import and transit cargo transportation in the Eurasian economic Union. Part II // Economic science of modern Russia. 2015. No. 4(71).
46. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A., Ioncheva, V. N. Institutional and organizational features of cross-border transport of goods in the integration ofpost-Soviet economic space. Part I // Economy of region 2015. No. 3. P. 1880204.
47. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A., Ioncheva, V. N. Institutional and organizational features of cross-border transport of goods in the integration of post-Soviet economic space. Part II // Economy of region 2015. No. 4. P. 2490259.
48. Tsvetkov, V. A., Chuev, A. V., Zoidov, K. Kh., etc. The administration of the trade flows / Proceedings of EAC «Modernization». Vol. 7. — M. : EAC «Modernization», 2013.
49. Shokamanov, Yu. K. The Eurasian economic Commission. On the activities of the Eurasian economic Commission in the field of statistics. — M., 2010. — URL : http://www.eurasiancommission.org/., free. — The ingestion. screen.
50. Electronic resource of the world Bank Group Doing business. — M., 2010. — URL : http:// rus-sian.doingbusiness.org., free. — The ingestion. screen.